Четверг, 28.03.2024, 23:04
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Печаль и радость
*Три друга
*Нельзя судить о человеке по наружному его виду
*Богатство и власть
*Чудная сорочка
*Завет отца


ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ
15 апреля

В некоем монастыре жили два инока. Им надоела монашеская подвижническая жизнь. Они сказали друг другу:
— Уйдем в мир; ведь и в миру можно спастись.
Монахи оставили монастырь; пришли в мир; взяли себе жен и стали жить, как все. Но скоро они увидели, что в миру спас­тись весьма трудно. Начали мало-помалу отступать от запове­дей Христовых; впали во многие тяжкие грехи и стали жалеть о чистой монашеской жизни.
 
Наконец, монахи раскаялись, сошлись вместе и, оплакивая свое падение, сказали опять друг другу:
Ну, какую же пользу мы получили, оставивши Ангель­ский образ и впадши в скверное житие? Не ждет ли нас за это мука вечная? Нойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше раскаяние.
После этого они пришли в монастырь — место своего преж­него пребывания, открылись духовнику во всем, а сей, дав им отеческое наставление, наложил на них епитимию. Он повелел им целый год быть в затворе и питаться лишь хлебом и водою.
 
Раскаявшихся затворили в одинаковые келлии и каждому из них приносили одинаковое количество хлеба и воды.
 
По прошествии года монастырским старцам было открыто свыше, что иноки, затворенные в келлиях, прощены.
 
Тогда были открыты затворы, и иноки выпущены. При этом братия была поражена тем, что оба затворника имели различный внешний вид, несмотря на то, что находились в одинаковых условиях. Один из них имел вид монаха болезненного, весьма худого, бледного и унылого, а другой, напротив, был радостен и весел, цветут здоровьем и с торжествующим лицом.
 
Отцы стали расспрашивать у каждого из них об образе их жизни в затворе. Сперва спросили у скорбного видом инока:
— Как ты пребывал в келлии своей?
Инок отвечал:
— Я помышлял о содеянном мною зле и представлял себе
адскую муку, в которую я должен был идти.
Спросили затем у радовавшегося монаха:
— Ты о чем размышлял в келлии своей?
Он сказал:
— Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и
паки приведшего в Ангельский образ, и, хваля Бога, я веселился.
Тогда старцы сказали:
— Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил.
 

 
ТРИ ДРУГА
16 апреля

У старца Варлаама и монахи, и миряне часто спрашивали советов и указаний, как устроить жизнь, чтобы угодить Богу и спасти свою душу, какого пути держаться в жизни, на что в ней особенно обращать внимание, к чему прилепляться, от чего убегать и тому подобное. И преподобный Варлаам всем прибегавшим к нему за разрешением подобных вопросов давал мудрые советы и наставления, выражая их иногда в форме притч.
Вот одна из этих притч.
Были у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с пренебрежением и питал к нему мало расположения.
 
Человек, имевший друзей, был должен одному вельможе большую сумму денег. Заимодавец вдруг потребовал уплаты Всего долга и для взыскания прибег к содействию самого царя. Царь призвал должника и приказал ему немедленно уплатить вельможе весь долг, в противном случае он будет взят в рабство или посажен в тюрьму.
 
Не имея чем заплатить долг, должник вымолил у царя неболь­шой срок, чтобы пойти к своим друзьям и попросить у них помощи.
 
Приходит он к первому из своих друзей и, изложив свои тяжелые обстоятельства, говорит:
— Ты у меня самый верный и дорогой друг; я жизни для тебя не жалел; твой образ постоянно жил в моей душе; жизнь моя до смерти связана с тобою... Надеюсь, ты не откажешь мне в помощи в столь тяжкий момент в моей жизни.
Любимый друг отвечал:
— Не понимаю, о чем ты говоришь: я тебе не друг и не знаю, кто ты; у меня теперь без тебя много друзей, и я иду с ними веселиться; а когда этих не будет, другие явятся; с тобою же мне некогда разговаривать... На, вот тебе, пожалуй, два рубища; оденься в них, а более от меня ничего не жди.
Страшно поразил должника прием, оказанный ему лучшим другом, и он, опечаленный и разочарованный, пошел к другому своему другу, к которому, хотя и меньше, чем к первому, но сильно был привязан. Рассказав о своем горе и этому, он добавил:
— Друг, вспомни, как я всегда дорожил твоею дружбою и какой ты от меня сподоблялся чести; теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне.
Этот друг отвечал:
— Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй, провожу тебя немного к царю, но больше ничего от меня не жди.
Заплакал должник, убедившись, что любимые его друзья оставили его в трудную минуту жизни, и пошел к третьему другу, которым он доселе пренебрегал. Вошел к нему с унылым и пристыженным лицом и сказал ему:
— Не смею и уста раскрыть, чтобы говорить с тобою, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал; но пришло и ко мне горе великое, и не к кому обратиться, кроме тебя, за помощью. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе.
 
— В чем же заключается твоя беда? — участливым тоном спросил друг.
 
— Я должен одному вельможе десять тысяч талантов, которые я мог бы выплатить ему в несколько лет; но вельможа, за что-то разгневавшись на меня, пожаловался царю, а царь требует немедленно уплаты всего долга под угрозой страшного наказания. Я же заплатить всего долга теперь никак не могу; и вот решил обратиться за помощью к друзьям своим...
Выслушав это, друг прослезился и сказал:
— Что же, я, подлинно, почитаю тебя близким мне человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь я с лихвою возвращу оное тебе. Не бойся и не ужасайся; я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся, мой возлюбленный, и не скорби.
Тогда обрадованный несчастный должник со слезами воскликнул:
— Увы мне! Что прежде начну оплакивать: то ли то, что я напрасно оказывал почтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое по неразумию я показал сему истинному и нелицемерному другу?!
 
— Как говорил третий друг, так и сделал. Таким образом несчастный должник был избавлен от позорного наказания.
Притчу эту не трудно уяснить себе, если мы будем знать, что, по сказанию преподобного Варлаама, первый друг есть пагуб­ная алчность к наживе и само тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение: сорочку и саван; второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога, но и от них при смерти мало пользы, ибо они проводят человека только до могилы, а потом среди своих забот и попечений также позабудут его; третий же друг — это добрые дела наши, которые, несомненно, станут ходатаями за нас перед Богом по разлучении души от тела, умолят за нас Бога и помогут свободно пройти воздушные мытарства.


 
НЕЛЬЗЯ СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ПО НАРУЖНОМУ ЕГО ВИДУ
22 апреля

Преподобный Виталий шестьдесят лет подвизался в келлии святого Спиридона. Постепенно усиливая свои постнические, молитвенные и вообще благочестивые подвиги, он достиг равноангельского образа. И вот, на склоне своих лет преподобный Виталий возжаждал еще больших подвигов и решил принять на себя особого рода тяжелый подвиг, похожий на юродство Христа ради.
 
Преподобный отправился в Александрию и стал там наниматься на тяжелые работы, получая за труд не больше среб-ренника в день. Из этих денег Виталий тратил самую ничтожную часть на пищу себе, состоящую из бобов. С осталь­ными деньгами он вечером уходил в один из домов падших женщин. Отдав все заработанное блуднице, он начинал умолять ее оставить порочную жизнь и честным трудом добывать себе пропитание. Затем всю ночь проводил у падшей женщины в пении псалмов, чтении Слова Божия и слезной молитве. Уходя же утром от блудницы, Виталий брал с нее слово, что она никому не скажет, зачем он ходит к ней.
 
Так преподобный повторял свои посещения падшей женщины до тех пор, пока не обратит ее к целомудренной и благочестивой жизни. После этого начинал посещать следующую.
 
Между тем жители города, не знавшие, с какой целью препо­добный Виталий посещает падших женщин, повседневно уко­ряли его, поносили и даже нередко били и отовсюду гнали его, говоря:
— Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы!
А иные говорили:
— Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский.
Виталий не оправдывался. Он терпеливо продолжал свое тяжелое служение Богу, от всех скрывая свою добродетель.
 
Только после его кончины открылось, сколь великий подвиж­ник был преподобный и скольких падших людей он привел ко Христу и спасению. Все спасенные им женщины явились к погребению и тут у гроба с его мощами открыли тайну, запове­данную им угодником Божиим.
 
Великая святость преподобного Виталия была подтверждена и чудесами, совершившимися у его мощей, от прикосновения к коим исцелилась бесноватая, а также получили совершенное здравие многие хромые и слепые.

 
БОГАТСТВО И ВЛАСТЬ
27 апреля

Если хочешь спастись, богатства и власти не ищи. Так велит Божия премудрость.
 
Но если ты уже имеешь и то, и другое, поступи так, как наставляет Иоанн Златоуст. Он говорит:
«Насытился ли ты пищею — вспомни голодного.
 
Утолил ли жажду — вспомни жаждущего.
 
Согрелся ли — согрей трясущегося от зимнего холода.
 
В доме ли высоком и богато украшенном живешь — введи скитающегося в оный.
 
Возвеселился ли ты на пиру — возвесели скорбящего и сетующего.
 
Воздали ли тебе честь как богатому — посети и ты убогих.
 
Вышел ли ты радостным от князя твоего — сделай веселым и всех слуг в доме твоем.
 
Немалое есть дело в очах Божиих и то, когда кто и слуг своих беспечальными делает. И если ты милостив и снисходителен будешь к ним, то и сам при исходе души твоей от тела милость получишь.
 
И пусть будет дом твой пристанищем служителям Божиим и священникам, и всякому церковному чину: введи таковых в дом твой и воздай им честь; поставь им трапезу и сам с семейными служи им. Пусть знают тебя, и пусть молитва их за тебя в церкви вознесется, и пусть свеча твоя там горит, и просфора принесена будет.
 
Призри монашествующих и им предложи иноческую пищу, и послужи им с твоими семейными со смирением. Проводи их с честью и пожертвуй что-либо на нужды монашеские. Если за все это они оставят тебе одно свое благословение, то и это будет для тебя бесценным сокровищем: ибо много может молитва праведного, говорит слово Божие.
 
Не забудь и отшельников и их снабди нужным для них, и их молитв испроси себе, и приложи к сердцу слова их, и их благословение прими.
 
Клеветы же на иноков и ни на кого из духовного чина не принимай.
 
Согрешающего не суди, помня слова Господа: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
 
 Не стыдись первый поклониться встретившимся с тобою.
 
И если так будешь жить, то не только не будут тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, но будут для тебя вождями к Царству Небесному, как добрые друзья».  
 
 
ЧУДНАЯ СОРОЧКА!
30 апреля
 
Однажды некто Магистрион со своим рабом был послан царем в известное место с поручением. И вот он увидел лежащего на дороге нагого мертвого человека.
 
Магистрион остановился и, пропустив на некоторое рассто­яние вперед своего раба, снял с себя сорочку и прикрыл ею мертвеца, а затем продолжал свой путь.
 
После этого прошло довольно много времени. Магистрион снова был послан куда-то с царским поручением. На этот раз с ним случилось несчастие. Выезжая из города, он упал с коня, разбился и возвратился домой. Были тотчас приглашены врачи, которые после осмотра нашли, что для спасения жизни больного нужно отнять поврежденную ногу; но об этом они умол­чали, а сказали Магистриону:
— Завтра мы придем и исцелим тебя.
Когда они ушли, Магистрион послал вслед за ними раба своего, приказал ему:
— Поди вслед за врачами и выспроси, что они думают о моей болезни?
Раб догнал врачей и стал спрашивать у них, и они сказали ему:
— Ногу у твоего господина необходимо отнять, иначе умрет. Завтра мы скажем ему об этом, а там — как хочет.
Раб эти слова врачей передал своему господину. Магистрион очень опечалился; он всю ночь не спал и постоянно плакал. В той комнате, где он находился, никого не было. Перед образом мерцала лампадка, тускло озаряя страдальческое лицо Магистриона, обращенное к образу.
 
В самую полночь вдруг перед Магистрионом является незна­комый человек и говорит:
— Что плачешь?
Магистрион испугался неожиданного появления незна­комца, но потом, сообразив, что это может быть врач, приглашенный рабом, отвечал:
— Как же мне не плакать, господин мой, когда я весь разбился и врачи порешили отнять у меня ногу.
Незнакомец сказал:
— Покажи мне ногу.
Магистрион показал. Явившийся прикоснулся к ней и сказал:
— Встань и походи теперь.
Магистрион отвечал:
— Не могу, ибо нога у меня сломана.
Незнакомец сказал:
— Обопрись на меня.
Больной послушался и с большим трудом встал и начал ходить. Неизвестный сказал:
— Ты все еще хромаешь?
И с этими словами прикоснулся опять к больной ноге, слегка как бы потерев ее; потом сказал:
— Теперь ложись и спи. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Щедр и милостив Господь: Его благодатию и человеколюбием будешь здоров...
Неизвестный стал уходить. Магистрион остановил его, воскликнув:
— Ты уже оставляешь меня?!
 
— Что же тебе еще нужно? — отвечал незнакомец. — Ведь ты здоров теперь.
Магистрион сказал:
— Ради Бога, пославшего тебя ко мне, скажи, кто ты?
 
— Вглядись в меня и посмотри, — отвечал незнакомец, подойдя ближе к свету, — не твоя ли это сорочка?
Магистрион посмотрел и, узнав на незнакомце свою сорочку, которой он когда-то прикрыл тело умершего, сказал:
— Да, мой, господин. Незнакомец сказал: — Я тот, которого ты видел нагим, мертвым, лежащим на  дороге, на которого ты положил свою сорочку, чтобы прикрыть мою наготу; и вот за это доброе дело Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога...
После этих слов незнакомец сделался невидим. Магистрион же стал совершенно здоров и прославил Бога. 
 
 
ЗАВЕТ ОТЦА
Тот же день

У некоторого благочестивого мужа был единственный сын. В той стране, где они жили, случился страшный голод, а они были бедны, и им грозила голодная смерть. И сказал отец сыну:
— Сын мой, ты видишь, что мы дошли до того, что нам есть нечего; согласись, чтобы я продал тебя в рабство; тогда и ты останешься жив, и мы, твои родители, с голода не умрем.
Кроткий и послушный сын отвечал:
— Делай, отче, как тебе угодно.
Отец отвел сына к одному из вельмож и продал в рабство. Прощаясь с сыном, он сказал:
— Сын мой, вот какой я даю тебе завет: когда будешь проходить мимо храма Божия и узнаешь, что там совершается Богослужение, не минуй церкви, но войди в нее и стой непре­менно до окончания службы.
Сказавши это, отец возвратился домой. Сын же остался у своего нового господина и, служа ему верою и правдою, ста­рался в точности исполнять завет своего отца.
 
Прошел год, все было благополучно. Но вот однажды отроку случайно стало известно об одном беззаконном деле своей госпожи, в котором соучастником был его сотоварищ, другой раб — любимец госпожи. Госпожа поняла, что раб знает о ее беззаконии и, хотя благочестивый отрок никому о своем печальном открытии не сказал, а только молил Бога о прощении согрешивших, злая госпожа с досады и стыда решила погубить новокупленного раба. Госпожа пришла к своему мужу и говорит:
— Раб, купленный тобою и столь любимый, замышляет покушение на твою жизнь, о чем я достоверно узнала. Поэтому советую тебе немедленно избавиться от него.
Муж послушался злого совета своей жены и, когда увиделся с начальником города, сказал:
— Я к тебе пришлю порознь двух рабов: первому, который придет к тебе с полотенцем, ты повели палачу отрубить голову, а второму, который после придет, отдай эту голову, чтобы он принес ее ко мне.
В тот же день оклеветанный раб был послан с полотенцем к начальнику.
 
Посланному нужно было идти мимо церкви, в которой в то самое время, когда мимо нее проходил благочестивый отрок, совершалась служба. Не зная, зачем он послан к градо­начальнику, отрок, когда услышал церковное пение, остановился и подумал:
— Дело, за которым я послан, должно быть, не срочно, а завет отца я нарушить не могу: войду в церковь и буду молиться.
С этими словами он вошел в храм и стал вместе с прочими петь священные песнопения.
 
Между тем злая госпожа, желая скорее видеть голову невинного отрока, послала соучастника по своему беззаконию, своего любимца раба к палачу.
 
Проходя мимо церкви, этот раб случайно взглянул в сторону се и увидел в ней стоящего и молящегося своего сотоварища, ранее посланного к начальнику города. Он также зашел в церковь и, подойдя к сотоварищу, спросил:
— Что же ты не идешь куда послан?
Благочестивый раб отвечал:
— По завету отца, я должен достоять в церкви до конца службы и только тогда идти. А ты куда идешь?
Нечестивый раб сказал:
— К палачу мне велено идти.
 
— И я туда же с полотенцем послан, — сказал оклеветанный отрок, — так зачем нам обоим сейчас идти? Возьми полотенце, снеси заодно палачу, а я после зайду и возьму, что он мне даст для господина.
Любимец госпожи, хотя и с неудовольствием, но взял полотенце и пошел с ним к палачу. Тот уже давно ждал и тотчас же отрубил голову принесшему полотенце, в которое и завернул ее, чтобы отдать другому посланному.
 
Осужденный же на смерть благочестивый отрок, достояв в церкви до конца Богослужения, в свою очередь пришел к палачу. Палач вручил ему голову его сотоварища, завернутую в полотенце, и сказал:
— Неси это твоему господину.
Юноша взял и принес.
 
Каково же было изумление господина и жены его, когда они, развернув полотенце, увидели в нем голову того раба, который должен был возвратиться невредимым с головою перед ними теперь стоящего!
— Как это случилось?! — в один голос спросили они у ничего не понимавшего пока отрока.
Сей отвечал:
— Исполняя завет отца моего, я зашел в церковь и молился в ней до окончания службы; но туда же пришел и раб, посланный вами после меня. Я попросил его сходить к палачу прежде меня. Он пошел первый и умер, а я после него — и возвратился живым...
Когда все обстоятельства этого события выяснились, то все прославили Бога, сохраняющего от погибели творящих волю Его и исполняющих заветы родителей.


Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (12.12.2010)
Просмотров: 922 | Теги: Сыны Царствия Христова, Пролог в поучениях и рассказах
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа