Среда, 23.05.2018, 23:24
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 4. Ноябрь 1942 г. 1-й год изд.

виками ограблены, почти все осквернены и закрыты, очень многие совсем разрушены. Большевики закрыли все без исключения монастыри и духовные училища, уничтожили всю церковную печать и сделали совершенно невозможной церковную проповедь. Во всех школах было запрещено преподавание Зако­на Божия, и дети росли, ничего не зная о Христе, Его учении и Его церкви. Хуже того, - в последние годы большинство детей оста­вались даже некрещенными. Можно ли удив­ляться, что под злодейской властью больше­визма, вырывающей из души все святое, на­род стал обезличиваться и дичать, что душа народа умирала в судорогах. Христианство истреблялось большевиками систематически. И это естественно. Таково требование коммунистической доктрины.

Отказаться от воинствующего безбожия, от лютой ненависти к церкви большевики не могут. Для этого им пришлось бы отказаться от коммунизма, перестать быть большевика­ми. Это так же невозможно, как невозможно льду стать горячим, не растаяв. Но нет при­творства, на которое большевики не были бы способны. В области лжи и лицемерия ни­кто не в силах их превзойти. Это их подлин­ная стихия. В течение четверти века они толь­ко и делали, что обманывали Россию и весь мир. Если им это политически выгодно, то они будут притворяться даже защитниками христианства.

Орудием своей лжи большевики избрали теперь митрополита Московского, Они за­ставляют его писать воззвания, которые, при­ходятся по вкусу архиепископу Кентерберийскому. До последнего нам нет дела, но мит­рополита Московского мы знаем. Да будет милостив к нему Господь! У нас болит за не­го душа, потому что мы видим, что больше­вики заставляют его публично противоречить собственным убеждениям. И мы, долго знав­шие его, ясно представляем себе, сколь страшными нравственными пытками больше­вики вынудили его сказать слова неправды. Ибо он знает не хуже других, что без церкви Россия — труп, и что при большевиках цер­ковь в гробу, из которого она может восстать и воистину восстанет вместе с народом сво­им, только после и вследствие окончательно­го сокрушения большевистской власти. И столь же ясно он понимает, что желать побе­ды большевистского оружия значит желать смерти не только России, призывать истре­бление не только на Российскую Церковь но, что это значит накликать гибель на всю Ев­ропу, на весь христианский мир. Ибо победа большевиков была-бы равносильной повсемест­ному уничтожению христианства. Но этой победы Господь не допустит. Большевики обречены.

Не может митрополит Московский не знать и того, что в его публичных заявле­ниях неверно освещается отношение герман­цев к Православной церкви. Мы не будем го­ворить об этом вопросе во всей его широте, но ограничимся тем, что происходит в подведомственной нам церковной области, и что посему известно с полной достоверностью. В эту область входят, прежде всего, епархии Литовская, Латвийская и Эстонская, объеди­ненные в Экзархат, который поручен Патри­аршим Местоблюстителем нашему архипа­стырскому смотрению. Далее, в нашу область ныне входит обширная русская территория, прилегающая к названным странам и ограни­ченная с востока линией фронта, который идет от окрестностей Ленинграда и берегов Ладоги к Ильменю и дальше на юго-восток. На этой территории проживает несколько миллионов православных русских людей, сре­ди которых уцелело всего лишь около ста священников, но нет ни одного епископа. Та­ковы плоды большевистского владычества! Мы сочли долгом своим на время принять эту территорию под свое архипастырское покровительство, чтобы немедленно приступить на ней к восстановлению церковной жизни, и для этой цели отправили туда миссионеров из Экзархата, духовенство которого большевики, за краткое время своего владычества в прибалтийских странах, не успели уничто­жить. И вот, мы свидетельствуем громко, что в подведомственной нам области германские власти не только не ведут против Православ­ной Церкви какой-либо борьбы, но, напро­тив, обеспечивают ей полную возможность свободного развития и всячески облегчают нашу трудную работу на освобожденной от большевиков русской территории.

Германские власти отнюдь не посягают на какое-либо нарушение канонического поряд­ка в нашей области, которая попрежнему входит в состав Российской Православной Церкви и невозбранно сохраняет молитвен­ное общение с Местоблюстителем Патриаршего Престола. Во время боев, конечно, мо­гут случайно пострадать, наряду с прочими зданиями, также и храмы, — это неизбежно. Но утверждение, что германцы преднамерен­но разрушают или оскверняют наши храмы, - клевета. По Софийскому Собору в Новгороде бьет советская, а не германская артиллерия, — и бьет умышленно, пуская во время боевого затишья снаряд за снарядом в эту древнюю нашу святыню. Наоборот, германцы возвращают, нам церкви, отобранные у нас большевиками.

В этих церквах были склады, клубы, те­атры, — теперь они вновь освящены, и в них раздается слово Божие. Утверждение, что германцы каким-либо образом притесняют духовенство или верующих мирян, — тоже клевета. Напротив, теперь в освобожденной области появляются один за другим скрывавшиеся при большевиках священнослужители, - они просят вновь допустить их к священнослужению, и получают просимое, если мы убеждаемся, что они не опорочили себя безбожием или церковным предательством. А народ, религиозность которого никакой большевизм не был в силах истребить, валом валит в церкви, исповедуется и причащается, тысячами крестит детей и, обездоленный, разоренный, истерзанный всеми несчастиями, ка­кие только могут обрушиться на род человеческий, вновь утешается возможностью свободно молиться в свободной церкви. И никто не мешает нам проповедывать истины веры, правила благочестия, начала христиан­ской нравственности. Нам не препятствуют ни в обучении школьников Закону Божию, ни в устройстве религиозных чтений для взрос­лых, ни в учреждении духовного училища, ни в издании церковной газеты, ни в печа­тании нужных церкви и верующих книг.

Словом, все, что в сфере церковной жизни возбранялось и разрушалось большевиками, разрешается и сохраняется германцами.

Этим и объясняется, что в подведомствен­ной нам области церковная жизнь, так долго подавленная, опять начинает возрождаться. Это стало возможным только благодаря освобождению этой области от большевиков. И только окончательная победа над больше­виками может открыть перед церковью но­вую эру свободного и мирного роста.
Экзарх-Митрополит СЕРГИЙ

Рига, 7.Х-1942 г.

Свящ.И.ЛЁГКИЙ

ТЯЖЕЛЫЕ ГОДОВЩИНЫ И ПАМЯТНИКИ СЛАВЫ
(К 25-ЛЕТИЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ)

Могло ли русское сердце радоваться, когда большевистская безбожная власть от­мечала годовщины октябрьской революции?.. При официальных празднествах, шествиях, митингах волновалась ли русская душа так, как она волновалась, отмечая славные воспоминания своих национальных подвигов и событий, как свержение татарского ига, Бородинская битва, или празднуя не годов­щины, а столетия и тысячелетия со дня основания Русского государства? Давали ли октябрьские праздники тот подъем духа, который испытывала русская душа, отмечая столетия со дня крещения Руси? Вызывали ли Ленины и Сталины тот восторг, который чувствовала в себе русская душа, вспоминая равноапостольного князя Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, Се­рафима Саровского и проч.? Кто из творцов октябрьской революции остался в благодар­ной памяти русского народа так, как Суво­ров, Кутузов?..

Со скорбным сердцем и тяжкими муками каждая истинно русская душа должна отно­ситься к годовщинам и «торжествам» октябрьской революции, памятуя, что для рус­ского национального самосознания, октябрь­ские годовщины и «торжества» — суть го­довщины траура, дни тризны над поруган­ным и отвергнутым священным наследием наших предков, над всем нашим националь­ным достоянием. Кровную, ничем не смывае­мую обиду принесли русскому народу «апо­столы и деятели октября». Над верой отцов они надругались, святыни (храмы, иконы, мо­щи святых) осквернили. Монастыри, рассадники просвещения и очаги национальной славы, все до одного закрыли, а некоторые из них, как, напр., знаменитые Саровскую и Оптину пустыни, даже смели с лица земли. Иные из них, как Соловецкий монастырь, превратили в место проклятий, слез и нево­ли для ссыльных. Но самым ужасным плодом «октября» является духовное оскопление русского народа — превращение русского чело­века в «советского» человека. Марксы, Эн­гельсы, Ленины и Сталины — вот его герои. На место вытравленного русского национального самосознания с его верой в Бога, в ду­шу советского человека творцы октябрьской революции внедряли туманные утопические идеалы интернационала и мировой револю­ции. И в результате упадок духа, националь­ного самосознания и утрата веры вплоть до богоборчества, страшные следы которого мы видели всюду на Русской земле, во многих русских душах.

Многих славных памятников великих национальных событий создал русский на­род, но величайшим из них был Храм Хри­ста Спасителя в Москве, созданный в память освобождения России от нашествия французов.

Храм Христа Спасителя — это храм на­родного торжества, русской славы. Это выс­шее создание, до которого вырос гений Пра­вославной Руси в течение своей 1000-летней истории. В этом памятнике была собрана и олицетворена национальная мощь и красота души русского человека, вместившей в себе лик Христов. С великой любовью трудился русский народ над созданием храма-памят­ника. Щедрой рукой из своих трудовых средств он дал на его построение пятнадцать с половиной миллионов рублей золотом. И гордился же своим храмом-памятником наш народ. «И не видать где что рукой человече­ской сделано... Словно готовый сам с неба спустился, никем не строенный?.. И в раю небось не лучше!..» - так восторгался рус­ский народ при посещении этого храма, как это видно из его описания. И было чем вос­торгаться. Здесь во всей полноте вылился русский художественный талант, явив в хра­ме-памятнике чудо искусства. И этот, храм, национальную славу нашего народа, больше­вики варварски смели с лица земли, и этим показали всему миру, как они ценят и отно­сятся к национальному наследию русского народа. Во всем мире русские души содро­гались от этого ужаса. Ведь в этом храме, на 177-ми громадных мраморных плитах было врезано более 200.000 букв — надписей имен и числа героев, павших в освободительной войне...

Братья и сестры по вере и крови! Разбу­дите свои души, усыпленные безбожной рукой. Русская душа, опозоренная богоборче­ской властью и брошенная, покайся и встань! Проникнись духом своих предков. Дай ме­сто Лику Христову вселиться и возгореться в твоем сердце. Тогда Богом прощенная, об­новленная и воскресшая, ты снова обретешь себя и вместо разрушенных, создашь новые национальные святыни.

УЧЕНЫЕ ЛЮДИ И ВЕРА В БОГА

Кеплер (1571—1630), знаменитый немец­кий астроном, обессмертивший себя открыти­ем законов планетных движений («Кеплеровы законы»), в заключение своего ученого труда об астрономических открытиях, вос­клицает: «Премудрость Господа беспредель­на, как и слава Его. Пойте небеса хвалу Ему. Солнце, луна и планеты славьте Его на своем непостижимом языке. И ты, моя душа, воздавай хвалу Своему Творцу, потому что Им и в Нем существует все».

Дарвин (1809—1882), знаменитый нату­ралист и великий ученый, которого безбож­ники, обычно, считают «своим» и ставят в пример «разрыва науки с верою», — далеко не является сторонником безбожия. В своей книге «Мое мировоззрение», Дарвин гово­рит: «Великие умы всех времен ставили во­прос: есть ли Бог? И всегда приходили к по­ложительному заключению: Бог есть!» «В моменты чрезвычайного колебания, — гово­рит он в другом месте, — я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал су­ществование Бога».
Вся жизнь и поведение Дарвина были це­ликом пропитаны благоговением к Богу, как Творцу вселенной, что достаточно ясно и убедительно раскрывается в его книге «Путешествие на судне «Бигель». Когда, однажды, к Дарвину пришел его друг и ученик Уоллес, домочадцы Дарвина сказали ему, что «сейчас Дарвин молится Богу и не мо­жет принять его». Небезынтересно отметить и то, что Дарвин в течение 35-ти лет пробыл в должности церковного старосты и с этим почетным званием скончался.

Декарт (1596—1650), знаменитый фран­цузский философ, астроном, физик и мате­матик — создатель аналитической геометрии, — провозглашал: «Бытие Божие есть истина более несомненная, чем самые очевидные геометрические теоремы».

Н.И.Пирогов (1810—1881), знаменитый русский ученый, педагог и хирург, в своем интересном дневнике «Вопросы жизни» говорит: «Вера в Высшее Существо, как источ­ник жизни, во вселенский Разум, не противо­речит научным убеждениям... Наш ум по необходимости должен признать безпредельный и вечный Разум, управляющий океаном мысли ... Если бы я и хотел теперь не признавать существования Бога, то не мог бы это сделать, не сойдя с ума».

Алексей Васильевич Кольцов (15.Х.1809 — 1.ХI.1842).
(К столетию со дня смерти.)

Прошло 100 лет со дня смерти крупнейшего русского поэта - самородка, замечательного выразителя народной души, — А. В. Кольцова.

Кольцов был сыном своего народа, в полном значении этого слова; он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни, — знал их не по наслышке, не из книг, не через изучение, а потому, что сам, и по своей натуре, и по своему положению был русским человеком. Жизнь Кольцова была тесно слита с жизнью народа. Произведения Кольцова, как по форме, так и по содержанию, под­линно народные произведения. Поэзия Кольцова — это поэзия русской любви, — поэзия русской де­ревни с ее крестьянским трудом, — поэзия русской природы, художественно изображенной поэтом во всей ее трезвой простоте, без ложной идеализации и сентиментальной слащавости, проникнутая крепкой «крестьянской» верой в Бога, которою так силен был в своей личной жизни и в своей истории русский народ. Вот почему Кольцов был изгнан большеви­ками с занимаемого им места в русской литературе, а его произведения находились и сейчас находятся под запретом. Но не заглушить большевикам стройную поэзию Кольцова пошлыми «стихами» своих без­дарных стихоплетов, вроде Д.Бедного, Маяковского и подобных им.

Кольцов близок, дорог и мил сердцу каждого русского человека и музыка его поэзии всегда будет звучать в памяти народной.
Пред образом Спасителя
Пред Тобою, мой Бог, Я свечу погасил,
Премудрую книгу Пред Тобою закрыл.
        Твой небесный огонь Негасимо горит;
        Бесконечный Твой мир Пред очами раскрыт;
Я с любовью к Тебе Погружаюся в нем;
Со слезами стою Перед светлым лицом.
        И напрасно весь мир На Тебя восставал,
        И напрасно на смерть Он Тебя осуждал:
На кресте, под венцом, И спокоен, и тих
До конца Ты молил За злодеев своих.
А.Кольцов

ИЗВЕСТИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПО МИССИИ.

- Благочинный Гдовского округа свящ. И. Легкий назначен помощником начальника миссии.

* * *

- Недавно скончался настоятель восстанавливающейся Никандровой Пустыни — мис­сионер игумен о.Андрей (Тишко). Царство Небесное труженику Вертограда Христова.

* * *

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
Редакция журнала «Православный Христианин»
приступила к изданию
ЦЕРКОВНОГО КАЛЕНДАРЯ на 1943 год.
В скором времени календарь появится в продаже.

* * *

Пословицы

*Про доброе дело говори смело.
*Добро не умирает, а зло пропадает.
*Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.


Присылайте в нашу газету свои отклики, статьи и сообщения.
Задавайте вопросы и высказывайте свои пожелания.
ПРОЧТИ И ДАЙ ПРОЧЕСТЬ ДРУГОМУ!
Типография „РОТА II" Рига, ул. Рихарда Вагнера 57. 4124. Gen. 11539.


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (05.10.2010)
Просмотров: 579 | Теги: ноябрь, № 4, журнал, Православный Христианин, 1942 г.
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа