Суббота, 23.11.2024, 03:22
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Поиск


 Псковская Миссия. Основное ядро. Кирилл Начис

Интернет-Портал «Россия в красках» - История России


Псаломщик Леонид Владимирович Начис,
архимандрит Кирилл (Начис)

Перейти к фотоальбому

Архимандрит Кирилл Начис Родился 9-го января 1920 года в Гриве (район Даугавпилса) в православной семье строителя Владимира Петровича и Надежды Даниловны Начисов.

Окончил основную русскую школу и в 1938 году – 2-ю Двинскую правительст­венную русскую гимназию, во время учебы в которой в 1938 году принял участие в съезде РСХД в Эстонии. Затем два года учился на православном отделении богословского факультета Латвийского университета, а после закрытия университета в 1940–1941 годах жил дома в Гриве и учительствовал в Салиенской школе Илукстского уезда.

С января 1942 года в составе Псковской Миссии служил псаломщиком в церквях Успенской села Выбор, Никольской села Владимирец, Иоанна Крестителя села Сигорицы, в селах Воронцово и Маршавицы Островского уезда, в церквях сел Турово, Гривино Новоржевского уезда, в Порховском Благовещенском и Псковском кафедральном Свято-Троицком соборах, в Лужской Свято-Ольгинской церкви, с осени 1943 года – в Порхово-градском приходе.

В феврале 1944 года вместе с другими миссионерами был эвакуирован в Ригу и в марте назначен псаломщиком к Лиепайскому Свято-Троицкому собору с обслуживанием военных беженцев в окрестностях Лиепаи. В августе временно назначался вторым псаломщиком к Рижской Михаило-Архангельской церкви, а в декабре угнан немцами в Германию и помещен в лагерь в Кёнигсберге (Калининград). В 1945 году в Кёнигсберге советскими властями был арестован, содержался в Кёнигсбергском лагере, затем – в тюрьме в гор.Тапиау (Восточная Пруссия), позднее – в Рязанском лагере (ст.Пехлец) и в Грозненском лагере, из которого был освобожден в апреле в 1946 года.

В феврале 1947 года Леонид Начис вернулся в Латвию и работал в Даугавпилсе и Риге на разных работах, а 13-го октября 1950 года в Риге за участие в работе Псковской Миссии был вновь арестован, осужден и приговорен к 10 годам лишения свободы в ИТЛ; наказание отбывал в Кирове (Вятка), затем – в Инте Коми АССР. 15 октября 1955 года освобожден, а 21 мая 1957 года реабилитирован. С 1956 года обучался в Ленинградской духовной семинари, затем – в духовной академии. В 1958 году рукоположен во диакона, в 1959 году – во священника. В 1960 году в Виленском (Вильнюс, Литва) Свято-Духовом монастыре пострижен в рясофор. В 1963 году Ленинградскую духовную академию окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии. В 1963–1965 годах преподавал в Ленинградских духовных академии и семинарии, позднее был назначен их духовником.

В 1965 пострижен в мантию с именем Кирилл. В 1976 году возведен в сан архимандрита и до 1989 года включительно служил настоятелем Покровской церкви в Егерской слободе под Ленинградом. В 1990 году стал духовником всей Ленинградской Митрополии и исповедовал ставленников перед хиротонией.

В 1994 году стал первым настоятелем возрожденной Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. В 1996 году по состоянию здоровья попросил освободить его от этой должности, но оставался духовником Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии и жил при академии. В последние годы жил при Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербургской епархии.

Подробнее: Архимандрит Кирилл (в миру - Леонид Владимирович Начис), духовник С.-Петербургской епархии, родился 9 января 1920 г. в Латвии, в г.Грива б.Курляндской губернии, пригороде Двинска (латышск. - Даугавпилс, Латгалия ), в семье строителя Владимира Петровича Начиса и супруги его Надежды Даниловны, рожденной Литвинской. Корни семьи Начисов уходят в Литву, где предки о. Кирилла по отцовской линии крестьянствовали в Жмудецкой волости Вилкомирского уезда Ковенской губернии. Предки по материнской линии были родом с хутора Плиекшаны Курляндской губ., родины латышского поэта Яна Райниса.

Семья Начисов была большой (отец, мать и четверо сыновей - Александр (1908), Петр (1910), Иаков (1912) и Леонид (1920) - самый младший) и очень церковной, трое его сыновей: Александр (1908 - 1941), Иаков (1912 - 1991) и Леонид (архим. Кирилл) избрали путь священства. Отец, Владимир Петрович, был членом церковного совета Гривской церкви, которую своими руками восстановил после пожара произошедшего во время польской оккупации края в 1920 г. На это место им был перенесен закрытый к тому времени храм летнего госпиталя, а так же построен церковный дом при храме. Под воздействием церковного уклада жизни в семье и под влиянием пастырей, служивших в Двинских храмах (архимандрит Кирилл помнит также совершавшееся в его раннем детстве архиерейское богослужение в их Гривском храме, совершавшееся архиепископом Рижским Иоанном (Поммером), будущим священномучеником (†1934)), происходило воцерковление отрока. Когда Леониду исполнилось шесть лет, началось его церковное служение: в праздник св. Георгия Победоносца он был приведен старшим братом в алтарь, подавал за богослужением священнику кадило и выносил свечу.

В годы учебы в Основной русской школе г.Гривы (б.учительской семинарии, позже - с 1933 - Правительственной школе) и Двинской правительственной русской гимназии (1933 - 1938) Леонид помогает своему родственнику свящ. Николаю Жунде и брату, служившему регентом и псаломщиком в военном храме Двинской крепости при совершении богослужений. Они, а также служившие и законоучительствовавшие в Двинске пастыри (прот. Иоанн Крампис, свящ.Августин Петерсон, впоследствии митрополит Рижский, прот. Савва Трубицын - настоятель Гривской церкви) оказали огромное духовное влияние на отрока.

Неоценимую роль в духовном формировании о. Кирилла сыграли также жившие в Двинске и приезжавшие сюда участники Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) и Русского Студенческого Православного Единения (РСПЕ), - русских эмигрантских христианских организаций, действовавших в Зарубежье, в том числе в Прибалтике, - среди которых было также немало пастырей. (Здесь следует упомянуть имена иеромонаха Иоанна (Шаховского), впоследствии архиеп. Сан-Францисского, рижского протоиерея Кирилла Зайца, Тамару Евгеньевну Дэзен из Печор († 1941), Ивана Аркадьевича Лаговского († 1941), проф. Б.П. Вышеславцева, Ф.Т. Пьянова, Бориса В. Плюханова, Константина Романовича Портнова, Антонину Емельяновну Ершову. «Это были выдающиеся люди по своим дарованиям, деятельности, образу жизни. Позже они были расстреляны, такая трагическая участь постигла многих участников РСХД.», - вспоминает архим. Кирилл. «Они не занимали высоких постов, были простыми, хорошими, настоящими людьми, каких, к сожалению, в мире бывает не так уж много. Их величие не в звании или должности, а в их высокой нравственной культуре, в богатой эрудиции, в подлинном человеколюбии и в патриотизме, в их духовности, к которой мы с таким опозданием взываем». (из воспоминаний Б. Плюханова). Среди молодежи Двинска в эти годы под влиянием Движения избрали путь церковного служения, кроме будущего архим. Кирилла (Начиса), Иван Антонович Харун, впоследствии архиеп. Сильвестр (1914-2000), Константин Иосифович Кравченок, Игорь Петрович Булгак, Мария Кравченок и другие двинцы.

Леонид Начис участвовал в собраниях и кружках Двинского отделения движения, действовавшего при Александро-Невском соборе, принимал участие в съезде РСХД в Эстонии (1938), проходившем в мест. Карэпере под Таллинном, где, по воспоминаниям архим. Кирилла, «каждый день совершались богослужения, читались доклады, которые живо обсуждались, мы вовлекались в дискуссии на темы религиозной жизни и современности. Все завершалось исповедью и причастием. Сколько новых знакомств, интересных людей, какое важное общение, через которое мы входили в церковную жизнь…». Широкая деятельность Движения была в Латвии свернута в 1934 г. в связи с изменением государственного строя, поэтому Леонид Начис застал лишь последние годы его существования в Латвии. В соседней Эстонии деятельность Движения продолжалась до 1940 года.

В 1938 г. Леонид Начис поступает в Латвийский университет, на православное отделение Богословского факультета, где учился до 1940 года. Русские студенты Латвийского университета были объединены в Общество Русских Студентов Латвийского университета (ОРСЛУ), православную организацию молодежи, вензель которой, сплетенный из перечисленных русских букв, читался и по-латыни: «Optima patrum cuique servando» - «Сохраним лучшее наших отцов». Учеба в университете была прервана в связи с закрытием факультета, произошедшего в связи с установлением в Латвии советской власти.

В 1940-1941 гг. Леонид учительствовал в Салиенской школе Иллукстского уезда (б.Курляндской губ.), неподалеку от Двинска, живя дома в Гриве. С началом войны и оккупации, когда школы в Латвии были закрыты, преподавал в течение полугода в одной из школ Белоруссии (с. Леонполь). В это время брат, прот. Иаков Начис, отправился из Латвии миссионером во Псков и служил на приходах Северо-Запада России. После встречи братьев в Латвии во время краткого приезда о. Иакова домой, Леонид отправляется вместе с братом в Россию, где служит при нем псаломщиком. Служение его во Псковской Православной миссии протекало в разных приходах Северо-Запада: в с.Выбор Новоржевского района, Псковском кафедральном Свято-Троицком соборе, Свято-Ольгинской церкви в Луге, с осени 1943 г. - в градском приходе Порхова. В эти годы большое духовное влияние на него оказывает крепкая вера простого русского народа, среди которого доводилось жить и служить, а также подвижническое служение пастырей, бывших его духовными наставниками: протоиерея Николая Жунды, брата - протоиерея Иакова Начиса, протопресвитера Кирилла Зайца, возглавлявшего Миссию, и других миссионеров. Возрождавшая духовную жизнь русского народа на оккупированной территории Псковская миссия, в значительной степени выйдя из-под контроля немецких властей, заняла свою, не подвластную немецкому командованию, позицию, противостоя ему. Самим фактом своего существования она противостояла и безбожию, большевизму, за что после войны многим миссионерам пришлось заплатить своей свободой и жизнью.

В феврале 1944 г. вместе с братом и другими латвийскими миссионерами Леонид был эвакуирован в Ригу, с марта 1944 г. служил псаломщиком в Свято-Троицком соборе в Либаве (Лиепае), где священствовал о. Иаков. В декабре 1944 г. Леонид Начис в числе многих жителей Латвии был вывезен из Курляндии в Германию, где помещен в лагерь в Кенингсберге.

После взятия города в апреле 1945 г. советской армией, для него и других жителей Прибалтики и России, находившихся в Кенингсберге, заключение в немецком лагере сменилось лагерем советским. Первоначально помещавшиеся в лагере на окраине города, в мае 1945 г. они были переведены в тюрьму г.Тапиау (Восточная Пруссия). Оттуда в вагонах-телятниках заключенных доставили в Рязанский лагерь на станции Пехлец, где они работали на строительстве газопровода Саратов-Москва.

В это время брат, прот.Иаков Начис был арестован, как и большинство миссионеров (протопресв.Кирилл Зайц, прот.Николай Жунда, мирянин Андрей Перминов, прот.Николай Шенрок, Георгий Радецкий и свящ.Ливерий Воронов), проходивших по «Псковскому делу». Трое первых получили по 20 лет и умерли в лагере. К осени 1945 г. заключенных перевели из Рязанского лагеря в Коломну, что под Москвой, в декабре перевезли в Грозненский лагерь. Освобождение произошло в апреле 1946 г., но домой долго не отпускали. В Латвию удалось вернуться только в феврале 1947 г. Здесь Леонид работал в Даугавпилсе на предприятии «Хлебострой», затем на судостроительной верфи в Риге.

10 октября 1950 г. в Риге последовал новый арест. «Задержанных» поместили в подвалах здания МГБ в Риге, долго подыскивая основание для ареста, вспомнили о Псковской миссии. По «делу» арестованных в 1950 г. проходили также диакон Владимир Ширшин, псаломщик Игорь Булгак и Сергей Шенрок, отказавшийся по требованию властей следить за митрополитом Вениамином (Федченковым). Осужденные по статье 58-10,11, 1мая 1951 г., арестованные в столыпинском вагоне были перевезены в Ленинград, где содержались в помещении бывшей женской пересыльной тюрьмы, откуда были переведены в Киров (Вятку), и далее - в Инту (Коми АССР). Здесь Леонид Начис пребывал в заключении с 1951 по 1955 гг. Позже (из-за того, что открылся факт пребывания в заключении в одной местности двух братьев, - прот.Иаков Начис также был в это время в лагерях Коми, в Инте), Леонид до окончания срока заключения был переведен на рудник Кажим.

После освобождения 15.10.1955 г. он приехал к брату прот. Иакову, который после своего освобождения священствовал в единственной действовавшей на территории Коми церкви в селе Кочпон, в окрестностях Сыктывкара. Пожив здесь, побывав на родине в Латвии, Леонид решает избрать путь священства. В 1956 г. он поступает в С.-Петербургскую Духовную семинарию, после реабилитации (1957) продолжает обучение в Духовных школах.

В 1958 г. посвящен во диакона, в 1959 г. рукоположен во священника, в 1960 г. пострижен в рясофор в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1963 г. иеромонах Кирилл оканчивает С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, которой был удостоен за курсовое сочинение по теме: «Русско-сербские церковные отношения в XVIII-XIX вв.» В 1963 - 1965 гг. - преподаватель церковной истории и древнееврейского языка в С.-Петербургских Духовных школах, автор ряда богословских статей.

В 1965 г. пострижен в мантию с именем Кирилл.

С 1965 по 1968 гг. служит настоятелем храма Воскресения Христова в с. Петрова Горка Лужского района, где несмотря на сопротивление властей, восстанавливает активную приходскую жизнь, реставрирует обветшавший храм. В последующие годы служит в ряде приходов С.-Петербургской епархии: церкви прав. Иова Многострадального на Волковом кладбище (С.-Петербург), Казанской церкви в пос.Сусанино, Гатчинском Павловском соборе, Спасо-Преображенском соборе Выборга.

С 1972 г. - архимандрит. Служение в 1960-1970-х гг. было особенно сложным в связи с тем, что власти не раз чинили пастырю препятствия с пропиской, а также то, что в эти годы по местам служения о. Кириллу пришлось путешествовать со своей матерью, Надеждой Даниловной, к этому времени совершенно потерявшей зрение. Долгое время, более десяти лет, архим. Кирилл прослужил в Мариенбургской церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине (1976-1988).

В 1988 г. «опальному» пастырю, в биографии которого было служение в Псковской миссии в годы войны, вновь было разрешено служить в С.-Петербурге. По благословению митрополита Алексия он назначается духовником епархии, служит в храме св. ап. Иоанна Богослова С.-Петербургских Духовных академии и семинарии. Он принимает исповеди ставленников, являясь духовником многих и многих пастырей и монашествующих С.-Петербургской епархии. В 1994 г. архимандрит Кирилл назначается митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Иоанном наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, первым после закрытия лавры в 1930-х гг. В 1994 - 1996 гг. он занимается возобновлением этой некогда одной из самых знаменитых и многолюдных русских обителей, активно участвует в восстановлении духовной и богослужебной жизни лавры. При духовном окормлении архим. Кирилла в 1990-х гг. и на рубеже века и тысячелетия происходило восстановление монашеской жизни во многих обителях С.-Петербурга и области.

Скончался архимандрит Кирилл (Начис) в ночь на 10-е марта 2008 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре, на 89-м году жизни, и похоронен на кладбище этого монастыря.




Еще источники: Санкт-Петербургский мартиролог / Под ред. прот. Владимира Сорокина. - СПб.: Миръ;
Об-во св. Василия Великого, 2002. С. 172; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.270; Свящ.Андрей Голиков.
Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии,
репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.175–176; Архимандрит Кирилл (Начис).
К 43 «Сохраним лучшее наших отцов» / Сост.О.Т.Ковалевская. – СПб.: Первоцвет.
2006.-208 с.; – Жизнеописание. Изд.2-е переработанное и дополненное.


Copyright MyCorp © 2024 
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа

Архив записей