Понедельник, 25.11.2024, 02:20
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 ОРСЛУ — OPTIMA PATRUM...

ОРСЛУ — OPTIMA PATRUM...

И еще один факт, он в значительной мере тоже связан с Владыкой Иоанном (Поммером).
 
В Латвийский университет я поступил в 1938 году. Там, в Университете, мы организовали общество ОРСЛУ. Общество Русских Студентов Латвийского Университета. Об этом Обществе расскажу чуть позже. Но прежде всего хочу подчеркнуть, что мы считали Владыку Иоанна (Поммера) почетным членом нашего общества, выбранным посмертно. И, вспоминая сквозь многие годы свою юность, я думаю, что деятельность нашего общества, благие его начинания и благородные помыслы в значительной степени формировались примером такого выдающегося учителя молодежи, каким был бесстрашный Воин Христов Владыка Ио­анн (Поммер), ныне причисленный к лику святых.
 
В Университете я проучился до 1940 года, до установления Советской власти в Латвии. Всего проучился я два года, до закрытия Богословского факультета.
 
Это было новое явление — высшее богословское образование. До этого те, кто собирался стать священниками, учились в Духовной семинарии. Там учились два моих брата. Это был трехго­дичный курс, организованный не очень официально, частным по­рядком. Здания своего не было, где-то занимали какую-то кварти­ру. Слушателей набиралась одна группа, проходили только один курс в течение трех лет, после чего их выпускали. Оба моих бра­та стали священниками, я первый поступил на Богословский фа­культет. Православное отделение Богословского факультета было только что образовано, и среди учащихся также находились и те, кто был в сане священников, диаконов. Будучи студентами, они продолжали служить и преподавать Закон Божий в школе, что да­вало им средства к существованию и обеспечивало плату за обу­чение, так как обучение было платным. Учиться могли только те, кто работал, или дети состоятельных родителей.
 
Однако в конце 1-го семестра вышло государственное постановление, которое возвратило молодежи их молодость. Почему? Потому что стали выдавать не стипендию, а безпроцентный за­ем на обучение и на жизнь. Это очень мудрое решение было: ты учишься, а через три года, когда окончишь университет, у тебя будут удерживать этот заем в течение пятнадцати лет. Человек, получивший высшее образование, при устройстве на работу по­лучал на две категории выше, чем такой же, скажем, учитель в школе, но без высшего образования. Это стимулировало поступ­ление в Университет. Так рассчитано было, чтобы и нормальная заработная плата была, и можно было нормально трудиться и рассчитываться с государством. Этот закон открыл большую пер­спективу для обучения и дал большой образовательный рост.
 
Так продолжалось два года, и как раз именно в это время я попал в Университет. Мы учились вместе с Костей Кравченком. Поскольку наш Богословский факультет был лютеранский, а у нас только православное отделение, поэтому некоторые предметы общего порядка (языки, философия, психология и т. п.) мы проходили вместе с лютеранами, но это, конечно, нас не пугало, так как православные предметы шли уже своим чередом. В Уни­верситете учились студенты разных национальностей, и у них были свои студенческие организации по национальному призна­ку. Причем, различались студенческие общества и студенческие корпорации, которые хранили средневековые традиции. Внешне они отличались тем, что каждая корпорация имела трехцветную кайму на шапочке с флажком и эмблемы, а студенческие обще­ства имели два цвета на кайме. Один раз мне пришлось побывать, пригласили меня в корпорацию. Жизнь там своеобразная. Она меня поразила. Сейчас, мне кажется, не сохранились эти сред­невековые традиции. Внешне что? Сидят они в трехцветных шапочках-деккелях. Обычно, если человек в помещении находится, то снимает головной убор, а там — сидят в шапочках-деккелях. Например, корпорация Fraternitas Ruthenia имела такую эмблему: Георгиевский крест по черному фону из белого шнурка и потом два цвета, внизу деккеля полоска из двух цветов по кругу — бе­лый и оранжевый. Если поступает туда новый член общества, то ему не дают цвета, он пока не «цветной» и должен быть в ус­лужении; тоже носит черную шапочку, но тот, у кого есть цвет, измывается над ним. Он должен беспрекословно исполнять все приказы, должен вовремя дать прикурить, налить, и т.д., и т.п. Ес­ли где-то ошибешься — тебе наказание. Ставят к стенке и дают рюмку воды: «Пей», и припевают «Фукс-балда, тяни, наказание прими» ...(Фуксом называли тех, кто еще не имел права носить цветную шапочку.) А если хотят поощрить этого Фукса, то дают ему рюмку водки. Тоже ставят к стенке, должен пить, отказывать­ся нельзя. И поют: «Бравый Фукс, тяни — поощрение прими». Не каждый это выдерживает. Для меня это было чуждо, поэтому я один раз только там побывал, а если ты еще раз пошел к ним, значит, считай, что тобой располагают в любое время, и семестр пропал, пока ты не станешь цветным. А там строгая организация: старший из них «ольдельманн» называется; потом — тот, кто ве­дет литературную работу — «магистэр литерарум»; фехтованию учат (это обязательно было) paucandi, и всякие другие там были обязанности. Собираются вместе, пьют, курят, беседуют. Когда ссорятся, вызывают друг друга на дуэль, назначаются секундан­ты, сражаются эспадронами. Другой раз до крови исцарапают друг друга.
 
Я видел пять или шесть дуэлей, видел, как кровь текла. Фукса фехтованию обучал магистер paucandi. Новичку надевали кожаный шлем, чтобы не повредить, и нападали, он должен был отра­жать нападения эспадроном. Собираясь, они пели студенческие песни. Студенты-богословы не участвовали в этих корпорациях. Мы пошли в ОРСЛУ — Общество Русских Студентов Латвийс­кого университета. С некоторого времени, как я уже упоминал, начались ограничения национальных меньшинств, и уже многие не стремились заявить себя русскими. Приведу один пример. Со мной учился сын нашего митрополита Латвийского Августина — Николай. Покойная мать его была русская, а отец — латыш, православный священник. Николай воспитывался, конечно, во вполне русской среде и считал себя русским. Когда в Университете его спросили, какой он национальности, он сказал, «я подумаю», а через некоторое время ответил, что он все-таки латыш, и из нашего общества ушел. Нашу эмблему тоже запретили, нельзя было ставить русские буквы ОРСЛУ. Но у нас был один художник, Маврикий Якоби, инвалид. Он рисовал эмблемы. И вот он подобрал латинское изречение, или девиз «Optima patrum cuicque servando» («Каждый да хранит лучшее отцов» или «Сохраним лучшее наших отцов»). Первые буквы слов девиза сов­пали с нашей аббревиатурой. Этот девиз он оформил в виде кра­сивого вензеля из начальных букв латинского изречения. Буквы так были сопоставлены, что читались и как девиз, и как назва­ние нашего общества. У меня тоже была такая шапочка. Значок с гербом: на кованом синем щите серебряный всадник — Георгий Победоносец, вверху флаг и буквы ОРСЛУ. У меня сохранилась фотография, где я вместе с Костей и еще двумя своими знакомы­ми сфотографирован в те годы, когда учился в Университете. Я как раз в нашей форменной шапочке членов ОРСЛУ. Это одна из тех фотографии, которую я решил восстановить. (Ведь все мои фотографии уничтожили при аресте.) Я перефотографировал ее, Попросив у знакомого, уже после реабилитации побывав в Риге, чтобы оставить память о своей юности, друзьях, университете. И нашем ОРСЛУ.
 
В связи с разными проявлениями национализма, я об этом рассказывал, вспоминается мне один случай. Это было, наверное, в шестидесятых годах. Я часто навещал своего друга игумена Антония, ездил в эстонский город Выру. Однажды приехал я к нему и не застал дома. Он лежал в это время в больнице. В доме стар­ца жила молодая девушка Елизавета, которая помогала ему в де­лах по хозяйству, досматривала в болезни. К Елизавете, жившей в доме старца, в этот воскресный день приехали ее знакомые, эс­тонцы. Дочь церковного регента, служившего в Тарту, — Руфина. История ее такая. Она вышла замуж за неправославного, за лютеранина, и поставила ему условие, чтобы он принял православие. Он принял. На него обратил внимание таллиннский митрополит, нынешний Патриарх, посвятивший его в священники, и он в это время проходил служение в Пюхтицском монастыре. В этот вос­кресный день жена его Руфина праздновала День своего Ангела. Жили они с мужем недалеко от города Выру, на хуторе, который принадлежал ее мужу. Детей у них не было. Приехала еще мать Руфины, и мать одного священника. Женщины не говорили по-русски и все время общались по-эстонски. Я этого языка не знаю, естественно, понять, о чем они говорят, не мог, и не принимал участия в беседе. Наконец, вижу — они о чем-то оживленно на­чинают разговаривать и при этом посматривают на меня. Придя к какому-то решению, Руфина плохо, с большим акцентом изъясняясь по-русски, обращается ко мне с просьбой послужить моле­бен в ее доме на хуторе. Я согласился. Это старый православный обычай служить дома молебны. Тем более, в День Ангела послу­жить дома молебен — особенно благодатно. Мы все на машине поехали на хутор.
 
Начал я служить молебен, как и всегда я служу, на церковно­славянском языке. И каково же было мое изумление, когда слы­шу, к моей молитве присоединяется стройный слаженный хор, да так хорошо знающий весь чин молебна, что я был поражен. Я читал полагающиеся псалмы тоже по-церковно-славянски и чувствовал, что они, внимая молитве, хорошо понимают и знают церковно-славянский текст псалтири. Мы пели тропари Спасите­лю, Богородице, Святой Руфине. Они чисто и вовремя вступали, возглашая ектении. Умиленно и слаженно звучала наша совместная молитва Богородице: «Царице, моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице...». Так слажен­но и музыкально, по-церковному мы пропели весь чин, хоть за­писывай на пленку; кому бы еще послушать этот удивительный ансамбль; истинно православного церковного пения на церковно-славянском. Вот как крепко засело, укоренилось православие в Прибалтике. Мы говорим на разных языках. Люди разного воз­расти, воспитания и культуры. Но мы, православные, хорошо по­нимаем друг друга, особенно это очевидно проявляется в совмес­тной молитве.


Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей