Протоиерей Георгий Михайлович Бениксон
Родился 14-го апреля 1915 года в Казани в семье военного инженера, выходца из Динабургских (Даугавпилс) мещан Михаила Ивановича и Сосанны Антоновны (урожд.Русецкая, из крестьян Сарьянской волости Дриссенского уезда Витебской губернии) Бениксонов.
Михаил Иванович, рожд.1871 года, служивший инженером-подпоручиком Двинского (Даугавпилс) крепостного инженерного управления, и Сосанна Антоновна, рожд.1877 года, оба православного вероисповедания, были прихожанами Двинской Успенской единоверческой церкви, в которой и венчались 11-го января 1902 года. В Казани же семья оказалась по долгу службы Михаила Ивановича.
Детские годы Георгия Михайловича совпали с тяжелым для России временем Октябрьского переворота и гражданской войны. Долго семья пыталась выехать из Советского Союза и только в 1924 году, наконец, смогла веруться в Латвию. Георгий кончил Даугавпилсскую 2-ю основную школу и 17 июня 1937 года – Даугавпилсскую государственную гимназию. С 1933 года служил псаломщиком в Даугавпилсском Александро-Невском соборе.
3-го сентября 1937 года в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе был венчан с дочерью эстонского православного священника Иоанна Краубнера 19-летней девицей Еленой Иоанновной.
В том же сентябре поступил на православное отделение богословского факультета Латвийского университета, определен на диаконскую вакансию при упомянутом Христо-Рождественском соборе и 14-го сентября в соборе митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном) рукоположен во диакона с назначением Законоучителем в рижские городские 3-ю, 30-ю, 35-ю, 38-ю и 41-ю основные школы.
Указом Московского Патриархата от 24.03.1941 на территориях Латвии, Эстонии и Литвы был создан экзархат во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским), и диакон Георгий Бениксон был назначен секретарем Экзаршего управления.
1-го мая 1941 года в Рижском Свято-Троицком соборе митрополитом Сергием (Воскресенским) рукоположен во священника к тому же Рижскому Христо-Рождественскому собору, 10-го июля назначен благочинным собора и 4-го августа награжден набедренником. 23 сентября того же года назначен секретарем Псковской православной миссии и вторым священником Псковского кафедрального собора, 19 октября – настоятелем Псковской кладбищенской Свято-Димитриевской церкви, а в июне 1942 года от должности секретаря миссии, по прошению, был освобожден. 17 августа 1942 года, за самоотверженное Апостольское служение и труды по восстановлению истерзанной безбожием православной души русского народа, награжден Благословенной грамотой и орденом Миссии 1-й степени.
5 июня 1943 года от настоятельства в Псковской Димитриевской церкви освобожден и назначен ключарем Псковского кафедрального Свято-Троицкого собора. В связи с массовой эвакуацией населения Пскова, 19 февраля 1944 года выбыл в Ригу и 11 марта назначен настоятелем Цесисской Спасо-Преображенской церкви с обслуживанием Интеского Иоанно-Предтеченского прихода, с 30 марта – Страупеского Вознесенского прихода.
В сентябре 1944 года немецким командованием был эвакуирован в Германию и 14 ноября назначен псаломщиком для обслуживания лагерей восточных рабочих в Берлине. С декабря исполнял обязанности ключаря Берлинского кафедрального Воскресенского собора до эвакуации причта из Берлина в феврале 1945 года. По окончании войны Бениксоны оказались в английской, затем – в американской и в конце ноября 1945 года – в британской зоне оккупации, в лагерях для перемещенных лиц. В британской зоне о.Георгий окормлял приход в лагере «Колорадо» близ Бургдорфа. Через год перемещен, по прошению, в Вендлинген в американской зоне, где обслуживал местную православную общину.
23-го декабря 1947 года митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) возведен в сан протоиерея. 10 октября 1948 года назначен вторым священником Мюнхенского прихода прп.Серафима Саровского.
2 ноября 1949 года митрополитом всея Америки и Канады Феофилом (Пашковским) был включен в число кандидатов на вакантное место в Северо-Американской митрополии, 10 ноября 1950 года с семьей прибыл в Нью-Йорк и 1 февраля 1951 года назначен настоятелем церкви св.Иоанна Крестителя в Беркли штата Калифорния, а 9 декабря перемещен настоятелем к Свято-Троицкому кафедральному собору в Сан-Франциско и назначен секретарем епархиального управления. 6 апреля 1955 года за усердную службу Святой Церкви награжден палицею; 30 июня 1957 года в ознаменование 20-летия священства – наперсным крестом с украшениями.
21 декабря 1959 года от прежних должностей был, по прошению, освобожден и назначен настоятелем Денверского Спасо-Преображенского храма, благочинным Денверского округа и членом епархиального совета. В 1962 году в университете Колорадо получил ученую степень магистра русской филологии.
В июне 1967 года назначен кафедральным протоиереем Нью-Йорксгого кафедрального Покровского собора и секретарем митрополита Иринея, 17 ноября – секретарем Митропольчьего совета и состоял в этих должностях до 1 мая 1968 года. 17 марта 1969 года за заслуги перед Православной Церковью в Америке Большим Собором епископов награжден митрою.
18 июня 1970 года назначен настоятелем Николаевской церкви в Саратоге, штат Калифорния, 11 февраля 1980 года перемещен настоятелем к Сан-Францискому кафедральному Свято-Троицкому собору, а 1 июля 1981 года, по прошению, вышел за штат и назначен «духовным директором» Свято-Успенского монастыря города Калистога в Калифорнии. В июне 1991 года митрополитом Феодосием, в связи с 50-летием служения в священном сане, награжден Благословенной грамотой Синода епископов ПЦА.
Скончался протоиерей Георгий Михайлович Бениксон мирно 6-го августа 1993 года, на 79-м году жизни. Отпевание почившего в Сан-Франциском кафедральном Свято-Троицком соборе совершил митрополит Феодосий. Похоронен о.Георгий на местном сербском кладбище.
___________________
Как человек о.Георгий обладал незаурядными способностями, как священник он неустанно отдавал себя и свои таланты на служение Христу и Его Церкви. Среди этих талантов были дар слова и учительства и выдающиеся организаторские способности. Начиная со Пскова, где он был секретарем Миссии, о.Георгий занимал высокие административные посты в епархиях, в которых служил, а также в центральном управлении Православной Церкви в Америке. Еще молодым диаконом, в Риге, он начал преподавание Закона Божия в городских школах. Во Пскове он организовал школу и приют для детей-сирот. В Сан-Франциско создал церковную школу, из которой вышли и будущие священники, и миряне, активные в церковной работе. Работу церковной школы он неизменно налаживал во всех приходах, где служил.
Однако самой значительной стороной учительства о.Георгия был личный миссионерский подвиг, который никогда не прекращался. Свидетельство тому множество людей, присоединившихся к Православию, вернувшихся в Церковь или оставшихся в Церкви его пастырскими трудами. В этой «школе» преобладало неизменно внимательное, личное отношение к человеку, серьезные и вдумчивые ответы на вопросы и недоумения, и, может быть, самое главное, свидетельство его твердой веры, бывшей основанием его жизни и трудов. В заупокойных богослужениях в Свято-Троицком Соборе в Сан-Франциско, которые возглавил Первоиерарх Православной Церкви в Америке Митрополит Феодосий, участвовало несколько священников, которые в разное время прошли эту школу о.Георгия.
Последние сорок с лишним лет о.Георгий прожил в Америке, но он никогда не забывал о своих корнях. Радости и горести Русской Православной Церкви он всегда принимал близко к сердцу и жил надеждой на религиозное возрождение русского народа, а миссионерская работа в России во время войны навсегда осталась тем опытом, который вдохновлял его до конца дней. В 1980-е годы, в течение семи лет, он выступал по радио «Свобода» с воскресными религиозными беседами. Это была новая и радостная, хотя и иная по форме, возможность проповеди русским людям. Господь дал ему радость дожить до начала освобождения и возрождения Православной Церкви в России. Само собой напрашивается сравнение о.Георгия, как одного из выдающихся русских священников, которые после Второй Мировой войны приехали из Европы и до конца дней служили утверждению Православной Церкви в Америке, с теми миссионерами Русской Православной Церкви, которые начали свой путь миссионерского служения Православию на этом континенте ровно двести лет назад.
Отец Георгий не переставая свидетельствовал о Православии. Не поступаясь ничем в своей вере и верности Святой Церкви, он был открыт всем. Его огорчал взгляд на экуменизм как на угрозу Православию. Для него общение с инославными христианами всегда оставалось возможностью свидетельства о Православии. Он остро чувствовал и глубоко переживал безверие современного мира, а также незнакомство христиан Запада с Православной Церковью. Его готовность говорить о Церкви и вере, отвечать вопрошающим (1 Петра, 3,15) были его никогда не прекращающимся миссионерством.
Описать о.Георгия в храме, совершающим богослужение – лучше всего словами заамвонной молитвы на Литургии: «освяти любящих благолепие дома Твоего». Он не только постоянно заботился о порядке и убранстве храма, но во всех храмах, где он служил, остались, как память о его трудах, заказанные им прекрасные иконы. Одним из его неукоснительных правил была абсолютная пунктуальность: богослужение всегда начиналось точно в назначенное время, он говорил, что мы назначаем время Богу, а не себе. Был он строг к поведению в храме, требовал полной тишины, не терпел суетливости, во время богослужения все его движения и жесты были размеренны и точны. Он был прекрасный проповедник, в его речи чувствовалась высокая культура слова. В проповеди о.Георгий не допускал неясностей и повторений, был краток и точен, его проповеди запоминались. Богослужение любил, знал досконально и легко и радостно делился этими знаниями с прислужниками, чтецами и старостами. Эти качества точности и даже строгости в отношении порядка богослужения и порядка в храме удивительно счастливо сочетались в нем с любовью и открытостью к людям. Еще одним его талантом был дар общения. Широкую известность приобрела его статья о Пятидесятнице «Дар слышания». Он умел слушать и умел отвечать.
Михаил Иванович, рожд.1871 года, служивший инженером-подпоручиком Двинского (Даугавпилс) крепостного инженерного управления, и Сосанна Антоновна, рожд.1877 года, оба православного вероисповедания, были прихожанами Двинской Успенской единоверческой церкви, в которой и венчались 11-го января 1902 года. В Казани же семья оказалась по долгу службы Михаила Ивановича.
Детские годы Георгия Михайловича совпали с тяжелым для России временем Октябрьского переворота и гражданской войны. Долго семья пыталась выехать из Советского Союза и только в 1924 году, наконец, смогла веруться в Латвию. Георгий кончил Даугавпилсскую 2-ю основную школу и 17 июня 1937 года – Даугавпилсскую государственную гимназию. С 1933 года служил псаломщиком в Даугавпилсском Александро-Невском соборе.
3-го сентября 1937 года в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе был венчан с дочерью эстонского православного священника Иоанна Краубнера 19-летней девицей Еленой Иоанновной.
В том же сентябре поступил на православное отделение богословского факультета Латвийского университета, определен на диаконскую вакансию при упомянутом Христо-Рождественском соборе и 14-го сентября в соборе митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном) рукоположен во диакона с назначением Законоучителем в рижские городские 3-ю, 30-ю, 35-ю, 38-ю и 41-ю основные школы.
Указом Московского Патриархата от 24.03.1941 на территориях Латвии, Эстонии и Литвы был создан экзархат во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским), и диакон Георгий Бениксон был назначен секретарем Экзаршего управления.
1-го мая 1941 года в Рижском Свято-Троицком соборе митрополитом Сергием (Воскресенским) рукоположен во священника к тому же Рижскому Христо-Рождественскому собору, 10-го июля назначен благочинным собора и 4-го августа награжден набедренником. 23 сентября того же года назначен секретарем Псковской православной миссии и вторым священником Псковского кафедрального собора, 19 октября – настоятелем Псковской кладбищенской Свято-Димитриевской церкви, а в июне 1942 года от должности секретаря миссии, по прошению, был освобожден. 17 августа 1942 года, за самоотверженное Апостольское служение и труды по восстановлению истерзанной безбожием православной души русского народа, награжден Благословенной грамотой и орденом Миссии 1-й степени.
5 июня 1943 года от настоятельства в Псковской Димитриевской церкви освобожден и назначен ключарем Псковского кафедрального Свято-Троицкого собора. В связи с массовой эвакуацией населения Пскова, 19 февраля 1944 года выбыл в Ригу и 11 марта назначен настоятелем Цесисской Спасо-Преображенской церкви с обслуживанием Интеского Иоанно-Предтеченского прихода, с 30 марта – Страупеского Вознесенского прихода.
В сентябре 1944 года немецким командованием был эвакуирован в Германию и 14 ноября назначен псаломщиком для обслуживания лагерей восточных рабочих в Берлине. С декабря исполнял обязанности ключаря Берлинского кафедрального Воскресенского собора до эвакуации причта из Берлина в феврале 1945 года. По окончании войны Бениксоны оказались в английской, затем – в американской и в конце ноября 1945 года – в британской зоне оккупации, в лагерях для перемещенных лиц. В британской зоне о.Георгий окормлял приход в лагере «Колорадо» близ Бургдорфа. Через год перемещен, по прошению, в Вендлинген в американской зоне, где обслуживал местную православную общину.
23-го декабря 1947 года митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Ляде) возведен в сан протоиерея. 10 октября 1948 года назначен вторым священником Мюнхенского прихода прп.Серафима Саровского.
2 ноября 1949 года митрополитом всея Америки и Канады Феофилом (Пашковским) был включен в число кандидатов на вакантное место в Северо-Американской митрополии, 10 ноября 1950 года с семьей прибыл в Нью-Йорк и 1 февраля 1951 года назначен настоятелем церкви св.Иоанна Крестителя в Беркли штата Калифорния, а 9 декабря перемещен настоятелем к Свято-Троицкому кафедральному собору в Сан-Франциско и назначен секретарем епархиального управления. 6 апреля 1955 года за усердную службу Святой Церкви награжден палицею; 30 июня 1957 года в ознаменование 20-летия священства – наперсным крестом с украшениями.
21 декабря 1959 года от прежних должностей был, по прошению, освобожден и назначен настоятелем Денверского Спасо-Преображенского храма, благочинным Денверского округа и членом епархиального совета. В 1962 году в университете Колорадо получил ученую степень магистра русской филологии.
В июне 1967 года назначен кафедральным протоиереем Нью-Йорксгого кафедрального Покровского собора и секретарем митрополита Иринея, 17 ноября – секретарем Митропольчьего совета и состоял в этих должностях до 1 мая 1968 года. 17 марта 1969 года за заслуги перед Православной Церковью в Америке Большим Собором епископов награжден митрою.
18 июня 1970 года назначен настоятелем Николаевской церкви в Саратоге, штат Калифорния, 11 февраля 1980 года перемещен настоятелем к Сан-Францискому кафедральному Свято-Троицкому собору, а 1 июля 1981 года, по прошению, вышел за штат и назначен «духовным директором» Свято-Успенского монастыря города Калистога в Калифорнии. В июне 1991 года митрополитом Феодосием, в связи с 50-летием служения в священном сане, награжден Благословенной грамотой Синода епископов ПЦА.
Скончался протоиерей Георгий Михайлович Бениксон мирно 6-го августа 1993 года, на 79-м году жизни. Отпевание почившего в Сан-Франциском кафедральном Свято-Троицком соборе совершил митрополит Феодосий. Похоронен о.Георгий на местном сербском кладбище.
___________________
Как человек о.Георгий обладал незаурядными способностями, как священник он неустанно отдавал себя и свои таланты на служение Христу и Его Церкви. Среди этих талантов были дар слова и учительства и выдающиеся организаторские способности. Начиная со Пскова, где он был секретарем Миссии, о.Георгий занимал высокие административные посты в епархиях, в которых служил, а также в центральном управлении Православной Церкви в Америке. Еще молодым диаконом, в Риге, он начал преподавание Закона Божия в городских школах. Во Пскове он организовал школу и приют для детей-сирот. В Сан-Франциско создал церковную школу, из которой вышли и будущие священники, и миряне, активные в церковной работе. Работу церковной школы он неизменно налаживал во всех приходах, где служил.
Однако самой значительной стороной учительства о.Георгия был личный миссионерский подвиг, который никогда не прекращался. Свидетельство тому множество людей, присоединившихся к Православию, вернувшихся в Церковь или оставшихся в Церкви его пастырскими трудами. В этой «школе» преобладало неизменно внимательное, личное отношение к человеку, серьезные и вдумчивые ответы на вопросы и недоумения, и, может быть, самое главное, свидетельство его твердой веры, бывшей основанием его жизни и трудов. В заупокойных богослужениях в Свято-Троицком Соборе в Сан-Франциско, которые возглавил Первоиерарх Православной Церкви в Америке Митрополит Феодосий, участвовало несколько священников, которые в разное время прошли эту школу о.Георгия.
Последние сорок с лишним лет о.Георгий прожил в Америке, но он никогда не забывал о своих корнях. Радости и горести Русской Православной Церкви он всегда принимал близко к сердцу и жил надеждой на религиозное возрождение русского народа, а миссионерская работа в России во время войны навсегда осталась тем опытом, который вдохновлял его до конца дней. В 1980-е годы, в течение семи лет, он выступал по радио «Свобода» с воскресными религиозными беседами. Это была новая и радостная, хотя и иная по форме, возможность проповеди русским людям. Господь дал ему радость дожить до начала освобождения и возрождения Православной Церкви в России. Само собой напрашивается сравнение о.Георгия, как одного из выдающихся русских священников, которые после Второй Мировой войны приехали из Европы и до конца дней служили утверждению Православной Церкви в Америке, с теми миссионерами Русской Православной Церкви, которые начали свой путь миссионерского служения Православию на этом континенте ровно двести лет назад.
Отец Георгий не переставая свидетельствовал о Православии. Не поступаясь ничем в своей вере и верности Святой Церкви, он был открыт всем. Его огорчал взгляд на экуменизм как на угрозу Православию. Для него общение с инославными христианами всегда оставалось возможностью свидетельства о Православии. Он остро чувствовал и глубоко переживал безверие современного мира, а также незнакомство христиан Запада с Православной Церковью. Его готовность говорить о Церкви и вере, отвечать вопрошающим (1 Петра, 3,15) были его никогда не прекращающимся миссионерством.
Описать о.Георгия в храме, совершающим богослужение – лучше всего словами заамвонной молитвы на Литургии: «освяти любящих благолепие дома Твоего». Он не только постоянно заботился о порядке и убранстве храма, но во всех храмах, где он служил, остались, как память о его трудах, заказанные им прекрасные иконы. Одним из его неукоснительных правил была абсолютная пунктуальность: богослужение всегда начиналось точно в назначенное время, он говорил, что мы назначаем время Богу, а не себе. Был он строг к поведению в храме, требовал полной тишины, не терпел суетливости, во время богослужения все его движения и жесты были размеренны и точны. Он был прекрасный проповедник, в его речи чувствовалась высокая культура слова. В проповеди о.Георгий не допускал неясностей и повторений, был краток и точен, его проповеди запоминались. Богослужение любил, знал досконально и легко и радостно делился этими знаниями с прислужниками, чтецами и старостами. Эти качества точности и даже строгости в отношении порядка богослужения и порядка в храме удивительно счастливо сочетались в нем с любовью и открытостью к людям. Еще одним его талантом был дар общения. Широкую известность приобрела его статья о Пятидесятнице «Дар слышания». Он умел слушать и умел отвечать.
Источники: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.112; Вѣра и Жизнь,
1937, с.290; Из брошюры Ольги Раевской–Хьюз. Беркли, Калифорния; А.В.Гаврилин. Латвийские
православные священнослужители на Американском континенте. М., 2013, с.271–318.
1937, с.290; Из брошюры Ольги Раевской–Хьюз. Беркли, Калифорния; А.В.Гаврилин. Латвийские
православные священнослужители на Американском континенте. М., 2013, с.271–318.