„Христос рождается, славите!"
В музее древнерусского искусства Остроухова в Москве поражала одна икона не красотою форм, не яркостью ликующих красок, там все иконы — шедевры в этом отношении, а своим содержанием. Неизвестный иконописец поставил себе грандиозную задачу: изобразить на иконе христианское понимание всемирной истории. В середине верхнего края иконы изображена как бы спускающаяся книзу волна, в центре которой Бог Отец простирает на своих руках Своего Сына, как бы посылая его в мир. Такая же волна, но поднимающаяся кверху, изображена и в нижнем крае иконы. В центре ее — тело ветхого Адама, погребенного в земле, а в груди трупа — красный круг, в котором зарождается тело Христа-Младенца. Эти две волны, верхняя и нижняя, идут на встречу друг другу. На среднем плане иконы изображены сцены из земной жизни Иисуса Христа. В четырех углах — евангелисты, записывающие в Евангелиях совершающиеся перед ними земные события. Но евангелисты изображены с поднятыми кверху головами; их глаза устремлены на верхнюю волну. Они описывают исторические факты, совершившиеся в определенной точке земли, в определенной точке времени, но не в их конечной и временной раздробленности, а в том вечном смысле, который претворяет преходящие факты в вечное. В чем же, с точки зрения христианского художника, вечный смысл всемирной истории? — В рождестве Христа, в мире и любви Бога Отца, посылающего в мир Своего Сына, в постепенном сближении двух волн, верхней и нижней. История — рождение Христа в человечестве и во всем мире. Иисус Христос родился в Вифлиеме более двух тысяч лет тому назад. Это — с точки зрения времени. Но он рождается и в сердцах людей, и это — с точки зрения вечности. Его вечное рождение есть возрождение мира и человечества, есть смысл всемирной истории, которая должна закончиться воскресением мертвых и преображением всего космоса. При рождении Христа в Вифлиеме ангелы пели пророческую песнь: «Слава в вышних Богу и на земле — мир, в человецех — благоволение». Та же песнь раздастся и в конце всемирной историии, но не как пророчество, а как осуществление мира и благоволения в мире, и эту «Осанну» вместе с ангелами воспоют тогда все люди, а с ними и весь преображенный мир.
Всемирная история не есть непрерывное движение вперед к рождению Христа в мире. В ней совершались грандиозные катастрофы: В начале христианской эры рухнул древний мир; на его место зародилось средневековье. В 15—16 столетиях рухнуло средневековье и зародилась так называемая новая культура. Сейчас мы переживаем третью катастрофу во всемирной истории и нарождение новой жизни и нового мира.
Всматриваясь в эти пережитые человечеством катастрофы, мы видим, что им всегда предшествовала река атеизма, размывавшая все устои человеческой жизни и разлагавшая моральную личность человека. Атеизм, развращение, разъединение людей и ненависть их друг к другу — характерная черта конца греко-римского мира. Казалось, потоки грязи готовы были потопить человечество. Но в Вифлиеме, в вертепе, две тысячи лет тому назад родился предвечный Сын и Неприступный нашел место в яслях. Пастухи и волхвы первые пришли поклониться Ему и первые приняли Его в свои сердца. Они — маленький кристалик, первая ячейка будущей Церкви Христовой, рождающегося Тела Христова. Мир спасен от потопа. Церковь начала расти, приобщая к Телу Господню все новые и новые ячейки.
Но с ростом церкви в мире ослаблялась глубина внутреннего перерождения человека. Средневековье слишком оторвалось от жизни, и небо оторвало от земли, слишком устремилось от земли к небу, от реально-конкретного к абстракциям, слишком увлеклось тонкими расчленениями и построениями отвлеченных понятий, забыв о преклонении неба к земле, о вочеловечении Сына Божия. В результате этого вместо мира на земле и благоволения в в человецах загорелись костры инквизиции. Это — канун краха средневековья.
Но Христос снова рождается в сердцах людей. На западе возникают религиозные движения; на востоке, и прежде всего в России, народ, крестившийся при Владимире, но еще долго остававшийся погруженным в язычество, постепенно воспринимает Христа в свое сердце и создает небывалое религиозное творчество в архитектуре, в живописи, в лирике. С рождением Христа в сердцах людей мир снова возрождается.
Проходят века и Христос опять становится гонимым. Порвав с абстракциями, человечество ушло в противоположную крайность, погрузилось в материю, прилепилось к земной жизни и к земным радостям, отвергнув не только средневековое, но и всякое небо. Рождающийся Христос удален из сердца. Снова — ненависть в мире и потоки крови заливают несчастную землю, грозя утопить в ней все человечество. Но Христос родился в Вифлиеме и склонил небо к земле. И это — навсегда. Его Церковь возникла и врата адовы не одолеют ее. Потопа больше не будет и человечество должно воскреснуть. На опыте, пережив крайности средневекового ухода в абстракции и ухода в материализм нового времени, оно сумеет объединить небо и землю; оно снова переживет рождение Христа в своем сердце. Убога и грязна душа современного человека. Но две тысячи лет тому назад Христос родился в вертепе и лежал в яслях для корма скота. Не погнушается Он и теперь родиться в нашей душе. Звезда, приведшая волхвов к Младенцу Христу, не погаснет. Она светит и будет светить до конца истории. Нужно только видеть этот свет и итти за ним. Он светит нам в нашей душе; он приведет нас ко Христу!
«Христос рождается, славите!» — рождается в нас, если мы только захотим этого. И в этом рождении Христа в нас — залог нашего спасения и нашего рождения для новой жизни, о которой пока пророчески будем петь: «Слава в вышних Богу и на земле — мир, в человецех — благоволение».
Новгородские святыни в Литве
27-го ноября в Литву в Векшнянский храм прибыли мощи св. угодников новгородских. Более 24-х лет православная церковь в СССР несла тяжелый крест гонения. Много святителей, тысячи пастырей и верующих через тюрьмы, ссылки и насильственную смерть отошли в жизнь вечную. Величественные соборы, храмы и обители превращались в склады, театры, музеи или вовсе разрушались, а Святые Мощи, чудотворные иконы были поруганы и осмеяны.
Подвергались такому же поруганию и святыни великого Новгорода, а древний Софийский собор был обращен в антирелигиозный музей.
После занятия великого Новгорода германскими войсками, церковная жизнь понемногу стала налаживаться, но, вследствие частых обстрелов города советской артиллерией, германским командованием было решено эвакуировать из города мирных жителей.
4-го июня 1942 года Софийский собор подвергся жесточайшему обстрелу и получил 18 пробоин, но мощи св. Угодника уцелели.
В виду возможности новых обстрелов, для сохранения св. мощей благочинный новгородского округа протоиерей о.Василий Николаевский начал хлопотать перед германским командованием о перевозке их в Георгиевский храм в Поозерье, находящийся в 15 км. от Новгорода.
Ходатайство протоиерея Николаевского увенчалось успехом; он получил из штаба командующего корпусом разрешение на перевозку св. мощей в Поозерье.
6-го сентября с/г. мощи новгородских Святителей в сопровождении протоиереев В.Николаевского и П.Чеснокова были эвакуированы в Поозерье. Всю дорогу от Новгорода до Можжевичей оба протоиерея совершали молебны. Жители деревень с большим религиозным подъемом встречали св. угодников Божьих и провожали их до места назначения. Около 4-х часов дня св. мощи прибыли в деревню Можжевичи, где их встретил крестный ход из Георгиевской церкви с настоятелем храма о. Федором Березниковским.
Как только раки со св. мощами были внесены в храм и установлены на приготовленные места, была отслужена всенощная, а на следующий день совершена литургия и молебен перед св. мощами.
Однако, не долго св. мощи новгородских Угодников почивали в Георгиевском храме. Новгородские жители, большей частью эвакуированные в Литву, вновь обратились за помощью к германским властям с просьбою эвакуировать русских св. Угодников в Литву, в целях большей безопасности для русских святынь. Германское командование и на этот раз пошло навстречу и предоставило вагон для эвакуации мощей в Векшняны.
Прибытие в Векшняны новгородских Святых вылилсь в большое торжество. Трудно описать молитвенный подъем, охвативший верующих богомольцев. При непрерывном пении и трезвоне церковных колоколов, св. мощи были внесены во храм, где сразу же был отслужен благодарственный молебен по случаю благополучного прибытия св. Угодников, а затем была отслужена всенощная.
В настоящее время Векшняны стали центром духовной жизни русских, преимущественно новгородских беженцев, не желающих расстаться со своими святынями. В Векшняны прибыли шесть рак с мощами следующих новгородских Святителей: новгородских епископов Никиты и Иоана, св. Мучеников Георгия, св. благов. князей: Федора, Владимира и Мтислава и св. кн. Анны.
Верующие новгородцы глубоко убеждены, что Векшняны будут последним местом упокоения св. Угодников до времени возвращения их в древнее место их почивания в храме ев Софии в Новгороде.
Десятилетие архипастырства
митрополита экзарха Сергия
16 октября, по случаю празднования десятилетия архипастырской деятельности Митрополита - Экзарха Сергия, в кафедральном соборе состоялась торжественная литургия, а после нее — молебен и чествование Экзарха Митрополита Сергия.
С юбилейной датой Владыку Экзарха поздравляли представители Латвии, Литвы и Эстонии, а также представители различных организаций. В произнесенных речах была отмечена неустанная деятельность юбиляра на благо Православной Церкви, организация и мудрое руководство Православной Миссии в восточных областях, организация Богословных курсов в Вильне, где подготавливаются пастыри осиротевших русских церквей. Все это — этапы большой и серьезной работы, усложненной трудными обстоятельствами военного времени.
Высокопреосвященпейшнй Экзарх Сергий, в миру Димитрий Николаевич Воскресенский, род. в 1897 году в Москве, в семье Протоиерея. Окончив духовную семинарию, ом поступил в Московскую Духовную Академию. Ему удалось прослушать два курса, т. к. в 1920 году Академия была ликвидирована. Тогда же он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета, но был исключен в 1922 году, как сын священника.
Вместе с жаждой образования, в будущем архипастыре крепло желание посвятить себя служению Церкви. В 1918 году ректор Академии, Архиепископ Феодор, переезжая в Данилов монастырь, взял с собою и Димитрия Николаевича Воскресенского, где он принял в 1925 г. монашество с именем Сергия. В 1925 же году инок Сергий был уже иеромонахом, а затем в 1930 году архимандритом. В 1933 году архимандрит Сергий был посвящен в сан епископа Коломенского. С 1937 года она уже — архиепископ Дмитровский, а в 1941 году, после смерти Митрополита Литовского Елевферия, архиепископ Сергий, с возведением в сан митрополита, назначается на Литовскую кафедру и одновременно с этим — на должность Экзарха Латвии и Эстонии.
Будучи в свое время весьма близким к покойному Патриарху Тихону, Митрополит Сергий, отчасти за эту близость, неоднократно подвергался преследованиям со стороны большевиков. Родители владыки также подвергались всяческим гонениям.
Ревностно преданный Церкви и заботящийся о духовных нуждах своей паствы, митрополит Сергий снискал к себе глубокое уважение и любовь среди самых широких слоев русского населения. Обладая природным даром слова, будучи человеком глубокого ума и высокой эрудиции, Владыка поражает и высоковдохновенным чувством своих проповедей. Нет ни одного русского общественного или благотворительного начинания, в котором Митрополит Сергий не принял бы самого деятельного участия. Благодаря его организационным способностям, церковная жизнь в освобожденных от большевизма областях приняла тот стройный и организованный характер, который мы наблюдаем в настоящее время.
О крестном ходе вокруг города Пскова
Старинный город Псков издревле был известен как один из центров России, где, наравне с Новгородом, была сосредоточена религиозная жизнь всего северо-западного края. Как и все древние русские города, Псков имеет много ценных исторических памятников, носящих, почти без исключения, религиозный характер или тесно связанных с религиозной жизнью русского народа, в частности — псковичей. Будучи пограничным городом, Псков на протяжении своего многовекового существования переживал и испытывал многократные нападения своих врагов и недругов, пытавшихся поработить себе эту твердыню Православия, сломить дух и подчинить себе псковичей, любящих свободу и свой родной город.
Проникнутые глубокой религиозностью, псковичи во все трудные и тяжелые годы обращались за помощью к Богу, и именно эта горячая молитва и сильная вера вдохновляла их к подвигам самопожертвования.
Некогда Псков был опоясан высокою стеною, служившей жителям города средством защиты от внезапных нападений неприятеля. Ежегодно с давних времен вокруг этой стены совершались крестные ходы, на которые стекались все жители города.
Подобная религиозная традиция была свято чтима псковичами, так как служила им залогом мирной и счастливой жизни в будущем, ибо, совершая вокруг стен крестный ход, псковичи тем самым испрашивали у Всевышнего защиту и покровительство городу и были убеждены в том, что Всевышний, видя их искренние молитвы, не откажет им в Своей помощи. Так было в старые времена, так было и в более позднее мирное время, вплоть до наступления большевицкого лихолетия, когда безбожная власть, изгонявшая из души русского человека все то, что было для него святым и неприкосновенным, запретила псковичам совершение крестного хода вокруг города. Последний крестный ход в городе Пскове был совершен в 1921 году и с тех пор, на протяжении более чем двадцати лет, псковичи были лишены подобного религиозного торжества, всегда вносившего ранее в их сердца мир и успокоение.
Приступая в этом году к организации крестного хода по городу, Управление Православной Миссии расчитывало па то, что, воскрешая славную религиозную традицию, дорогую сердцу каждого верующего псковича, этим самым удастся оказать умиротворяющее действие на взбудораженные настоящей войной и последними тревожными событиями умы жителей города.
Существующее в настоящий момент положение населения города, проживающего в неизвестности относительно и своего будущего, и будущего своего родного города, напоминает те тяжелые годины, которые и раньше приходилось переживать псковичам.
13 ноября с. г. Управление Православной Миссии с благословения Высокопреосвященнейшего ЭКЗАРХА вошло с ходатайством перед Германским командованием о разрешении крестного хода по улицам города, на что последнее и изъявило свое согласие.
Для оповещения населения о предстоящем торжестве было дано сообщение в Псковский радио-узел, так что к 21-му ноября, т. е. ко дню совершения крестного хода, большинство жителей уже было поставлено в известность.
21-го ноября во всех церквах города Пскова было приступлено к совершению богослужений. Первое, что бросилось сразу же в глаза, — это громадный наплыв молящихся во всех церквах без исключения и какая-то необыкновенная религиозная приподнятость.
Исходным центром крестного хода был, как и в прежние времена, Псковский Кафедральный собор, куда к 12 часам пришли крестные ходы из всех городских церквей, возглавляемые духовенством.
На соборной площади произошло объединение крестных ходов церквей: Верлаамовской, Димитриевской, Казанской, Любятовской и Алексеевской с крестным ходом Кафедрального собора. Общий крестный ход под колокольный звон, раздававшийся с колокольни Псковского собора, направился по улицам города.
Впереди крестного хода верующие несли чудотворные и наиболее чтимые псковичами иконы, взятые из местных церквей, а также мощи псковского князя Всеволода-Гавриила, причисленного Православной церковью к лику святых. За иконами следовало все Псковоградское духовенство, возглавляемое начальником Миссии протопресвитером о.Кириллом Зайц, затем сборный хор церковных певчих и молящиеся.
На всем своем пути в крестном ходе поддерживалась образцовая дисциплина и порядок, за которым следили сами же участники.
Из духовенства в крестном ходе принимали участие: Протопресвитер Кирилл Зайи, Протоиерей Николай Шенрок, Протоиерей Петр Жарков, священники: Федор Михайлов, Николай Жунда, Алексей Ионов, Георгий Бениксон, Иоанн Иванов, Андрей Кузьмин, Николай Десятинский и диакон Иоанн Преображенский. Маршрут крестного хода проходил по Великолуцкой, Застенной ул., Плехановской Горке, далее на Запсковье, где по набережной он направился к Троицкому мосту, соединяющему Запсковье с центральной частью города, и затем возвратился к собору, откуда крестные ходы, возглавляемые настоятелями, направились по своим церквам.
В крестном ходе принимало участие громадное количество верующих, пришедших на это торжество не только из самых отдаленных уголков города, но и из ближайших деревень. Резко бросалось в глаза большое наличие молодежи, также не пожелавшей остаться безучастными свидетелями этого грандиозного торжества.
Такого скопления народа Псков не видал уже многие годы и это наглядно еще раз доказало глубокую веру и религиозность русского человека. Следует прибавить, что на крестный ход все прибыли добровольно и не из простого любопытства, а ради искреннего желания самим быть его непосредственными участниками.
Этот крестный ход, вылившийся в грандиозное религиозное торжество, навсегда останется в памяти людей, принимавших в нем участие, и явится для будущих поколений показателем тех стремлений и упований русского народа, к которым тянулись сердца народа в переживаемые им тяжелые времена.
Нет сомнения, что этот крестный ход, как и следовало ожидать, внес некоторое успокоение в сердца псковичей и поддержит в них дух бодрости и надежду в будущем на благополучный исход нынешних бедствий и несчастий, происходящих в связи с настоящею войной.
Илья Семенович Остроухов и его иконы
«Есть две России: Россия видимости, грсщмада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз, с событиями, определенно начавшимися, определительно оканчивающимися, — Империя, историю которой изображал Карамзин, разрабатывал Соловьев, законы которой кодифицировал Сперанский. И есть другая — «Святая Русь», «матушка Русь», законов которой никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых непредвиден, начало — безвестно; то Россия живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искуственным сцеплением с другим, но силою собственного бытия, в него вложенного», — так писал В.В.Розанов в своей статье о психологии русского раскола (сборник статей «Религия и Культура» СПБ 1910 г. изд.2-ое стр.23).
Эта незримая Русь ютится не только в горбатых избенках деревушек, затерянных среди непроходимых лесов и недоступных болот; человек, обладающий даром прозрения, найдет ее и в маленьких домиках любого провинциального городка, и по большим дорогам, в хате русского крестьянина, если его жизнь не растоптана поступью современной цивилизации.
Проезжая по проселочным дорогам, вы можете заметить часовни и звонницы с размытой дождями окраской образов на стенах; на перекрестках дорог вам может попасться березовый корец с потускневшим ликом, а на кладбищах, обезрадовавших землю, — деревянные глыбы крестов с ветхими иконами, которые распяты на них; и даже теперь в крестьянских хатах, в самом почетном углу, на самом видном месте, вы часто можете встретить потемневший лик иконы.
Иная, незримая Русь, — пусть уходящая, покрытая пылью и втоптанная в грязь, — раскинута везде: в природе, в душе русского мужика, в архитектурном облике провинциального городка и деревни. Но видеть скорбный лик ее, чувствовать слабое сияние ее бледнеющих красок может только тот, кто наделен глубоким внутренним зрением.
Известный русский пейзажист Илья Семенович Остроухое принадлежал к числу немногих. Он вошел в историю национальной культуры, как самый выдающийся собиратель древних икон. Было и до него не мало хороших коллекционеров. Но многие из них смотрели на иконопись, как на саркофаг, где покоятся художественно выполненные мумии Руси, опрокинутой в прошлое.
Остроухое же, как, впрочем, и русский народ, верным сыном которого он был, видел в иконе зрительно осязаемый, воспринимаемый чувствами, образ Высшей Силы, которая породила и природу и человека.
Скитаясь из одного конца России в другой, выбирая поэтические пейзажи для своих картин, Остроухов разыскивал в деревнях и часовнях старинные иконы.
Ему удалось составить большую коллекцию, в которой находились довольно редкие иконы: Святой пророк Илья (Новгород 14 век), Вход Господень во Иерусалим (Новгород конец 15 века), Святой Семеон-Столпник (Новгород 15 век), Божия Матерь Умиления (Новгород 15 век), Святой Великомученник Георгий (Новгород 15 век), Святой Николай (с Житием, Новгород 15 век), Нерукотворный Спас (Новгород 10 век).
Значение деятельности Остроухова определяется тремя обстоятельствами: 1. Обладая большим чутьем, художник отбирал для своего собрания иконы исключительно эстетической ценности, редкостные по мастерству исполнения. 2. Наблюдательный глаз художника, умевшего чувствовать тончашие оттенки настроения русской природы, представлял собою как-бы эстетически рентгеновский аппарат: свет, им излучаемый проникал сквозь напластование потемневших красок, которыми богомазы позднейших эпох застлали первозданный образ, и прорезая наносы пыли н копоти, обезличивающие иконы, распознавал неуловимую для других музыку золотисто-бирюзовых, ликующе-красных и нежно-оранжевых красок, озарявших древний лик таинственным неземным сиянием.
Не случайно невзрачные на первый взгляд иконы остроуховского собрания, будучи расчищенными, совершенно неожиданно открывали новые миры поэтических образов и красок. 3. Иконы в его коллекции были подобраны таким образом, что олицетворяли собой историю национальной культуры, предоставленной памятниками древне-русской живописи.
К сожалению, личное собрание икон Остроухова — в том виде, как оно было задумано, этим до сих пор непревзойденным основоположником научного коллекционирования, до нас не дошло: часть образов была передана музеям Москвы и Ленинграда, часть перекочевали в Англию и Америку.
Разрушение остроуховского собрания - наглядный показатель варварского отношения большевиков к христианству и православной религии.
В. В о л х о в.
|