Понедельник, 25.11.2024, 05:01
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 Аресты 1944 года

Аресты 1944 года

Недавно о.Георгий Тайлов прислал мне свои воспомина­ния, опубликованные в одном из Латвийских изданий. 45 Он очень точно отразил характерное настроение, ощущение времени, когда его арестовали (тогда пошли повальные арес­ты миссионеров). Кроме того, он очень точно рассказывает, как проходил сам процесс ареста, как нас «задерживали», как строили чекисты свои обвинительные заключения. Как они иезуитски изворачивались и как «доказывали» нашу вину. О.Георгия арес­товали раньше меня на шесть лет. Когда его арестовали, он уже был священником, настоятелем с большим опытом миссионерс­кой и приходской работы, семейным человеком. Конечно, многое он видел и понимал уже в то время глубже и яснее. В своих вос­поминаниях он очень точно отразил это трагическое ощущение послевоенного времени, когда казалось, что все самое страшное уже позади, но многие из нас начинали догадываться о неотвра­тимости наступающей другой беды. Поэтому приведу выдержку из воспоминаний о. Георгия — тогда более понятным станет мой рассказ:
 
«...невдалеке от нашего дома остановился грузовик. Я сначала не придал этому значения, но вскоре у дверей постучался председатель волостного совета, знакомый мне ранее, его сопровождал человек с автоматом в руках. Я попросил их пройти из прихожей в комнату, но вооруженный вошел, а председатель исчез внезап­но назад к машине. Вошедший успокоил меня, что его попутчик сейчас вернется. Действительно, он возвратился, но не один. Его сопровождал капитан госбезопасности. Мое недоумение прояс­нилось. Стараясь держаться как можно вежливее и непринуж­денно, последний спросил: «Вы здесь давно служите? А где Вы раньше работали? Документы у Вас при себе?» Ознакомившись с паспортом, капитан продолжал: «А кроме Вас были здесь еще священники? Где они сейчас?» Когда я ответил на последний вопрос, что не знаю этого, последовала реплика: «Но ведь Вы вместе служили с Легким. Вы ведь должны знать, куда он соби­рался ехать?» — «19 июля фронт подошел неожиданно и многие бросились, кто куда, я остался здесь на одном хуторе, а Легкий поехал в сторону Балтинавы, больше я его не видел». Тень недо­верия мелькнула по лицу капитана, но сразу исчезла.
 
«Знаете, Георгий Иванович, поедемте с нами в Пыталово, надо выяснить одно дело — возьмите с собой все свои хорошие характеристики, немного еды...». Жена, наблюдавшая этот разговор, побледнела. «Вы не волнуйтесь, - обратился к ней капитан, - это не арест, если бы я арестовывал, то предъявил бы ордер, ваш муж вернется». Но все было ясно и без этой оговорки. Жена стала со­бирать белье, сухари, полотенце и велела позвать девочку, играв­шую во дворе. Ребенок сразу заметил что-то необычное в доме. «Мама, мы выселяемся?» — обратилась она к матери. Последняя безмолвно собирала что-то в мешок. «Папа, мы выселяемся?» — «Нет, детка, я уеду только и потом вернусь опять!» — выдавил я из себя слова, оказавшиеся пророческими, но лишь через 11с лишним лет. Капитан обратился к нашей работнице: «Только никому не говорите, что батюшка выехал. Он завтра вернется». Сдерживая слезы, мы расстались. Семья с работницей вышла проводить меня до машины. В последнюю минуту жена спроси­ла: «А крест ты взял с собой?» — «Да, конечно». Я знал, что на­чинается крестный путь...
 
«Давайте поговорим откровенно,—обратился ко мне капитан. — Вы ведь знаете, где находится Легкий — это точно! Мы Вас взя­ли для того, чтоб Вы нам это сказали. Как только Вы укажете его местонахождение, мы Вас освободим». — «Я не знаю, где он сейчас, я Вам сказал уже все, что мне известно». — «Но этого не может быть, ведь Вы вместе служили, его планы были Вам известны, где он сейчас?» «В Коровске его нет, а дальнейшее я не знаю!».— «Разве Вы хотите с нами ссориться, не советую вам. Мы Вас задержим до тех пор, пока Вы нам не скажете, где Легкий».
 
В Пыталове, представлявшем собой почти одни развалины, машина остановилась у милиции. Меня поместили почти в отдельной комнате. Когда совсем стемнело, капитан вызвал меня наверх. «Ну, как, Георгий Иванович, — сказал он, пытливо всматри­ваясь в мое лицо, — что Вам известно о Легком? Где он сейчас?» Я повторил свои прежние высказывания. «Значит, Вы не хотите нам помочь, хорошо, будем ссориться, здесь Вы не останетесь!»  ...Следователь оказался человеком в штатском, сидевшим за письменным столом. Он предложил мне табуретку, стояв­шую далеко от этого стола. Я сел. «Фамилия? Звать? Отчест­во? Год рождения?» Последовал ряд вопросов. Когда мои отве­ты, казалось, удовлетворили следователя, он отодвинул от се­бя папку с бумагами и сказал:«Расскажите свою биографию». Я начал говорить. Следователь сначала слушал рассеянно, но когда я дошел до назначения в Псков, его внимание удвоилось. Пошли вопросы: «Почему Вы остались на оккупированной территории?» — «Не успели эвакуироваться, наступление бы­ло очень быстрым, немцы застигли наш район врасплох. Поч­ти никто не успел уйти!» — «Но ведь были люди, которые уш­ли, убежали, эвакуировались в тыл страны?» — «Были, — от­вечал я, — но их было очень мало, Прибалтика была захва­чена в очень короткое время». — «Значит была возможность уйти от врага, Вы ею не воспользовались, — заметил следо­ватель. — А почему Вы не ушли позже в лес к нашим партиза­нам?» — «Но я не имею права покидать свой приход, свое ста­до, воевать с оружием в руках мне не положено», — возразил я. «А почему у нас были священники, которые воевали в рядах Крас­ной Армии, помогали партизанам?» Последовал новый вопрос, и сразу следователь перешел в атаку: «Скажите лучше откровенно — Вы ждали немцев, Вы всегда были врагом советской власти, Вы готовились к войне с нами!». Он встал и заходил по комнате. Я отвечал, что немцев не ждал, врагом власти Советов я себя не считаю. Тогда он изменил тон: «Мы Вас понимаем, Вам ведь тоже надо было жить, и Вы пошли служить немцам!» — «Я не­мцам не служил, я всегда служил Церкви и народу», — сказал я. «А Миссия ваша не немцами была основана? Ведь Вы были мис­сионером?» — «Да, миссионером был, но в Миссию направлен был митрополитом, Экзархом Московской Патриархии!» — «Раз­ве Вы не знали, что Сергий, ваш митрополит, создал ее по зада­нию немецкого гестапо?» — «Об этом ничего не знаю, Сергий был для меня прежде всего архиерей, и ему я должен подчинять­ся. О существовании гестапо на оккупированной территории я не знаю и считаю, что его не было». Следователь усмехнулся: «Не стройте из себя простачка, нам все известно, Вам лучше скорее сознаться, получить срок и ехать отбывать наказание, а иначе... — его голос стал угрожающим — мы можем с Вами и по-другому поговорить, кроме того, — сказал он примирительно, — нам все известно, архив Миссии попался в наши руки, начальник ее — Зайц, тоже у нас, так что запираться Вам нечего. Вы нам все рас­скажите: как Вас немцы завербовали к себе в разведку, почему Вы не уехали с ними при отступлении, и с каким заданием ос­тались?» Вопросы были ужасные, неотвратимые, и, как видно, здесь нельзя было доказать, что ты не верблюд, каким тебя хо­тели во что бы то ни стало сделать. Но следователь взглянул на часы, поднял трубку телефона на своем столе: «Из кабинета №... возьмите», — затем что-то отметил себе, и вскоре в дверях поя­вился надзиратель, который повел меня назад в камеру. Когда мы проходили по коридору, я увидел на стене часы, которые показывали уже 5-й час. Так эту ночь мне заснуть не удалось. Вскоре по­дали завтрак... Но было не до сна. Следовало ожидать дальней­шего нажима следователя и дальнейших ночных допросов, когда человека клонит ко сну, и он особенно слаб и вял психически...
 
Следующая ночь опять была проведена у следователя. Он требовал подробного рассказа о том, как якобы я стал орудием не­мецкой разведки после того, как добровольно остался на оккупированной временно немцами территории. «Как это доброволь­но?» — заметил я. — «Но ведь у Вас была возможность рано или поздно покинуть район, занятый немцами. Вот, например, я, — заявил следователь, — меня застали немцы, но я потихоньку ушел. Перешел фронт и явился к своим в ряды Красной Армии. Разве Вы не могли то же сделать? А не сделали этого, значит, не хотели, значит, Вы добровольно остались у немцев — не так ли?» Логика была убийственная. Нельзя же было начать здесь во Внутренней тюрьме обвинять руководство государства и армии в неподготовленности к войне с сильным фашистским государс­твом, вооруженным до зубов? Какая-то подсознательная мысль в эти тяжелые минуты подсказала мне, что все это несерьезно, ре­зультаты такого следствия, срок наказания не придется нести до конца.
 
...Мой следователь был сегодня тоже не в особенном настрое­нии. «Будешь рассказывать или нет?» Я отвечал, что не отказыва­юсь говорить. «Но не думай сочинять, иначе мы вызовем вашего начальника Зайца и он все равно обличит тебя во лжи». Однако, дело не клеилось. Когда я был спрошен о подданстве, я отвечал, что я подданный Латвийской Республики. «Откуда ты это взял?» Объяснил, что паспорт у меня латвийский, никогда я советского не имел, паспортизация у нас до войны не была проведена, во время оккупации немцы признавали в качестве документа личности старый латвийский паспорт. «Ах, ты хочешь, чтоб мы тебя считали подданным буржуазной Латвии? — окрысился следова­тель. — А почему ты не пришел в 1940 году в советские органы И не заявил, что ты не хочешь быть советским подданным? После августа 1940 года об этом поздно говорить. Все жители Латвии, проголосовав за советскую власть, стали подданными Советского Союза. Но об этом мы еще поговорим после...». Действительно, следующий раз следователь сам вернулся к теме о подданстве. Видно, его кто-то инструктировал. Он заявил, что наличие пас­порта не говорит о подданстве. Паспортизация дело формальное. «Мы не можем признать тебя подданным буржуазного государства. Ты с 1940 года подданный советский, и поэтому отвечаешь перед нашими органами как таковой». Опять логика.
 
Но труднее было рассказать, «как меня завербовали». Ничего не выходило, так как ничего и не было подобного. Я рассказы­вал, что подал митрополиту Сергию прошение, он, по представ­лению прот. И. Янсона — как бывшего моего воспитателя — рек­тора, наложил резолюцию о переводе в распоряжение Миссии во Пскове. Из Риги выехал случайно с группой миссионеров через Двинск к месту назначения. Так как в Риге более ждать было не­чего и неудобно. Назначение состоялось в конце сентября, а вы­ехал 22 октября. Во Пскове задержался до 1 ноября, так как поез­да не ходили, для частных пассажиров движение было закрыто. Тогда следователь разразился ругательствами. Здесь я услышал такой словарный запас русского живого языка, какого еще не слыхал. Не слыхал и не понимал. Он выгнал меня в тамбур. Там я стоял между двух дверей, пока он что-то писал. Через час позвал меня: «Подумал, вспомнил, будешь рассказывать?» Надо было как-то выходить из положения... Протокол следствия заполнялся.
 
Через месяц после моего водворения в «большом доме» в ка­мере следователя появился мой старый знакомый — капитан, арестовавший меня. С разрешения моего следователя он обратился ко мне: «Вы знали, где находится Легкий - скажите же нам, где он?» Это меня удивило. Теперь, когда я уже знал, почему по­пал сюда, и в моем деле ни слова не упоминалось о Легком, это была попытка воспользоваться негодными средствами. «Я ничего не знаю о Легком», — твердо парировал я. Капитан удалился ни с чем...»
 
Прерву здесь рассказ о.Георгия. Его все время допрашивали, в частности, стремясь узнать хоть что-нибудь о протоиерее Иоанне Легком.
 
Он в июле 1943 года был возведен в сан протоиерея и назна­чен ключарем рижского Христорождественского кафедрального собора. 17 августа назначен благочинным Рижскоградского окру­га. В октябре о.Иоанн Легкий в составе группы православных священников покидает Латвию. Горькие, но точные слова сказал о том, как пришлось покидать родину о.Георгий Бенигсен: «...мы давно уже видели надвигавшийся крах Германии, но это нас не касалось. Мы отовсюду уходили последними, делая до конца свое дело с неослабевающей упорностью, зная, что наше дело — дело Христовой победы... Мы шли с населением, вновь оставляя родную землю, оставляя жертвы, павших под пулями партизан, агентов гестапо, или просто решивших не уходить, или не успевших уйти. Мы шли на Запад, зная, что от большевиков нам нечего ждать пощады, зная на этот раз советский режим так же хорошо, как немецкий». В послевоенные годы органы НКВД на территории Латвии репрессировали более половины всего духовенства. Разные сведения существуют о дате, когда именно о.Иоанн Легкий уехал из Латвии. По-видимому, в октябре. В свя­зи с этим еще и еще раз особо переживаешь страницы воспоми­наний о.Георгия, где говорится о допросах. Его не сломили, не сумели шантажом и угрозами заставить выдать какие-либо сведе­ния об Иоанне Легком.
 
О.Иоанн Легкий, по воспоминаниям русских беженцев, на­ходясь за границей, много сделал для страдающих, напуганных, больных людей, лишенных родины. Воспитанный с детства в ве­рующей семье, прекрасный богослов, церковный проповедник, обладал высокой общей культурой.
 
В августе 1949 года приехал в США. В том же году был из­бран членом епархиального совета. С 1959-1987 — настоя­тель собора Архангела Михаила (Штат Нью-Джерси, самый большой приход в епархии. С 1961 — благочинный Восточ­ной Нью-Йоркской епархии. В 1990 г. принял монашеский постриг. По его просьбе ему было дано имя рукополагавше­го его священномученика Иоанна (Поммера). В этом же го­ду в храме Преподобного Серафима Саровского Успенско­го Ново-Дивеевского женского монастыря (Спринг-Валлей) Иоанн (Легкий) был хиротонисан во епископа Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского.(46)
 
Продолжу цитату из воспоминаний о.Георгия, так как он очень точно рассказал о допросах.
 
«...Время шло, протоколы записывались, подшивались, и де­ло росло. Однажды на допросе лейтенант спросил: «А кто у тебя был диаконом?» — «Не было диакона!» — «Как так не было?» — «Не было, служил сам, один», — утвердил я. — «А псаломщик кто был?» — следовал допрос. — «Не было и псаломщика!» — «Как же так?» — «Очень просто, приехал я один и служил без псаломщика, на месте ведь не осталось никого!» — «Ну, хорошо, а кто был старостой?» Удар пришелся в цель. Церковь без старосты немыслима. Я назвал фамилию. «Где он сейчас?» — «Умер». — «Когда?» — «Еще при мне, я его и хоронил, а перед смертью на­путствовал...». Но подробности следователя не интересовали. «А кто был после него старостой?» — перебил он. Пришлось назвать новое имя. «Где он?» — «Его убил племянник при дележе наследства. Потом самого расстреляли...» — «Наши партизаны?» — «Нет, немцы». — «Ну, а потом кто был?» — «Димитриев». — «Где он находится? Ведь это все ваши сотрудники!» — «Погиб при начале эвакуации от шальной пули». Мой мучитель угомо­нился. Помогла моя молитва не стать предателем. Следователь не знал, что служил я во многих церквах, а свел я свой рассказ в его камере на одну Печанскую. Были у меня и псаломщики, и другие соработники, но помогло и незнание обстановки молодым деяте­лем Фемиды, и моя осторожность. Назови я только одно имя, и тогда не миновать человеку тюремных стен. Пронесло...


Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей