«Новости Пскова» 14 апреля 2000 г.
1941-1945. Белые пятна войны
МИССИОНЕР
Рассказ-воспоминание
Прошло 55 лет после окончания самой страшной и кровопролитной в истории нашей Родины Великой Отечественной войны. Казапось бы, все известно как на ладони и ничего нового к этому уже не добавишь, но с каждым годом мы вдруг с неожиданностью для себя обнаруживаем новые и неведомые доселе факты и события. Одними из таковых являются годы пребывания на Псковской земле священников Православной миссии русской зарубежной Церкви. Несмотря на то, что богоборческий режим всячески пытался очернить самоотверженный труд миссионеров, история и правосудие вынесли совершенно иное решение. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей сокровенные воспоминания ветерана псковской журналистики Миры Федоровны Яковлевой, в которых она рисует яркий портрет одного из ведущих псковских подвижников - отца Георгия Бенигсена. Человека - глубоко верующего и любящего свою историческую родину, но волею судьбы оказавшегося по другую сторону идеологических баррикад.
О.Константинов, зав.отделом исторического и культурного наследия.
Наша маленькая школа, всего пятнадцать учеников от 11 до 13 лет, целиком разместилась в церковной сторожке храма преп. Варлаама Хутынского. Школу открыла Православная миссия, приехавшая в Псков в августе 1941 года. Миссионеры привели в порядок несколько городских храмов, в которых начались богослужения, и организовали учебу детей.
В оккупированном городе все школьные здания были заняты под военные госпитали для немцев или под немецкие учреждения. Мы и не надеялись, что наши затянувшиеся каникулы когда-нибудь закончатся. И вот все снова в школе.
Однажды нас пригласили в гости: в приходе св.Дмитрия Мироточивого Миссия открыла еще одну школу и приют для детей-сирот. Мы отправились туда вместе со своим учителем. Школа и приют обосновались в просторном деревянном церковном доме на Плехановском посаде. В нем были несколько комнат, подсобные помещения и даже небольшой зал. Не чета нашей сторожке. Мы сидели в том зальце, переговариваясь между собой, когда к нам вышел священник. Он был молод, красив, улыбка не сходила с его лица во время нашей беседы. К тому же он был остроумен, ставил нас в тупик своими вопросами, подсказывал ответы, любил, как мы поняли, хорошую шутку и вместе с нами весело смеялся. Таким я впервые увидела миссионера о.Георгия Бенигсена, настоятеля Дмитриевского храма, руководителя Церковной школы и приюта. В последующие годы он представал перед нами серьезным и даже строгим во время богослужений, озабоченным, когда ему приходилось решать непростые вопросы содержания приюта в военное время, но мы знали, что закончится обедня, решит о.Георгий хозяйственные дела, подойдет к нам, расскажет веселую историю, приободрит нас, если мы загрустили, и все будет хорошо. Летом о.Георгий играл с нами в мяч в саду, позади церковного дома, где была хорошая площадка. Он был спортивен, ловко отбивал мячи, вызывая наш восторг.
Молодой миссионер Бенигсен снискал не только наше поклонение, но и уважение горожан своим пастырским служением и общественной деятельностью: о.Георгий занимал ответственные посты в миссии - секретаря миссии, начальника отдела по образованию молодежи и культуре. А о речи о.Георгия Бенигсена, произнесенной им на соборной площади во время церемонии передачи Пскову иконы Тихвинской Божией Матери, в которой молодой священник упомянул о подвиге князя Александра Невского, освободившего Псков от иноземных захватчиков, потом долго говорил весь город. Сказал он это в присутствии оккупантов при скоплении народа.
Когда о.Георгий шел, окруженный детьми, по главной улице в кремль, чтобы принять участие в богослужении в Свято-Троицком соборе, или направлялся туда по делам миссии, многие горожане останавливались, просили его благословения, целовали руку... Высокомерие немцев, шагавших по тротуару, вдруг исчезало с их лиц, они оторопело смотрели на эту сцену и спрашивали друг у друга:
- Кто это? Пастор?
- Это - русский Бог... – отвечал кто-нибудь из них.
Какой смысл немцы вкладывали в эти слова, не знаю, но они так, и говорили: «русский Бог», и мне не раз приходилось это слышать. Впрочем, не одной мне. А о.Георгий продолжал свой путь, не замечая любопытных взглядов, оккупантов. Он шел легко и быстро в своем черном красивом подряснике, в его глазах, устремленных на нас, читалось: «Не отставайте!» И мы старались идти с ним рядом, очень гордое своей причастностью к этому необыкновенному человеку.
В войну псковские храмы во время богослужений были заполнены до отказа. Люди искали утешения в своих горестях. В церкви, где служил о.Георгий, было не протолкнуться среди народа. Слушали его в глубокой тишине с благоговейным вниманием. Проповеднический дар о.Георгия будет отмечен многими, знавшими этого пастыря в его зрелые годы за пределами нашей страны. Я слушала проповеди о.Георгия Бенигсена, когда ему было всего двадцать семь лет: он служил в России, и жил для России в ее самый трудный час.
...У каждой семьи, вынужденно покидавшей родной дом, был свой путь в эмиграцию. Семья военного инженера царской армии Михаила Ивановича Бенигсена после долгих скитаний по охваченной огнем гражданской войны России какое-то время жила в Смоленске, а затем осела в1924 году в маленькой Латвии, получившей к тому времени самостоятельность. Сыну Михаила Ивановича, будущему миссионеру Георгию Бенигсену, было тогда девять лет. Он родился 14 апреля 1915 года в Казани, где служил отец.
В Латвии среди русского коренного населения было «сильно посеяно и добре взошло семя Православной веры». Георгий еще мальчиком вместе со своими сверстниками - Яковом Начисом и Глебом Трубицыным - участвовал в приходской жизни Гривской Свято-Николаевской церкви, в которой служил отец одного из подростков, известный латгальский православный священник о.Савва Трубицын. Мальчики прислуживали в алтаре, преуспели в пении на клиросе, и в чтении. Все трое впоследствии стали священниками, а с о.Яковом Начисом о.Герргий будет работать в Псковской миссии во время войны.
После окончания Даугавпилсской гимназии Георгий поступает на богословский факультет Рижского университета. Он (активно участвует в Русском студенческом христианском движении (РСХД). Оно объединяло русскую молодежь Прибалтики. Из рядов движения, как утверждают его историки, вышло немало выдающихся священников. Близость Прибалтики к России не могла не волновать умы русской молодежи, жившей рядом и все же вне своей Родины. Эмигрантская молодежь, выросшая, а отчасти и родившаяся за рубежом, знала о России только по рассказам своих родителей...
В 1937 году Георгий Бенигсен был рукоположен в диакона, а в 1941 году, в канун войны, возведен в сан священника. Начинать свое пастырское служение ему предстояло в России: о.Георгий был включен в состав Православной миссии, которая направлялась в Псков. Вот что он впоследствии напишет об этом: «Для каждого должны быть понятны те чувства глубокой взволнованности, которые охватили все мое существо, когда мы переехали границу родной земли, Той земли, вне которой прошла наша юность, по которой всегда тосковало сердце, к которой постоянно неслись все мечты и стремления. Мы въехали в родные пределы, стоя на ногах, с пением пасхальных песнопений. Мы радовались всему родному, что встречали на своем пути: небу, воздуху, чахлым деревцам, пожелтевшей осенней траве. Этот магнит родины знает только тот, кто пережил долгое изгнанничество..»
В Псков прибыли 15 православных священников из Латвии и Эстонии. Это были молодые богословы, хорошо образованные и подготовленные к той миссии, которая на них возлагалась. Этим во многом объясняется успех Псковской миссии, о котором несколько лет спустя будут писать церковные историки.
Миссионеры развернули свою деятельность в Пскове, Острове, Порхове, Гдове, Опочке, Луге... За два с половиной года в этом обширном Северо-Западном регионе возродилась жизнь в 300приходах. К августу 1942 года в псковской миссий; состояло уже 77 священников. Храмы ремонтировались, украшались силами прихожан. Только в Пскове, в трех действующих храмах - Троицком соборе, церквах Дмитриевской и Варлаамовской - за год было крещено две тысячи детей, проводилась благотворительная работа, оказывалась помощь военнопленным, действовали три церковные школы (в 1942 году была открыта школа при Свято-Троицком соборе) и приют.
Приют был детищем о.Георгия. Он собирал осиротевших детей по всему Пскову. Маленькие и беззащитные, они находили в церковном доме кров, еду и уют. Однажды в дом пришла пожилая женщина. Она держала за руку маленькую девочку.
- Возьми, ради Бога, сиротку, батюшка, - обратилась она к вышедшему к ней о.Георгию.
- Что случилось с родителями? - спросил он женщину.
- Мать умерла, отец недавно погиб...
- Недавно погиб? - переспросил о.Георгий, - Где?
Женщина медлила с ответом, потом решилась:
- Партизан он, убит в перестрелке с немцами на окраине города, к дочке, видно шел...
- Вы - родственница девочке?
- Нет, батюшка, я соседка, болею, неровен час... Помолчала немного и добавила:
- Узнают немцы, погубят ребенка, а у вас ее не найдут, я никому не сказала, куда ее повела...
Брать или не брать осиротевшего ребенка в приют, такой вопрос не стоял перед о.Георгием. Он протянул девочке руку. Женщина в слезах благодарила священника... Но как сохранить тайну? Тревога не покидала миссионера все годы оккупации. Мне рассказали эту историю уже после войны.
Начало 1944 года было наиболее драматичным для Пскова за весь период войны. Приближался фронт, город беспощадно бомбили. Немцы, отступая, насильственно вывозили население на Запад. В феврале покинула Псков миссия... «Мы делали все, что могли, - напишет позже о.Георгий, - открыли сотни приходов, окрестили тысячи некрещеных детей, подростков и взрослых. Открывали церковные приюты, детские сады.и приходские школы. Вели огромных размеров катехизацию, несли проповедь Евангелия в каждый доступный нам уголок... Мы отовсюду уходили последними, делая до конца свое дело с неослабевающей упорностью...»
Отец Георгий вместе со своей семьей оказался в Германии, а после ее разгрома - в британской зоне оккупации, в лагере для перемещенных лиц. Потянулись долгие годы жизни в зоне. И в эти годы о.Георгий Бенигсен был, как всегда, энергичен и деятелен. Он посещает лагеря беженцев, совершает богослужения, участвует вместе с другими священниками в организации часовен, редактирует одно из христианских изданий, служит в Мюнхенском храме св.Серафима Саровского при Доме Милосердного Самарянина.
В 1950 году о.Георгий вместе с семьей переезжает в США. Начинается новый этап жизни этого выдающегося священнослужителя. В Америке о.Георгию Бенигсену предстояло прожить, более сорока лет. Начинал служить в Калифорнии, настоятельствовал в православных приходах Колорадо, Нью-Йорка, Канады. Всюду протоиерей Георгий Бенигсен оставался верен своим принципам. При старейшем в Америке соборе в Сан-Франциско, где о.Георгий служил десять лет, он открыл школу на 130 учеников, из которой вышел целый ряд будущих священников и активных церковных служителей. Будучи настоятелем Свято-Преображенского прихода в Денвере, он установил связь с Колорадским университетом, где стал преподавать русский язык и литературу и снискал степень магистра. Новое назначение о.Георгия было связано с организацией духовного окормления православных студентов Калифорнийского университета в Беркли. Для этого о.Георгий Бенигсен основал православный студенческий центр с часовней при нем. В Санта Круз о.Георгий открыл ещё одну часовню для университетской и миссионерской работы.
Те, кто знал о.Георгия за рубежом, свидетельствуют, что самой значительной стороной его учительства был его личный миссионерский подвиг. Миссионерская работа в России во время войны осталась тем опытом, который вдохновлял его до конца дней. Он никогда не забывал о России. В 80-е годы в течение семи лет о.Георгий выступал на радио «Свобода» с воскресными религиозными беседами. Передачи шли на Россию. Он радовался этой возможности служить русским людям.
В 1993 роду зарубежный православный мир со скорбью в сердце переживал уход сврего выдающегося пастыря и учителя. Проводить о.Георгия Бенигсена в последний путь съехалось духовенство со всей Америки и Канады, а также многочисленные ученики и духовные чада. Отпевание совершил первоиерарх автокефальной Православной церкви в Америке митрополит Феодосий.
Увидеть еще раз Россию о.Георгию было не суждено. И все же он вернулся к себе на Родину, как теперь возвращаются многие замечательные русские люди. Возвращаются своими книгами, картинами, музыкой, написанными для нас. В конце 90-х годов в России вышла книга проповедей протоиерея Георгия Бенигсена «Не хлебом единым». С возвращением, о.Георгий!
Мира ЯКОВЛЕВА, журналист.
|