Пятница, 26.04.2024, 00:28
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 5 (22). Май 1944 г. 3-й год изд.
Памяти Экзарха
Митрополита Сергия (Воскресенского)
 
Как-то не верится, что нет среди нас, еще живущих на земле, дорогого нашего Экзар­ха митрополита Сергия. Очень мы привыкли жить под его твердою, крепкою и церковною и гражданскою защитой. Многое, многое, что мы сами не могли сделать в церковной жиз­ни, мы возлагали на него, и действительно, он часто осуществлял то, что мы считали невозможным и неосуществимым. В нем сосре­дотачивался громадный запас духовных и светских сил. В нем мы могли усматривать и могущественное прекрасное прошлое человечества, и также средоточие многих чаяний на мирное, прекрасное, величественное будущее. Ему 9 ноября 1944 г. исполняется только 47 лет. Конечно, за свою краткую жизнь на зем­ле он не мог всего себя проявить. Многое осталось недоделанным. Годы его жизни — от 1917 — 1941 г. протекли в непосредствен­ном общении с бичем человечества большевизмом. Трудно в адской обстановке со­хранить человеческий лик.
 
Но покойный не только остался челове­ком, но и явился пред нами и среди нас пре­красным, сильным и мудрым человеком. Он не задавался анализированием того вопроса, как и почему большевизм возник и укрепил­ся в России. Он знал только одно твердо, что этот большевизм не должен быть в России, и что его нужно прогнать. Покойный, несмотря на некоторую свою светскость, был всеце­ло церковный человек. Прежде всего он любил церковь, церковную жизнь и жил для церкви и работал для нее. Мы, сослужившие с ним, видели его духовное горение и невольно заражались тем же духовным пламенем. Он любил церковное пение и церковный устав, любил торжественность богослужения и умел созидать ее. Нам всем будет памятно то множество молящихся, которое собира­лось на его богослужения.

У открытой могилы Владыки Экзарха

 
Он любил и церковную проповедь, будучи сам великолепным, прекрасным проповедником. Его проповеди были чисто церковные; немного, немного он туда вкладывал так называемой политики.
 
Главная тема в его проповедях была: воз­рождение человечества на основе христианства. Конечно, он сильно бичевал свой род­ной русский народ за допущение в своей сре­де большевизма. Но в то же время он гово­рил, что этот же народ ныне потоками своей собственной крови омывает, очищает допущенный грех. Письменно своих проповедей он не излагал. Он говорил, что он не любит писать и почему-то даже не может писать. Мы пытались было записывать его пропове­ди и дать потом ему на просмотр, и издать сборник его проповедей. Но мы не могли это­го осуществить по причине недостатка церковных деятелей и сотрудников. Покойный давал своим ближайшим сотрудникам для прочтения две им составленные довольно пространные статьи: 1) О теле воскресшего из мертвых Христа Спасителя и 2) О почита­нии Божией Матери.
 
Если эти рукописи останутся в сохранно­сти, то необходимо было бы их напечатать.
 
Праздники православной церкви, прежде всего Светлый Праздник Пасхи, особенно вдохновляли Владыку. Он любил говорить, что каждое богослужение православной церкви носит в себе элемент творчества. Со­вершающие богослужение священнослужите­ли и церковнослужители должны сознавать, что они творят ощутимое и осязаемое духов­ное дело; должны понимать, что через них говорит и действует к верующим незримый всемогущий и вечный Бог и все Его святые угодники. Поэтому он требовал внятного и неспешного чтения и хорошего церковного пения. Его любимое дело было во время са­мого богослужения стать на возвышение и самому читать канон, стихиры и псалмы. С особенным подъемом Светлого Праздника он совершил последнюю Пасху в Рижском Ка­федральном Соборе. В этот же день, в 12 ч., он и так же Епископ Иоанн, в церкви Свято-Троицкого Сергиева монастыря, принял пас­хальный привет рижско-градского духовен­ства и других собравшихся на этот случай верующих. Он увещевал духовенство состав­лять единое стадо Христово и быть связан­ным союзом любви, подобно тому, как и Хри­стос Спаситель, своих апостолов связал сою­зом любви. Последнюю литургию покойный совершил 27 апреля в Виленском Святодуховском монастырском соборе в сослужении множества духовенства, при переполненном молящимися соборе.
 
После литургии был совершен крестный ход вокруг храма, и Владыка, согласно чину, вне стен храма, около горнего алтарного ме­ста, прочитал Евангелие мученикам от Иоан­на 15 глава, от 13 ст. до конца и 16-ый главы первые два стиха. Пророчески прозвучали прочитанные им громким голосом слова: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Дей­ствительно, через день же сам Владыка был убит нечестивцами. Из Виленского Свято-Духовского собора похищены «нечестивцами мо­щи свят.мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
 
Те же нечестивцы теперь сами же старают­ся восполнять красоту церкви Христовой но­выми и новыми мучениками.
 
Двадцать седьмого же апреля 1944 г. при­нял к себе Владыка и обласкал окончивших к этому времени курсы православной виленской духовной семинарии 27 воспитанников. В своих же покоях Владыка сказал окончив­шим семинарию речь и призывал их гореть всегда духом и не жалеть своих сил в деле служения Церкви Христовой. В трудное во­енное время без пособия со стороны прави­тельства сделать учебный выпуск новых священнослужителей — мог только один покой­ный, со своей энергией и умом. Двадцать восьмого апреля Владыка принимал в своих покоях певчих хора виленского Свято-Духовского собора.
 
В одной из речей, сказанных по адресу Вла­дыки были слова:: «Ты, Владыка, всегда ра­дуешь нас своим приездом и изливаешь на нас много энергии и силы. Ты поддержи­ваешь нас не только, как певчих церковного хора, но и как верующих православных христиан. От тебя мы твердо и ясно теперь уз­нали, что такое «русский», и что такое «пра­вославный». К сожалению, Ты у нас появля­ешься только метеором; в каждый приезд не­много только побудешь у нас и опять уезжа­ешь в другие места и другие страны». Слова этого певчего оказались пророческими, ибо этот метеор на другой же день, в 11 ч. утра, закатился для всех нас навсегда. Но могила его с нами здесь в Риге и бренные останки его, которые воскреснут во время общего воскресения, также с нами. Тем более дух и душа и все его духовные устремления с нами и мы, верующие православной Церкви Христовой, продолжим и будем продолжать ду­ховное церковное дело покойного дорогого Владыки.
Протопресвитер Иоанн Янсон.
 
 
 
Светлой памяти убиенного Святителя
 
В тихий весенний день — 29 апреля 1944 г. — мрачные тучи нависли над Экзархатом Прибалтики, и грозный удар до боли пора­зил сердца многих тысяч людей. Не стало Владыки-Экзарха. Сраженный пулями злоде­ев, приснопамятный Святитель ушел из сво­его Экзархата, кровию своей запечатлев слу­жение Церкви и Истине. Воплями и стенаниями огласились целый ряд храмов, когда вести об убиении Владыки облетели его паству. Рыданиями наполнились своды Рижского Кафедрального Собора, ког­да убиенного Владыку вносили в храм. Вере­ницы духовных чад прошли у гроба безвре­менно вырванного из жизни Святителя, и громадное шествие духовенства и паствы провело дорогие остатки к месту последнего на земле упокоения.
 
Неожиданно пресеклась жизнь высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Литов­ского и Виленского, Экзарха Латвии и Эстонии. Полный жизни и энергии, быстрый к ис­полнению своих архипастырских планов и намерений, Владыка так же быстро оставил земную жизнь в полном ресцвете жизненных сил и больших духовных дарований. Скорбями и смущениями преисполненное сердце не­доуменно спрашивает: «Неужели сырая мо­гила навсегда похоронила все дарования Владыки и бесследно заключила в себе его последний путь, безжалостно оборвав его труды?» Но то же сердце, «имеющее упова­ние» на Господа, расширяющее свои взоры в вечность, духовно озирающее пройденный путь Владыкой, уверенно говорит: Не погиб­ло дело, на виду у всех творившееся Влады­кой, не потонули где-то вдали мощные свя­тительские призывы, не исчезла бесследно вдохновлявшая и бодрившая духовенство и паству жизнь. Кровь, в изобилии пролившая­ся из ран Владыки, обагренные кровью святительские одежды, сохраняющиеся в разных местах Экзархата, глубокие воздыхания и скорби многочисленных духовных чад, мно­госторонние труды и подвиги Владыки на пользу Церкви, — все это свидетельствует о прочном следе, который оставил Владыка-Экзарх после своей мученической завершен­ной жизни.
 
Под живым впечатлением всего наследия, данного Владыкой, и его святительского слу­жения в сознании духовенства и паствы проносится жизнь убиенного Архипастыря. Годы его духовного утверждения и священническо­го служения проходят в тяжелых условиях советской действительности... Семь лет архиерейства на Русской земле, изнемогающей под ярмом безбожного насилия... Сколько мудрости и твердого, неусыпного стояния у кормила церковного корабля требовалось от молодого Владыки. Ведь, корабль неодно­кратно проходил мимо зияющей бездны... Три года экзаршего окормления Прибалтики, направленного к созданию церковного един­ства и сыновства к страждущей Матери-Церкви. Создание внешней и внутренней Миссии духовного возрождения и утвержде­ния во Христе сотен тысяч русских душ. Ча­стые поездки по Экзархату и Миссии, требо­вавшие присутствия Владыки на месте и его твердого архиерейского руководства в раз­ных областях церковной жизни... Создание богословских курсов для подготовки пасты­рей для Экзархата и Миссии, уже давших выпуск деятелей, готовых выйти на созрев­шую ниву народную, которым Владыка уде­лял так много забот и внимания, неусыпно изыскивал для их подготовки материальные и духовные средства, часто их посещал, на­блюдая за их испытанием, дождался выпуска юных деятелей в вертограде Христовом... Его же, возвращающегося в Ригу после вы­пуска питомцев пастырской школы, недале­ко от города Ковно ожидали вражеские пули.. и дождались.
 
А дивные торжественно благолепные архиерейские службы? О, о них помнят, говорят, вздыхают тысячи верующих, их видели, о них слышали и ими восторгались паствы при­балтийских Церквей и Миссий. Владыка очень любил красоту, чинность, благолепие Богослужений, церковное пение. Он мог о себе сказать «Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь». (Псал. 145, 2). Желание прославлять Господа пением настолько переполняло душу его, что окружавщие его массы богомольцев чувство­вали это и наполнялись таким же желанием. Владыка возбуждал и вдохновлял к пению и духовенство, и паству. Много способствова­ли усилению и подъему религиозного чув­ства молящихся и мощный, красивый голос Владыки, слышный во всех углах даже боль­шого храма. Проповеднический талант, ко­торым в совершенстве владел Владыка, бу­дил, ободрял, укреплял и звал к Христовой правде и вечности.
 
Последние архиерейские служения Влады­ки были совершены на Пасху в Рижском Ка­федральном соборе (их торжественность и сила влияния на души молящихся и до сих пор волнует присутствовавших в соборе) и в день св.Виленских мучеников Антония, Иоан­на и Евстафия в Вильне. Последнее же пре­бывание Владыки было на кафедре собора города Риги с 1 — 4 мая с.г. Владыка в эти дни смиренно возлежал в гробу. Тот, кто, по­добно птице, под могучие крылья свои со­бирал много душ, теперь распростертым и притихшим лежал в последнем земном жилище. К умолкшему, израненному и убитому Владыке, как птенцы под крылья матери, стекались души верующих.
 
Нет уже с нами и тела Владыки, в могиль­ные стены сокрыли и гроб, но дух его не по­кинул нас. Дело, совершенное Владыкою, все еще живо и будет жить и впредь. Молитвен­ное общение с убиенным Святителем и руководствование его заветами соединит нас с ними иными связями, связями духа, рас­строить которые не в силах никакая смерть.
 
Духовное бодроствование и непрестанное совершенствование, с восхождением «от си­лы в силу», да не покидает всех, знающих и помнящих убиенного Владыку, его же, при­снопамятного, да упокоит Господь в селе­ниях праведных, там, где незаходимо сияет свет присносущной божественной славы.
 
Протоиерей Иоанн Легкий.
 
 
 
Памяти учителя, жертвенно покинувшего мир
 
Когда из жизни уходит человек, нам близ­кий и любимый, мы оплакиваем его горе­стно и скорбно. Но есть доля эгоизма в этих слезах, — мы оплакиваем свое сиротство, свое одиночество, мы жалеем себя, переста­ем замечать окружающих, мы носимся только со своим горем. Оно нам близко, до­рого и нужно, так же, как и этот ушедший от наел человек. Правильно ли это?
 
Жизнь идет своим путем. Так же, каждый день восходит и заходит солнце и ничто не меняется во вселенной от того, что еще одна звезда скатилась со звездного неба.
 
Постановка гроба Владыки на катафалкНепередаваемо было наше горе, вызванное смертью Экзарха Сергия. Казалось, навеки тьма поглотила Свет и неминуемо пойдет ко дну корабль, потерявший кормчего. Тысячи сердец оплакивали Владыку.
 
Не только русское население, — его лю­били и глубоко ценили все истинно мыслящие люди и других национальностей и вероиспо­веданий. За пламенную мысль, за огненное слово, за сердце, устремленное к благу.
 
Мощным магнитом притягивали его речи в стены собора. Но наряду с большой любовью, - личность Экзарха привлекала и массу клеветников, темных, ползущих червей, не выносящих света. Густым туманом отвратительного вымысла и злобы обволакивалось его имя, не смогли тростить ему приезда из Советской России.
 
Но Экзарх Сергий в горниле советской действительности выковавший ум, сердце и все мировоззрение истинного борца за идею, не нуждется в реабилитации. Все нападки, направленные против него, были не более как укусами взбунтовавшейся мелочности против большой и сильной личности.
 
И каждый раз, когда сгущался туман кле­веты и злобы, новая пламенная речь мит­рополита рассекала мглу и все ярче и ослепительнее сияло сердце.
 
Сердце... к нему обращались его пламен­ные призывы, к нему устремилась его мысль, — к сердцу, единственному органу нашей
жизни, способному пробудить, остановить, потушить пожар мировой ненависти. Вынос тела Владыки Экзарха Сергия из Кафедрального собора
 
Жадно и трепетно слушала его толпа. Но доходили ли его речи до сознания людей, погрязших в материализме, в служении собственной личности, до сознания еще не испы­тавших всего ужаса современного положе­ния, еще цепляющихся за жизненные удобства, не пожертвовавших ни одной из своих привычек для блага ближнего?
 
Нет! Толпа сделала из него кумир, но не жила по его заветам, заветам любви, мило­сердия и веры. Вот почему так часто уезжал Экзарх из Риги туда, в завоеванные области, к голодным, холодным и страждущим, к тем, кто в продолжении двадцати пяти лет лише­ны были Бога и искали Его в раскрытых две­рях храма. Их измученные сердца были бли­же его душе, чем мирная, довольная толпа.
 
Свой роковой конец, свою обреченность чувствовал Владыка — об этом говорят все распоряжения, сделанные им на случай смер­ти. И в тот памятный день, что на всю жизнь останется в сердцах тех, кто присутствовал тогда на вечере, устроенном Экзархом для окончивших курс воспитанников богослов­ского института и для членов митрополичье­го хора в Вильне, вечера, прошедшего в ат­мосфере исключительного тепла и дружелю­бия, после торжественного и стройного мно­голетия, пропетого Владыке, — всех пора­зила просьба его — спеть вечную память ра­бу Божьему Димитрию. Слишком хорошо бы­ло знакомо прежнее, мирское имя Экзарха,— Димитрий. Никто в первый момент не поду­мал, что слова Владыки относились к умер­шему в то время в Риге артисту Смирнову. Тогда уже невидимое крыло смерти косну­лось склоненной головы Экзарха и мерцаю­щие огни траурных свеч затеплились в серд­цах присутствующих.
 
Вечная память... Не прошло и несколько дней, как скорбные звуки ее, наполнили сво­ды храма, и белые ризы Пасхальных богослужений обагрились кровью мученика. Воисти­ну прекрасна такая смерть!
 
Священна и трогательна кровь жертвенно­сти: ею начерчены бессмертные письмена ду­ха. Истинно, вечна память тех, кто постра­дал за истину, кто плоть и кровь свою отдал за нее. На кровавых ранах Христа родилось христианство; выросло и расцвело на подви­гах и жертвах христианских мучеников.
 
Можно распять, убить, уничтожить чело­века, но творческая мысль, Божественная идея остается, углубляется и растет.
 
И настанет час — на развалинах войны, на пепелищах мирового пожара, из мрака зло­бы, вражды и ненависти — загорится огонь сердца, того сердца, к которому так пламен­но и тщетно призывал умученный Владыка.
 
А.Казарова.
 
 
 
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
 
«Вечная память», покойному Владыке! Веч­ная память прежде всего, конечно, в Боге, а затем и в нас, людях. К сожалению, наша па­мять часто хранит не истинный образ ушед­шего, а «творимый» и односторонний, и это — особенно по отношению к стоящим выше нас по своему внутреннему облику.
 
Данте был непонятен современникам, так как слишком опередил свой век. Потому же так разноречивы и наши суждения о покойном Экзархе.
 
Мешало нам узнать его и то, что масса православных Экзархата превратила его в символ, символ их связи с Родиной, давно отторгнутой и любимой тоскующей любовью. Для русских эмигрантов и беженцев он при­шел «оттуда», с их Родины, он - живая связь с нею, он — надежда на возвращение в род­ные места. Масса видела в нем только сим­вол, а не его самого.
 
И теперь, в момент его неожиданной кон­чины, мешает подойти к нему ближе, вгля­деться в его лицо закон души, формулиро­ванный еще древними римлянами: «de mortius aut bene aut nihil» — «о мертвом — или хорошо, или ничего». Это — не простое требование приличия, а неизбежный результат установленного Т.Липпсом «закона психиче­ской запруды» («Gesetz der psychischen Stauung»). С каждым объектом, с каждым живым чело­веком в нашем сознании связан целый ряд мыслей — о ценности этого объекта или че­ловеческой личности вообще, о ценности данного лица, о его достоинствах и недостат­ках и т. д. Этот поток мыслей в силу при­вычки становился незаметным, опускается в бессознательное. Но как вода в незаметном ручье, когда его запрудят, собирается и под­нимается у места запруды, так и психическая энергия, если прерван ее привычный поток, накопляется у места перерыва. Нам называ­ют имя знакомого человека: в нас начался привычный поток мыслей о ценности челове­ческой личности, о ценности данного лица... но назвавший его имя сообщает о неожидан­ной смерти его. Поток прерван; психическая энергия накапливается у последнего, у пере­рыва, переживания — о ценности личности, и мы сознаем это последнее с небывалой ясно­стью и отчетливостью; в нашем сознании возникают воспоминания о всех положи­тельных сторонах его личности и жизни, мы невольно говорим и думаем о нем только хорошее.
 
Этот «закон психической запруды», может быть, необходим для массового человека, щитом закрывающим уязвимые места его личности. Но в нем не нуждается великий че­ловек; он даже мешает постигнуть его вели­чие.
 
Без страха оскорбить память Экзарха по­дойдем и мы к нему, преодолев «закон пси­хической запруды».
 
Если сжато характеризовать личность по­койного, указать ее основную черту, то мож­но сказать, это — трагическая личность; в его сердце боролись две могучие силы: жизнен­ная мощь и устремленность в мир красоты, в царство Христа-Солнца.
 
Он энергично боролся с советскими препо­нами за свое образование: в 1920 г. закрыта Духовная Академия, в которой он проходил уже второй курс; не удается учиться и в Университете, куда он поступил после Акаде­мии: большевицкая власть увольняет его как «сына служителя культа». Мощная энер­гия, боровшаяся за устроение жизни, теперь решительно отказывается от этой последней. Молодой и полный сил Дмитрий Воскресен­ский принимает монашество в 1925 г. Через 15 лет (1940 г.), он прислан из Москвы в Лат­вию с ответственным поручением, а в 1941 г. он — Митрополит Литвы и Экзарх Латвии и Эстонии. Перед ним — сложная дипломати­ческая задача: объединение православных в этих странах и в освобожденных от больше­виков областях и соединение их с Матерью-Церковъю. Он снова в жизни, и в самой гу­ще современной запутанной, пронизанной не­доверием и злобой жизи. Из тихой келий мо­наха он снова — «на шумных стогнах града».
 
Вся его личность пронизана трагическим столкновением противоположностей: мощная тяга к жизни и жизненной борьбе, а рядом — жажда красоты и беспредельная любовь к Церкви и Родине. Он боится смерти, но знает, что в современной обстановке его деятель­ность должна закончиться насильственной смертью. Угрозы смерти начались с 1941 го­да. Но он преодолевает тягу к жизни: «Цер­ковь и Родина мне дороже моей жизни». Раннюю смерть ему предрек еще во время его тюремного заключения, один из его со­товарищей по заключению. Владыка не по­нял только, умрет ли он на 42-м году своей жизни или в 42-м году. 42-й год жизни он пережил со страхом и со страхом ожидал 1942-го года. Страх смерти очущался с каждым годом. Предчувствия не оставляли его. На Страстной неделе в этом году, он ви­дел сон, его поразивший: во сне он совершал службу в сослужении с рядом архиереев, но все уже умерших, и как-то странно, как тень, но не видимо, присутствовал при этом и Патриарх Московский Сергий. Сон этот он пережил как предзнаменование своего близ­кого отхода в потустороннюю жизнь. Ему непонятно только было видение тени патри­арха. Сгущались и объктивные признаки на­двигающейся грозной опасности.
 
26-го апреля в Вильне за обедом Владыка рассказывал «прелюбопытный случай». Ра­но утром этого же дня он пришел в собор Свято-Духовского монастыря к ли­тургии и стал среди немногочислен­ных молящихся. Через некоторое время почувствовал тяжелый взгляд за своей спиной; «как будто смерть смотрела на меня». Он оглянулся и увидел сзади человека с звер­ским лицом, смотревшего на него. В руке у него был сверток, который он прикрывал фуражкой. Экзарху было так неприятно, что он вышел из церкви, но услыхал шаги за со­бой; за ним шел тот же страшный человек. Встретив одного из виленских архимандри­тов, Экзарх пошел с ним решительно на­встречу незнакомцу. Тот в первый момент остановился, потом круто повернулся назад и быстро скрылся среди монастырских строений сзади собора. Экзарх вернулся и остано­вился около собравшихся у Митрополичьего Дома преподавателей богословских курсов. Через несколько минут незнакомец, уже без свертка, быстро проскользнул мимо собрав­шихся и скрылся за воротами монастыря. Экзарх, рассказывая об этом, подчеркивал, что за ним следят. Об этом случае он вспо­минал и на следующий день. Это, очевидно, его очень волновало. 28-го вечером, накану­не его отъезда в Ригу, его гости убеждали его ехать вместе с ними поездом. После некоторого колебания, он согласился, но шофер настаивал на поездке автомобилем, говоря, что, не следует «трусить». Это слово было, повидимому, решающим: Экзарх не хотел подчиниться страху смерти, он снова побе­дил в себе жажду жизни и пошел прямым пу­тем, не сворачивая в сторону, полагаясь на волю Божию. 29-го апреля он смело выехал, на этот раз, действительно, на встречу смер­ти. Годами нароставший, сгущавшийся страх смерти был побежден духовно: с «шумных стогнов града» он перешел, как в 1925 г., в «тихое пристанище».
 
В его душе сталкивались нежность и жерт­венность с мужественною, часто суровою, во­лей водителя паствы. До последних дней лю­бил он свою мать, как в детские годы своей жизни. Под новый, 1944 год, вспоминая Мос­кву, и оставшуюся там свою старушку мать, он плакал как ребенок. Так же нежно он лю­бил и Родину и Церковь. Но рядом с этою нежностью в его душе была решимость, от­вага и суровая воля мужа. Читая его послед­нее пасхальное обращение, вы чувствуете эти переливы нежности и суровости. Сколько нежности по отношению к беженцам «отту­да», с дорогой Родины! С какой любовью он обращается к русской женщине, призывая ее так же спешить с миром к исстрадавшейся родине, как спешили жены-мироносицы ко гробу Господню! И как сразу меняется тон при обращении Митрополита к подчиненным ему пастырями Экзархата!
 
Последние дни его пребывания в Вильне нежность и любовь преобладали в нем. Он собирал к себе всех с первого дня приезда туда. У него проводили, 27-го, вечер учащиеся курсов, 28-го острудники его хора; днем он был среди своих мно­гочисленных гостей. И все время — ласко­вый, нежный, заботливый обо всех. С таким настроением он выехал из Вильны 29-го. Лю­бовь в его сердце победила суровую волю. С «пыльных дорог мира» он возвращался в «тихий Отчий Дом», в келию своей души. Характерно, что он завещал хоронить себя не торжественным архиерейским погребением, а скромным — монашеским, где идет речь об устремление духа горе, о блаженном пути усопшего брата в тихие обители Бога, о последней победе духа над плотью. При жизни Экзарх для большинства православных был только символом. Но после его смерти этот символ рассеялся, как дым, и за ним открылось скрытое лицо усопшего. На место символа - перед нами мученик, засвидетельствовавший вольною смертью свою любовь к Церкви и Родине. Его житейская внутренняя трагическая борьба завершилась окончательной победой духа, а любовь до смерти победила смерть. Он стал теперь живою реальною силою, сплачивающей вокруг себя всех православных; его кровь, как кровь первых христианских мучеников, должна стать основой для религиозного возрождения русских людей.
 
Проф.И.Четвериков.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (29.10.2010)
Просмотров: 1168 | Теги: № 5 (22), Православный Христианин, 1944 г., журнал, май
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа