Суббота, 04.05.2024, 23:41
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА


ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА,
ДАННАЯ В СОПОСТАВЛЕНИИ С СОБЫТИЯМИ,
ПРОИСХОДЯЩИМИ В ЛАТВИИ И РОССИИ
 
Леонид Начис родился 9 января 1920 г в г. Гриве Илукского уезда в Латвии. 
 __________________________
 
В Латвии, также, как и по всей России, гражданская война В Илукском уезде — польская оккупация, разорение, бед­ность, голод.
Латвия обретает независимость.
В 1918 г. образована Латвийская Буржуазнонационалистическая республика.
 
В России. Гражданская война. Образование СССР.
Идет наступление государственной влас­ти на Церковь.
Утверждается советская власть.
Начинаются аресты и расстрелы священнослужителей.
В Санкт-Петербурге. Мученическая кончина настоятеля храма Всех Скорбящих Радости протоиерея Иоанна Скипетрова на паперти Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры знаменовала собой начало безпощадного наступления безбожников на одну из важнейших святынь России. С крестом в руках в епитрахили он вышел навстречу безчинствующей толпе красногвардейцев и матросов, ворвавшей­ся в Лавру, и пытался их остановить. Он был убит тут же выстрелами их винто­вок.
За ним в сонме новомучеников Россий­ских вскоре последовали священник Иоанн Кочуров, протоиерей Философ Орнадский, протоиерей Алексей Ставровский, мит­рополит Вениамин, архимандрит Сергий, Юрий Павлович Новицкий, профессор юридического факультета Университета, бывший юрисконсульт, присяжный пове­ренный Иван Михайлович Ковшаров, мит­рополит Серафим Чичагов(62)...
____________________________________
 
Семья живет рядом с Динабургской крепостью, где регентом в православном храме служит старший брат Александр Начис. (В 1827 г. после окончания инженерного училища в крепость был направлен будущий епископ Игнатий Брянчанинов.)
____________________________________
 
23 февраля 1920 Собором Латвийской Православной Церкви Архиепископ Иоанн (Поммер) избран предстоятелем Латвийс­кой Православной Церкви.
Православные писали Патриарху Тихону из Латвии: «Ваше Святейшество! Море бушует. Волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас стра­шит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала... Нужен кормчий!»
19 июля 1921 года Патриарх дал согласие. Архиепископ Иоанн занял кафедру Рижс­кого архипастыря. Латвийская Православ­ная церковь обрела Кормчего.
 
26/8 августа, 1919 г.
Патриарх Тихон пишет послание ко всем верным чадам Православной Российской Церкви с призывом ко всенародному по­каянию в грехах, в связи с наступающими днями Успенского поста.
«... Еще продолжается на Руси эта страшная томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее...
...Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских лю­дей. Грех сделал то, что по слову Пророка отнял у нас и посох и трость и всякое подкрепление хлебом... храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца. /Ис: III, 1-3/
...Грех, тяжкий нераскаянный грех вызвал сатану из бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь...» /Томские Епархиальные ведомости, 1919, М10/2/(63)
Конец 1922 года.
Вот данные о числе духовных лиц, погиб­ших при столкновениях при изъятии цер­ковных ценностей и расстрелянных по суду в течение 1922 года.
2691 — белого духовенства
1962 —монашествующих
3447— монахинь и послушниц
Итого: 8100 жертв.
Богоборческая власть не только физически уничтожает духовенство, она глумится над святынями и растлевает сознание народа.
17/30 января 1923 г.
Телеграмма агентства Ост-Экспресс об инсценировке суда над Богом:
«Москва, в клубе Московского гарнизона в присутствии Троцкого и Луначарского состоялось собрание, на котором было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения приговора Богу.
На заседании присутствовало до 5 000 красноармейцев. Подобные заседания уст­раиваются агитотделом коммунистичес­кой пропаганды».(64)
____________________________________
 
6 мая 1926 г. — Введен в алтарь в день Великомуче­ника святого Георгия Победоносца в Свято-Николь­ской Гривской церкви. Протоиереем в церкви слу­жит о.Савва Трубицын (В 1944 г. во время репрессий против духовенства осужден ОСО на 5 лет лагерей.
____________________________________
 
Возрастает и укрепляется Латвийская Церковь, с 1922 г. возглавляемая Архиепископом Иоанном (Поммером).
ЛПЦ объявлена самостоятельной, но со­храняющей каноническую связь с РПЦ.
 
Состоявшийся в июне 1929 г.
II Съезд безбожников определил борьбу с религией своей главной задачей, ибо это «важней­ший участок классовой борьбы».(65)
В 1930 году выходит постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюци­онными элементами в руководящих орга­нах религиозных объединений». Постанов­ления выполняют.(66)
Арестованы епископ Мануил (Лемешковский), протоиерей Николай Чуков, настоя­тель Николо-Морского собора, священник Михаил Челъцов из Покровской церкви, протоиерей Николай Чепурин — настоя­тель Михайло-Архангелъской церкви. После нескольких месяцев заключения выходит на свободу только протоиерей Николай Чуков.
(67) 5 декабря 1929 г. в Ленинграде завершился крестный путь Архиепископа Иллариона (Троицкого).(68)
В феврале 1931 г. расстрелян священ­ник Михаил Тихомиров и выдающийся церковный писатель Е. Поселянин (Е. Н. Погожев)(69)
 ____________________________________
 
1927—1933 учеба в «основной», затем в «Правительственной» школах.
____________________________________
 
В Прибалтике в 1931-1933 гг. проходят съезды РСХД.
На собрания и молебны приходят крестья­не из соседних деревень. Программа съезда РСХД в Латгалии 6-12 июля: «Человек — Образ и подобие Божие». На съездах участвуют: Прот.Кирилл Зайц, о.Иоанн Янсон, Борис Плюханов, о.Сергий Четвериков, Мать Мария и др.
 
В 1932 г.
арестован и сослан протоиерей Александр Медведский.
18 февраля 1932 года арестованы и рас­стреляны или отправлены в лагеря сорок монахов Александро-Невской Лавры, две­надцать из Старо-Афонского Подворья, двадцать пять монахов из Троице-Сергиевой Пустыни, пятеро монахов из Киевско­го подворья, двенадцать монахов Феодоровского собора, восемь монахов из Киновии, отделения Александро-Невской Лавры за Большой Охтой, монахов и монахинь из различных закрытых обителей, живших в Ленинграде, — более сотни.(70)
И вот 9 августа 1931 г. Володарский райсовет обращается в президиум Ленин­градского совета: «Президиум Володар­ского совета просит Вас ходатайство­вать перед ВЦИК-ом о закрытии церквей Александро-Невской Лавры и превращении таковой в культурный городок. Необходи­мо отметить, что Александро-Невская Лавра, размещавшаяся в центре Воло­дарского района, до 1922 г. представляла резиденцию митрополита, а впоследствии штаб-квартиру епархиального управления. В 1922 году все жилые корпуса перешли в ведение коммунального хозяйства, при­числены к разным управлениям. В общей сложности в самой Лавре и вокруг нее чис­лится около 200 тыс. человек с семьями. Просьба, опираясь на мнение избирателей, расторгнуть все договора с церковниками Лавры. И церкви ликвидировать, по приме­ру уже закрытой церкви Михаила Арханге­ла. Присутствовали Леополъдова, Ляцкий, Юхачева».(71)
Те же исполнители создают директивы о закрытии кладбища Александро-Невской Лавры: «Принимая во внимание, что: а) кладбища Александро-Невской Лавры были в прежнее время устроены исключительно с целью извлечения духовенством доходов, б) коммунистическая площадка, на кото­рой имеется много старых захоронений, с крестами на могилах, не могут по своему внешнему оформлению соответствовать своему назначению, признать необходимым закрыть Никольское кладбище».(72)
8 мая 1931 года был составлен такой акт, очень характерный для отношения к кладбищам в это время: «Акт об осмотре назначенного к уничтожению Спасопреображенского кладбища представителем агентства рудметаллов на предмет сдачи металлолома». Присутствовавшим при этом представителям Русского музея и бюро по охране памятников удалось доказать художественную и историческую ценность только восьми памятников.(73)
Выписка из протокола №95 Президиума Леноблисполкома от 21 ноября 32 г., п. 2 «О ликвидации церкви Николая Чудотвор­ца на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Ленинграде. Исходя из того, что, в связи с закрытием Николь­ского кладбища для захоронений, церковь Николая Чудотворца используется верующими от случая к случаю и большую часть времени стоит закрытой, а так же используя весьма эффективную возмож­ность использовать здание под монумен­тальные мастерские треста «Похоронное дело», Никольскую церковь ликвидировать, здание использовать для указанных це­лей». «По пояснительной записке треста «Похоронное дело» по переоборудованию Никольской церкви. Стоимость работ 40-50 тысяч. В наружной части особен­ных работ не требуется. Снять крест и мелкие украшения фасадов». Одним из подобных протоколов предписывается закрыть Благовещенскую церковь, поме­щение Духовской церкви использовать под зернохранилище.(74)
____________________________________
 
В 1933 г. — поступление в гимназию, занимается в детской организации «Сокол» при церкви Св. Александра Невского.
____________________________________
 
Активно работает в Двинске молодежная организация Единение, которой руководит РСХД. Съезды проходят в монастырях. Для детей младшего возраста создаются «Детский уголок», спортивные организа­ции «Сокол», «Витязи». Задача РСХД и Единения оцерковление жизни, укрепле­ние православия, развитие образования, культуры.(75)
 
В России
создаются пионерские и ком­сомольские организации, одной из задач которых является воспитание подраста­ющего поколения в духе коммунистической морали, верности делу Ленина-Сталина.(76)
Началось массовое закрытие приходских храмов. В правительственных документах храмы названы «молитвенными здания­ми». «Культовые предметы» уничтожа­лись. Книги сдавались в макулатуру, из облачений шились тюбетейки. Имущество храмов вывозилось ночами.(77)
Закрыт был Казанский собор; ставшие приходскими церкви Лавры, Владимирский собор, обе Скорбященские церкви, Коневское подворье, Феодоровский собор был закрыт «в связи с крайней нуждаемостью Союзмолоко в помещении для обработки молочных продуктов».(78)
В закрытых храмах размещали общежи­тия, столовые, штабы МПВО, школы, овощехранилища. В документе, обосновы­вающем снесение церкви «Скоропослушница» (на углу Полтавской и Мытнинской), говорится: «Для выправления трамвай­ных путей и обеспечения лучшей види­мости для трамвайного и безрельсового движения»(79)
К августу 1931 года церкви Александро-Невской Лавры сначала превращены в приходские. Вся тяжесть материального содержания храмов ложится на плечи двадцаток там, где прихожане не побоя­лись взять на себя ответственность. Но средств начинает катастрофически не хватать. Служить в храмах стало неко­му, с трудом удается найти священника. Двадцатки начинают подвергать штра­фам «за плохое содержание помещений», за то, что не производится ремонт в храмах.(80)
 
Убийство архиепископа Иоанна (Поммера).
1934 г. — запрещение деятельности РСХД на территории Латвии.(81)
____________________________________
 
1938 г. — окончание гимназии. В числе 6 делегатов из Двинска участвует в деятель­ности съезда РСХД в Эстонии. В г.Карэпэре под Таллинном. Общение с руководителями движения РСХД Лаговским, Дэзен и другими.(82)
____________________________________
 
В Ленинграде осталось «40 зданий куль­тов», в городе осталось всего 10 священ­ников, подготавливаются к сносу церкви.
____________________________________
 
1938 г. — Поступление в Латвийский университет в Риге на Богословское отделение.
____________________________________
 
Проведена реформа высшего образования, по которой отменялась плата за обуче­ние. Студентам выдавалась ссуда на годы учебы в высшем учебном заведении с тем, чтобы выпускник, придя на работу, по­лучал повышенную зарплату, вычеты из которой за выданную в университетские годы ссуду, не уменьшали бы прожиточ­ный доход молодого специалиста. Высшее богословское образование вводи­лось в Университете впервые. Усиливаются националистические тенденции.
 
15 мая 1932 г.
Декретом правительства за подписью Сталина объявляется «Безбожная пяти­летка». Ее задачи — полная ликвидация Церкви к 1 мая 1937 г.(83)
Через пять лет.
В правительство начинают поступать рапорты о выполнении «плана».
«Председателю Ленинградского Совета РК и КД тов.Петровскому А.Н.
Сообщаю, что на 5.04.38 по городу Ленинграду осталось всего 40 зданий культов... Служба в некоторых из них не произво­дится в течение нескольких месяцев. Слу­жителей культов в Ленинграде осталось всего 10 священников, 8 диаконов. Татаринцева, 5 апр. 1938 г.»(10)
К сроку все же ликвидировать Церковь не успели. Срочно идет подготовка к сносу нескольких оставшихся церквей. Обречены на снос Успенская церковь на Сенной, Скорбященская церковь, Знамен­ская церковь у Московского вокзала. (Академик И. Павлов, прихожанин это­го храма, отстаивает его, хлопочет в Москве, но после его смерти, в 1940 году, церковь сразу же сносят, как «стоящую на главной магистрали и мешающую дви­жению транспорта».) Успенская церковь на Сенной была взорвана в 1961 году. (11).
Она помешала строительству метро. До этого времени в ней размещалось филъмохранилище. Среди рапортов о выполнении этой страшной пятилетки нельзя не привести еще одно заявление, из множества других (которые не приводятся здесь из-за недо­статка места), как наиболее полно харак­теризующее время и власть. Это письмо начальника Управления благоустройства Ларионова от 5 июля 1938 г. «Председате­лю Ленсовета Петропавловскому о часов­не бл. Ксении на Смоленском кладбище. Настоящая часовня может служить не только предметом распространения религии, а пунктом организации и сборищ контрреволюционных и шпионских организаций, ибо в этих записках трудно разобраться, кто их пишет и что это значит»(84)
1936 г.
В Лавре, в Троицком соборе находится склад Горвнутторга, в Духовской церкви — контора «Плодоовощ», в Исидоровской церкви — мастерские автошколы, в Феодоровской церкви — общежитие фабрики «Рабочий», в Тихвинской —райпочтоотделение, в Никольской —управ­ление благоустройства, в Скорбященской — автошкола...
В 1939 г. арестован протоиерей Павел Виноградов, настоятель Князь Владимирс­кого Собора.(85)
____________________________________
 
1938 - 1940 гг. в Риге учеба на богословском факуль­тете Университета, работа в ОРСЛУ, Общество «Рус­ских Студентов Латвийского Университета».
____________________________________
 
Усиливаются националистические настроения
1940 г. — Закрытие богословского факуль­тета в Латвийском университете.
Патриарший местоблюститель митропо­лит Сергий (Страгородский) из Москвы в Ригу направляет одного из своих ближай­ших помощников — архиепископа Дмит­ровского Сергия (Воскресенского)
29 декабря 1940 г. Присоединение Латвии к Советскому Союзу. Советские танки входят в города Прибалтики.
Близится германо-советская война.
12—13 июня 1941 года в Риге наступает Варфоломеевская ночь: повальные аресты, людей увозят на «поселение» в Сибирь, прежде всего интеллигенцию. Духовенство «по плану» должно быть вывезено позже на две—три недели — война нарушает эти намерения.
____________________________________
 
1940-1942 — Работа учителем в Салиенской школе Илуксткого уезда.
____________________________________
 
Приход немцев в страну на пятый день войны. В первые дни войны гибнет стар­ший брат Александр под бомбежками в Гриве.
Август 1941 г. — организуется Псковская Миссия на оккупированных немцами тер­риториях (Псков, Остров, Порхов, Опочка, Гдов, Луга). Открыто более трехсот приходов. В Миссии к августу 1942 года служит 77 священнослужителей. Стремительное отступление большевистских агентов КГБ из Латвии. За стремитель­ным отступлением войск Красной Армии входят германские войска.(85)
 
Русская церковь к 1941 г.
почти уничто­жена большевиками. Оставался мит­рополит Сергий Страгородский и три правящих епископа. Из 77767 церквей, действовавших на территории Росси, и осталось всего 500. С 1917 по 1941 реп­рессировано 42 тысячи священников и 300 архиепископов.(86)
____________________________________
 
1941, 1942, 1943 служит псаломщиком в Псковской Миссии. С января 1942 в селе Выбор Ново-Ржевского района, в Пскове, в Псковском кафедральном соборе, в Луге в Свято-Ольгинской церкви; в г. Порхове в одном из приходов осенью 1943 г.(87)
____________________________________
 
В храмах Пскова к 15 сентября 1942 года крещено 2000 детей, совершено 600 от­певаний, состоялось 20 венчаний. Восстанавливаются поруганные храмы. Во всех открытых храмах идет молитва о победе над фашистской Германией.(88)
 
Идет кровопролитная война. Население Латвии подвергается налетам партизан, вершащих свое правосудие. Скитаясь беженцы ищут приюта, немцы вешают людей за связь с партизанами.
 
В советской России продолжаются арес­ты «за связь с троцкистами». С конца 1942 г. советское правительство начинает менять церковную политику, начиная открывать закрытые в тридцатых годах приходы. Многие из оставшихся в живых священников освобождаются из лагерей. Возобновлены архиерейские хиротонии. За­крыт «Союз воинствующих безбожников».
____________________________________
 
Декабрь 1944 года. Псаломщик Леонид Начис угнан немцами в Кенигсберг. 8 апреля арестован органами НКВД при взятии Кенигсберга советскими войсками. После 9 мая помещен в тюрьму в г.Тапиау, Восточ­ная Пруссия, идет проверка работниками СМЕРШа. Отправлен в Рязанский лагерь на станцию Пехлец. Работа в составе спецконтингента на строительстве газопровода Саратов-Москва. Переведен в Грозненский лагерь.
____________________________________
 
Идут аресты священников Псковской Миссии. В 1944 — арестованы священ­ники Николай Жунда, Николай Трубецкой, Константин Кравченок, протопресвитер Кирилл Зайц, Николай Шенрок, Констан­тин Шаховской и другие.(89)
В 1945 — арестованы Борис Плюханов, Савва Трубицын, Иаков Начис и другие.(90)
____________________________________
 
1946 г. — освобожден. 1947 г. — возвращение домой.
____________________________________
 
В 1947 — арестован священник Псковской Миссии Роман Берзиньш.
____________________________________
 
В 1947 г. — работа на хлебозаводе, на судостроительной верфи. 10 сентября 1950 г. — арест и следствие. Приговорен органами КГБ за работу в Псковской Миссии. Осужден ОСО на 10 лет лагерей строгого режима.(91)
____________________________________
 
Продолжаются аресты служителей Псковской Миссии. С ним по одному делу проходят Игорь Булгак (псаломщик, на 10 лет лагерей в Воркуте лагерь «Пес­чаный»), Сергей Шенрок (водитель, на 10 лет в Интинском лагере) и Владимир Ширшин (на 10 лет, лагерь «Речной» Воркута).
____________________________________
 
12 июня 1951 года — Интинский лагерь «Минеральный»(92)
 
16 октября 1955 года — освобожден. Поездка в Кочпон к брату
 
1956 г. — поступление в Духовную семинарию в Ленинграде
 
1957 г. — реабилитация
 
1958 г. - посвящен во диакона
 
1959 г. — рукоположен во священника
 
1960 г. — пострижен в рясофор в Виленском Свято-Духовом монастыре
 
1963 г. — окончил Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия, которой был удостоен за курсовое сочинение по теме «Русско-сербские церковные отношения в XVIII—XIX вв.
 
1963-1965 гг. — преподаватель церковной истории и древнееврейскго языка в Ленинградских Духовных Школах. Автор ряда богословских статей.
 
1965 г. — пострижен в мантию именем Кирилл
 
С 1965 по 1968 гг. — настоятель храма Воскресения Христова в с.Петрова Горка. Восстанавливает разрушенную приходскую жизнь, ремонтирует обветшав­ший храм
 
С 1968 г. в храмах Иова многострадального на Волковом кладбище, в Казанской церкви пос.Сусанино, в Гатчинском Павловском соборе, Спасо-Преображенском соборе г.Выборга — настоятель
 
1972 г. — возведен в сан архимандрита
 
1976-1988 гг. — настоятель храма Покрова Святой Богородицы в Мариенбурге
 
1988 г. — назначен духовником Санкт-Петербургской Епархии, служит в храме Иоанна Богослова в Духовной Академии и семинарии, духовник многих и мно­гих пастырей и монашествующих Санкт-Петербурга
______________________________
 
1994-1996 гг. — назначается наместником возрожденной Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
______________________________
 
Архимандрит Кирилл первым после закрытия Лавры богоборческими властя­ми занимается возрождением этой одной из самых знаменитых русских обителей. При духовном окормлении Архимандри­та Кирилла, происходит восстановление монашеской жизни во многих обителях Санкт-Петербурга и области...

Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей