Статистика роста количества заключенных браков может вызвать недоумение, ведь оккупационная жизнь с ее тяжелым экономическим гнетом, непростой военной ситуацией, партизанским движением, угоном на работы в Третий Рейх вряд ли стимулировала желание завести семью. Думается, что приведенная в газете статистика отражала здоровую тенденцию духовной жизни, возрождение во всей полноте православного уклада жизни.
Заботы пастырей о духовном окормлении беженцев и вынужденных переселенцев — особая страничка истории православного возрождения на Псковщине и в Прибалтике.
Массовый уход советских граждан разных национальностей на Запад, с отступающими частями вермахта, подальше от наступающей «своей» Красной Армии - необычный феномен второй мировой и Великой Отечественной войн, до сих пор мало исследованный. Мы хотели бы сразу подчеркнуть, что великий исход беженцев не всегда был добровольным. Видный деятель НТС П.В.Жадан, находившийся в Пскове в период эвакуации отмечал, что большая часть жителей была выселена из города в феврале-июле 1944 г. в ближайшие села или в беженские лагеря Латвии, Эстонии и Литвы. Не желавшие покидать город арестовывались или даже расстреливались немецкими солдатами, причем, аресты нередко сопровождались насилием над женщинами47. Руководящий деятель НТС А.С.Казанцев считал, что, угоняя с собой население, немецкие власти пользовались такой формулой: население - это часть инвентаря на занятой территории, и его, следовательно, так же, как оборудование заводов, сельскохозяйственные машины и скот, нельзя оставлять врагу48. По словам А.С.Казанцева, очевидца событий, «в первый период немецкого отступления оставаться в городах и селах было просто запрещено.... Позднее... уходить на запад только разрешалось»49.
Однако была и другая мотивация исхода. Не дожидаясь принудительных немецких инструкций об эвакуации, огромная волна беженцев двинулась на запад по линии от Балтийского до Черного моря. Она уходила от приближающейся Красной Армии, органов НКВД и СМЕРШ, от советского образа жизни. Люди, прожившие три года в условиях оккупации, рассматривались советскими чиновниками как потенциальные враги социалистического государства. Люди уходили от смерти, от советских лагерей, уходили, не желая терять православный образ жизни. Уходили с немцами как вынужденными попутчиками, но не с ними, а подальше на запад от Советской власти. Они не знали, может быть, куда идут, но хорошо понимали, от кого и от чего спасаются бегством50. Какова была их численность, география движения и последующего расселения, кто из них остался в странах Запада, а кто попал в число выданных англо-американскими войсками в СССР? Каков был их быт в лагерях перемещенных лиц, их мысли, идеология? Несмотря на ряд опубликованных на Западе воспоминаний, эти и другие вопросы еще ждут своего исследования.
В несброшюрованной папке экземпляров газеты «За Родину» мы нашли несколько сообщений о духовном окормлении беженцев, хотя материалов о бытовой жизни ушедших на запад в газете более чем достаточно. В номере от 2 февраля 1944 г. появилась заметка «Заботы о духовных нуждах русских переселенцев». Из нее следует, что, по просьбе православного епископа Иоанна Рижского, главное управление евангеличе-ско-лютеранской церкви циркуляром осведомило всех своих благочинных в Латвии, чтобы там, где имеются русские беженцы и нет вблизи православных церквей, местные пастыри давали возможность русским беженцам совершать православные богослужения в лютеранских церквях. «Благодаря заботам Владыки [Иоанна. — А.К.], — сообщала газета, — часть беженцев, в особенности в Курляндии, уже может совершать богослужения нормальным порядком и даже имеет двух священников из среды самих беженцев»51.
Псковская Миссия также командировала своих священников-миссионеров в районы, населенные беженцами. Например, 18 и 19 января 1944 г. была отслужена Божественная Литургия и затем водосвятный молебен в Народном доме Сеяс волости при участии хора, составленного из самих же переселенцев. 23 января 1944 г. состоялось богослужение в Балдоне, в связи с чем туда тоже выезжали священники Миссии52. В Риге, в доме № 118 по ул. А.Гитлера нашла себе приют группа русских беженцев из 36 человек. Там на Рождество состоялся праздничный вечер с елкой, на котором присутствовал священник53. Так, даже покидая насиженные родные места, и духовенство, и миряне продолжали жить православным укладом.
Читая подшивки русской оккупационной газеты «За Родину», мы видим в широком объеме пеструю картину церковного и, говоря вообще, православного возрождения на Псковщине. Господские праздники, будничные богослужения, миссионерская и проповедническая деятельность, организация иконописного дела и духовных концертов, создание системы катехизации молодежи и подготовки будущих пастырей, заботы о духовном окормлении военнопленных и сотен ушедших от фронта беженцев - все эти явления свидетельствовали о нормальной, здоровой тенденции в духовной жизни. Наблюдалась определенная полнота русской православной жизни. Удивительно, что новая духовная жизнь началась, получила развитие, дала плоды высокой жизни в неблагоприятных условиях немецкой оккупации. Разрешив свободное отправление культа, германские власти осуществляли мероприятия антинационального характера, как то: огромные материальные и налоговые поборы, угон молодежи на работы в Рейх, задерживали развитие русской освободительной идеи, подвергая ее цензуре. В этих внешне неблагоприятных условиях наши пастыри и архипастыри (прежде всего Экзарх, митрополит Сергий Воскресенский) очень быстро сориентировались и сумели выработать принципы достойного служения Господу, не забывая о долге перед «кесарем». Православная жизнь, подвиг апостольского служения людям, таким образом, продолжались вопреки суровой оккупационной реальности. Используя временный уход Советской власти, духовенство смогло воцерковить тысячи, десятки тысяч людей и привести их на путь спасения во Христе, хотя этот путь стал как никогда скорбным.
Многие псковские пастыри вынуждены были заявить о своей политической позиции, суть которой заключалась в отвержении большевизма как идеи и практики. Они сделали так не по немецкому принуждению, а потому, что возвращение Советской власти означало для них постепенное, тотальное уничтожение и подавление религиозного сознания и христианского уклада жизни. Русские батюшки до последнего дня оккупации, до того, как принять решение - двигаться с вермахтом на Запад или оставаться ждать прихода Красной Армии - продолжали нести священнический крест. Все те, кто остался на Псковщине или в Прибалтике, за редким исключением, были арестованы советскими органами НКВД или СМЕРШ и осуждены по 58-й статье Уголовного Кодекса. Находясь в страшных лагерных условиях, многие пастыри не переставали служить Христу тайно и тем самым последовали ему на пути к Голгофе. Пройдет какое-то время, и в учебниках истории или в фундаментальных трудах по истории войны найдется страничка, которая будет посвящена невинно осужденным русским православным священникам. Пострадавшие архипастыри и пастыри своим мученичеством и исповедничеством Христа, безусловно, нашли место в бесчисленном сонме Новомучеников Российских XX столетия.
-----------------------------
Примечания
1. За Родину. Русская ежедневная газета. Псков. № 212 (307). 1943 г. 11/12 сентября // НБ ГАРФ.
2. Г.Д.Огроменко родился в 1901 г. в г.Красный Смоленской губернии, окончил институт в Ростове-на-Дону. Работал редактором «Псковской правды», а в годы советско-германской войны активно участвовал в Русском Освободительном Движении, был близко знаком с генералом А.А. Власовым. Семья Огроменко по политическим мотивам ушла на Запад с немецкими войсками, не дожидаясь прихода Красной Армии. В лагерях перемещенных лиц Г.Д. Огроменко работал как публицист, основал «Лигу за духовное возрождение человечества». В лагере Шляйсгайм, Бавария, издавал газету «Вести из эфира». Планировал переезд в США, но 8 января 1952 г. после тяжелой, продолжительной болезни скончался в Шляйсгайме. - Голос народа. Орган демократической мысли. Мюнхен. 1952 г. № 4 (54); Знамя России. Еженедельная газета. Нью-Йорк. 24 января 1952 г.; Беседа автора с В.Г.Рыбалка, дочерью Г.Д Огроменко, 16 ноября 1997 г.
3. За Родину. 6 января 1943 г. № 3 (98) // НБ ГАРФ
4. Там же. 20 августа 1943 г. № 193 (288) // НБ ГАРФ
5. Там же. 30 августа 1943 г. № 201 (296) // НБ ГАРФ
6. Там же. 7 сентября 1943 г. № 208 (303) // НБ ГАРФ
7. Там же. 9 сентября 1943 г. № 211 (305) // НБ ГАРФ
8. Там же. 20 сентября 1943 г. № 219 (314) // НБ ГАРФ
9. Прот. А.Ионов. Записки миссионера (Псковская Миссия). Си Клифф, 1952. С.16.
10. С.К. Крещенское водосвятие / За Родину. 27 января 1943 г. № 21 (116) // НБ ГАРФ.
11. Петров А. Христос Воскресе! / За Родину. Пасха 1943 г. № 96 (191) // НБ ГАРФ.
12. Там же.
13. Там же.
14. За Родину. 7 мая 1943 г. № 105 (200) // НБ ГАРФ.
15. Кровью убеленные. CLV.
16. Пасхальное приветствие Высокопреосвященного Экзарха Митрополита Сергия / За Родину. Пасха 1943 г. № 96 (191) // НБ ГАРФ.
17. Молитва по совершении нескольких кафизм или всего Псалтиря.
18. За Родину. 6-7 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.
19. Деспотули Влад. С Рождеством Христовым! // Там же.
20. За Родину. 3 января 1944 г. № 2 (402); 6-7января 1944 г. № 4 (404); 2 февраля 1944 г. № 23 (423) // НБ ГАРФ.
21. Встреча праздника / За Родину. 6-7 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.
22. В Мартирологе, составленном о.Андреем Голиковым, сообщается, что протодиакон о.Феодор (Иванович Юдин) родился в 1901 г. С 19 лет служил псаломщиком Серафимова храма в Петергофе. В 1922 г. епископ Петергофский Николай (Ярушевич) рукоположил Феодора во диакона и назначил в Петропавловский собор в Петергофе. Через 4 года о. Феодор был возведен в сан протодиакона. До 1940 г. он служил в храмах Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны в составе Православной Миссии о.Феодор служил в Св.Троицком соборе г.Пскова и вместе со священником Виктором Першиным служил в церквях Гдова и Гдовского р-на. За участие в Миссии о.Феодор был арестован органами НКВД. Отбывал срок в Воркуте. После освобождения служил в Рижском кафедральном соборе, затем в г.Нарве и, наконец, в Троице-Сергиевой Лавре. Великим Постом 1974 г. о.Феодор скончался, причастившись накануне Святых Христовых Тайн на Литургии Преждеосвященных Даров - Кровью убеленные. С. 212.
23. За Родину. 17 июня 1943 г. № 138 (233) // НБ ГАРФ.
24. Замечательный мартиролог священника Андрея Голикова содержит подробную биографическую информацию о протопресвитере Кирилле Зайц. Он родился в 1869 г. в латышской семье. Его настоящее имя - Карл Янович Закис. Получив прекрасное богословское образование и миссионерскую подготовку, о. Кирилл особенно выдвинулся на ниве противостояния католикам и сектам в Прибалтике, организации приходской жизни, редактирования православных изданий и катехизаторской работы с молодежью. С ноября 1941 г. по осень 1944 гг. о.Кирилл служил начальником Внешней (Псковской) Православной Миссии. Он работал с полной отдачей сил и в то же время был по-апостольски прост и неприхотлив: имел одну рясу и одни сапоги. Если некого послать на требы, о. Кирилл собирался и ехал сам. В 1943 г. о.Кирилл был возведен в сан протопресвитера. Его арестовали в 1944 г. Он был осужден по статье 58-1а и 58-2 с лишением свободы на 20 лет в ИТЛ без права обжалования, с лишением прав еще на 5 лет и с полной конфискацией имущества. Замечательный священник, осужденный только за то, что спасал души людей под фашистской оккупацией, о. Кирилл умер в Карлаге в 1948 г. Посмертно реабилитирован - Кровью убеленные. С. 133 - 135.
25. Волхов В. Праздник в деревне / За Родину. 31 августа 1943 г. № 202 (297) // НБГАРФ.
26. За Родину. 1 декабря 1943 г. № 281 (376) // НБ ГАРФ.
27. Там же.
28. За Родину. 7 апреля 1943 г. № 81 (176) // НБ ГАРФ.
29. Там же.
30. За Родину. 8 сентября 1943 г. № 209 (304) // НБ ГАРФ.
31. За Родину. 29 ноября 1943 г. № 279 (374) // НБ ГАРФ.
32. За Родину. 29 ноября 1942 г. № 70 // НБ ГАРФ.
33. В действительности, 11 (24) ноября 1943 г. митрополит Сергий (Страгородский) направил подобное Послание пастве, находясь в эвакуации в Ульяновске. Соавтор книги «Кровью убеленные» С.Фомин, размышляя над текстом Послания, спрашивал: «О ком написано это? О немцах? А, может быть, о том, что совершили большевики в России за почти четверть века своего правления?» - Кровью убеленные. С. VI.
34. Протоирей Николай (Стефанович Шенрок) родился в 1888 г. в С.-Петербурге в семье крупного царского чиновника. Окончил пастырские курсы в Житомире. В 1912 г. посвящен во священника. Служил на приходах Тульской епархии, С.-Петербургской (Ленинградской) епархии. С 1942 г. - зам.начальника Псковской Православной Миссии, служил в Псковском кафедральном соборе и окормлял другие приходы. В октябре 1944 г. арестован органами НКВД, осужден по 58-й статье на 10 лет. Срок отбывал в казахстанском лагере "Долинка". В 1956 г. реабилитирован. Служили в Риге в церкви иконы "Всех Скорбящих Радосте", в Благовещенской церкви, в Никольской церкви в Резекне и других приходах. Скончался 6 октября 1965 г. в Юрмале. Похоронен на станции Сиверской, где когда-то служил - Кровью убеленные. С. 137-139.
35. За Родину. 29 ноября 1942 г. № 70 // НБ ГАРФ.
36. За Родину. 18 марта 1943 г. № 64 (159) // НБ ГАРФ.
37. За Родину. 16 марта 1943 г. № 62 (157) // НБ ГАРФ.
38. За Родину. 24 февраля 1943 . № 45 (140) // НБ ГАРФ.
39. За Родину. 10 сентября 1943 г. № 211 (306) // НБ ГАРФ.
40. За Родину. 11-12 декабря 1943 г. № 290 (385)^// НБ ГАРФ; Полчанинов Р. Псковская Миссия// Новое русское слово. Нью-Йорк. 27 июля 1975 г.
41. О.Иаков Начис был арестован в августе 1945 г. за участие в Псковской Миссии и осужден по 58-й статье на 10 лет лагерей. После освобождения (1955 г.) служил в разных приходах. Скончался в Риге 7 ноября 1991 г. Подробнее см. - Кровью убеленные. С. 156-157.
42. За Родину. 18-19 сентября 1943 г. № 218 99999313); 21 сентября 1943 г. № 220 (315) // НБ ГАРФ. Духовные концерты транслировались и по радио. Вот что сообщала «За Родину» в номере от 15 декабря 1943 г.: «На днях радиоузел во Пскове передавал духовный концерт по заявкам слушателей. Особенно хорошо были исполнены песнопения: «С нами Бог», «Кресту Твоему» и «Светися, светися, новый Иерусалиме». Духовный концерт явился отрадным событием для всех верующих» - За Родину. 15 декабря 1943 г. № 293 (388)//НБ ГАРФ.
43. За Родину. 10 ноября 1942 г. № 53 // НБ ГАРФ.
44. Там же.
45. За Родину. 16 августа 1943 г. № 189 (284) // НБ ГАРФ.
46. За Родину. 30 апреля 1943 г. № 99 (194) // НБ ГАРФ.
47. Жадан П.В. Русская судьба. Записки члена НТС о Гражданской и Второй мировой войне. Нью-Йорк: Посев-США, 1989. С. 176.
48. Ту же формулу использовали и советские органы власти: ничего не оставлять врагу.
49. Казанцев АС. У к. соч. С. 214.
50. Это о них писал Г.Хроменко: «Мы гордимся теми нашими соотечественниками — крестьянами, рабочими и служащими, - которые, протестуя против большевизма, единодушно поднялись со своих насиженных мест и ушли в немецкий тыл. Этим решительным шагом они продемонстрировали свою непримиримость к власти кремлевских палачей - Хроменко г. Наша цель / За Родину. 1 ноября 1943 г. № 255 (350) // НБ ГАРФ.
51. За Родину. 2 февраля 1944 г. № 23 (423) // НБ ГАРФ.
52. За Родину. 9 февраля 1944 г. № 29 (429) // НБ ГАРФ.
53. За Родину. 6-6 января 1944 г. № 4 (404) // НБ ГАРФ.