ВЕРНУТЬ СВЯТЫНЮ ДОМОЙ
Не так давно, во дни Светлой пасхальной седиицы, наш архипастырь — митрополит Владимир посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, где много размышлял о скорейшем возвращении на родную землю великой святыни — Тихвинской иконы Божией Матери, находящейся сейчас в Америке. Владыка также встречался в начале июня с епископом Чикагским Иовом, представляющим Православную Церковь в Америке, и говорил с ним на эту тему. «Нам поставили условия, — сказал владыка, — когда возродится монастырь, и будут обеспечены условия хранения иконы, нам ее передадут. Святыня настолько велика, настолько драгоценна, что ей необходимо приготовить достойное место. Теперь это наша общая цель».
В преддверии праздника Тихвинской иконы Божией Матери мы публикуем беседу с одним из старейших священников Санкт-Петербургской епархии и ее духовником архимандритом Кириллом (Начисом), который сподобился молиться перед Тихвинской иконой еще до того, как эта святыня попала на чужбину.
Быть ли Тихвинской иконе вновь на родной земле? Этому должны послужить не только возрождение монашеской жизни в Тихвинском Успенском мужском монастыре, но и наши молитвы.
— Отец Кирилл, вы единственный священнослужитель нашей епархии, который сподобился видеть образ Тихвинской иконы Божией Матери и даже молиться перед ним. Расскажите, пожалуйста, как это было.
— О Тихвинской иконе Божией Матери я узнал подробно, когда попал в Псковскую миссию в 1942 году. Икона была захвачена немцами при взятии Тихвина, и, поскольку она имела большую ценность, немцы увезли ее с собой. Конечно, их интересовал преимущественно внешний аспект: большая икона, в позолоченной ризе... И вот летом оккупационные власти передали ее Православной Церкви — видимо, сделали определенный политический шаг для Псковской миссии. И эта икона была помещена в Троицком соборе города Пскова. Информация об этом была в местной оккупационной газете на русском языке, были фотографии начальника миссии о.Кирилла Зайца. Ну а вскоре перед этой иконой ужи совершались молебны, поскольку она стала главной святыней города. И так эта икона во время оккупации находилась в псковском соборе.
- То есть из Тихвина она попала сразу во Псков?
- Да, и там оставалась все время, до конца оккупации. Когда же погнали немцев, зимой, в начале 1944 года, то эту икону перевезли в Ригу. В это время была уже эвакуация церковных ценностей; в частности, я знаю, что из Пушкина была отправлена церковная утварь, и рассказывали, что еще две другие иконы поместили вместе с Тихвинской иконой Божией Матери в кафедральном соборе города Риги. Это икона Божией Матери «Знамение» и Казанская икона Божией Матери. Сейчас они находятся в храме Духовной академии. Итак, в Риге они были поставлены в соборе с правой стороны, перед иконостасом, перед решеткой на солею, перед этими иконам стали собираться богомольцы. Я также был в их числе.
- Еще не будучи священником?
- Да. Это ведь было весной 1944 года.
- Тогда вам было 24 года, вы были молоды...
- Да. Поскольку я был эвакуирован из Пскова и назначен псаломщиком в город Либаву. по-латышски — Лиепая, в Троицкий собор, то получил возможность заезжать в Ригу. Вскоре распространились известия, что Рига уже отрезана, и путь из Риги был по воде (мне пришлось плыть морским путем). В то время я уже был псаломщиком в Либаве. И вот в конце лета, когда уже немцев начали гнать, в Либаву приезжает епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а икону помещают в Троицком соборе, где и совершались службы. Вместе с ним приехали приемный сын Сергей и мать владыки. Я их знал давно, потому что владыка вместе с моим братом учился в семинарии, еще будучи священником, а во время войны он был поставлен во епископы митрополитом Сергием (Воскресенским). Примечательно: икону доставил не архиерей, а немецкий «представитель» Гегингер, курировавший церковные дела.
- Как известно, икону затем повезли в Германию. Но ведь епископ Иоанн пытался воспрепятствовать этому...
- Точнее, он хотел спрятать икону и никуда не ехать, поскольку Курляндия уже была окружена нашими войсками, война заканчивалась. Вскоре я получил сведения, что икона находится за границей, причем без позолоченной ризы.
- Итак, Знаменская и Казанская иконы остались в Риге, а Тихвинскую увезли в Лиепаю. Там вы ее тоже еще видели?
— Да. Еще помню такие подробности: иконы Знамения и Казанскую везли супруга и дочери протоиерея Владимира Шамонина. Везли они их из Пушкина в Ригу. Тихвинскую же везли на машине через Псков, Ригу и морем в Лиепаю. Из Лиепаи ее дальнейший путь был в Германию, и уже потом икона попала в Америку.
- Я слышал от ныне покойного протодиакона Андрея Чижова, что, когда он был в Чикаго в гостях у нынешнего хранителя иконы, он видел эту святыню у него дома, но уже без риз. Говорилось о завещании владыки Иоанна, который обязался вернуть икону в родную Тихвинскую обитель, когда в России будет более благоприятная духовная ситуация. Какова может быть судьба иконы теперь? Что нам делать, чтобы она заняла достойное место в монастыре?
- Я думаю, что к хранителю иконы — священнику Сергию Гарклавсу должен поехать настоятель монастыря. Ведь Тихвинская икона повсеместно почитаема. Я служил под Тихвином, и там считалось, что в каждом доме такая икона должна быть.
- Отец Кирилл, что бы вы могли пожелать настоятелю Тихвинского Успенского монастыря игумену Евфимию (Шашорину) для будущего возвращения в Тихвин нашей отечественной святыни?
- Это пожелание мое личное, поскольку по ходу событий напрашивается именно такой путь: необходимо, чтобы монастырь возрождался и укреплялся, чтобы иноки непрестанно молились... Тогда можно будет смело обратиться к человеку, которому, по завещанию, велено передать эту икону. И только таким путем икона возвратится в свой монастырь.
Беседовал Иван СУДОСА
|