Четверг, 25.04.2024, 03:18
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 3/4 (20/21). Март-апрель 1944 г. 3-й год изд.

Века, пронесшиеся над древним Псковом, во многом изменили его облик. Твердыни башен и стен, некогда неприступным 7-ми километровым поясом охватывавшие город, превратились в живописные руины, лишь от­даленно напоминающие о былой боевой мо­щи, опираясь на которую доблестные защит­ники Дома святой Троицы, стойко выдержа­ли осады и отразили приступы лучших евро­пейских войск, предводимых великими пол­ководцами: поляков и венгров, короля Сте­фана Батория в 1581 г. и шведов Густава Ру­дольфа в 1615 году.
 
Прощальный взгляд, брошенный на город, благоговейно останавливается на главах его святых храмов. Время не пощадило и храмы Божии. Далеко не все уцелели из более, чем сотни храмов, в течение веков воздвигнутых псковичами во славу Божию и на украшение родного града. Монастырей в городе и ближайших окрестностях к XVI столетию было воздвигнуто благочестием богатых строите­лей из бояр и купцов до 45. Многие из этих святых обителей были, правда, не велики, иные насчитывали всего 3—5 иноков, или инокинь.
 
Древнейшая обитель Пскова — монастырь Спаса на Мироже — воздвигнут новгородским епископом св.Нифонтом. Владыка сам, опираясь на посох, ходил по стогнам града, собирая в деревянную чашу доброхотные даяния на построение храма. И, подходя под благословение Владыки, щедро давали псковичи, опуская в чашу византийские зо­лотые и немецкие серебрянные пфениги. Подле монет порой нежная рука боярышни стыдливо полагала любимое колечко или браслет, жертвуя милыми сердцу уборами на Божее дело. Всем низко кланялся святой Владыка, благодаря за милость, а пуще вдо­вице или бедняку, отдавшими Христу един­ственную сбереженную монетку.
 
На берегу реки Великой, при устье речки Мирожи, в 1148—1153 г.г. сооружен Спасо-Преображенский храм и при нем учрежден мужской монастырь. Храм с некоторыми пе­ределками простоял до наших дней и явля­ется древнейшим архитектурным памятником Пскова. Спасо-Мирожский Преображенский соборОн выстроен по типу византийских крестово-купольных храмов и представляет собой крестообразное сооружение с боль­шим куполом, возвышающимся в центре креста, где пересекаются продольный и попе­речный полуциркульные своды. Благодаря величественной спокойной глади расчле­ненных декорацией стен, пластические массы храма производят монументальное впечатле­ние даже при сравнительно небольших раз­мерах. Величавый монументализм и кон­структивизм, сказывающийся в логически яс­ном выражении внешними архитектурными формами организации внутреннего простран­ства сооружения, характерны для раннего периода древне-русского зодчества. В Мирожском соборе внутреннее пространство по­строено крестообразно, символически выра­жая христианскую идею. Эта родившаяся в Византии архитектурная композиция креста, вписанного в четырехугольник, получила широкое развитие в древнерусской архитекту­ре. Фресковые стенописи Мирожского со­бора сохранились от XII в., но, к сожалению, около 1900 г. они были переписаны и остают­ся пока не раскрытыми, за исключением не­большого участка.
 
В 5 километрах ниже города, над высоким скалистым обрывом Снятной горы, стоит, глядя в воды р.Великой, монастырь Рождества Богородицы. Соборный его храм 1310 г. братски схож с Мирожским собором. На сте­нах Рождественского храма открыты фрески начала XIV в. (1311—1313 г.г.). Эти стено­писи совершенно отличны от Мирожских, яв­ляясь дальнейшим этапом эволюции древне­русской монументальной живописи, протекавшей в соответствии с общим развитием ви­зантийского искусства ваяния, которое вос­принимала Русь. В XIV в. Византия пережи­вала эпоху общего культурного возрожде­ния, связанного с деятельностью император­ской династии Палеологов, которая, опираясь на азиатские провинции империи, восстанови­ла мощь Византии, отвоевав Константино­поль, захваченный западными крестоносцами в 1204 г. Восстановление империи повело к пробуждению эллинистического духа в жи­вописи, выразившемуся стремлением к пла­стической живописности, жизненности и выражению движения. Новый живописный стиль ярко выявился и в искусстве вечевых городов. Новгород и Псков, связанные с Византией церковно-политическими взаимоот­ношениями, быстро воспринимали новые ху­дожественные веяния из Византии — мирово­го культурного центра средневековья. Ис­кусство этих городов в своем развитии почти не отставало от искусства культурной метро­полии. Свидетельство тому — фрески Снятогорского Собора, — являющиеся важней­шим и единственным по полноте звеном меж­ду монументальными стенописями XII и XIV столетий, прекрасно представленными (до войны) в Новгороде. В Снятогорских стенописях вполне воплощены тенденции нового стиля, хотя и сдерживаемые церковным кано­ном. Монохромность росписи, выдержанной в нюансах коричневато-красных тонов с яр­кими белильными бликами высветлений и бе­лыми силуэтами бород и влас святых стар­цев, производит, в общем, спокойное, но от­нюдь не гнетущее впечатление, ибо высветле­ния придают радостность этой монументаль­ной живописи. К сожалению, раскрыты еще далеко не все стенописи храма.
 
На левом берегу Великой, в Завеличьи, почти против устья р.Псковы, стоит собор Иоанно-Предтеченского монастыря, где уеди­нялись от мира и обретали вечный покой многие псковские княгини.
 
Собор сгорел в первый год войны, но в основном сохранился без повреждений. Со­гласно традиции, Иоанновский Собор по­строен около 1240 г. Но по архитектурным формам он примыкает к группе Новгородских монументальных соборов первой половины XII в. Создание важнейших из них (Юрьев­ского, Антоновского, Никольского) связы­вается с именем Новгородского мастера (зодчего) Петра. Это — храмы, вытянутые с За­пада на Восток, где они завершаются тремя величественными алтарными полукружиями апсид. Три купола увенчивают сооружения: большой средний, малый освящающий пола­ти (хоры) и третий над башней, примыкаю­щей к одному из углов здания, в которой па­радная лестница ведет на хоры. В Иоанновском монастыре нет башни, но два малых ку­пола симметрично расположены по углам.
 
 Арх. Кузьма Демьяна у Гремячей башниСоборы Иоанновского и Снятогорского мо­настырей, примыкая по стилю к памятникам XII в., наводят на мысль о некоторой архаизирующей тенденции в псковском зодчестве XIII и нач. XIV веков. В дальнейшем в XV—XVI в.в. такой тенденции не ощущается и, напротив, архитектура Пскова не отстает от Новгородской и Московской, создавая и свои местные псковские архитектурные типы (храм с комплексом асимметричных пристроек, звонницы, крыльца).
 
В XIV в. в Пскове развивается интенсив­ное храмовое строительство, но от этого ве­ка до нас не дошло ни одного вполне сохра­нившегося памятника. Причина та, что позд­нее в XVI—XVII в.в. псковичи заменили об­ветшавшие старинные храмы новыми или же сильно их перестроили. Перестроенными позднее храмами XIV в. являются Михаило-Архангельский 1339 г. на Городце на Великой (Великолуцкой) улице и живописно приютившаяся на Гремячей горе церковь Козьмы и Дамиана 1383 г. бывшего Гремячего мона­стыря. Романтические развалины его других построек, расположенные ниже на склоне, служат ныне тенистым приютом для коз в жаркие дни.
Церковь "Василий на горке"
Памятники церковного зодчества XV—XVI в.в. сохранилисья в Пскове в столь значитель­ном числе (от XV в. — 9, и от XVI в. — 14), что нет возможности останавливаться на каж­дом из них. Да это и не нужно для общего понимания псковского зодчества эпохи рас­цвета. В Пскове и Новгороде в XIV—XV в.в. церкви строились по одному широко распространенному и по всей России еще с XII в. ти­пу византийского кубического храма с тремя или одной апсидами и одним куполом на 4-х столбах, поддерживающих систему арок и сводов. Система перекрытий характеризует­ся тем, что арки, непосредственно несущие купол, лежат ниже примыкающих к ним по­луциркульных сводов. Сферическая поверх­ность купола, символизируя небосвод, дает впечатление замкнутого земного простран­ства, отграниченного от мирового простран­ства Вселенной. Устремление мысли к Боже­ству направляет взоры к небу, и храмовая ар­хитектура так же стремится направить в высь взор молящихся. Происходит соответствен­ное изменение архитектурных форм. Перво­начально эта художественная мысль выявля­ется внешними формами храмов в стремлении к пирамидально-центрическому построению масс. Такая композиция, воплощенная еще в Мирожском и Снятогорском Соборах, позд­Церковь св.Никола каменоградскийнее в Пскове, развития не получает. Затем выраженное в зачатке арочек кокошников в Пскове впервые в церкви Василия на Горке 1413 (и полнее в несохранившемся Троицком Соборе 1365—1367 г.г.) новое архитектурное направление получило богатое развитие в Московском зодчестве. Внутреннее пространство храма позднее также получает устремление ввысь путем поднятия подпружных арок, несущих купол выше примыкаю­щих к ним сводов, что создает систему так называемых ступенчатых сводов, особенно типичных для псковского зодчества XVI в. Поднимающиеся одна над другой дуги сводов и арок невольно увлекают взор к куполу. В Псковских храмах эта идея устремления ввысь выражена, конечно, далеко не с такой силой, как в готике, откуда пытались, как заимствование, ее вывести, — что неверно.
 
Действительно система ступенчатых сводов родилась не в Пскове и, вообще, не на Руси. Она пришла из стран, издавна церковно и культурно связанных с Русью — с Балкан, где в сербской церкви Грачаницы (1282) со­хранился, кажется, древнейший известный пример системы ступенчатых сводов. В даль­нейшем система эта Церковь Кузьма Демьяна со старого Примостьяпривела к взаимному пе­рекрещиванию опирающихся одна на другую арок, что позволило совершенно устранить опорные столбы и тем освободить внутреннее пространство, слишком тесное в малых церк­вах. Например, церковь, уцелевшая от Николо-Каменноградского монастыря на Завеличье и во многих приделах других церквей. Псковские храмы (начиная с Мирожского), благодаря своей тесноте, характеризуются интимной уютностью. Свет, проникавший через узкие окна, создавал живописную игру цвето-тени, особенно в набегающих сумерках, сочетаясь с мерцанием лампад и огнями све­чей, теплившихся пред ликами икон. В хра­мах царило молитвенное, насыщенное рели­гиозной мистикой настроение. Но уютная теснота храмов не отвечала всем нуждам цер­ковной и мирской жизни и растущему числу прихожан. Выход являлся в пристройке приделов, создавшихся благочестивыми жертвователями. Храмы обростали приделами, па­пертями и постепенно подле основного куби­ческого массива складывался целый комплекс разнообразных асимметрично расположенных пристроек. При всей бессистемности их рас­положения в общей архитектурной группи­Алексеевская церковьровке комплекса чувствуется некоторая зако­номерность, выражающаяся в соотношении архитектурных масс, их взаимной уравновешанности, заменяющей простую наглядную симметрию. Равновесие масс выражено здесь в том, что если, например, с одной стороны храма подымается более высокая, но не боль­шая пристройка, то с другой будет низкая и обширная, так что их массы взаимно уравновешиваются (конечно, без скрупулезной точ­ности).
 
Традиция постепенного разростания при­строек сложилась не в каменной архитектуре. Здесь сказываются более глубокие корни, вырастающие из навыков деревянного русского зодчества. В самом деле, — в деревянном зодчестве хоромы росли, группируясь из от­дельных клетей, естественный придел, размером которых полагала длина бревен сруба.
 
Выработанный столетиями привычный спо­соб стройки, псковичи перенесли и в камен­ное зодчество. Оказались эти плотничьи на­выки в XVI в., когда в зодчестве все сильнее бьет национальная струя, питаемая общим подъемом русского самосознания в Московском государстве («Москва — третий Церковь св.Никола со УсохиРим», — формулирует Филофей, инок псковского Елизарова монастыря).
 
Сложившийся в Пскове XVI в. храмовой комплекс включает характерно псковские ар­хитектурные типы: звонницы, воздвигнутые в виде мощных стен (Пароменская, церкви Богоявления на Бродах 1496 г., к сожалению, сгоревшей в 1941 г. Тогда же сгорели церкви: Косьмы и Демьяна со Старого Примостья (Запсковьи) в 1462—1465 г. и Ни­колы со Усохи (на Великой улице) в 1536 г. В Косьмо-Демьянской и Богоявленской церквах погибли пре­красные ансамбли иконостасов 16 в. Пока уцелел еще один в Пароменской церкви 1526 г.), или, как стройные лег­кие ряды арочных пролетов в два яруса (Мирожская XVII в., Николы Явленного конца XVII в.). Замечательные псковские крыльца с их массивными, как бы топорной работы, столбами. Такие крыльца ведут, как в церк­ви, так и в купеческие хоромы особенно мо­нументально крыльцо так наз. «солодежни» — купеческого дома XVII в.
 
Выработав свою архитектуру, псковичи и в ее декоративном оформлении, с течением веков все усложнявшемся, проявили свой вкус, воспитанный деревянной резью. Главы и апсиды псковских церквей украшены типич­ными орнаментальными, узорными поясками Церковь Богоявления с Бродакирпичей на ребре, или зубчиками. В некото­рых храмах яркой цветной полоской выделя­ются на белом фоне, несущих главы бараба­нов, ленточки изразцов, в пестроте которых сказывается восточный вкус (церкви Косьмы и Демиана со Старого Примостья, Георгия со Взвода 1494 г.). Апсиды украшены аркатурными поясами, в романском духе, представляя запоздалый и примитизированный отзвук влияний западного искусства.
 
Влияние Востока и Запада сказались лишь в некоторых декоративных элементах.
 
Воздвигая храмы, псковичи заботились и о их защите от врагов, сооружая линии камен­ных крепостных стен (1309, 1375 и др.годах). Московские великие князья, подчинив с 1510 г. вольный Псков, построили новые, еще более мощные стены и башни. Среди последних особенно интересна гордо высящаяся над Псковом башня Гремячья (1525—1526 г. г.), овеянная романтическими легендами. Свою гражданскую каменную архитектуру, в противоположность церковной и военной, пско­вичи создали очень поздно, только в XVII столетии.
 
Зато в этом столетии она получила широ­кое развитие в Церковь св.Сергия с Залужьястроительстве купеческих па­лат. Выросли многочисленные каменные дома, высившиеся среди искони деревянного Пскова.
 
Большинство купеческих палат не уцелело или совершенно перестроено, только много­численные обширные подвалы напоминают о хранившемся под такими палатами обилии товаров. Сохранившиеся палаты говорят о бо­гатстве и силе их былых владельцев. Особен­но замечательны Поганкины палаты, повидимому, наиболее ранние из сохранившихся (первая половина XVII в.). Это обширное массивное здание, в плане имеющее форму буквы П и постепенно выросшее из сочета­ния корпусов среднего двухэтажного и боко­вых одноэтажного и трехэтажного. Монолит здания архитектонически не расчленен и ли­шена орнаментации сплошная гладь мощных стен, с лестницами и камерами в их толще, нарушается лишь нишами, асимметрично раз­бросанных окон. Грандиозные подвалы не­сут на себе массив трехэтажного корпуса.
 
В целом палаты производят впечатление крепости. Это и Поганкины палатыбыла, окруженная рвом, крепость торгового капитала, сооруженная в не­спокойном, раздираемом внутренними соци­альными противоречиями, торговоремесленном городе (Напомним псковского вора «Сидорку» в Лихолетье гражданской войны, начала XVII в., и псковское восстание 1650 т.).
 
Из других каменных палат выделяется дом Артоцкого (на Великой улице), своими бога­тыми наличниками окон и обрамлениями вхо­дов, в каменной рези которых, исполненной по Московски, сказалось влияние форм дере­вянной резьбы, искуссно воплощенных здесь в камне.
 
Большие дома XVII в. на Запсковье, быв­ший Мейера и так наз. «Мешок», к сожале­нию, пострадали в 1941 г. — первый сгорел, а второй поврежден бомбой.
 
В эпоху расцвета в XVI в. Псков, насчиты­вавший до 60.000 жителей, производил гро­мадное впечатление на иностранцев.
«Любуемся Псковом. Какой большой го­род, точно Париж! Господи, помоги нам справиться с ним!», записал в дневник ксендз Пиотровский, один из секретарей ставки Батория в 1581 г.
Последним монументальным памятником древнерусской архитектуры в Пскове явля­ется грандиозный собор Св.Троицы. Собор, заложенный св.князем Всеволодом в 1137— 1138 г. г., был в 1365—1367 г.г. заменен новым сооружением.
 
Троицкий собор — это памятник свободной вечевой республики древнего Пскова. Город с его пригородами и всей землей псковской идеально почитался Домом Св.Троицы. Пско­вичи шли в бой и умирали за Св.Троицу и за гробы чудотворцев псковских св.князей Всеволода, Гавриила и Давмонта-Тимофея.
 
В большой псковский пожар 1609 г. собор сгорел.
 
В конце XVII в., взамен пострадавшего хра­ма, был в 1682—1699 г.г. возведен новый вы­сокий собор (75 м от земли до креста). В основе сооружение еще сохранило план 6-ти столпного древнего храма, близкий соборно­му типу XII в., но все сооружение создано в московском стиле с «освященным пятиглавием», венчающим храм. Внутреннее простран­ство является высокой, залитой светом за­лой, воплощающей новое понимание религи­озного общения человека с Божеством. Воз­двигнутый на высокой скалистой площадке Детинца собор Св.Троицы господствует над всем городом и далекими окрестностями, при­влекая издалека взоры сверканием золотого креста, венчающего большой купол.
 
Взоры православного Зарубежья страстно притягивала эта мерцавшая вдали златая точка, к которой стремились русские души через непроходимую стену советской границы.
 
Верится, что в грядущем, не заростет тропа к его стенам и русский народ благоговейно потянется обновить душу среди остатков святынь и художественных сокровищ ГРАДА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
 
В. Пономарев.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (25.10.2010)
Просмотров: 1680 | Теги: Православный Христианин, № 3/4 (20/21), 1944 г., журнал, Март-апрель
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа