Пятница, 29.03.2024, 14:08
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авторская разработка [2]
Материалы из Интернета [30]
Материалы из прессы [9]
Книги о Псковской миссии [39]
Архивные материалы [1]
Материалы из личного архива [15]
Другие источники [22]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы о Псковской духовной миссии » Материалы из личного архива

Протоиерей Николай ТРУБЕЦКОЙ. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ. Часть 1.
РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ
ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ


(КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ)


«Воспойте Господеви песнь нову,
воспойте Господеви, вся земля;
воспойте Господеви, благосло-
вите имя Его, благовестите
день от дне спасение Его»
(Псал. 95, 1-2).


С древнейших времен в истории религий всех племен и народов музыка-пение всегда играла роль практического средства связи с сверхчувственным миром. И это совершенно естественно, так как музыка тся самым непосредственным языком души; ею выражается впечатление, всевозможные настроения души; она — природный, универсальый язык, на котором человек и мог в какой-то степени сообшаться с божеством. Это отчасти подтверждают и археологические находки древних предметов религиозного культа, в числе которых во многих случаях обнаруживают примитивные музыкальные инструменты и изображения музыкантов и певцов.

Сохранившиеся предания древних народов обычно приписывают музыке божественное происхождение и чудодейственную силу. Так, угреков Феб-Аполлон — бог музыки и поэзии; Гермес — изобретатель лиры. Египтяне считают музыку даром бога Озириса. У индусов Сарасвати - богиня музыки, ее сын Нареда — изобретатель музыкального инструмента «вина», семь нимф - Сварас - представительницы семи ступеней гаммы.

Но совершенно иное происхождение музыки дается в библейской летописи. Здесь «отцом всех играющих на гуслях и свирели» назван Иувал, сын Ламеха, пятого потомка Каина (Быт. 4, 17—21). Весьма примечательно, что честь изобретения столь благородного орудия музыкального искусства и поэзии древних — гуслей или арфы, приписывается именно потомству первого человекоубийцы-богоотверженника, а также то, что это изобретение стоит в явной связи «с началом призывания имени Господа Бога» (Быт. 4, 26).

Это библейское сказание является ключом к психологическому раскрытию роли музыки, а с ней и поэзии (поэзия есть музыка в словах) в религии не только древних евреев, но и вообще всех древних народов. Ведь основной закон, которому подчиняется процесс религиозного развития человечества, есть закон единства человеческого духа (эта мысль очень хорошо выражена в известном изречении Тертуллиана - «душа по природе христианка»). Чувство колоссальной ответственности перед Богом за грех Каина лежит на всем человечестве. Следствием этого греха явилась окончательная разлука человека с Богом, что в свою очередь послужило причиной возникновения религии, ибо не было бы богоотверженности — не было бы и религии. Но человек, удаленный из лона божественного бытия, обречен лишь на отдельные встречи с Богом, причем не «лицом к лицу», а через «стену» греха, стоящую между человеком и Богом. Отсюда всякая религия в своей сущности всегда трагична, ибо она есть связь с Божеством, прегражденная грехом. Гнетущее томление отверженной Богом души требует утоления жажды религиозной потребности, успокоения мятущегося духа, и человек это обретает преимущественно в минорных музыкально-поэтических средствах и, наоборот, встреча с Богом, Его благодатное прикосновение вызывает в душе радость, восторг, что и может быть выражено только мажорными музыкальными звуками.

На этом основании совершенно нетрудно себе представить, как, например, должны музыкально звучать псалом «На реках вавилонских» (136-й) и пророческая песнь «С нами Бог» (Исаии 8, 10).

Однако радостно-восторженные встречи человека с Богом редки в силу его постоянного греховного состояния, которое влечет за собой и чувство богоотверженности. Этим только и можно объяснить преимущественно минорный характер религиозной поэзии и музыки почти у всех древних народов.

Мотив трагичности религии всецело пронизывает также и весь ветхозаветный богослужебный строй и частично переходит в христианство, но здесь он растворяется в радости примирения с Богом, искупившим род человеческий от «клятвы законныя честною Своею кровию» (Тропарь утрени Великого пятка), соответственно чему христианская религиозная музыка-пение приобретает светлые, радостные тона и достигпеь своего апогея радости в православном пасхальном богослужении. Отсюда не случайно, что древняя Христианская Церковь в своем песнотворчестве базировалась только на диатоническом музыкально-ладовом строе, который, как известно, в своей основе не имеет минорного сочетания звуков.

* * *
Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в вифлеемскую ночь (Лк. 2, 13-14), обычай же употребления песнопений на богослужениях получил свое начало и освящение от Самого Господа Иисуса Христа на Тайной Вечери (Мф. 26, 30; Мрк. 14, 26).

С этого момента песнопения, как молитвенная жертва уст (Осии 14, 3), делаются неотъемлемыми в христианском богослужении и приобретают простор вечности, ибо божественные гимны неумолчно раздаются и вечно будут раздаваться на небесах (Откр. 4, 8-11; 15, 2-4; 19, 5-7).

В истории христианского песнотворчества первые три века представляют собой в основном эпоху творческой импровизации (ср. 1 Кор. 14, 26). Плодом этой импровизации была вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарений. Эта поэзия рождалась в душе творца-поэта всегда одновременно с музыкой (в музыкальной оболочке) в форме «песнопения» в полном значении этого слова.

Характерной чертой для раннего периода христианского песнотворчества является то, что в нем догматический элемент господствует над лирическим, что можно объяснить лишь тем, что христианское богослу­жение с человеческой стороны есть, прежде всего, исповедание, - свиде­тельство веры, а не только излияние чувств. Уже одно это обстоятельство естественно налагало на песнотворчество печать опре­деленного музыкального стиля в его мелодическом выражении и форме.

С III века на музыкально-мелодическое развитие христианского песнотворчества начал оказывать очень сильное влияние дух греко-языческой светской музыки, привносимый в среду юной Церкви пото­ком языческих прозелитов.

На влияние светской музыки первым из учителей Церкви обратил внимание Климент Александрийский (†217 г.). Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, Климент пришел к выводу, что она, в своей определенной спе­цифической разновидности и форме, не может быть совместима с ду­хом христианства, а поэтому решительно высказался за недопущение ее в церковно-богослужебный обиход и вместе с тем впервые дал и конкретное определение сущности церковно-музыкального стиля для христианского песнотворчества.

К музыке, - говорил он, - дóлжно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдаю­щаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная...» (Климент Александрийский, Строматы, VI, 11; цит. по М.Скабаллановичу, Толк. типикон, т.1, Киев, 1910, стр. 113). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бес­страстностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслаб­ляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и вели­кодушным образом мыслей и расположений... Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами...» (Климент Александрийский, Педагог, II, 4).

Высказанные Климентом мнения о музыке, приличествующей духу христианской Церкви, всецело разделяли с ним и позднейшие отцы и учители Церкви - Киприан, Златоуст, Иероним и др.

Так постепенно, в соборном сознании Церкви, в лице ее авторитетнейших представителей, выработался конкретный критерий для определения музыкального стиля церковных песнопений. Этот, выработанный в течение ряда столетий, стиль в дальнейшем получил свое окончательное каноническое закрепление на вечные времена в нижеследующей формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (691 г.): «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».

На этой твердой основе выработанного и канонически закрепленного Церковью церковно-музыкального стиля постепенно, практикой последующих веков и деятельным трудом многих талантов, создалась стройная, музыкально обоснованная художественная система осмогласия. Над музыкально-техническим усовершенствованием этой системы трудились великие песнотворцы - на Западе папа св.Григорий Великий (†604 г.), а на Востоке св.Иоанн Дамаскин (около 780 г.). Труды св.Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие стало основнцм законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви.

Совершенно сообразно с указаниями Климента Александрийского музыкальная структура осмогласия, разработанная впоследствии Иоанном Дамаскиным, категорически исключает напевы хроматического строя и базируется на дорическом и фригийском ладовом строе диатонического характера.

Практикуемое ныне нашей Церковью так называемое восточно-греческое церковное осмогласие не удерживает в себе всех тех точных музыкальных форм и тонкостей, каковые оно имело в своем первоначалном византийском прототипе, но оно содержит в себе твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства и все основные элементы, присущие византийскому осмогласию. Характерной музыкальной особенностью осмогласия является присущее ему живое, светлое, радостное религиозное чувство, как плод христианского благодушия (Иак. 5, 13), без всякого оттенка гнетущей скорби и уныния; оно превосходно выражает чувства кротости, смирения, мольбы и богобоязненности. Гениальная прелесть самого счастливого музыкального сочетания звуков в системе осмогласия свидетельствует о высоком художественном вкусе его творцов, о их искреннем благочестии, поэтических дарованиях и глубоком знании сложных законов музыки.

В истории развития церковного песнотворчества осмогласие является тем живым музыкальным родником, из которого вытекли потоки и реки всех древних православных роспевов: греческих, славянских и собственно русских. Этим только лишь и можно объяснить то, что, несмотря ­на множество и разнообразие древних церковных роспевов, на них лежит печать внутреннего родства и единства, определяемого понятием «строго церковного стиля».

К началу X века осмогласное пение достигло самого пышного своего расцвета и стало общеупотребительным в богослужебной практике всей Восточной Церкви. Особой славой оно пользовалось в столице Византийской империи. Не без основания историческое предание сохранило нам слова русских послов св.кн.Владимира, которые, прослушав богослужение в Константинопольском храме св.Софии, воскликнули: «Когда мы были в храме греков, то не знаем - на небе или на земле находились...». Однако X век фактически является уже концом истории развития осмогласного пения в Византии и началом истории его дальнейшего роста на Руси.

Осмогласное пение было принесено на Русь двумя параллельными течениями: непосредственно из Греции и из Болгарии. Необходимо заметить, что дохристианский период в истории музыкального развития русского народа был периодом его музыкального «младенчества», который носит название эпохи квинты. С принятием христианства и освоением новой музыкальной культуры через греческое богослужебное пение, русский народ поднялся на следующую ступень музыкального развития, именуемую в истории музыки эпохой тетрахорда. В начальной стадии этого процесса очень важную услугу русским оказали первые "домественники от славян", которые, согласно летописным сообщениям, были присланы на Русь греческим императором и патриархом. Одновременно с ними прибыли и греческие певцы, состоявшие в свите царицы Анны. /Филарет арх.Черниг., История русск. ц., М., 1888, т.1, стр.115/.

* * *

Категория: Материалы из личного архива | Добавил: Феодоровна (25.01.2011)
Просмотров: 1470 | Теги: Псковская миссия, Николай Трубецкой, церковно-богослужебное пение
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа