Пятница, 19.04.2024, 12:27
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авторская разработка [2]
Материалы из Интернета [30]
Материалы из прессы [9]
Книги о Псковской миссии [39]
Архивные материалы [1]
Материалы из личного архива [15]
Другие источники [22]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы о Псковской духовной миссии » Другие источники

О Православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941 – 1944 гг.)
А.А.Корнилов
ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ
О Православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941 – 1944 гг.)
Монография
(краткий конспект)
(окончание)

 
В августе 1943 г. газета вновь поместила небольшую информацию об иконописной мастерской. Корреспонденты сообщали, что в продаже магазина мастерской имеются прекрасные литофафии, присланные из Риги Экзархом Сергием. Магазин продавал журнал «Православный Христиа­нин», молитвословы. Ученики мастерской снабжали магазин изделиями своей работы, среди которых рамки, коробочки, деревянные яички, разрисованные в древнерусском или церковном стиле. Оборот магазина неуклонно возрастал. Например, в июле 1943 г. он достиг 45 тысяч рублей. Главными покупателями продукции были крестьяне, но немало горожан Пскова Обращалось в магазин иконописной мастерской45.
 
Возрождение церковно-приходской жизни нашло отражение и в количестве заключенных браков и венчаний, которое возрастало. В апреле 1943 г. газета «За Родину» опубликовала статистику роста браков в Пскове:
 
1941 г.
июль-август
0 (ни одного брака)
 
сентябрь
1
 
октябрь
1
 
ноябрь
1
 
декабрь
4
 
1942 г.
 
январь
 
6
 
фвраль
10
 
март
?
апрель 18
май 22
...
сентябрь 26
октябрь 32
ноябрь 38
...
 
1943 г.
 
февраль
 
81

Статистика роста количества заключенных браков может вызвать недоумение, ведь оккупационная жизнь с ее тяжелым экономическим гнетом, непростой военной ситуацией, партизанским движением, угоном на работы в Третий Рейх вряд ли стимулировала желание завести семью. Думается, что приведенная в газете статистика отражала здоровую тенденцию духовной жизни, возрождение во всей полноте православного уклада жизни.
 
Заботы пастырей о духовном окормлении беженцев и вынужденных переселенцев — особая страничка истории православного возрождения на Псковщине и в Прибалтике.
 
Массовый уход советских граждан разных национальностей на Запад, с отступающими частями вермахта, подальше от наступающей «своей» Красной Армии - необычный феномен второй мировой и Великой Отечественной войн, до сих пор мало исследованный. Мы хотели бы сразу подчеркнуть, что великий исход беженцев не всегда был добровольным. Видный деятель НТС П.В.Жадан, находившийся в Пскове в период эва­куации отмечал, что большая часть жителей была выселена из города в феврале-июле 1944 г. в ближайшие села или в беженские лагеря Латвии, Эстонии и Литвы. Не желавшие покидать город арестовывались или да­же расстреливались немецкими солдатами, причем, аресты нередко со­провождались насилием над женщинами47. Руководящий деятель НТС А.С.Казанцев считал, что, угоняя с собой население, немецкие власти пользовались такой формулой: население - это часть инвентаря на заня­той территории, и его, следовательно, так же, как оборудование заводов, сельскохозяйственные машины и скот, нельзя оставлять врагу48. По сло­вам А.С.Казанцева, очевидца событий, «в первый период немецкого отступления оставаться в городах и селах было просто запрещено.... Позднее... уходить на запад только разрешалось»49.
 
Однако была и другая мотивация исхода. Не дожидаясь принудительных немецких инструкций об эвакуации, огромная волна беженцев двинулась на запад по линии от Балтийского до Черного моря. Она ухо­дила от приближающейся Красной Армии, органов НКВД и СМЕРШ, от советского образа жизни. Люди, прожившие три года в условиях оккупации, рассматривались советскими чиновниками как потенциальные враги социалистического государства. Люди уходили от смерти, от советских лагерей, уходили, не желая терять православный образ жизни. Уходили с немцами как вынужденными попутчиками, но не с ними, а подальше на запад от Советской власти. Они не знали, может быть, куда идут, но хорошо понимали, от кого и от чего спасаются бегством50. Какова была их численность, география движения и последующего расселения, кто из них остался в странах Запада, а кто попал в число выдан­ных англо-американскими войсками в СССР? Каков был их быт в лаге­рях перемещенных лиц, их мысли, идеология? Несмотря на ряд опубликованных на Западе воспоминаний, эти и другие вопросы еще ждут своего исследования.
 
В несброшюрованной папке экземпляров газеты «За Родину» мы нашли несколько сообщений о духовном окормлении беженцев, хотя материалов о бытовой жизни ушедших на запад в газете более чем достаточно. В номере от 2 февраля 1944 г. появилась заметка «Заботы о духовных нуждах русских переселенцев». Из нее следует, что, по просьбе православного епископа Иоанна Рижского, главное управление евангеличе-ско-лютеранской церкви циркуляром осведомило всех своих благочин­ных в Латвии, чтобы там, где имеются русские беженцы и нет вблизи православных церквей, местные пастыри давали возможность русским беженцам совершать православные богослужения в лютеранских церк­вях. «Благодаря заботам Владыки [Иоанна. — А.К.], — сообщала газета, — часть беженцев, в особенности в Курляндии, уже может совершать богослужения нормальным порядком и даже имеет двух священников из среды самих беженцев»51.
 
Псковская Миссия также командировала своих священников-миссионеров в районы, населенные беженцами. Например, 18 и 19 янва­ря 1944 г. была отслужена Божественная Литургия и затем водосвятный молебен в Народном доме Сеяс волости при участии хора, составленного из самих же переселенцев. 23 января 1944 г. состоялось богослужение в Балдоне, в связи с чем туда тоже выезжали священники Миссии52. В Ри­ге, в доме № 118 по ул. А.Гитлера нашла себе приют группа русских беженцев из 36 человек. Там на Рождество состоялся праздничный вечер с елкой, на котором присутствовал священник53. Так, даже покидая на­сиженные родные места, и духовенство, и миряне продолжали жить пра­вославным укладом.
 
Читая подшивки русской оккупационной газеты «За Родину», мы видим в широком объеме пеструю картину церковного и, говоря вообще, православного возрождения на Псковщине. Господские праздники, будничные богослужения, миссионерская и проповедническая деятельность, организация иконописного дела и духовных концертов, создание систе­мы катехизации молодежи и подготовки будущих пастырей, заботы о духовном окормлении военнопленных и сотен ушедших от фронта беженцев - все эти явления свидетельствовали о нормальной, здоровой тенденции в духовной жизни. Наблюдалась определенная полнота русской православной жизни. Удивительно, что новая духовная жизнь началась, получила развитие, дала плоды высокой жизни в неблагоприятных условиях немецкой оккупации. Разрешив свободное отправление культа, германские власти осуществляли мероприятия антинационально­го характера, как то: огромные материальные и налоговые поборы, угон молодежи на работы в Рейх, задерживали развитие русской освободи­тельной идеи, подвергая ее цензуре. В этих внешне неблагоприятных условиях наши пастыри и архипастыри (прежде всего Экзарх, митропо­лит Сергий Воскресенский) очень быстро сориентировались и сумели выработать принципы достойного служения Господу, не забывая о долге перед «кесарем». Православная жизнь, подвиг апостольского служения людям, таким образом, продолжались вопреки суровой оккупационной реальности. Используя временный уход Советской власти, духовенство смогло воцерковить тысячи, десятки тысяч людей и привести их на путь спасения во Христе, хотя этот путь стал как никогда скорбным.
 
Многие псковские пастыри вынуждены были заявить о своей политической позиции, суть которой заключалась в отвержении большевизма как идеи и практики. Они сделали так не по немецкому принуждению, а потому, что возвращение Советской власти означало для них постепен­ное, тотальное уничтожение и подавление религиозного сознания и хри­стианского уклада жизни. Русские батюшки до последнего дня оккупа­ции, до того, как принять решение - двигаться с вермахтом на Запад или оставаться ждать прихода Красной Армии - продолжали нести священ­нический крест. Все те, кто остался на Псковщине или в Прибалтике, за редким исключением, были арестованы советскими органами НКВД или СМЕРШ и осуждены по 58-й статье Уголовного Кодекса. Находясь в страшных лагерных условиях, многие пастыри не переставали служить Христу тайно и тем самым последовали ему на пути к Голгофе. Пройдет какое-то время, и в учебниках истории или в фундаментальных трудах по истории войны найдется страничка, которая будет посвящена невин­но осужденным русским православным священникам. Пострадавшие архипастыри и пастыри своим мученичеством и исповедничеством Хри­ста, безусловно, нашли место в бесчисленном сонме Новомучеников Российских XX столетия.
-----------------------------
Примечания
1. За Родину. Русская ежедневная газета. Псков. № 212 (307). 1943 г. 11/12 сентября // НБ ГАРФ.
2. Г.Д.Огроменко родился в 1901 г. в г.Красный Смоленской губернии, окончил институт в Ростове-на-Дону. Работал редактором «Псковской правды», а в годы советско-германской войны активно участвовал в Русском Освободи­тельном Движении, был близко знаком с генералом А.А. Власовым. Семья Огроменко по политическим мотивам ушла на Запад с немецкими войсками, не дожидаясь прихода Красной Армии. В лагерях перемещенных лиц Г.Д. Огроменко работал как публицист, основал «Лигу за духовное возрож­дение человечества». В лагере Шляйсгайм, Бавария, издавал газету «Вести из эфира». Планировал переезд в США, но 8 января 1952 г. после тяжелой, продолжительной болезни скончался в Шляйсгайме. - Голос народа. Орган де­мократической мысли. Мюнхен. 1952 г. № 4 (54); Знамя России. Еженедель­ная газета. Нью-Йорк. 24 января 1952 г.; Беседа автора с В.Г.Рыбалка, доче­рью Г.Д Огроменко, 16 ноября 1997 г.
3. За Родину. 6 января 1943 г. № 3 (98) // НБ ГАРФ
4. Там же. 20 августа 1943 г. № 193 (288) // НБ ГАРФ
5. Там же. 30 августа 1943 г. № 201 (296) // НБ ГАРФ
6. Там же. 7 сентября 1943 г. № 208 (303) // НБ ГАРФ
7. Там же. 9 сентября 1943 г. № 211 (305) // НБ ГАРФ
8. Там же. 20 сентября 1943 г. № 219 (314) // НБ ГАРФ
9. Прот. А.Ионов. Записки миссионера (Псковская Миссия). Си Клифф, 1952. С.16.
10. С.К. Крещенское водосвятие / За Родину. 27 января 1943 г. № 21 (116) // НБ ГАРФ.
11. Петров А. Христос Воскресе! / За Родину. Пасха 1943 г. № 96 (191) // НБ ГАРФ.
12. Там же.
13. Там же.
14. За Родину. 7 мая 1943 г. № 105 (200) // НБ ГАРФ.
15. Кровью убеленные. CLV.
16. Пасхальное приветствие Высокопреосвященного Экзарха Митрополита Сергия / За Родину. Пасха 1943 г. № 96 (191) // НБ ГАРФ.
17. Молитва по совершении нескольких кафизм или всего Псалтиря.
18. За Родину. 6-7 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.
19. Деспотули Влад. С Рождеством Христовым! // Там же.
20. За Родину. 3 января 1944 г. № 2 (402); 6-7января 1944 г. № 4 (404); 2 февраля 1944 г. № 23 (423) // НБ ГАРФ.
21. Встреча праздника / За Родину. 6-7 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.
22. В Мартирологе, составленном о.Андреем Голиковым, сообщается, что протодиакон о.Феодор (Иванович Юдин) родился в 1901 г. С 19 лет служил псаломщиком Серафимова храма в Петергофе. В 1922 г. епископ Петергофский Николай (Ярушевич) рукоположил Феодора во диакона и назначил в Петропавловский собор в Петергофе. Через 4 года о. Феодор был возведен в сан протодиакона. До 1940 г. он служил в храмах Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны в составе Православной Миссии о.Феодор служил в Св.Троицком соборе г.Пскова и вместе со священником Виктором Першиным служил в церквях Гдова и Гдовского р-на. За участие в Миссии о.Фео­дор был арестован органами НКВД. Отбывал срок в Воркуте. После освобо­ждения служил в Рижском кафедральном соборе, затем в г.Нарве и, наконец, в Троице-Сергиевой Лавре. Великим Постом 1974 г. о.Феодор скончался, причастившись накануне Святых Христовых Тайн на Литургии Преждеосвященных Даров - Кровью убеленные. С. 212.
23. За Родину. 17 июня 1943 г. № 138 (233) // НБ ГАРФ.
24. Замечательный мартиролог священника Андрея Голикова содержит подроб­ную биографическую информацию о протопресвитере Кирилле Зайц. Он родился в 1869 г. в латышской семье. Его настоящее имя - Карл Янович Закис. Получив прекрасное богословское образование и миссионерскую подготов­ку, о. Кирилл особенно выдвинулся на ниве противостояния католикам и сектам в Прибалтике, организации приходской жизни, редактирования пра­вославных изданий и катехизаторской работы с молодежью. С ноября 1941 г. по осень 1944 гг. о.Кирилл служил начальником Внешней (Псковской) Пра­вославной Миссии. Он работал с полной отдачей сил и в то же время был по-апостольски прост и неприхотлив: имел одну рясу и одни сапоги. Если неко­го послать на требы, о. Кирилл собирался и ехал сам. В 1943 г. о.Кирилл был возведен в сан протопресвитера. Его арестовали в 1944 г. Он был осужден по статье 58-1а и 58-2 с лишением свободы на 20 лет в ИТЛ без права обжало­вания, с лишением прав еще на 5 лет и с полной конфискацией имущества. Замечательный священник, осужденный только за то, что спасал души людей под фашистской оккупацией, о. Кирилл умер в Карлаге в 1948 г. Посмертно реабилитирован - Кровью убеленные. С. 133 - 135.
25. Волхов В. Праздник в деревне / За Родину. 31 августа 1943 г. № 202 (297) // НБГАРФ.
26. За Родину. 1 декабря 1943 г. № 281 (376) // НБ ГАРФ.
27. Там же.
28. За Родину. 7 апреля 1943 г. № 81 (176) // НБ ГАРФ.
29. Там же.
30. За Родину. 8 сентября 1943 г. № 209 (304) // НБ ГАРФ.
31. За Родину. 29 ноября 1943 г. № 279 (374) // НБ ГАРФ.
32. За Родину. 29 ноября 1942 г. № 70 // НБ ГАРФ.
33. В действительности, 11 (24) ноября 1943 г. митрополит Сергий (Страгородский) направил подобное Послание пастве, находясь в эвакуации в Ульянов­ске. Соавтор книги «Кровью убеленные» С.Фомин, размышляя над текстом Послания, спрашивал: «О ком написано это? О немцах? А, может быть, о том, что совершили большевики в России за почти четверть века своего правления?» - Кровью убеленные. С. VI.
34. Протоирей Николай (Стефанович Шенрок) родился в 1888 г. в С.-Петербурге в семье крупного царского чиновника. Окончил пастырские курсы в Житомире. В 1912 г. посвящен во священника. Служил на приходах Тульской епархии, С.-Петербургской (Ленинградской) епархии. С 1942 г. - зам.начальника Псковской Православной Миссии, служил в Псковском кафедральном соборе и окормлял другие приходы. В октябре 1944 г. арестован органами НКВД, осужден по 58-й статье на 10 лет. Срок отбывал в казахстанском лагере "Долинка". В 1956 г. реабилитирован. Служили в Риге в церкви иконы "Всех Скорбящих Радосте", в Благовещенской церкви, в Никольской церкви в Резекне и других приходах. Скончался 6 октября 1965 г. в Юрмале. Похоронен на станции Сиверской, где когда-то служил - Кровью убеленные. С. 137-139.
35. За Родину. 29 ноября 1942 г. № 70 // НБ ГАРФ.
36. За Родину. 18 марта 1943 г. № 64 (159) // НБ ГАРФ.
37. За Родину. 16 марта 1943 г. № 62 (157) // НБ ГАРФ.
38. За Родину. 24 февраля 1943 . № 45 (140) // НБ ГАРФ.
39. За Родину. 10 сентября 1943 г. № 211 (306) // НБ ГАРФ.
40. За Родину. 11-12 декабря 1943 г. № 290 (385)^// НБ ГАРФ; Полчанинов Р. Псковская Миссия// Новое русское слово. Нью-Йорк. 27 июля 1975 г.
41. О.Иаков Начис был арестован в августе 1945 г. за участие в Псковской Миссии и осужден по 58-й статье на 10 лет лагерей. После освобождения (1955 г.) служил в разных приходах. Скончался в Риге 7 ноября 1991 г. Подробнее см. - Кровью убеленные. С. 156-157.
42. За Родину. 18-19 сентября 1943 г. № 218 99999313); 21 сентября 1943 г. № 220 (315) // НБ ГАРФ. Духовные концерты транслировались и по радио. Вот что сообщала «За Родину» в номере от 15 декабря 1943 г.: «На днях радиоузел во Пскове передавал духовный концерт по заявкам слушателей. Особенно хорошо были исполнены песнопения: «С нами Бог», «Кресту Твоему» и «Светися, светися, новый Иерусалиме». Духовный концерт явился отрад­ным событием для всех верующих» - За Родину. 15 декабря 1943 г. № 293 (388)//НБ ГАРФ.
43. За Родину. 10 ноября 1942 г. № 53 // НБ ГАРФ.
44. Там же.
45. За Родину. 16 августа 1943 г. № 189 (284) // НБ ГАРФ. 
46. За Родину. 30 апреля 1943 г. № 99 (194) // НБ ГАРФ.
47. Жадан П.В. Русская судьба. Записки члена НТС о Гражданской и Второй мировой войне. Нью-Йорк: Посев-США, 1989. С. 176.
48. Ту же формулу использовали и советские органы власти: ничего не оставлять врагу.
49. Казанцев АС. У к. соч. С. 214.
50. Это о них писал Г.Хроменко: «Мы гордимся теми нашими соотечественниками — крестьянами, рабочими и служащими, - которые, протестуя против большевизма, единодушно поднялись со своих насиженных мест и ушли в немецкий тыл. Этим решительным шагом они продемонстрировали свою непримиримость к власти кремлевских палачей - Хроменко г. Наша цель / За Родину. 1 ноября 1943 г. № 255 (350) // НБ ГАРФ.
51. За Родину. 2 февраля 1944 г. № 23 (423) // НБ ГАРФ.
52. За Родину. 9 февраля 1944 г. № 29 (429) // НБ ГАРФ.
53. За Родину. 6-6 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.


 
Категория: Другие источники | Добавил: Феодоровна (14.12.2010)
Просмотров: 1050 | Теги: псков, Псковская миссия, церковь, Латвия, оккупация
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа