Четверг, 25.04.2024, 19:01
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 3/4 (20/21). Март-апрель 1944 г. 3-й год изд.
О смысле Поста
 
Посты, говорят одни, не имеют отношения к христианскому вероучению. Это — уста­новление Церкви, а не Бога. Пища не приближает к Богу, говорят другие; она нужна для тела, и дело врачей, а не представителей Церкви, регулировать питание человека. Цер­ковь должна заботиться о чистоте духа. Так утверждают, опираясь на двойственность че­ловеческой природы, состоящей из тела, за­бота о котором принадлежит врачу, и духа, пределами которого должны исчерпываться попечения Церкви.
 
В действительности, пост установлен Бо­гом, а Церкви принадлежит определение со­держания поста, т.е. установление его сроков и того рода пищи, которая запрещается или разрешается на время поста.
 
С другой стороны воздержание, требуемое постом, выходит далеко за пределы процес­сов питания, простираясь на все стихийные процессы в человеке и на всю его душевную жизнь.
 
Заповедь о посте есть самая первая запо­ведь Бога человеку. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2, 16, 17). Смерть вошла в мир через нарушение первыми людьми запо­веди о посте. В Библии и Евангелии имеют­ся постоянные указания на пост. Моисей три раза восходил на гору Синай и каждый раз готовился к этому сорокадневным постом (Исх. 34, 28). Пророк Илья сорокадневным постом готовился к получению откровения от Бога (3 Царст. 19, 8). Пророк Даниил перед явлением ему Бога в течение трех седьмиц держал пост. «В эти дни, я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя» (Дан. 10, 2, 3). Во всех этих, случаях пост был подготовлением к богоявлению и к богооткрове­нию. Господь наш Иисус Христос готовился к великому делу своей проповеди сорока­дневным постом, выдержав искушение диавола, и только после этого «Ангелы присту­пили к нему и служили Ему» (Матф. 4, 11). Своим ученикам Господь заповедывал: «Ког­да поститесь, не будьте унылы, как лицеме­ры... а когда постишься, помажь голову свою и умой лицо свое, чтобы явиться по­стящимися не перед людьми, но перед Отцом твоим, который в тайне» (Матф. 6, 16-18). По воскресении и вознесении Господа, Его ученики проводили жизнь «в трудах, в бде­ниях и постах» (2 Кор. 6. 5).
 
Все это ясно показывает, что пост не про­сто церковное установление, а заповедь Божия: Церкви принадлежит только регулиро­вание сроков и содержания поста.
 
Пост, установленный Богом еще в раю, имел отношение к питанию, к его ограничению. Чтобы понять его смысл, необходимо обратиться к уяснению того, что такое жизнь и какую роль в ней играет питание? Кювье определил жизнь как «вихрь элементов, про­ходящих через живой организм.» В процес­се дыхания через организм проходит воз­дух; в процессе питания — неорганические вещества — (питание растений), растительные и животные ткани. Но организм не пассив­ная среда, через которую только проходит этот «вихрь» органических и неорганических элементов; он производит сложную работу над ними: он разлагает принятые элементы; часть их, неорганические химические соеди­нения, превращает в органические, менее сложные органические — в более сложные и строит из них тело; часть не переработан­ных, но выделенных из воспринятого ве­щества элементов, он выбрасывает из себя. Результатом этой сложной работы в процес­сах дыхания и питания является переустрой­ство мира. Можно думать, что земля, до по­явления на ней первой жизни, представляла из себя плотную, образованную прочными химическими соединениями массу, лишенную воды и воздушной атмосферы. Первые появившиеся на ней живые организмы — анаэ­робные (не нуждающиеся в дыхании) микробы, немногим превосходящие по своему объему атом, в процессе питания выделяли из хими­ческих молекул вещества земной коры необ­ходимые им атомы, освобождая остальные. Эти освобожденные ими атомы образовали ту разрыхленную землю, которую мы видим теперь, воду на ней и первый слой воздуха. Так первая жизнь в процессе питания посте­пенно преобразовывала земную поверхность, образуя на ней так называемую биосферу и атмосферу. С появлением последней на зем­ле появляется растительность, затем — жи­вотные организмы, которые усиливают сво­им питанием и дыханием преобразование ми­ра. Это преобразование не носит хаотиче­ского и случайного характера; оно направле­но в сторону качественного повышения ве­щества, в сторону превращения неорганиче­ской материи в органическую, живую ткань, и живой ткани из нисшей растительной — в животную и этой последней — в человече­скую. Питание и дыхание оживотворяют земной шар, образуя на его поверхности и вокруг него биосферу (греч. слово, означаю­щее по-русски живую оболочку), все больше и больше проникающую в глубь и вверх. Появление человека образует новую эпоху в мировой истории. Человек первоначально в своей жизненной деятельности мало отличал­ся от животного мира; его основными функ­циями были те же процессы питания, дыха­ния и размножения; его жизнь, как и жизнь животных, преследовала одну и ту же цель — преображение мира, его оживотворение.
 
Но на нем лежала и другая задача, поднимав­шая его над растительно-животным миром и связанная с развитием его духа, или проявле­нием образа Божия в его сердце.
 
От жизни или души Священное Писание отличает дух. Чтобы понять, что такое этот дух в человеке и чем осложняется человече­ская жизнь сравнительно с животной, необ­ходимо обратиться к евангельской и свято­отеческой антропологии. Она различает в человеке четыре начала: 1) плоть, 2) тело, 3) душу и 4) дух. Плоть и тело — два слоя в физиологической стороне организма живо­го существа. Плоть — общее известному ви­ду животных жизненная сила, стихийное начало; это - совокупность так называемых инстинктов, заложенных в животном и чело­веческом организме. «Иная плоть у людей, — пишет апостол Павел коринфянам, — иная плоть у скотов, иная — у рыб, иная — у Птиц» (1 Кор. 15, 39). Иная не в том только смысле, что у одних видов одни инстинкты, у других — другие; иная не только по силе этих инстинктов; но иная плоть — по ее отношению к телу.
 
Тело — организующее начало. Плоть, как жизненная сила, проявляется в питании, ды­хании и размножении. Эти процессы регу­лируются телом: они подчинены определен­ному ритму: есть ритм дыхания, ритм бие­ния сердца и кровообращения, ритм питания, ритм вообще всех физиологических процес­сов; они удовлетворяются определенной не­обходимой для организма мерой. Этот ритм и эту меру не переступает ни один нормальный животный организм. Эта регуляция жизнен­ных процессов в ритме и мере — дело тела. Здесь, в отношении плоти и тела, намечается первое отличие человека от животных. У животных плоть подчинена телу, и это — почти всегда. У человека отношение между плотью и телом не предопределено изна­чально и окончательно; он может не счи­таться в отправлении своих функций ни с ка­ким ритмом, ни с какой мерой. В гармонию мирового ритма он может вносить и после грехопадения внес дисгармонию.
 
Два других начала, душа и дух, присущи вместе только человеку; у животных — толь­ко душа, тесно связанная с телом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни». (Быт. 2, 7). «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его.» (Быт. 1, 27). Животные обладают душевным телом; они излучают жизнь и претворяют мертвое в живое. Первые люди в раю имели духов­ное тело. Они излучали божественный свет и не только, подобно животным, мертвое превращали в жизнь, но и жизнь преобразо­вывали в дух, преодолевая материю и пре­образуя физическую жизнь в духовную, веч­ную, из себя излучающую божественную кра­соту, слабым образом которой является люминисцирующий алмаз, копящий в себе сол­нечный свет и излучающий его даже в ноч­ной темноте. Но грехопадение лишило ду­ховности первых людей и внесло смерть в мир. Тело и плоть вышли из подчинения духу. Дух и образ Божий не исчезли в че­ловеке, но погрузились в глубь его личности, центр жизни которой перешел на периферию, укоренился в плоти. Инстинкты и их удовле­творения стали руководящим началом чело­веческой жизни. Человек из духовного стал плотским, из бессмертного — смертным, из «венца творения», вносившего свет и красоту в мир, — рабом тела с его похотями и плен­ником мира, пытающимся в борьбе с его стихиями отстоять свою жизнь. В человеке из­менилось все до последних мелочей; изме­нились самые восприятия мира. Если преж­де он видел «Господа, ходящего в раю во время прохлады дня», и слышал голос его (Быт. 3, 8), то теперь люди «видя, не видят и слыша, не слышат и не разумеют» (Матф. 13, 13), «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкну­ли, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, что­бы Я исцелил их» (Ис. 6, 10). Дух глухоне­мой овладел родом сим: он глух и невоспри­имчив ко всему духовному в себе и в мире, и, как немой, не излучает света из себя, не про­являет в своей жизни божественного дыхания, заложенного в нем и все еще не погло­щенного господствующей в нем тьмой. Ког­да нарекший в раю имена животным, — не клички, которые мы даем нашим животным, а имена, выражающие их природу — он теперь стоит перед природой, как начинающий учиться ребенок перед написанной - фразой. Как ребенок, он видит не фразу, а только буквы, складывает из них слова, но еще не улавливает их смысла; так и человек после грехопадения, даже самый ученнейший из современных ученых, не видит мира в его це­лостности, а только разорванные части, и в этих частях видит только материю в ее раз­ложении на последние частицы — атомы, но не видят светящий в атомах, в разрозненных явлениях мира Божественный разум, не слы­шат голоса Бога, «ходящего в раю во время прохлады дня». И не только не видит и не слышит, но и похваляется этим. «Я смотрел через телескоп в небо многие годы, но нигде не видал там Бога», говорил один астроном, «Я, анатомируя, изрезал массу живых и мертвых тел, но нигде не видал духа,» гово­рил хирург-анатом.
 
Из света человек погрузился во тьму, стал глухонемым; рай превратился для него во враждебный для него мир, в котором в поте лица он должен добывать себе хлеб и в борь­бе с которым должен отстаивать свою жизнь... Благословение превратилось в проклятие, и он оказался изгнанным из рая. Прежняя гар­мония его личности, целостная мудрость его я, когда дух Божий обитал под кровом его души, теперь раскололась. Человек покинул свой дух, свой дом; он ушел в «страну далечу» и там «расточил имение свое, живя рас­путно», его привлекали пыльные дороги мира, шумные стогны града; он весь отдался пло­ти, «наполняя чрево свое рожками, которые ели свиньи» (Лук. 15, 13. 16); Он стал рабом своей плоти, забыв об «отчем доме». Это не раздвоение, не распад; это — перемещение нашего я с одного полюса личности — свет­лого дома Отчего — к другому, к тьме «ба­зара житейской суеты», к плотской стихийно­сти. Этот полюс не оторван от противопо­ложного, это — только «страна далеча»; до­рога в «Отчий дом» сохранилась в нас, и мы можем вернуться в наш тихий и светлый дом, где Отец наш терпеливо ожидает нашего воз­вращения.
 
Так грех извратил человеческую природу, покрыв тенью и весь мир, «состенающий че­ловеку». Что это за грех? Это нарушение человеком первой и тогда единственной за­поведи Бога, заповеди о посте.
 
Библия так описывает первое грехопадение людей: диавол в образе змия убеждал Еву, что если они съедят запрещенный плод, то станут как боги. «И увидела жена, что дере­во хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание» (делает их сразу богами) «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). Цель питания — стихийное пре­образование мира, его оживотворение. Это - цель питания всего живого на земле. У человека была и другая, более высокая цель - одухотворение мира, приближение его к триединому Богу путем любви, объединяю­щей «двух в плоть едину» (Быт. 2, 24) и нарекающий имена всему живому. Но эта цель не могла быть оторвана от первой, она должна была основываться на ней. Оживо­творение — нижний этаж великого боже­ственного здания всемирной, католической Церкви, на которой должно было покоиться одухотворение мира и приведение его к Бо­гу — верхний этаж этого здания. Если в растительно-животном мире эта цель осущест­влялась стихийно в процессе питания, то у че­ловека стихийность должна была быть заме­нена знанием, свободным и добровольным осуществлением этой цели. Он должен был знать великую и святую цель питания, состо­ящую не в личном чувственном удоволь­ствии и даже не в поддержании своей инди­видуальной жизни, а в преображении всего мира, в первоначальном его оживотворении, за которым должно последовать его одухотворение. Грех и состоял именно в том, что, забыв о мире и его преображении, человек захотел: 1) только себя и сразу превратить в бога, и 2) свою божественность увидел в лич­ной радости — удовольствии от самого про­цесса питания. Любовь к миру, как вопло­щающему в себе Бога, он заменил любовию к себе, и в себе — не к образу Божию, а к сво­ей стихийности, к темному началу, к удоволь­ствию от процесса питания. В результате, вместо того, чтобы стать «как боги», он стал рабом своей чувственности. Он переместил любовь с цели питания — преображение — на приятные физиологические ощущения, сопровождающие стихийный процесс питания. И эта перестановка любви с цели на прият­ность процесса деятельности распространилась на все стихийные процессы, включая сю­да и родовую жизнь. После нарушения за­поведи о посте «открылись глаза у них обо­их, и узнали они, что наги» (Быт. 3, 7). 7-ая заповедь Закона Божия, «Не пре-любо-действуй» (Исх. 20, 14: не переставляй любви с "цели действия на само действие), охватывает всю стихийность человека, включая сюда пи­тание и родовую жизнь.
 
Так, нарушение первой заповеди о посте, данной Богом первым людям в раю, привела к смерти человека, к приостановке преобра­жения мира. С ветхим Адамом вошла смерть в мир, с новым Адамом, воплощенным Сыном Божиим, в мире снова появился духовный человек и победа над смертью. Миру в Нем открылась надежда на возрождение и на возможность одухотворения и нового ше­ствия к Богу, начатого в раю. И мы видим, как отдельные люди: Матерь Божия, св. апо­столы, мученики, преподобные и святые об­лекаются в новую одухотворенную плоть, до­казывая, что подвигом поста возможно до­стичь благодатного озарения. Как три апо­стола видели Фаворский свет, так и многие подвижники сподобились, через подвиги воз­держания, видеть совет и огонь Божества, преображенного человеческого тела. Нарушением заповеди о посте вошла в мир смерть; с соблюдением заповеди о воздержании, мир снова должен быть озарен Фаворским све­том, мир снова должен стать раем для людей.
 
Смысл поста — прежде всего в преображе­нии человека, в освобождении его от рабства плоти, в одухотворении, тела, в возвраще­нии любви, направленной после грехопадения на удовольствия от удовлетворения стихий­ных процессов, к цели этих процессов, к пре­ображению мира.
 
Первородный грех состоял в движении от духа к плоти. Пост есть обратное движение от плоти к духу, от смерти к жизни, от тьмы греховной к Фаворскому свету. Человек по­стящийся должен все время иметь в виду эти две грани движения: мрачную исходную точку и радостный конец пути. Поэтому и цер­ковь, наряду с плачем и трауром в церковном богослужении в день поста, в богослужебных песнях называет его «весною», радостными днями. Пост есть по-двиг, движение, дви­жение всего нашего я от тьмы к свету, от ветхого человека к новому Адаму. Пост не может состоять только в победе над стихий­ными процессами питания, в подчинении его духу. Пост регулирует с тою же целью и родо­вую жизнь (запрещение браков в дни поста). И не только ее, но и всю человеческую личность. Первый грех все перевернул в человеке, по­тому и борьба должна быть направлена на всю греховную жизнь человека. Духовное овладение стихийными процессами есть толь­ко начальная ступень той лестницы, которая ведет от земли к небу. «Постящеся, братие, телесно, постимся, и духовно, разрешим вся­кий союз неправды: расторгнем стропотная нужных изменений». (Стих. на вечерне в среду Великого поста).
«Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблаз­нов греха, отпустим, братие, долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возо­пить возможем: да исправится молитва на­ша, яко кадило пред Тобою, Господи» (Стих, пон. 2 нед. Великого Поста).
 
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуж­дение, воздержание языка, ярости отложе­ние, похотей отлучение, оглаголания, лжи, клятвопреступления, — сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». (Пон. перв. нед. Великого Поста).
Духовный пост, таким образом, состоит в наложении ограничения на весь греховный строй нашей повседневной жизни, в ограничении не только чувства вку­са, но и всех пяти чувств, этих окон, через которые шум «базара житейской суеты» врывается в наше сердце и влечет нас на пыль­ные стогны града; мы должны одухотворять наш ум, нашу волю, озарять Божественным светом «сокровенного сердца человека», украшать себя «истинной красотой кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Петр. 4, 3).
 
В повседневной жизни дни поста обычно рассматриваются, как дни уныния и траура. Но Господь Иисус Христос говорил своим ученикам:
«Когда поститесь, не будьте уны­лы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который в тайне (т. е. в глубине твоей души); и Отец твой, видящий тайное (т. е. опять: видящий возрождение в глубине твоей души), воздаст тебе явно»,
(т.е. внутреннее перерождение озарит Фаворским светом, твое тело и всю твою жизнь) (Мтф. 1, 16—18). И в стихирах на утрени первой недели Великого Поста пост называется «матерью целомудрия», «по­стом приятным», «весною постною», «разре­шением союза неправды» и «всякого развращения», «расторжением стропотного нужных изменений». Пост — весна нашей души, ее возрождение, воскресение из смерти, уничто­жение всего того, что противится осущест­влению необходимых изменений в нашей личности, т.е. преодолению нашей привязанно­сти к чувственным удовольствиям, препят­ствующим нашей устремленности — любви к истинной цели стихийных процессов, к пре­ображению мира.
 
Пост, настоящий пост, «весна постная», должна быть непрерывным нашим делом, «весна постная» должна постоянно цвести в нашей душе. Но ап.Павел говорил о себе: «Бедный я человек!» Не тем ли более — бедные мы люди! Трудно нам сразу преодо­леть «закон плоти», трудно оторваться от чувственных радостей земли, слишком опу­тавших в течение многих веков нашу личность. Всемирная история началась с нару­шения первой заповеди о посте; она состо­ит в борьбе двух полюсов нашей личности и продолжится в этой борьбе до полного пре­ображения человека и мира. Мы, с по­мощью божественной благодати, должны привести себя и мир к преображению. Но путь наш длинен и тяжел: мы должны вер­нуться из «страны далечи»; и Церковь идет на помощь нам: она не требует от нас непрерывного поста, она назначила сроки для него, она не требует сразу полного воздержа­ния. Только в конце всемирной истории Бог уничтожит и пищу, и чрево, как уничтожит и родовую жизнь. (1 Кор. 6, 13; Матф. 22, 30). Сейчас же Церковь назначает ограни­ченное содержание поста, чтобы постепенно оторвать нас от греховного плена плоти. Она осуждает «изнурение тела» (Кол. 2, 23), но требует удержания себя от наслаждений пло­ти, в цели благочестия, для низложения плотского мудрования (Из слова Василия Вел. «о воздержании»), для изгнания духа глухо­немого из рода человеческого, для преображения мира.
 
Но пост, как духовное овладение стихий­ными процессами, есть только начальная сту­пень той лестницы, которая ведет от земли к небу.
«Постящеся, братие, телесно, постимся и духовне»,
говорится в стихире на вечерни в среду первой недели Великого Поста. Духов­ный пост состоит в наложении запрещений на весь греховный строй нашей повседнев­ной жизни, в ограничении не только чувства вкуса, но и всех пяти чувств, этих окон, через которые шум «базар житейской суеты» вры­вается в наше сердце и влечет на пыльные стогны града; мы должны одухотворять наш ум, нашу волю, озарять божественным све­том «сокровенного сердца человека», укра­шать себя «истинной красотой кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом». (1. Петр. 4, 3).
«Страстными наслаждениями помрачил я красоту души и весь свой ум обратил во прах своими деяниями. Осквернил мою плоть, одежду души моей, очернив в себе, Спаси­тель, образ и подобие Твое», пишет Андрей Критский в своем великом каноне, призывая людей к перерождению.
 
«Вот приближается, душа, конец. Приближается, и ты не готовишься в небрежении твоем. Время сокра­щается, встань! Судья близок, при дверях. Время жизни, как сон, проходит, как цветок отцветает... для чего мы живем в напрасной суете?»
 
«Душа моя, душа моя, пробудись, что спишь?»
Начало пробуждения души — пост, как начало падения и сна ее — нарушение первой заповеди о посте.
 
Пост — не церковное только постановле­ние; он — не аскетическое упражнение для монаха; пост, как воздержание, — одна из заповедей Бога, необходимых для спасения мира.
 
Проф. И. Ч.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (25.10.2010)
Просмотров: 1052 | Теги: Православный Христианин, № 3/4 (20/21), 1944 г., журнал, Март-апрель
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа