Пятница, 29.03.2024, 14:44
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Истина в православии
*Сила молитвы и покаяния
*Чудный день
*Святость церковно-богослужебных обрядов
*О дивном столпнике
*Искушение неопытного подвижника

 
 
ИСТИНА В ПРАВОСЛАВИИ
 1 января (даты в тексте даются по старому стилю) 
 
Бог открыл людям истину. Эта истина — в Православной Церкви, которую святой апостол Павел так и называет: столп и утверждение истины (I Тим. 3, 15).

Эту святую и непреложную истину не в состоянии поколебать или как-либо  помрачить никакая злая сила, ибо что может противостоять силе Духа Святого, Который хранит в Церкви истину в век? 

Сколько раз «врата адова» восставали на Церковь, чтобы поколебать ее и таким образом затемнить хранящуюся в ней истину, но эти восстания кончались всегда посрамлением отца лжи и приводили к торжеству славы Божией.
 
После того, как Православие выдержало все страшные на­тиски диавола, выразившиеся в ужасных гонениях на христиан от иудеев и язычников, для затемнения истины выдвинуты были темной силой всевозможные ереси и лжеучения.
 
Больше других волновала Святую Церковь арианская ересь, отвергавшая Божество Иисуса Христа. Этою ересью были заражены целые области христиан, большинство вельмож и знатных людей и даже некоторые цари греческого государства. Этой ереси был предан также и царь Валент, живший в IV веке.
 
Царь Валент издал распоряжение закрыть все православные храмы и передать их во власть арианам, епископов же пра­вославных изгнать из своего государства. Но некоторые из священнослужителей смело предстали перед царем и, обличив его заблуждение и жестокость, сказали:

— Ты царь и должен поступать по-царски: с рассуждением и обдуманно. Мы готовы признать арианское учение как истинное, но требуем, чтобы истина была подтверждена свыше.

— Как это может быть? — спросил царь.

— Позволь одному из нас, именуемому Василием Великим, войти в собеседование о вере с арианами в присутствии народа под твоим наблюдением.

Валент согласился на это предложение и призвал святителя Василия Великого в Никею. Здесь был собран народ — ариане и православные.
Святитель Василий сказал царю:

— Я хочу, чтобы наш спор рассудил Сам Бог. Вели запереть двери этой церкви, где мы собрались, и пусть ариане молятся, чтоб двери сами собою отворились; если будет по молитве их, значит истина на их стороне; если же нет, тогда помолимся мы, православные, ибо мы твердо уверены, что истина — в Право­славии.

Валент и ариане согласились и стали молиться. Они моли­лись с утра до вечера, но двери не открывались. Настала оче­редь православных.
Святитель Василий Великий с клиром и народом приблизился к дверям, преклонил колена и стал молиться, подобно Илии пророку во дни Ахава царя на горе Кармиле:

— Господи! Яви славу Твою этим заблудшим людям. Открой ослепшие очи их, да признают истину Твою и распря в Церкви  Твоей да прекратится. Отверзи двери милосердия Твоего и подай спасение погибающим!..

Во время молитвы вдруг загремел гром, сотряслось здание храма, и двери сами собой открылись. Все ужаснулись и прославили Бога, засвидетельствовавшего истину.
После этого царь отменил свой указ и возвратил церкви православным; Василия же одарил богатыми дарами на дела милосердия и отпустил с честью.
 
 
СИЛА МОЛИТВЫ И ПОКАЯНИЯ
2 января
 
У одного из цареградских вельмож во дни святителя Василия Великого была единственная дочь-красавица. Вельможа сей был благочестивым христианином, как мог служил Богу, Которому поэтому хотел посвятить и дочь свою.
 
Но этого доброго намерения не смог вынести и потерпеть враг человеческого рода — диавол; он решил воспрепятствовать осуществлению задуманного намерения и погубить невинность дочери благочестивого вельможи.
 
Орудием своего замысла диавол избрал одного юношу, слугу вельможи, у которого возбудил непреодолимую страсть к дочери его господина.
 
Благородная девица на все происки и ухаживанья своего слуги отвечала полным презрением и даже неоднократно пыталась образумить его напоминанием о разнице в их положении, но сжигаемый дьявольской страстью юноша обратился за содействием к чародею.
 
Чародей сказал прямо, что ему может в данном случае помочь лишь сатана. Юноша, по научению чародея, отправился в указанное им место и стал призывать князя тьмы. Тот не замедлил явиться и спросил у юноши:
 
— Веруешь ли в меня?
 
— Верую, — отвечал дрожащий от страха юноша. Сатана продолжал:

— Да, вот, вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи; а когда я помогу вам, опять идете к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от. Него навсегда, и тогда я исполню твое желание.

Юноша согласился и сделал все, как требовал сатана. После этого бесы приступили к своему делу: они начали неуклонно действовать на невинную и благонравную дочь вельможи, возбуждая в ней постепенно сперва нечистые помыслы, а потом и неудержимое влечение к юноше-слуге. В конце же концов она пришла к отцу и объявила о своем страстном желании выйти замуж за слугу.

— Что ты говоришь, дочь моя, — в ужасе вскричал пора­женный неожиданностью отец, — возможно ли такое безумие?! Твоей руки давно ищут лучшие и знатнейшие люди нашей столицы, — до сих пор ты всем благоразумно отказывала, готовясь предать себя на служение Богу... И вдруг... О, это невозможно!.. Я скорее умру от печали, но никогда, никогда не соглашусь на то, чтобы ты, моя единственная любимая дочь, украшенная телесною и духовною красотой, сделалась женой презренного слуги, к тому же отступника от Христа и богохуль­ника, о чем я имею сведения от нашего пресвитера...

Несмотря на все видимые терзания оскорбленного в лучших своих чувствах и намерениях отца, несмотря на его старческие слезы и упрашивания, и даже угрозы, уязвленная диаволом дочь осталась непреклонной и в заключение всего решительно объявила:

— Если я не буду женой этого юноши, наложу на себя руки!..

 
Тогда отец вынужден был уступить и согласился на брак своей дочери с юношей-богоотступником, утешая себя един­ственной надеждой — при помощи Божией возвратить мужа своей дочери в лоно Христовой Церкви.
 
Только сделавшись женою слуги-богоотступника, дочь вельможи постигла и почувствовала весь ужас своего поступка и своего положения и горько раскаялась.
Она вместе с отцом своим начала усердно молиться Богу.
 
Бог внушил им обратиться к святому Василию Великому, а святитель горячей молитвой и увещаниями убедил молодого мужа в необходимости полного раскаяния.
 
После слезного раскаяния грешник был удален святителем в одну из келлий, где оба некоторое время подвизались в молитве и строгом посте.

— Как ты чувствуешь себя, сын мой? — спросил после этого святой Василий.

— В великой беде нахожусь, отче, — отвечал молодой муж, — ибо бесы совершенно не дают мне покоя.

Святитель сказал:

— Не бойся, чадо, только веруй!

И, благословив его, оставил одного для продолжения подвигов. Через несколько дней святой Василий опять спросил:

— Как себя чувствуешь?

— Ничего, отче, теперь я только издали слышу вопли бесов, сами же они не мучают меня.

После сорока дней покаяния юного мужа святитель опять пришел к нему и спросил:

— Ну, как теперь себя чувствуешь, брат?

— Теперь, слава Богу, отче: сегодня ночью я видел тебя боровшимся с диаволом и одолевшим его.

Святой Василий собрал весь клир церковный, множество хрис­тиан и провел с ними всю ночь в молитве о юном подвижнике.
 
На другой день при пении псалмов привели юношу в церковь. Тут диавол вдруг стал страшно мучить юношу, так что последний закричал, обращаясь к святителю:

— Святителю Божий, помогай мне!

Василий сказал диаволу:

— Неужели не довольно для тебя одной твоей погибели, за что же мучаешь других?

Диавол отвечал:

— Обижаешь меня, Василий. Не я к нему пришел, а он ко мне, и его писание, которое у меня в руке, я покажу на Суде общему Судие и Владыке.

Святитель сказал:

— Благословен Господь Бог мой! Не сведут к земле эти люди простертых к Небу рук своих до тех пор, пока не возвратишь ты мне рукописание юноши.

И, обратившись к народу, воскликнул:

— Поднимите руки ваши на высоту Небесную, все вопия со слезами: «Господи, помилуй!»

И вся церковь стала молиться с воздетыми к Небу руками. Такой пламенной молитвы о юноше не мог вынести диавол, он бросил рукописание юноши, навсегда оставив последнего в покое.
 
Святой Василий взял рукописание, при всех разорвал его, подвел юношу к алтарю, приобщил его Святых Тайн Христо­вых, и после этого все, славя Бога, разошлись по домам.
Вот как велика сила молитвы и покаяния! 
 

 
ЧУДНЫЙ ДЕНЬ
3 января
 
Некогда жили два брата вместе. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и детей своих, и поэтому вся семья была счастлива и богата.
 
Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:

— Брат мой, ваш отец знает такой день, усердно потрудив­шись в который, можно навсегда обогатиться и потом жить без труда; я и сам испытал это на. себе, но теперь забыл, какой именно это день; и потому идите к вашему отцу, он наверное скажет вам об этом дне.

Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:

— Отец наш, укажи нам тот день, потрудившись в который, мы могли бы счастливо жить без труда.

Отец, поняв в чем дело, отвечал:

— Я сам, дети, забыл этот день; но идите и трудитесь один год: за это время вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.

Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заме­тили. Отец воздал им за труды должное и сказал:

— Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре сезона: весну, осень, зиму и лето, трудитесь усердно, и вы найдете день тот.

Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели.
Отец по окончании года дал им такой совет:

— Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь прилежно, и найдете этот день.

Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли и в конце года сказали отцу:

— И опять указанного тобою дня мы не нашли и, поскольку очень утомились, а к тому же и средства к жизни себе при­ обрели, то более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня.

Отец отвечал:

— Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно приобрели для себя большое обеспечение в жизни, посему с этого дня можете жить спокойно; но если бы вы стали еще трудиться несколько лет так же, то вашего богат­ства хватило бы и вам, и детям вашим, а также и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день...

Дети поняли своего отца и сказали:

— Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.

— Но я еще не все сказал вам, — продолжал отец, — счаст­ливый день для нас тот день, в которой мы, благочестно, во славу Божию и на пользу ближних наших пожив в этом вре­менном мире, мирно и праведно скончаемся и переселимся в тот мир, где нет болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. К этому дню мы и должны неустанно готовиться, запасаясь сокровищами Небесными.

 
 
 
СВЯТОСТЬ ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБРЯДОВ
4 января
 
Близ одного села дети пасли овец. Им хотелось играть.

— Во что будем играть? — спрашивали они друг друга.

Пред­лагались разные игры, но они не принимались большинством. Наконец один из мальчиков победовее предложил:

— Давайте служить Обедню, как служат в Церкви.

— Обедню! Обедню!.. Давайте! — раздались резвые голоса детей.

Тотчас были распределены роли: кому быть священником, кому диаконом, кому клириками, кому богомольцами.
 
Достали вина, хлеба, фимиама, подходящих сосудов; соорудили престол, жертвенник; зажгли свечи. Начали служить. Дети, видимо, были хорошо знакомы со всеми подробностями церковного Богослужения, за что честь и хвала их родителям. Но худо то, что они вместе с тем не научили детей относиться с должным страхом и благоговением к великим священнодей­ствиям Литургии.
 
Кощунственная игра продолжалась. И вот, когда настало время пресуществления, а затем и раздробления хлеба для при­чащения, только что были произнесены соответственные молитвословия и возгласы, как внезапно грянул гром, упал с Неба огонь, который мгновенно и сжег все: и хлеб, и вино, и камень, служивший неразумным детям-кощунникам вместо престола. Все дети при этом от ужаса пали на землю и лежали без чувств.
 
Родители детей, не дождавшись в урочный час их возвра­щения, поспешили на место, где пасся скот. Пришли туда, где юные пастухи затеяли опасную игру. Страх, ужас и удивление объяли родителей, когда они нашли своих детей немыми, поте­рявшими сознание и близкими к смерти.
 
Несчастных детей доставили домой. Здесь о них молились Богу и прибегали к другим средствам, чтобы привести детей в сознание.
 
Наконец дети очнулись и, когда пришли в себя и совершенно оправились, рассказали все, как было.
 
Выслушавши рассказ о столь вразумительном и поучитель­ном событии, родители и все бывшие с ними, а в том числе и сами вразумленные Богом дети, прославили величие и святость установленных Самим Господом церковных Таинств.
 

  
О ДИВНОМ СТОЛПНИКЕ
7 января
 
Близ города Едесса в пустыне спасался один старец. Он стоял безсходно на столпе сорок девять лет.
 
К столпнику пришел святитель Феодор, епископ Едесский, и в беседе о спасении души спросил:

— Что заставило тебя, человече Божий, взойти на столп и столько лет на нем подвизаться?

Столпник рассказал следующее:

«Вместе со старшим братом мы ушли от мира еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем удалились в пустыню и, нашедши тут две пещеры, поселились: я в одной, брат в другой. Время мы проводили здесь в безмолвии, посте и молитве и сходились друг с другом только в дни воскресные.

Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для соби­рания злаков и кореньев в пищу и находились на некотором расстоянии друг от друга, вдруг я заметил, что брат мой внезапно остановился на одном месте, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое — и что же? Вижу громадное количество рассыпанного золота. Недолго думая, я снял с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию.

После сего, не сказавши брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и больницу и при них основал монастырь, поместивши в нем сорок иноков. Все устроенное я поручил опытному игумену, дал ему на нужды тысячу златниц, другую тысячу раздал нищим и затем снова, оставив мир, возвратился в пустыню к своему брату.

На пути я начал высокоумствовать о себе и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра на найденное им золото, и, когда подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мною. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозными видом и говорит:

— Знай, что все, что ты сделал, не стоит скачка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже не стоишь и того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишь себя от своего греха.

После сих слов Ангел стал невидим, а я пошел к пещере своего брата и, действительно, к своему ужасу, не мог увидеть его!

Много тут пролил я слез, и даже от горя и плача пришел в изнеможение...

Наконец, Господь сжалился надо мною: я услышал голос, повелевающий мне идти вот на это место, где я теперь стою на столпе пятидесятый год. Лишь недавно я получил здесь откро­вение через Ангела о полном прощении греха самомнения и гордости и о том, что я увижусь с братом в обителях Небесных».

Выслушавши этот рассказ от дивного старца, святитель поклонился ему и прославил Бога, вразумляющего людей и наставляющего их на путь истины.
 
 
 
ИСКУШЕНИЕ НЕОПЫТНОГО ПОДВИЖНИКА
9 января
 
В одном монастыре жил молодой инок. Он имел большое желание спастись. Пришел к игумену и говорит:

— Благослови меня, отче, идти в пустыню на подвиги, а здесь среди братии я не могу достигнуть святости.

Игумен отвечал:

— Для пустыннических подвигов, сын мой, ты еще слишком юн и неопытен, да и в монастыре ты еще так мало жил. Про­должай нести иноческое послушание наравне с прочими братиями; будь смирен и не стремись выделиться из среды прочих, оставь мысли о своем превосходстве над другими, помня слова Спасителя: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30).

— Нет, отче, я чувствую в себе призвание к подвигам и достаточную для этого силу: отпусти меня и не ставь препят­ствий к достижению святости.

— Я уступаю твоим настоятельным просьбам, — сказал ста­рец с печалью в голосе, — но знай, что не Бог влечет тебя вон из сей обители, но диавол, который хочет ослепить тебя гордо­стью и самомнением и погубить. Иди, и пусть будет с тобою Бог, Которому мы будем молиться о даровании тебе помощи в преодолении всех козней врага рода человеческого.

Инок ушел в пустыню, нашел там пещеру и поселился в ней. Начал упражняться в строгом соблюдении пустынножительства: постоянном Богомыслии, молитвенном бдении и строгом посте.
 
Сперва все шло хорошо, и инок думал, что побеждает диавола. Но он жестоко ошибался: диавол лишь выжидал момента, когда в сердце юноши зародится самообольщение, чтобы потом, возрастив эти плевелы, заглушить все добрые порывы души и поработить волю.
 
Видя, что желанное совершилось в сердце молодого пустын­ника, диавол приступил к осуществлению своих адских замыс­лов. Он преобразился в светлого ангела, явился неопытному подвижнику и сказал:

— Знай, что ради твоей чистоты и доброго жития послал меня Господь служить тебе.

— Да что же я сделал такого, чтобы служили мне Ангелы?! — воскликнул приятно пораженный монах.

— Все, что ты сделал доселе, — отвечал бес, — велико и
высоко перед Богом. Ты оставил мир и сделался монахом; ты постоянно утруждаешь себя молитвою и постом; ты даже в пустыню ушел. Как же Ангелам не служить тебе?

Монах стал думать:

— А что, ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок перед Богом!..

Диавол же продолжал делать свое дело неотступно: он все являлся и являлся иноку под видом ангела доброго и все более и более укреплял его в самомнении и самообольщении. К прежним своим козням бес присоединил новую.
 
Одного человека обокрали воры; он пришел к иноку, как к угоднику Божию, спросить о своей покраже. Перед этим диавол явился иноку опять как бы в виде ангела и сказал:

— Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное у него лежит в таком-то месте.

Монах указал по наущению диавола, и потерпевший нашел свои вещи. После чего он прославил инока на всю округу, как угодника, так что к пустыннику стало стекаться множество народа со всех мест; молодой инок всем предсказывал, и слава все распространялась и распространялась. От такого внезапного успеха у пустынника окончательно вскружилась голова, и он решительно вообразил себя великим чудотворцем и пророком.
 
Тут диавол не замедлил явиться снова и опять сказал ему:

— Знай, отче, что ради ангелоподобного и непорочного твоего жития скоро явятся к тебе другие ангелы и с телом возьмут тебя на Небеса, и там будешь вечно царствовать со всеми святыми.

Выслушав это, инок смутился и, когда послушник принес ему из обители обычную пищу, он сказал последнему, чтобы тот пригласил к нему в пустыню игумена. Игумен пришел. Увидевши его, подвижник воскликнул:

— Ах, чем я заплачу тебе, отче, за все, что ты сделал для меня?!

— Да что же я сделал для тебя? — спросил игумен.

— Да как же, — отвечал монах, — через тебя я сподобился принять Ангельский образ, ради тебя я получил пророческий дар; ради тебя вижу ангелов и завтра через них имею быть вознесенным на Небеса!..

Слушая прельщенного инока, смиренный старец даже раз­гневался и стал укорять его, и в заключение сказал:

— Не выйду же от тебя дотоле, пока сам своими глазами не увижу того, что готовится тебе.

И, затворившись, остался с иноком в пещере. Когда пришло время, назначенное диаволом для взятия инока, он увидел явившихся бесов и воскликнул:

— Вот, отче, пришли!

— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! — сказал игумен, схвативши инока рукою, — помоги сему прельстившемуся рабу и не предай его нечистым бесам в обладание!

Бесы окружили свою жертву, стараясь вырвать ее из рук старца. Старец возгласил:

— Силою Честного и Животворящего Креста Господня запрещаю вам, злые и нечистые духи, прикасаться к сему рабу Христову, запечатленному благодатию Святого Духа!

Диавол и ангелы его со скрежетом зубов отпрянули от инока, сорвавши с него его мантию, с которою и скрылись.

— Молись! — сказал игумен трепещущему от страха монаху, чтобы Господь пощадил твою ослепленную душу и дал тебе духовное прозрение...

Они оба пали на землю и стали молиться. Во время молитвы похищенная бесами мантия спустилась вниз вся изорванная и испачканная.

— Видишь ли, безумный, — сказал старец, — что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы таким ужасным образом предал им, окаян­ным, свою душу.

Старец снова взял инока в монастырь, дал ему послушание служить в пекарне и поварне, а также участвовать в прочих службах монастырских. В этих благочестивых трудах своих монах мало-помалу отрешился от самообольщения и глубоким смирением снискал себе спасение.

Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (14.10.2010)
Просмотров: 1313 | Теги: Пролог в поучениях и рассказах, Сыны Царствия Христова
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа