ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн. «Православный паломник», 1997, с. 11.
(2) Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви. Москва, 13-16 августа 2000. Сборник докладов и документов. — СПб, 2000.
(3) Синодик гонимых и умученных, в узах невинно пострадавших, составленный прот.В.Сорокиным.
(4) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-запада России и Прибалтики (1940-1955).— М., Паломник, 1999.
(5) «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.) «Российский архив», 1991. Регельсон. «История русской православной церкви» в 1917-1945, даты и документы.
(6) ГУЛАГ — Государственное Управление лагерей. Понятие «Архипелаг ГУЛАГ» введено в мировую лексику и научный оборот А.И.Солженицыным; пенитенциарная политика; чума XX века. Эта аббревиатура стала символом жизни на грани смерти, каторжного труда и человеческого бесправия. По официальным данным на 1 декабря 1937 г. в лагерях и колониях содержалось 2472247 чел. «ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои (Россия по дорогам фанатизма и мученичества)».— Москва — Санкт-Петербург, 1999.
(7) РСХД, РСПЕ — Русское Студенческое Христианское Движение, Русское Студенческое Православное Единение. См. об этом книгу Б.Плюханова «РСХД в Латвии и Эстонии». Ymca-Press, 1993; см. сноску 3, к главе седьмой, с. 160. РСХД. Три четверти века назад на молодежном съезде в Пшерове (Чехословакия) было принято решение создать русскую христианскую организацию, объединяющую студенческие кружки, которые возникли к тому времени практически во всех центрах русского пореволюционного рассеяния. Организация получила название Движения, что выражало, с одной стороны, ее широкий характер: это было объединение различных местных организаций, существовавших в разных странах, а с другой,— глубинный пафос, одушевлявший ее членов. Христианство переживалось ими одновременно как духовное движение, постоянное углубление в традицию веры и как миссионерское движение в мир, все больше отдаляющийся от веры и Церкви («Русская Мысль», № 4246, 19 — 25 ноября 1998).
(8) Игумен Феофан (Пожидаев) Архиепископ Иоанн (Поммер) Путник, Рига, 2000, с. 76-86.
(9) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., Мартиролог. Москва, 1999. См. раздел «Аресты 1945 года», с. 147-148.
(10) Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии, Ymka-Press,
1993, с. 289. (Далее: Плюханов Б.В.)
1993, с. 289. (Далее: Плюханов Б.В.)
(11) Буковский В. «Наша цель», «Вестник РСХД», 1934, (Рассказывая о молодежи, участниках РСХД: «У нас в Риге действительно много молодежи. Она работает в кружках. Признала примат духовности, Но признать не есть еще стать духовным. Ведь стать духовными — наша цель».)
(12) Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) (1902 - 1989), одна из ярчайших фигур Русского Зарубежья. Духовный сын митрополита Вениамина (Федченкова). В 1926 г. принял на Афоне монашеский постриг, духовный писатель, поэт, проповедник. Служил в храмах Югославии, Германии, США. Свое благовествование он обращал к России. Многие десятилетия звучала его проповедь по «Голосу Америки», многих приведшая в церковь в те уже послехрущевские годы, когда о церкви в России говорить было запрещено.
(13) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., См. раздел «Аресты 1944 г.», с. 140.
(14) Архиепископ Иоанн Сан-Францисский, (Шаховской). «Святой остров», Избранное. Петрозаводск, 1992, с. 10.
(15) Иеромонах Иоанн, О духовной жизни, Книгоиздательство «Православный миссионер», Нарва, 1937 г.
(16) Плюханов Б.В., с. 177.
(17) Плюханов Б.В., с. 222.
(18) Плюханов Б.В., с. 226.
(19) Василий Акимович Никифоров-Волгин родился в 1901 г. в дер.Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Волею судеб всю сознательную жизнь прожил в Нарве, в Эстонии. В русской народной языковой среде. В конце двадцатых годов был лидером «Союза русской молодежи» в Нарве. Служил псаломщиком в Нарвском Спасо-Преображенском соборе. Печатался в периодических журналах, глубоко изучал русскую литературу. Любил читать Лескова, Достоевского, Чехова. Его убежденность в богатстве и звучности церковно-славянского языка, любовь к его «сребротканому ладу» помогла выработать собственный стиль, где подлинно народный русский язык впитал в себя все богатство лучших образцов классической русской литературы. Игорь Северянин посвятил ему стихи:
«Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова,
Он чувствует Шмелева мастерского,
И сроден духу родниковый Даль».
24 мая 1941 г. арестован НКВД, отправлен по этапу в Киров (Вятка). В августе 1941 г. приговорен к расстрелу по 58 статье. Приговор приведен в исполнение 14 дек. 1941 г. Реабилитирован в 1991 г. посмертно.
(20) Струве Н. Памяти Владыки Сильвестра (Xарун). Вестник РXД . 181 — 2000, с. 278 - 280.
(21) Письма Борису Старку архимандрита Софрония, с. 8 — 10. М., Изд. «Русский дом», 1997 г.
(22) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., см. раздел «Аресты 1944 г.», с. 128; Плюханов Б.В., с. 299.
(23) «Вера и жизнь» Духовный журнал № 8, 1928, с. 113 – 117
(24) Священник Алексий Ионов. Записки миссионера, Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости № 26-27.
(25) Православная энциклопедия, под общей редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Русская Православная церковь, Церковно-научный центр, «Православная энциклопедия», М., 2000, с. 654.
(26) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные, с. CXIX.
(27) Там же, с. СХХ.
(28) Регельсон Л. История Русской Церкви в 1917 - 1945 гг. Даты
и документы; Кровью убеленные, с. LVIII-LXIX.
и документы; Кровью убеленные, с. LVIII-LXIX.
(29) Православная Энциклопедия., с. 17, 2010 г.
(30) Голиков А., Фомин С, Кровью убеленные, CXXI.
(31) Там же, с. 17. «Православный христианин» Псков, ноябрь,
1942, с. 19, Игумен Феофан, Архиепископ Иоанн (Поммер), Путник, Рига, 2000. с. 12-20.
1942, с. 19, Игумен Феофан, Архиепископ Иоанн (Поммер), Путник, Рига, 2000. с. 12-20.
(32) Голиков А. Фомин С. с. 19
(33) Там же, с. CXIX-CLX; с. 16
(34) Там же, с. LVII-LXVIII
(35) Там же, с. 17
(36) Там же, CXXI
(37) Там же, LXXV-XCIV с. 1
(38) Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Историко-Статистический очерк. Рига 1939 г.
(39) Кровью убеленные, с. 132.
(40) Там же, с. 136.
(41) Там же, с. 128.
(42) Там же, с. 109.
(43) Там же, с. 177.
(44) Г.Тайлов, Мемуары. Православие в Латвии, 2005, с. 42 – 92
(45) Там же
(46) Протоиерей Михаил Женочин. Миссионер, протоиерей Иоанн Легкий, Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости, вып. 26-27.
(47) Кровью убеленные, с. 155.
(48) Там же, с 122.
(49) «Православная Русь» №1, янв., 2001.
(50) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., с. 179.
(51) Солженицын А. И. «Архипелаг ГУЛАГ», «Новый мир» № 8,
1980, с. 39-53; 86-87.
1980, с. 39-53; 86-87.
(52) Архипелаг ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои, М. — СПб, 1999 г.
(53) Там же.
(54) Прот.Владимир Попов. Памяти о.Константина Шаховского. Вестник РХД «Ymca-Press». Париж - Нью-Йорк - Москва № 181, 2000, с. 269 —277.
(55) На XVIII Международном конгрессе семьи, проходившем в Варшаве, в 1994 году, медики, педагоги, родители в своих выступлениях говорили о том, что нынешнее поколение растет ослабленным физически и духовно, и что это явление объясняется не только экономическими, социальными факторами. Выступивший на конгрессе доктор психологических наук, профессор МГУ, священник Борис Ничипоров сказал: «Страшно важно, кто стоит за нашей спиной: кто был наш дед, бабушка, прадедушка и т. д. Когда человек входит в мир с большой поддержкой рода: него есть дом, старые фотографии на стенах, библиотека или ещи предков — все это и биологическая, и психологическая, и росто материальная площадка, с которой личность «стартует» в изнь». Получается, что прошлое рода, ли, как называет его о.Борис, «родовой тыл» — надежная опора для человека, начинающего жить. Духовные законы, зафиксированные в Библии, непреложны, и именно эта духовная энергия является источником жизненной силы человека. («Выбери Жизнь», № 3, 1999, с. 18).
(56) Феофантов. «Судьба под номером 117». «Известия», 19 окт. 1988. А. Голиков. «О Щирове, Герое Советского Союза». «Красная звезда», 15 апр. 1989 г.
(57) Очерки истории Санкт—Петербургской епархии, под редакцией митрополита Иоанна (Снычева), «Андреев и сыновья», СПб., 1994, с. 270.
(58) Там же.
(59) Запарина Л.И. «Непридуманные рассказы», М., 1996 г.
(60) «Церковный Вестник» № 6, 2000; «Православная жизнь», 28
июня 2000 г.
июня 2000 г.
(61) Сергей Гарклавс. «Мы чувствовали, что сама Матерь Божья
живет с нами». Интервью журналу «Град духовный». № 2 (3), 2004.
живет с нами». Интервью журналу «Град духовный». № 2 (3), 2004.
(62) Очерки истории Санкт-Петербургской епархии, редактор-составитель — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), СПб, 1994 г.
(63) Томские Епархиальные ведомости, 1919, № 10/2.
(64) Регельсон Л., История Русской церкви; Закрытие церквей Александро-Невской Лавры. Обзор документов Государственного исторического архива. Рукопись Ю.М.Пирютко, директора Государственного музея городской скульптуры.; Регельсон Л. История Русской православной церкви в 1917-1945 г., даты и документы.
(65) Там же.
(66) Там же.
(67) Там же.
(68) Там же.
(69) Поселянин Е. — Евгений Николаевич Погожев. Расстрелян 13 февраля 1931 г. одновременно с настоятелем Петербургского Преображенского всей гвардии собора митрофорным прот.Михаилом Тихомировым. Родился в 1870 г. в Москве в зажиточной дворянской семье. Студентом университета Евгений Погожев посетил Оптину пустынь. Разговор со старцем Амвросием определил дальнейший его жизненный путь. Погожев стал Поселяниным — известным духовным писателем. Он создал целую духовную библиотеку. Реабилитирован был в 1991 году. «Дело» его было целиком надуманным и инспирированным органами. (Очерки истории... ; Стрижев А. Свидетель благочестия . Москва, 31, 2001.)
(70) Регельсон Л.,...
(71) Там же.
(72) Там же...
(73) Очерки истории... с. 256.
(74) Там же.
(75) Б.Плюханов, «РСХД в Латвии и Эстонии» Ymka-Press, 1993 с. 301-302.
(76) Очерки истории...
(77) Там же.
(78) Там же.
(79) Там же.
(80) Там же.
(81) Как пишет в своей книге Б.В.Плюханов «РСХД в Латвии и Эстонии» — в Зимнем съезде РСПЕ в Прибалтике (1929 г.), состоявшемся в Риге, принимал участие архиепископ Иоанн (Поммер). По просьбе правления Единения он принял звание первого почетного члена Единения. На съезде присутствовало двое делегатов из Двинска, которые, как представители Единения, должны были познакомить молодежь Двинска с работой съезда, его задачами. Л.А.Зандер, один из руководителей Движения, сразу же после съезда совместно с прот.Кириллом Зайцем посетили Двинск для бесед с участниками религиозных кружков молодежи. К тому времени в Двинске и Режице работало восемь кружков, частично состоящих из гимназической молодежи. Священник С.Четвериков в брошюре, вышедшей после съезда, писал о Движении: «Сущность Движения — прежде всего в перемене духа молодежи, в пробуждении любви к Христу и Евангелию, в жажде чистой христианской жизни, в желании работать над собой. В чувстве святости и спасительности церкви, во внутреннем обращении души к Богу и к церкви...». Архиепископ Иоанн ска зал слово, в котором отметил, что «молодежь Движения, посвящающая себя проповеди веры и церковному служению, является соработником епископов и священников и делает то же Христово дело, хотя и в другом чине». Предложил обращаться к нему со всеми вопросами, приходить к нему со всеми нуждами, пользоваться его обширной богословской библиотекой. Из этих слов видно, какое важное значение придавал архиепископ Иоанн работе молодежи в Движении. (Б.Плюханов.) Через десять с небольшим лет руководители Движения и многие его участники войдут в Псковскую Миссию, с ними вместе будет та молодежь, которая, в бытность детьми и отроками, воспитывалась в детских кружках и в Воскресных школах. Программа этих занятий обдумывалась на съездах Единения. Для этой работы направлялись опытные педагоги и богословы. Во время Второй мировой войны на оккупированной немцами территории Северо-Запада России эти подросшие отроки, ставшие юношами, эта молодежь станет, по словам архиепископа Иоанна, «соработниками епископов и священников». Игумен Феофан (Пожидаев), Архиепископ Иоанн (Поммер), Путник. Рига, 2000.
(82) Плюханов...
(83) Шкаровский «Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве». М., 2000, 153-155.
(84) Там же.
(85) Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости.
(86) Жадан П.В. Русская судьба. Посев США, Нью-Йорк, 1989 г.
(87) Зноско-Боровский, прот.Митрофан, Православная Русь, Джорданвилл, США, 1977 №5
(88) Бенигсон, о.Георгий, Христос — победитель. Вестник РХД, Париж 1993, № 168, с. 234-237.
(89) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., с. 172-181.
(90) Там же.
(91) Первым секретарям обкома и пред. обл. исполкома, в областные и краевые управления НКВД с середины 37 года стали поступать официальные разнарядки на определенное количество лиц, подлежащих аресту и расстрелу. Так например, Ивановская обл. получила лимит на 1500 человек. «ГУЛАГ, его строители...»
(92) Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные., с. 175