Четверг, 28.03.2024, 23:19
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Блаженнее давать, нежели принимать 
*Каждый сам за свои грехи ответит перед Богом
*Пример незлобия
*Не то хорошо, что хорошо началось, а что хорошо кончится
*Дружба
*Золото


БЛАЖЕННЕЕ ДАВАТЬ, НЕЖЕЛИ ПРИНИМАТЬ
7 марта

В одном монастыре жил затворник. Он для братии был образцом истинного монашества и подвижничества. Затворник этот издавна держал такое правило: никогда ничего не принимать от кого бы то ни было в виде подарка, награды, милос­тыни и прочего.
 
В этот монастырь однажды приехал некий вельможа и при­вез с собой богатые подарки для братии, которые и стал раздавать каждому монаху. Монахи приняли деньги от вельможи каждый по сребреннику.
 
После того стал богач упрашивать и затворника, чтобы и тот принял подаяние в виде златницы. Старец долго отнекивался, Но, наконец, не желая оскорблять высокого гостя, взял подарок.
 
Вельможа ушел, а затворник стал творить положенное вечер­нее правило. Помолившись, он лег на свое обычное ложе, на рогожу, разостланную на земле, чтобы немного уснуть. Вдруг он почувствовав себя как бы в исступлении и увидел себя стоящим в поле, покрытом сплошь плевелами... Вот являются и монахи его монастыря, а вместе с ними появился и какой-то грозный юноша, который, обращаясь к монахам, приказал:
— Начинайте жать эти плевелы!
Монахи убоялись и стали жать. Тогда юноша приступил и к старцу и тоже приказал:
— Опояшься и жни худую траву!
Старец стал отговариваться. Юноша еще строже прежнего сказал:
— Не имеешь права уклоняться, ибо нанялся с твоими монахами, взявши деньги у бывшего у вас вчера старейшины. Итак, приступи и жни!..
В это время затворник проснулся. Он понял, что значило это видение. Пригласил тотчас к себе одного из иноков и послал его к вельможе просить, чтобы он пришел к затворнику. Вельможа пришел. Старец стал умолять его взять обратно от него златницу, которую он принял в виде подарка. Старейшина отговаривался и упрашивал старца оставить златницу у себя, а также принять еще две.
— Возьми, отче святый, — говорил старейшина, — у меня много золота, а у тебя нет ничего.
 
— Монахи не должны иметь ничего, — отвечал старец. — У тебя много златниц, а у меня еще больше грехов; неужели ты хочешь, чтобы через твои златницы у меня грехов еще приба­вилось, и я приблизился к погибели?..
 
— Ну, так возьми для раздания нищим.
 
— Нищим ты можешь и сам раздать твои златницы, а меня оставь, ради Бога.
Старейшина не брал. Тогда затворник выбросил златницу в окно и, затворив его, не стал более говорить с соблазнителем-вельможей, а принялся творить утреннее правило, со слезами раскаиваясь в своем грехе.
 


КАЖДЫЙ САМ ЗА СВОИ ГРЕХИ ОТВЕТИТ ПЕРЕД БОГОМ
10 марта

Марк Египетский был тридцать лет безвыходно в затворе. Он принимал к себе лишь одного священника для того, чтобы исповедовать ему грехи свои и приобщаться Святых Тайн.
 
Диавол позавидовал праведности Марка и захотел соблаз­нить его на грех осуждения. Он вселился в одного человека и привел его к старцу как бы затем, чтобы святой сотворил над ним молитву.
— Но прежде чем молиться обо мне, — сказал пришедший бесноватый, — прошу тебя, отче, выслушай меня.
 
— Говори, — сказал старец, — какой недуг мучает тебя.
 
— Меня мучает сомнение, — продолжал устами просителя бес, — зачем ты принимаешь у себя, будучи праведным перед Богом, этого грешнейшего из грешных человека, который недостойно носит сан священника и оскверняет Святыню, которою ты причащаешься из его нечистых рук? Оставь соблазнять нас, не принимай более этого грешного священника.
Марк благодатью Святого Духа прозрел, кто говорит с ним, и отвечал:
— Чадо, всякий человек нечистое вон выбрасывает, а ты мне принес его. В Священном Писании сказано: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Пусть он и на самом деле грешник, но Бог спасет его. Ибо всякий сам за свои грехи ответит перед Богом, а мы что за судьи? Ведь написано и то еще: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).
Потом помолился и громко воззвал:
— Бес! Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю, выйди вон из человека сего, запечатленного благодатию Святого Духа!
Бес сотряс пришельца и тотчас вышел из него. Старец благословил освободившегося от диавола и отпустил его с миром совершенно здоровым и славящим Бога.
 
Через некоторое время пришел к старцу по обычаю священ­ник, чтобы совершить Таинство Причащения. Марк принял его с радостью. Когда священник стал у Святого Престола в келей­ной церкви, сошел с Неба Ангел Господень, возложил руку на голову пресвитера, отчего сей последний вдруг просветился чудным светом. Старец недоумевал, созерцая это видение. В это время послышался с высоты голос:
— О, человек! Что удивляешься сему? Если и земной царь не позволяет вельможам своим нечистыми предстоять перед собою, то неужели Царь Небесный не очистит служителей Святых Тайн и не освятит их Небесною славою?
Об этом видении Святой Марк Египетский рассказывал всем тем, кто склонен был к осуждению ближних, наипаче же иереев Божиих.


 

ПРИМЕР НЕЗЛОБИЯ
12 марта

В одном монастыре спасался инок по имени Кир. Его почему-то невзлюбили и старшие, и младшие монахи. Они постоянно обижали его.
 
Все оскорбления монахов Кир сносил с замечательным хладнокровием и даже добродушием. Это еще более злило оскорбителей, и они, по внушению отца всякого зла, диавола, готовы были извести незлобивого монаха.
 
Когда Кир являлся вместе с другими на послушание и нес его добросовестно и с радостью, его собратья не столько занимались своим делом, сколько неуместными шутками, насмешками и сплетнями, а то и бранью по адресу Кира, который, не обращая на все это внимания, благодушно пел псалмы или творил молитву Иисусову.
 
Когда Кир приходил на трапезу, его встречали с глумлением ругательствами:
— Вот урод пришел!..
 
— Выходец с того света!..
 
— Гоните его отсюда, пса смердящего... Вон, горбоносая кирка!..
Кир на это добродушно улыбался, благодарил братию и удалялся прочь из трапезной.
 
Так происходило почти каждый день. Прошло пятнадцать лет. А Кир все так же безропотно переносил унижения, оскорбления и голод.
 
Случилось в этом монастыре быть преподобному Иоанну Лествичнику. Узнав о замечательной незлобивости Кира, он пришел к нему, оказал ему почтение и в беседе с ним спросил:
— Как ты можешь каждый день переносить и голод, и унижения?
Кир отвечал:
— Поверь мне, брат, отцы не по злобе со мной так поступают, а только испытывают, подлинно ли я монах. Так, когда я поступал сюда, мне сказали, что здесь до тридцати лет искушают отрекшихся от мира. Да ведь без огня и золото не светится.
Пришла, наконец, пора расстаться Киру с этим миром и преставиться в другой мир, где уже нет ни обид, ни печали, ни воздыхания. Прощаясь с братией, Кир воскликнул, осеняемый благодатною радостью:
— Благодарю Господа и вас, отцы, что ради вашего искушения не искушаем был я от бесов и все послужило к моему спасению!..


 НЕ ТО ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО НАЧАЛОСЬ, А ЧТО ХОРОШО КОНЧИТСЯ
16 марта

Многих смущает то, что грешники иногда в этой жизни благоденствуют, а праведники страдают.
 
Для рассеяния смущения святитель Иоанн Златоуст об этом поучает так:
«Если видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему; ибо и он какое-нибудь малое добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач евангельский, услышит оный глас: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк. 16, 25). А когда видишь праведника, принимающего беды и скорби, радуйся о нем; ибо ими он очищается здесь от грехов, а там к великой радости пойдет...
 
И что смущаешься печальным житием святых? Помни, что те, которые терпят здесь ради Господа скорби, те в Небесном Царстве водворятся; а злые лихоимцы, воры и грабители, и клеветники, хотя здесь в обилии живут, зато там должны ждать себе вечную муку.
 
Примером сему может служить тот же евангельский богач, которому Авраам сказал: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же здесь утешается, а ты страдаешь (Лк. 16, 25-26).
 
Слушайте, какие блага богатый принял: богатство, здоровье, роскошную пищу, власть, славу и от всех честь. А что же Лазарь? Не согрешил ли и он? Да, и он имел малые грехи. Но вот, когда богатый принимал земные блага за малое его добро, в то же время и Лазарь терпел скорби за малые его согрешения. И сего ради по смерти этот утешается, а тот страдает.
 
Итак, братие, если видите праведника, принимающего здесь болезни и беды, радуйтесь за него; ибо, здесь очистившись от грехов, туда, к Богу, чистым пойдет. И если беды его умножаются, то вместе с ними умножается и награда.
 
Так и праведный Иов, непорочно заповеди Божий соблюдавший, сколько страданий и бед принял здесь! А для чего? Для того, чтобы там большую честь получить. Злые же пусть в здра­вии живут и бед не принимают, не завидуйте им, но плачьте о них, ибо меч судный готовится им.
 
Так и Исав богател, живя скверно, и Иаков-праведник многие скорби принял. И Давид, пророком Божиим будучи, все время жизни своей провел в трудах и бедах; сын же его Соломон, царствовавший сорок лет, имел со всеми мир и славу, честь, мудрость и разум; но какая ему была польза от этих великих даров, когда, оставивши Бога, в идолопоклонство впал?
 
Так и Иуде не помогло само учение Господа и чудотворения многие, но в конце концов удавлением себя погубил.
 
Итак, не то хорошо, что хорошо началось, а что хорошо кончается. И счастливым может назваться только тот, кто до конца совершил свой подвиг».  
 
 
ДРУЖБА
17 марта
 
В монастыре святого Феодосия, начальника монашеского общежития, были два инока. Они чувствовали непреодолимую любовь друг к другу. Однажды они, беседуя друг с другом о душеспасительных предметах, заговорили о дружбе.
— Мы, очевидно, любим друг друга более, чем окружающих наших ближних, — сказал один, — давай подружимся.
 
— А не будет ли это противно заповедям Христовым? — отвечал другой.
 
— Хотя в Святом Евангелии и нет прямого учения Господа о дружбе, — продолжал первый инок, — но из самой жизни Спасителя следует тот вывод, что дружба есть дело не только не Противоречащее учению о любви к ближним, но дополняющее его и дающее нам представление о любви Христовой, как о предмете Божественном, живом, имеющем степени совершенства.
 
— Стало быть, дружба есть одна из высших степеней любви христианской?
 
— Надо полагать. Ибо мы знаем, что сам Господь, любивший и любящий всех до самопожертвования, даже до смерти крестной, имел у Себя друзей, например: Иоанна, Петра, Иакова, Лазаря и других. Апостол Петр особенно любил апостола Марка; апостол Павел — святого Тимофея и первомученицу Феклу; святитель Григорий Назианзин был другом святителя Василия Великого и так далее.
 
— Тогда давай и мы подружимся во имя Господа Иисуса Христа и Его святых.
Иноки подружились. Они дали друг другу слово не разлучаться до самой смерти и это обещание скрепили лобзанием и молитвою.
 
Сначала оба друга жили в монастыре в совершенном согла­сии и единомыслии: что делал один, то делал и другой. Этому их единению и дружбе, а также святости жизни, дивилась вся братия.
 
Но вот через некоторое время на одного из друзей со страшною яростью напал завистник и губитель рода человеческого — диавол. Он стал инока мучить тоскою по миру и представ­лением всяких соблазнов; своими кознями он не оставлял инока в покое ни днем, ни ночью.
 
Дело дошло, наконец, до того, что измучившийся инок пришел к своему другу и стал объясняться:
— Друг мой, если ты хочешь остаться верным нашему обету, согласись оставить монастырь и идти в мир.
 
— Что я слышу от друга своего! — воскликнул пораженный монах, — возможно ли это? Ведь мы дали обет монашества, отреклись от мира навсегда ради Господа; неужели мы сделаемся изменниками перед нашим Спасителем?! Да и что прельщает тебя в мире прелюбодейном и грешном?.. Это диавол напал на тебя. Станем молиться Богу, употребим все благодатные средства, чтобы противостоять козням бесовским.
 
— Нет, — отвечал уловленный диаволом брат, — решение мое бесповоротно: в монастыре я оставаться более не могу. Если ты не хочешь со мною идти в мир, то я готов разорвать и узы дружбы...
Друг продолжал уговаривать и умолять падшего монаха остаться в монастыре, но все было безуспешно. В конце концов первый, чтобы не нарушить данного обета дружбы и как-нибудь повлиять на своего друга, чтобы спасти и вернуть его к прежней жизни, согласился идти в мир.
 
И вот, живя в миру, падший брат предался всевозможным порокам. Друг же его, напротив, усилил свои подвиги благочестия и не переставал умолять развратника обуздать свои страсти и вернуться в монастырь. Кроме того, благочестивый монах продолжал день и ночь молиться со слезами Богу о спасении погибающего собрата.
 
Так прошло много времени. Между тем в том городе, где находились оба друга, преподобный Авраамий строил монастырь. Они нанялись работать на строительстве его. После дневного труда падший не переставал предаваться распутству; друг же его проводил это время в молчании, посте и слезной молитве.
 
О подвигах и скорби последнего узнал преподобный Авраамий; позвал его к себе и спросил:
— Откуда ты, брат? И что за причина твоего пребывания здесь и твоей печали?
Инок рассказал преподобному все по порядку и о себе, и о своем друге, о своей скорби и падении друга, и о своем пламенном желании спасти его.
— Не можешь ли ты, святый отче, — сказал он в заключение своего рассказа, — помочь моему несчастному брату как-нибудь, хотя бы твоими святыми молитвами?
Тогда преподобный Авраамий, исполнившись Духа Святого, ккликнул:
— Ступай, Бог даровал тебе душу брата твоего!
Только что вышел инок от преподобного Авраамия, как подходит к нему друг его весь в страшном волнении и в слезах. Он падает в объятия его и с плачем говорит:
— Брат любимый мой! Прости меня, окаянного развратника, мучителя твоего!.. Возьми меня в пустыню... я хочу спастись!..
 
— Слава Спасителю нашему Богу, даровавшему тебе, друг, избавление! — в неописуемом восторге воскликнул благочестивый инок.
После этого друзья поселились в пустыне и, проведя там несколько лет в покаянии и строгих, подвигах благочестия, Угодили Господу и один за другим мирно отошли в Его горние обители. 
 
 

ЗОЛОТО
27 марта

Один старец пришел на рынок некоего города, чтобы продать свое рукоделие. Здесь встретился ему рабочий человек, возвращающийся домой с работы, окруженный нищими и убогими. Старцу это показалось странным, он пристал к этим людям и вместе с ними вошел в убогое жилище простого рабочего. Хозяин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и упокоил.
 
Когда на другой день утром вслед за хозяином стали уходить на дневной промысел нищие, старец спросил у одного из них:
— Кто этот нищелюбец?
 
— А разве ты не знаешь его? — с удивлением сказал нищий. — Это каменосечец Евлогий. Этого благодетеля все нищие и убогие знают и любят, как отца своего родного.
 
— Где же он берет средства для прокормления нищих?
 
— Он сам бедный человек: часто испытывает нужду в насущ­ном куске хлеба; во всем себе отказывает, но весь свой дневной заработок непременно отдает для нищих и убогих. Про него справедливо говорят, что он живет и питается одним нищелюбием.
Старец, слушая рассказ нищего о Евлогии, подумал:
— Что, если бы этот человек стал богат, сколько бы он сделал добра!
И после сего эта мысль не оставляла старца. И он стал постоянно молиться Богу о даровании Евлогию богатства.
 
Молитва старца, наконец, была услышана. Господь сказал ему:
— Евлогию лучше оставаться так, как теперь; но, если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли ты за него?
Старец отвечал.
— Ей, Господи: от рук моих взыщи душу его!
На другой день после этого Евлогий по обыкновению вышел на свою работу и тотчас же, помолившись, принялся своею мотыгою рассекать каменную глыбу. Вдруг видит он, что в том месте, где он ударял мотыгою, образовалось отверстие, ведущее в небольшую пещеру, высеченную внутри скалы. Когда он пробил большое отверстие, то увидел в пещере много золота. Изумился Евлогий такой неожиданной находке и задумался:
— Как мне поступить с этим золотом: объявить ли о нем хозяину или тайно взять его себе?..
Но недолго колебался каменосечец, глядя на золото: он решил воспользоваться богатством и начал тайно переносить его к себе. Он носил золото несколько дней. А чтобы никто об этом не знал, он перестал принимать у себя нищих и убогих.
 
Спрятав у себя золото, Евлогий перестал выходить на работу, затворился со своим богатством от людей и начал обдумывать, как распорядиться им.
— Употребить золото на облегчение жизни нищих — это уже надоело: все нищим да нищим, — рассуждал сам с собой Евлогий, — нищих всех не ублаготворишь, чем больше о них заботишься, тем все больше и больше становится нищих и нуждающихся. Довольно я уже на них поработал; пора и мне иметь покой и пожить хотя бы немного в свое удовольствие... С таким решением Евлогий отправился в Византию, купил и построил там несколько дворцов, сделался вельможею и зажил новою роскошной и греховной жизнью. Призреваемые же им нищие и убогие, лишившись своего благодетеля, горевали и плакали.
Прошло два-три года. Вот снится старцу, умолившему Бога дать Евлогию богатство, сон: Ангелы изгоняют Евлогия от лица Божия за нечестие, овладевшее Евлогием через найденное им золото.
 
Проснувшись, заскорбел отшельник и пошел в тот город, где он впервые встретил каменосечца Евлогия. Долго искал его, но напрасно. Наконец, он обратился к нищим, которых так любил Евлогий, и стал их расспрашивать об их благодетеле. Одна старица отвечала:
— Увы, был у нас один благодетель, каменосечец Евлогий, но теперь он ушел от нас, так как нашел много золота и сделался вельможею при царе.
 
— Что я сделал, — воскликнул старец, — ведь я убийца!
Он тотчас отправился на пристань, сел на первый отходив­ший в Византию корабль и поплыл разыскивать бывшего каменосечца Евлогия.
 
Но вельможу Евлогия не нужно было долго искать, так как его все в городе хорошо знали из-за его гордости и жестокости по отношению к простому народу и особенно нищим.
 
Пришедши к дому Евлогия, старец сел у ворот и стал дожи­даться выхода хозяина. Ждать пришлось долго. Вот, наконец, выходит надменный вельможа, в богатых одеждах, окруженный рабами и подчиненными. Старец пал перед ним и воскликнул:
— Помилуй, я нечто хочу сказать тебе.
Евлогий ничего не отвечал, а лишь сделал знак рабам своим, те схватили старца и стали бить его.
 
Старец не остановился на этом и на другой день, дождавшись Евлогия у ворот, опять получил вместо ответа побои от рабов.
 
Оправившись от ран, старец в третий раз встретил вельможу и стал умолять выслушать его, так как дело касается участи их обоих. Евлогий на этот раз приказал бить старца еще с большею жестокостью.
 
Старец после этого пришел в отчаяние, задумал вернуться домой, сел на корабль и здесь, весь избитый, в изнеможении, лишился чувств. Находясь в забытье, он видит снова Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами. И вот раздается грозный голос Божий:
— Измите, Ангелы, старца сего от лица Моего, как виновника в погибели Евлогия, бывшего нищелюбца и верного слуги Моего!
Но тут явилась Божия Матерь и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу:
— Вперед не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в прежнее его положение.
Счастлив и радостен проснулся старец и сердечно молился, благодаря Господа и Его Пречистую Матерь за явленные ему в откровении милости и щедроты Свои.
 
Вскоре после этого умер в Царьграде любивший Евлогия царь Иустин, новый царь приказал отобрать у Евлогия все имущество, а самого его убить.
 
Евлогий, случайно проведавший о своей неминуемой гибели, тайно бежал в одежде нищего. Придя же в то место, где прежде служил каменосечцем и добывал себе и нищим пропитание этим тяжелым трудом и где имел покой душевный и благоволение от Господа, снова вселился здесь.
 
Все нищие и убогие той местности опять торжествовали и прославляли Господа, ибо к ним вернулся прежний их благодетель, каменосечец Евлогий, который после пережитого им сделался еще добрее и преданнее нищим и убогим.


Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (31.10.2010)
Просмотров: 2018 | Теги: Сыны Царствия Христова, Пролог в поучениях и рассказах
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа