ЧТОБЫ СОЕДИНИЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН. ПРЕДИСЛОВИЕ
История Православной Церкви в XX веке уникальна. Не было еще за все годы ее существования времен, когда столько мучеников и исповедников веры принесли в жертву свои жизни во имя Христа. Это были люди особой закалки, особого воспитания, особой любви к Спасителю. Кто они, как они жили, как осуществляли свое служение? О них, этих аристократах духа, известно немного. Епископ Василий (Родзянко) в Слове о Владыке Иоанне (Максимовиче) отметил существо жизни этого удивительного поколения — одни из них были умучены воинствующими богоборцами, другие — «...и сейчас есть мученики, которые недобиты были злобными мучителями, — они и сейчас еще ходят по земле, и светится свет мученический в очах их. Иногда это мученичество безконечное, не обязательно обрывающееся страшным убиением, а это медленное умирание в течение всей жизни. Вот эти пастыри, которых встречаешь сейчас на Руси в Русской Церкви — в храмах и вне храмов... Какая огромная ответственность лежит на этом пастыре, мученике, потому что он каждый час, каждую минуту свою, каждый вздох свой отдает тем, кому он нужен ...»(1).
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику общецерковных святых 1154 подвижника веры и благочестия во главе с Царской семьей.(2) Работа по канонизацииновых и новых святых продолжается. Профессор, протоиерей, настоятель Петербургского Князь Владимирского собора о.Владимир Сорокин уже не один год составляет «Синодик священников и мирян, пострадавших за веру».(3) Священником Андреем Голиковым и Сергеем Фоминым издан «Мартиролог мучеников и исповедников Северо-Запада России и Прибалтики (1940 — 1955 гг.)».(4) Имя архимандрита Кирилла внесено в «Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных церковнослужителей и мирян», составленный протоиереем о.Владимиром Сорокиным и в «Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940 — 1955 гг.» в книге священника о.Андрея Голикова и Сергея Фомина «Кровью убеленные».
Живет среди нас и осуществляет сегодня свое священническое служение Архимандрит Кирилл (Начис), человек из той же когорты воинов Христовых — Духовник Санкт-Петербургской Митрополии. В 1994 г. он стал первым настоятелем возрожденной после закрытия и разорения в годы гонений на Церковь Свято-Троицкой Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры.
Один из первых новомучеников российских Священномученик Вениамин Петроградский за несколько дней до расстрела послал из тюрьмы одному из петроградских благочинных письмо, которое написал в ответ на острую полемику, разгоревшуюся между несколькими церковными пастырями. В этом письме есть такие слова: «Христос — наша жизнь, свет и покой (...). Не Платоновы, Чепурины, Вениамины спасают церковь, а Христос...».(5) Но чтобы соединилась связь времен и началось однажды это Благодатное возрождение Свято-Троицкой Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры, понадобился человек. И какие-то его конкретные шаги. И чтобы эта его деятельность была обогащена большим опытом церковным, жизненным, молитвенным. Таким человеком оказался Архимандрит Кирилл (Начис), который везде, куда бы его ни определял Божий Промысл, — на преподавательскую кафедру в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в Псковскую Миссию псаломщиком, на разрушенный приход, где изверились измученные и запуганные люди, даже в Инте, на одном из далеких «островов» Архипелага ГУЛАГ,(6) — он оставил по себе добрую память: дома, им построенные, по сей день служат людям и украшают город; или в Александро-Невской Лавре, много лет ждавшей возрождения, — всюду он утверждает Веру Христову, Добро и Любовь.
Архимандриту Кириллу задают вопросы корреспонденты, писатели, студенты Духовных школ, преподаватели, приходские священники, миряне. В газетах Петербурга и других регионов России мы читаем его интервью. Интерес к его личности понятен: за свои восемьдесят с лишним лет он дважды был репрессирован советской властью, во время Отечественной войны немцами был угнан в Германию; более сорока лет отдано им священническому служению (в алтарь впервые был введен в шесть лет — подавал кадило и выходил со свечой). В юности участник Русского Студенческого Христианского Движения,(7) участник Псковской Православной Миссии, — он стал живым свидетелем и участником многих важных событий XX века. Во всяком случае, многих основных событий жизни Русской Православной Церкви. Эти события пережиты им самим, о многом, что он испытал, что знает, не прочтешь в книгах. Ведь не все еще достоверно описано историками, осмыслено и проанализировано учеными, современниками. В истории Гулага много белых пятен, мало известна нам деятельность РСХД, Псковской Православной Миссии.
Быть может, из этой книги, составленной из его воспоминаний, статей, ответов на вопросы его духовных чад и корреспондентов газет и журналов, мы больше узнаем о каких-то чертах и свойствах этого замечательного поколения, к которому он принадлежит.
И тем ценнее для нас станут личные свидетельства о.Кирилла, его размышления о духовном опыте, который мы только учимся накапливать, тем важнее для нас любые, даже самые мелкие и, казалось бы, незначительные, на первый взгляд, воспоминания о событиях уходящего века, рассказанные человеком, чей авторитет безусловен и чья священническая жизнь — пример служения у Престола Божия.
И нет мелких и незначительных фактов, ведь из них и складывается история.
Это тем более важно, поскольку мало публикуется материалов о современной церкви, о ее сегодняшнем дне, нынешних служителях. Это издание — попытка познакомить читателя несколько глубже с жизнью нашего современника.
Optima patrum cuique servando
Много новомучеников и исповедников прославила Русская Православная Церковь за последние годы. Но очень много безвестных праведников молятся за нас у Престола Божия. Каждое новое свидетельство, каждая изданная книга о прошедших временах, тем более воспоминания священника, нашего современника, приносит новые и новые имена подвижников благочестия. «Сохраним лучшее наших отцов» — называется книга о.Кирилла. Это значит, что и все, упомянутые им с Любовью в его труде имена, да не будут забыты нами. И каждая такая книга сегодня пусть будет для нас своеобразным Синодиком.
Александр Начис — священник, погиб в Латвии в первые дни войны, в июне 1941 г, при бомбежке.
Владимир и Надежда Начисы — родители Архимандрита Кирилла. Воспитали четырех сыновей, трое из них — священники.
Антонина Емельяновна Ершова — учительница русского языка и литературы, деятель РСХД, расстреляна немцами за помощь русским военнопленным во вторую мировую войну.
Александр Михайлович Горный — начальник сочинского морского порта, осужденный по статье 58-6. Встретился с ним Леонид Начис на пересылке. Осужден за «шпионаж» и за то, что не написал донос.
Настя — погибла в ГУЛАГе от последствий медицинского эксперимента.
Анна — узница Интинского ГУЛАГа.
Старостин — футболист.
Александр Иванович Папава — грузин, историк, проректор Тбилисского университета.
Артур Тамвелиус — швед по национальности, очень талантливый художник, добивался справедливости при ведении следственного дела и на допросах.
Вячеслав Дмитриевич Бирюков — путеец, возглавлял строительство Турксиба; вместе с Леонидом Начисом строили и изобретали В Интинском ГУЛАГе.
Щиров—Герой Советского Союза, летчик; его супруга, замучена Берией.
Мендрик — подкидыш, воспитанный цыганами. Способный и стремящийся к знаниям, стал католическим священником. Погиб при обстреле Воркутинского Гулага, когда заключенные, узнав о смерти Сталина, выдвинули лозунг: «Больше угля Родине, а нам — Свободу!»
Василь Крупчин, латыши Хакс и Геке — заключенные ГУЛАГА из бригады Леонида Начиса.
Адольф Петрович Пунтулис — инженер-строитель, получивший большой ГУЛАГовский срок, под его руководством строила бригада Леонида Начиса жилые дома в Инте.
Серафим Ильич Четверухин — прихожанин храма Воскресения Христова в Голубкове, проведший в заключении в Воркуте двадцать пять лет. Сын прославленного новомученика Ильи Четверухина, в юности арестован как «сын врага народа». Не отказался от своего отца, как было ему предложено, когда Сталин провозгласил лозунг: «Сын за отца не отвечает». Писал и реставрировал иконы в храмах, где служил о.Кирилл.
Евдокия Федоровна Савина — блокадница, всю Великую Отечественную войну проработала на лесоповалах — под обстрелами, имея очень хрупкое сложение и будучи дистрофиком. Потеряла здоровье «на каторге», так называла она этот непосильный, изнурительный труд. Помогала о.Кириллу досмотреть за его немощной больной матерью, шила облачения, вышивала Покровцы и Воздуха. Происходила из семьи, в которой была явлена и обновилась Икона Божией Матери Боголюбская. Ее бабушка, хранительница Иконы, подвергалась арестам за преданность вере во Христа...