А.А.Корнилов
ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ
О Православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941 – 1944 гг.)
Монография
(краткий конспект)
(продолжение)
В Пскове городское управление уже начинало обсуждать вопрос об эвакуации, ввиду приближения наступающих советских войск, а Управление Православной Миссии серьезно подготовилось к Рождеству. Состоялись всенощное богослужение и литургия, для городской молодежи устроен вечер с елкой, а через псковский радиоузел транслировался духовный концерт. Миссия не забыла и о русских беженцах, поселившихся временно в Риге, — там была устроена елка с участием священников [20]. В газете «За Родину», распространявшейся не только на Псковщине, но и в Риге и временных пристанищах беженцев, был опубликован к Рождеству рассказ «Встреча праздника». Бесхитростный, простой и искренний рассказ передавал некую устойчивость, стабильность православного уклада и быта обыкновенной русской семьи:
«Вечер. Над деревней сгущаются сумерки. В избе Хохловых сегодня все выглядит по-праздничному. Чистые тюлевые занавески, новая скатерть и мягкие домотканые половики. В переднем углу теплятся разноцветные лампады, и огоньки их отражаются в позолоченных окладах икон, украшенных белоснежными полотенцами.
Вся семья разместилась по лавкам. Мальчик лет тринадцати читает вслух рождественский рассказ. Остальные с вниманием слушают. Тихо и уютно в избе. Пахнет можжевельником и смолой. У окна сидит пожилой крестьянин. Время от времени он поглядывает на звездное небо.
Кажись, пора накрывать. Звезда взошла! — говорит он, обращаясь к жене.
Хозяйка, не спеша, подходит к русской печке и снимает заслонку. Ароматный запах жирных деревенских щей наполняет воздух. Потом все становятся лицом к образам, и дети запевают тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш»»21.
Псковщина славила Христа и на буднях, на «обычных» праздниках, которые, как и Господские, отмечались с большим воодушевлением. На страницах «За Родину» историк обнаружит немало репортажей о православных праздниках, которые особенно почитались в той или иной местности.
С незапамятных времен в Гдове особо отмечали день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Обычно богомольцы собирались в деревне Каменный Конец, расположенной в 16 км от Гдова, и оттуда с крестным ходом шли в город. Впереди хода несли икону просветителей славянства. В Гдове участникам крестного хода раздавались пироги с рисом и открытки русского национального содержания. 25 лет (1918 -1943 гг.) гдовичи были лишены возможности отмечать этот праздник, но 11 (24) июня 1943 г. они вновь отметили его по всем правилам и заветам отцов. Массы богомольцев собрались одновременно в трех волостях и в назначенное время отправились к городу, неся хоругви и иконы. Навстречу крестному ходу из города вышло около 500 школьников; они выстроились ровными рядами по обеим сторонам дороги. К ним приблизился крестный ход, растянувшийся более чем на километр. Объединившись, богомольцы подошли к церкви св.Афанасия, церковную площадь заполнило несколько тысяч человек. Протоиерей о.Владимир и протодиакон о.Феодор22 отслужили молебен святым Кириллу и Мефодию23.
Святой пророк Илия особо почитался хлеборобами поселка Торошино, расположенного в 25 верстах от Пскова. На Ильин день 1943 г. в поселок приехал начальник Псковской Миссии, митрофорный протоирей о.Кирилл Зайц — выдающийся миссионер, организатор и проповедник24. Начальник Миссии часто разъезжал по самым глухим уголкам Псковской, Новгородской и Ленинградской оккупированных областей и совершал богослужения в церквушках и часовенках тех деревень, где не было еще священников, ведь пастырей катастрофически не хватало. На утлой телеге неутомимый старик-священник, если его звали крестьяне, направлялся в поселки, зачастую расположенные от ближайшей железнодорожной станции на 70-80 км. Не страшась партизан и военной опасности, о.Кирилл совершал свой миссионерский подвиг. «К вечеру показались избы поселка» Торошино, рассказывал сопровождавший начальника Миссии корреспондент газеты «За Родину» В.Волхвов. «Не успели мы въехать в деревню, как навстречу отцу Кириллу уже вышли крестьяне и крестьянки. И следом за нами к часовенке потянулась толпа верующих. Праздничное богослужение началось рано утром. Часовенка не вмещала всех молящихся. И народ толпился в садике, окружающем ее»25.
Череда подобных событий, словно лента хроники, проходит, украшает страницы «За Родину». В ноябре 1943 г. в с.Симанское состоялось освящение храма во имя Спаса Нерукотворного (бывшего Симанского монастыря). Крестный ход двинулся из Троицкого собора г.Остров в Симанское, где было совершено малое освящение и первая литургия. Освящали о.Николай Миронович со священником о.Георгием Тайловым (ныне здравствующим) и о.Иоанном Гавриловым, специально приехавшим из района на освящение26. 21 ноября 1943 г. в Пскове состоялся грандиозный крестный ход с мощами св.князя Всеволода-Гавриила, участники хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви и кресты27. Великим Постом 1943 г. миссионер о.Николай Миронович совершил богослужение в селе Елины, на которое собралось более тысячи человек. Незабываемое впечатление на молившихся оказала исповедь школьников, пришедших первый раз в церковь. Дети стояли парами во главе со своим учителем Н.Алексеевым28. В день 106-й годовщины гибели Александра Сергеевича Пушкина у могилы поэта была совершена торжественная панихида, собравшая многочисленных молящихся. Панихиду совершили о.Георгий (Тайлов) и о.Иосиф. На панихиде присутствовали также представители местной военной комендатуры, хозяйственного управления, собрались жители села Михайловское и Пушкинских Гор29. 22 августа 1943 г. исполнилось 2 года со дня вступления в п.Оредеж немецких войск. В этот день население Оредежа и его окрестностей с раннего утра направились в поселковый храм, где духовенством был отслужен благодарственный молебен, закончившийся возглашением многолетия фюреру А.Гитлеру и «освободительной германской армии, несущей победу над общим врагом человечества - большевизмом»30. В Дмитриевскую субботу 1943 г. храм в г.Опочка был переполнен. Служивший о.Владимир обратился в конце литургии с призывом «оказать помощь пострадавшим в борьбе против иудо-большевизма». Был устроен кружечный сбор помощи беженцам, который дал около 2 тыс.рублей. Деньги были переданы священником в распоряжение общества «Самопомощь»31.
Перечисленные выше и многие другие события составляют своеобразную летопись православной жизни на Псковщине. Это повествование, хотя и по-немецки цензурированное, о православных буднях. Однако «летопись» была бы неполной без рассмотрения иных, также ярких примеров возрождения Православия. Русские люди жили с Богом не только в храме. Они писали иконы, занимались украшением своих приходских церквей, восстанавливали драгоценные нотные рукописи церковных песнопений, устраивали церковные концерты, чтения и доклады, заботились о переселенцах с востока и военнопленных. Духовенство собиралось на съезды, объединяясь вокруг Экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). Люди стремились к целостной духовной жизни, используя короткий оккупационный период времени.
Мы хотели бы рассмотреть прежде всего некоторые аспекты деятельности православных архипастырей и пастырей. Важным для такой деятельность событием явился пастырский съезд, состоявшийся 19-20 ноября 1942 г. в г.Дно. Священнослужители 11 регионов бывших Псковской и Новгородской губерний собрались, чтобы впервые после 25 лет Советской власти свободно обсудить вопросы духовной жизни:
«О задачах духовенства в деле возрождения церковно-приходской жизни и принципах воспитания народных масс».
«О церковно-приходской практике» и ряд других сообщений.
