Пятница, 29.03.2024, 18:30
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 1/2 (6/7). Январь-февраль 1943 г. 2-й год изд.
ИЗ ДНЕВНИКА МИССИОНЕРА
На заре обновления религиозной жизни в освобожденных от большевизма местностях.
 
Много раз приходилось мне читать в Евангелии, как Господь, увидев, однажды, множество народа, «сжалился над ними, потому, что они были как овцы, не имеющие пастыря» (Мар. 6, 34). Но ни разу эти слова не производили на меня такого сильного впечатления, какое я испытал, когда меня, вместе со многими товарищами по несчастью, большевики мчали на своих автомобилях, летом 1941 г., в город Остров.

По сторонам дороги мелькали впервые увиденные мною советские равнины, а навстречу попадались жители Советского союза. Вот, она, многострадальная земля Русская, кровью страдальцев политая, потом колхозников удобренная, безбожием обезображенная, имени своего лишенная! «Милосердую, милосердую о народе сем», — звучали в ушах моих слова Господни. И хотелось в это время крикнуть громко всем встречавшимся рабам Сталина: «Слышите, Господь жалеет вас, Господь милосердствует о вас!»

И Господь вскоре судил мне исполнить желание сердца моего.

Неожиданно, под грохот взрывающихся снарядов и бомб, распахнулись тяжелые двери тюрьмы и я, вместе с другими узниками Островской тюрьмы, получив свободу, сквозь огонь горевшего города был выведен храбрыми германскими солдатами на безопасное место и смог поведать сидевшим доселе во тьме большевизма о милосердии к ним нашего Спасителя. То было 14-го августа 1941 г., недалеко от Острова, в погосте Елине, где мною было совершено освящение первого храма на свободной от большевизма русской территории. Нужно быть очевидцем совершившегося события, чтобы понять всю важность его. Достаточно сказать, что ни одного богомольца нельзя было заметить, у которого не блестели бы на глазах слезы. То были слезы радости, слезы счастья о возвращении русскому сердцу драгоценного сокровища, наследия предков — свободной веры православной.

От восстановленного храма елинского мысли уже переносились к другому храму в Острове, который через два дня тоже должен был быть освящен. Но случилось неожиданное. В самом конце богослужения, к елинскому храму подкатил автомобиль. Приехавшие в нем германские воины взяли меня прямо из храма и отвезли в г.Псков для совершения там богослужения и крестного хода. В Острове же освящение храма было совершено другим священником.

Псков. Его я покинул в 1918 году. Тогда еще в нем было цело все его духовное богатство. Его храмы еще продолжали сиять своим убранством. А теперь? Главная святыня псковская — Свято-Троицкий собор, слава Богу, уцелел и даже кресты на главах собора целы и не покосились. Зато, какое грустное явление представляют собою другие псковские храмы! Где величественные храмы двух женских монастырей? Где красота церквей приходских? Все полуразрушено, все обезчещено большевиками. Свято-Троицкий собор уцелел только потому, что был обращен в антирелигиозный музей. Зато соседний с ним Благовещенский собор испытал на себе всю сатанинскую злобу безбожников и разрушен ими до основания.

Наступило воскресенье 17-го августа. Солнце ярко светит на небе, но еще ярче светится солнце веры в сердцах собравшихся на первое богослужение в наскоро очищенный от кощунственных антирелигиозных плакатов Троицкий собор. Совершается Божественная Литургия. Чудно поет организованный хор. С какой радостью подходят к св. Чаше причастники! Чувствуется, что они соединяются со Христом уже на веки и никакая сила не сможет больше разъединить их с Ним.

После Литургии начался крестный ход, — первый кр. ход по улицам освобожденного от власти безбожников города. Беден он был по количеству духовенства (всего — два священника), беден и по количеству св. икон и хоругвей. Но вряд-ли с таким молитвенным подъемом совершались когда-либо кр. ходы в городе в прежние годы! Слыхал ли когда-нибудь Псков, чтобы среди лета пелись пасхальные песнопения? А в этот кр. ход не могли участники его в меру насладиться этими песнопениями. Это был исключительный день и в моей жизни, и в жизни других богомольцев, день, когда Господь особенно «милосердова» о людях Своих.

Наступил праздник Преображения Господня. К этому дню прибыли в Псков члены Миссии, учрежденной нашим архипастырем, Высокопреосвященнейшим Экзархом, Митрополитом Сергием. В праздник Преображения Господня и собор псковский как бы преобразился, напомнив прежние времена торжественных соборных служений. С этого дня началось уже настоящее устроение церковной жизни в освобожденной области псковской. Закипела работа по восстановлению поруганного Православия. Пастыри-миссионеры с ревностью взялись за возложенные на них обязанности. Поле деятельности было весьма обширно. На первых порах, конечно, главное внимание обращено было на приведение в должный вид главной святыни Пскова, Свято-Троицкого собора. Еще повсюду, в соборе были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея. Святые останки благоверных князей псковских — Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея и блаж.Николая, Христа ради юродивого, кощунственно выброшенные из гробниц, находились рядом с предметами антирелигиозной пропаганды. Поруганные и обесчещенные останки псковских святителей и прочих именитых людей Пскова, находившиеся в подвальном храме собора — усыпальнице, также были выброшены безбожниками из своих гробниц. Все это миссионерами благоговейно очищалось, приводилось в порядок и водружалось на должное место.

Германские военные власти также приходили на помощь по восстановлению собора, передав много священных предметов, находившихся в музее в Паганкиных палатах. Передана была чудотворная икона благов. кн. Всеволода, с торжеством перенесенная в собор. Переданы были собору также и колокола. Наконец, как драгоценное сокровище, передана была в собор, спасенная германскими воинами из пылавшего храма Тихвинского монастыря, чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, перенесение которой в собор составило целое событие в жизни города Пскова.

После восстановления Троицкого собора, начал приводиться в порядок и целый ряд Других храмов Пскова, его окрестностей и др. освобожденных областей севера России. Верим, что все труды и пстырей, и пасомых — велики они — и записаны будут в «Книге жизни» и в свое время вспомянутся пред Господом.

Протоиерей С. Ефимов.


 
УЧЕНЫЕ ЛЮДИ И ВЕРА В БОГА
Академик Иван Петрович Павлов.

Пороховые — окраина Ленинграда. Оттуда, около сосновой рощи, идет дорога на Колтуши. Здесь же находится Охтенская церковь: одна из немногих, где еще не были запрещены богослужения.

Лет восемь тому назад, около церкви проходил какой-то старичек в потертом пальто и старомодной фетровой шляпе. Подойдя к храму, он снял шляпу и истово перекрестился. Старичка заметили красноармейцы, работающие на охтенских военных заводах.

— Эх, темнота, темнота! — покачав головой, сказал один из бойцов.

«Темным и невежественным» стариком оказался один из культурнейших людей современности, физиолог с мировым именем, академик Иван Петрович Павлов.

Павлов родился в Рязани, в семье священника. Сперва он думал посвятить себя духовной деятельности. Первоначальное образование получил в духовном училище и — затем — в духовной семинарии. В 1870 году молодой Павлов, увлеченный идеями Сеченова, Тимирязева и других естественников, поступил на биологический факультет Петербургского университета. Через двадцать лет он защитил диссертацию «Центробежные нервы сердца». За этим трудом последовала целая серия исследований, доставивших Павлову мировую известность. В 1904 году, в связи с опытами, направленными к разрешению проблемы ассоциативных реакций (условных и безусловных рефлексов), ученый стал Нобелевским лауреатом.

В последний период своей деятельности Павлов изучал патологию высшей нервной деятельности; его воззрения обогатили современную психиатрию.

До конца своих дней Павлов оставался ревностным, глубоко верующим православным христианином.

Философия религиозных идей Павлова нам хорошо не известна, об этом могут беспристрастно рассказать только друзья и ученики его. Однако, следует подчеркнуть, что научные работы Павлова и его религиозные взгляды находились не в противоречии, а — наоборот — составляли гармоническое единство.

Павлов долгие годы был бессменным председателем церковной двадцатки. Церковь, где он молился, находилась в центре Ленинграда — на Невском проспекте. Одно время храм хотели закрыть. На этом особенно настаивал главарь большевиков — Ярославский, заявивший, что Павлов — это «священник без рясы, который недостаточно развит (это Павлов-то недостаточно развит!) — и потому не может оценить колоссального вреда (!?), наносимого народу православным дурманом.»

Павлов отправился в Москву, добился личной аудиенции у Калинина, в присутствии которого ему пришлось сцепиться с Ярославским. Взбешенный ученый заявил, что если церковь будет закрыта — он не сможет больше работать. Только после этой угрозы Калинин был вынужден дать согласие на продление богослужений в храме.

Государственное издательство собиралось выпустить в свет собрание научных работ Павлова. Ученый поставил условие: в первом томе книги должна быть помещена фотография, где он снят вместе со своим отцом-священником, — в рясе и с крестом на груди. Разумеется, Госиздат не мог согласиться на это условие.

Павлов считал, что русский крестьянин может плодотворно трудиться, если ему оставят землю и религию. Земля нужна крестьянину, чтобы пахать, церковь — чтобы возбуждать в нем стремление к труду.

— Эх, хорошо было в прежние времена, в деревне. Выйдешь на солнышке погреться, — а кругом рожь колышется, вдали колокола поют. Хорошо! — рассказывал как-то Павлов своим ученикам и студентам. И после жалоб на то, что церкви закрыты, а колокола пошли в Утиль, — добавил: — на зло пойду сегодня к обедне! — и отправился в церковь.

Так относился к православной церкви один из культурнейших и ученейших людей современности.

В. К.


 
ЦИРКУЛЯРНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО МИССИИ

1. Во дни страшного лихолетья нашего времени, когда безбожная власть беспощад­но уничтожала все святое, разрушала монастыри, храмы, издевалась над святыми мощами, иконами и пр. — в то время погибли и Архипастыри, пастыри, диаконы, члены клира и благочестивые миряне.

Наш христианский долг побуждает нас не забывать всех этих подвижников, исповедников и мучеников за веру и Церковь Православную.

Наша обязанность — возносить за них моления при Божественной Литургии о упокоении их душ.

Сим предлагается всем настоятелям церквей просить верующих людей припомнить имена своих бывших духовных пастырей, чтобы записать их в синодик местной церкви для постоянного поминовения за богослужениями.

2. При уничтожении безбожниками храмов и церковного инвентаря погибли и храмовые и приходские летописи. Это незаменимая потеря.

Весьма желательно и необходимо, чтобы приходские священники и вообще члены клира, приложили все старания, чтобы, насколько возможно, восстановить разрушенное и возвратить потерянное. Несомненно, о большинстве церквей не сохранилось никаких письменных документов, никаких записей.

Остается лишь одно — опросить прихожан старшего поколения и на основании устных преданий, восстановить все, что возможно для летописи о храме, его построении, об образовании прихода и т. д.

Особенно важно подробно изобразить жизнь прихода за время лихолетья: начало гонений на церковь, на духовенство, на верующих, закрытие храмов, превращение их в места увеселений, в театры, кино, приспособление их под различные склады, или полное разрушение их. Описать и способы гонений на верующих; притеснения, аресты, высылки, отнятие имущества, лишение прав за исповедание веры и пр.

В летописи заносить и наблюдения о религиозной настроенности прихожан, о посещаемости храма, об исполнении долга исповеди и Св. причащения, словом, дать картину приходской жизни за период гонений и за настоящий момент.

В летописи должны быть занесены и принадлежащие к приходу деревни.

Подобные сведения должны быть собраны и даны и о приходах, временно обслуживаемых священниками.

Все сведения, а также и списки погибших священнослужителей должны быть представлены в Управление Миссии.
Начальник Миссии прот. К. Зайц.
Секретарь свящ. Н. Жунда.
№ 809/810. г.Псков.


 
СВЕДЕНИЯ
о церквах, приходах и священниках бывших Псковской и Петроградской губерний

Гонения на церковь начались уже в 1917/18 г.г. Церкви не закрывались, но было расстрелено много архиереев и священников.

С 1922/24 г. были закрыты мужские и женские монастыри, приписные и домовые церкви (по большей части бесприходные).

С 1929 г. происходило массовое закрытие приходских церквей (годы коллективизации), продолжавшееся до 1933 года. В 1935 году, во время производившейся чистки антисоветского элемента, начались массовые аресты и высылка духовенства. С 1930 г. до 1933 г. было закрыто до 30% из существовавших приходских церквей.

Последний период закрытия церквей начался в 1937 году. После 1937 года во всей Петроградской области оставались открытыми 9 церквей (во Пскове 1, в Псковском округе 1, в Порховском округе 1, в Святых Горах 1 и 5 церквей под Петроградом). Архиерейская кафедра во Пскове упразднена в 1936 году. В 1939/40 году были закрыты последние церкви во Пскове, Порхове и Острове (Святые Горы), так что к моменту прихода германской армии в этой области не было ни одной церкви и ни одного священника, который совершал бы богослужения. Оставалось только 5 церквей под Петроградом.

Помещаемая здесь таблица дает наглядное представление об отношении большевиков к церкви, а также о истинном смысле провозглашенной Сталиным в его конституции (124 ст.) «Свободе совести».
 

Название городов и областей

Число
священ-
ников
Число
прих.
церквей
Число
священ-
ников
Число
прих.
церквей
Число
священ-
ников
Число
прих.
церквей
Число
миссионеров из
Прибалтики
На
сколько %
уменьшилось
духовенства

в 1917 г.

В июле 1941 г.

в 1942 г.

   1. Псков

40

32

-

-

5

5

5

87,5 %

   2. Псковск. уезд

52

40

-

-

13

1

1

37 %

   3. Остров

7

5

-

-

2

2

2

71 %

   4. Островск. уезд

40

28

-

-

7

3

3

 

   5. Новоржев. уезд

36

34

-

-

сведений не имеется

-

 

   6. Опоченск. уезд

45

35

-

-

-

94 %

   7. Гдов и Гдовск. уезд

64

73

-

-

5

24

2

92 %

   8. Луга

3

4

-

-

2

2

-

 

   9. Лужский уезд

58

70

-

-

8

40

-

 

   10. Порхов, Порховский уезд, Сольцы и Дно

79

56

-

-

20

46

1

39 %

   11. Бывшие – Царскосельский и Петроградский уезды

63

54

5

5

22

33

-

48 %

 
И т о г о :

487

431

5

5

84

221

14

82 %


 Секретарь Управления Миссии свящ. Н. Жунда
 
 
Присылайте в нашу газету свои отклики, статьи и сообщения.
Задавайте вопросы и высказывайте свои пожелания.
ПРОЧТИ И ДАЙ ПРОЧЕСТЬ ДРУГОМУ!  
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (08.10.2010)
Просмотров: 1421 | Теги: январь-февраль, журнал, № 1/2 (6/7), Православный Христианин, 1942 г.
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа