Пятница, 29.03.2024, 05:02
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ.

СЫНЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА. ПРОЛОГ в поучениях и рассказах. Спб., 1910
*Терпение
*Новая риза
*Чудесный сон
*Скупое сердце
*Нерукотворенный Образ Спаса
*Ужасный порок


ТЕРПЕНИЕ
28 июля

Один человек не знал, как ему спастись, какую добродетель особенно стяжать, чтобы получить от Бога прощение грехов и наследовать Жизнь Вечную.
 
И вот ему было такое видение. Явился к нему Ангел и сказал:
— Ступай за мной.
Человек повиновался.
 
Пришли они в одно чудное и светлое место. Здесь уготованы были обители блаженства для праведников.
 
Подошли к одной из самых благоукрашенных обителей и умидали тут некоего мужа, блаженствующего и хвалящего Бога имеете с Ангелами, у которого человек, ищущий спасения, спросил:
— Чем ты занимался в мире?
Тот отвечал:
— Я был работником у одного злого человека, терпел от него все до конца, платы не получал, а делал он мне одно только зло. За это после смерти меня и принесли сюда.
Потом Ангел подвел странника к другому месту наслажде­ния райскою жизнью, где был другой святой, у которого он также спросил:
— Чем ты заслужил это блаженство?
Святой отвечал:
— Я был прокаженным и с благодарностью, даже до конца, перенес свою болезнь, и за это после смерти получил место сие.
Подошли затем к третьей обители сладости райской, не менее славной, и увидели здесь святую жену, которая на тот же вопрос человека отвечала:
— Я никакими добродетелями в жизни земной не отличалась, а сподобилась этого места лишь за то, что с терпением и с благодарностью Богу несла свои обязанности жены и матери, перенося безропотно все несчастья и обиды.
Наконец, в четвертом месте, несколько менее славном, блаженствовал некий благообразный муж.
— За что ты здесь? — спросил ведомый Ангелом.
Он отвечал:
— Я долгое время был монахом и постоянно трудился для спасения своей души; впоследствии сделали меня епископом.
На этом видение кончилось. Человек задумался. Он решил, что бывшим видением ему ясно показано, что главная добродетель, без которой нельзя спастись, — это терпение.
 
И вот он услышал, что близ Александрии живет один старец, отличающийся неуживчивым и раздражительным характером, и сказал себе:
— Пойду к этому старцу, буду работать ему и постараюсь с терпением перенести все, что он мне ни сделает.
Как решил, так и поступил. Пришел к старцу и говорит с поклоном:
— Прими меня, отче, к себе жить и служить тебе.
Старец был в приступе раздражения и закричал:
— Вон отсюда! Ты пришел, чтобы обокрасть меня!.. Мне такого пса не нужно!..
Пришедший молча кланялся и не уходил. Старец еще в большую ярость пришел и с ругательствами стал пришедшему наносить удары жезлом. Пришедший же с терпением переносил побои и, кланяясь, говорил:
— Благодарю тебя, отче святый, что ты исполняешь давниш­нее мое желание принять от кого-нибудь удары за мои грехи и беззакония.
В конце концов пришелец остался жить у старца и стал тер­петь от него всякие досаждения, каких не терпит у своего хозяина самый негодный пес.
 
Через шесть лет такой жизни терпеливый раб старца сподобился видеть Ангела, который держал в руках большой свиток и сказал рабу:
— Вот половину твоего долга Бог изгладил; позаботься, чтобы изглажено было и остальное.
Неподалеку от этого старца жил другой старец, кроткий и прозорливый. Он слышал всегда, как вспыльчивый старец сердится, как постоянно оскорбляет своего ученика, как последний просит у него прощения, а старец, несмотря на мольбы, не прощает его.
 
Когда прозорливый старец встречал оскорбляемого раба, он спрашивал:
— Ну, как, сын мой? Как прошел нынешний день? Не добыли ли мы чего сегодня? Не изгладили ли чего из свитка?
Тот, зная прозорливость старца, ничего не скрывал от него и всегда отвечал:
— Да, отче, немного потрудились.
Но когда случалось, что день проходил спокойно, и раб не получал от своего господина никакого оскорбления, то он, при встрече с прозорливым старцем, говорил ему:
— Горе, авва! Зол был нынешний день; ибо в покое его про­пели и не добыли ничего.
Прошло еще шесть лет, и терпеливый послушник скончался. После его смерти прозорливый старец увидал его причтенным к лику святых мучеников и молящимся о своем строптивом учителе так:
— Господи! Как Ты помиловал меня ради моего старца, так его помилуй ради щедрот Твоих и ради меня, раба Твоего.
И молитва этого терпеливца была услышана.
 
 
НОВАЯ РИЗА
31 июля

Некоторый монах имел у себя две ризы — одну новую, а другую ветхую.
 
Вот пришел к монаху зимой полунагой нищий и, дрожа весь от холода, сказал:
— Нет ли у тебя какого-нибудь рубища, чтобы прикрыть мне тело от зимней стужи? Ты видишь, отче, моя одежда пришла в совершенную негодность...
Монах нашел у себя рубище и, отдавая его нищему, сказал:
— На, вот, возьми просимое и иди; больше у меня ничего нет. Нищий взял рубище, но не перестал плакать.
 
— Что же ты плачешь? — спрашивает монах.
 
— Помилуй меня, — говорит нищий, — ведь это твое рубище столь же ветхо, как и мое, и я не спасусь от холода, ибо у меня нет ничего, что бы я мог одеть.
Монаху жалко стало несчастного, и он вошел в келлию, снял с себя ветхую одежду и отдал ее нищему, а сам надел на себя новую.
 
Нищий поблагодарил щедрого монаха и ушел; монах, отпустив нищего, задумался:
— А ведь я, — сказал он сам себе, — не сотворил совершенной любви, отдавши нищему ветхую одежду, а себе оставивши новую. Не Христа ли ради он просил у меня? Так зачем же я Христу дал худшее? Христос не лучше ли всех?..
И с этими словами он воротил нищего и сказал ему:
— Отдай мне одежду, которую я дал тебе, а ты получишь от меня иную.
И, взявши у него старую, отдал ему новую ризу. Нищий, весьма обрадованный, снова поблагодарив своего благодетеля, удалился.
 
Идя дорогою в город, нищий рассудил так:
— Продам в городе новую одежду, а на вырученные деньги куплю себе подержанную, и у меня еще останется некоторая сумма на пропитание.
Придя в город, он так и поступил: продал новую ризу одному человеку. Этот перепродал ее другому; другой — третьему... и так риза, переходя из рук в руки, куплена была, наконец, одной женщиною.
 
Прошло довольно много времени. Инок пришел в город, принеся для продажи свое рукоделие. Он увидел, что та новая риза, которую он подарил нищему, надета на женщину.
 
Этим монах сильно огорчился и, придя домой, стал роптать и говорил:
— Не доброе я дело сделал, отдавши нищему ризу: лучше бы было не отдавать ее.
Когда же он, наконец, печальный заснул, то увидел во сне Господа Иисуса Христа, облеченного в ризу, отданную им нищему.
 
Господь, коснувшись его, сказал:
— Брат! Брат!
Инок от этого проснулся и сказал:
— Кто Ты, Господи?
Господь сказал:
— Я — Иисус, взгляни на Меня.
Инок взглянул и увидел Спасителя в одежде, поданной им нищему. И свет неизреченный разлился по келлии. И сказал Господь монаху:
— Узнаешь ли одежду?
Он отвечал:
— Да, Господи, она — моя.
И сказал ему Христос:
— Не печалься и не скорби; когда ты отдал ее нищему, — Я принял ее.
И возрадовался монах о милосердии Божием.


 
ЧУДЕСНЫЙ СОН
4 августа

Во времена царя Декия, гонителя христиан, в городе Ефесе жили семь знаменитых своим христианским благочестием отроков: они были дети городских старейшин.
 
Декий, узнав, что они христиане, призвал их к себе и долго уговаривал и принуждал их отречься от Христа и принести жертву идолам языческим. Но отроки были тверды в своем благочестии и остались непреклонны. Тогда царь сказал:
— Даю вам время одуматься и предупреждаю, что если в течение этого времени вы не придете к желаемому мною решению, я поступлю с вами без всякого снисхождения.
Гонитель уехал из Ефеса. В отсутствие Декия благочестивые отроки-исповедники, взявши с собою несколько золота и серебра на свое прожитие, удалились из Ефеса и скрылись в одной пещере близ города, называемого Охли, и тут находились много дней, пребывая в молитве. Младший из отроков, которому было имя Иамвлих, один выходил из пещеры и шел в город, чтобы купить там пищу, и приносил ее своим друзьям.
 
Раз, когда он был в городе, то услыхал, что Декий возвра­тился. Отроков объял страх, и они стати слезно молиться Господу об избавлении их от мучителя.
 
Молитва их была услышана, и Господь сотворил над ними необычайное чудо. Они все вдруг уснули чудным сном, похо­жим на смерть.
 
Между тем Декий начал искать отроков. Спрашивал о них у их родителей и знакомых и, узнавши, наконец, что отроки скрываются в пещере, вблизи Охли, решил заживо погрести их и велел завалить вход в пещеру камнями. Повеление это тотчас же было исполнено.
 
Прошло после этого 372 года. Гонения на христиан давно прекратились; христианская вера сделалась господствующей в Римском государстве. Царствовал император Феодосии Младший. В это время стала распространяться в народе ересь, отвер­гавшая своим учением общее Воскресение мертвых.
 
Тут именно и благоугодно было Богу, для опровержения этой скверной ереси, пробудить Ефесских отроков.
 
И пробудились они как бы от вчерашнего сна, и обратились к прежним мыслям и чувствованиям, и послали Иамвлиха в город для покупки пищи им.
 
Камни же от входа в пещеру были ранее разобраны одним жителем, строившим каменную ограду у своего дома.
 
Когда Иамвлих подходил к Ефесу, то увидел на воротах крест и удивился. Но удивление его усилилось, когда он вошел в самый город, так как здесь он услыхал разговор, в котором совершенно безбоязненно упоминалось имя Господа Иисуса Христа. Иамвлих подумал:
— Неужели это Ефес?! Почему же не боятся говорить открыто о Христе?!
Но вот он подошел к продавцу и стал покупать хлебы, причем в уплату за взятые хлебы подал монету. Продавец посмотрел на монету, имевшую изображение Декия, удивился и сказал:
— Это монета старая и считается теперь редкостью. Где ты взял ее? И нет ли у тебя еще таких же?
 
— Есть у меня и еще подобные монеты, — отвечал отрок, — но я удивляюсь, что ты называешь их старинными, когда на них видишь изображение ныне царствующего императора Декия...
 
— Ныне царствует император Феодосии, — сказал торговец, пристально глядя в глаза отрока, — Декий же царствовал триста лет тому назад.
Отрок сказал:
— Я не понимаю, что ты говоришь.
Продавец отвечал:
— И мне кажутся странными твои слова...
Затем Иамвлих был представлен начальнику города. Начальник долго расспрашивал отрока и, когда все выяснилось, дал знать местному епископу, который также, расспросив отрока обо всем, пошел вместе с начальником и Иамвлихом к пещере.
 
Вошедши в самую пещеру, они увидели остальных шесть отроков, с которыми вступили в беседу и убедились, что все рассказанное Иамвлихом — истина.
 
Начальник и епископ удостоверились, что эти семь отроков были заживо погребены в пещере 372 года тому назад; убедило их еще и то, что при входе в пещеру среди камней нашли ковчег с оловянными дощечками, на которых рукою одного из современных отрокам христиан начертаны были имена всех отроков и год и день их погребения.
 
Дали немедленно знать о чудесных отроках самому импера­тору, который тотчас же отправился в Ефес и прибыл в пещеру, где были святые. Он поклонился им до земли, облобызал их и прославил Человеколюбца Бога.
 
Много побеседовавши с царем земным о Царе Небесном и о спасении, святые отроки убедили самим фактом своего пробуждения от чудного многолетнего сна как императора, так и всех приходивших к ним жителей в том, что общее Воскресение мертвых, как и сказано в Слове Божием, будет перед Страшным Судом Господним.
 
Спустя два с лишним месяца святые отроки почили уже веч­ным сном. Это было 22 октября. Пробуждение же их от чудного сна произошло 4 августа.

 
СКУПОЕ СЕРДЦЕ
10 августа

За одним человеком следовало множество всяких нищих и убогих, умолявших его оказать им хотя бы маленькую помощь.
 
Человек тот не обращал на несчастных никакого внимания, даже не оглядывался на их просьбы и вопли.
 
Все это увидел святой Нифонт, имевший дерзновение беседо­вать с самими Ангелами Божиими. Он подошел к Ангелу Храни­телю того человека и спросил:
— Скажи мне, много ли у этого человека имения?
Ангел сказал:
— Он имеет бесчисленное богатство, но крайне сребролюбив и из-за копейки готов умереть. Рабов же своих он бьет, морит голодом, не одевает и непосильные работы на них налагает.
Нифонт сказал:
— Да неужели совесть не упрекает его за такую жестокость?
Ангел отвечал:
— Послушай меня, Нифонт, я скажу тебе: приходит к нему темный бес, смущая его и говоря: «Вот ты состаришься и в болезнь впадешь; поэтому не давай имения твоего никому; иначе, когда в нужде будешь, тогда начнешь каяться и говорить: напрасно я раздал имение свое нищим! Но будет уже поздно». И таким образом прельщает его нечистый бес, часто влагая ему такие мысли в сердце. Он же повинуется им и пребывает помраченным, и нищих не милует.
На это преподобный Нифонт сказал:
— А почему твои добрые внушения не действуют на этого богача?
Ангел отвечал:
— Наши внушения не доходят до сердца скупого, потому что оно все ушло в земное материальное богатство, все принадлежит ему, ибо где сокровище человека, там и сердце его, и оно глухо к святым внушениям.
 
— Ужели же все скупцы погибают?
 
— Да, многие, многие из них погибают неотвратимо, как Иуда-предатель, и мы об этом скорбим и плачем; но многие, по неизреченному милосердию Божию, поддаются нашим внуше­ниям и возвращают свои сердца Богоугождению, и спасаются.
Нифонт спросил:
— А этот скупой богач спасется ли?
 
— Спасется. У него есть один неизлечимый недуг, который он незаметно нажил через свою скупость и который скоро уложит его в постель. Через эту болезнь дела его придут в полное расстройство, лукавые рабы, которых приставил к нему диавол, расточат и расхитят все ее богатство, а часть будет истрачена на лечение и на лекарей, и таким образом богач сам станет нищим и самым жалким и беспомощным, убогим человеком; все оставят его — и родные, и знакомые, и только в себе подобных найдет он сострадание к своему тяжкому горю. Вот это его состояние, хотя перед смертью, обратит его ко Христу.
С этими словами Ангел стал невидим, а Нифонт, обрадо­ванный, пошел своей дорогою, славя премудрость Божию.  
 
 
НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСА
16 августа
 
Во время пребывания на земле во плоти Господа нашего Иисуса Христа в городе Едессе жил князь Авгарь. Он был болен проказой и расслаблением и сильно страдал.
 
Однажды Авгарь услыхал о Господе Иисусе Христе и Его чудных делах, и его сердце исполнилось надеждою на избавление от страшных мучений. Он призвал к себе своего слугу и сказал:
— Я хочу видеть Иисуса Христа и получить от Него исцеление; что мне сделать и как поступить, чтобы Он пришел ко мне?
 
— Пошли, государь мой, человека, — отвечал слуга, — в Палестину с письмом и пригласи Его к себе; если же не придет, то пусть хотя скажет слово, и ты выздоровеешь, ибо Он и точно исцеляет больных; только, говорят, надо верить.
 
— Я верю. Но мне хотелось бы увидеть лицо этого Исцели­теля и Чудотворца.
 
— Тогда пошли к Нему живописца и прикажи написать образ Его.
Авгарь послушался совета своего старого слуги и послал в Палестину живописца Ананию, заповедав ему, что если Гос­подь Сам не благоволит прийти к нему, то чтобы живописец изобразил лицо Его и принес изображение ему.
 
Анания, пришедши в Иерусалим и найдя Спасителя, отдал Ему письмо Авгаря, а сам, выбрав удобное время, начал было изображать на хартии лицо Его, но это ему никак не удавалось.
 
Видя желание Анании, Господь взял воды и полотенце, умыл лицо Свое и отер полотенцем и — о, чудо! — на полотенце отобразился Божественный Лик Иисуса Христа.
 
Тогда Господь отдал пораженному живописцу Свое нерукотворенное изображение и сказал:
— Отдай пославшему тебя.
Анания взял полотенце с чудесным на нем изображением и с благоговением доставил его Едесскому князю Авгарю. Сей же, получив святыню и увидав живое изображение Господа, пал перед ним, облобызал его и со слезами стал молиться. Тотчас он почувствовал себя здоровым и наконец совершенно выздоровел.
 
После же страданий Христовых в Едессу пришел для пропове-дания Евангелия апостол Фаддей. Апостол крестил князя Авгаря и весь дом его, а также многих уверовавших жителей города.
 
Авгарь поставил Нерукотворенный Образ на воротах своего города и повелел, чтобы всякий проходящий поклонялся ему, и над Образом сделал надпись: «Христе Боже, всякий, надею­щийся на Тебя, не постыдится».
 
После смерти Авгаря прошло много лет. В городе Едессе княжил язычник; он вознамерился уничтожить Божественный Лик Спасителя. Но епископ города, узнав об этом, сделал углубление в стене, поставил в нем Нерукотворенный Образ, заложил снаружи место камнями и таким образом охранил святыню от уничтожения.
 
Прошло еще много лет. На Едессу напали персы. В это время епископу Евлавию явилась некая славная Жена и сказала:
— Вверху городских ворот скрыт в стене Нерукотворенный Образ Спаса, возьми его.
Епископ действительно обрел в указанном месте святыню, которую во время осады переносил с места на место и тем отражал отчаянные нападения врагов. Персы, видя тщетность своих нападений, отступили от города.
 
В царствование греческого императора Романа Нерукотворенный Образ князем Амирою был продан грекам и торжест­венно ими перенесен в Царьград. Это перенесение совершилось 16 августа 944 года.
 
Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами Образ сей отправлен был последними в город Вене­цию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря. 
 
 
УЖАСНЫЙ ПОРОК
 17 августа

В настоящее время уже никто из разумных не спорит против Той истины, что пьянство есть самый ужаснейший из всех человеческих пороков, что оно хуже всех грехов и преступлений, потому что служит источником всех грехов и преступлений; оно Гибельнее всех страшных болезней и эпидемий, потому что само есть корень всех болезней духовных и телесных и потому что ни от одной из эпидемий не гибнет столько людей, сколько их погибает от пьянства; что оно опаснее всех войн и нашествий иноплеменников, ибо никакая бесславная война, никакое грозное нашествие так не ослабляли и не расстраивали государ­ственной мощи и государственного порядка, как это медленно, но нерно делает злое пьянство. Не спорят теперь разумные люди и против того, что так называемое «умеренное» употребление спиртных напитков или, вернее сказать, умеренное пьянство, составляет начальную ступень ужасного порока; а потому теперь на употребление спиртных напитков все, кроме невежд и пропивших свой рассудок, смотрят как на дело непохвальное, как на излишнюю и вредную привычку, и считают своим долгом теми или иными мерами и способами, по возможности, ослабить тот дурной обычай и пресечь развитие ужасного порока.
 
Но пока мы дожили до такого сознания, много, очень много пришлось поработать, даже до мученичества, лучшим людям мира и святым угодникам Божиим.
 
Особенно ревностно боролся против пьянства и обличал пьяниц Константинопольский архиепископ святитель Иоанн Златоуст. Для подтверждения сего приводим отрывок из его речи против пьянства, речей же и поучений этого характера у святого очень много.
«Люто, люто есть, возлюбленные, — говорит вселенский учитель, — пьянство, и сильно бесчувственным сделать человека и разум его потопить!
 
Разумного человека и над всем власть восприявшего оно, как мертвого, бросает на землю и худшим мертвого делает.
 
Мертвый не может сделать ни добра, ни зла, а пьяный о добре не думает и лишь к одному злу стремится, и всем — жене и детям и самим рабам — в посмеяние лежит. Друзья его стыдятся, враги осмеивают и клянут, свиньей и скотом называя.
 
И что может быть окаяннее того человека, который в пьянство вдался и губит вином каждый день свой ум?
 
Бесноватого увидим, жалеем и соболезнуем о нем; а с пьяным напротив поступаем, — негодуем и гневаемся на него, и несчет­ное число раз клянем. Почему же? Потому что бесноватый не по своей вине зло делает и прощения достоин; а пьяный, что бы ни делал, прощения не стоит, потому что самопроизвольно во зло впал и пьянственному мучительству поддался.
 
Он теряет любовь друзей, честь, имение, здоровье и так бед­ствует в сей жизни.
 
Но несказанное, много горшее и страшное бедствие ожидает его в жизни будущей: ибо пьяницы... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).
 
Смотрите же, упивающиеся, до чего вы доводите себя своим пьянством! Из человека, созданного по образу и по подобию Божию и над всем владычество воспринявшего, оно делает пьяницу хуже скота. Что может быть ужаснее сего? Позор здесь, на земле — мука вечная в жизни будущей!
 
И что, если еще к тому упившегося вдруг постигнет неумоли­мая смерть? С каким лицом он явится тогда на Суд Божий? Какой даст ответ? Что скажет в свое оправдание?.. О, поистине, лучше бы ему не родиться на свет, чем дожить до этого страшного дня!»


Категория: Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. | Добавил: Феодоровна (13.12.2010)
Просмотров: 857 | Теги: Сыны Царствия Христова, Пролог в поучениях и рассказах
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа