Воскресенье, 24.11.2024, 23:25
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 О ПОСТЕ


О ПОСТЕ
 
Пост — это время духовного воздержания, переосмысле­ния нашего отношения к Богу, Церкви, людям. Всякие другие мирские вопросы должны отходить на второй план во время поста. После каждого поста верующий христианин должен несколько другими глазами посмотреть на себя, на свое место в жизни. Пост для верующего человека — это духовная ступенька к Господу.
 
Когда, например, начинается Великий пост и совершается чин Прощения всего народа Божьего, произносится молитва, в которой говорится, что пост есть «злых отчуждение и деланье доб­рых дел»; это значит, мы должны начать по-другому относиться к ближнему своему в совместной жизни, должны этим постом освятиться.
 
О посте есть очень хорошее высказывание митрополита Антония Сурожского: «Примем дух, начнем жить во имя Христово и во имя друг друга, и пусть сила Божия, которая в немощи со­вершается, сделает невозможное возможным и сделает из нас, земных, детей Царствия Божия!». Мы должны урезать каждый себя: из того, чем ты пользуешься, удели нужную часть ближне­му своему. Чтобы этим победить свой эгоизм, гордыню и делами милосердия приблизить себя к Господу.
 
* * *
 
Но на все своя мерка. Некоторые люди и в пост вынужде­ны заниматься тяжелой физической работой... Помню, бывал я в Псково-Печерском монастыре. У монахов один стол — это по уставу, затем стол у трудников. Им нужно обрабатывать землю, физически работать, поэтому им давались послабления во время постов. Мой отец, выросший в крестьянской семье, вспоминал: «У нас все посты соблюдались, за исключением Петрова поста. Там было благословение на молоко. Кто работает на земле, тот знает, что время Петрова поста совпадает с горячей порой по за­готовке сена. В остальное же время держались без послаблений». Другое дело, что бывают такие моменты, когда человек по своему состоянию не может понести ограничение в пище. На­пример, какой пост может быть для кормящей матери? Или если человек лежит в больнице и ждет операции, ему необходимо на­браться сил — тут тоже о посте не приходится говорить. Здесь принцип такой: безропотное несение болезни засчитывается за пост. Очень хорошо о посте сказал Иоанн Златоуст: «Если нельзя иметь физическое воздержание, есть молитвы, милосердие, хрис­тианская любовь — отдавай все внимание туда, и тогда воспол­нится твой недостаток физического поста».
 
* * *
 
Отец наш родился и возрос как христианин еще в XIX веке. Школа воспитания у него была очень суровая. Служил в Царской армии. И служить нашему отцу пришлось трижды. Сначала действительная служба, затем мобилизация на японскую войну, в войну 1914 года он снова был призван, но по возрасту уже не строевым, а служил в госпитале. Привычки армейские так у него и остались. Например, утреннюю молитву он совершал всегда неукоснительно, оставляя все дела, всегда свято помня об этом вре­мени. Я с малых лет это хорошо запомнил. Когда он встречался со своими сверстниками, они начинали застолье молитвой и пе­ли не революционные песни, а вспоминали и пели старые песни, где говорилось про то, как воевали, как жил на Руси народ. Очень много разговаривали про батюшку-императора. Для них это было близкое, родное.
 
Все мое детство было освящено Церковью. Нас в семье четы­ре брата, из них трое стали священниками. Соблюдались в нашей семье и посты, и все положенные молитвенные правила мы знали и читали. В церковь меня сначала приносили причащать, а потом с шести лет я прислуживал в алтаре. Все было воцерковлено. В пост были занятия в школе. Помню, в то время начинался учеб­ный день обязательно с молитвой. Закон Божий преподавался в каждом классе. К сожалению, за давностью лет у меня не сохра­нились документы об окончании Основной школы, но я очень хорошо помню, что на первом месте среди предметов стоял Закон Божий. Когда в Прибалтику пришла советская власть, я уже был студентом богословского факультета Латвийского университета. Так что я ни дня не учился в советской школе.
 
* * *
 
Семья восстанавливается от воспитания.
 
Сейчас половина детей не имеют отца. Как правило, ребенка в такой ситуации воспитывает мать. И получается однобокое, неполноценное воспитание. Когда разваливается семья, кто в пер­вую очередь страдает? Сначала дети, потом жена — мать ребен­ка, потом только отец. Когда человек сидит на двух стульях, сами знаете, что получается. А тут другая крайность: у стула всего две ножки, вот он и качается от всяких житейских неурядиц. У мате­ри не всегда хватает сил одной тянуть этот семейный воз. Что-то неизбежно должно пострадать. И страдают дети. Пока не будет полноценной семьи, правильного понимания роли отца и матери в воспитании детей, до тех пор такая семья будет только повто­рением прошлых ошибок. Церковь всегда старалась помочь се­мье преодолеть этот первый трудный период становления. И если супруги берут благословение, которое дает церковь молодой се­мье, то это благословение многое покрывает, и благодать Господа сопровождает эту семью.
 
* * *
 
Это вопрос субъективный. Люди есть всякие. Я встречаю лю­дей, которые в воздержании воспитаны уже с юных лет. Они сознательно налагают на себя больше, чем принимают на себя дру­гие люди. Но некоторым пост дается очень трудно. Почему труд­но? Потому, что такой человек не видит корня поста. Бытует мне­ние, что пост очищает организм человека. Один говорит: «Я буду поститься», а другой говорит: «Я буду голодать». Это разные ве­щи. Некоторым трудно поститься, но легко голодать. Он может выдержать до сорока дней. Но пост-то имеет совсем другое зна­чение. На первом месте во время поста должно стоять духовное очищение, а уж потом — физическое.
 
Разные цели воздержания. Когда это не жертва Господу, а самолечение, то тогда, конечно, человек срывается, грубит. Страда­ют же от этого близкие ему люди. Тут уж о посте не приходится говорить. Такое голодание можно провести и в другое время.
 
* * *
 
Христианин живет в церковной традиции. Заканчивается пост, а Устав церковный говорит: «У нас было воздержание, а сейчас у нас ликование». Но нужно помнить, что ликование носит уже другой характер. И тут нужна мера. Вспомним слова апостола: «Не отягощайте свои телеса невоздержанием и пьянством». С завершением поста не наступает время вседозволенности: мол, я постился, а сейчас отдохну на полную катушку. Духовная радость не должна умаляться этими плотскими удовольствиями от вкусной пищи, вина. Вкушая, мы должны помнить, что все это — по милости Господа. Если чувство благодарности есть в душе, значит, проведенное время поста дало свой плод.

Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей