ПРАЗДНИЧНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ-ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ.
Со светлым всерадостным праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом приветствую Тебя, возлюбленная о Господе, паства моя!
Руководясь евангельской истиной, по которой поражение пастыря предопределяет разброд овец (Мф. 22, 31), подчиняясь предписаниям канонов (IV.всел. 5, 25 и др.), а также распоряжению св.патр. Тихона (1921 г.) и, наконец, повинуясь голосу своей совести, — изволением Божиим, более года тому назад, с согласия верховного командования победоносной германской армии, — Тебя, моя паства, — духовно беспризорную, физически измученную и морально искалеченную, — я принял под свое духовное водительство и окормление. В силу этого духовного единения, Твои скорби стали моими скорбями, Твои радости стали моими радостями. Круг времен привел нас к светлому празднику Рождества Христова. Во всех концах христианского мира разносится радостная ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение.» Но пока не суждено нам встречать этот светлый праздник в соответствующей радостной обстановке. Большая часть Отечества нашего находится все еще под знаменем богоборца-антихриста. В небесах, откуда некогда была воспета ангелами песнь о ниспослании человечеству мира, слышится рокот страшных стальных птиц, несущих смерть, разрушение и гибель. На просторах земли с ее морями и океанами, куда ниспослан небесный мир, царит страшная бойня; миллионы вооруженных людей, упиваясь от смертной чаши, борются на жизнь и смерть в последней ожесточенной схватке. Кажется, всюду, вместо ниспосланного мира и благоволения, царит вражда, голод, страдания... В такой атмосфере, слова рождественской песни о мире для многих кажутся каким-то диссонансом и они, может быть, предпочли бы эту песнь вовсе не слышать.
Но именно сейчас, как, может быть, никогда в другое время, эта песнь о мире с особенной настойчивостью должна провозглашаться и разноситься по миру, ибо в ней противовес войне, в ней залог грядущего прекращения всякой вражды на земле, в ней кроется суть торжества добра над злом, правды Божией над кривдой человеческой. Этой ангельской песнью действительно ниспослан людям мир, но мир не в огрубелом человеческом понимании, а «мир, который превыше всякого ума» (Филип. IV, 7), мир, который Господь называет Своим: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан XIV, 27). А этот мир есть мир внутренних глубин верующей души человеческой, непорочной совести, радость сердца о Духе Святом. И нет во всей селенной такой силы, которая могла бы разрушить этот мир, ибо он несокрушим и вечен так же, как несокрушима и вечна истина Господня и вера человеческая.
Чем темнее и гуще бывают тучи, застилающие светлый лик солнца, чем разрушительнее бывает ураган, проносящийся над трепетной землей, — тем радостнее вся живая тварь встречает оживляющий и согревающий светлый луч солнца.
И Ты, моя паства, четверть века была обложена темными густыми тучами скорби и печали. Дикий ураган свирепого безбожия не раз доводил Твою душу до страшного трепета и отчаяния, но из собственного горемычного опыта Ты прекрасно знаешь, что всякий раз светлый луч веры вносил в Твою душу именно этот божественный небесный мир, смирял Тебя, оживлял, согревал и укреплял. И поэтому рождественская песнь о мире на земле Тебе особенно должна быть приятна, понятна и Твоему сердцу любезна. Идеал, сокрытый в самом смысле этой песни сохранил в Тебе образ и подобие Божие, в силу чего Ты ясно различаешь добро от зла и со смирением ожидаешь вместе с нами того момента, когда воссияет светлый луч Солнца Правды над всем Отечеством нашим. Восхвалим же едиными устами с ангелами, рожденного Спасителя и будем взывать к Начальнику мира — Господу о ниспослании в наступающем году мира и благоволения Отечеству нашему и всему миру, говоря: Сотвори, Господи, новое лето благоприятно люто страждущей Земле Российской, всему миру и верным чадам Твоим!
Благодать и мир в вас да умножатся!
Патриарший Экзарх, СЕРГИЙ,
Митрополит Литовский.
ИИСУС ХРИСТОС — ВОИСТИНУ СЫН БОЖИЙ
Не может быть в людях правой и спасительной веры без исповедания Иисуса Христа Сыном Божиим. Только Он есть дверь, ведущая ко спасению (Иоан., 10, 9); никто не может придти к Богу Отцу иначе, как только через Него (Иоан., 14, 6), только верующий в Него имеет жизнь вечную (Иоан., 6, 46), а неверующий не увидит жизни, но гнев Божий пребудет на нем (Иоан., 3, 36). Нет для человека другого средства к спасению, кроме веры во Христа, нет другого пути, как путь послушания и труда по исполнению заповедей Христовых. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Христианство есть единственная истинная вера на земле.
Основателем христианства был не кто либо из людей, а сам Бог, благоволивший послать в мир Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Истину своего божественного достоинства засвидетельствовал Сам Иисус Христос, уча о Себе, как о Сыне Божием, Совечном и Единосущном Богу Отцу (Иоан.. 8, 58; 17, 5; 10, 30), явившемся в мир по Его воле (6, 38—39) и для проповеди Его учения (7, 17).
Справедливость этого Христос доказал своею земною жизнью.
Жизнь Его была образцом совершеннейшей святости, воплощением всех добродетелей; непрерывного горячего благочестия, безграничной любви к людям, совершенной чистоты и невинности, полного самоотвержения и презрения благ земных, глубочайшего смирения и кротости, беспримерного великодушия и терпения. На Его вопрос, «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8, 46), даже самые ожесточенные враги Его отвечали полным молчанием. Хорошо знавший жизнь своего учителя Иуда должен был сознаться: «Согрешил я, продав кровь невинную» (Мф. 67, 4). Нравственный характер Иисуса Христа совершенно несравним: Он имел многочисленных подражателей, но ни одного соперника, ни в одном из совершенств.
Жизнь Иисуса Христа была исполнена многочисленными чудесами. Чудеса Его не были вымышленными или баснословными, а были действительными фактами, удостоверяемыми непосредственными свидетелями: апостолами (Священ. писание), иудеями (талмуд) и язычниками (писатели первых веков).
Жизнь Иисуса Христа была ознаменована многими произнесенными им пророчествами. Знание будущего принадлежит только Богу и пророчество есть проявление одного из свойств Божиих — всеведения. Одни из пророчеств Иисуса Христа уже сбылись, другие исполняются ныне, третьи, несомненно, исполнятся в свое время.
Все ветхозаветные пророчества о Мессии буквально исполнились на Христе. Сам Иисус Христос и апостолы ссылаясь на эти пророчества, как на доказательство Его божественного достоинства. Сам Бог Отец неоднократно свидетельствовал с неба о своем Единородном Сыне.
На божественном достоинстве Иисуса Христа, как основателе христианства твердо и незыблемо утверждается высокое значение христианства, как религии единой истинной и совершенной. Учение христианской веры, как происходящее от Бога, чисто, как свет, возвышенно, как небо и истинно, как Бог. Оно предназначено для всего мира, привлекая к себе сочувствие всех людей, без различия их племен и народностей. Как данное для всякого века и времени, оно полно и богато своим содержанием: ум человеческий всегда в нем может находить удовлетворительные ответы на все вопросы, сомнения и открытия. При всей своей глубине и возвышенности, учение Христово обладает удивительным свойством простоты и общепонятности. Это произведение не головоломной и туманной мудрости человека, доступное только избранным, а живое и увлекательное слово, для всех понятное и вразумительное.
Благодаря всем указанным свойствам, христианское учение быстро и широко распространилось во всем мире. «Иисус из Назарета, без денег и оружия, завоевал миллионы; завоевал более, чем Александр, Цезарь, Магомет и Наполеон; без научного познания и учености Он распространил свет на человеческие и божественные дела, более чем все философы и ученые, взятые вместе; без школьного красноречия Он произносил такие слова жизни, какие никогда, ни прежде, ни позже, не были высказаны и произвели такое действие, которое далеко превышает какого бы то ни было оратора или поэта; не написавши ни одной строки, Он привел в движение перья и дал темы для проповедей, речей, сочинений, ученых книг, произведений искусств и сладких песен хвалы, — сделал больше, чем все множество произведений великих людей древних и новых времен. Рожденный в яслях и, как преступник Распятый на кресте, Он двигает теперь судьбами цивилизованного мира и господствует над духовным царством, которое обнимает третью часть обывателей земного шара» (Шафф).
Влияние христианства на древний языческий мир было повсеместное, глубокое и сильное, отразившееся самыми благодетельными последствиями на всех сторонах человеческой жизни. «Не обязаны ли пришествию Господа — религиозная жизнь небывалым развитием, Мiрская мудрость высшим полетом, искусство новым вдохновением, семейство — лучшим устройством, государство, в некотором отношении, счастливым состоянием в сравнении с прежним?» (Шикопп).
По словам одного философа: «Философы не имели влияния на жизнь своей улицы, а Христос покорил весь мир» ... и христианство стало религией, необходимой для всех людей и ничем незаменимой. «Вечный и последний закон дал нам Христос, и завет верный, после коего ни закона, ни повелений, ни заповеди не будет» (Иустин Философ). Как бы со временем ни ушло человечество вперед, как бы ни развивалось во всех отношениях, христианская вера всегда будет светить для него достаточно ярким и сильным светом и служить надежным и благодетельным руководством в его жизни.
Гениальные писатели и поэты не могли создать ничего лучшего и высшего даже в своих мечтах. Никогда невозможно в действительности появление лица совершеннейшего, чем Христос, равного или похожего на Него. В жизни человечества христианство произвело величайший переворот, подобного которому не знает и не может представить история. Даже народы, не признающие Христа и евангелия, находятся под влиянием христианства.
Свобода, равенство и братство, прежде всего, были провозглашены Иисусом Христом в лучшем и благороднейшем значений сих слов. Свобода мысли и совести, чистота нравов, признание прав женщины, уничтожение рабства, пыток, смертной казни и т. д., справедливость, гуманность, миролюбие и мн. другое, чего не знал древний мир, все это ведет свое начало от Христа и мало-по-малу проникает в жизнь человечества, возвышает и облагораживает личность, побеждает животные инстинкты, дикие страсти, разгоняет тьму невежества, суеверия, эгоизма, узкого национализма.
И не только истинные христиане признают Христа Святейшим, Всесовершенным, Самоотверженным Богом, но и многие из тех, кои отрицают божественность Христа. Сравнивая Иисуса Христа с величайшими мудрецами мира и видя несравненное превосходство Его над всякими гениями, в удивлении от личности Христа они восклицают: «Имя Бог, которым Его называют, не исчерпывает вполне духа, жизни и дел Его» (Ренан).
Воистину Иисус Христос есть Сын Бога Живого (Мф. 16). «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (1 Иоан. 4, 14—15). Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Иоан. 2, 22). «Ибо многие обольстители вошли в Мiр, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Иоан. 1, 7).
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа (да, будет отлучен до пришествия Господа)» (I Кор. 16, 22).
ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ!
Много веков тому назад совершилось величайшее событие мировой истории: Бог явился на землю, «Слово — плоть бысть» (Иоан., 1, 14); Безначальный приял начало; Невидимый, соделавшись человеком, «видим бысть плотию»: бездетно рождаемый от Отца, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование римского кесаря Августа и иудейского царя Ирода. Таким образом исполнились предсказания древних пророков, и Тот, кого с верою и радостью ждали веками люди, пришел — «свет к просвещению язычников и слава Израиля» (Лук., 11, 32). Но, увы! пришел не в таком виде, в каком рисовали Его приход национальная гордость и пылкое воображение иудеев; пришел не как завоеватель, царь и освободитель своего народа от иноземного ига, а как убогий незаметный Младенец, до того убогий, что Ему не нашлось даже места в человеческих жилищах на земле, и скотские ясли были первой постелью, куда положили Спасителя мира...
Вот обстоятельство, которое до сих пор служит соблазном для иудеев, все еще ожидающих своего мессию (теперь уже, конечно, антихриста), и язычников, кичащихся своею ученостью, своими знаниями и в гордости своей не желающих признать великого чуда истории — явления в мир Богочеловека.
Но отчего же во время рождения Христа так встревожился Ирод? Зачем волхвам персидским надо было предпринимать такое далекое путешествие? Почему простые сердцем пастухи вифлеемские пришли в пещеру поклониться Младенцу?
Или эти необычайные явления в природе: звезда, указующая путь волхвам, необыкновенный свет, осиявший пастухов, явление ангелов, их слова, пение, — неужели все это было галлюцинацией зрения и слуха стольких людей, выдумкой, обманом?
Нет, это были события, истинно, всенародно совершившиеся, засвидетельствованные историей, запечатленные верою.
Но мир проглядел великое событие — явление Богомладенца Христа, не принял Его, родившегося в убогом вертепе, ибо не был в состоянии отрешиться от своих взглядов и предрассудков, не мог отвергнуть себя и принять Христа, хотя и долгое время ждал с нетерпением Его пришествия. «Пришел к своим и свои его не приняли» (Иоан., 1, 11). Это непринятие Христа и ныне служит отличительным признаком, сынов века сего от истинных чад царства Божия, которые, подобно вифлеемским пастырям, в простоте души прияли Христа в сердце свое и для которых нынешний день есть день величайшего торжества и радости духовной.
«Христос рождается, славите!»
Однажды родившись на земле от Пресв. Девы, Он рождается в душах верующих в Него каждый раз, как душа человека ощутит Его божественное присутствие.
Уготовим же души наши подобно яслям вифлеемским и с радостью приимем к себе Христа.
Тот принял в свой душевные ясли Христа, кто очистил сердце свое от всякой злобы и греховных мыслей. Тот принял Христа,, кто решил не привязываться душой к земным временным благам мира сего, а все мысли свои устремил к небу и работает для царствия Божия. Тот, наконец, принял Христа, кто, очистив душу свою от греховной скверны в таинстве покаяния, достойно соединился с Ним в таинстве Тела и Крови Христовых.
Счастлив тот человек, кто принял в свои душевные ясли Христа: он обрел тот мир, о котором воспевали ангелы Божии в ночь Рождества Христова. Счастлива та семья, которая объединена любовию Христовой и над которой почивает Его благословение. Она сохраняет мир семейный во имя Господа Иисуса и ради сохранения этого мира каждый член такой семьи готов поступиться своими личными интересами, готов принести свою жертву.
Счастливо то общество, то государство, в котором имя Христово прославляется, а не хулится, в котором принципы христианства положены в основу права, внешней и внутренней политики. Чем больше будет на земле отдельных людей, отдельных семей, отдельных обществ, проникнутых идеалами христианства и проводящих эти идеалы в жизнь, тем скорее наступит тот мир внешний и внутренний и благоволение о человецех, о котором торжественно воспевает церковь в день Рождества Христова, тем скорее наступит царствие Божие на земле, о котором мы ежедневно просим Господа: да приидет царствие Твое!
Да будет же для всех нас этот день днем светлой радости.
Пусть каждый забудет свое горе, свои житейские неудачи, свои страдания. Раскроем наши сердца и с любовию приимем Христа, нас ради родившегося в вертепе.
«Христос рождается, — славите! Христос с небес, — срящите (встречайте)! Христос на земли, — возноситеся!»
Прот. Гр. Дрибинцев.
|