ПРИЛОЖЕНИЕ
К главе «Судьба Тихвинской иконы»
Но, прежде чем познакомить читателя с этой беседой, вспомним рассказ Е. Поселянина о Тихвинской иконе Богоматери!.
«Событие явления иконы произошло в 1383 году в княжение великого князя Дмитрия Донского.
Икона была написана еще при земной жизни Богоматери апостолом Лукой. Он послал икону в Антиохию, потом она попала в Иерусалим, а в V веке императрицей Евдокией была принесена в Царьград — Константинополь, где специально для нее был построен изумительной красоты Влахернский храм. Во времена торжества иконоборчества икона была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе православия водворена вновь во Влахернском храме. Влахернская икона (так она тогда называлась) впоследствии снова покинула свой храм. «Ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила», как сказал новгородским купцам патриарх, которого они посетили в Царьграде. Это было за семьдесят лет до разгрома Константинополя турками. Те, кто видел Влахернскую икону, признали ее в Тихвинской.
Впервые эту икону Божией Матери увидели ладожские рыбаки 26 июня 1383 года. Они закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе, над водою движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Она явилась в тридцати верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. Однако икона перемещалась еще не раз (повсюду ставили часовни). На месте, окончательно избранном Пресвятою Богородицею для пребывания Ее иконы, на берегу реки Тихвинки, был поставлен деревянный храм, сгоравший три раза, причем, икона оставалась невредимою. Затем по повелению великого князя Василия Иоанновича (1505—1533 г.) приступили к построению каменной церкви. В ней, когда она была почти совсем готова, обрушились своды, завалив двадцать рабочих. Все были уверены в их гибели, но через три дня, когда упавшие камни были разобраны, среди обломков все двадцать человек оказались живыми.
Повелением Иоанна Грозного, посетившего Тихвин для поклонения иконе, был при храме, где пребывала икона, устроен мужской общежительный монастырь.
Икона прославлена была великими чудесами — прозрением слепых, исцелением бесноватых. Чудеса, проявлявшиеся над людьми, получившими от нее помощь вдали, не приходя к ней, широко прославили ее по православной Руси.
К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов.
Это случилось в трудное время великой по всей Руси смуты — в 1613 году шведские войска заняли Тихвинский монастырь. Но с хорошо обученными воинами чудом справилась горстка русских людей. Это чудо произошло по заступничеству Богородицы. Не однажды, как рассказывали пленные шведы, она являла шведским захватчикам видения о приближающихся многочисленных московских войсках, и враги бежали с русской земли. После этого с Тихвинской иконы сделали список — копию для Успенского храма в московском Кремле. Таких списков много по всей России. Но подлинная Тихвинская икона одна.
Почитание Тихвинской иконы в России чрезвычайно распространено. Множество богомольцев стекаются на поклонение ей, хотя многие годы обитель находилась вдали от железных дорог. Прежде двадцать четыре раза в год в обители совершались Крестные ходы с иконою. Риза на ней стоит до 70 тысяч, а висящая перед иконой золотая лампада, дар графа Шереметева, 42 тысячи.
Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей. Икона довольно значительных размеров; лик темный, почти черный. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличается необыкновенною теплотою, ощутительною для губ при прикладывании. По России распространено громадное количество списков с Тихвинского первообраза, и многие из этих списков прославлены чудесами».
Как писала газета «Известия»: «В очередной раз святыня пропала вскоре после революции 1917 года. Вряд ли мы узнаем, кто и где прятал ее. Мы должны быть благодарны этому человеку: вряд ли икона уцелела бы в безбожное время. Монастырь был закрыт, его имущество национализировано, многое погибло. Часть сооружений разрушили. Полностью утрачено монастырское кладбище, снесены надгробья. Безымянными стали могилы многих замечательных русских людей.
Известно, что во время Великой Отечественной войны икону вывезли из России немцы. Но как это произошло, как и где пребывала икона, прежде, чем она объявилась в Америке, об этом почти ничего не известно».