Вторник, 07.05.2024, 01:29
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 Псковская миссия. «Морская Газета»

«Морская Газета» 17 августа 2002 г.
РУССКАЯ ГОЛГОФА ХХ ВЕКА
 
Архимандрит Кирилл НАЧИС:
 
БЫЛО МНОГО БОЛИ, И НАДО БЫТЬ ЕЁ ПРЕОДОЛЕТЬ 
В минувшем году исполнилось 60 лет Псковской Православной миссии, члены которой в годы Великой Отечественной войны по воле Божией действовали на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России: Санкт-Петербургской, Псковской, Новгородской, а также Прибалтики. В истории Русской Православной Церкви - эта одна из важнейших страниц, ценность которой высоко оценил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Благодатные результаты Псковской миссии, отмечал Патриарх, оказались очень важны для послевоенного восстановления Русской Православной Церкви. С благодарностью в сердце мы вспоминаем самоотверженное служение тружеников Миссии, к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные труды во славу Божию завершились трагическими репрессиями, обрушившимися на них...
Кто же они, эти люди, вместо наград поношения понесшие? Ответ на этот вопрос наш специальный корреспондент Валерий Никонов попытался получить от духовника Санкт-Петербургской епархии архимандрита Кирилла, который в годы войны в составе Миссии служил псаломщиком в ряде приходов Северо-Запада России. Сегодня мы предлагаем нашим читателям подготовленный материал.
Духовнику Санкт-Петербургской епархии архимандриту Кириллу пошел уже 83-й год. Спокойный, рассудительный, в глазах - христианское смирение. Смотрю на него как на живое воплощение Русского Православия и хочу понять: каки­ми же были они, участники Псковс­кой Православной миссии? Что по­будило их в годы войны, невзирая на реальное присутствие врага, воспитывать у людей любовь к Богу, Русскому Православию, родной земле и родному народу? Были ли они такими же стойкими, несги­баемыми подвижниками, как те первые христианские миссионеры, которые проповедовали Евангелие языческим народам? Или ещё бо­лее фанатичными? , Я смотрю на своего собеседни­ка и вижу, что он готов к предсто­ящему непростому разговору. Включаю диктофон, и магнитная лента начинает записывать нашу беседу.
- Отец Кирилл, кто был инициатором создания Псковской Православной миссии? Какую цель ста­вили перед собой миссионеры?
- На этот вопрос я ответить однозначно не могу. Официально принято считать, что мысль направить на ок­купированные немецкими войсками территории православных священни­ков принадлежит митрополиту Сергию (Воскресенскому), который являлся экзархом всей Прибалтики. Но мне думается, что идею направить православных миссионеров в приходы северо-запада России ему подал сам русский народ. Ведь после отступления Красной Армии сотни тысяч лю­дей были брошены на произвол судь­бы. Народ хлынул в еще уцелевшие церкви и храмы. Никогда в них не про­ливалось столько слез, не раздава­лось столько вздохов, как в течение того времени. Люди посылали ходо­ков в Псков с просьбой прислать священников. А где было их взять в та­ком количестве, когда за годы богобор­чества почти всё духовенство северо-запада России было репрессиро­вано и сгинуло в сталинских лаге­рях. Отсюда и вытекала цель Псковской Православной миссии: служить в осиротевших храмах, крестить, исповедовать, прича­щать, венчать, отпевать мертвых.
- В недавно опубликованных воспоминаниях одного из быв­ших руководителей советской разведки Судоплатова есть строчки, свидетельствующие о том, что при содействии, в част­ности, митрополита Сергия уда­лось внедрить оперативных работников Иванова и Михеева в круги церковников, работавших на оккупированных территориях. При этом, пишет он, Михеев ус­пешно освоился в профессии священнослужителя. От него по­ступала ценная информация...
- Я впервые слышу о подобных откровениях, ничего на эту тему сказать не могу.
- Кто входил в состав Миссии?
- Большинство священнослужи­телей были молодые люди, немногим постарше меня. С некоторыми я учил­ся в школе, гимназии, университете. Они направлялись во Псков без каких-либо предварительных разговоров с митрополитом Сергием (Воскресенс­ким). Об их личном согласии никто не справлялся. Всё делалось в рамках церковной дисциплины, церковного послушания. Это первое, что необхо­димо отметить.
К чести всех миссионеров, никто из них не отказался от участия в Псковской Православной миссии, от церковной работы в тех местах, где годами не звучало слово Божие, не соверша­лись богослужения. И, хотя эта поезд­ка была связана с опасностями воен­ного положения, тем не менее она со­стоялась.
- Проводили ли члены Псковской миссии богослужения в частях РОА?
- Нет. Мы возрождали церковную жизнь.
- Среди фотографий миссионеров и духовенства северо-запада России, служивших в годы войны на территории Санкт-Петербургской епархии, есть и снимок святого пре­подобного Серафима Вырицкого. Значит ли это, что старец Серафим Вырицкий входил в состав Псковс­кой Православной миссии?
- Да. Но в те годы из-за болезни он уже не служил в приходе. Кстати, в Вырице немцев не было. Там стояла румынская часть. А румыны, как изве­стно, исповедуют Православие.
- Как встретили русские люди при­бывших к ним православных свя­щенников?
- Пожилые люди и старики встречали нас со слезами радости. И эти чувства были вполне объяснимы. Ведь громадный край был превращен богоборцами в духовную пустыню. Мис­сионеры увидели оскверненные пра­вославные храмы, переоборудованные под склады, мастерские, клубы и так далее. А народ жаждал молитвы, жаждал покаяния.
Началась работа по восстановлению русского Православия. С Божией помо­щью почти в мгновение ока осквернён­ные храмы быпи очищены, восстанов­лены и устроены для богослужений. Из рук православных людей к миссионе­рам потекли пожертвования, материа­лы для ремонта, церковная утварь, книги и ноты, бережно сохранявшиеся в годы гонений на Православную Цер­ковь. Уцелевшие колокола были вод­ружены на колокольни, выбитые стек­ла вновь вставлены. Внутри храмов затеплились сотни свечей и лампад. В сердца людей полился духовный елей молитвенной благодати.
- Где началось Ваше миссионер­ское служение?
- В Миссию меня пригласил мой род­ной брат Иаков. С ним я поехал на приход села Выбор, что под Новоржевом Псковской области. Там числились два прихода. Первый храм, во имя Успения Пресвятой Богородицы, стоял на горе. В центре села стоял кирпичный храм, который полностью сохранился, хотя перед войной в нем не служили. При немецком наступлении летом 1941 года по колокольне храма выстрелило немецкое орудие, и над окном западного фасада храма снарядом было пробито отверстие. Я служил псаломщиком. Во время служб храмы были всегда переполне­ны. Там было много человеческой боли, и нужно было её преодолеть.
С братом летом ездили из села Выбор по окрестным деревням и прихо­дам на велосипедах. Однажды произо­шел такой случай. Едем мы и видим -на дороге немецкий расчет стоит. Подъезжаем. Они останавливают нас, спрашивают документы. Какие доку­менты? Показываем на книги, сосуды, церковное облачение, находившиеся на багажниках велосипедов. После тщательных расспросов нас отпустили. Позже мы узнали, что это была засада на партизан. А вот поездка отца Василия Рушанова закончилась трагическим исходом. А ведь прекрасным был человеком. У меня есть фотография, где мы сняты вместе. Голосистым был священником.
- Что произошло с отцом Васили­ем Рушановым?
- Он служил миссионером в Дно. Однажды, когда ему надо было доб­раться во Псков, он сел в открытый товарный вагон. Одет был по-крестьянски, носил густую бороду. Видимо, немецкая охрана приняла отца Васи­лия за партизана. Похоронили наше­го миссионера на станции Дно.
С партизанами я не общался и не встречался. Не было их там, где я служил псаломщиком. Хотя где-то, по слу­хам, между немцами и партизанами даже происходили бои. А вот другим членам нашей Миссии даже приходи­лось, рискуя своей жизнью, спасать от неминуемой гибели советских воен­нослужащих. К примеру, хочу привес­ти случай, о котором рассказал отец Иоанн Кондрашов. Он произошел в Гатчине, на оккупированной немцами территории. Однажды в Павловский собор, где служил отец Федор Забелин, вбежал советский офицер и по­просил у священника прибежища. Отец Федор спрятан его в алтаре под престоп. Вошедших в храм преследователей он направил в ложном на­правлении и тем спас жизнь офице­ра.
- Окормляли ли члены Псковской Православной миссии советских военнопленных?
- Трагедия попавших в ппен заключалась в том, что бывшие бойцы и командиры Красной Армии, к огромному несчастью, не попадали под действие Женевской конвенции 1929 года о военнопленных, поскольку Советс­кий Союз не стал в своё время подпи­сывать эти документы. Более того, Сталин рассматривал всех попавших в плен военнослужащих как «преда­телей» и «изменников Родины». Надо откровенно сказать, что отношение оккупантов к пленённым евреям и рус­ским было крайне бесчеловечным и жестоким. Нацисты не считали евре­ев и советских военнопленных за лю­дей, и они были обречены на уничтожение. За связь с военнопленными многие православные миряне попла­тились своей жизнью.
Добраться до попавших в плен военнослужащих, поддержать их словом, утешить, убедить в том, что не­обходимо верить в помощь Божию и, уповая на эту помощь, выжить, испо­ведовать их, причастить Святых Хри­стовых Тайн, крестить их - всё это яв­лялось первостепенной задачей чле- , нов Миссии. И в первые месяцы вой­ны кое- кому все же удалось побывать -' в лагерях для военнопленных. Увиден­ное потрясло их. Взору открыпись сот­ни тысяч истощённых, замученных, гоподных, уже и не людей, а, как гово­рится, комков обнажённых нервов.
По словам протоиерея Георгия Бенигсена, богослужения, которые он проводил в лагерях, были самыми страшными в его жизни литургиями. Тысячи людей ппакали и молились, исповедовались и причащались, а после богослужения старались поце­ловать крест, руку и ризу священника. Но фашистам очень не хотелось отдавать нам души военнопленных. И почти сразу богослужения в лагерях были запрещены. Отношение немцев к советским военнопленным стало меняться лишь к концу войны.
- Как Вы считаете, Псковская мис­сия справилась с теми задачами, которые перед ней поставил митро­полит Сергий (Воскресенский)?
- Конечно. На северо-западе России были окрещены десятки тысяч детей, подростков и взрослых, открыты церковные приходы, детские сады и при­ходские школы. Только один отец Иоанн Лёгкий с августа по ноябрь 1941 года окрестил 3,5 тысячи человек. Это свидетельствует о том, что миссионеры, находясь под угрозой немецкого преследования, все же сумели за пе­риод 1941 - 1944 годов вернуть народ к его национальным и духовным исто­кам. Примечателен и тот факт, что в годы хрущёвских гонений на Церковь, власть так и не решилась вновь закрыть те храмы, которые были открыты Псковской Православной миссией в годы лихолетья.
- Отец Кирилл, во время войны Вам посчастливилось не только видеть, но и прикладываться к чу­дотворной Тихвинской иконе Божией Матери. Расскажите, при каких обстоятельствах это произошло?
- Мне известно, что чудотворный образ попал немцам в руки после того, как они захватили Тихвин: большая икона в позолоченной ризе произве­ла должный эффект. А затем, видимо, в чисто пропагандистских целях, она была передана Псковской Православной миссии. Её принимал начальник Миссии отец Кирилл Зайц. Чудотворная икона была помещена в Троицкий собор города Пскова, где она и находилась до конца оккупации.
А когда захватчиков в начале 1944 года погнали на Запад, то чудотвор­ная Тихвинская икона Божией Матери вновь оказалась у немцев. Вначале она была перевезена в Ригу, а оттуда в Либаву морем её доставил не пра­вославный архиерей, а немецкий представитель Герингер, курировавший церковные дела. Одновременно в Либаву приехал и епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Вместе с ним при­ехали и его приёмный сын Сергей и мать владыки. Икону поместили в Тро­ицкий собор, где и совершались цер­ковные службы. Они проходили при большом стечении молящихся.
К осени чудотворный образ покинул Латвию. Это происходило на моих глазах, хотя отъезд не афишировался. Хочу особо подчеркнуть, что во время пребывания в Либаве икона была в позолоченной ризе. Вывез икону с территории Латвии епископ Рижский Иоанн. Сначала она попала в Герма­нию, а позже оказалась в США. Со временем дошли вести, что чудотвор­ная Тихвинская икона Божией Матери находится за границей без позолочен­ной ризы.
А на днях мне сообщили, что в Чикаго (ныне там находится чудотворный образ) выехал настоятель тихвинской обители, чтобы забрать у приёмного сына владыки Иоанна этот святой об­раз. Если будет воля Божия, чудотвор­ная икона вновь займёт своё место в Тихвинском монастыре.
- Как сложилась дальнейшая судь­ба экзарха всей Прибалтики Сергия (Воскресенского), основавшего Псковскую Православную миссию?
- 28 апреля 1944 года экзарх, его спутники и шофер, ехавшие по пустынной дороге из Вильнюса в Каунас, были убиты выстрелами из обогнав­шей их машины. Убийцы были одеты в немецкую форму.
- А что Вы знаете о судьбах чле­нов Псковской Православной мис­сии?
- Большинство из них были репрессированы. Начальник Миссии прото­иерей Кирилл Зайцев, которому к тому времени исполнилось 73 года, был осужден на 20 лет лагерей. Посколь­ку он был преклонного возраста, то там и погиб.
- Выходит, одни русские православные священники гибли от не­мецких пуль, а другие превращались на родной земле в лагерную пыль?
- Так оно и получается. Но я не знаю ни одного члена Псковской Православной миссии, который бы после смерти Сталина не был бы реабили­тирован. А это лишний раз свидетель­ствует о том, что мы честно творили церковное дело, сохраняли лучшее наших отцов...
Мой собеседник умолк. Я смотрел на преклонных лет человека с одухотворенным лицом, и в моей памяти всплывали строчки из публикации, помещенной в «Псковской правде». Её автор Мира Яковлева, которая в годы войны была юной девушкой, пи­сала: «Нам нужны были мудрые на­ставники. Мы их обрели совершенно неожиданно. Всё для нас было ново: Мы научились слушать церковную службу, все вместе справляли празд­ники православного календаря. К нам приходило сознание того, что мы - русские, а значит, православные, какими были наши прадеды... У нас возник­ло и развилось понимание того, что нет другой истины, чем та, что заклю­чена в Православии, и нет ничего кра­сивее Русской Православной Церк­ви...». Я процитировал их отцу Кирил­лу. Он их одобрил. Поэтому решил этими строчками завершить матери­ал о Псковской Православной миссии.
Валерий НИКОНОВ.

 
Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей