Пятница, 29.03.2024, 02:37
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Царская одежда
*Любовь Божия
*Не берись не за свое дело
*О скупости
*Без чего нельзя жить
*Добровольное рабство выше свободы


ЦАРСКАЯ ОДЕЖДА
 10 января (даты в тексте даются по старому стилю)

Преподобный Маркиан пресвитер с особенным благоговейным чувством почитал святую мученицу Анастасию, в честь которой устроил церковь, где и пожелал поместить ее честные мощи. Для этого он пригласил патриарха Геннадия, духовенство и множество народа.

Когда шествие со святыми мощами началось, и преподобный Маркиан шел в передних рядах, к нему подошел нищий и попросил милостыни. У преподобного не было денег, но отпу­стить нищего без подаяния было не в его обычае. Он отозвал нищего в сторону, скрывшись с ним от народа на минуту, снял с себя единственную одежду, отдал ее нищему, а сам, оставшись в одном церковном облачении, стал снова в ряды священников и продолжал шествие. Поступка его никто не заметил.

Окончилось шествие. Святые мощи были с подобающей честью поставлены на определенное место. Стали служить Божественную литургию; Маркиан был в числе служащих.

По причащении Святых Тайн пресвитеры приступили к омовению уст и рук; тут был и Маркиан, который, стараясь скрыть недостаток в одежде, озирался на окружающих и оправ­лял на себе ризу. Между тем сослужащие Маркиану не только не замечали его наготы, но напротив, им даже казалось, что под ризой у него царская одежда, украшенная чудными само­цветными каменьями и золотом. Это многих соблазнило и смутило. Доложили патриарху.

— Да я и сам видел, — сказал святитель, — царскую одежду, которую и вы видели на нем!

Когда служба совершенно кончилась, патриарх подозвал к себе отдельно Маркиана и сказал ему:

— Ты, брат, поступаешь вопреки закону! Ну, прилично ли было литургисать тебе в одежде царской?

Преподобный со смирением пал к ногам святителя и воскликнул:

— Прости меня, владыко, я не виновен в этом!

— Да мы все видели тебя в царской одежде, — продолжал патриарх, — зачем запираешься?..

Но в это время некто из присутствующих открыл ризу пре­подобного, и все увидели тело его без всякой одежды!..

Святой Маркиан и сам был несказанно поражен всем происшедшим и не мог далее скрывать бывшего с ним на пути во время шествия.

Тут все убедились, что чудесная царская одежда, прикры­вавшая во время Богослужения тело преподобного Маркиана, была не что иное, как знак особенной Божией милости к Своему милостивому рабу.

Впоследствии преподобный Маркиан удостоен был от Бога и других великих милостей за свою любовь к бедным и несчаст­ным: он имел дар чудотворений, изгонял бесов, исцелял больных и даже воскрешал мертвых!

 

ЛЮБОВЬ БОЖИЯ
16 января

Бог любит человека и промыслителъно изыскивает разные пути к его спасению. Напротив того, завистник-диавол ненави­дит человека, как существо богоподобное, и всеми способами старается погубить его.

Один человек по внушению Божию, чтобы сохранить в чистоте и целомудрии юность свою, оставил мир и вселился в обитель. Диавол стал искушать его развратными внушениями, наводя на него скверные мысли и показывая ему такие же видения. Инок пришел в большое уныние и не знал, что ему делать. Тогда диавол таинственным голосом сказал иноку:

— Чтобы тебя не мучили мысли и видения, оставь монастырь на время и пойди поразвлекись.

Сбившийся с пути инок принял этот голос за голос Ангела Божия, пошел странствовать и, проходя одним из селений Египта, увидел девицу, дочь местного идольского жреца, и пленился ее красотой. Сжигаемый страстью к ней, инок при­шел к жрецу и стал просить его о том, чтобы он отдал дочь свою ему в жены. Язычник отвечал:

— Прежде спрошу у наших богов, что они скажут мне.

На вопрос жреца о том, отдавать ли дочь в замужество иноку, диавол устами языческого оракула отвечал:

— Если отвержется Бога своего и обетов Крещения, ровно как и обетов монашеских, тогда отдай.

Жрец эти слова передал монаху. Монах сказал:

— Готов от всего отречься, только бы получить дочь твою себе в жены...

Но жрец пошел опять к демону и сказал:

— Вот монах отрекся от всего, отдать ли теперь за него дочь?

— Не отдавай, отвечал демон, ибо хотя он и отрекся от Бога своего, но его Бог все же ему помогает и от него еще не отступил.

Жрец опять пересказал слова оракула иноку. Выслушав это, инок вдруг задумался, пришел в себя, раскаялся в душе и сказал:

— Если такую явил на мне благодать Господь, что и после того, как я отрекся от Него, не перестает помогать мне, то неужели и после этого я еще снова стану прогневлять Его?! О, благословен Бог христианский, милующий грешников и вразумляющий заблудших!..

И, воспев благость и любовь Божию, монах возвратился в свою обитель. Там он пересказал все случившееся с ним одному из блаженных старцев, который, оставив его с собою в уеди­ненной пещере, заповедал ему слезное покаяние, молитвенное бдение и строгий пост.

Инок исполнил наложенное старцем строгое послушание и, спустя некоторое время, получил откровение о полном проще­нии грехов.
 

 
НЕ БЕРИСЬ НЕ ЗА СВОЕ ДЕЛО
18 января

Одному монаху вообразилось, что он может легко и пра­вильно толковать Священное Писание. Об этом он, не скрывая, говорил всей братии. Наиболее ученые и опытные из братии предупреждали и говорили:

— Священное Писание, что небо звездное: смотришь на него и кажется, что все его видишь; но когда станешь всматриваться пристальнее — являются на нем все новые и новые звезды. Иногда на небе засверкает сияние, иногда появляются и исче­зают круги, мечи, кресты и другие знамения. Что все сие значит? Какой мудрец может изведать и объяснить? Таково.и Слово Божие. Много было праведников, пророков, святых отцов и учителей, трудившихся над уразумением и изъяснением Слова Божия, но никто из них в конце концов не сказал, как ты: «Я все знаю», но все сознавались, что невыразимые глубины премудрости Божией, заключающейся в благодатных словесах Его, неисследимы разумом человеческим.

Однако инок не вразумился этими словами.

Однажды он прочитал в Священном Писании следующее выражение: Не делайте брашна гиблющаго (Ин. 6, 27). Это зна­чит: не старайтесь и не ищите лишь пищи тленной, скоро съедаемой, но заботьтесь о приобретении пищи, пребывающей в Жизнь Вечную, которую даст вам Сын Человеческий Иисус Христос. Эти слова были сказаны Спасителем народу, насы­щенному Им пятью хлебами и двумя рыбами и искавшему Его, чтобы снова чудесно от Него напитаться.

Монах же понял слова Священного Писания так: живите совершенно без пищи и без труда, как бесплотные Ангелы; стало быть, кто занят телесным трудом, добывая себе насущ ный хлеб, о котором заповедал молиться Сам Господь в своей молитве, — совершает грех. Нелепость очевидная, но ослеплен­ный самомнением монах не замечал ее.

Так же неправильно понимал инок и слова Спасителя, обращенные к Марииной сестре Марфе: Печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра (Лк. 10, 41-42), которые имеют тот смысл, что все наши житейские попечения и дела могут быть разделены на две неравные части: попечение о теле и попечение о душе; попечение о душе составляет благую часть всех наших попечений, которую и избрала в данном случае Мария, не отка­зываясь в свое время и от трудов домашних, хозяйственных.

И вот, однажды этот монах пришел на гору Синайскую, где подвизался преподобный Силуан со своими учениками. Увидев всех их в чрезвычайных трудах физических, неразумный монах вздумал поучать их текстами из Священного Писания, которые, конечно, трудолюбивая братия преподобного Силуана знала и понимала несравненно лучше, чем он. Монах настави­тельно произнес:

— Не делайте брашна гиблющаго; Мария же благую часть избра.

Преподобный Силуан был человек мудрый; он не стал возражать неразумному гостю, но кротко предложил ему идти в особую келлию, которая стояла уединенно и никем не была занята. Приказав ученику своему Захарии отвести неразумного иравоучителя в эту келлию, он сказал иноку:

— Там ты можешь весь отдаться Ангелоподобному житию и совершенному покою, а нам сейчас некогда... работа неотложная...

Гость был затворен в келлии. А Силуан с братией продолжал трудиться. Наступил час трапезы. Братия по данному знаку пошла на обед. Гость через окно своей келлии видел все это и думал:

— Вот сейчас позовут и меня обедать. Но прошла пора обеда; братия снова вышла с преподобным Силуаном на работу, а гостя никто и не позвал. Подождавши еще немного, мучимый голодом, он, наконец, потерял терпе­ние, вышел из келии, пришел опять к преподобному и спросил:

— Что вы, отче, сегодня ели или нет?

— Ели, — отвечал старец, продолжая работать.

— Что же вы меня не позвали?

— Да зачем же звать тебя? Ты человек духовный, не нам плотяным чета, пищи не требуешь. Мы же, грешные, и есть хотим, и ради этого вот и работаем. Да, кроме того, ты ведь и сам же нам сказал, что благую часть избрал. Ну, так читай книги и сыт будешь словами духовными.

Тут гость понял свое неразумие, упал старцу в ноги и сказал:

— Прости, святый отче, мое безумие! Даю тебе слово никогда не браться за то дело, на которое я не призван и не благословлен никем.

Старец, конечно, простил и в заключение сказал:

— Не забывай, что и от телесного труда есть польза. Ведь и Мария ради Марфы похвалена была на вечери.

 
 
О СКУПОСТИ
19 января

Один цареградский богатый гражданин сильно заболел и с ужасом думал, что он может скоро умереть. Обратился к врачам за помощью и, несмотря на свою крайнюю скупость, много на них истратил денег. Но помощи никакой от них не получил. Напротив, болезнь все усиливалась и приводила больного все в большее и большее отчаяние.

Наконец, гражданин призвал к себе некоего пресвитера церкви и спросил у него, что ему делать. Пресвитер отвечал:

— Ты очень много полагался на свое богатство и на врачей земных. Теперь ты убедился, что в них нет спасения. Тебе бы следовало обратиться прежде всего к Небесному Врачу душ и телес, и ты, может быть, уже давно был бы здоров.

— А кто этот другой Врач и как я могу его умилостивить?

— Сей врач — Господь наш Иисус Христос. За Свои врачевания Он не требует для Себя никакой мзды. Но всегда охотнее помогает тем, кто милует нищих и убогих. Он всех и каждого учит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

— Ах, честной отец, указывай скорее мне нищих и убогих, я им готов раздать все свое имение, дабы мне не умереть, но иметь жизнь.

Пресвитер стал приводить к больному нищих, и больной щедро оделял всех золотом. Причем после каждого подаяния больному становилось все легче и легче. Когда же раздал он нищим и убогим тридцать литр золота, совершенно выздоровел.

— Так поступай и впредь, — сказал богачу пресвитер, — и будешь жив и здрав.

Но богач, погрузившись в прежние свои торговые дела и суету мирскую, не только забыл об этом наставлении старца и о полученной от Бога милости, но даже стал сильно скорбеть и жалеть о розданном во время болезни золоте. Это сожаление об утраченной части богатства перешло в страсть и не давало богачу покоя. Мало того, он даже стал через это относится к нищим с большою ненавистью, а пресвитера, подавшего ему спасительный совет, стал везде ругать и поносить.

Раз обезумевший скупец изливал свой гнев и свои сетования в присутствии одного из своих друзей, который был несрав­ненно благоразумнее его и к тому же искренний христианин.

— Зачем сквернить себя таким поношением? — сказал друг богачу. — Я с большею скорбью слушаю эти твои слова, нежели те твои стоны, которыми ты некогда оглашал твой дом, лежа на одре болезни! Брось совет диавольский и воскресившего тебя ради милостыни Бога не гневи. Иначе, кто знает, может быть Он внезапною смертью тебя поразит, и тогда без покаяния умрешь...

Далее приятель привел скупому евангельскую притчу против любостяжания, закончив буквальными словами Свя­щенного Писания: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 20)? Но скупец не вразумился.

После этого приятель его сказал ему:

— Ну, если не слушаешь меня, так вот что: пойдем со мною в церковь; там деньги твои я возвращу, только скажи перед Богом, что не ты сотворил милостыню, а я.

Сребролюбец на это согласился, и они оба пошли в церковь. Там он отрекся от своей милостыни и получил от друга золото. Довольный и радостный пошел богач домой. Но вдруг по выходе из храма он упал и умер!..

Ужас объял всех присутствовавших, которые, уходя домой, унесли в сердцах своих убеждение, что скупость человеческая есть мерзость в очах Всещедрого Бога.
 
 

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ
20 января

В одной пустыне порознь жили три пустынника. Они состязались друг с другом в различных пустынных подвигах и думали, что достигли великого совершенства.

Один из них, постясь и молясь, выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет Священного Писания.

Другой не только выучил, но и переписал все Священные Книги.

Последний, считая себя превосходнее остальных, при встрече с ними сказал:

— Что мы здесь будем жить в безвестности? Явим себя миру, и пусть все знают, какие есть на свете подвижники.

Все согласились и пошли искать славы. Но прежде решили зайти к одному весьма опытному в духовной жизни старцу, чтобы похвалиться ему достигнутыми результатами пустынно­жительства.

Первый пустынник стал хвалиться:

— Я, отче, день и ночь проводил в посте и молитве и все Священное Писание Ветхого и Нового Завета выучил наизусть. Какая мне будет за это от Бога награда?

Старец отвечал:

— Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет.

Приступил к старцу и второй, выставляя свои заслуги:

— А я ко всему тому, о чем говорил мой брат, еще присоединил один великий подвиг: я все Книги Священные Ветхого и Нового Завета переписал для себя. Что мне будет?

— И тебе нет пользы, — сказал с грустью старец.

Тут подошел третий пустынник и объяснил:

— Мне, наверное, готовится большая награда, так как я имею дар чудотворения.

Старец отвечал и этому так же:

— И тебе нет пользы, ибо ты отогнал от себя то, без чего жить нельзя.

— Что же это?

— Любовь.

И потом, обратившись ко всем троим, старец сказал:

— Вот я хочу испытать каждого из вас: первый должен сказать мне, что Сам Господь Иисус Христос говорил о любви; второй должен припомнить, что говорит о том же Его апостол и друг Иоанн, а третий должен привести о любви слова из посла­ ния к Коринфянам апостола Павла. Вы ведь сами сказали, что все Священное Писание знаете наизусть.

Первый из пустынников подумал и сказал:

— Господь Иисус Христос о любви учит так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая запо­ ведь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40).

Старец сказал:

— Верно. Теперь вижу, что Священное Писание знаешь хорошо. Теперь очередь второго.

Второй сказал:

— Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании о любви пишет так: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20-21).

— И ты верно передал Священное Писание, — сказал старец второму и затем обратился к третьему, — теперь говори ты.

У третьего лицо покрылось краскою стыда, однако он без запинки проговорил наизусть из Священного Писания:

— У апостола Павла есть также учение о любви христианской: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчин­ствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-13).

«Чудотворец» кончил. Все молчали и ожидали, что скажет старец. Но старец тоже молчал, значительно ускорив свою работу: он, разговаривая с пустынниками, все время плел корзины.

— Что же ты, отче, ничего нам больше не говоришь? — спросил один из троих.

— Но разве я могу больше сказать того, что вы сейчас сказали словами Спасителя и Его апостолов? — отвечал старец.

— Теперь ступайте с миром и живите, как знаете. А мне не мешайте более работать, так как каждая сделанная мною кор­зинка накормит в течение двух дней вдову и двух сирот.

После этих слов старца им все стало ясно. Получив благо­словение от старца, они ушли, но о славе своей личной уже не мечтали: сердца их наполнились другими намерениями, а в совести своей они слышали сладостный теперь для них голос: Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
 

 
ДОБРОВОЛЬНОЕ РАБСТВО ВЫШЕ СВОБОДЫ
 23 января
 
Епископ Ноланский святой Павлин не мог равнодушно пере­носить страданий своих соотечественников, томившихся в плену у вандалов. Он истратил все свое большое имение на выкуп из плена и на облегчение участи несчастных, так что сам в конце концов совершенно обнищал.

В это время приходит к нему одна вдова и с горьким плачем говорит ему:

— Отче святой! Ты многих избавил от тяжкого плена, ты многих спас от смерти; спаси от крайнего отчаяния и меня: дай мне денег на выкуп моего единственного сына!..

Святитель сильно растрогался рыданиями несчастной матери и пришел в крайнее смущение, так как не имел реши­тельно ничего, чем бы мог оказать вдове помощь. Он обыскал все углы своей келлии, но ничего не нашел. Тогда он вышел к просительнице и сказал:

— Утешься, раба Божия. Хотя нет у меня ни денег, ни ценных вещей и ничего, что могло бы быть предложено в выкуп твоего сына из плена, но я предлагаю тебе сделать вот что: пойдем с тобою во Фракию к зятю царя вандальского, князю, у которого в рабстве твой сын; ты предложи ему меня в обмен на твоего сына; если согласится — значит, твое счастье, и благодари Бога.

Вдова недоумевающе посмотрела на епископа и подумала, что он это говорит в шутку. Но святой Павлин понял ее и уже строго сказал:

— Епископы не шутят. Бери, что тебе дает Бог.

Вдова согласилась, и они пошли.

Пришедши к князю, вдова упала к ногам его и стала молить, чтобы он отпустил ее сына. Но князь остался совершенно глух к слезам и мольбам страдалицы-матери. Тогда она, указывая на святого Павлина, сказала:

— Господин, возьми этого человека вместо моего сына. Князь взглянул на Павлина, благообразное лицо которого сразу понравилось ему.

— А что ты умеешь делать? — спросил вандал у святителя.

— Я могу возделывать огород и ухаживать за садом, — отвечал святой Павлин.

— А мне как раз такой человек и нужен, — сказал князь. Таким образом святой Павлин сделался рабом вандальского князя, а сын вдовы был отпущен на свободу.

Своей долгой и верной службой царскому зятю святитель снискал к себе уважение господина, а своим благочестием и воею мудростию он заставил как самого князя, так и многих других обращаться к нему за советом.

Однажды князь, собираясь в дальний путь, стал у святого Павлина просить совета, как ему быть. Святитель прямо отве­чал ему:

— Не ходи в путь; ибо в настоящее время тебе надобно не о путешествии заботиться, а о том, чтобы удержать за собой пре­стол царский. Знай, что царь скоро внезапно умрет, и тогда, если не будет тебя здесь, не ты, а другой сделается царем.
Сильно был поражен этими словами князь. Он послушался Павлина, остался дома. При свидании своем с царем передал ему слова своего раба, которые и на царя произвели сильное впечатление, и он пожелал видеть удивительного прорицателя. Князь, отвечая царю, сказал:

— Я сегодня во время обеда пришлю его к тебе. Пришедши домой, князь велел святому Павлину отнести самому овощи к царскому столу. Павлин явился с овощами. Царь взглянул на него и ужаснулся... После обеда царь, подавленный мыслию о предсказанной святителем кончине, говорил своему зятю:

— То, что тебе сказал про меня раб твой, истина. Знай, что я сегодня во сне увидел суд над собою, и на этом суде, где были и все вельможи мои, выше всех сидел этот раб твой. Суд же надо мной кончился тем, что у меня отнята была царская власть моя. Спроси его, кто он? Я не думаю, чтобы он был из простого звания; ибо я видел его облеченным в высокий сан.

Когда князь, заклиная Богом, стал допрашивать святого Павлина о его звании, последний сказал:

—Я — человек, несущий добровольно иго рабства.

— Но какого ты происхождения?

— Мои родители были рабы Христовы; в этом рабстве родили и меня. Таково мое звание, и иного звания я не ищу.

При дальнейшей беседе князь, наконец, узнал, что Павлин — христианский епископ. Тогда он упал святителю в ноги и сказал:

—Проси у меня, святитель Божий, чего хочешь!

Святой Павлин испросил свободу всем пленникам своего города, с которыми возвратился домой, торжествуя и радуясь. Пророчество же его о смерти царя вскоре сбылось.

 

Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (15.10.2010)
Просмотров: 1356 | Теги: Пролог в поучениях и рассказах, Сыны Царствия Христова
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа