Пятница, 29.03.2024, 16:15
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авторская разработка [2]
Материалы из Интернета [30]
Материалы из прессы [9]
Книги о Псковской миссии [39]
Архивные материалы [1]
Материалы из личного архива [15]
Другие источники [22]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы о Псковской духовной миссии » Материалы из прессы

Гибель Экзарха под Ковно
ГИБЕЛЬ ЭКЗАРХА ПОД КОВНО
До сих пор остается загадкой, кто убил 60 лет назад митрополита Сергия (Воскресенского), главу Виленской и Литовской епархии в продолжение трех тяжелых военных лет с 1941 по 1944 гг.
Как излагала происшествие литовская прогерманская газета «Naujoji Lietuva», 29 апреля 1944 года экзарх Прибалтики ехал по старой дороге Вильнюс-Каунас (Ковно). С ним были водитель и супружеская пара. Неожиданно их машину обогнал джип и прижал ее к обочине. Из него выскочили двое в немецкой форме и в упоризрешетили машину с пассажирами. Потом сели в джип и уехали.
 
В некрологе газеты «Вестник» «Бюро поверенного по делам русского населения ЛГО (Литовского Генерального Округа)» сообщалось, что будущий митрополит Сергий родился в 1897 году в семье священника, учился в Духовной семинарии, затем в Московской духовной Академии, где ему удалось прослушать два курса, так как в 1920 году ее ликвидировали. С историко-филологического факультета Московского университета его исключили в 1922 году как поповского сына.
 
Будущий архипастырь решил посвятить себя служению Церкви, и в 1925 году принял монашество в Даниловом монастыре. В 1930 году он был уже архимандритом, а через три года – епископом Коломенским. После смерти митрополита Литовского Елевферия архиепископа Сергия возвели в сан митрополита, назначили на Литовскую кафедру и одновременно на должность экзарха Латвии и Эстонии.
 
Ревностно преданный Церкви владыка заботился о духовных нуждах своей паствы; не было ни одного русского общественного или благотворительного начинания, в котором бы митрополит Сергий не принял бы деятельного участия. Будучи человеком глубокого ума и эрудиции, владыка поражал вдохновенным чувством своих проповедей. Благодаря его организационным способностям церковная жизнь в оккупированных немцами областях обрела стройный и организованный характер...
 
Кто стрелял в митрополита Сергия? Этот вопрос бурно обсуждался в печати сразу после трагедии. Советская пресса утверждала: главу экзархата ликвидировали гитлеровцы. Местные и немецкие газеты писали, что это переодетые красные партизаны. Крупное вознаграждение было обещано тому, кто поможет раскрыть преступление. Сообщалось о похищении 23 апреля в Вильнюсе автомобиля тремя вооруженными мужчинами в немецкой униформе и одним в штатском. Преступники говорили по-немецки с акцентом, употребляя русские и польские слова. Результатов объявленного расследования никто не видел, а после войны об этом ужасном событии приказано было забыть...
 
Обществу православного просвещения в Литве "Живой колос" стало известно, что неподалеку от места злодеяния 29 апреля 1944 года нашли еще одну жертву – девочку-подростка Марите Дубосайте. А в русском эмигрантском архиве в Нью-Йорке обнаружено письмо о том, что одна гимназистка спряталась во рву, видела гестаповцев, узнала одного из них по шраму на лице и запомнила номер машины, принадлежавший каунасскому СД.
 
Нас стали одолевать вопросы: может, живы родственники убитой девочки? Может, кто-то слышал, на каком языке переговаривались убийцы? Тогда прояснилось бы, кто они. Захотелось найти место трагедии, чтобы поставить там хотя бы крест – не наш ли это христианский долг?.. Этими мыслями мы поделились с духовенством Литовской епархии. Молодые свято-духовские иереи отец Виталий и отец Владимир согласились с тем, что необходимо расследовать факты истории Русской Православной Церкви, пока еще живы свидетели, и пожелали отправиться с нами в путь.
 
Первой удачей стала встреча с Оной Моркунене из Сургантишек. Она училась вместе с Маритей Дубосайте, показала школьный групповой снимок. Она хорошо помнит тот день - 29 апреля 1944 года. Их дом стоял в лесу у дороги, семья только села завтракать, как раздался рев мощных моторов, скрежет тормозов и выстрелы. Выскочили из дома и увидели немецкую машину, которая рванула в сторону Румшишкес.
 
На дороге осталась искареженная машина, мотор которой работал, а шофер будто спал, но руля из рук не выпускал. Рядом с ним сидел человек в черном, держа в руках газету. Сзади сидели, откинувшись, двое. У женщины на руке были красивые часики – таких в деревне еще не видели.
 
Позже нашли Марите Дубосайте. Немец выстрелил ей в голову. Она Моркунене сказала, что это могла видеть Анастасия, ехавшая на велосипеде их Круони. Девушка заметила немцев и якобы спряталась за щиты для задержания снега. У нее на глазах немец схватил Марите за волосы и выстрелил в нее. Но на каком языке говорили убийцы – Моркунене не знает.
 
Естественно, возник вопрос: может, Анастасия и есть та гимназистка, что узнала гестаповца по шраму на лице и запомнила номер машины каунасской полиции?
 
...Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом, и что поддержка верующих придаст им вес в глазах населения. Сегодня из немецких и советских архивов известно, что у митрополита Сергия был опыт общения и с гестапо, и с НКВД. Еще в Москве, в Даниловом монастыре, тогда еще иеромонах Сергий (Воскресенский) был весьма близок к Патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители.
 
Может быть, тогда-то владыка и научился искусству лавирования в интересах возрождения Церкви? В узком кругу приближенных к нему людей он не раз повторял: «И не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно!..»
 
Иподиакон митрополита Сергия в военные годы, а ныне певчий собора Свято-Духова монастыря Борис Николаевич Лебедев вспоминает: «Владыка обращался с немцами официально, а они все крутились вокруг его, следили за ним, даже в алтарь входили. А он чуть что – ускользал, ехал в Ригу или Таллин. Мое мнение такое, что он больше сочувствовал Москве, там и мать его жила...»
 
Матери экзарха, Зое Дмитриевне, в 1946 году прислали кованый сундучок, а в нем – то, что осталось от сына: панагия, пуховое одеяло, подушка и рубаха с двенадцатью дырочками от пуль...
 
...В 1941 году владыка добился у немцев разрешения организовать православную миссию в оккупированных областях Прибалтики. За три года были открыты сотни закрытых приходов, возобновилась просветительская и благотворительная работа, была создана внутренняя миссия по окормлению беженцев и военнопленных в лагерях и больницах. Митрополит Сергий добился у немцев для беженцев пособия, продовольствия, медикаментов. В это голодное время церкви имели и свечи, и масло, и просфоры для богослужения, даже вино для Таинства причастия привозили в епархию немцы. Талантливый администратор и дипломат митрополит Сергий сумел организовать издание церковных газет и журналов, возобновить преподавание в школах Закона Божия, даже открыть православный музей. В Вильнюсе на базе Духовной семинарии 58 молодых людей обучались на пастырско-богословских курсах, ими руководил бывший проректор Московской духовной академии В.Виноградов.
 
Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР давало фашистам в политическом смысле перевес над коммунистами, и это, в числе других причин, заставило Сталина резко изменить его отношение к Церкви. Осенью 1943 года были разрешены выборы Патриарха, прекратилась деятельность Союза воинствующих безбожников, открывались новые приходы, духовные семинарии. Из лагерей ГУЛАГа стали отпускать на волю священнослужителей. Но митрополит Сергий предвидел новые репрессии: «Сталин не Савл и никогда не станет Павлом», – говорил он в своем Пасхальном приветствии к православным Прибалтики, заставляя усомниться тех, кто поверил, будто Сталин стал благочестивым и действительно изменил свое отношение к Церкви. Конечно, это не могло понравиться кремлевскому диктатору.
 
Немцы же были недовольны размахом церковного возрождения и отказом митрополита выполнять их требования и признать выборы Патриарха неканоничными. Весной 1944 года IV отделу полиции безопасности и гестапо уже был известен каждый шаг православного экзарха: и то, что он отмежевывается от других иерархов, которые тесно сотрудничают с немцами, и что он слушает московское радио, и что любит советскую песню «Синий платочек»... Немцы поняли, наконец, что экзарх только создавал видимость служения им, а на самом деле главным для него была церковная работа по объединению трех Церквей соседних прибалтийских государств для выполнения назначенной им православной миссии по возрождению церковной жизни.
 
...Теперь место убийства у Сургантишек не узнать: перекопали, когда строили Каунасскую ГЭС. Раньше слева и справа от дороги возвышались откосы. Это было удобное место для злоумышленников: жертве деваться некуда. Рассказ Анастасии нас разочаровал. Она действительно возвращалась домой из Круони на велосипеде, но убийство к тому времени уже совершилось. Преступников и след простыл, а Марите лежала бездыханно на земле. Настя наклонилась, глянула в неподвижные зрачки подружки – и в ужасе помчалась домой, ничего не видя вокруг.
 
Муж Анастасии, Ярослав, не сомневается: «Немцы это, немцы убили архиерея и Марите! А как это было, могла видеть Мальвинка, она пасла коров на откосе. Только нет ее, умерла год назад».
 
...Старший брат Марите, Бернардас Дубосас, рано утром 29 апреля 1944 года, отправился на телеге в лес рубить дрова, а Марите послали в Круониса за дрожжами для булок: 1 мая ей исполнилось бы 16 лет. «Марите была славная, самая красивая из семерых моих сестер, – вспоминает Бернардас. - Она училась и в хозяйстве работала, как все в деревне. Нашу мать убили в самом начале войны, а сестренку – в конце. Жаль ее». Бернардас считает, что убийцы убрали Марите, чтобы не было свидетелей. Когда собрались люди и приехал немецкий грузовик, Бернардас с соседом погрузили трупы, и машина покатила в каунасский морг.
 
Вся жизнь митрополита с 1941 года была в пути. И Святую Пасху 16 апреля 1944-го он служил во Пскове, в Троицком соборе, потом отправился в Псково-Печерский монастырь, а оттуда в Ригу. В Фомино воскресенье владыка служил литургию в Рижском кафедральном соборе, а 27 апреля, в день святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, архипастырь приехал в Вильнюс.
 
На архирейское благослужение собрался чуть не весь православный Вильнюс. Все радовались возвращению владыки, которого любили и ждали. И он сам был возбужден и радостен. Кто-то фотографировал в этот день крестный ход. Теперь это – исторические снимки, запечатлевшие экзарха во время его последней службы. В этот день глава епархии встретился с выпускниками Пасторско-богословских курсов – будущими священниками для всего экзархата. Ведь в СССР с первых лет советской власти закрылись все духовные учебные заведения, священники были арестованы и сосланы на Соловки и в Сибирь. И вот теперь в оккупированном Вильнюсе подготовлены новые пастыри для верующего народа Прибалтики.
 
28 апреля, в пятницу, пришла телеграмма из Риги: скончался друг митрополита, оперный солист Дмитрий Смирнов, певший еще с Федором Шаляпиным в Мариинском театре. Владыка любил хорошее церковное пение и, чтобы придать архиерейскому богослужению особую торжественность, привозил с собой обладателей хороших голосов. В Ригу он решил взять бас московского Большого театра - певца Иннокентия Редикульцева: тот попал с женой в немецкое окружение под Смоленском и теперь солировал в хоре Свято-Духова монастыря.
 
Отслужив панихиду по усопшему Дмитрию Смирнову, владыка сказал сослужившему ему священнику Михаилу Кузьменко: «Сегодня я отпевал себя».
 
Предчувствие смерти не оставляло экзарха в последний год. Он позаботился о духовном завещании, в котором назначил трех кандидатов в заместители экзарха. Оставил распоряжение о своем погребении в Риге на Покровском кладбище.
 
...Алла Ивановна Огиевич (ныне Буцкене) в свои 16 лет пела на клиросе Свято-Духовской церкви и была счастлива от близости к архипастырю, когда он выходил из Царских врат. «Все сверкало, когда он появлялся, – вспоминает она. – Это был замечательный архиерей. Все очень любили его. 29 апреля мы провожали владыку в Ригу до самого лимузина у Святых ворот. Он со всеми прощался, всех благославлял. Кроме шофера с ним поехали Иннокентий Фокич Редикульцев с женой Марией Михайловной. А через два часа произошло ужасное убийство»...
 
На судебном процессе по делу о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Латвийской, Литовской и Эстонской ССР были представлены секретные документы, указывавшие на убийство экзарха нацистами. О совершении же этого преступления советской разведкой имеется лишь одно свидетельство рижского священника Николая Трубецкого, активного участника Псковской миссии, организованной митрополитом Сергием. За участие в ней батюшка отсидел в лагере 10 лет и потом рассказывал, что получил признание одного заключенного о том, что по приказу МГБ тот участвовал в убийстве экзарха. Однако документов, подтверждающих это, нет.
 
...Недалеко от Сургантишек, перед поворотом дороги к Круони, стоят на пригорке три словно обгоревших деревянных ствола. Рядом – отшлифованный гранит с выбитой по-литовски надписью: «На этом месте в 1943 году немецкие фашисты расстреляли партизан Великой Отечественной войны Жигунова, Зарембу, Садаускаса».
 
В этих местах то и дело попадаются кресты, вырезанные из дерева народными умельцами, на них – фигурки Христа скорбящего – Rupintojelisa. Почему бы не отметить белым крестом, как на Покровском кладбище в Риге, и место убиения митрополита Сергия (Воскресенского), экзарха Прибалтики и митрополита Литовской и Виленской епархии? Воздать дань памяти всем жертвам вероломного нападения на пустынной лесной дороге под Ковно в то утро 29 апреля 1944 года?
 
Ирина АРЕФЬЕВА,
председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос».

Источник: «Православная Москва», № 10 (340) май 2005 г.

Категория: Материалы из прессы | Добавил: Феодоровна (24.09.2010)
Просмотров: 1293 | Теги: митрополит, Сергий Воскресенский, Гибель, Прибалтика, Экзарх, литва
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа