виками ограблены, почти все осквернены и закрыты, очень многие совсем разрушены. Большевики закрыли все без исключения монастыри и духовные училища, уничтожили всю церковную печать и сделали совершенно невозможной церковную проповедь. Во всех школах было запрещено преподавание Закона Божия, и дети росли, ничего не зная о Христе, Его учении и Его церкви. Хуже того, - в последние годы большинство детей оставались даже некрещенными. Можно ли удивляться, что под злодейской властью большевизма, вырывающей из души все святое, народ стал обезличиваться и дичать, что душа народа умирала в судорогах. Христианство истреблялось большевиками систематически. И это естественно. Таково требование коммунистической доктрины.
Отказаться от воинствующего безбожия, от лютой ненависти к церкви большевики не могут. Для этого им пришлось бы отказаться от коммунизма, перестать быть большевиками. Это так же невозможно, как невозможно льду стать горячим, не растаяв. Но нет притворства, на которое большевики не были бы способны. В области лжи и лицемерия никто не в силах их превзойти. Это их подлинная стихия. В течение четверти века они только и делали, что обманывали Россию и весь мир. Если им это политически выгодно, то они будут притворяться даже защитниками христианства.
Орудием своей лжи большевики избрали теперь митрополита Московского, Они заставляют его писать воззвания, которые, приходятся по вкусу архиепископу Кентерберийскому. До последнего нам нет дела, но митрополита Московского мы знаем. Да будет милостив к нему Господь! У нас болит за него душа, потому что мы видим, что большевики заставляют его публично противоречить собственным убеждениям. И мы, долго знавшие его, ясно представляем себе, сколь страшными нравственными пытками большевики вынудили его сказать слова неправды. Ибо он знает не хуже других, что без церкви Россия — труп, и что при большевиках церковь в гробу, из которого она может восстать и воистину восстанет вместе с народом своим, только после и вследствие окончательного сокрушения большевистской власти. И столь же ясно он понимает, что желать победы большевистского оружия значит желать смерти не только России, призывать истребление не только на Российскую Церковь но, что это значит накликать гибель на всю Европу, на весь христианский мир. Ибо победа большевиков была-бы равносильной повсеместному уничтожению христианства. Но этой победы Господь не допустит. Большевики обречены.
Не может митрополит Московский не знать и того, что в его публичных заявлениях неверно освещается отношение германцев к Православной церкви. Мы не будем говорить об этом вопросе во всей его широте, но ограничимся тем, что происходит в подведомственной нам церковной области, и что посему известно с полной достоверностью. В эту область входят, прежде всего, епархии Литовская, Латвийская и Эстонская, объединенные в Экзархат, который поручен Патриаршим Местоблюстителем нашему архипастырскому смотрению. Далее, в нашу область ныне входит обширная русская территория, прилегающая к названным странам и ограниченная с востока линией фронта, который идет от окрестностей Ленинграда и берегов Ладоги к Ильменю и дальше на юго-восток. На этой территории проживает несколько миллионов православных русских людей, среди которых уцелело всего лишь около ста священников, но нет ни одного епископа. Таковы плоды большевистского владычества! Мы сочли долгом своим на время принять эту территорию под свое архипастырское покровительство, чтобы немедленно приступить на ней к восстановлению церковной жизни, и для этой цели отправили туда миссионеров из Экзархата, духовенство которого большевики, за краткое время своего владычества в прибалтийских странах, не успели уничтожить. И вот, мы свидетельствуем громко, что в подведомственной нам области германские власти не только не ведут против Православной Церкви какой-либо борьбы, но, напротив, обеспечивают ей полную возможность свободного развития и всячески облегчают нашу трудную работу на освобожденной от большевиков русской территории.
Германские власти отнюдь не посягают на какое-либо нарушение канонического порядка в нашей области, которая попрежнему входит в состав Российской Православной Церкви и невозбранно сохраняет молитвенное общение с Местоблюстителем Патриаршего Престола. Во время боев, конечно, могут случайно пострадать, наряду с прочими зданиями, также и храмы, — это неизбежно. Но утверждение, что германцы преднамеренно разрушают или оскверняют наши храмы, - клевета. По Софийскому Собору в Новгороде бьет советская, а не германская артиллерия, — и бьет умышленно, пуская во время боевого затишья снаряд за снарядом в эту древнюю нашу святыню. Наоборот, германцы возвращают, нам церкви, отобранные у нас большевиками.
В этих церквах были склады, клубы, театры, — теперь они вновь освящены, и в них раздается слово Божие. Утверждение, что германцы каким-либо образом притесняют духовенство или верующих мирян, — тоже клевета. Напротив, теперь в освобожденной области появляются один за другим скрывавшиеся при большевиках священнослужители, - они просят вновь допустить их к священнослужению, и получают просимое, если мы убеждаемся, что они не опорочили себя безбожием или церковным предательством. А народ, религиозность которого никакой большевизм не был в силах истребить, валом валит в церкви, исповедуется и причащается, тысячами крестит детей и, обездоленный, разоренный, истерзанный всеми несчастиями, какие только могут обрушиться на род человеческий, вновь утешается возможностью свободно молиться в свободной церкви. И никто не мешает нам проповедывать истины веры, правила благочестия, начала христианской нравственности. Нам не препятствуют ни в обучении школьников Закону Божию, ни в устройстве религиозных чтений для взрослых, ни в учреждении духовного училища, ни в издании церковной газеты, ни в печатании нужных церкви и верующих книг.
Словом, все, что в сфере церковной жизни возбранялось и разрушалось большевиками, разрешается и сохраняется германцами.
Этим и объясняется, что в подведомственной нам области церковная жизнь, так долго подавленная, опять начинает возрождаться. Это стало возможным только благодаря освобождению этой области от большевиков. И только окончательная победа над большевиками может открыть перед церковью новую эру свободного и мирного роста.
Экзарх-Митрополит СЕРГИЙ
Рига, 7.Х-1942 г.
Свящ.И.ЛЁГКИЙ
ТЯЖЕЛЫЕ ГОДОВЩИНЫ И ПАМЯТНИКИ СЛАВЫ (К 25-ЛЕТИЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ)
Могло ли русское сердце радоваться, когда большевистская безбожная власть отмечала годовщины октябрьской революции?.. При официальных празднествах, шествиях, митингах волновалась ли русская душа так, как она волновалась, отмечая славные воспоминания своих национальных подвигов и событий, как свержение татарского ига, Бородинская битва, или празднуя не годовщины, а столетия и тысячелетия со дня основания Русского государства? Давали ли октябрьские праздники тот подъем духа, который испытывала русская душа, отмечая столетия со дня крещения Руси? Вызывали ли Ленины и Сталины тот восторг, который чувствовала в себе русская душа, вспоминая равноапостольного князя Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и проч.? Кто из творцов октябрьской революции остался в благодарной памяти русского народа так, как Суворов, Кутузов?..
Со скорбным сердцем и тяжкими муками каждая истинно русская душа должна относиться к годовщинам и «торжествам» октябрьской революции, памятуя, что для русского национального самосознания, октябрьские годовщины и «торжества» — суть годовщины траура, дни тризны над поруганным и отвергнутым священным наследием наших предков, над всем нашим национальным достоянием. Кровную, ничем не смываемую обиду принесли русскому народу «апостолы и деятели октября». Над верой отцов они надругались, святыни (храмы, иконы, мощи святых) осквернили. Монастыри, рассадники просвещения и очаги национальной славы, все до одного закрыли, а некоторые из них, как, напр., знаменитые Саровскую и Оптину пустыни, даже смели с лица земли. Иные из них, как Соловецкий монастырь, превратили в место проклятий, слез и неволи для ссыльных. Но самым ужасным плодом «октября» является духовное оскопление русского народа — превращение русского человека в «советского» человека. Марксы, Энгельсы, Ленины и Сталины — вот его герои. На место вытравленного русского национального самосознания с его верой в Бога, в душу советского человека творцы октябрьской революции внедряли туманные утопические идеалы интернационала и мировой революции. И в результате упадок духа, национального самосознания и утрата веры вплоть до богоборчества, страшные следы которого мы видели всюду на Русской земле, во многих русских душах.
Многих славных памятников великих национальных событий создал русский народ, но величайшим из них был Храм Христа Спасителя в Москве, созданный в память освобождения России от нашествия французов.
Храм Христа Спасителя — это храм народного торжества, русской славы. Это высшее создание, до которого вырос гений Православной Руси в течение своей 1000-летней истории. В этом памятнике была собрана и олицетворена национальная мощь и красота души русского человека, вместившей в себе лик Христов. С великой любовью трудился русский народ над созданием храма-памятника. Щедрой рукой из своих трудовых средств он дал на его построение пятнадцать с половиной миллионов рублей золотом. И гордился же своим храмом-памятником наш народ. «И не видать где что рукой человеческой сделано... Словно готовый сам с неба спустился, никем не строенный?.. И в раю небось не лучше!..» - так восторгался русский народ при посещении этого храма, как это видно из его описания. И было чем восторгаться. Здесь во всей полноте вылился русский художественный талант, явив в храме-памятнике чудо искусства. И этот, храм, национальную славу нашего народа, большевики варварски смели с лица земли, и этим показали всему миру, как они ценят и относятся к национальному наследию русского народа. Во всем мире русские души содрогались от этого ужаса. Ведь в этом храме, на 177-ми громадных мраморных плитах было врезано более 200.000 букв — надписей имен и числа героев, павших в освободительной войне...
Братья и сестры по вере и крови! Разбудите свои души, усыпленные безбожной рукой. Русская душа, опозоренная богоборческой властью и брошенная, покайся и встань! Проникнись духом своих предков. Дай место Лику Христову вселиться и возгореться в твоем сердце. Тогда Богом прощенная, обновленная и воскресшая, ты снова обретешь себя и вместо разрушенных, создашь новые национальные святыни.
УЧЕНЫЕ ЛЮДИ И ВЕРА В БОГА
Кеплер (1571—1630), знаменитый немецкий астроном, обессмертивший себя открытием законов планетных движений («Кеплеровы законы»), в заключение своего ученого труда об астрономических открытиях, восклицает: «Премудрость Господа беспредельна, как и слава Его. Пойте небеса хвалу Ему. Солнце, луна и планеты славьте Его на своем непостижимом языке. И ты, моя душа, воздавай хвалу Своему Творцу, потому что Им и в Нем существует все».
Дарвин (1809—1882), знаменитый натуралист и великий ученый, которого безбожники, обычно, считают «своим» и ставят в пример «разрыва науки с верою», — далеко не является сторонником безбожия. В своей книге «Мое мировоззрение», Дарвин говорит: «Великие умы всех времен ставили вопрос: есть ли Бог? И всегда приходили к положительному заключению: Бог есть!» «В моменты чрезвычайного колебания, — говорит он в другом месте, — я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога». Вся жизнь и поведение Дарвина были целиком пропитаны благоговением к Богу, как Творцу вселенной, что достаточно ясно и убедительно раскрывается в его книге «Путешествие на судне «Бигель». Когда, однажды, к Дарвину пришел его друг и ученик Уоллес, домочадцы Дарвина сказали ему, что «сейчас Дарвин молится Богу и не может принять его». Небезынтересно отметить и то, что Дарвин в течение 35-ти лет пробыл в должности церковного старосты и с этим почетным званием скончался.
Декарт (1596—1650), знаменитый французский философ, астроном, физик и математик — создатель аналитической геометрии, — провозглашал: «Бытие Божие есть истина более несомненная, чем самые очевидные геометрические теоремы».
Н.И.Пирогов (1810—1881), знаменитый русский ученый, педагог и хирург, в своем интересном дневнике «Вопросы жизни» говорит: «Вера в Высшее Существо, как источник жизни, во вселенский Разум, не противоречит научным убеждениям... Наш ум по необходимости должен признать безпредельный и вечный Разум, управляющий океаном мысли ... Если бы я и хотел теперь не признавать существования Бога, то не мог бы это сделать, не сойдя с ума».
Алексей Васильевич Кольцов (15.Х.1809 — 1.ХI.1842).
(К столетию со дня смерти.)
Прошло 100 лет со дня смерти крупнейшего русского поэта - самородка, замечательного выразителя народной души, — А. В. Кольцова.
Кольцов был сыном своего народа, в полном значении этого слова; он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни, — знал их не по наслышке, не из книг, не через изучение, а потому, что сам, и по своей натуре, и по своему положению был русским человеком. Жизнь Кольцова была тесно слита с жизнью народа. Произведения Кольцова, как по форме, так и по содержанию, подлинно народные произведения. Поэзия Кольцова — это поэзия русской любви, — поэзия русской деревни с ее крестьянским трудом, — поэзия русской природы, художественно изображенной поэтом во всей ее трезвой простоте, без ложной идеализации и сентиментальной слащавости, проникнутая крепкой «крестьянской» верой в Бога, которою так силен был в своей личной жизни и в своей истории русский народ. Вот почему Кольцов был изгнан большевиками с занимаемого им места в русской литературе, а его произведения находились и сейчас находятся под запретом. Но не заглушить большевикам стройную поэзию Кольцова пошлыми «стихами» своих бездарных стихоплетов, вроде Д.Бедного, Маяковского и подобных им.
Кольцов близок, дорог и мил сердцу каждого русского человека и музыка его поэзии всегда будет звучать в памяти народной.
Пред образом Спасителя
Пред Тобою, мой Бог, Я свечу погасил, Премудрую книгу Пред Тобою закрыл. Твой небесный огонь Негасимо горит; Бесконечный Твой мир Пред очами раскрыт; Я с любовью к Тебе Погружаюся в нем; Со слезами стою Перед светлым лицом. И напрасно весь мир На Тебя восставал, И напрасно на смерть Он Тебя осуждал: На кресте, под венцом, И спокоен, и тих До конца Ты молил За злодеев своих.
А.Кольцов
ИЗВЕСТИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПО МИССИИ.
- Благочинный Гдовского округа свящ. И. Легкий назначен помощником начальника миссии.
* * *
- Недавно скончался настоятель восстанавливающейся Никандровой Пустыни — миссионер игумен о.Андрей (Тишко). Царство Небесное труженику Вертограда Христова.
* * *
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ Редакция журнала «Православный Христианин» приступила к изданию ЦЕРКОВНОГО КАЛЕНДАРЯ на 1943 год.
В скором времени календарь появится в продаже.
* * *
Пословицы
*Про доброе дело говори смело.
*Добро не умирает, а зло пропадает.
*Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.
Присылайте в нашу газету свои отклики, статьи и сообщения.
Задавайте вопросы и высказывайте свои пожелания.
ПРОЧТИ И ДАЙ ПРОЧЕСТЬ ДРУГОМУ!
Типография „РОТА II" Рига, ул. Рихарда Вагнера 57. 4124. Gen. 11539.