Среда, 12.12.2018, 12:45
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск
 Псковская Миссия. Основное ядро. Георгий Бенигсен

Из брошюры

 
Протоиерей Георгий Михайлович Бенигсен
(1915 – 1993)

Перейти к фотоальбому

Протоиерей Георгий Бенигсен6 августа в г.Калистоге в Калифорнии скончался митрофорный протоиерей Георгий Бенигсен.
 
Отец Георгий родился в Казани, его детские годы совпали с годами революции и гражданской войны. В 1924 году его семья смогла выехать в Латвию, где прошли школьные годы о.Георгия. Семья была традиционно религиозной, но не менее важную роль в формировании будущего священника сыграло Русское Студенческое Христианское Движение, возникшее в двадцатые годы в эмиграции. Целью Движения было объединение русской эмигрантской молодежи для служения Церкви. Руководители Движения стремились сделать участие молодежи в церковной работе сознательным, их целью было «оцерковление жизни». Из рядов Движения вышло немало выдающихся священников, а также церковно активных мирян. На съезде Движения о.Георгий встретил свою будущую жену, Елену Ивановну, верного друга и помощника на всю жизнь. Талантливый и неутомимый регент, матушка руководила церковными хорами в большинстве приходов, где служил о.Георгий.
 
В 1937 году о.Георгий был рукоположен в диаконы, а в 1941, незадолго до немецкой оккупации Прибалтики, во священники.
 
Первые годы пастырского служения о.Гергия проходили в исключительных условиях. Он принял участие в работе Псковской Миссии Русской Православной Церкви, открытой на оккупированной немцами территории. Два с половиной года миссионерской работы во Пскове были не только возвращением в возможностью Россию и встречей с русским народом, но и реальной духовного окормления русских людей, изголодавшихся по слову Божию. Этот опыт показал, что, несмотря на почти четверть века советской власти, антирелигиозной пропаганды и преследования Церкви и верующих, вера не угасла, а в страшных условиях войны и оккупации духовная жажда еще возросла. Открытие и восстановление возвращенных храмов, массовое крещение детей и взрослых, множество людей, наполнявших храмы, были живым свидетельством осуществления слов Христа – «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Этот вынужденно короткий опыт многое определил в о.Георгии как священнике.
 
До конца войны, в отступавшей и разваливавшейся Германии, ему еще предстояло разделить много опасностей войны и беженства с огромным множеством русских людей, уходивших от наступавшей советской армии, а затем оказавшихся под реальной угрозой насильственной репатриации. Отец Георгий продолжал свою пастырскую работу в лагерях беженцев, так называемых перемещенных лиц. И снова открывали церкви, теперь оборудуя для этого лагерные бараки. Тут, в послевоенной Германии, о.Георгий одно время редактировал "Вестник РСХД".
 
В конце 1950 года о.Георгий с семьей, которая, кроме матушки и сына Николая, родившегося еще в Риге, включала его сестру и престарелую мать, переехал в США. Его служение началось и закончилось в Калифорнии. Недолгое время он был настоятелем храма Св.Иоанна Крестителя в Беркли, а затем до 1960 года был кафедральным протоиереем старейшего Свято-Троицкого Собора в Сан-Франциско, где 9 августс 1993 года было совершено его отпевание. В шестидесятые годы он служил в штате Колорадо, в Нью-Йорке и в Канаде. В 1970 году о.Георгий возвращается в Калифорнию. В течение десяти лет он настоятель церкви Св.Николая в Саратоге, затем короткий срок снова в Сан-Франциско, а с 1981 года, выйдя на и пенсию, он служит в Свято-Успенском монастыре в Калистоге.
 
Как человек о.Георгий обладал незаурядными способностями, как священник он неустанно отдавал себя и свои таланты на служение Христу и Его Церкви. Среди этих талантов были дар слова и учительства и выдающиеся организаторские способности.
 
Начиная со Пскова, где он был секретарем Миссии, о.Георгий занимал высокие административные посты в епархиях, где служил, а также в центральном управлении Православной Церкви в Америке. Еще молодым диаконом, в Риге, он начал преподавание Закона Божия в городских школах. Во Пскове он организовал школу и приют для детей-сирот. В Сан-Франциско он создал церковную школу, из которой вышли и будущие священники, и миряне, активные в церковной работе. Работу церковной школы он неизменно налаживал во всех приходах, где служил.
 
Однако самой значительной стороной учительства о.Георгия было не преподавание и даже не церковная проповедь, а личный миссионерский подвиг, который никогда не прекращался. Свидетельство тому множество людей, присоединившихся к Православию, вернувшихся в Церковь или оставшихся в Церкви его пастырскими трудами. В этой «школе» преобладало неизменно внимательное, личное отношение к человеку, серьезные и вдумчивые ответы на вопросы и недоумения, и, может быть, самое главное, свидетельство его твердой веры, бывшей основанием его жизни и трудов. В заупокойных богослужениях в Свято-Троицком Соборе в Сан-Франциско, которые возглавил первоиерарх Православной Церкви в Америке Митрополит Феодосий, участвовало несколько священников, которые в разное время прошли эту школу о.Георгия.
 
Хотя последние сорок с лишним лет о.Георгий прожил в Америке, он никогда не забывал о своих корнях. Радости и горести Русской Православной Церкви он всегда принимал близко к сердцу и жил надеждой на религиозное возрождение русского народа, а миссионерская работа в России во время войны навсегда осталась тем опытом, который вдохновлял его до конца дней. В восьмидесятые годы, в течение семи лет, он выступал по радио «Свобода» с воскресными религиозными беседами. Это была новая и радостная, хотя и иная по форме, возможность проповеди русским людям. Господь дал ему радость дожить до начала освобождения и возрождения Православной Церкви в России. Само собой напрашивается сравнение о.Георгия, как одного из выдающихся русских священников, которые после Второй мировой войны приехали из Европы и до конца дней служили утверждению Православной Церкви в Америке, с теми миссионерами Русской Православной Церкви, которые начали свой путь миссионерского служения Православию на этом континенте ровно двести лет назад.
 
Отец Георгий не переставая свидетельствовал о Православии. Не поступаясь ничем в своей вере и верности Святой Церкви, он был открыт всем. Его огорчал взгляд на экуменизм как на угрозу Православию. Для него общение с инославными христианами всегда оставалось возможностью свидетельства о Православии. Он остро чувствовал и глубоко переживал безверие современного мира, а также незнакомство христиан Запада с Православной Церковью. Его готовность говорить о Церкви и вере, отвечать вопрошающим (1 Петра 3 : 15) были его никогда не прекращающимся миссионерством.
 
Описать о.Георгия в храме, совершающим богослужение – лучше всего словами заамвонной молитвы на Литургии: «освяти любящих благолепие дома Твоего». Он не только постоянно заботился о порядке и убранстве храма, но во всех храмах, где он служил, остались, как память о его трудах, заказанные им прекрасные иконы. Одним из его неукоснительных правил была абсолютная пунктуальность: богослужение всегда начиналось точно в назначенное время, он говорил, что сы назначаем время Богу, а не себе. Был он строг к поведению в храме, требовал полной тишины, не терпел суетливости, во время богослужения все его движения и жесты были размеренны и точны. Он был прекрасный проповедник, в его речи чувствовалась высокая культура слова. В проповеди о.Георгий не допускал неясностей и повторений, был краток и точен, его проповеди запоминались. Богослужение любил и знал досконально, и легко и радостно делился этими знаниями с прислужниками, чтецами и старостами. Эти качества точности и даже строгости в отношении порядка богослужения и порядка в храме удивительно счастливо сочетались в нем с любовью и открытостью к людям. Еще одним его талантом был дар общения. Широкую известность приобрела его статья о Пятидесятнице «Дар слышания». Он умел слушать и умел отвечать.
 
Неудивительно, что у него было много друзей по всему свету, другом он был верным и чутким.
 
Хотя богослужение всегда было основой и центром служения о.Георгия (так, нельзя забыть всенощную перед Тихвинской иконой Божией Матери в Свято-Троицком Соборе в Сан-Франциско, совершавшуюся действительно всю ночь), в последнее десятилетие жизни, когда о.Георгий не имел больше административных обязанностей, Литургия и проповедь стали главным содержанием его пастырских трудов. Он терпеливо приучал свою паству к осознанию греховности, к необходимости постоянного покаяния, неустанно призывал к частому причащению Святых Тайн и не переставая учил о значении Евхаристии в деле нашего спасения.
 
В последние годы, невзирая на тяжелые недуги, о.Георгий продолжал совершать Литургию вплоть до последней болезни. Господь дал ему покинуть эту жизнь в светлом и мирном состоянии духа. У о.Георгия было много талантов, его жизнь – это свидетельство того, что он их не зарывал в землю. Верим, что услышит он слова Христа: «добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего».
 
Ольга Раевская-Хьюз. Беркли, Калифорния.

Copyright MyCorp © 2018 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей