СТИХИРЫ ПАСХИ
Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христосъ Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верныхъ, Пасха двери райскiя намъ отверзающая, Пасха всехъ освящающая верныхъ!
Яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ.
Прiидите отъ виденiя, жены благовестницы, и Сiону рцыте: прiими отъ насъ радости благовещенiя воскресенiя Христова: красуйся, ликуй и радуйся Iерусалиме, Царя Христа узревъ, изъ гроба яко жениха происходяща!
Тако да погибнутъ грешницы отъ лица Божiя,
а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представшя гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещавъ имъ, сице глаголаше: что ищете Живаго съ мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедшя проповедите ученикомъ Его.
Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная намъ возсiя! Пасха! радостiю другъ друга объимемъ! — О, Пасха, избавленiе скорби! Ибо изъ гроба днесь, яко отъ чертога, возсiявъ Христосъ, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостоломъ.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.
Воскресенiя день: и просветимся торжествомъ, и другъ друга объимемъ, рцемъ: братiе! и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресенiемъ, и тако возопiимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертiю смерть поправъ и сущимъ во гробехъ животъ даровавъ.
ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ПАСХУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
«Кто благочестив и боголюбив, — усладись ныне этим прекрасным и светлым торжеством!
Кто раб благоразумный, — вниди, радуясь в радость Господа своего!
Кто подъял труд постяся, — прими ныне динарий!
Кто работал с первого часа, — получи сегодня заслуженную плату!
Кто пришел после третьего часа, — благодарственно празднуй!
Кто явился после шестого часа, — нисколько ни сомневайся, ибо ничего не теряяешь!
Кто замедлил и до девятого часа, — приступи без всякого сомнения и боязни!
Кто подоспел притти лишь к одиннадцатому часу, — и тот не страшися своего замедления:
Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего милует, и первого угождает; и тому дает, и этого ценит, и доброе расположение хвалит.
Итак, все — все войдите в радость Господа нашего! Первые и последние получите награду! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!
Трапеза обильна; все насыщайтесь!
Телец упитанный; никто не уходи голодным!
Все насладитесь пиршеством веры!
Все воспользуйтесь богатством благости!
Никто не жалуйся на бедность, ибо для всех настало царство!
Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба всем воссияло прощение!
Никто не страшись смерти, ибо от ней освободила всех нас смерть нашего Спасителя!
Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший в преисподнюю, Он расхитил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Давно предузнав это, Исайя воскликнул: «ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих».
Огорчился ад, ибо упразднен; огорчился, ибо осмеян; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низвергнут; огорчился, ибо связан.
Взял тело, а нашел (в нем) Бога! Взял землю, а нашел (в ней) небо! Взял то, что видел; а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?
Ад! где твоя победа?
Воскрес Христос — и ты низвержен!
Воскрес Христос — и пали демоны!
Воскрес Христос — и радуются ангелы!
Воскрес Христос — и водворяется жизнь!
Воскрес Христос — и никто не мертв во гробе!
Ибо Христос, воскресший из мертвых, первенец из умерших был.
Ему — слава и держава во веки веков. Аминь».
ПАСХАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ЭКЗАРХА, МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Лобзанием радости о Христе Воскресшем приветствую Вас, верные чада Св. Православной Церкви, Волею Божией врученные на время архипастырскому моему смотрению!
В Пасху сию Святую, в сей праздников Праздник и Торжество из торжеств да возликуют сердца наши!
Да укрепит всех нас победная песнь благовестия о славном Воскресении Христовом! Да умножатся ею силы наши для созидания новой, свободной, радостной жизни и да будет эта песнь верным залогом нашей нерушимой веры в воскресение страждущей Церкви и Отечества нашего!
Да возгорятся сердца наши от радостно-победного возглашения: Христос Воскресе! Святыми словами этими да изгонится мрак, да исцелится боль и да соединимся все мы в одной мольбе и в одном труде, в великом подвиге духовного спасения и земного строительства!
Победное Воскресение Христа Спасителя да подаст нам сил духовных и телесных и да поможет нам оно с любовью и терпением христианским переносить тяжкие, но неизбежные невзгоды военного времени, памятуя о страдании и подвиге тех, кто проливает свою кровь за нашу свободу!
ЭКЗАРХ, МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Горячо приветствуем с праздником Светлого Христова Воскресения всех дорогих друзей, сотрудников и благожелателей нашего миссионерского дела, — дела восстановления св. Православия в земле Русской.
УПРАВЛЕНИЕ МИССИИ.
РЕДАКЦИЯ.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!
«Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Марк. 16, 3).
Исторический путь России — путь страданий, крови и слез. Этот путь зовется Крестным или Голгофским. Крестным путем шел Господь и завещал его избранным Своим.
Крестный путь Господень кончается в узкой и темной пещере, куда положено было Его Пречистое Тело, наскоро завернутое в плащаницу, неомытое, истерзанное, все в язвах, со следами заушения и заплевания.
Там, в тесном гробу, за тяжелым камнем и саддукейскою печатью, поздней ночью, как только зажглась предутренняя звезда первого дня недели, при зорко стерегущей гроб римской страже, неслышно и мгновенно, как некогда по Слову Творца родился в мире свет, — Воскрес Христос.
Уже потом, перед приходом жен—мироносиц, Ангел Господень, Вестник Воскресения, отвалил камень от двери гроба, чтобы показать место, где лежал Господь.
Так и страдальческий путь России привел ее ныне к темной гробнице с тяжелым камнем у дверей и красной саддукейской печатью. Поставлена и стража у двери гроба. Но никакая человеческая сила не остановит движения солнечных часов...
Еще стража бодрствует, еще цела печать, еще камень на месте, еще темно вокруг — но уже близко жены—мироносицы, уже светоносный Ангел, Вестник Воскресения, оставляет в сиреневой дали небесные своды, чтобы отвалить тяжелый камень, и показать миру место, где лежала распятая Россия.
И радостно, и жутко погружаться в созерцание исторических путей нашей Родины. Все там таинственно, необыкновенно и чудесно.
Первые организованные удары мирового безбожия на Слово Божие, по воле Провидения, обрушились на русский народ, а стало быть, народ избранный, народ наиболее сильный и богатый своими внутренними духовными ценностями.
Страдание русского народа, его полное одиночество, предание недавними друзьями ставит его и Русскую Православную Церковь в особое положение среди других народов и Церквей. Быть народом Христианским, народом Избранным — это значит понести Крест Христов до конца, до Голгофы, до вкушения желчи и уксуса, до схождения в ад. Усыновленному Богом (народу богоносцу), необходимо исчерпать все мучения земли и преисподней.
Проходят перед глазами образы кротких русских пастырей, — гонимых штыками, убиваемых у околиц родных деревень, где они крестили, венчали, отпускали грехи живым, разрешали от клятвы умерших, — ссылаемых в сверх-каторжные работы, бредущих пешком, полураздетыми в стужу, в далекий Туркестан, в Сибирь и Соловки, напоивших кровью просторы родимых полей и погостов.
Тысячи и десятки тысяч русских священнослужителей шли, как истинные и верные ученики Христовы, на смерть с улыбкой, любовью благословляя своих мучителей, отдавая жен и дочерей на растерзание обезумевшей толпе. «Были побиваемы камнями..., подвергаемы пытке, умирали от меча»... (Евр. 17 ,37).
Стать богоизбранным значит стать богооставленным («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил?» Мар. 27, 46) — в этом страшный кризис человеческой логики, парадокс христианской свободы. Но тайна Голгофы познается в Воскресении. Слову «Радуйтесь» (Мф. 28, 9), на языке нового небесного человека, предшествует страшное, земное — кровавое «Свершилось» (Иоан. 19, 30).
Господь принес на землю не мир, но меч, чтобы отделить Правду от лжи, Свет от тьмы, Свободу от рабства. Весь мир может быть разделен только на два лагеря, неразделимые пространством, по принципу Евангельских Слов Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук, 11, 23).
Для человека вдумчивого, верующего и осиянного, через правую веру в Бога, Светом Христовым, в мире нет и не может быть случайностей. Все болит, все вращается около Имени Иисуса Христа и Его Воскресения из мертвых.
Еще ночь, но уже близится утро...
«Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити».
Борис Трушевич.
РУССКОМУ ВЕТЕРАНУ, КОТОРЫЙ ОПЛАКИВАЕТ
СВОЮ РАСПЯТУЮ РОДИНУ
Утешься, дорогой брат! Христос Воскресе! И мы плачем с тобою: утешься. Над святой Христовой Русью плачем и мы, все православные. И на первом месте — православные славяне. Но не только славяне. И все другие православные. Несколько лет тому назад сербские паломники были на пасхальной литургии в Назарете. Служил священник—араб, а затем сказал слово. Говорил он о воскресении Господа и о страдании русского народа. Плакали арабы, плакали и сербы. Вытирая слезы, священник закончил свое слово восклицанием: «Однако мы, арабы, твердо веруем, что будем еще свидетелями нового воскресения Христова через Россию». И вот, произошло чудесное зрелище: весь народ еще сквозь слезы, воскликнул: «аминь, аминь, аминь!», сопровождая эти восклицания топаньем ног и рукоплесканиями.
Утешься, дорогой брат: Христос Воскресе! Не спрашивай, за что Бог мучает Россию. В Писании сказано: «Кого Бог любит, того и наказывает. И бьет». (Евр. XII, 6). Так и написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. — Бьет его в земном царстве, чтобы тем сильнее прославить его в Царствии Небесном. Бьет его, чтобы он не прилеплялся к бренности земной, к мирским кумирам, — к обманчивым кумирам человеческой силы, ловкости и богатства, к преходящим теням и болезненным соблазнам. Без великих ударов Православие не пронесло бы истину Божию через такое количество пропастей и чрез мрак веков и веков, и не одолело бы такой долгий путь, исполненный препятствий, сохранив в чистоте истину и святость. Без страданий не сохранилось бы оно даже и ста лет в чистоте своей. Никогда за девятнадцать веков не имело оно хотя бы одного полного столетия мира и свободы, без гонений, без истязаний, без порабощения, огня, страха и ужаса. Другие веры этого не понимают. Еретики этого не разумеют. Ни один из народов, которые идеалом счастья своего избрали царство земное, не разумеют и не понимают, что сейчас делается с православной Россией. Понимают это только прозорливые люди, которые вечное и бессмертное Царство Христово принимают, как действительность. Но и прозорливость есть дочь страдания.
Утешься, дорогой брат, утешься воскресением Христовым! Не ропщи на безбожников, которые угнетают русский народ. Все равно, то-ли они, то-ли монголы. Идолопоклонники и те, и другие. Монголы кланяются идолам из материи. Теперешние угнетатели России поклоняются идолу материи. Они поклоняются материи, как божеству, промышленности, как божеству, телу, как божеству, государству, как божеству. Они называют себя безбожниками, и правильно называют. И если бы они называли себя идолопоклонниками, опять правильно называли бы. Но когда ты скорбишь о несчастии русском, не забывай, что угнетатели, а не угнетенные — сейчас самые несчастные существа на русской земле. Жалей их, не осуждай. Ибо они иссохнут, как трава, один за другим, уходя из памяти и от власти. Они — рабочие Божии, хотя бы сами того и не видели. Ибо всю воду они льют на Христову же мельницу. Воплем и поношением своим против Христа они работают на Христа. Только сейчас им не дано это видеть. Но когда они исчезнут, как тени, тогда увидят. И зарыдают горько, ибо на их долю ничего не останется, кроме проклятия. Ибо вознаграждение полностью выплачено им здесь, на земле, от этой преходящей силы и власти. А ты — не плачь, но радуйся. Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем какой-либо другой христианский народ на свете.
Радуйся: Христос Воскресе!
Еп. Николай Охридский (Сербский).
|