Вторник, 16.04.2024, 10:35
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 10/11/12 (15/16/17). Октябрь-ноябрь-декабрь 1943 г. 2-й год изд.

Чайковский в истории развития
духовной музыки
 
Петр Ильич Чайковский, один из крупнейших рус­ских композиторов второй половины IХ-го века, родился 25 апреля 1840 года. Необычайный слух и му­зыкальная память проявились в мальчике очень рано.
 
В 1848 году П.И.Чайковского отдали в пансион Шмерлинга в Москве, где он начал серьезно зани­маться музыкой. Через два года он поступил в учи­лище правоведения в Петербурге. По окончании его, П.И. был зачислен на службу в департамент юсти­ции. Однако, музыка настолько сильно влекла Чай­ковского, что он, отказавшись от юридической карь­еры, поступил в консерваторию, которую и окончил с серебряной медалью в 1865 году.
 
Весьма характерно, что, кик и большинство наших гениальных художников, писателей и поэтов, отдав­ших часть своего творчества церковным мотивам, Чайковским чутким ухом прислушивался к церковным песнопениям, и вот что он пишет в письме к своему другу:
«Вопросом Вашим о русской церковной музыке Вы задели мое больное место и мне пришлось бы исписать целую десть бумаги, чтобы надлежащим обра­зом ответить на Ваш вопрос. Нужен новый путь, а новый путь заключается в возвращении седой стари­ны и в сообщении древним напевам соответствующей гармонизации.»
Чайковский был захвачен церковной музыкой и создал то, что действительно затрагивало его чуткую душу музыканта. Чайковский написал «Литургию» и «Всенощную» в свободном гармоническом стиле, рассчитанном на большие певческие голосовые средства. Он решил способствовать освобождению церковного пения от чуждых элементов, глубоко вкоренившихся за последние десятилетня. Чайковский указывал сле­дующее: в
«Литургии», - говорит он, - я совер­шенно подчинился своему собственному артистиче­скому побуждению. «Всенощная» же будет попыткой возвратить нашей церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую.»
Творчество Чайковского в области церковной музыки можно назвать попыткой освобождения от под­ражания итальянской музыке и введения церковной музыки на путь свободного творчества, в духе древ­них национальных образцов.
 
Чтобы понять значение Чайковского в церковно-музыкальном творчестве, необходимо обернуться на историю русского церковного пения.
 
Среди древних церковных распевов православной русской церкви, знаменный распев — самый перво­начальный и древнейший. К XVII-му веку образовались и другие распевы, из них на первом месте сле­дует поставить демественный распев. Если знамен­ный распев являлся строгим и уставным, то демественное пенье являлось свободным, далеко отходя­щим от установленных образцов. С XVII-го века на­чинается сильное влияние польской и итальянской му­зыки. Поверхностно усвоенный польский портесный стиль в произведениях русских церковных композито­ров, под влиянием легкой оперной итальянской музыки вылился в певческую музыку русского разбора, широкой волной захватившую надолго русскую церковную музыку.
 
В конце XVIII и в начале XIX века заметны слабые попытки борьбы с усилившимся влиянием западной музыки на наше церковное пение, причем борьба эта имела целью восстановление древних напевов. Ряд крупных композиторов, как Турчанинов, и др., убежденно призывали отойти в церковном пении от итальянского стиля. Однако, эти попытки успеха не имели.
 
Гений Чайковского помог ему прорубить застояв­шийся лед и вывести русскую церковную музыку на новый путь. «Литургия» и «Всенощная» Чайковского, это — попытка внести свежую струю в застоявшуюся атмосферу русской музыки. Чайковский нашел но­вые слова, новый язьк, искренний и простой, содержательный и понятный. Он не искал для своего со­чинения какого-либо особенного стиля. Он написал его так же, как написал бы ряд больших хоров на религиозные сюжеты. Но он отступил от ставшего шаблоном старого стиля, стесняющего духовного композитора в ущерб его художественной свободе. Самый факт появления «Литургии» Чайковского ока­зался богатым по своим последствиям, установив ху­дожественную свободу в области духовной компо­зиции.
 
Не меньшее значение имеет выступление Чайков­ского, как композитора, во всеоружии современного музыкального мастерства. Чайковский силою своего музыкального авторитета обогатил церковную му­зыку, убедив всех, что она должна и может быть па высоте общих художественных требований. В этом смысле выступления Чайковского очень важны: после него наши русские композиторы уже не могут считать церковно-музыкальное творчество уступающим по своему значению и важности общим музыкальным задачам.
 
И, действительно, многие последователи Чайковского применяют свои силы и таланты служению му­зыке церковной. Такое участие в церковной музыке привело к необыкновенно плодотворному развитию художественной русской церковной музыки, причем большинство композиторов исходило и исходят в своем творчестве от стиля «Литургии» и «Всенощной Чайковского, продолжая вырабатывать наиболее цен­ный тип, восстанавливающий древние напевы.
 
В. Гарцева.
 
 
 
Жизнь православной миссии
 
Несмотря на близость фронта, на грохот орудий, верующие в освобожденных от боль­шевиков областях спешно залечивают раны, нанесенные церкви коммунистами. Казанский храм в г.Пскове был превращен при совет­ской власти в кино. Текущим летом началось его восстановление. 2/9 состоялось торже­ство поднятия креста. 3/9 была торжественно перенесена чудотворная икона Казанской Божией Матери из Дмитровской церкви во вновь отремонтированную Казанскую. Жите­ли Пскова глубоко почитают этот образ имен­но как чудотворный. В крестном ходе, как обычно, участвовало очень много народа.
 
После перенесения иконы было совершено торжественное всенощное бдение при пении объединенных хоров. На следующий день, 4 ноября, была совершена торжественная ли­тургия.
 
31 октября было совершено полное освяще­ние теплого придела Варлаамовской церкви города Пскова, во имя св. Николая Чудотвор­ца.
 
Трудности переживаемого времени, сопря­женного с опасностями, вызвали во многих отдаленных от крупных центров местах жаж­ду религиозного утешения. Жители Новоселья и окрестных деревень собираются каждый день утром до 12 час. в церкви и поют песно­пения всенощного бдения, акафисты, — за отсутствием священника, под руководством трех опытных монахинь. В конце октября жители Новоселья обратились в Миссию с просьбой прислать к ним священника, чтобы они могли отговеть и причаститься Св. Тайн. 4 ноября туда выехал протопресвитер о.К.Зайц. Служ­бы совершались три дня подряд — в четверг, пятницу и субботу. Все эти дни церковь была переполнена богомольцами. Исповедались и причастились почти все без исключения. Служба оканчивалась обыкновенно в четвертом часу. Религиозный подъем большой.
 
24 октября был освящен вновь отремонти­рованный храм в честь преподобного Алексия, Человека Божия в г.Пскове.
 
19 октября 1943 г. умер в Кокнесе Архие­пископ Митавский Иаков (Карп), 78 лет.
 
Высокопреосвященный Иаков родился в 1865 г. в семье крестьянина Андрея Карпа, б.Лифляндской губ. Образование получил в Рижской духовной семинарии, которую окон­чил в 1887 г. 27 декабря 1892 года рукополо­жен во священники. 27 сентября 1936 г. был хиротонизован епископом с назначением в Митаву. 6/7 1942 г. в связи с 50 летнем служения церкви православной, был возведен в сан архиепископа.
 
Последние годы высокопреосвященный Иа­ков жил на покое в Кокнесе, где и скончался. 23 октября состоялось отпевание и вынос по­койного после заупокойной литургии.
 
 
 
Работа миссии
по религиозно-нравственному
воспитанию русской молодежи
 
19 августа 1943 года Миссия праздновала двухле­тие своей деятельности. За это время ею проделана большая подготовительная работа. Первоначальный состав Миссии на всю Северную освобожденную об­ласть, включавший только 14 священно и церковно­служителей, в настоящее время возрос до 85 священ­ников, обслуживающих свыше 220 открытых церквей; организованы благочиния. Эти цифры очень показа­тельны для Миссии, если учесть тот факт, что к июню 1941 года в Псковской и Новгородской областях все церкви были закрыты большевиками, а под Петро­градом оставалось только пять церквей. В 1936 году была упразднена архиерейская кафедра в Пскове, а к моменту прихода германской армии в этой области не оставалось ни одного священника.
 
Также много сделано и делается Миссией в орга­низации религиозно-нравственной работы с молоде­жью.
 
Большевицкая школа и пропаганда за 25 лет сво­ей напряженной работы сумела заразить молодое по­коление материализмом и атеизмом. Новая Россия по­лучила в наследие от большевизма разложенную шко­лу и марксистские кадры учителей. Молодая смена, на плечи которой должно лечь возрождение церкви и строительство Новой России, должна быть перево­спитана. Необходимо расшатать их веру в марксизм, поколебать их материалистическую и атеистическую настроенность. Миссия с самого начала хорошо осо­знала всю важность этой религиозно-воспитательной работы и уделяла ей большое внимание. В начале это внимание выражалось а неорганизованных начинаниях отдельных миссионеров. Так, например, с февраля м-ца 1942 г. началась религиозно-нравственная работа с юношеством в Пскове при Варлаамовской церкви и при Димитриевской церкви, где были созданы церковные школы для подростков старшего возраста, не охваченных начальными школами. Указанные начина­ния пользовались сразу же таким успехом среди на­селения, что количество принимаемых в школу под­ростков пришлось ограничить, за неимением возмож­ности расширить работу. В конце 1943 г. началась работа с юношеством при Св.Троицком соборе, и в настоящее время в гор.Пскове церковно-просветительной работой охвачено несколько сот человек под­ростков.
 
С учреждением при Управлении Миссии в начале 1943 г. «Стола по развитию христианской культуры» среди молодежи в освобожденных областях работа с юношеством и молодежью принимат более опре­деленные очертания и расширяется, как по Пскову, так и по всей подведомственной Миссии территории севера России.
 
В работе Миссии с молодежью можно различать два ее вида: 1. школьная и 2. внешкольная работы.
 
I. В Миссии открываются церковные школы для подростков старшего возраста; введено преподава­ние Закона Божия во всех школах Миссии; принима­ются меры к перевоспитанию учительского персона­ла, в подавляющем большинстве случаев получивших образование в советских школах и потому знакомых с научными дисциплинами в материалистическом и атеистическом освещении. Для работы с учительством в этом направлении отделами народного просвещения созываются периодически учительские конференции, на которых выступают с докладами члены Миссии на темы религиозно-философского характера. Для улуч­шения преподавания Закона Божия в сентябре ме­сяце текущего года состоялись в Псковском и Карамышевском районах съезды законоучителей, на кото­рых были намечены следующие доклады: а) основы религиозного мировозрения, б) основы христианской морали, в) методика преподавания Закона Божия, г) раэбор программы и программного материала.
 
2. В порядке внешкольной работы с детьми в Пско­ве при Димитриевской церкви был организован Цер­ковный детский сад на 60 человек, а в конце 1943 г, был создан приют для сирот. Но особенное внимание «Стола по развитию христианской культуры среди молодежи» при Миссии обращено на религиозное во­спитание юношества а возрасте с 18 до 30 лет. В Пскове организованы кружки, собирающиеся 5 раз в неделю; с ними ведутся занятия религиозно-просве­тительного характера. Вся захваченная работой моло­дежь объединена в «Содружество» с подразделением по возрасту на три группы: детская, юношеская и мо­лодежная. Организована библиотека, насчитывающая до шестисот экземпляров и снабжающая книгами чле­нов кружков и учащихся из гимназии, не участвую­щих в их работе. Сорганизованы воскресные собрания старшей молодежи, посещаемость которых растет с каждой неделей. В то время, как в начале на этих до­кладах присутствовали главным образом девушки, те­перь в большом количестве присутствуют также и мо­лодые люди. Молодежь с большим интересом слуша­ет доклады, участвует в беседах и берет на дом книги по вопросам, затронутым в беседах.
 
Так как современная молодежь жаждет дела и активного проявления религиозного чувства, то в настоящее время организован сбор по приходам белья и обуви для нуждающихся. Эти сборы проводятся исключительно молодежью. Собранное передается а распоряжение «Самопомощи». Сверх того группа мо­лодежи выразила желание работать в лазаретах рус­ских раненых.
 
Каждое воскресение в 3 часа читаются доклады на разные темы религиозно-воспитательного характеоа. Миссия издает печатный орган «Православный Хри­стианин», выделивший в последних номерах специаль­ный отдел для юношества, в котором печатаются ста­тьи по русской литературе в религиозном освещении, философского характера и т. п.
 
Такая работа ведется в Пскове, Гдове и других крупных центрах края.
 
Все эти факты говорят за то, что большевицкпе воспитание затронуло только верхний слой психики молодежи и не проникло глубоко, что морально-ре­лигиозное перерождение идет быстрым темпом. Этот опыт Миссии — ручательство за то, что в своих глу­бинах вся русская молодежь не испорчена, что внут­ренний источник ее жизни не отравлен, и можно быть уверенным в возможности быстрого духовного воскресения молодого поколения и по ту сторону фронта.
 
 
 
Пастырско-богословские курсы в Вильне
 
Закрытие всех духовных учебных заведений в СССР почти с первых лет большевизма, ссылки и рас­стрелы духовенства повели к тому, что в освобожден­ных от большевизма областях сказался большой не­достаток в священно- и церковнослужителях для совершения церковных служб в открываемых, с разре­шения германских властей, церквах. Для удовлетво­рения религиозных нужд верующих нужно было при­звать старых священнослужителей и рукополагать новых, часто не имеющих общеобразовательной и специально-богословской подготовки. Все это гово­рит о том, что в настоящее время крайне необходима организация богословских школ для подготовки священно- и церковнослужителей для всего Экзарха­та и имеющейся при нем Православной Миссии в пре­делах освобожденных русских областей. С этой целью в январе 1943 г. при Виленском Свято-Духо­вом монастыре Владыкой Митрополитом Сергием открыты годичные, трехсеместровые (каждый семестр по 4 мес.) пастырско-богословские курсы для подго­товки священства для всего Экзархата.
 
Организация и руководство курсами вверены их ректору, бывшему профессору Московской Духовной Академии, протопресвитеру о.Василию Виноградову. Преподавательский и воспитательский персонал со­стоит, главным образом, из бывших преподавателей прежней Виленской духовной семинарии, священно­служителей, окончивших богословский факультет Варшавского университета. Курсы находятся в непосредственном подчинении Экзаршему Управлению, а в финансовом отношении — под общим попечением всех епархиальных управлений Экзархата, которыми установлены по всем епархиям для финансирования курсов особые периодические тарелочные сборы по церквам.
 
Программа курсов составлена с таким расчетом, чтобы: 1) дать слушателям богословскую подготов­ку, 2) теоретически и практически познакомить их с богослужебными книгами и порядком богослужении и 3) подготовить их к учительской деятельности, к борьбе с материализмом и атеизмом, — наследием коммунизма, — и к отстаиванию православия от натиска инославных исповеданий.
 
На курсы принимаются лица не моложе 17 лет, с законченным средним общим образованием — без экзамена, с незаконченным — по экзамену. Канди­даты должны представить рекомендации настоятелей приходов через соответствующие епархиальные управления. Все учащиеся, как правило, проживают в интернате, проходя специальный строго-церковный жизненный режим, определяемый задачами пастыр­ской школы. В интернате все пользуются готовым по­мещением с отоплением и освещением, готовым столом, учебными пособиями и проч. (за исключнием, од­нако, одежды и обуви).
 
Курсы занимают два средней величины монастырских корпуса, которые ремонтируются и приводятся и состояние, соответствующее их новому назначению. В настоящее время на курсах состоит 58 учащихся и два вольнослушателя. Из них 30 — на старшем, и 28 — на младшем курсе. По своей подготовке слушатели могут быть разделены на 2 группы: с несоветским и советским образованием; последних — 49 процентов.
 
22 мая закончились переходные экзамены с 1-го семестра на второй. Из 30 человек, державших экза­мен, 4 человека сдали очень хорошо, 14 человек хорошо, 6 человек удовлетворительно, 3 человека не совсем удовлетворительно и 3 человека неудовлетворительно. Из последних двое немедленно уволены из состава учащихся, а один направлен на практику пса­ломщиком в один из приходов Литовской епархии. 5 человек пока еще не могли подвергнуться испыта­ниям, так как во время испытаний, по независящим обстоятельствам, временно должны были отсутствовать из Вильны.
 
23 мая курсы посетил ВЛАДЫКА МИТРОПОЛИТ, осматривал все работы по ремонту зданий, знакомил­ся со всей постановкой учебного и воспитательного дела и провел продолжительную беседу с учащимися.
 
С 7 августа по 14 сентября на курсах был летний перерыв, во время коего все учащиеся были отправ­лены на практику церковной работы в своих епархи­ях С 16 сентября начался 3-й и последний семестр для поступивших в школу в начале января с. г. и первый семестр для вновь поступающих, зачисление которых состоялось в течение августа месяца на осно­вании рекомендаций и направлений епархиальных управлений в Миссии Экзархата.
 
Экзамены показали большие достижения курсов. Если принять во внимание, что половина слушателей предварительно прошли советскую школу, где им внедряли материализм и атеизм, что до поступления на курсы они совершенно не знали славянского языка, что в результате закрытия большевиками почти всех церквей в России, поступившие лишены были возможности до прихода германской армии посещать храмы и знакомиться с богослужением, то можно удивляться, видя, как курсанты уже теперь самостоя­тельно исполняют обязанности псаломщиков на еже­дневных монастырских службах и образовали хоро­ший церковный хор. Необходимая дореволюционно­му духовенству смена растет! Попытка большевиков уничтожить церковь, закрыв все духовные школы, не осуществилась!
 
 
 
Тайна часовни
 
Это произошло в селении Полна 15 лег назад, когда вакханалии воинствующих без­божников были в большой моде.
 
С незапамятных времен около села стояла деревянная часовня Петра и Павла. Каждый год верующие справляли здесь престольный праздник. Торжество всегда начиналось многолюдным крестным ходом.
 
Коммунисты решили уничтожить часовню. Убедившись, что крестьяне на закрытие не соглашаются, безбожники составили заговор.
 
В воскресенье, под вечер, у начальника ми­лиции собрались охмелевшие блюстители по­рядка и громко спорили.
 
- Нужно поджечь. Только бы никто не узнал...
 
- Конечно, поджечь, - подтвердил на­чальник. - Но кто за это возьмется?
 
Воцарилось молчание. Желающих не было.
 
- Давайте жребий, - предложил кто-то из присутствующих. Начальник положил на стол несколько спичек и, отломив у одной из них головку, объявил порядок процедуры.
 
Жребий достался молодому милиционеру Васильеву.
 
- Не буду, что хотите делайте со мною, а я не буду поджигать, - неожиданно заявил тот после минутного раздумья.
 
В конату вошел милиционер Петр. Узнав в чем дело, он засмеялся.
 
- Чудак, тебя же за это с работы нужно гнать. А впрочем, ставь литр водки и я все устрою.
 
- Хоть три литра! - обрадовался Васильев.
 
Так закончилось совещание работников Полновской милиции.
 
Часовня была подожжена в день Преобра­жения Господня. Вечером, когда народ разо­шелся по домам, из лесу вышло три человека в милицейской форме и внимательно осмо­трелись по сторонам.
 
- Ну, теперь иди, - сказал один из них, разглядывая часовню, на крестах которой играли последние лучи заходящего солнца. Эти слова относились к Петру. Его спутники остались на дороге, чтобы не допустить любопытных.
 
Петр осторожно подошел к часовне, до­стал бутыль с горючим, несколько раз плес­нул на крыльцо и бросил горящую спичку.
 
Но горючее не воспламенилось. Он повто­рил операцию, однако, результат был преж­ний. Поджигатель сперва оробел, но злоба поборола страх. В одну минуту была сорва­на дверь, и помещение наполнилось сухим хворостом.
 
Потом Петре долго стоял, как прико­ванный, и пристально смотрел на разгораю­щийся костер. Вдруг он стремительно рванулся с места и выбежал на дорогу. Страш­ным, блуждающим взглядом посмотрел он на своих товарищей и, размахивая руками, стал говорить, что в огне ему явились апостолы.
 
- Я поджог, это я их поджог! - вдруг закричал он не своим голосом.
 
- Помешался... - тихо сказал начальник милиции.
 
Все трое ушли в лес. А часовня горела спокойно, как свеча.
 
* * *
Случившееся не осталось тайной.
 
- Это, ведь, я поджог, - говорил Петр всем встречным и добавлял что-нибудь необыкновенное.
 
Люди жалели больного и, вздыхая, шеп­тали:
 
- Восстал на святого Петра, вот и покарал Господь.
 
Родственники Петра обращались за сове­том к юродивому. Тот сказал им:
 
- Все будет также, или ничего не будет. Тогда отец больного решил восстановить часовню Петра и Павла. Местные власти на это, конечно, не согласились. Прошло не­сколько месяцев и Петра разбил паралич. Он еще долго болел и умер.
 
* * *
- Такова воля Божия, - говорят местные старожилы.
 
Там, где находилась часовня, теперь род­ник, — и вода его считается священной.
 
- Придет время, и мы восстановим часовню святителей, — сказал недавно здешний священник о.Алексей.
 
С. Назаров.
 
 
 
К А П Л И .
 
Нельзя свободу петь нечистыми устами
И лживым языком о правде говорить.
Наше счастье без веры — что утлый челнок
Средь бушующих волн океана.
 
Блаженны все, в ком вера не мертва, —
Господь их жив и их жива душа!
 
Пространство ничтожно для мысли, —
Для любви расстояния нет.
 
Хвала тому, кто с лаской и участьем
Относится к страданиям людским!
 
Ошибки сознавать и больно, и обидно,
Но в них раскаяться не поздно никогда!
 
Умей хорошее ты в людях находить, —
И в мире ты не даром будешь жить.
 
К нам желанная вечность стучится:
Так откроем ей радостно дверь!
 
На житейском пути не одни лишь цветы, -
Много терний на нем и камней.
 
Туда иди, туда, где ближнего страданья,
Где слышатся всегда и стоны и рыданья!
 
Нет на свете беды, чтобы вечно шуметь
Суждено было ей на просторе.
 
В самом худшем из нас сердце бьется,
Самый худший из нас — человек.
 

Присылайте в нашу газету свои отклики, статьи и сообщения.
Задавайте вопросы и высказывайте свои пожелания.
ПРОЧТИ И ДАЙ ПРОЧЕСТЬ ДРУГОМУ!


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (13.10.2010)
Просмотров: 1239 | Теги: 1943 г., журнал, Православный Христианин, октябрь-ноябрь-декабрь, № 10/11/12 (15/16/17)
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа