Четверг, 25.04.2024, 02:37
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Журнал "Православный Христианин" [29]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Издания Псковской миссии » Журнал "Православный Христианин"

№ 5 (22). Май 1944 г. 3-й год изд.
2. Тревога
 
В раскрытое окно густой синей прохладой входил осенний вечер. Горько пахло угасаю­щей травой. В колодец падали с висящего ведра гулкие капли воды. В тишине застыв­шего вечера звуки этих капель казались един­ственными на земле.
 
По случаю убийства страообрядческого на­четчика Аввакума собственным сыном Кузь­кой Жиганом, деревня была в оцепенении и в затаенном шопоте. Ни голосов, ни песен, ни собачьего даже лая. На подоконник упал алый кленовый лист.
 
Отец Сергий взял его и сказал:
— Грядет осень...
Повернул ко мне лицо свое. Лицо сельского батюшки. Тихое, обыкновенное, не запоми­нающееся. Таких лиц много как былинок в русских полях. Глаза только не простые, — не то надземные, не то безумные.
— Вот и не стало Аввакума — сказал он и зябко съежил плечи. Помолчал долгим думающим молчанием и неожиданно запел странническим распевом, опустив голову и скрестив бледные священнические руки.
Кому повем печаль мою,
Кого призову ко рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известен плач сердечный мой.
Кто бы мне дал источник слез,
Я плакал бы и день и ночь...
— Песня эта называется «Плач Иосифа Прекрасного», пояснил отец Сергий, — любимая песня покойного Аввакума. Сядет, бывало, вечером на ступеньку своей бревенчатой молельни, воззрится на небеса, сложит руки крест на крест и запоет... Стих долгий и трогательный! О том — он, как Иосифа продавали в рабство, и как он плакал, ведомый в землю Египетскую:
Увиждь мати Иосифа...
Восстани скоро из гроба.
Твое чадо любимое
Ведомо есть погаными.
Моя братия продаша им.
Иду ныне во работу с ним.
— Заслышат голос Аввакумов и ползком-ползком к нему, под кусты, в засень, чтобы послушать его... Хорошо пел старче — душевно и усладно, по старорусски! Хоть и не любил он, царство ему небесное, нас никониан, но я то любил его, и никогда не пререкался с им о вере. Он видом своим благочестным, поступью и речью тоску будил по ушедшей русской земле. Дремучей, исконной, сосной и родниками святыми шумящей!
 
— Таких стариков как Аввакум больше не встретишь!...
 
— А за что сын-то на него посягнул? — спросил я, затуманенного сумерками отца Сергия.
 
— Неведомо. Нощь бо есть в народе рус­ском!
Отец Сергий закрыл окно. К земле при­никала ночь. В деревне горел лишь один огонек:
— Это в Аввакумовой избе свет. Готовят его в дорогу. Да, не стало Аввакума. Отмерла еще ветвь на древе древляго благочестия. До вашего прихода полиция вела мимо моего окна связанного Кузьку. Увидал меня и крик­нул: «Оксти меня, батька». Я благословил его.
Отец Сергий поднялся с места и зажег лампаду. На иконе Спаситель с Евангелием. Глаза непреклонные и грозные, смотрящие на все стороны.
— Такие же глаза будут у Него, когда Он придет судить живых и мертвых, — почему-то подумал я. Моя дума передалась отцу Сергию и колыхнула что-то близкое для него и тревожное. Он взволнованно заходил по го­ренке. Встал около меня. Маленький и как бы пушистый от седой своей бороды.
Он спро­сил меня дрогнувшим голосом:
— Вы не верите в близкое наступление страшного суда?
Я ничего не ответил.
— А я верю, — сказал он потаенным шопотом, — так вот и кажется, что сейчас вострубят архангелы в свои трубы, и мертвые возстанут из гробов своих.
Я хотел сказать ему, что это нервы и по­следствия пережитого нами за эти ужасные годы — страшному суду подобные!
— Вы не думайте, — пылко вознесся его голос, — что эта тревога вызвана убийством, осенними шорохами, старостью моей или перенесенным нами за войну и революцию, — нет! Точно вам объяснить не могу. Скажу лишь, что я по ночам спать не могу. Встаю, зажигаю свечу и начинаю молиться ... Посмотрю в окно на спящую землю нашу и плачу, что она и деяния рук наших обречены на гибель!... Все превратится в первозданную тьму, над которой никогда больше не прогремит голос Творца — «да будет свет!...»
Отец Сергий посмотрел на икону. Долго не решался говорить.
— Сегодня выношу за литургией чашу Господню, — сказал он в тревоге, — и перед тем как произнести запричастную молитву: «Верую Господи и исповедую», меня вдруг опалила мысль: а не в последнюю ли годину мы приобщаем мир кровью Христовой?..
Уже ночь была, когда я вышел из горенки отца Сергия. Путь мой лежал через поле. На небе было много звезд, и земля, сжатая густой тишиной, казалась пустынной и бро­шенной.
 
Чувствовалось страшное сиротство свое среди угасающего русского поля. Чтобы рассеять это чувство и укрепить себя в мысли, что ты не один, я обернулся в сторону домика отца Сергия.
 
В окне заколебался огонек свечи. Он то возносился, то опускался... Это отец Сер­гий, охваченный тревогой, со свечой в руке, молился с коленопреклонением:
«Да мимо идет нас чаша сия»...
Всю дорогу шел со мной шопот отца Сергия:
— А не в последнюю ли годину мы приобщаем мир кровью Христовой?
 
В. Никифоров-Волгин.
 
 
 
В тисках земных забот и пестрой суеты,
Не зная никого, кому могла-б открыться —
Тебе, Господь, несу я все мои мечты!
Не оттолкни меня, позволь Тебе молиться!...
 
Господь мой, посмотри на капли этих слез,
В них все мои слова, что выразить не смею,
Они, как лепестки давно созревших роз,
Осыпались сейчас под тяжестью своею.
 
Я верю лишь Тебе! Ведь, Ты — Спаситель мой!
Без слов молюсь Тебе и образ Твой ласкаю...
Ты, слышишь, Господи, Ты видишь, дорогой,
Как тяжко мне, темно, как я изнемогаю.
 
Вот вся моя душа в потоке этих слез
Трепещет пред Тобой, как раненая птица,
Благодарю за то, что Ты меня вознес
На гребень волн земных, чтоб плакать и молиться!
                                   Тамара Шмелинг.
 
Я не забуду о войне и смерти,
Но петь я стану о любви и жизни,
О дорогой единственной отчизне,
В которую я не могу не верить.
Как внятен мне твой тяжкий бред, Россия,
Как мне знаком твоей обиды трепет,
Твоих грехов безумные стихии,
Твоих молив непостижимый лепет.
Ты не умрешь... Ты выпьешь эту муку,
Которой равной мир еще не видел,
И улыбаясь, вновь протянешь руку
Всем, кто тебя и знал и ненавидел.
                                   Тамара Шмелинг.
 
 
 
    На кончину Митрополита Сергия
Он в мир пришел со словом правды,
С кипучей силою в крови,
И жажда истины священной
Крестом сияла на груди.
 
Он в мир принес бесценный пламень сердца,
И сердце миру показал.
Но не прощает тьма сиянью света,
И мир его камнями забросал.
 
Они изранили пылающую душу,
И ранней сединой сребрилась голова.
О, искупят ли слезы всех страданий
Следы от язв тернового венца?
 
Зальет ли кровь грядущих испытаний
Ту кровь священную борца,
Что пролилась, как жертва искупления,
За свет и истину Великого Творца?
 
Пройдут года... и опаленные страданьем
Поймут бездушные сердца,
Кто послан был им Провидением,
Кого убила темная рука.
 
Борец убит... Но луч идеи светит,
И никогда идея не умрет.
И Вечный Судия один лишь все отметит
В последний день Великого Конца...
                                   А. К.
 
 
 
О разделении и единении
 
Одно из роковых последствий войны, и особенно этой настоящей войны, и особенно для нас русских, это — то, что мы процессом войны раздроблены и разъединены. Это раз­дробление не только чисто внешнее, выра­жающееся в том, что часть нашей родины на­ходится там, за фронтом, часть здесь в осво­божденных от советской власти областях, а какие-то составные ее части унесены нашими эмигрантами далеко на Запад. Это внешнее раздробление совпадает с внутренним, духов­ным. Советская власть разрушила и искази­ла до неузнаваемости облик нашей родины, и мы все, думающие о ее ближайшем будущем, естественно находимся в разномыслии, как же ее по новому воссоздавать? Да и вооб­ще разномыслие — исконная особенность ду­ши русского народа, по крайней мере, в последний период ее истории, исконная осо­бенность, быть может, происходящая от ши­роты «русской натуры», а также и от других причин.
 
И вот эти же внешние и внутренние причи­ны разделения очень остро сказались в жиз­ни церкви.
 
Еще до войны единая русская Православ­ная Церковь распалась на три ветви: так на­зываемую обновленческую, или, как ее называли, «красную», церковь Сергианскую, по имени умершего московского митрополита Сергия, и церковь Iосифлянскую, по имени митрополита петроградского Иосифа. За ру­бежом и до и во время войны возникали еще взаимно не признававшие друг друга церков­ные уклоны, возглавляемые митрополитом Евлогием, митрополитом Анастасией (карловацкая церковь), а также автокефальные церкви Белорусская, Латвийская, Эстонская, Украинская. Мы не будем входить в причи­ны всех этих разделений. Некоторые из них очень серьезны и возникли из весьма суще­ственных разногласий, другие-же не имеют в своей основе ничего принципиального, а в некоторых случаях даже опираются на моти­вы личного и национального самолюбия.
 
Поставим вопрос в общей форме, как от­нестись к этим разделениям и возможен-ли путь к воссозданию прежнего церковного единства? Вся история Христианства разви­валась в разномыслиях, принимавших то очень острые, то смягченные формы и даже приводивших к религиозным войнам. Да и странно было-бы, если-бы этих разномыслей не было. Основоположный документ Хри­стианства — Евангелие — так исключительно загадочно в некоторых своих местах, дает так много поводов к разным толкованиям, что различные способы понимания изречений Спасителя, да и даже различное понимание Его Личности в целом вполне возможны. И в этом не только не надо видеть какого-ни­будь недостатка, а, напротив, свидетельство необычайной глубины и сложности Христиан­ского учения. Вся жизнь Христа и все исто­рическое раскрытие Его учения создавалось не по готовым программам, а, как все ве­ликое, вдохновенно, с неожиданным обнару­жением новых сторон, давая новые ответы на новые вопросы. Около ствола вечных истин появлялись новые ветви и они меня­ли конфигурацию целого. Не даром Христос сравнивал свое учение с горчичным деревом, развивающимся из малого зерна в большое дерево. И это дерево до сих пор растет. И кто может сказат, что он постиг это целое Вселенского Христианства? Мы только на­щупываем правильные пути, руководствуясь вековечным Евангельским образом Спасителя в какой-то кратко-средний период Его жиз­ни, делаем опыты и догадки, руководствуясь велениями ума и совести.
 
И вот, — повторяем, — дело не в разно­мыслиях, а в том, чтобы они имели опору в доброй совести и не одностороннем уме. Тог­да может оказаться, что многое, кажущееся противоречивым, найдет свое место в орга­низме Вселенского Христианства, как ветви, растущие в разные стороны, находят свое место на едином стволе. Не разногласие мыслей и жизненных оценок, исходящих из общей религиозной основы, на самом деле создает пагубный разделения внутри церкви, а та нетерпимость, которая обычно сопро­вождает эти разногласия, и то упорство, с которым не хотят осзнать своих ошибок. А основа всякой нетерпимости и всякого упор­ства — самоуверенность и гордыня, находя­щие себе выражение в утверждении, что имен­но «мне» или «нам» удалось найти единствен­ное верное решение спорных вопросов. К со­жалению, приходится констатировать, что все острые моменты истории церкви имели в своей основе эту нетерпимость, желание во что бы то ни стало привести всю область ре­лигиозного мышления и жизненных оценок к «своему» единомыслию». На каждой ли­тургии раздается возглас: «да единомыслием исповемы». И как-бы в ответ на этот возглас, вслед за ним идет пение «символа веры», как-бы наглядно показывающее, что это едино­мыслие должно быть в том основном и важ­нейшем, что почти полностью выражено в 12 членах Символа веры. Но разве из-за это­го основного содержания идут непримири­мые распри в нашей Православной Церкви? Нет, из-за множества часто второетепеньгх спорных вопросов.
 
Мы были-бы плохо поняты, если-бы из всего вышесказанного был выведен такой итог, что в пределах церкви возможно такое состояние умов и церковной практики, которое характеризуется поговоркой: «Кто в лес, кто по дрова». Есть мысли, которые требуют определенных действий; в таких случаях разномыслие вело-бы к взаимно-противоречивым действиям. Церковь должна из себя представлять, вовсе не поющий в унисон хор, но все же дающий гармоническое сочетание разных тональностей. Но для того, чтобы эти тональности гармонически подобрались — вот, для этого смягчения и приведения к возможному сосуществованию в пределах одной церкви разноречивых мнений и нужна терпимость, готовность понять разные точки зрения на вопрос. Только на почве такой терпимости практический вопрос о пределах возможных иных мнений, может получить правильное и благоприятное для единства Церкви разрешение.
 
Итак, утверждаем мы, единство, или, во всяком случае единение различных ответвле­ний Церкви вполне возможно при надлежа­щей психологической настроенности. Обра­щаясь к конкретному вопросу, каким путем может произойти возсоединение тех взаимно отделившихся православных Церквей, кото­рые мы упоминали, нам кажется, что здесь все может быть приведено к соглашению, кроме того уклона, который выразился в, так называемой, «обновленческой» или «красной» Церкви. Церковь Христова не может быть в единении с советской властью, представляющей и по учению и по практике явную дьявольскую и безбожную силу, а в практике «красной» Церкви не только было такое еди­нение, но и предательства в сторону совет­ской власти. Но ведь обновленческая Церковь по существу почти умерла собственной смертью, не имея ни малейшего доверия сре­ди мирян. Другое дело, находящаяся за ру­бежом фронта Сергианская Церковь. Сейчас она находится в тисках и даже оковах совет­ского насилия и принуждения, и мы до конца войны не имеем возможности узнать ее внут­ренний голос и убеждения. Здесь правильная установка и оценка всех фактов может по­следовать только после войны на общем по­местном соборе. Что касается взаимоотри­цающих церковных уклонов, возникших по эту сторону фронта, то здесь, казалось бы, скорее всего могла возникнуть на общей пси­хологической почве терпимости и взаимного уважения, та или иная форма объединения или, по крайней мере, совместная работа в некоторых областях церковной жизни. По­чему бы в самом деле такая общая работа и единство практики не могла бы возникнуть в том, что теперь составляет самую насущную потребность всех церковных уклонов, т.е. подготовка кадров священников, могущих быть на высоте своих задач? Еще более это могло бы возникнуть в области вообще религиозной пропаганды и укрепления веры в раз­ных слоях общества. Разве апологитические проблемы и способы их разрешения не явля­ются общими для всех уклонов? Разве не могли бы быть основаны в этой области об­щие журналы, и издательства и общие аудитории? Достаточно только более доверчиво и терпимо перекликнуться представителям этих церковных уклонов, чтобы появилась некоторая общая база единения и согласован­ной практики. А эта общая база может по­служить тем узлом, который впоследствии более прочно стянет ранее оторванные ветви.
 
Проф. Зырянский.
 
 
 
ХРОНИКА
 
29-го апреля 1944 года, получив телефон­ное известие о кончине Его Высокопреосвя­щенства Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Литовского и Виленского, Па­триаршего Экзарха Латвии и Эстонии, под­твердившееся того же числа официальным телефонным сообщением Генерального Ко­миссара в Риге Его Преосвященству Преосвя­щенному Иоанну, Епископу Рижскому, Пре­освященный Иоанн, Епископ Рижский, протопресвитер Иоанн Янсон, протоиерей Лег­кий, священник Николай Веглайс, помощник начальника Экзаршей канцелярии священник Алексей Тихомиров и доктор Николай Ав­стриц, вскрыли привезенное священником Николаем Виеглайс завещание покой­ного Владыки Экзарха, которое гласит следующее:
«Рига, октября 1943. Сообразуясь с постановлением Архиерейского Совещания в Псково-Печерском Успенском Монастыре 29-го и 30-го августа 1943 г. об обеспечении преем­ства в управлении Экзархатом (пункт второй протокола сего завещания и приложение к оному), ПОСТАНОВЛЯЮ, что в случае моей смерти, а равно в случае утраты мною, вслед­ствие тяжкой болезни или иной причины, возможности управлять Экзархатом, управ­ление таковым поручается моему Заместите­лю, призываемому к исправлению сей долж­ности в порядке ниже перечисленных канди­датур и обязанному, как только откроется к тому невозбранная возможность, представить на усмотрение Патриархии доклад о делах и всей жизни Экзархата.
1-ый кандидат — Даниил, Епископ Ковенский, который при вступлении в должность Заместителя Экзарха приемлет сан Архи­епископа Ковенского и одновременно всту­пает в должность Временного Управляющего Литовской Епархией.
2-ой кандидат — Иоанн, Епископ Рижский, который при вступлении в должность Заместителя Экзарха приемлет сан Архиепископа Рижского.
3-ий кандидат — Павел, Архиепископ Нарвский.
Смиренный Сергий (подпись),
Митрополит Литовский и Виленский,
Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии.»
 
Согласно этому завещанию, 29-го апреля 1944 года, еп.Даниил, в сане Архиепископа Ковенского, вступил в должность Заместителя Экзарха.
Указом архиеп.Даниила от 29-го апреля с.г. преосвященному Иоанну, епископу Рижскому, поручено: управление хозяйственным отделом Экзархата и ряд дел на время отсутствия Высокопреосвященнейшего Архи­епископа Даниила из города Риги и впредь до дальнейших распоряжений.
18-го июня 1944 года в город Ригу прибыл Высокопреосвященный Пантелеймон, архиепископ Киевский и остановился в Рижском Св.-Троице-Сергиевском женском монастыре.
_________________________________________
 
Присылайте в наш журнал свои отклики, статьи и сообщения.
Адрес: Рига, ул. Кр.Барона, 126; тел. 96403.
 


Категория: Журнал "Православный Христианин" | Добавил: Феодоровна (29.10.2010)
Просмотров: 1394 | Теги: № 5 (22), Православный Христианин, 1944 г., журнал, май
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа