Пятница, 19.04.2024, 22:48
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 5 (22). Май 1944 г. 3-й год изд.
БОГАТСТВО СЛАВЫ
 
(О Вознесении Господнем).
 
Воскрес Христос, и наступила «весна бла­годати». И в Пасхальной радости начинается таинственная четыредесятница восхождения Христова ко Отцу.
 
Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (10. 20, 17), — так Воскресший Спаситель раскрывает тайну Своего восстания от гроба в первоявлении Своем Марии Магдалине. Эту таинственную весть должна была она сказать братии Его, плачущей и рыдающей. Но в трепете и страхе, с сомнением и недоверием слушают это благовестие бывшие с Ним. Не один Фома усом­нился из Одиннадцати. Напротив, кажется, один только из Одиннадцати не усомнился,— ученик, егоже любляше Иисус... Он один только сразу уразумел таинство пустого гроба, — и виде и верова... (10. 20, 8). Даже Петр уходил от гроба только с изумлением, в себе дивяся бывшему...Ученики не ждали Воскресения. Не ждали его и жены мироно­сицы. Они не сомневались, что мертв Гос­подь, и шли видети гроб, да пришедше по­мажут Иисуса. И потому, не найдя тела, скор­бит Мария, и думает: взяша Господа Моего, и не вем, где положиша Его... (10. 20, 2). От ангельского благовестия в ужасе и трепете бегут блаженныя жены, — и никому же ничтоже реша, бояхубося... (Мр. 16, 8). Когда же сказали, им не поверили, как не поверили и Марии, видевшей Господа, и ученикам, шедшим на село и познавшим Его в прелом­лении хлеба. Последи же возлежащим им единомунадесяте явися, и поноси неверствию их и жестосердию, яко видевшим Его восставша не яшя веры... (Мр. 16, 10—14).
 
Откуда это страшное жестокосердие и кос­ность сердца? Почему так держатся очи их, почему страшатся ученики поверить, и Пас­хальная радость так медленно и с таким тру­дом входит в апостольское сердце? Разве они, бывшие с Ним от начала, не видели зна­мений и сил, которые творил Он по всей земле, пред всем народом?.. Хромые ходили, сле­пые прозревали, мертвые восставали, и исце­лялся всяк недуг... Разве всего за неделю до этого они не видели, как Он, единым воззва­нием и словом, воздвиг из мертвых Лазаря, четырехдневного и уже смердящего?.. Почему же так странно для них, что Учитель и сам воскрес и восстал из гроба?.. Почему забыли они, что не раз предварял их Гос­подь, что надлежит Ему после страданий и смерти воскреснуть в третий день?.. — Тайна апостольского сердца, тайна неверствия апостольского приоткрыта в Евангельском повествовании. Мы же надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля (Лк. 24, 21), с разочарованием и укоризной говорили уче­ники своему таинственному спутнику на пути в Еммаус. И Его предали на осуждение смер­ти, и распяли... Все еще ждут они земного торжества и внешней победы, и тот же со­блазн владеет их сердцем, который прежде мешал им вмещать слово крестное и вызывал на прекословие каждый раз, как только от­крывал им Спаситель, что надлежит и пред­стоит Ему предану и пропяту быти... Если Он силен воскреснуть, зачем попустил Он случиться всему бывшему, и принял позор, поношение и раны?.. В виду всего Иеруса­лима, во многолюдстве великого праздника, Его осудили и предали на казнь... Он воскрес. Но не входит обратно во святый град, не яв­ляется ни смущенному народу, видевшему Его уничижение и кончину, ни архиереям, ни Пилату — в обличение их нечестия и в по­срамление их злобы. Напротив, и учеников Он отсылает в дальнюю и уединенную Галлилею, и там является им. Еще ранее недо­умевали ученики: и что бысть, яко нам хощеши явится, а не мирови... (Ио. 14, 22). Теперь возрастает их недоумение. И в самый день Вознесения апостолы сошедшись вопро­шают Господа: аще в лето сiе устрояеши Царство Израилево? (Деян. 1, 6). Не разу­меют они еще смысла Воскресения Христова, не разумеют, что значит, что восходит Гос­подь ко Отцу. И только позже открывается им великая радость.
 
В вознесении смысл и исполнение воскресения Христова. Господ воскрес не за тем, чтобы вернуться в прежний обычный земной порядок, и снова жить и обращаться среди учеников и народа, в проповеди и чудотворениях. Он и не живет теперь с ними, но только приходит к ним, чудесно и таинственно является им. И что-то новое, необычное есть в Его облике. «Это было не открытое присутствие», — говорит Златоуст, — «но некоторые знамения того, что Он при­сутствует... И оттого смущаются уче­ники, и помышления входят в сердца их. Христос воскрес не так, как вос­кресали воскресавшие прежде. То было вос­кресение на время, возвращение к жизни в прежнем теле, смертном и тленном, возобнов­ление прежнего образа жизни. Но Христос воскрес на веки. Ибо восстал Он в теле про­славленном, нетленном и бессмертном. Вос­принятое от Пресвятой Девы тело, в котором Он пострадал и умер на кресте, Он обновил и преобразил, «и смертное нетления облачил великолепие». Дело Христово на земле совер­шилось. Он пострадал, умер и воскрес. И воскресением Своим Господь умертвил и упразднил смерть, «растерзал смертные узы», сокрушил «вереи вечные», отменил закон не­тления, и «совоскресил всеродного Адама»... «Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо, востав из мертвых, на­чаток усопших бысть»... И ныне восходит Господь от земли, впрочем, «никакоже отлу­чался, но пребывая неотступно...» (кондак). Ибо самую землю возносит Он на небо, и превыше всякого неба. Сила Божия, по слову Златоуста, сказывается «не только в воскре­сении, но и в большем». Ибо вознесшийся Христос «вознесся на небо и седе одесную Бога» (Мр. 16, 19). «Возсия ясный и всесветлый день Владыки, божественного на небеса восхождения»... Ив этом исполнилась и раскрылась Пасхальная тайна.
 
«Земля тайно ликует, и небесная веселия исполняются...» (з тр. Iп. Ср.). Восходит Господь на небеса, облекшись во Адама. И совосходит со Христом человеческое естество. «Ныне мы, казавшиеся недостойными земли, вознесены на небеса», говорит Златоуст; «мы, недостойные земного владычества, возвыси­лись до горнего царства, взошли выше небес, заняли царский престол; и то же самое есте­ство, от которого херувимы охраняли рай, ныне восседает выше херувимов... Оно превзошло ангелов, прошло мимо арханге­лов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства, и останови­лось не прежде, как достигши престола Владыки...» Своим Вознесением Господь не только путесотворил человеку восход, на не­бо, не только явился лицу Божию за нас, но и «переселил туда человека», по выражению Златоуста. «Отчим соседением почет (поч­тил) ихже (тех, кого) возлюби», по выраже­нию церковной песни. И на нас распрости­рается благодать того достоинства, которое стяжал Христос в Своем Воскресении и Воз­несении. Ибо и нас, по апостольскому слову, Бог сооживил и совоскресил, и сходи на небесных во Христе Иисусе...» (Еф. 2, 5—6). Небо приняло земных обитателей. Начаток человеческого естества восседит горе отныне и в Начатке возглавлено и соединено все творение.
 
«Страшный восход»... И ужасом ужаса­ются, и трепещут ангельские силы, созерцая Вознесение Христово. И в трепете совопрошают друг друга безплотные: «Что видение сие? Человек убо зраком видимый, яко Бог превыше небес с плотию восходит...» (стих, на хвал.). И как при рождестве Христовом изумлялась земля, узревши Бога, облеченно­го в плоть, так трепещет ныне небо и во­пиет: «Кто сей пришедый?». «Там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою нашей жизни, багряность одеяния Которого — от точила человеческих зол», поясняет св.Гри­горий Нисский. Но следует ответ: «Господь сил, приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, восста­новивший все в прежнее состояние творения, — Сей есть Царь Славы»... И отверзаются небесные врата: «возмитеся небесная врата, и приимите Бога плотоносца». Радуются бесплотные, и нисходят на землю, благовествуя радость исполнения, и свидетельствуя о том, что последовало за Вознесением. «Ныне анге­лы», говорит Златоуст, «получили то, чего давно желали, архангелы узрели то, чего дав­но жаждали; узрели наше естество блистаю­щим на престоле царском, сияющим славою и красотою бессмертною... Поэтому они нисходят, стремятся увидеть необычайное и дивное зрелище, — человека, явившегося на небе»...
 
Вознесение — предпразднество и залог Пя­тидесятницы. «Господь вознесся на небеса, да пошлет Утешителя миру...»
 
Вознесение — залог и предварение Второ­го пришествия. «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. I, II). И во втором Пришествии завершится таинство смотрения и благоволения Божия. Раскроет­ся в полноте то вседержительство, в которое и ныне уже введено человеческое естество, про­славленное в Воскресении и Вознесении Гос­пода Иисуса, единосущного нам по человече­ству. Ибо Господь Иисус Христос и в чело­вечестве Своем есть Вседержитель. «Теперь, — говорит Златоуст, — когда мы хотим ви­деть свое благородство, то взираем горе, на небо, на самый престол царский, — там вос­седает Начатой от нас... Я управляю, го­ворит Он, ангелами, и ты — чрез Начаток. Я восседаю на царском престоле; и ты совосседаешь — чрез Начаток... Тебе покланя­ются херувимы и серафимы и все ангельские силы, начала, власти, престолы, господства — через Начаток»... И Аз славу, юже дал еси мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есма... (10. 17, 22). Царственная дер­жава Христова во исполнение времен раскро­ется и распространится на весь род челове­ческий, верный и последовавший Христу. Всему человечеству верному завещевает Христос Царство. И последовавшие Ему совоссядут Ему на престолах своих в день он. Побеждающему дам сести со Мною на пре­столе Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его... (Откр. 3, 21). «Напечатлей в уме своем этот царский престол, — говорит Златоуст, — помни всег­да преизбыточество чести. Это, можно ска­зать, больше геенны должно устрашать нас...» И воистину «странно и страшно Твое, Жизнодавче, еже от горы божественное восхождение...» (2 тр. 5 п. кан.). Страш­ная и дивная открыта и предпоказана в нем высота. Ибо высота эта есть престол цар­ский... И пред этою высотою смолкает и трепещет всякая плоть человеча... Пред не­изреченною славою обновленного Господним Вознесением горняго пути...
 
«Силою креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, воеже пети и славити спасительное Твое вознесение...»
 
 
 
Из книги Д. Мережковского: „Иисус Неизвестный"
 
1. Неизвестное Евангелие.
 
Странная книга: ее нельзя прочесть; сколь­ко ни читай, все кажется, не дочитал, или что-то забыл, чего-то не понял; а перечитаешь, — опять то же; и так, без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд.
 
Умный и глупый, ученый и невежда, веру­ющий и неверующий, — кто только читал эту книгу — жил ею (а иначе не прочтешь), тот с этим согласится, по крайней мере, в тайне совести; и все тотчас поймут, что речь идет здесь не об одной из человеческих книг, ни даже о единственной, Божественной, ни даже о всем Новом Завете, а только о Евангелии.
 
* * *
«О, чудо чудес, удивление бесконечное! Ничего нельзя сказать, ничего помыслить не­льзя, что превзошло бы Евангелие; в мире нет ничего, с чем можно бы его сравнить». Это говорит великий гностик 2-го века, Маркион; а вот что говорит средний католик-иезуит ХХ-го века: «Евангелие стоит не рядом, ни даже выше всех человеческих книг, а вне их оно совсем иной природы. Да, иной: книга эта отличается от всех других книг больше, чем от всех других металлов — радий, или от всех других огней — молния; как бы даже и не «книга» вовсе, а то, для чего у нас нет имени.
 
* * *
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.
В русском переводе.
Санктпетербург.
1890.
Маленькая, в 32-ую долю листа, в черном кожаном переплете, книжечка, 626 страниц, в два столбца мелкой печати. Судя по над­писи пером на предзаглавном листе: «1902», она у меня, до нынешнего 1932 года, —30 лет. Я ее читаю каждый день, и буду читать, пока видят глаза, при всех, от солнца и сердца идущих светах, в самые яркие дни и в самые темные ночи; счастливый и несчастливый, больной и здоровый, верующий и неверую­щий, чувствующий и бесчувственный. И ка­жется, всегда читаю новое, неизвестное, и ни­когда не прочту, не узнаю до конца; только краем глаза вижу, краем сердца чувствую, а если бы совсем, — что тогда?
 
Надпись на переплете: «Новый Завет», стер­лась так, что едва можно прочесть; золотой обрез потускнел; бумага пожелтела; кожа пе­реплета истлела, корешок отстал, листки рас­сыпаются и кое-где тоже истлели, по краям истерлись, по углам свернулись в трубочку. Надо бы отдать переплести за-ново, да жалко и, правду скажу, даже на несколько дней растаться с книжечкой страшно.
 
* * *
 
Так же, как я, человек, — читало ее человечество и, может быть, так же скажет, как я: «что положить со мною в гроб? — Ее. С чем я встану из гроба? — С нею. Что я делал на зе­мле? Ее читал». Это страшно много для чело­века и, может быть, для всего человечества, а для самой Книги — страшно мало.
«Что вы говорите Мне: Господи! Господи!
и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46).
Это значит: нельзя прочесть Евангелие, не делая того, что в нем сказано. А кто из нас делает? Вот почему это самая нечитаемая из книг, самая неизвестная.
 
* * *
 
Мир, как он есть, и эта Книга не могут быть вместе. Он или она: миру надо не быть тем, что он есть, или этой Книге исчезнуть из мира.
 
Мир проглотил ее, как здоровый глотает яд, или больной — лекарство, и борется с нею, чтобы принять ее в себя, или извергнуть на­всегда. Борется двенадцать веков, а последние три века — так, что и слепому видно: им вме­сте не быть; или этой Книге, или этому миру конец.
 
* * *
 
Слепо читают люди Евангелие, потому что привычно. В лучшем случае, думают: «Гали­лейская идиллия, второй неудавшийся рай, божественно-прекрасная мечта земли о небе; но если исполить ее, то все полетит к чорту». Страшно думать так. Нет, привычно.
 
Две тысячи лет люди спят на острие ножа, спрятав его под подушку — привычку. Но «Истиной назвал себя Господь, а не привыч­кой».
 
«Темная вода» в нашем глазу, когда мы чи­таем Евангелие, — не - удивление — привыч­ка. «Люди не удаляются от Евангелия на должную даль, не дают ему действовать на себя так, как будто читают его в первый раз; ищут новых ответов на ста­рые вопросы; оцеживают комара и проглаты­вают верблюда». В тысячный раз прочесть, как в первый, выкинуть из глаза «темную во­ду» привычки, вдруг увидеть и удивиться, — вот что надо, чтобы прочесть Евангелие, как следует.
 
* * *
 
«Очень удивлялись учению Его», это в самом начале Иисусовой проповеди, и то же, в самом конце: «весь народ удивлялся Его учению». (Мк. 1, 22; 11, 18).
 
«Христианство странно», говорит Пас­каль. «Странно», необычайно, удивительно. Первый шаг к нему — удивление, и чем даль­ше в него, тем удивительней.
 
«Первую ступень к высшему познанию (гнозису) полагает ев.Матфей в удивлении... как учит и Платон: «всякого познания начало есть удивление», — вспоминает Климент Александрийский.
 
* * *
 
Мытарь Закхей «искал видеть Иисуса, ка­кой Он из Себя; но не мог за народому потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу». (Лук. 19, 3—6).
 
Мы тоже малы ростом и влезаем на смо­ковницу-историю, чтобы видеть Иисуса, но не увидим пока не услышим: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). Только увидев Его у себя в доме, сегодня, мы увидим Его, и за две ты­сячи лет, в истории.
 
«Жизни Иисуса», вот чего мы ищем и не на­ходим в Евангелии, потому что цель его иная — жизнь не Его, а наша, наше спасе­ние, «ибо нет другого имени под небом, дан­ного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. Ап. 11—12).
 
«Это написано, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь» (Ио, 20, 31). Только найдя свою жизнь в Евангелии, мы в нем найдем и «жизнь Иисуса». Чтобы узнать, как Он жил, надо, чтобы Он жил в том, кто хочет это узнать. «Уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал., 2, 20).
 
Чтобы увидеть Его, надо услышать Его, как услышал Паскаль: «в смертной муке Моей, Я думал о тебе; капли крови Моей Я про­лил за тебя». И как услышал Павел: «Он возлюбил меня и предал Себя за меня» (Гал., 2, 20). Вот самое неизвестное в Нем, Неиз­вестном: личное отношение Иисуса Человека к человеку, личности, — прежде чем мое к Нему, Его ко мне; вот чудо чудес, то, чем отличается от всех человеческих книг-огней земных, эта небесная молния — Евангелие.
 
* * *
 
Чтобы прочесть в Евангелии «жизнь Иису­са» мало истории; надо увидеть и то, что над нею, и до нея, и после — начало мира и конец; надо решить, что над чем, — над Иису­сом история, или Он над нею; и кто кем су­дится: Он ею или она Им. В первом случае нельзя увидеть Его в истории; можно — толь­ко во втором. Прежде, чем в истории, надо увидеть Его в себе. «Вы во Мне, и Я в вас» (Ио., 15, 3).
 
Только подняв глаза от этого внутреннего зеркала-вечности, мы увидим Его и во времени — в истории.
 
2. Был ли Христос?
 
«Был-ли Иисус?» — на этот вопрос отве­тит не тот, для кого Он только был, а тот, для кого Он был, есть и будет.
 
Был ли Он, знают маленькие дети, но муд­рецы не знают. «Кто же Ты?» — «Долго ли Тебе держать нас в недоумении?» (Ио., 8, 25; 10, 24).
 
Кто Он — миф или история, тень или тело? Надо быть слепым, чтобы смешать тело с тенью; но и слепому стоит только протянуть руку, пощупать, чтобы узнать, что тело не тень. Был ли Христос, в голову никому не пришло бы спрашивать, если бы уже до во­проса не помрачало рассудка желание, что­бы Христа не было.
 
В 1932 году, Он такой же Неизвестный, такая же загадка— «пререкаемое знамение», как в 2-м (Лк. 2, 35). Чудо Его во всемирной истории — вечное людям бельмо на глазу: лучше им отвергнуть историю, чем принять ее с этим чудом.
 
Вору надо, чтобы не было света, миру — чтобы не было Христа.
 
«Читал, понял, осудил», говорит Юлиан От­ступник о Евангелии. Этого еще не говорит, но уже делает наша «христианская» Европа Отступница.
 
Косны люди во всем, а в религии особенно. Может быть, не только страшное человече­ское «тесто погибели», «без причины роженное множество», евангельские «плевелы», но и глохнущая среди них пшеница Господня, растет все еще, как полвека назад, под двумя знаками — двумя «Жизнями Иисуса», Ренановой и Штраусовой.
 
Можно сказать бы о книге Ренана, что го­ворит Ангел Апокалипсиса: «возьми и съешь ее; будет она горька во чреве твоем, но в устах твоих — сладка будет, кек мед» (Откр., 10, 9). К меду примешивать яд, прятать иголки в хлебные шарики, в этом искусстве, кажется, Реннау нет равного.
 
«Иисус никогда не будет превзойден; все века засвидетельствуют, что среди сынов че­ловеческих не было большего, чем Он». — «Покойся же в славе Твоей, благородный Начинатель, — дело Твое сделано, Божество утверждено... Не бойся, что воздвигнутое Тобою здание будет разрушено... Ты сделаешься таким краеугольным камнем челове­чества, что вырвать имя Твое из этого мира, значило бы поколебать его до основания». (Ренан, «Жизнь Иисуса». 1925, стр. 477. 440).
 
Это мед, а вот и яд, или иголка в хлебном шарике: «темным гигантом» Страстей стано­вится, мало-по-малу, светлый пророк Бла­женств. Начал уже на пути в Иерусалим, по­нимать, что вся Его жизнь — роковая ошибка, а на кресте понял окончательно и «пожалел, что страдает за низкий человеческий род». (Ренан, «Жизнь Иисуса», стр. 424). Хуже то­го: Лазарь, согласившись с Марфой и Мари­ей, лег, живой во гроб, чтобы чудом воскре­сения обмануть людей и «прославить» учи­теля. Знал ли Тот об этом? «Может быть», — любимое слово Ренана, — может быть и знал. Здесь тончайший намек, острие иголки ост­рейшее. Как бы то ни было, «великий Очаро­ватель», — тоже любимое слово Ренана, — «пал жертвой святого безумия»; Себя погу­бил, и мира не спас; Себя и мир обманул, как никто никогда не обманывал.
 
Что же значит: «среди сынов человеческих не было большого?» Значит: «се, человек», и руки умоет?, скажет: «краеугольный камень человечества», и вынет его потихоньку, так что никто не почувствует; ниц падет перед Истиной, а все-таки спросит, с камнем за па­зухой: «Что есть истина?»
 
Ренанова «Жизнь Иисуса» — Евангелие от Пилата.
 
* * *
 
«Жалкою смертью кончил презренную жизнь, — и вы хотите, чтоб мы верили в него, как в Бога!» Эти страшные слова приводит великий учитель церкви, Ориген, потому, вероятно, что знает, что они даже не кощун­ство для верующих, а просто глупость, хотя и неглупого и, в нашем смысле, «культур­ного» человека, Александрийского неоплато­ника, Цельза Врача. Глупость эта, казалось бы, не могла быть превзойдена. Но вот, могла: Цельз не сомневался, — мы усомни­лись, был ли Христос.
 
* * *
 
Глупость эту или небывалое в прошлых веках научное помешательство — мифоманию (Христос — «миф») — начал ХVIII век, продолжал ХIХ-й, и кончает ХХ-й.
 
Шарль Дюпьи (1742—1809), член Конвента, в книге своей, от III-го года Республики, «Начало всех культов, или Всемирная Рели­гия», доказывает, что Христос, двойник Мит­ры, бог Солнца, скоро будет для нас «темнее, чем были Геркулес, Озирис и Вакх», а Вольней, в почти одновременной книге, «Раз­валины, или размышления о революциях им­перий», доказывает, что евангельская жизнь Христа есть не что иное, как «миф о тече­нии солнца по Зодиаку».
 
В тридцатых годах прошлого века, Штраус все еще, по мнению кое-кого из про­тестантских богословов, «гениальный», — в «Жизни Иисуса» (1836), сам того не зная и, может быть, не желая, расчистил своей «еван­гельской мифологией» дальнейший путь «мифомании». Штраус посеял — Бруно Бауэр пожал. Критика XIX века подала руку анти­христианской мистике XVIII века. Бауэр уже твердо знает, что Иисуса, как исторической личности, не было; что евангельский образ Его — лишь «вольное поэтическое создание первого евангелиста; низшим, порабощенным слоям народа нужный мифический образ «царя демократии, Противокесаря». И — страшного начала смешной конец, горой рож­денная мышь — на место Иисуса становится призрачная, из Сенеки и Иосифа Флавия, составленная личность.
 
Можно было надеяться, что, благодаря на­учной критике Евангелия в конце XIX века и в начале XX, разрушившей до основания Штраусову «мифологию», Бауэр будет так же забыт, как Вольней и Дюпьи. Но на­дежда не оправдалась. Корень XVIII века дал новые ростки в ХХ-м.
 
Что такое «мифомания»? Мнимонаучная форма религиозной ко Христу и христианству ненависти, как бы судороги человеческих внутренностей, извергающих это лекарство и яд. «Мир ненавидит Меня, потому что Я сви­детельствую о нем, что дела его злы» (Ио., 7, 7). Вот почему, в самый канун злейшего дела мира — войны, мир Его возненавидел так, как еще никогда. И слишком понятно, что всюду, где только желали покончить с христианством, «научное открытие», что Хри­стос — миф, принято было с таким востор­гом, как будто этого только и ждали.
 
* * *
 
Сказанное глубоким знатоком перво-христианства, Йог.Вейсом о книгах Древса и Робертсона: «необузданная фантазия», «каррикатура на историю», можно бы сказать» и о всех новейших «мифологах».
 
Знание трудно и медленно, невежество быстро и легко; мир наполняет оно, по слову Карлейля, «всеоглушающим звуком надува­тельства», расходится по миру, как сальное пятно по газетной бумаге, и так же неизгла­димо.
 
Подвиг Геркулеса совершила научная кри­тика в Германии, за последние 25 лет, очи­щая эти Авгиевы конюшни религиозного и исторического невежества; но если так даль­ше пойдет, как сейчас, в послевоенном оди­чании, в «комсомоле», уже не только русском, но и всемирном, то скоро горы навоза на­громоздятся в конюшне, и, может быть, сам Геркулес задохнется от смрада.
 
* * *
 
Иисус — до-христианский, ханаано-эфраимский бог Солнца, Древе; Он же — Иисус Навин, или патриарх Иосиф, или Озирис, или Аттис, или Язон; Он же — индийский бог Агни, или вавилонский богатырь Гильгамешь, или, наконец, только «распятый призрак». (Робертсон.)
 
Вертится, как в бреду, калейдоскоп всех ми­фологий или просто глупостей, радужных, на черном поле невежества.
 
Всем, у кого есть исторический глаз, слух, вкус, обоняние, осязание, бесконечно-вероятнее, что такое единственное в мире явление, как Христос, было в действительности, чем то, что оно измышленно, сотворено людь­ми из ничего, и что неизвестные хитрецы-обманщики или обманутые дураки созна­ли нечто, столь же действительное, но неиз­меримо более нове, преобразившее ду­ховный мир человечества, чем система Коперника.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (29.10.2010)
Просмотров: 1171 | Теги: № 5 (22), Православный Христианин, 1944 г., журнал, май
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа