ЧУДНЫЙ ДЕНЬ
3 января
Некогда жили два брата вместе. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и детей своих, и поэтому вся семья была счастлива и богата.
Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:
— Брат мой, ваш отец знает такой день, усердно потрудившись в который, можно навсегда обогатиться и потом жить без труда; я и сам испытал это на. себе, но теперь забыл, какой именно это день; и потому идите к вашему отцу, он наверное скажет вам об этом дне.
Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:
— Отец наш, укажи нам тот день, потрудившись в который, мы могли бы счастливо жить без труда.
Отец, поняв в чем дело, отвечал:
— Я сам, дети, забыл этот день; но идите и трудитесь один год: за это время вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.
Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заметили. Отец воздал им за труды должное и сказал:
— Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре сезона: весну, осень, зиму и лето, трудитесь усердно, и вы найдете день тот.
Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели.
Отец по окончании года дал им такой совет:
— Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь прилежно, и найдете этот день.
Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли и в конце года сказали отцу:
— И опять указанного тобою дня мы не нашли и, поскольку очень утомились, а к тому же и средства к жизни себе при обрели, то более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня.
Отец отвечал:
— Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно приобрели для себя большое обеспечение в жизни, посему с этого дня можете жить спокойно; но если бы вы стали еще трудиться несколько лет так же, то вашего богатства хватило бы и вам, и детям вашим, а также и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день...
Дети поняли своего отца и сказали:
— Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.
— Но я еще не все сказал вам, — продолжал отец, — счастливый день для нас тот день, в которой мы, благочестно, во славу Божию и на пользу ближних наших пожив в этом временном мире, мирно и праведно скончаемся и переселимся в тот мир, где нет болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. К этому дню мы и должны неустанно готовиться, запасаясь сокровищами Небесными.
СВЯТОСТЬ ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБРЯДОВ
4 января
Близ одного села дети пасли овец. Им хотелось играть.
— Во что будем играть? — спрашивали они друг друга.
Предлагались разные игры, но они не принимались большинством. Наконец один из мальчиков победовее предложил:
— Давайте служить Обедню, как служат в Церкви.
— Обедню! Обедню!.. Давайте! — раздались резвые голоса детей.
Тотчас были распределены роли: кому быть священником, кому диаконом, кому клириками, кому богомольцами.
Достали вина, хлеба, фимиама, подходящих сосудов; соорудили престол, жертвенник; зажгли свечи. Начали служить. Дети, видимо, были хорошо знакомы со всеми подробностями церковного Богослужения, за что честь и хвала их родителям. Но худо то, что они вместе с тем не научили детей относиться с должным страхом и благоговением к великим священнодействиям Литургии.
Кощунственная игра продолжалась. И вот, когда настало время пресуществления, а затем и раздробления хлеба для причащения, только что были произнесены соответственные молитвословия и возгласы, как внезапно грянул гром, упал с Неба огонь, который мгновенно и сжег все: и хлеб, и вино, и камень, служивший неразумным детям-кощунникам вместо престола. Все дети при этом от ужаса пали на землю и лежали без чувств.
Родители детей, не дождавшись в урочный час их возвращения, поспешили на место, где пасся скот. Пришли туда, где юные пастухи затеяли опасную игру. Страх, ужас и удивление объяли родителей, когда они нашли своих детей немыми, потерявшими сознание и близкими к смерти.
Несчастных детей доставили домой. Здесь о них молились Богу и прибегали к другим средствам, чтобы привести детей в сознание.
Наконец дети очнулись и, когда пришли в себя и совершенно оправились, рассказали все, как было.
Выслушавши рассказ о столь вразумительном и поучительном событии, родители и все бывшие с ними, а в том числе и сами вразумленные Богом дети, прославили величие и святость установленных Самим Господом церковных Таинств.
О ДИВНОМ СТОЛПНИКЕ
7 января
Близ города Едесса в пустыне спасался один старец. Он стоял безсходно на столпе сорок девять лет.
К столпнику пришел святитель Феодор, епископ Едесский, и в беседе о спасении души спросил:
— Что заставило тебя, человече Божий, взойти на столп и столько лет на нем подвизаться?
Столпник рассказал следующее:
«Вместе со старшим братом мы ушли от мира еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем удалились в пустыню и, нашедши тут две пещеры, поселились: я в одной, брат в другой. Время мы проводили здесь в безмолвии, посте и молитве и сходились друг с другом только в дни воскресные.
Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для собирания злаков и кореньев в пищу и находились на некотором расстоянии друг от друга, вдруг я заметил, что брат мой внезапно остановился на одном месте, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое — и что же? Вижу громадное количество рассыпанного золота. Недолго думая, я снял с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию.
После сего, не сказавши брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и больницу и при них основал монастырь, поместивши в нем сорок иноков. Все устроенное я поручил опытному игумену, дал ему на нужды тысячу златниц, другую тысячу раздал нищим и затем снова, оставив мир, возвратился в пустыню к своему брату.
На пути я начал высокоумствовать о себе и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра на найденное им золото, и, когда подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мною. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозными видом и говорит:
— Знай, что все, что ты сделал, не стоит скачка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже не стоишь и того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишь себя от своего греха.
После сих слов Ангел стал невидим, а я пошел к пещере своего брата и, действительно, к своему ужасу, не мог увидеть его!
Много тут пролил я слез, и даже от горя и плача пришел в изнеможение...
Наконец, Господь сжалился надо мною: я услышал голос, повелевающий мне идти вот на это место, где я теперь стою на столпе пятидесятый год. Лишь недавно я получил здесь откровение через Ангела о полном прощении греха самомнения и гордости и о том, что я увижусь с братом в обителях Небесных».
Выслушавши этот рассказ от дивного старца, святитель поклонился ему и прославил Бога, вразумляющего людей и наставляющего их на путь истины.
ИСКУШЕНИЕ НЕОПЫТНОГО ПОДВИЖНИКА
9 января
В одном монастыре жил молодой инок. Он имел большое желание спастись. Пришел к игумену и говорит:
— Благослови меня, отче, идти в пустыню на подвиги, а здесь среди братии я не могу достигнуть святости.
Игумен отвечал:
— Для пустыннических подвигов, сын мой, ты еще слишком юн и неопытен, да и в монастыре ты еще так мало жил. Продолжай нести иноческое послушание наравне с прочими братиями; будь смирен и не стремись выделиться из среды прочих, оставь мысли о своем превосходстве над другими, помня слова Спасителя: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30).
— Нет, отче, я чувствую в себе призвание к подвигам и достаточную для этого силу: отпусти меня и не ставь препятствий к достижению святости.
— Я уступаю твоим настоятельным просьбам, — сказал старец с печалью в голосе, — но знай, что не Бог влечет тебя вон из сей обители, но диавол, который хочет ослепить тебя гордостью и самомнением и погубить. Иди, и пусть будет с тобою Бог, Которому мы будем молиться о даровании тебе помощи в преодолении всех козней врага рода человеческого.
Инок ушел в пустыню, нашел там пещеру и поселился в ней. Начал упражняться в строгом соблюдении пустынножительства: постоянном Богомыслии, молитвенном бдении и строгом посте.
Сперва все шло хорошо, и инок думал, что побеждает диавола. Но он жестоко ошибался: диавол лишь выжидал момента, когда в сердце юноши зародится самообольщение, чтобы потом, возрастив эти плевелы, заглушить все добрые порывы души и поработить волю.
Видя, что желанное совершилось в сердце молодого пустынника, диавол приступил к осуществлению своих адских замыслов. Он преобразился в светлого ангела, явился неопытному подвижнику и сказал:
— Знай, что ради твоей чистоты и доброго жития послал меня Господь служить тебе.
— Да что же я сделал такого, чтобы служили мне Ангелы?! — воскликнул приятно пораженный монах.
— Все, что ты сделал доселе, — отвечал бес, — велико и
высоко перед Богом. Ты оставил мир и сделался монахом; ты постоянно утруждаешь себя молитвою и постом; ты даже в пустыню ушел. Как же Ангелам не служить тебе?
Монах стал думать:
— А что, ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок перед Богом!..
Диавол же продолжал делать свое дело неотступно: он все являлся и являлся иноку под видом ангела доброго и все более и более укреплял его в самомнении и самообольщении. К прежним своим козням бес присоединил новую.
Одного человека обокрали воры; он пришел к иноку, как к угоднику Божию, спросить о своей покраже. Перед этим диавол явился иноку опять как бы в виде ангела и сказал:
— Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное у него лежит в таком-то месте.
Монах указал по наущению диавола, и потерпевший нашел свои вещи. После чего он прославил инока на всю округу, как угодника, так что к пустыннику стало стекаться множество народа со всех мест; молодой инок всем предсказывал, и слава все распространялась и распространялась. От такого внезапного успеха у пустынника окончательно вскружилась голова, и он решительно вообразил себя великим чудотворцем и пророком.
Тут диавол не замедлил явиться снова и опять сказал ему:
— Знай, отче, что ради ангелоподобного и непорочного твоего жития скоро явятся к тебе другие ангелы и с телом возьмут тебя на Небеса, и там будешь вечно царствовать со всеми святыми.
Выслушав это, инок смутился и, когда послушник принес ему из обители обычную пищу, он сказал последнему, чтобы тот пригласил к нему в пустыню игумена. Игумен пришел. Увидевши его, подвижник воскликнул:
— Ах, чем я заплачу тебе, отче, за все, что ты сделал для меня?!
— Да что же я сделал для тебя? — спросил игумен.
— Да как же, — отвечал монах, — через тебя я сподобился принять Ангельский образ, ради тебя я получил пророческий дар; ради тебя вижу ангелов и завтра через них имею быть вознесенным на Небеса!..
Слушая прельщенного инока, смиренный старец даже разгневался и стал укорять его, и в заключение сказал:
— Не выйду же от тебя дотоле, пока сам своими глазами не увижу того, что готовится тебе.
И, затворившись, остался с иноком в пещере. Когда пришло время, назначенное диаволом для взятия инока, он увидел явившихся бесов и воскликнул:
— Вот, отче, пришли!
— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! — сказал игумен, схвативши инока рукою, — помоги сему прельстившемуся рабу и не предай его нечистым бесам в обладание!
Бесы окружили свою жертву, стараясь вырвать ее из рук старца. Старец возгласил:
— Силою Честного и Животворящего Креста Господня запрещаю вам, злые и нечистые духи, прикасаться к сему рабу Христову, запечатленному благодатию Святого Духа!
Диавол и ангелы его со скрежетом зубов отпрянули от инока, сорвавши с него его мантию, с которою и скрылись.
— Молись! — сказал игумен трепещущему от страха монаху, чтобы Господь пощадил твою ослепленную душу и дал тебе духовное прозрение...
Они оба пали на землю и стали молиться. Во время молитвы похищенная бесами мантия спустилась вниз вся изорванная и испачканная.
— Видишь ли, безумный, — сказал старец, — что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы таким ужасным образом предал им, окаянным, свою душу.
Старец снова взял инока в монастырь, дал ему послушание служить в пекарне и поварне, а также участвовать в прочих службах монастырских. В этих благочестивых трудах своих монах мало-помалу отрешился от самообольщения и глубоким смирением снискал себе спасение.