ПОМНЮ, ЛЮБЛЮ, БЛАГОСЛОВЛЯЮ
Слово к прихожанам Мариенбургского храма Во имя Покрова Божией Матери,
сказанное в дни празднования 100-летнего юбилея Храма
Для меня открывается благодатная возможность вспомнить дни и годы молитвенного общения с братьями, прихожанами Мариенбургской Покровской церкви, вспомнить верность и благоговение тех, кто находил утешение в своем намоленном за долгие годы Храме.
Путь к этому дому молитвы различен для каждого из нас. Для одних он был извилистым, пересеченным рытвинами, бугристым и тернистым, и на этом пути приходилось спотыкаться и падать, опять подниматься. Для других он был долгим, так как начинался издалека, это были места отдаленные, от стремления находить цель своих исканий. Были такие, которые отклонялись от намеченного пути и блуждали на распутий. Но были и такие, которые изнемогали и нуждались в поддержке, чтобы достигнуть цели. И если в пути были такие, которые не проходили безучастно мимо изнемогающих и блуждающих путников и помогали им, тогда уставшие достигали благодатного дома молитвы.
Каждый путник шел в Храм, чтобы утвердиться в христианском звании, укрепиться в вере и благочестии, увидеть, насколько далеко отстоит от Бога его обветшавшее человеческое естество. Созреть в желании исправить свою погрязшую в суете душу. Прийти к покаянию, сложить бремя грехов в покаянии и стать причастником Св. Христовых Тайн, облагодатствованным и примиренным возвратиться в свой дом, внести дух обновления в свою семью. Оставшееся время провести в мире и богомыслии, проявлении дел милосердия, и обратить их на всех, кто нуждается в богообщении, но ввиду различных причин не может присоединиться к молитве в родном храме.
Часто бывает, что посещение храма совпадает с другими духовными интересами богомольца: то нужно окрестить младенца или совершить молитвенное поминовение родителей, родных и знакомых в памятный день Ангела и рождения, то приблизился день памяти покойного родителя или брата, то необходимо принести пожертвование на храм, на его благолепие, то следует приобрести нужную благочестивую книгу, ведь о Боге многие не слышали ни в школе, ни в семье. А это важно, — важно знать, как живешь, как нужно жить и что ожидает в будущем, в вечности. И если христианин целеустремленно прошел свой путь к Храму, внимательно и сосредоточенно, в молитве в эти краткие часы, минуты, получил облагодатствование, бережно принес в свой дом, семью, не расплескал и не рассуетился, сохранил это в открывшиеся дни недели, то духовно обогатился и обогатил своих домашних.
К сожалению, не все являемся достойными христианами. Бывает иногда так, что человек пытается внешне доказать свое христианское звание, изъявляя желание подтвердить истинность своих слов на Св. Кресте и Св. Евангелии, а на деле показывает обратное, в чем Спаситель обличает этого мнимого христианина: «Горе вам, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27).
Бывают случаи, когда человек, далекий от Бога и Церкви, домогается допуска потрудиться в Церкви. И если его распознают и отказывают, он ожесточается, отходит от Церкви, и к нему следует отнести слова апостола: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (Ио-ан. 4,20).
В наши дни, когда люди, смотря поверхностно, подражая своего рода моде, хотят покаяться, вернее, очиститься от грехов, приходят на исповедь, как в баню или в поликлинику на прививку. Хотят это сделать «для галочки», не проявляя при этом глубинного желания жить в Боге. Только внимательное и чуткое объяснение священника о необходимости искреннего, глубокого покаяния поможет пришедшему на исповедь начать жизнь благодатную, «возвращающую непокоривым образ мыслей праведников» (Лк. 1,17).
Таким образом, покаяние открывает пути исправления греховной жизни, воодушевляет христианина сознанием, что нет греха человеческого, который не может превозмочь милосердие Божие, кроме греха нераскаянности. Истинное покаяние, — знает христианин, — это светлый путь. Он знает, что от хорошей исповеди зависит отпущение грехов, исправление жизни, христианская кончина, милосердный суд и счастливая вечность.