Газета «За Родину» не сообщает, кто делал доклады и выступал в прениях, но указывает на состав делегатов съезда. В г.Дно приехали 23 священника, 5 диаконов, 5 псаломщиков и 9 представителей приходов, где не было священников. В совет благочинных округа оказались избраны: протоирей С.Василевский (Старая Русса), прот.В.Бирюля (Сольцы), прот.Н.Стефанович (Дедовичи), прот.Е.Троицкий (Пажеревицы), прот.П.Студентов (Порхов), священник М.Никитин (Волот), священник У.Лилиев (Шимск), диакон П.Петров (Никандрова пустынь), диакон Н.Тарушенков (Опочка), два псаломщика, три мирянина32. Достаточно представительный форум, предполагаем, серьезно обсудил первый после прихода новой власти опыт богослужений, вопросы катехизации и миссионерской работы среди населения, церковного управления.
Следуя евангельской заповеди отдать кесарю кесарево, а Богу Богово, съезд пастырей принял следующее воззвание, которое отражает, с одной стороны, глубокую веру духовенства в Истину Начальника Жизни, а, с другой, отражает необычность режима оккупации, в условиях которого следовало быть пастырем добрым:
«Только германская армия, освободив русский народ, дала возможность совершенно свободно строить свою духовную и церковно-приходскую жизнь. Только немецкие освободители с первых дней войны дали русскому народу полную свободу религии, оказав нам материальную помощь в восстановлении ограбленных и разрушенных храмов Божьих.
Всем известны провокаторские методы большевиков в их борьбе с верою и церковью, а поэтому мы не сомневаемся, что распространеннон московским и лондонским радиоцентром заявление, якобы подписанное Московским митрополитом Сергием, о том, что немцы разрушают церкви, запрещают молиться, мучают верующих, издеваются над священниками, - есть одна из очередных их наглых провокаций33. Мы глубоко верим, что такое заявление ими сделано без ведома митрополита или вырвано у него силой. Мы возмущаемся этой провокацией. Заявления большевиков рассчитаны не на нас, они предназначены для русских людей, еще томящихся в большевистской неволе, а также для обмана англичан и американцев.
Мы же, священники бывших советских районов, категорически протестуем против очередной большевистской лжи и со своей стороны заявляем, что духовенство и народ православный питают глубокую благодарность к немецкому народу и его армии [не к Гитлеру, не к национал-социалистической партии — А.К.], освободивших нас от порабощений духовенства.
Напрасно большевики прячутся за спину Московского митрополита Сергия; их дьявольские деяния скрыть невозможно.
Представитель Православной Миссии Протоирей Н. Шенрок34
Благочинный Порховско – Дновского церковного округа священник В.Рушанов»35
Принятое съездом воззвание, безусловно, имело ярко выраженную политическую окраску. Однако оно и не могло быть каким-то другим. Собравшиеся пастыри выразили свою искреннюю благодарность немецкой армии, не упомянув при этом А.Гитлера и систему НСДАП, за то, что наступило время свободного отправления богослужений, за то, что духовенство получило право беспрепятственно выполнять апостольский долг — вести души ко Христу. Обвинение в адрес ВКП(б) в связи с заявлением Московского митрополита Сергия также поддается объяснению — затравленное бесконечными преследованиями духовенство не ожидало правдивой информации с советской линии фронта. К тому же участники съезда не располагали подтвержденными данными о том, что действительно написал Митрополит-Местоблюститель, а «питались» документами пропаганды Й.Геббельса и различными слухами. Неприятие советского режима было столь велико, что неудивительными кажутся слова об освободительной миссии вермахта - новая власть была также не народной, однако она пока давала возможность православного возрождения.
В этом смысле уместно, на наш взгляд, обратиться к другому документу — воззванию центрального совета старообрядческого духовенства в Литве 1943 г. Позиция староверов оказалась еще более радикальной. Центральный совет духовенства обратился с воззванием ко всем русским старообрядцам, проживавшим в Литве, с призывом вступить в ряды германских вооруженных сил и с оружием в руках бороться против большевиков. Содержавшее ряд антисемитских терминов, Воззвание, в частности, отмечало:
«Каждый из нас должен понять, что германские вооруженные силы освободили нас от ига жидо-коммунизма, и поэтому нашей священной обязанностью является оказать помощь германским вооруженным силам в борьбе с большевизмом. Каждый, вступивший в ряды германских войск, одновременно исполняет и свой долг христианина. Мы все помним, как жидо-коммунисты закрывали христианские церкви и устраивали в них антирелигиозные клубы, кино и другие организации с единственной целью осквернить наши святыни и наши христианские обряды и насадить атеизм. Старообрядец, вспомни, что твои предки приносили самые большие жертвы, чтобы сохранить религию. Теперь и для нас настало время освободить наших братьев русских от ига жидо-коммунизма»36.
Сотрудничество с врагом внешним, тем более участие в его вооруженных силах, рассматривалось в СССР как измена Родине. Однако Советский Союз для старообрядцев никогда не был естественным наименованием страны. Россия для них осталась в сердце и в благочестивых поступках окружающих. За Россию христианскую призывали сражаться пастыри-старообрядцы Литвы, сражаться даже в рядах вермахта Германии, руководство которой вынашивало грандиозные планы порабощения России.
Отвержение, неприятие коммунистической идеи и социалистического режима руководили и Экзархом, митрополитом Сергием (Воскресенским), который использовал даже церковную проповедь для произнесения своей политической позиции. Так, 14 марта 1943 г. в воскресной проповеди митрополит Сергий заявил:
«Борьба, предпринятая Германией против большевизма, вошла в решительную стадию. Ничего не может быть страшнее господства коммунизма. Если он победит, население многих стран будет обречено нечеловеческим страданиям [такой стиль в оригинале текста. — А.К.] и даже уничтожению. Чтобы предотвратить эту грозную опасность, необходимо крайнее напряжение и полное объединение всех имеющихся сил. Теперь не время спорить о том, как в будущем создастся наша национальная, социальная и культурная жизнь. Если горит дом, то не спарят о том, как после пожара удобнее разместиться в его комнатах, а немедленно приступают к тушению огня. Точно также и мы стоим перед задачей победить любой ценой [подчеркнуто автором. Победить советский режим любой ценой. — А.К.]. Поэтому каждый из нас обязан следовать указаниям властей и приложить все свои силы в борьбе с большевизмом. Обратимся с молитвою ко Всемогущему, чтобы Он помог навсегда и всюду преодолеть это зло и, прежде всего, в сердцах людей»37.
Читая эти пожелтевшие страницы документов, опубликованных в «За Родину», мы видим не лакейскую, не раболепную позицию русского духовенства. Перед нами — четкая, ясная антикоммунистическая линия архипастырей и пастырей. Для многих историков в современной России она далеко не бесспорна; здесь даже можно вспомнить замечательные слова Святейшего Патриарха Иова, которого просили заступиться перед царем Б.Годуновым за приговоренных к смертной казни: «Наше дело Бога за государя молить», а не заниматься политикой. Тем не менее антикоммунизм псковского и прибалтийского духовенства вряд ли был только политическим. Социализм нес духовенству постепенное уничтожение - таков был опыт 1920-1930-х годов, поэтому победа СССР в войне с Германией расценивалась как торжество безбожия, как торжество политики воинствующих атеистов. Именно по этой причине архиереи и рядовые священники вынуждены были - не столько потому, что их заставляли — открыто обличать большевиков и призывать к борьбе с ними. При этом наше духовенство оказалось на высоте в плане отстаивания принципов веры, догматов и Священного Предания, хотя несло все тяготы оккупации, рискуя жизнью, здоровьем, безопасностью семей и быть угнанными на работы в Третий Рейх.
Газета «За Родину» широко освещала не только съезды и политические настроения духовенства. Оккупационный период — это многочисленные хиротонии, это заботы о духовном окормлении военнопленных и беженцев. Например, вторая половина февраля 1943 г. отмечалась большим числом рукоположений, вот лишь некоторые из них:
14 февраля 1943 г. в рижском кафедральном соборе епископом Даниилом Ковенским был возведен в сан священника диакон Петр Птицын. П.Птицын направился затем в Псков в распоряжение Православной Миссии.
21 февраля 1943 г. в том же соборе епископ Даниил возвел в сан священника диакона о.Илию Богданова, который также был назначен в распоряжение Миссии.
21 февраля 1943 г. Экзарх митрополит Сергий возвел в сан диакона бывшего учителя Иоанна Вознесенского38.
Список хиротоний можно продолжать и далее. Открывались богословские курсы, причем, не только в центральных городах, но и на периферии. «За Родину» сообщала об открывшихся осенью 1943 г. богословских курсах в Новоградке, о том, что «окончившие курсы будут посвящены в сан диакона и священника или назначены псаломщиками, в зависимости от успехов и способностей». С целью привлечения молодежи в ряды псаломщиков и священнослужителей Управление Православной Миссии в Пскове проводило религиозно-воспитательную работу, о которой будущий историк, вникнув в толщь архивной документальной массы, может написать целую книгу. В помещении звонницы Троицкого собора по четвергам и воскресениям устраивались популярные лекции по вопросам истории религии и культуры. Слушатели были разбиты на две группы. Наиболее подготовленные изучали историю христианства, историю памятников церковного зодчества и жития святых. С «младшей группой» молодежи велись беседы о значении обрядов в Православной Церкви, о связи их с русской национальной культурой40.
Духовенство поощряло и помогало организовать духовные концерты для населения. 5 сентября 1943 г. состоялся прощальный духовный концерт, организованный священником о.Иаковом Начисом. Этим концертом о.Иаков прощался с городом, а город провожал своего пастыря. Концерт под управлением регента Полякова начался исполнением «Коль Славен», при котором вся публика встала. Затем исполнялись песнопения композиторов Чайковского, Архангельского, Дубенского, Бортнянского и других. В конце первого отделения студент Рижского Богословского института Леонид Начис (ныне архимандрит Кирилл, духовник Санкт-Петербургской Духовной Академии), брат о.Иакова41 прочел доклад на тему «Наука и религия», в котором указал, что большинство мировых ученых, таких как Дарвин, Пастер, Павлов и др., были верующими, а большевики всегда упоминали только неверующих ученых и умалчивали о верующих, которых подавляющее большинство (90%). Концерт имел большой успех, а горожане поднесли о.Иакову роскошный букет цветов42.
Процветало иконописное дело, поощряемое Псковской Миссией. Одной из первой задач Миссии было — положить начало возрождению русского иконописного искусства. 12 декабря 1941 г. в Пскове начальник Миссии протоирей о.Кирилл Зайц при участии о. Георгия Бенигсена освятил первую иконописную мастерскую. На тот момент в мастерской работали два иконописца и один столяр. Живое дело, начатое с благословением и любовью, принесло свое плоды. К октябрю 1942 г., по сообщениям корреспондентов «За Родину», полностью и заново были написаны иконостасы для 7 церквей: Георгиевской (с.Камно Псковского р-на), собора св.Троицы (г.Остров), Покровской (с.Знахлицы), Успенской (Славковичи), Верхолин-кой (с.Берхолино), Дмитриевской (с.Моложена Новосельского р-на) и Ильинской (с.Корлы Псковского р-на). Осенью 1942 г. иконописная мастерская выполняла крупные заказы на целые иконостасы для Никольской, Талабской, Троицкой. Больше-Загорской и Никандровской церквей в Палкине, где 4 октября в день св.Николая Пустынножителя было совершено торжественное освящение храма43.
Помимо капитальных иконостасных работ, мастерская снабжала многие приходы голгофами, плащаницами и хоругвями. Диверсификация производства требовала увеличения штата трудящихся, и в ноябре 1942 г. в мастерской уже работало 14 человек. Газета называла имена опытных мастеров своего дела: А.Т.Терентьев, Н.В.Мерзляков. При мастерской открылся магазин, продавший с декабря 1941 г. по октябрь 1942 г. на 140 тысяч рублей различных предметов церковной утвари и религиозного обихода: крестики, молитвословы, венчики, лампадки, кольца и др. Заведующим мастерской с первого дня ее работы был И.И. Ободнев, очень энергичный человек и искусный хозяйственник44.
|