Св. Андрей, Архиепископ Критский
Св. Андрей, Архиепископ Критский, автор знаменитого «Великого покаянного Канона» или, как его иногда называют, Канона Андрея Критского, родился в Дамаске в 7 веке. До 7-ми лет св.Андрей был нем. Восмилетним отроком св.Андрей, приобщаясь в Церкви св.Тайн и Крови Христовых, испытал на себе действие Божией благодати, а именно: «разрешилась немота языка его и нача глаголати»...
После этого чудесного исцеления, св.Андрей был отдан родителями «в научение божественных книг».
Ему было 14 лет, когда он поступил в один из монастырей в Иерусалиме. Здесь он пробыл много лет в посте и молитве. Ведя подвижническую жизнь, св.Андрей усердно изучал Слово Божие и творения св.отцов Церкви, преуспевая в тоже время и «во внешних (науках) гуманитарных».
Со временем Св.Андрей сделался секретарем Иерусалимского патриарха Феодора. На 6-ом Вселенском Соборе (860) св.Андрей был представителем патриарха. На этом соборе он проявил себя, как классически образованный оратор и как человек, в котором «видена быстъ не токмо книжная премудрость, но и богоугодного жития святыня...» Житеписатель св.Андрея, характеризуя его деятельность на Вселенском Соборе, говорит, что он был против еретиков «добрый воин Христов», и вобще «собору святыне много помогаше».
По возвращении в Иерусалим, св.Андрей продолжал вести благочестивую, подвижническую жизнь и духовно нравственную деятельность. Но вскоре был вызван в Константинополь и здесь посвящен в сан диакона. Здесь-же ему было предоставлено почетное и приятное для него дело — питать странных и служить больным. При императоре Юстиниане 2 (6-7 в.) св.Андрей был поставлен архиепископом о.Крита и ревностно просвещал свою паству проповедью Слова Божия. Он так же принимал участие и в Константинопольском Соборе 712 г. Вообще св.Андрей известен, как ревносный поборник православия и обличитель ересей.
Скончался св.Андрей не раньше 726 года.
Как несравнимый писатель-проповедник и церковный поэт-гимнолог, св.Андрей стяжал большую известность. Под его именем сохранилось много слов и речей на великие праздники, дни святых и воскресные. Нельзя не отметить ораторских способностей св.Андрея, которые заслуженно поставили его в ряде первых ораторов Византийского периода церковного красноречия. Православная Церковь чтит св.Андрея не только как великого подвижника и молитвенника, но и за его замечательную духовно-просветительную деятельность. Жизнь св.Андрея пронизана любовью к Богу и людям и является для нас примером христианского делания и совершенствования.
Великий Канон.
В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы св.Четыредесятницы на великих повечериях читается по частям так называемый великий канон св.Андрея Критского. Полностью читается этот канон в четверг 5-й седмицы великого поста. Великий канон называется еще покаянным или умилительным.
Название -великий- канон этот носит как по своему внутреннему содержанию, так и по обширности своей: он состоит из 250 тропарей, тогда как обычные каноны содержат их в себе до 30. Покаянным и умилительным назван Церковью канон по своему содержанию и настроению. Св.Андрей приводит в нем события ветхого и нового завета — от падения Адама до Вознесения Христова, — излагает их применительно к состоянию грешной души и призывает ее к покаянию и слезам очищения.
Сильными словами и яркими образами этот канон открывает мрак греха человеческого, рисует бездну отчаяния души, преступающей повеления Божия; но он указывает и спасительный путь покаяния и веры в воплотившегося «грех наших ради» Господа Иисуса Христа.
Канон этот одно из самых драгоценных сокровищ церкви. Русская церковь сберегала его и украшала особой умилительностью чтения и пения. Содержание канона величественный и трогательный напев ирмосов его, припев перед чтениями тропарей: «Помилуй мя Боже, помилуй мя!», заставляли и самые твердые сердца умягчаться и, если, иногда, не каяться во грехах, то во всяком случае, чувствовать их.
Составленный св.Андреем в конце 7-го или начале 8-го века этот канон кажется написанным применительно к нашим дням, к настирающие грани веков.
Мы приведем несколько тропарей великого канона в русском переводе:
«С чего начну оплакивать дела моей окаянной души? Какое положу, Христе, начало плачу моему? Ты, Господи, по милости Твоей даруй мне оставление прегрешений.
Приди, окаянная душа, с твоей плотию, исповедайся Творцу всего! Оставь, наконец, свое прежнее молчание и принеси Богу в раскаянии слезы.
Открываю пред Тобою, Спаситель, совершенные мною грехи и раны тела и души моих, нанесенными мне внутренними к смерти ведущими, как разбойники, помыслами.
С самой юности моей нарушал я повеления Твои, Христе! В унынии, нерадении и страстях провел я всю свою жизнь. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель: хотя при конце спаси меня!
Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми мое тяжкое бремя грехов и дай мне по милости Твоей слезы умиленья.
Страстными наслаждениями помрачил я красоту души и весь свой ум обратил во прах своими деяниями. Осквернил я мою плоть, одежду души моей, очернив в себе, Спаситель, образ и подобие Твое.
Нет у меня слез, не стяжал я покаяния и умиления. Ты, Спаситель, как Бог мой, дай мне их!
Я изранен и в язвах: вот стрелы врага, пронзившие мою душу и тело. Раны, гноящиеся и отягчающие меня, вопиют об ударах страстей моих, по моей воле держащих меня.
Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою! Очисти меня! Нет на земле грешника, которого я не превзошел в грехах.
Обратись к Богу со стенаниями, окаянная душа, прежде чем кончится торжество жизни и прежде чем Господь заключит дверь Своего чертога.
Вот приближается, душа, конец. Приближается, и ты не готовишься в небрежении твоем. Время сокращается, встань! Судия близок — при дверях. Время жизни, как сон, проходит, как цветок отцветает... Для чего мы живем в напрасной суете?
Я — вне брачного чертога, изгнан с брака и вечери. Светильник мой без елея угас, брачный чертог заключен во время сна моего, вечеря съедена... Я же, связанный по рукам и ногам, извержен вон.
Прошел я всю свою жизнь в ночи: мраком и непроглядной мглой была мне ночь грехов моих. Сделай меня сыном дня, Спаситель!
Рассматривая деяния свои, вижу, Спаситель, что я превзошел всех людей грехами моими, ибо я грешил сознательно и по своему разуму, а не в неведении.
Я открыл пред Тобою, судией моим, тайны сердца моего. Воззри на мое смирение, скорбь, и на осуждение мое и помилуй меня, отцев Господи, по милосердию Твоему.
Пощади, Спаситель, свое создание и как пастырь отыскивает потерянную овцу, предохрани меня заблудившегося, отыми от волка и водвори меня, как овцу, на пастбище стада Твоего.
Ум мой изранен, тело в болезнях, дух в недугах, нет дара речи, жизнь умерщвлена, кончина у дверей! Что сделаешь ты, окаянная душа моя, когда Судия придет и рассмотрит деяния Твои?
Разбойники, распятые с Тобою на крестах, — один поносил Тебя, другой исповедал. Как второму, Господи милостивый, уверовавшему в Тебя, и познавшему Божество Твое, отверзи и мне дверь прославленного царствия Твоего.
Душа моя! Душа моя! Пробудись, что спишь? Конец приближается и ты устрашишься. Пробудись же, дабы Христос Бог, вездесущий и все совершающий, пощадил тебя».
|