ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА,
ДАННАЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С СОБЫТИЯМИ,
ПРОИСХОДЯЩИМИ В ЛАТВИИ И РОССИИ
Леонид Начис родился 9 января 1920 г в г. Гриве Илукского уезда в Латвии.
__________________________
В Латвии, также, как и по всей России, гражданская война В Илукском уезде — польская оккупация, разорение, бедность, голод.
Латвия обретает независимость.
В 1918 г. образована Латвийская Буржуазнонационалистическая республика.
В России. Гражданская война. Образование СССР.
Идет наступление государственной власти на Церковь.
Утверждается советская власть.
Начинаются аресты и расстрелы священнослужителей.
В Санкт-Петербурге. Мученическая кончина настоятеля храма Всех Скорбящих Радости протоиерея Иоанна Скипетрова на паперти Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры знаменовала собой начало безпощадного наступления безбожников на одну из важнейших святынь России. С крестом в руках в епитрахили он вышел навстречу безчинствующей толпе красногвардейцев и матросов, ворвавшейся в Лавру, и пытался их остановить. Он был убит тут же выстрелами их винтовок.
За ним в сонме новомучеников Российских вскоре последовали священник Иоанн Кочуров, протоиерей Философ Орнадский, протоиерей Алексей Ставровский, митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Юрий Павлович Новицкий, профессор юридического факультета Университета, бывший юрисконсульт, присяжный поверенный Иван Михайлович Ковшаров, митрополит Серафим Чичагов(62)...
____________________________________
Семья живет рядом с Динабургской крепостью, где регентом в православном храме служит старший брат Александр Начис. (В 1827 г. после окончания инженерного училища в крепость был направлен будущий епископ Игнатий Брянчанинов.)
____________________________________
23 февраля 1920 Собором Латвийской Православной Церкви Архиепископ Иоанн (Поммер) избран предстоятелем Латвийской Православной Церкви.
Православные писали Патриарху Тихону из Латвии: «Ваше Святейшество! Море бушует. Волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала... Нужен кормчий!»
19 июля 1921 года Патриарх дал согласие. Архиепископ Иоанн занял кафедру Рижского архипастыря. Латвийская Православная церковь обрела Кормчего.
26/8 августа, 1919 г.
Патриарх Тихон пишет послание ко всем верным чадам Православной Российской Церкви с призывом ко всенародному покаянию в грехах, в связи с наступающими днями Успенского поста.
«... Еще продолжается на Руси эта страшная томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее...
...Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что по слову Пророка отнял у нас и посох и трость и всякое подкрепление хлебом... храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца. /Ис: III, 1-3/
...Грех, тяжкий нераскаянный грех вызвал сатану из бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь...» /Томские Епархиальные ведомости, 1919, М10/2/(63)
Конец 1922 года.
Вот данные о числе духовных лиц, погибших при столкновениях при изъятии церковных ценностей и расстрелянных по суду в течение 1922 года.
2691 — белого духовенства
1962 —монашествующих
3447— монахинь и послушниц
Итого: 8100 жертв.
Богоборческая власть не только физически уничтожает духовенство, она глумится над святынями и растлевает сознание народа.
17/30 января 1923 г.
Телеграмма агентства Ост-Экспресс об инсценировке суда над Богом:
«Москва, в клубе Московского гарнизона в присутствии Троцкого и Луначарского состоялось собрание, на котором было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения приговора Богу.
На заседании присутствовало до 5 000 красноармейцев. Подобные заседания устраиваются агитотделом коммунистической пропаганды».(64)
____________________________________
6 мая 1926 г. — Введен в алтарь в день Великомученика святого Георгия Победоносца в Свято-Никольской Гривской церкви. Протоиереем в церкви служит о.Савва Трубицын (В 1944 г. во время репрессий против духовенства осужден ОСО на 5 лет лагерей.
____________________________________
Возрастает и укрепляется Латвийская Церковь, с 1922 г. возглавляемая Архиепископом Иоанном (Поммером).
ЛПЦ объявлена самостоятельной, но сохраняющей каноническую связь с РПЦ.
Состоявшийся в июне 1929 г.
II Съезд безбожников определил борьбу с религией своей главной задачей, ибо это «важнейший участок классовой борьбы».(65)
В 1930 году выходит постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Постановления выполняют.(66)
Арестованы епископ Мануил (Лемешковский), протоиерей Николай Чуков, настоятель Николо-Морского собора, священник Михаил Челъцов из Покровской церкви, протоиерей Николай Чепурин — настоятель Михайло-Архангелъской церкви. После нескольких месяцев заключения выходит на свободу только протоиерей Николай Чуков.
(67) 5 декабря 1929 г. в Ленинграде завершился крестный путь Архиепископа Иллариона (Троицкого).(68)
В феврале 1931 г. расстрелян священник Михаил Тихомиров и выдающийся церковный писатель Е. Поселянин (Е. Н. Погожев)(69)
____________________________________
1927—1933 учеба в «основной», затем в «Правительственной» школах.
____________________________________
В Прибалтике в 1931-1933 гг. проходят съезды РСХД.
На собрания и молебны приходят крестьяне из соседних деревень. Программа съезда РСХД в Латгалии 6-12 июля: «Человек — Образ и подобие Божие». На съездах участвуют: Прот.Кирилл Зайц, о.Иоанн Янсон, Борис Плюханов, о.Сергий Четвериков, Мать Мария и др.
В 1932 г.
арестован и сослан протоиерей Александр Медведский.
18 февраля 1932 года арестованы и расстреляны или отправлены в лагеря сорок монахов Александро-Невской Лавры, двенадцать из Старо-Афонского Подворья, двадцать пять монахов из Троице-Сергиевой Пустыни, пятеро монахов из Киевского подворья, двенадцать монахов Феодоровского собора, восемь монахов из Киновии, отделения Александро-Невской Лавры за Большой Охтой, монахов и монахинь из различных закрытых обителей, живших в Ленинграде, — более сотни.(70)
И вот 9 августа 1931 г. Володарский райсовет обращается в президиум Ленинградского совета: «Президиум Володарского совета просит Вас ходатайствовать перед ВЦИК-ом о закрытии церквей Александро-Невской Лавры и превращении таковой в культурный городок. Необходимо отметить, что Александро-Невская Лавра, размещавшаяся в центре Володарского района, до 1922 г. представляла резиденцию митрополита, а впоследствии штаб-квартиру епархиального управления. В 1922 году все жилые корпуса перешли в ведение коммунального хозяйства, причислены к разным управлениям. В общей сложности в самой Лавре и вокруг нее числится около 200 тыс. человек с семьями. Просьба, опираясь на мнение избирателей, расторгнуть все договора с церковниками Лавры. И церкви ликвидировать, по примеру уже закрытой церкви Михаила Архангела. Присутствовали Леополъдова, Ляцкий, Юхачева».(71)
Те же исполнители создают директивы о закрытии кладбища Александро-Невской Лавры: «Принимая во внимание, что: а) кладбища Александро-Невской Лавры были в прежнее время устроены исключительно с целью извлечения духовенством доходов, б) коммунистическая площадка, на которой имеется много старых захоронений, с крестами на могилах, не могут по своему внешнему оформлению соответствовать своему назначению, признать необходимым закрыть Никольское кладбище».(72)
8 мая 1931 года был составлен такой акт, очень характерный для отношения к кладбищам в это время: «Акт об осмотре назначенного к уничтожению Спасопреображенского кладбища представителем агентства рудметаллов на предмет сдачи металлолома». Присутствовавшим при этом представителям Русского музея и бюро по охране памятников удалось доказать художественную и историческую ценность только восьми памятников.(73)
Выписка из протокола №95 Президиума Леноблисполкома от 21 ноября 32 г., п. 2 «О ликвидации церкви Николая Чудотворца на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Ленинграде. Исходя из того, что, в связи с закрытием Никольского кладбища для захоронений, церковь Николая Чудотворца используется верующими от случая к случаю и большую часть времени стоит закрытой, а так же используя весьма эффективную возможность использовать здание под монументальные мастерские треста «Похоронное дело», Никольскую церковь ликвидировать, здание использовать для указанных целей». «По пояснительной записке треста «Похоронное дело» по переоборудованию Никольской церкви. Стоимость работ 40-50 тысяч. В наружной части особенных работ не требуется. Снять крест и мелкие украшения фасадов». Одним из подобных протоколов предписывается закрыть Благовещенскую церковь, помещение Духовской церкви использовать под зернохранилище.(74)
____________________________________
В 1933 г. — поступление в гимназию, занимается в детской организации «Сокол» при церкви Св. Александра Невского.
____________________________________
Активно работает в Двинске молодежная организация Единение, которой руководит РСХД. Съезды проходят в монастырях. Для детей младшего возраста создаются «Детский уголок», спортивные организации «Сокол», «Витязи». Задача РСХД и Единения оцерковление жизни, укрепление православия, развитие образования, культуры.(75)
В России
создаются пионерские и комсомольские организации, одной из задач которых является воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической морали, верности делу Ленина-Сталина.(76)
Началось массовое закрытие приходских храмов. В правительственных документах храмы названы «молитвенными зданиями». «Культовые предметы» уничтожались. Книги сдавались в макулатуру, из облачений шились тюбетейки. Имущество храмов вывозилось ночами.(77)
Закрыт был Казанский собор; ставшие приходскими церкви Лавры, Владимирский собор, обе Скорбященские церкви, Коневское подворье, Феодоровский собор был закрыт «в связи с крайней нуждаемостью Союзмолоко в помещении для обработки молочных продуктов».(78)
В закрытых храмах размещали общежития, столовые, штабы МПВО, школы, овощехранилища. В документе, обосновывающем снесение церкви «Скоропослушница» (на углу Полтавской и Мытнинской), говорится: «Для выправления трамвайных путей и обеспечения лучшей видимости для трамвайного и безрельсового движения»(79)
К августу 1931 года церкви Александро-Невской Лавры сначала превращены в приходские. Вся тяжесть материального содержания храмов ложится на плечи двадцаток там, где прихожане не побоялись взять на себя ответственность. Но средств начинает катастрофически не хватать. Служить в храмах стало некому, с трудом удается найти священника. Двадцатки начинают подвергать штрафам «за плохое содержание помещений», за то, что не производится ремонт в храмах.(80)
Убийство архиепископа Иоанна (Поммера).
1934 г. — запрещение деятельности РСХД на территории Латвии.(81)
____________________________________
1938 г. — окончание гимназии. В числе 6 делегатов из Двинска участвует в деятельности съезда РСХД в Эстонии. В г.Карэпэре под Таллинном. Общение с руководителями движения РСХД Лаговским, Дэзен и другими.(82)
____________________________________
В Ленинграде осталось «40 зданий культов», в городе осталось всего 10 священников, подготавливаются к сносу церкви.
____________________________________
1938 г. — Поступление в Латвийский университет в Риге на Богословское отделение.
____________________________________
Проведена реформа высшего образования, по которой отменялась плата за обучение. Студентам выдавалась ссуда на годы учебы в высшем учебном заведении с тем, чтобы выпускник, придя на работу, получал повышенную зарплату, вычеты из которой за выданную в университетские годы ссуду, не уменьшали бы прожиточный доход молодого специалиста. Высшее богословское образование вводилось в Университете впервые. Усиливаются националистические тенденции.
15 мая 1932 г.
Декретом правительства за подписью Сталина объявляется «Безбожная пятилетка». Ее задачи — полная ликвидация Церкви к 1 мая 1937 г.(83)
Через пять лет.
В правительство начинают поступать рапорты о выполнении «плана».
«Председателю Ленинградского Совета РК и КД тов.Петровскому А.Н.
Сообщаю, что на 5.04.38 по городу Ленинграду осталось всего 40 зданий культов... Служба в некоторых из них не производится в течение нескольких месяцев. Служителей культов в Ленинграде осталось всего 10 священников, 8 диаконов. Татаринцева, 5 апр. 1938 г.»(10)
К сроку все же ликвидировать Церковь не успели. Срочно идет подготовка к сносу нескольких оставшихся церквей. Обречены на снос Успенская церковь на Сенной, Скорбященская церковь, Знаменская церковь у Московского вокзала. (Академик И. Павлов, прихожанин этого храма, отстаивает его, хлопочет в Москве, но после его смерти, в 1940 году, церковь сразу же сносят, как «стоящую на главной магистрали и мешающую движению транспорта».) Успенская церковь на Сенной была взорвана в 1961 году. (11).
Она помешала строительству метро. До этого времени в ней размещалось филъмохранилище. Среди рапортов о выполнении этой страшной пятилетки нельзя не привести еще одно заявление, из множества других (которые не приводятся здесь из-за недостатка места), как наиболее полно характеризующее время и власть. Это письмо начальника Управления благоустройства Ларионова от 5 июля 1938 г. «Председателю Ленсовета Петропавловскому о часовне бл. Ксении на Смоленском кладбище. Настоящая часовня может служить не только предметом распространения религии, а пунктом организации и сборищ контрреволюционных и шпионских организаций, ибо в этих записках трудно разобраться, кто их пишет и что это значит»(84)
1936 г.
В Лавре, в Троицком соборе находится склад Горвнутторга, в Духовской церкви — контора «Плодоовощ», в Исидоровской церкви — мастерские автошколы, в Феодоровской церкви — общежитие фабрики «Рабочий», в Тихвинской —райпочтоотделение, в Никольской —управление благоустройства, в Скорбященской — автошкола...
В 1939 г. арестован протоиерей Павел Виноградов, настоятель Князь Владимирского Собора.(85)
____________________________________
1938 - 1940 гг. в Риге учеба на богословском факультете Университета, работа в ОРСЛУ, Общество «Русских Студентов Латвийского Университета».
____________________________________
Усиливаются националистические настроения
1940 г. — Закрытие богословского факультета в Латвийском университете.
Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) из Москвы в Ригу направляет одного из своих ближайших помощников — архиепископа Дмитровского Сергия (Воскресенского)
29 декабря 1940 г. Присоединение Латвии к Советскому Союзу. Советские танки входят в города Прибалтики.
Близится германо-советская война.
12—13 июня 1941 года в Риге наступает Варфоломеевская ночь: повальные аресты, людей увозят на «поселение» в Сибирь, прежде всего интеллигенцию. Духовенство «по плану» должно быть вывезено позже на две—три недели — война нарушает эти намерения.
____________________________________
1940-1942 — Работа учителем в Салиенской школе Илуксткого уезда.
____________________________________
Приход немцев в страну на пятый день войны. В первые дни войны гибнет старший брат Александр под бомбежками в Гриве.
Август 1941 г. — организуется Псковская Миссия на оккупированных немцами территориях (Псков, Остров, Порхов, Опочка, Гдов, Луга). Открыто более трехсот приходов. В Миссии к августу 1942 года служит 77 священнослужителей. Стремительное отступление большевистских агентов КГБ из Латвии. За стремительным отступлением войск Красной Армии входят германские войска.(85)
Русская церковь к 1941 г.
почти уничтожена большевиками. Оставался митрополит Сергий Страгородский и три правящих епископа. Из 77767 церквей, действовавших на территории Росси, и осталось всего 500. С 1917 по 1941 репрессировано 42 тысячи священников и 300 архиепископов.(86)
____________________________________
1941, 1942, 1943 служит псаломщиком в Псковской Миссии. С января 1942 в селе Выбор Ново-Ржевского района, в Пскове, в Псковском кафедральном соборе, в Луге в Свято-Ольгинской церкви; в г. Порхове в одном из приходов осенью 1943 г.(87)
____________________________________
В храмах Пскова к 15 сентября 1942 года крещено 2000 детей, совершено 600 отпеваний, состоялось 20 венчаний. Восстанавливаются поруганные храмы. Во всех открытых храмах идет молитва о победе над фашистской Германией.(88)
Идет кровопролитная война. Население Латвии подвергается налетам партизан, вершащих свое правосудие. Скитаясь беженцы ищут приюта, немцы вешают людей за связь с партизанами.
В советской России продолжаются аресты «за связь с троцкистами». С конца 1942 г. советское правительство начинает менять церковную политику, начиная открывать закрытые в тридцатых годах приходы. Многие из оставшихся в живых священников освобождаются из лагерей. Возобновлены архиерейские хиротонии. Закрыт «Союз воинствующих безбожников».
____________________________________
Декабрь 1944 года. Псаломщик Леонид Начис угнан немцами в Кенигсберг. 8 апреля арестован органами НКВД при взятии Кенигсберга советскими войсками. После 9 мая помещен в тюрьму в г.Тапиау, Восточная Пруссия, идет проверка работниками СМЕРШа. Отправлен в Рязанский лагерь на станцию Пехлец. Работа в составе спецконтингента на строительстве газопровода Саратов-Москва. Переведен в Грозненский лагерь.
____________________________________
Идут аресты священников Псковской Миссии. В 1944 — арестованы священники Николай Жунда, Николай Трубецкой, Константин Кравченок, протопресвитер Кирилл Зайц, Николай Шенрок, Константин Шаховской и другие.(89)
В 1945 — арестованы Борис Плюханов, Савва Трубицын, Иаков Начис и другие.(90)
____________________________________
1946 г. — освобожден. 1947 г. — возвращение домой.
____________________________________
В 1947 — арестован священник Псковской Миссии Роман Берзиньш.
____________________________________
В 1947 г. — работа на хлебозаводе, на судостроительной верфи. 10 сентября 1950 г. — арест и следствие. Приговорен органами КГБ за работу в Псковской Миссии. Осужден ОСО на 10 лет лагерей строгого режима.(91)
____________________________________
Продолжаются аресты служителей Псковской Миссии. С ним по одному делу проходят Игорь Булгак (псаломщик, на 10 лет лагерей в Воркуте лагерь «Песчаный»), Сергей Шенрок (водитель, на 10 лет в Интинском лагере) и Владимир Ширшин (на 10 лет, лагерь «Речной» Воркута).
____________________________________
12 июня 1951 года — Интинский лагерь «Минеральный»(92)
16 октября 1955 года — освобожден. Поездка в Кочпон к брату
1956 г. — поступление в Духовную семинарию в Ленинграде
1957 г. — реабилитация
1958 г. - посвящен во диакона
1959 г. — рукоположен во священника
1960 г. — пострижен в рясофор в Виленском Свято-Духовом монастыре
1963 г. — окончил Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия, которой был удостоен за курсовое сочинение по теме «Русско-сербские церковные отношения в XVIII—XIX вв.
1963-1965 гг. — преподаватель церковной истории и древнееврейскго языка в Ленинградских Духовных Школах. Автор ряда богословских статей.
1965 г. — пострижен в мантию именем Кирилл
С 1965 по 1968 гг. — настоятель храма Воскресения Христова в с.Петрова Горка. Восстанавливает разрушенную приходскую жизнь, ремонтирует обветшавший храм
С 1968 г. в храмах Иова многострадального на Волковом кладбище, в Казанской церкви пос.Сусанино, в Гатчинском Павловском соборе, Спасо-Преображенском соборе г.Выборга — настоятель
1972 г. — возведен в сан архимандрита
1976-1988 гг. — настоятель храма Покрова Святой Богородицы в Мариенбурге
1988 г. — назначен духовником Санкт-Петербургской Епархии, служит в храме Иоанна Богослова в Духовной Академии и семинарии, духовник многих и многих пастырей и монашествующих Санкт-Петербурга
______________________________
1994-1996 гг. — назначается наместником возрожденной Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
______________________________
Архимандрит Кирилл первым после закрытия Лавры богоборческими властями занимается возрождением этой одной из самых знаменитых русских обителей. При духовном окормлении Архимандрита Кирилла, происходит восстановление монашеской жизни во многих обителях Санкт-Петербурга и области...