Воскресенье, 24.11.2024, 23:38
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 ЧТОБЫ СОЕДИНИЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН. ПРЕДИСЛОВИЕ


ЧТОБЫ СОЕДИНИЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН. ПРЕДИСЛОВИЕ

 
История Православной Церкви в XX веке уникальна. Не было еще за все годы ее существования времен, когда столько мучеников и исповедников веры принесли в жертву свои жизни во имя Христа. Это были люди особой закалки, особого воспитания, особой любви к Спасителю. Кто они, как они жили, как осуществляли свое служение? О них, этих аристократах духа, известно немного. Епископ Василий (Родзянко) в Слове о Влады­ке Иоанне (Максимовиче) отметил существо жизни этого удиви­тельного поколения — одни из них были умучены воинствующи­ми богоборцами, другие — «...и сейчас есть мученики, которые недобиты были злобными мучителями, — они и сейчас еще хо­дят по земле, и светится свет мученический в очах их. Иногда это мученичество безконечное, не обязательно обрывающееся страшным убиением, а это медленное умирание в течение всей жизни. Вот эти пастыри, которых встречаешь сейчас на Руси в Русской Церкви — в храмах и вне храмов... Какая огромная ответствен­ность лежит на этом пастыре, мученике, потому что он каждый час, каждую минуту свою, каждый вздох свой отдает тем, кому он нужен ...»(1).
 
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Цер­кви причислил к лику общецерковных святых 1154 подвижника веры и благочестия во главе с Царской семьей.(2) Работа по канонизацииновых и новых святых продолжается. Профессор, прото­иерей, настоятель Петербургского Князь Владимирского собора о.Владимир Сорокин уже не один год составляет «Синодик свя­щенников и мирян, пострадавших за веру».(3) Священником Андреем Голиковым и Сергеем Фоминым издан «Мартиролог мучени­ков и исповедников Северо-Запада России и Прибалтики (1940 — 1955 гг.)».(4) Имя архимандрита Кирилла внесено в «Синодик го­нимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных церковнослужителей и мирян», составленный протоиереем о.Владимиром Сорокиным и в «Мартиролог православных священ­нослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940 — 1955 гг.» в книге священника о.Андрея Голикова и Сер­гея Фомина «Кровью убеленные».
 
Живет среди нас и осуществляет сегодня свое священничес­кое служение Архимандрит Кирилл (Начис), человек из той же когорты воинов Христовых — Духовник Санкт-Петербургской Митрополии. В 1994 г. он стал первым настоятелем возрожденной после закрытия и разорения в годы гонений на Церковь Свя­то-Троицкой Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры.
 
Один из первых новомучеников российских Священномученик Вениамин Петроградский за несколько дней до расстрела послал из тюрьмы одному из петроградских благочинных пись­мо, которое написал в ответ на острую полемику, разгоревшуюся между несколькими церковными пастырями. В этом письме есть такие слова: «Христос — наша жизнь, свет и покой (...). Не Платоновы, Чепурины, Вениамины спасают церковь, а Христос...».(5) Но чтобы соединилась связь времен и началось однажды это Благодатное возрождение Свято-Троицкой Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры, понадобился человек. И какие-то его конкретные шаги. И чтобы эта его деятельность была обогащена большим опытом церковным, жизненным, молитвенным. Таким человеком оказался Архимандрит Кирилл (Начис), который вез­де, куда бы его ни определял Божий Промысл, — на преподава­тельскую кафедру в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в Псковскую Миссию псаломщиком, на разрушенный приход, где изверились измученные и запуганные люди, даже в Инте, на од­ном из далеких «островов» Архипелага ГУЛАГ,(6) — он оставил по себе добрую память: дома, им построенные, по сей день слу­жат людям и украшают город; или в Александро-Невской Лавре, много лет ждавшей возрождения, — всюду он утверждает Веру Христову, Добро и Любовь.
 
Архимандриту Кириллу задают вопросы корреспонденты, писатели, студенты Духовных школ, преподаватели, приходские священники, миряне. В газетах Петербурга и других регионов России мы читаем его интервью. Интерес к его личности поня­тен: за свои восемьдесят с лишним лет он дважды был репресси­рован советской властью, во время Отечественной войны немца­ми был угнан в Германию; более сорока лет отдано им священни­ческому служению (в алтарь впервые был введен в шесть лет — подавал кадило и выходил со свечой). В юности участник Русского Студенческого Христианского Движения,(7) участник Псковской Православной Миссии, — он стал живым свидетелем и участником многих важных событий XX века. Во всяком случае, многих основных событий жизни Русской Православной Церкви. Эти события пережиты им самим, о многом, что он испытал, что знает, не прочтешь в книгах. Ведь не все еще достоверно описано историками, осмыслено и проанализировано учеными, современ­никами. В истории Гулага много белых пятен, мало известна нам деятельность РСХД, Псковской Православной Миссии.
 
Быть может, из этой книги, составленной из его воспоми­наний, статей, ответов на вопросы его духовных чад и корреспондентов газет и журналов, мы больше узнаем о каких-то чер­тах и свойствах этого замечательного поколения, к которому он принадлежит.
 
И тем ценнее для нас станут личные свидетельства о.Кирилла, его размышления о духовном опыте, который мы только учимся накапливать, тем важнее для нас любые, даже самые мелкие и, казалось бы, незначительные, на первый взгляд, воспоминания о событиях уходящего века, рассказанные человеком, чей авторитет безусловен и чья священническая жизнь — пример служения у Престола Божия.
И нет мелких и незначительных фактов, ведь из них и складывается история.
 
Это тем более важно, поскольку мало публикуется материалов о современной церкви, о ее сегодняшнем дне, нынешних служи­телях. Это издание — попытка познакомить читателя несколько глубже с жизнью нашего современника.

Optima patrum cuique servando
 
Много новомучеников и исповедников прославила Рус­ская Православная Церковь за последние годы. Но очень много безвестных праведников молятся за нас у Престо­ла Божия. Каждое новое свидетельство, каждая изданная книга о прошедших временах, тем более воспоминания священника, нашего современника, приносит новые и новые имена подвижников благочестия. «Сохраним луч­шее наших отцов» — называется книга о.Кирилла. Это значит, что и все, упомянутые им с Любовью в его труде имена, да не будут забыты нами. И каждая такая книга се­годня пусть будет для нас своеобразным Синодиком.
 
Александр Начис — священник, погиб в Латвии в первые дни войны, в июне 1941 г, при бомбежке.
 
Владимир и Надежда Начисы — родители Архиман­дрита Кирилла. Воспитали четырех сыновей, трое из них — священники.
 
Антонина Емельяновна Ершова — учительница рус­ского языка и литературы, деятель РСХД, расстреляна немцами за помощь русским военнопленным во вторую мировую войну.
 
Александр Михайлович Горный — начальник сочин­ского морского порта, осужденный по статье 58-6. Встре­тился с ним Леонид Начис на пересылке. Осужден за «шпионаж» и за то, что не написал донос.
 
Настя — погибла в ГУЛАГе от последствий медицинс­кого эксперимента.
 
Анна — узница Интинского ГУЛАГа.
 
Старостин — футболист.
 
Александр Иванович Папава — грузин, историк, проректор Тбилисского университета.
 
Артур Тамвелиус — швед по национальности, очень талантливый художник, добивался справедливости при ведении следственного дела и на допросах.
 
Вячеслав Дмитриевич Бирюков — путеец, возглав­лял строительство Турксиба; вместе с Леонидом Начисом строили и изобретали В Интинском ГУЛАГе.
 
Щиров—Герой Советского Союза, летчик; его супруга, замучена Берией.
 
Мендрик — подкидыш, воспитанный цыганами. Спо­собный и стремящийся к знаниям, стал католическим свя­щенником. Погиб при обстреле Воркутинского Гулага, когда заключенные, узнав о смерти Сталина, выдвинули лозунг: «Больше угля Родине, а нам — Свободу!»
 
Василь Крупчин, латыши Хакс и Геке — заключен­ные ГУЛАГА из бригады Леонида Начиса.
 
Адольф Петрович Пунтулис — инженер-строитель, получивший большой ГУЛАГовский срок, под его руко­водством строила бригада Леонида Начиса жилые дома в Инте.
 
Серафим Ильич Четверухин — прихожанин храма Воскресения Христова в Голубкове, проведший в заклю­чении в Воркуте двадцать пять лет. Сын прославленного новомученика Ильи Четверухина, в юности арестован как «сын врага народа». Не отказался от своего отца, как бы­ло ему предложено, когда Сталин провозгласил лозунг: «Сын за отца не отвечает». Писал и реставрировал иконы в храмах, где служил о.Кирилл.
 
Евдокия Федоровна Савина — блокадница, всю Вели­кую Отечественную войну проработала на лесоповалах — под обстрелами, имея очень хрупкое сложение и будучи дистрофиком. Потеряла здоровье «на каторге», так на­зывала она этот непосильный, изнурительный труд. По­могала о.Кириллу досмотреть за его немощной больной матерью, шила облачения, вышивала Покровцы и Возду­ха. Происходила из семьи, в которой была явлена и обно­вилась Икона Божией Матери Боголюбская. Ее бабушка, хранительница Иконы, подвергалась арестам за преданность вере во Христа...

Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей