Суббота, 20.04.2024, 06:07
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 1/2 (18/19). Январь-февраль 1944 г. 3-й год изд.
Беседа преподобного Серафима Саровского
о стяжании Духа Святого
 
(Из рукописных воспоминаний Н.А.Мотовилова,
«служки Божией Матери и Серафима»).
 
Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о.Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке своей, возле той же его ближней пустыньки, против реки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.
 
Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.
«Должен я, убогий Серафим, объяснить, как узнать различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в нас действующей.. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда тожественно, радость творя в сердцах наших и управляя стопы наши на путь мирен; а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. «Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки»: имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатиго Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать - возблагодать. Про эту то благодать, явленную всему миру и роду человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: «в Том живот бе и живот бе свет человеком», и прибавлено: «и Свет во тьме светится и тьма Его не объят». Это значит, что благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в серце искони бывшим божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаянность эту! а потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого.
Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатью Божиею и как распознать ее, и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так Богоотец Давид сказал: благодать Духа Святого, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святого просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих? И на самом деле, Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него, — так сиял он необыкновенным светом, окружавшим его лицо. Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его и «быша ризы Его, блещущие яко снег, и ученицы Его от страха падоша ниц». Когда же Моисей и Илия явились к нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, «облак», сказано, «осени их». И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее».
 
- Каким же образом, — спросил я батюшку о.Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?
 
- Это, ваше Боголюбие, очень просто! — отвечал он мне, — поэтому то и Господь говорит: «вся проста суть обретающим разум»... Да беда-то вся наша в том, что сами то мы не ищем этого разума Божественного, который не кричит, ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение Ему. Про этот разум Господь сказал: «Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти». Опять же про этот разум в Евангелии говорится про апостолов, что «отверз им тогда Господь разум разумети Писания». Находясь в этом разуме, и апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них, или нет, и проникнутые им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодливо Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: «изволися Духу Святому и нам»: и только на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на пользу всем верным, — так св.апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божия... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?»
 
Я отвечал:
— Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?
 
Тогда о.Серафим взял меня весьма крепко за плечо и сказал мне:
— Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
 
Я отвечал:
— Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо чаше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
 
О.Серафим сказал:
— Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
 
И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:
— Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели,что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбия, по предстательству Самой Матери Божией...
— Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?
— Что же чувствуете вы теперь? — спросил меня о.Серафим.
 
— Необыкновенно хорошо! — сказал я.
 
— Да как же хорошо? Что именно?
 
Я отвечал:
— Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!
 
— Что же еще вы чувствуете?
 
— Необыкновенную радость во всем моем сердце!
 
И батюшка о.Серафим продолжал:
— Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «жена, егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родися в мир. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас».
 
— Что же еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?
 
Я отвечал:
— Теплоту необыкновенную!
 
— Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на вас более вершка снегу, и сверху крупа падает. Стало быть теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она то и есть та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: «теплотою Духа Святого согрей мя!» Ею то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись земного мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «царствие Божие внутрь вас есть». Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостию неизглаголанною.
Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы мирской человек, то об этом думать нечего: у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему — вот престол, на котором он любит восседать и на котором Он является в полноте своей пренебесной славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое!» говорит Он: а все прочее Я Сам приложу тебе», ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам своим: «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Весть бо Отец наш небесный, яко всех сих требует». Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, т.е. всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. И церковь святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако-же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тягости друг друга и тем исполнять закон Христов. Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному. Для чего же Он и с небес сошел к нам, как не для того, чтобы, восприяв на себя нашу нищету, обогатить нас богатством благости Своей и Своих неизреченных щедрот. Ведь пришел Он не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам другим и да даст душу Свою за избавление многих. «Близ Господь всем призывающим Его во истине, и нет у Него зрения на лица. Отец бо любит Сына и все дает в руце Его», лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего небесного, истинно по сыновнему. Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба сдвинут горы.
 
 
 
Деревенский диспут
 
Во время своего, к счастью, кратковременного у нас перебывания, большевики с ненавистью смотрели на повышенное проявление населением религиозности, чувствуя в этом безмолвный протест против своего непрошенного нашествия. Поэтому, при каждом удобном и неудобном случае они старались, по их выражению, «разрушить религиозные предрассудки, штурмовать небо».
 
Как-то приехав в наше село в воскресный день и видя, что стар и млад идут в церковь, политруки созвали сходку, причем людей вызывали даже из храма. Старший из приехавших сказал: «Много нам здесь предстоит работы. Надо просвещать темную массу. Здорово у вас попы напустили туману»...
 
Наш сельский староста, имевший обыкновение не возражать начальству, не выдаржал и вступился «за общество»: «При чем тут попы? Каждый мужик хорошо сам знает, что есть Бог и что по праздникам надо ходить в церковь молиться Богу».
 
Большевики подняли его на-смех: «Товарищ, наука доказала, что Бога нет»... Староста был человек развитой, дети его учились в гимназии, сам он читал книжки и кое что слышал от детей и потому не хотел сдаваться. Завязался спор.
 
«Какая наука доказала, что Бога нет? Арифметика, география или геоматрия?.. Ведь наука-то ваша имеет дело с миром видимым, а Бог невидим»...
 
«Товарищ староста, кроме арифметики и географии есть много других наук: астрономия, физика, химия и др. Эти науки убеждают нас в том, что все в мире происходит само собой, без всякого участия Бога».
 
«Как само собой?», даже привскочил с места староста: «каждый семилетний школьник знает, что мир сотверен Богом из ничего».
 
«Ишь какой поп выискался», — засмеялись большевики: «Наука доказала, что мир со всем его разнообразием образовался сам собой из материи, которая существовала вечно».
 
Тут пришла очередь смеяться старосте, засмеялись и мужики. «Вот так штука! То вы, товарищи, не признаете чудес, а тут рассказываете про чудо. Только кто это чудо видал? Шестой десяток лет доживаю, но никогда те видал, чтобы что-нибудь сотворилось само собой. Такое чудо возможно только во сне, после сытного ужина. Даже вот в сказках само собой ничего не делается, а по щучьему веленью»...
 
Большевики ответили: «Темный ты человек, ни в чем не разбираешься»...
 
В это время мимо сходки проходил наш приходской священник, возвращавшийся из церкви после обедни. Позвали его на сход. Избегавший встречи с большевиками священник чувствовал себя далеко не по себе. Один из приехавших товарищей обратился к нему со словами: «Мы тут ведем антирелигиозный диспут. Если вы сочувствуете власти трудящихся, то должны и сами отказаться от религиозного дурману и других убедить. Мы здесь говорили о Боге. Как человек образованный вы должны согласиться с нами, что Бога нет. И никакого сотворения мира не было, потому что материя вечна. Вы, вероятно, знаете физический закон сохранения материи»... Сказал и победоносным взором окинул публику.
 
После некоторого, довольно продолжительного молчания, священник сказал: «Зачем ставите в связь власть трудящихся с вопросом о религии. Власть сама по себе, а религия сама по себе. Что касается вашего закона о сохранении материи, то он, извините, был, да весь вышел. Вам, как людям много-ученным, должно быть, небезызвестно, что ученые давно добиваются разложения атома. Атом — мельчайшая частица материи, конечный элемент ея. До сего времени он не поддавался делению никакими искусственными или естественными средствами. Но в 1920 году ученый Розфорд выбил из атома электроны, т.е. заряды энергии. Значит, вы с законом сохранения материи опоздали: материя превращается в энергию. Это превращение называется сонизацией. На солнце разложение атомов и сонизация происходят непрерывно в неподдающихся исчислению размерах. Не миллиарды, а биллионы тонн атомов ежедневно переходят в энергию. Если бы материя существовала вечно, ее уже давно бы не было. Вся она превратилась бы в энергию»...
 
Оторопев от удивления, большевики слушали речь священника и вынуждены были согласиться, что «служитель культа», как они именовали священника, говорит научно: «Мы не отрицаем превращения материи в энергию, но если не вечна материя, то вечна энергия. Это все одно и то же».
 
С затаенным дыханием следили крестьяне за словами своего батюшки, который спокойно продолжал: «Вы также ошибаетесь, что энергия вечна. Вы не будете отрицать, что энергия имеет свойство распространяться от более насыщенного ею тела к менее насыщенному. При наступлении равенства процесс этот прекращается. В науке состояние это называется энтропией. Запасы энергии во вселенной не могут быть безконечны, потому что сама вселенная конечна. За пределами же вселенной абсолютная пустота. Науке известны и размеры вселенной: 170 миллионов световых лет. Значит, неизбежно время, когда наступит энтропия вселенной»...
 
«Ха-ха-ха», — засмеялись большевики: что же по вашему и конец света будет, со страшным судом, чертями и горячей сковородой»...
 
«Да, все, что имело начало, будет иметь и конец. Так говорит наука, на которую вы так часто ссылаетесь. А Страшный Суд и прочее опять таки это дело особое».
 
С большим напряжением ума и воли слушали крестьяне объяснения своего батюшки и усердно поддерживали его своим сочувствием и поддакиваниями.
 
Большевикам, видимо, было не по себе. Они пытались сгладить произведенное впечатление грубым зубоскальством: «прошло время баб стращать концом света, не те времена: коммунизм уничтожит все предрассудки. Никаких концов — вселенная вечна». Не обращая внимания на насмешки и издевательства, священник просил разрешения закончить свое объяснение. Ему позволили. «Я уже говорил, что не вечна материя, не вечна энергия, точно также не вечна и вселенная. Из астрономии известно, что солнце с планетами и все звезды движутся к созвездию Геркулеса. В то же время и вся вселенная и созвездие Геркулеса и все туманности летят, удаляясь друг от друга. Профессор Лувенского Университета Лемарк высчитал, что находящиеся на самом краю нашего млечного пути звезды и все туманности удаляются со скоростью 100 километров в секунду. Таким образом, вселенная разширяется.
 
Через 1300 миллионов лет, по вычислению Эддингстона, вселенная увеличится вдвое. Если бы такое разширсние продолжалось вечно, то давно вся материя бы рассеялось, и мы бы не видели над собою звезд. Если же с этими вычислениями мы обратимся к прошлому, то приходим к следующим выводам. 15 миллиардов лет тому назад, вся материя мира, со всеми солнцами, звездами, и туманностями были бы сконцентрированными на пространстве нескольких кубических миллиметров»...
 
«Да, есть Бот вечный, который сотворил мир из ничего и это говорит наука, на которую ссылались наши милые товарищи», неожиданно выразил общее мнение староста.
 
Священник закончил: «Еще в середине века английский ученный Бэкон сказал: «Истинная наука приводьт людей к Богу, только полунаука, полузнание отвращает от Него».
 
Ничего серьезного большевики возразить не могли, но как и в начале, говорили о поповском тумане, обещали в следующий раз привезти такого ученого «орателя», который все знает и все может объяснить в точности.
 
Очень довольный объяснениями своего священника, народ расходился со сходки и в следующее воскресенье еще в большем количестве повалил в церковь.
 
Православный слушатель.
 
 
 
Русские эвакуированные в Остланде
 
Сейчас в Остланде живет не мало русских людей, эвакуированных из восточных обла­стей. Эвакуация русского населения производилась германскими военными властями по заранее продуманному плану, систиматически и постепенно. Первые эшелоны прибыли сю­да уже свыше года тому назад, и многие здесь уже хорошо устроились, обжились и свы­клись с условиями жизни на новом месте. Однако, более широкая эвакуация была про­изведена в последнее полугодие.
 
Разумеется, столь широко задуманная и проводимая мера потребовала не только строго продуманной планомерности, но и большой доли доброй воли и организован­ности как со стороны местного населения, принимающего у себя на родине эвакуированных, так и со стороны приезжающих.
 
Германские власти издали целый ряд рас­поряжений, определяющих правовое поло­жение эвакуированных. Основным положе­нием является полное приравнение эвакуиро­ванных в правах к местному населению. Зна­чительно сложнее вопросы организационно­го характера. Условия военного времени, призыв местного населения в армию и свя­занное с этим сокращение числа местных ра­бочих на производстве и в сельском хозяй­стве, на место которых становятся эвакуи­рованные, ставит германские и местные вла­сти перед сложной задачей переорганизации рабочих кадров. Задача эта сейчас разреша­ется, и Русский Комитет в Латвийской Гене­ральной области делает все возможное для того, чтобы каждому эвакуированному была предоставлена работа по специальности. Ра­зумеется, этого нельзя сделать в 24 часа, и эвакуированные должны запастись некото­рой долей терпения. Нужно сказать, что во­обще терпеть русский народ умеет. И если сейчас волей судьбы русскому человеку суж­дено еще претерпеть, если обстоятельства заставили его покинуть родину, то это не должно вносить в его сердце горечи.
 
Именно сейчас, оказавшись на чужбине, мы должны доказать своей дисциплиниро­ванностью и организованностью свою несокрушимую волю остаться русским народом и твердо, непоколебимо помнить, что настанет день, когда все мы снова вернемся на нашу, освобожденную от большевиков, родину. Для того, чтобы сейчас в минуту великого испытания сохранить свои силы, чтобы не превратиться в толпу, а остаться народом, нужно, прежде всего, не падать духом. Увы, есть среди нас люди, дух которых нужда­ется в ежедневной поддержке. Этого не должно быть. Всякое сомнение в великом буду­щем свободной России — измена ей.
 
Приезд в Остланд русских людей из очи­щаемых областей России налагает также серьезные обязательства на русских людей, проживающих здесь. К нам приезжают люди, прожившие 25 лет под большевицким влады­чеством. Часть их последние два года жили в прифронтовой полосе, ежедневно рискуя своей жизнью. Эти люди сейчас оказались на чужбине. Наш долг встретить их здесь так, чтобы они не чувствовали себя среди чужих, а нашли бы в нас, русских людях, чутких и добрых друзей. 
 

Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (24.10.2010)
Просмотров: 1200 | Теги: Православный Христианин, 1944 г., журнал, январь-февраль, № 1/2 (18/19)
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа