Четверг, 25.04.2024, 13:53
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 3/4 (20/21). Март-апрель 1944 г. 3-й год изд.
Из писем еп.Охридского Николая (Сербия)
 
1. Матери, которая не смогла найти могилу своего сына.
 
Искала ты его на всех военных кладбищах. Ездила ты всюду, спускалась в долины мерт­вых. Где ты только слышала о военном клад­бище, там ты была. Ты просила читать тебе списки погребенных. Читала и сама надписи на крестах. Нет и нет его...
 
Не горюй, дорогая мать. Грех — большое горе. Божья земля и все, что на ней. Где бы ни была могила твоего сына, все же она на Божьей земле. Когда дотронешься до земли перед порогом твоего дома, ты дотронешься до края могилы твоего сына, а всевидящее Божье Око, глядя на землю, видит мертвых, как и живых. Если сын твой скрыт от тебя — он не скрыт от Бога. Господь Сам скры­вал его от тебя, чтобы скорбью очистилось сердце твое. Да получишь ты нежданную ра­дость свидания с сыном в вечных чертогах Его.
 
Неизвестны места многих могил великих и святых людей. Неизвестна могила пророка Моисея; также и могилы многих апостолов и мучеников Христовых, многих пустынников и постников... Имена их стоят красными буквами в календарях. Прославляем память их, во имя их созидаем Церкви, к ним воссылаем молитвы наши. Но могил их не зна­ем. Не горюй же, что и могила твоего сына известна только всевидящему Оку, как и могилы стольких святых.
 
У одной матери сын-солдат похоронен в да­лекой земле. Будучи стара, она не могла по­бывать на его могиле. И вот догадалась старая душа, как полить могилу своего сына. Каждую субботу идет она на ближайшее во­енное кладбище. Тут лежат покойные солда­ты, чьи матери не могут притти на их могилы. И на этих молилах она зажигает свечи и шепчет молитвы. И просит священника по­молиться, помянуть имена, написанные на крестах, а также помянуть и имя ее Афанасия.
 
И ты можешь так поступать, и утихнет твое страдание.
 
Но еще важнее, чтобы ты думала о душе твоего дитяти, а не о его могиле. Подумай, души его нет ни в одной могиле на земле, душа его ближе к тебе, нежели к могиле.
 
Была еще другая мать, которая во время вой­ны ходила на поле битвы, на могилу своего сына. Так как могила находилась под обстре­лом, ее не пустили, и, неутешная, она верну­лась домой. Но однажды, Божьим промыслом, явился ей ее сын в комнате. Вскочила мать и воскликнула:
«Где ты, сын мой?»
 
«Ходил с тобою, мать, и вернулся.» Кроме того сказал ей, что ему хорошо, и чтобы она перестала плакать.
Прекрати и ты плач и начинай творить милостыню за упокой души твоего сына. Сле­зами довольно ты смягчила землю сердца, сейчас уже настало время — да взойдет ро­сток. А самый ценный росток, когда из слез произрастает молитва, милостыня и предан­ность воле Божией. Пусть молитва твоя бу­дет одной доской, а милостыня другой. Из них сделай крест сыну твоему. Молитва под­нимает ввысь, а милостыня распространяется в ширину. Да будет преданность твоя воле Божией гвоздем, скрепляющим крест.
 
Не отделяй молитвы от милостыни, и бла­гое утешение с неба снизойдет в сердце твое, как роса на жаждущую траву.
 
Мир тебе от Бога и благословение.
 
 
 
Утешение матерям, лишившимся детей
 
К вам, матери, которым Господь судил ли­шиться того или другого из детей ваших, буде слово наше. Что это значит, что сколько ни приходилось видеть вас при гробах чад ваших, всегда при этом встречаешься с раз­дирающим душу зрелищем, видишь на лицах ваших безотрадную скорбь или безгранич­ное отчаяние? Что заставляет вас предавать­ся оным? Горячая любовь. Но любовь долж­на быть благоразумна. Недостаток веры в Бога? Но это очень опасно. Да, матери, ес­ли вы христианки, то и не следует вам посту­пать, как не имущим упования. Если вы веруете, что есть Бог, есть бессмертие души, есть будущая жизнь, то зачем же вести себя так, как будто и будущей жизни нет и ниче­го не было, нет и не будет, и дети исчезли навсегда? Это недостойно христиан. Есть Бог: значит Он, как общий всех Отец, взял детей ваших к Себе и, конечно, лучше вас возрастит и сохранит их. Есть будущая жизнь: значит увидитесь с вашими детьми. Есть воздаяние по смерти: значит нечего беспокоиться и о загробной участи детей, ес­ли они воспитаны вами в православной вере и благочестии; если же в чем и согрешили, то всегда можно горячею молитвою испро­сить им помилование на суде Божием. По­этому и скорбите, но не безрассудно. Веруй­те, надейтесь, молитесь, и Господь утешит вас.
 
Послушайте со вниманием, что пишется в житии св.Афанасии, -память коей св.Церковь совершает 9 октября. «Св.Афанасия жила в молодости в благословенном супружестве с благочестивым мужем Андроником и имела от него своих детей — сына и дочь. Однажды Афанасия пошла в церковь к утрени и когда возвратилась, по окончании оной, домой, то нашла обоих чад своих заболевшими. Вскоре после нее пришел и Андроник, и Афанасия сказала ему, что дети их лежат в сильном огне. Андроник, как примерный христианин, воскликнул:
«Воля Господня да будет»,
тот­час пошел в загородную церковь мученика Иулиана, в которой были погребены родители его, и там предался пламенной молитве. Между тем, в его отсутствие, оба чада его — сын Иоанн двенадцати, и дочь Мария десяти лет — умерли. Когда Андроник, по возвра­щении из церкви, подходил к дому, он услы­шал в нем плач и стоны, увидал множество собравшегося народа, а в доме нашел уже скончавшимися чад своих. При этом страш­ном горе, он, однако, не отчаялся. Вошедши в молитвенную комнату, он пал пред образом Спасителя и сказал:
«Наг изыдох из чрева матери моея, наг и отиду. Господь даде, Господь отъят».
Между тем Афанасия не так отнеслась к этому горю. От великой печали она пришла в совершеное изнеможение и просила себе смерти. «Лучше всего мне уме­реть теперь с детьми моими,» говорила она. Но, конечно, умерших горем не воскресишь, и чада ее были отпеты патриархом и погре­бены в церкви мученика Иулиана, где и деды их лежали. После погребения Иоанна и Ма­рии, Афанасия предалась еще большей скор­би. Она осталась на могиле чад своих и не переставала плакать. Прошел после погребе­ния день, наступила ночь. И вот, в самую полночь является Афанасии святый мученик Иулиан в образе инока и говорит:
«Зачем, жена, не даешь покоя почивающим здесь.»
 
Мученик спросил:
«Каких лет были дети твои?»
 
«Сын двенадцати и дочь десяти лет», — отвечала Афанасия.
 
Мученик продол­жал:
«К чему же ты о них плачешь? Лучше бы тебе было, если-б сидела дома и плакала о грехах своих.
Истину говорю, тебе: как здесь, когда человек хочет есть, тогда по необходимости дают ему пищу; так и отшедшие в горний мир небесными благами питаются у Христа. И они молят Его, говоря:
«Правед­ный Судия! Лишивши нас земных, не лиши нас небесных».
Услышав это, Афанасия умилилась серд­цем, преложила скорбь на радость и сказала:
«Если дети мои живут на небесах, то зачем я плачу о них?»
Потом она хотела было про­должать беседу с явившимся, но его уже не было. Она обратилась к сторожу церковно­му и спросила:
«Где же инок, который бесе­довал со мной?»
Сторож отвечал:
«Ведь ты видишь, что двери церковные заперты и ни­кто не может поэтому войти сюда; зачем ты говоришь, что какой-то инок беседовал с то­бою».
Тут только Афанасия поняла, что ей было видение. Она скоропоспешно пошла домой, рассказала мужу о явившемся ей и о беседе с ним — и оба утешились.
 
В житии св.мученика Уара (Чет. Мин. окт. 19) повествуется следующее:
«Дочь благоче­стивого и богатого палестинского дома св.Клеопатра выдана была в замужество за во­енного начальника. Он умер на службе цар­ской в Египте, оставив юного сына Иоанна. Для матери-вдовы осталось одно утешение — сын. Она воспитывала его со всею нежною любовию и за него молилась. Когда Уар, на­чальник египетской сотни военной, за свобод­ное исповедание Христова имени был мучим и замучен, а тело его брошено между трупами животных, Клеопатра, без страха и с уча­стием любви смотревшая на подвиги мучени­ка, тайно с слугами своими скрыла святое тело в доме своем, где благоговейно положи­ла его в пещеру под своею спальнею. Это было в гонение Максима Геруклия в 313 г. При Константине кончились гонения. Благочестивая Клеопатра, возвращаясь на родину, благоговейно взяла с собой кости мученика, а это стоило ей многих забот. Мощи положила она в фамильной пещере, в своем по­селении Эдре. Каждый день молилась она при мощах мученика и решилась построить ему храм. Между тем сын пришел в возраст. Воспитанный зоркою любовию матери, это был прекрасный молодой человек, добрый, послушный, готовый на все хорошее. Любящая мать озаботилась определить его на военную службу. По просьбе матери и за услу­ги отца, сын принят был с офицерским чи­ном, для него послан был военный пояс. Мать очень рада была счастью сына, но сказала:
«Пусть милый сын мой вместе со мною пере­несет св.мощи в новый Храм и тогда отправится он на службу».
 
На освящение храма приглашен был епископ с духовенством, со­бралось множество народа. Когда соверши­лось освящение и мощи были перенесены в храм, во время литургии мать горячо моли­ла мученика, испросить у Господа для сына то, что угодно святой воле Божией, благой и мудрой:
«Более того, ничего не смею просить, Господь знает полезное для нас».
 
Для гостей нового храма приготовлено было бо­гатое угощение. Христианская любовь сделала более: мать сама прислуживала при сто­ле и сын по ее воле также прислуживал:
«Мы с тобою после покушаем», сказала она сыну.
 
При конце обеда, сын почувствовал головную боль и лег в постель. Мать собралась вместе с ним покушать, но оказалось, что он в силь­ном огне. Мать встревожилась и осталась при постели больного. К полночи сын умер. Неутешно рыдала мать о потере единствен­ного сына, единственной радости ее; в вол­нении души роптала она на мученика за его холодность к ее судьбе. Измученная страда­нием душевным, она впала в легкий сон. Являются ей мученик и сын ее, оба в блестящих военных нарядах и в чудном свете.
 
Мученик говорит матери:
«Напрасно ты жалуешься на меня. Знаю и ценю все благочестивые дела любви твоей — и те, что совершила ты в Египте, и те, что ты творила тут. Молился и молюсь за тебя. По молит­ве моей, Господь простил грехи родных тво­их, покоющихся в фамильной пещере твоей. Для сына твоего я выпросил у Господа, что он теперь со мной в чине воинов Царя Небес­ного, близких к престолу Его. Разве это не благая воля Божия, которой желала ты для сына? Бели хочешь, сын может поступить и в службу царю земному. Выбирай, но не обманись».
 
Сын просил мученика не возвра­щать его в мир, полный грехов и бед, хотя бы мать хотела этого. Клеопатра, видя сына в такой невиданной славе, сказала:
«Возьмите и меня с собой».
 
Святой мученик отвечал:
«Возьмем, когда придет время».
 
И стали невидимы оба. Придя в себя, Клеопатра на­шла сердце свое полным радости и веселия. Она рассказала видение священникам, и тело сына положено было близ мощей мученика».
Вот вам еще прекрасный урок, матери, не­утешно сетующие о потере милых вашему сердцу детей. Клеопатра, как видите, также, подобно вам, горько рыдала о сыне, но долж­но ли было рыдать? То же можно сказать и о вас. Ваши дети предстоят престолу Царя Небесного, они славят Его там, в обите­лях Отца Небесного, вместе с Ангелами. Поэтому не плакать, а скорее радоваться должно о умерших, особенно благочестивых чадах, — радоваться, что Господь взял их из сего суетного и мятежного мира в светлые обители свои, где живут лишь чистота и правда и откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание. Будьте же благоразумны и не гневите Бога неутешною скорбию. А если бы и невольно она стала томить душу вашу, тогда скорее преклоняйте колена ваши и в слезной молитве повергайтесь пред Господом. Он, как Отец щедрот, и всякая утехи, конечно, услышит молитву вашу и пошлет духу вашему такой свет и мир, что вы и в потере своей найдете неистощимое блаженство духовного наслаждения. Аминь. (Из кн. Четии-Минеи в поучениях свящ.В.Гурьева).
 
Первый человек из земли, перстный; вторый человек Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. (1 Кор. XV. 47—49).
 
Несмотря на ужас и мрачную таинствен­ность смерти, она до того обычное среди нас явление, что мы привыкаем смотреть на нее с удивительным равнодушием и беспеч­ностью, как на ежедневную смену дня и ночи, как на самые привычные явления нашей буд­ничной жизни. То и дело слышим и читаем мы, как наши родные и знакомые один за другим отправляются в таинственную и мрач­ную могильную область, — и эти известия едва-едва колеблют ежедневное течение на­ших мыслей и стремлений. Вспомним слегка о покойнике, быть может перекрестимся, мо­жет быть пожелаем ему царствия небесного, — и тот час же опять принимаемся за свое.
 
Но когда приходится стоять у самого гроба, когда приходится смотреть, так сказать, в самое лицо смерти — грозное, угрюмое и таинственное, и участвовать при погребении человека близкого и любимого, — то едва ли много может оказаться среди нас таких не­поколебимых и равнодушных философов, у которых не дрогнуло бы сердце, не появилось ни одной тревожной мысли, не возникло бы ни одного вопроса и недоумения, и не заговорило бы инстинктивное чувство самосохранения. Как угасла жизнь дорогого и любимого человека, теперь безгласного и бездыханного? Куда девалась его душа, а какая теперь ее судьба? Что будет с нами после неизбежной и роковой нашей развязки с земною жизнью, к которой мы так крепко и страстно чувствуем себя привязанными? Эти серьезные вопросы, дробясь на тысячи видоизменений в голове у каждого из нас, со­ответственно сложившимся убеждениями, личным наклонностям и надеждам, сводятся к одному великому вопросу о таинстве смер­ти и нашей загробной судьбе и возникают у гроба сами собой и невольно, вопреки даже нашим желаниям не задавать их себе и укрыться за свою обычную беспечность и животолюбие.
 
И не нужно, никогда не нужно отклонять этих вопросов, ибо, как их не отклоняй, они все будут стоять в нашем сознании, и, затихая на время и заслоняясь нашей повседнев­ной суетливостью, настигнут нас в определен­ное, хотя и закрытое для нас время нашего вступления в вечность. Все равно, решим ли мы эти вопросы во время своей кратковре­менной земной жизни, или не решим, они все же разрешатся для нас так или иначе сами собою. Но каково будет их решение? Не придется ли выслушать роковое и вечное осуждение за свою беспечность и легкомыс­ленное отношение к дарованной нам от Гос­пода, но неразумно и бесплодно прожитой нами жизни. Лучше теперь, пока еще не позд­но, поразмыслим несколько над наставитель­ными и утешительными богодуховенными словами ап.Павла, разъясняющими тревож­ный вопрос о жизни и смерти людской.
«Пер­вый человек из земли, перстный; второй че­ловек Господь с неба. Каков перстный, та­ковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.»
В этих словах св.Апостол хо­чет внушить нам, что мы носим в себе два начала жизни, идущие от двух родоначальни­ков наших, а потому все мы должны пройти и испытать два совершенно различные со­стояния, как естественные и неизбежные след­ствия этих двух жизненных начал.
 
Первый человек и всеобщий родоначаль­ник наш по плоти и крови — есть Адам, из земли происшедший и своим грехопадением занесший тление и порчу в свою природу, — и эта порча путем рождения передается те­перь и будет передаваться от одного челове­ка к другому до последних судеб всемирной истори человечества.
 
Таким образом, то, что испытал первый ро­доначальник наш по плоти и крови, то не­пременно должны испытать и мы — все его потомки, или, как выражается апостол, ка­ков земной человек, таковы и земные.
 
Плач, болезни и страдания — при нашем рождении. Суета, мятеж, горе, труды при нашем возростании. Затмение богоподоб­ной красоты, безобразие, бесславие, и тление при последнем конце нашей земной жизни.
 
Всесильный Победитель смерти Христос Иисус, этот второй Человек и Господь с не­ба, делом своего искупления отнюдь не прервал той естественной и телесной связи нашей с первым человеком, относительно кото­рой соблазнялись и, очевидно, недоуме­вали Коринфские ученики ап.Павла и кото­рая, быть может, недоуменна и прискорбна и для нас, с детства привыкших петь устами Св.Церкви победную песнь над смертию и тлением. Порвать естественную нашу связь с праотцем Адамом и создать нового родона­чальника человечества, значило бы нарушить и перестроить первосозданный порядок миро­здания, что, конечно, не согласно было бы с непоколебимыми и вечными советами Премудрого Художника вселенной. В неисследимых глубинах своей премудрости Господь из­брал другое средство к обновлению рода че­ловеческого. Он послал в область тления и смерти Своего Единородного Сына, Который благоволил родиться от Св.Приснодевы и сделался во всем подобен нам, кроме греха, даже Сам испил чашу смерти, чтобы своим славным воскресением открыть нам путь к бессмертию на небе.
 
Оставив тленному и смертному в нашей природе испытать и пережить все, что ему свойственно и надлежит вследствие непре­рывной нашей связи с падшим праотцем, — Спаситель рода человеческого внес, однако, же в человеческую природу новое, высшее и духовное начало жизни, или, как выражает­ся Апостол, стал для нас «духом животворя­щим», подобно тому, как первый человек Адам стал для людей лишь «душею живу­щею». (1 Кор. XV, 45), т.е. началом низшей тленной и угасающей жизни. Новое, высшее духовное начало жизни дается нам, христиа­нам, при втором рождении нашем о Христе Иисусе, т.е. при крещении, а затем это на­чало живет, крепнет и развивается в нашем таинственном и благодатном союзе со Хри­стом в учрежденной Им Церкви через уста­новленные Им святые таинства. Этими св.таинствами, как живоносными потоками, вли­вается и переносится в нашу природу бес­смертная и духовная жизнь Христова, и по­тому, выражаясь словами Апостола, имеем право сказать: каков небесный, наш Родо­начальник, таковы и небесные, т.е. таковы и мы по благодати возрождения и усыновле­ния Иисусу Христу.
«И как мы носим образ перстного, так будем носить и образ небес­ного», (ст. 49).
Но так носимая теперь плоть и кровь наша (потому что они Адамо­вы) не могут наследовать Цар­ствия Божия, уготованного Ис­купителем наши, и тленное не наследует нетления (ст. 50), то, разумеется,
тленному сему надле­жит в свое время облечься в нетле­ние и смертному сему облечься в бессмертие (ст. 53).
Нужда в этом перерождении и изменении столь неизбеж­на и всеобща, что даже люди, имеющие до­жить до последних времен мира, у которых, так сказать, не будет времени умереть, и которые действительно не умрут, и те испыта­ют перерождение и изменение своей приро­ды.
«Говорю вам тайну», открывает нам по сему поводу богодухновенный Апостол, «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вос­трубит и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (ст. 52).
 
Когда сие будет, — единому Господу известно; но что это будет непременно и неизбежно, это так же известно, как то, что Христос воскрес из мертвых, пер­венец из умерших. Ибо как смерть чрез че­ловека, рассуждает и учит Апостол, — так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все ожи­вут, каждый в своем порядке; первенец Христос, потом Христовы в пришествии Бго. А затем конец времени и судеб рода человече­ского, конец блистающий славный и торже­ствующий (1 Кор. XV, 21 22, 23).
 
Ибо когда все искупленное и облагодатствованное чело­вечество скинет и отрясет с себя прах тления и облечется в нетление — тогда сбудется сло­во, написанное:
поглащена смерть победою. Смерть, где твое жа­ло? Ад, где твоя победа? (1 Кор. XV, 54, 55).
Вот какие таинства раскрывает нам апо­стол по вопросу о жизни и смерти людской.
 
Проникнуты ли мы сознанием двойствен­ности жизненных начал, действующих в на­шей природе, — одного ветхого, плотского и тленного — по Адаму, и другого нового и духовного — по Христу? Отдаем ли мы преи­мущество этому последнему началу и стремимся ли полагать его в основание своей дея­тельности в живом общении со Христом Спа­сителем? О, если бы это было так! Тогда смерть была бы не страшна нам и прославле­ние со Христом было бы за нами упрочено и обеспечено.
 
Но, что если это не так, и даже совсем не так? Что, если ничуть не богословствуя о своей жизни, мы живем одним лишь ветхим, животным и грешным, Адамовым началом, как будто бы ничего не предстоит нам впе­реди, кроме смерти и тления? Что, если не далеки мы по своим убеждениям и по харак­теру своей жизни от тех грубых и беспечных философов, которых обличал в свое время ап.Павел, бросая им в упрек их же собствен­ные неразумные слова: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем». (1 Кор. XV, 32).
 
Умрем, — это правда, это роковая и неотвратимая правда! Умрем, как умерли миллионы людей до нас, но не исчезнем мы и не уничтожимся, как мечтают и проповедуют с тупым бесстрашием и безнадежным отчаянием люди, не­ верующие в Бога. Умрем, — но пойдут за нами в могилу наши дела, помышления и чув­ства, и понесем мы на тот свет всю животность, страстность и грехолюбие; и услышим мы некогда, как и все прочие люди, глас Сы­на Божия, и, услышавши, оживем: и увидим мы с трепетом, как изыдут сотворшии благая и воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда; и станем мы с содрогани­ем дожидаться, куда то нас пошлет Господь Бог, нелицеприятный и всеправедный Судия рода человеческого.
 
 
 
Женщина и ее роль в жизни
Как хрекрасен образ женщины, озаренный любовью!
Как ужасен вид человека, охваченного ненавистью!
Если глаза — зеркало души, то лицо — фо­тография наших мыслей, живой оттиск наших волнений и чувств. Много времени, труда и за­боты уделяет современная женщина тому, что­бы казаться красивой. Но никакая искусст­венность не в состоянии сделать привлека­тельным лицо так, как делают это чистые мысли, одухотворенное сознание, когда лучи люб­ви и нежности льются из глаз. Любовь и исти­на — вот красота, оружие и сила женщины. Улыбка — вот ключ, раскрывающий сердца и двери.
 
Как далеко отошла современная женщина от Божественного образа вечной женствен­ности! Густой туман злобы, заблуждений и ошибок повис сейчас над миром. Не потому-ли, что умерла идея женственности, уступая место грубому материализму? Не потому-ли, что угасла любовь, женственность и нежность, и полновластно царят эгоизм, себялюбие и расчет?
 
Женщины, нет ли в этом вашей вины? Став на ложный путь, вы увлекли за собой мужчину. Вы действуете на его низшую природу, его же внутренняя лучшая сущность остается неудовлетворенной. Каждый мужчина, отдавая женщине свое превосходство ума и физиче­ской силы, ищет в ней духовной и нравствен­ной опоры. И не найдя ее, он превращается в зверя. Разве вся современная картина че­ловеческой злобы не является доказатель­ством этого?
 
Женщины, спасение в ваших руках, в вашем сердце, в вашем сознании. Толстым слоем пы­ли и плесени покрыто оно. Очищайте его от дурных мыслей. Гоните прочь каждую мелкую недостойную мысль. Она загрязняет нашу сущность, она мешает нашему духовному росту. Не осуждайте других даже мысленно. От по­стоянного повторения осуждений толстая ко­ра наростает на мозгах. Как же тут очи­ститься душе? Никогда не думайте, что кто-то другой виноват в вашем несчастии, всег­да человек его делает сам и только он один может себе помочь, ведь царство Божие — внутри нас! Изгоните из своей жизни раздражение. Раздражение — это яд, разъединя­ющий нашу повседневность. Одно слово, ска­занное с раздражением, может отравить жизнь, как капля чернил, расплываясь, портит дорогую ткань. Что же произойдет с нашей жизнью, если таких слов мы слышим или про­износим очень много.
 
Как важно в отношениях с людьми со­хранять всегда самую высшую тактичность, особенно с теми, кто по своему положению стоит ниже нас. В этом скрывается особый аристократизм духа. Увы, как много лю­дей стремятся как раз к обратному. Не­ужели не очевидно, до какой степени всякое властвование вульгарно?
 
Создавая всегда вокруг себя атмосферу доб­рожелательства, нельзя портить себе жизнь обидчивостью. Она всегда мелка и по боль­шей части построена на самовнушенных фак­тах. Сколько чудесных возможностей уплы­вает, пока мы заняты взращиванием и пита­нием обид. Сознание наше в конце концов проясняется, но утерянного не вернешь. Ра­ди собственного эгоизма — не убивайте в другом радость. Радость — редкая гостья в наше время. Как силен и добр бывает чело­век, когда и в сердце у него живет радость. На всех окружающих льется этот свет. И как уныл и темен его путь, когда она отнята у него. Не отнимайте у человека радость!
 
Отряхнитесь от предрассудков. Как репей­ник, цепляется он за наши ноги, мешая нашему пути. Отделаться от них совсем не трудно. Нужно только подняться чуть выше обыден­ности. Все настоящее, большое поднимается вместе с вами, а мелкие колючки останутся под ногами. Какую ясность и широту приобретает наша мысль, когда нам удастся от­делаться от всего того, что загрязняет на­шу душу. Как молодо станет наше лицо, ког­да ни одна неправильная мысль не омрачит нашу душу.
Как прояснится вся наша жизнь, как, бук­вально все засияет вокруг нас, от одной толь­ко улыбки.
И волны ненависти, злобы и раздражения разобьются о несокрушимую мощь чистоты и кротости.
А. К.
 
Пора вставать! Уж на востоке
Восходит новая заря.
Редеет мгла... Светлеют тучи...
Ясней и трепетней дыханье ветерка.
Пора вставать! Пора уж пробудиться
От безъисходного томительного сна.
Час настает. В тот час бы помолиться
Пред тем, как выпить кубок весь до дна.
Уж небо все прорезали зарницы
И в облаках чудится знак Креста.
Ведь с нами Бог! В Его святой Деснице
И жизнь, и Свет, и вечная Заря.
   А. К.
 
Я лишь излом одной из многих букв,
Которыми Твое богато Имя.
Не стройный гимн, но лишь отдельный звук,
Исторгнутый касаньями Твоими.
Я не огонь, что гаснет. Я лишь луч...
Лишь легкий луч немеркнущего света,
И лишь Тебе я поручаю ключ
Моей души, поющей без ответа.
Я слышу голос Твой в моих стихах,
Я вижу образ Твой в моих печалях.
Во всех больших и маленьких делах
Меня одну еще Ты не оставил.
Сейчас, на рубеже двух мировых Эпох,
Как близок Ты, спасающий любовью!
Тебе мой каждый час, и каждый миг,
И сердце, истекающее кровью.
   Тамара Шмелинг.


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (25.10.2010)
Просмотров: 1118 | Теги: Православный Христианин, № 3/4 (20/21), 1944 г., журнал, Март-апрель
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа