Кончина Высокопреосвященнейшего Экзарха -
Митрополита Сергия
Смерть Высокопреосвященнейшего Экзарха Митрополита Сергия явилась ничем не вознаградимой, тяжелой утратой для Православной Церкви всего Остланда.
Покойный Владыка приехал в Ригу в 1941 году, 9 апреля, как посланец Местоблюстителя Патриаршего Престола, для возглавления и руководства Православной Церковью в Латви, Литве и Эстонии.
Экзарх Митрополит Сергий, вскоре по выходе из Московской Духовной Академии, избрал путь монашества и, несмотря на преследования, воздвигаемые большевиками против священства и монашества, не сходил с избранного им пути до конца своей жизни. Побывав в заточении, приговоренный к ссылке, он лишь укреплялся духовно в своем решении посвятить себя служению Церкви. В условиях коммунистического владычества Высокопреосвященнейший Митрополит Сергий не мог открыто служить Церкви, гонимой безбожными большевиками даже в прибалтийских странах, и лишь в июне 1941 года, когда большевики поспешно бежали из Риги, преследуемые германской армией, Владыка Экзарх Сергий мог свободно и открыто начать борьбу против угнетателей Церкви — большевиков.
Только чудом покойный Владыка избежал чекистской расправы при уходе большевиков из Риги. Большевики пришли искать Экзарха Сергия в монастырь, где все время проживал Владыка, но Митрополит, сознавая неизбежность попытки большевиков расправиться с ним, скрылся в окружении почитавших его людей под сенью Кафедрального собора.
После ухода большевиков деятельность Высокопреосвященнейшего Экзарха - Митрополита Сергия развернулась со всей широтой и многогранностью, присущей его незаурядной личности. Владыка Экзарх стал открыто с церковной кафедры громить большевиков, говорил о тех гонениях, которым подвергалась Православная Церковь под властью большевиков. Проповедническая деятельность Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия также развернулась только здесь во всей глубине и широте! Он призывал народ к сплочению в Церкви, он говорил о жизни духовной, о высоких идеалах христианства. Его слова не пропадали даром. Он умел зажигать пламенем веры остывшие сердца, он вселял дух бодрости в поддавшихся унынию, он утешал безутешных, он помогал отчаявшимся, он был действительно пастырь добрый, заботящийся о своих овцах.
Впечатление от его проповедей было огромное. Так, его проповедь 5-го марта 1944 г. в Рижском Кафедральном Соборе, по случаю прибытия туда Тихвинской иконы Божьей Матери, вызвала рыдание молящихся в храме. Были случаи, когда под влиянием его горячего слова даже бывшие комсомольцы-атеисты перестраивали свое миросозерцание и становились верующими.
Перед нами — стихотворение одного такого юноши, бывшего комсомольца и атеиста. Кора марксизма на его душе пробита горячим словом митрополита; немота преодолена и исконно русская душа пытается выразить свои новые переживания. Речь еще косноязычна, но тем она ценнее, потому, что непосредственна. За нею чувствуется непривычное волнение души, глубокое потрясение, затронувшее самые основы личности. Приводим яз него две последних строфы.
«Боже правый, мы полны грехами,
Чистый крест твой недостойны взять:
Нет любви и правды между нами,
Мы боимся не хотим страдать.
О, пошли нам слезы умиленья,
Чистое раскаянье пошли,
Даруй нам в любви твоей прощанье,
Утверди нас в правде и любви!»
Это — пробужденная словами митрополита русская жажда правды и жажда любви, сменившая советскую ненависть.
Последнее время Владыка Экзарх особенно смело и открыто выступал против большевиков, гонителей Церкви и Православия. Он говорил о тех бесчисленных жертвах, о тех жестоких расправах, которые большевики чинили в отношении Церкви. Особенно горячо говорил Владыка Экзарх в последнее время, обвиняя большевиков во лжи и предательстве по поводу их новой церковной политики. Его горячие, смелые призывы производили сильные впечатления на народ и потому большевики решили расправиться со смелым обличителем. Владыка Экзарх чувствовал свою обреченность, он знал, что большевики хотят рассчитаться с ним, и, сознавая себя приговоренным к смерти, делал все необходимые распоряжения на случай своей кончины. Своим Заместителем он назначил Епископа Ковенского Даниила, с возведением его в сан Архиепископа. Но он мало заботился о сохранении своей жизни.
Гнусные убийцы, подосланные в Вильну для убийства Экзарха, хорошо подготовили свое злодеяние. Они, повидимому, узнали время его отъезда из Вильны и от самого города следовали за Владыкой, выжидая удобный случай для своего злодеяния. В сорока километрах автомобиль Митрополита был остановлен; убийцы в военной форме, потребовали, повидимому, проверки документов, — у убитого Владыки на коленях лежала раскрытая дорожная книжка шофера — и, воспользовавшись тем, что пассажиры были заняты документами, выстрелами из автоматических ружей убили всех. Выстрелы были направлены, главным образом, в головы сидевших. В теле Митрополита оказалось 12 пуль. Злодеев не остановило присутствие в автомобиле трех спутников Владыки: шофера и четы Редикюльцевых; они убили всех, убили и случайно проходившую девушку. Пролитие крови невинных — для них привычное дело. Гроб с останками Высокопреосвященнейшего Экзарха Сергия, привезенный из Литвы в Рижский Кафедральный Собор 1-го мая, был встречен рыданиями: Владыка Экзарх снискал к себе любовь и уважение среди всей своей духовной паствы.
В четверг, 4-го мая, в Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия и отпевание по монашескому чину, согласно завещанию Митрополита. Ко дню отпевания прибыли Архиепископ Ковенский Даниил, члены Литовской Внутренней Миссии, духовенство из Литвы и Эстонии, а также из провинциальных приходов.
Гроб Владыки Экзарха утопал в цветах. Покрытый лиловой мантией, Владыка лежал с лицом закрытым покровом, согласно церковному обычаю, а в безжизненные руки его был вложен деревянный крест.
У гроба стояли знаки митрополичьего достоинства — посох и митра, и в руках иподиаконов склонялись у гроба дикирий, трикирий и рипиды.
К началу отпевания в Кафедральный собор явились отдать долг покойному Владыке представители различных учреждений и организаций. В числе их официальные представители: от Рейхскомиссариата г-н Бурмейстер, от командования Германскими войсками в Остланде, от коменданта Латвии и коменданта г.Риги полковник Шолбер, полковник Гампа, капитан Гросс и лейтенант Эпинатьев, представитель министерства иностранных дел, посланник Виндекер; руководитель политического отдела Трампедах и представитель от Генерального комиссариата фон Борке, от Гебитскомиссариата — г-н Виттрок, от русского населения Латвийского Генерального Округа г-н Г.А.Алексее, от русского населения Литвы г-н Ставровский А.В. и Эстонии — г-н Аренсбургер К.Е.
В храме присутствовало огромное число молящихся, среди которых были представители всех профессий и сословий, прихожане не только Кафедрального собора, но и других церквей, в которых не раз Высокопреосвященнейший Экзарх совершал богослужение.
После отпевания начался чин прощания с покойным Экзархом; сначала духовентсво, а за ним и миряне приходили ко гробу, давая последнее целование тому, кто так смело звал к высоким истинам добра и правды.
Наконец, гроб на руках священнослужителей был вынесен из храма и обнесен вокруг церкви; и только после этого тяжелая дубовая крышка навсегда скрыла останки Высокопреосвященнейщего Митрополита Сергия. Гроб поставили на катафалк и прикрыли голубой мантией. Траурное шествие, растянувшись на далекое расстояние, двинулось по улицам города. Громадные толпы народа стояли по всему пути до самого кладбища. Наконец, печальная процессия достигла Покровского кладбища. Гроб с останками Высокопреосвященнейшего Митрополита на плечах священников был донесен до могилы и после литии, около 4-х часов вечера, опущен в приготовленный склеп и замурован. Могила покрылась ковром цветов.
У могилы покойного Экзарха произнес речь от Рейхскомиссариата г-н Бурмейстер, отметивший, что Высокопреосвященнейший Владыка Экзарх испытал на себе гнет большевизма, видел все гонения на Православную Церковь и потому с фактами в руках мог выступать против его безбожности, бесчеловечности и лживой внутренней политики. Насколько справедливы и сильны были его обвинения, видно из ответа, данного ему самим большевизмом. Этим ответом было убийство. Его мученическая смерть навеки останется в памяти не только у вас, оплакивающих своего духовного пастыря, но и у всех нас, у всей Европы, ведущей борьбу против его убийц, против нашего общего врага — большевизма. Председатель Русского Комитета и представитель Русскаго населения Латвии возложил венок от имени русского населения Латвии, Литвы и Эстонии. Возложены были венки от Экзаршей Канцелярии и различных общественных организаций и объединений, от приходов церквей и от школ.
Так кончилась жизнь Высокопреосвященнейшего Экзарха Сергия. Его деятельность, направленная на объединение православных верующих в Литве, Латвии, Эстонии и в занятых восточных областях, была прервана в расцвете жизни Владыки, — ему исполнилось 46 лет. Ему, так страстно мечтавшему о возвращении в свободную Москву, о свидании с безгранично любимой матерью, пришлось найти свой вечный покой вдали от Родины и близких ему людей. Но венец мученика за Церковь и Родину, полученный им не случайно, а добровольно — ожидания смерти от руки большевиков не только не ослабляли его деятельности, но укрепляли его на борьбу с большевизмом, этот венец мученика и любовь к нему народа создадут ему вечную память не только в сердцах русских людей, но и всей Европы, вступившей в последнюю схватку с большевицким спрутом.
|