Пятница, 29.03.2024, 13:26
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авторская разработка [2]
Материалы из Интернета [30]
Материалы из прессы [9]
Книги о Псковской миссии [39]
Архивные материалы [1]
Материалы из личного архива [15]
Другие источники [22]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы о Псковской духовной миссии » Материалы из личного архива

Протоиерей Николай ТРУБЕЦКОЙ. ЗАГРОБНЫЙ МИР И МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ. Часть 5.

5.

Божественная литургия - это центр и солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие церковные богослужения, вся духовная жизнь Православия.

Литургия не есть только воспоминание о событиях зем­ной жизни Христа и Тайной вечери, как это некоторые дума­ют. За догматикой богословием и символикой литургии кро­ется образ священного бытия, наше мистическое общение со Христом. В литургии священнодействуется тайна нашего искупления, - приносится, воспроизводится, повторяется та же самая великая умилостивительная жертва Богу, которую однажды принес на Голгофе за весь мир Искупитель мира. Хотя это всесвятейшее таинство и совершается руками и устами священника, но он является здесь только орудием в руках Божиих, так как это божественное таинство совершает­ся незримо для нас Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который есть «Ходатай пред Отцом и умилостивление за гре­хи всего мира» (1 Иоан. 2, 1-2), «Священник и Жертва» (Евр. 7: 17, 27), или, по выражению св.Василия Великого и Иоанна Златоустого, - «Приносяй и Приносимый» (чины литургий).

Литургия, как символика, вмещает и таит в себе образ космического бытия и в то же время она как бы вне истории, вне времени и вне пространства: Ведь в процессе ее совершения (в течение двух - трех часов, на пространстве жертвенника и Престо­ла) проходят величайшие события Домостроительства Божия, совершающиеся «ныне и присно и во веки веков», на небе и на земле, которые выражают бездну Божественной премудрости, благости, силы, долготерпения, правды, милосердия. Все эти события в литургии как бы сливаются в единое общее торжество любви Христовой к роду человечес­кому, всесильное Его ходатайство пред Отцом Небесным о спасении всего мира и каждого человека в отдельности.

Евхаристическая жертва на литургии приносится «за всех и за вся», т. е. за живых и умерших, за пребывающих еще во грехах и за святых. За святых она приносится как благодарение Богу за те венцы славы, чести и достоинства, которыми их Господь увенчал за их святую жизнь на земле и самоотверженную преданность Богу. Как умилостивительная жертва, она приносится Богу ради очищения, возрождения, возвеличения и обожения обесчещенного, униженного и поги­бающего во грехах человечества, живущего еще на земле и уже переселившегося в загробный мир.

Однако, если для нас, живущих на земле, являются доступными кроме даров Евхаристической жертвы и все другие бла­годатные дары Духа Святого, которые духовно очищают, освящают и возрождают нашу злую человеческую природу, то для всех наших усопших братьев может быть доступным уже только единое милосердие Божие. Но милосердие Божие может простираться на них только чрез Церковь, ибо Цер­кви вручена судьба чад Божиих, живых и мертвых: только ей дано от Господа право «связывать и разрешать», а так­же «просить о всяком деле» (Мф. 18, 18-19). Поэтому Церковь, как сердобольная Мать, не может не чувствовать устремленных к ней из потустороннего мира взоров стражду­щих за грехи чад своих, - взоров, исполненных мольбы и надежды на ее помощь, И на эти мольбы она ответствует своей сочувствующей и состраждущей к ним любовью, возно­ся к милосердию Божию свои молитвы о них, которые приоб­ретают особую действенную силу во время совершающейся умилостивительной Евхаристической жертвы.

Необходимо отметить, что на литургии молитвы за умерших имеют особый характер, заметно отличающийся от ха­рактера всех других молитв за умерших, которые мы имеем вне литургии, в специальных чинах и богослужебных по­следованиях. Там везде преимущественно употребляется тер­мин и понятие «упокой», то есть мольба к Богу о избавле­нии усопших от мучительных угрызений совести за содеян­ные грехи, причиняющие душе беспокойство, волнение, тре­вогу, страх пред судом Божиим и т.д., тогда как на литургии всецело доминирует термин и понятие «помяни». Объяснение этому уже само собой вытекает из сущности ли­тургии, как евхаристической жертвы, повторяющей Голгофскую искупительную жертву. Здесь усопшие как бы отождествляются с благоразумным голгофским разбойником, и совершитель таинства Евхаристии от имени усопших и за них выражает свое молитвенное обращение к Искупителю словами разбойника: «Помяни, Господи...». Но, кроме сего, в этом заупокойном литургическом «помяни», несомненно, кроется и еще один глубокий смысл, который можно выразить словами ап.Павла: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Римл. 8, 26), т.е. как бы примерно, так: «Молю Тебя, Господи, только об одном: помяни усопших!.. Я не знаю, что и о чем еще просить у Тебя за них... Ведь они все в Твоих руках и Ты Сам знаешь, что им надобно, ибо «Ты вся веси!» (Иоан. 21, 17), а потому - помяни!»

Сущность литургии, как Евхаристической жертвы, раскрывается отчасти уже на проскомидии (приношение). В центре дискоса уготовляется вынутый из просфоры хлеб (кубической формы), символизирующий Агнца Божия, Который добровольно берет на Себя грехи всего мира «за мирский живот и спасение». С правой стороны Агнца помещается ча­стица хлеба (напоминающая форму пирамиды), вынутая из второй просфоры «в честь и память Преблагословенныя Вла­дычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». С левой сто­роны Агнца полагаются вынутые из третьей просфоры малых размеров частицы в честь всех святых «девяти чинов». Далее, под Агнцем располагаются в порядке субординации такие же малые частицы, вынутые из четвертой просфоры за живых и из пятой за умерших, при произнесении слов «Помяни, Господи» (того-то - поименно). Оканчивая поимен­ное поминовение усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи». Рядом с дискосом уготовляется Чаша с вином в соединении с водою.

Вынутые из просфор и расположенные на дискосе части­цы хлеба представляют собой аллегорически именно тех са­мых лиц, во имя которых и за которых они приносятся в жертву Богу. Таким образом, на дискосе сосредоточивается мистически как бы вся Церковь Христова под Его главенством - Церковь уже прославленных святых небожителей и еще сущих во грехах умерших, и живущих на земле.

«Не напрасно, - говорит св.Иоанн Златоуст, - делаем мы поминовения об отшедших, пред Божественными Тайнами и, приступая, умоляем за них предлежащего Агнца, вземшего грех мира... Не напрасно предстоящий пред жертвенником, на котором совершаются Страшные Тайны, взывает о всех во Христе почивших и о совершающих поминовение о них. Если бы не было за них помилований издревле, от времен апостольских, то и сего не говорили бы. Наше служение - не заба­ва, - да не будет! - но совершается по устроению Духа... Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира очистительная жертва. Посему с дерзновением молим мы тогда о вселенной и произносим имена почивших наряду с мучениками, исповед­никами и священниками» (Беседа 41-я на 1 Кор.).

В процессе совершения Божественной Литургии усопшие поминаются неоднократно, в разные моменты службы.

Первым таким моментом является проскомидное поминовение, о чем мы только что сказали.

Вторым моментом является заупокойное прошение на сугубой ектении «Рцем вси», которое начинается словами: «Еще молимся о блаженных...». В древности на этом прошении поми­нались усопшие поименно. Об этом свидетельствуют многие древние Служебники, относящиеся к ХV веку. (см. М.Скабалланович, Толк. тип., вып. 2, Киев, 1913, стр. 150). Во вре­мя этого поминовения или после него полагалось петь сорок раз «Господи, помилуй» (Одинцов, Порядок богослуж. в др. Руси до ХУI в. СПб., 1881, стр. 123). В настоящее время усопшие здесь поименно не поминаются и это прошение явля­ется общей молитвой «о всех преждепочивших отцех и братиях зде лежащих и повсюду, православных». Вместо этого у нас вошел в практику обычай произносить после ектении «Рцем вси» специальную заупокойную ектению, что является неудачным новшеством, появившимся у нас, очевидно, в прошлом веке. Во всяком случае в древних русских Служебниках, а также в греческих (древних и новых) эта ектения не печаталась в чинах литургии и не произносилась. К тому же она совершенно не гармонирует с общим стилем и архитектоникой литургии.

Третьим моментом литургического поминовения усопших является Великий вход, во время Херувимской песни, кото­рый знаменует собой торжественное шествие Христа Спасителя в Царство Свое, - шествие искупления, проходящее через Голгофские крестные страсти. В древности на литур­гии это священное шествие совершалось по внутреннему кру­гу храма, во время чего молящиеся произносили имена жи­вых и усопших, а священнослужитель молитвенно возглашал: «да помянет их Господь Бог во Царствии Своем». Впослед­ствии, очевидно в целях соблюдения в храме должного бла­гочиния, молящиеся стали произносить имена в этот момент тихо или мысленно. В нашей теперешней практике на Вели­ком входе поминаются церковные и гражданские власти и «все православные христиане», т.е. только живые. Так по нашему небрежению из этого важного литургического мо­мента постепенно выпало и исчезло поминовение усопших... Впрочем, некоторые священники нашего времени пытаются по собственной инициативе как-то восстановить этот «изъян», и в дни, посвященные памяти усопших, а также в тех слу­чаях, когда совершается заупокойная литургия или в храме находится покойник, - обычно произносят: «Всех усопших отец и братий наших» или: «усопшего раба Божия (ИН) да помянет Господь Бог во Царствии Своем».

Четвертым моментом литургического поминовения усопших является тот момент, который непосредственно следует после пресуществления Святых Даров. Здесь возносится свя­щенником благодарственная молитва – «словесная служба» - Богу о всех переселившихся от мира сего в торжествующее Царство «духов праведников, достигших совершенства» (т.е. переселившихся от сего мира в Мир торжества духов праведных, совершенных, а не скончавшихся, как это неправильно переведено в наших служебниках), и особенно («изрядно») о Пресвятой Богородице, как Честнейшей и Славнейшей не только всех праведников, но и всех небесных сил бесплотных, ибо все они, под главенст­вом Богоматери и Матери человеческого рода, вечно хода­тайствуют и молят Его за всех несовершенных, во грехах сущих собратьев своих, живых и мертвых. Бог дарует святым Своим, а также ангелам, власть выполнять Его волю деятельной, хотя и невидимой помощи людям. Они состав­ляют «невидимую Церковь», которая живет тою же жизнью, что и Церковь видимая: они - руки Божии, которыми Бог творит Свое дело. Священник, как бы напоминая Господу обо всем этом, просит Его внять их молитвам и предстательству за нас, «посетить» нас Своим милосердием, и «помянуть всех усопших в надежде воскресения и жизни веч­ной, и упокоить их, идеже присещает свет лица Твоего», т.е. упокоить их там, где открывается и изливается от светлости Лица Его неизреченная любовь и благодать не­бесная для всех праведных. «И поминает, ихже, хощет, усопших по именом».

Наконец последним (пятым) заключительным моментом литургического поминовения усопших, а также и живых, является тот момент (после причащения), когда опускаются в Чашу с Кровию Христовой освященные частицы хлеба, которые были вынуты на проскомидии за живых и умерших и олицетворяли собой этих лиц. Это священнодействие совершается с про­изнесением утвердительного молитвенного призывания: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею чест­ною, молитвами святых Твоих!» (В греческих Служебниках – «Отмый, Господи, грехи поминавшихся рабов Твоих Кровию Твоею честною, предстательством Богородицы и всех Твоих святых»).

Это самый главный, самый важный момент литургического поминовения, ибо «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7). По своему смыслу, значению и месту, слова «Отмый, Господи...» соответствуют Голгофскому «Совершишася!» Ибо, как голгофское «Совершишася» означало собой исполнение и совершение Хри­стом Спасителем всего искупительного дела, так точно и Евхаристическое «Отмый, Господи» означает, что «исполнися и совершися елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство» (Чин Лит. Василия Вел.). Ведь «Отмый Господи» - это гораздо больше, чем «помяни» или «упокой»!

Весьма странно, что этот важный торжественный евхаристический момент не имеет в наших чинах литургии соответ­ствующего своей важности оформления, но совершается в некоем торопливом уничижении, совершенно незаметно для молящихся, и даже предоставляется для его совершения диако­ну, а не самому совершителю этого таинства. По всей вероят­ности в этом обстоятельстве кроется и причина тому, что наши литургисты почти совершенно не уделяют внимания этому важному моменту литургии.

Следуя логике архитектонического стиля Литургии в целом, по моему мнению, торжественность этого важнейшего момента должна быть реконструирована внесением в практику такой поправки:

После причащения мирян и поставления иереем «святая на престоле», иерей сам должен опускать частицы с дискоса в Чашу с произнесением слов «Отмый...». А в это время, положенные по служебнику «воскресные песни» («Воскресение Христово видевше», «Светися, светися» и «О, Пасха велия») – не диакон или иерей должны «глаголать» для себя, а должен петь весь народ (или певцы) от себя, как восторженно-благодарственные гимны Христу Спасителю, сподобившему верным причаститься Его Святым и Пречистым Телу и Крови. Нужно полагать, что в древности эти песнопения именно и исполнялись торжественно всем собранием, а не «глаголались» диаконом, как это у нас делается. Ведь это «песни», «песнопения», а не только молитвословия для «глаголания». При таком общем исполнении этих гимнов совершенно по-иному проясняется смысл и последующих за сим благословенных слов – «Спаси, Боже, люди Твоя.» - Они приобретают окраску ответной восторженной благодарности предстоятеля всем тем, кто только что торжественно воспел хвалу Господу и, в то же время, являются словами поощрения и благословения своей пастве, которая на это также восторженно ответствует ему: «Видехом Свет истины!» и «Да исполнятся уста наша...».

В нашей богословской терминологии литургия очень часто обозначается «заупокойной». Этот термин прилагается к ней в тех случаях, когда к обычному и непременному поминовению на ней всех живых и усопших, присоединяется еще отдельное имя усопшего по случаю, например, дня его смер­ти или особой памяти о нем, или в тех случаях, когда ли­тургия совершается в специальные дни, установленные Цер­ковью в память усопших. Однако строй и чин литургии от этого не меняется и на ней всегда поминаются также и жи­вые. Поэтому в строгом смысле «заупокойной» литургии у нас не существует как, например, у католиков.

С древнейших времен в богослужебной практике Церкви существовал обычай обязательного поименного поминовения всех своих членов, живых и умерших, Однако вследствие постоянного увеличения количества таких имен и практической невозможности всех их перичислить за богослужением, поименное поминовение стало обязательным только для тех лиц, которые проявляли особое усердие и преданность Церкви (ие­рархи, мученики, исповедники) или отличались примером в благочестии. Имена таких лиц с IV века стали вносить в специальные списки-помянники, которые назывались дипти­хами. Запись в диптих чьего-либо имени считалась большой почестью для этого лица и, наоборот, получить отказ в та­кой записи или быть вычеркнутым из диптиха, являлось позо­ром, равносильным почти отлучению от Церкви.

В богослужебной практике древнерусской Церкви дипти­хи по преимуществу назывались синодиками, т.е. сборника­ми. В просторечии слово «синодик» у нас было превращено в «сенаник», «ценавник», «ценовник». Русские Синодики - в зависимости от завещаний, величины вкладов на поминовение, сроков и богослужебных моментов поминовений, - распреде­лялись на разные категории. Так, например, были синодики «вечные» и вседневные или «подстенные», «просфиромисальные», «литийные» и проч. Кроме этих официальных церковных синодиков, каждый рядовой прихожанин той или иной церкви имел и свой частный помянник, который подавал­ся на литургию по его желанию и религиозной ревности, как это и сейчас делается.

В заключение всего сказанного хочется привести отрывок из проповеди одного хотя и не очень книжного, но простосердечного, благодатного деревенского батюшки. Вот эти слова:

«Подумайте только, возлюбленные: ведь ежели Милости­вец Господь после каждого помина покойника на Обедне будет снимать с него только по одному греху, или даже только по половине греха, то к Его второму пришествию и Страшному Суду, на самом закоренелом грешнике не останется ни едино­го греха и судить-то его уже будет незачем, а ежели что и останется, то непременно вступится Милостивая Владычица Богородица, а Он то уж послушает Ее, Пречистую. На этом и делу будет конец!.. Веруйте, милые, и не сомне­вайтесь! Все, все они, горемычные наши покойнички, еже­ли за них только будем молиться, непременно будут в раю!»...

О, какое великое счастье - быть членом Святой Православной Церкви Христовой!
Прот. Н.Трубецкой


Категория: Материалы из личного архива | Добавил: Феодоровна (19.01.2011)
Просмотров: 953 | Теги: Псковская миссия, Николай Трубецкой, загробный мир, молитвы за умерших
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа