Из книги «Кровью убеленные». Священник Андрей Голиков. Сергей Фомин. 1999 г.
Священник Николай Иосифович Жунда
Русский, родился 22 июля 1913 года в Илукстком уезде Каплавской волости, в усадьбе «Калнишки». Семья о.Николая принадлежала к глубоко верующим православным христианам. Отец из крестьян, но во время воинской службы достиг чина унтер-офицера. Имел награды за доблесть – два креста. Мать из крестьян, но тяготеющая к культуре и образованию, уже будучи замужем кончила курсы катехизации. Красавица, с чудным голосом. Вся семья была музыкальной, с прекрасным слухом и голосами: отец – бас, мать – сопрано, старший сын – баритон, младший – дискант и т.д.
В семье было пять детей. Все мальчики: Николай (старший), Александр, Виктор, Сергей и Иосиф. Два брата стали священниками. Николай за своё священство расплатился в Гулаге жизнью. Иосиф сейчас (изд.книги 1999 г., прим.О.Л.) служит в Даугавпилсе, хотя уже и за штатом по старости.
Церковная деятельность братьев началась, собственно, с «домашней церкви». Ибо семья жила по строгим церковным канонам, соблюдая все праздники, посты, вечернее и утреннее правило, устраивая домашние спевки перед посещением церкви. Церковь посещали и по субботам, и по воскресеньям. «Не помню случая, чтобы кто-нибудь по какому-нибудь поводу пропустил богослужение в церкви», - говорил отец Иосиф. Посещение церкви для свех было праздником! Все семеро стояли на клиросе.
Неудивительно, что мальчики захотели стать священниками. Первым, естественно, стал старший – Николай.
Как только в 1932 году Николай закончил гимназию, сразу поехал в Ригу поступать в семинарию, которую блестяще закончил. Был посвящён в сан 29 июля 1934 года архиепископом Иоанном (Поммером). (Это было последнее посвящение убиенного Владыки). И сразу получил назначение в Богоявленскую церковь в г.Салдусе.
В этом же, 1934, году случилось и другое очень важное и радостное событие в его короткой сорокалетней жизни. Именно в Салдусе было решено провести Международную Христианскую конференцию. Неделя встреч, замечательных общений. Сколько было услышано! Какое было пережито вдохновение! А главное, возникшее на всю жизнь убеждение в правильности выбранного пути.
От конференции осталась в семье книга, подаренная молодому священнику её участниками со множеством автографов. Реликвия. Память!
От Гулага – тоже есть память, но в чёрном цвете: два письма. До этих, однако, чёрно-памятных дат было служение ещё в двух церквах и большая, огромная любовь к жене Марии.
В 1936 году о.Николай Жунда, отслужив положенный по назначению срок, попросился в Даугавпилс, где жила семья, и получил назначение в гарнизонный собор в крепости, правый придел которого был отдан православной церкви и освящен в честь Пресвятой Троицы.
Прошло ещё два года. В 1938 году о.Николай назначается вторым священником Даугавпилсского собора Святых Бориса и Глеба, параллельно работает и в своей гарнизонной церкви, но уже в следующем году становится настоятелем собора.
Об отношении к служению о.Николая можно рассказать словами Надежды Александровны, прихожанки церкви в Илуксте, где после роспуска Миссии и возвращения в советскую Латвию служил о.Николай:
«Было у нас в то время два священника, - рассказывает Надежда Александровна, - о.Глеб Трубицын и о.Николай Жунда. Оба хорошие. Обоих любили прихожане. Но были они совершенно разные. Отец Глеб – оптимист: улыбчивый, жизнерадостный, о.Жунда был подвижник. Молитвенник. Ему бы стать монахом, а он женился. Дома, однако, почти не бывал, всё в церкви. Служил серьёзно, не нарушая ни одного правила. И улыбок от него не было. Но свет был!»
Очень серьёзно, с полной отдачей сил служил батюшка Николай в Борисоглебском соборе. Опять вместе с ним, в качестве умелого и расторопного помощника, был младший брат Иосиф, уже вполне готовый стать священником.
А в 1941 году, по образовании Внешней Православной Миссии, о.Николай Жунда получил приглашение на почётную, трудную работу секретаря Миссии, заместителем её руководителя о.Кирилла Зайца; позже он совмещал эту должность со службой в Псковском Кафедральном соборе и с должностью благочинного Псковской области.
1944 год. Приближался фронт. Немцы готовились к отступлению. Пришлось эвакуировать канцелярию Миссии. Вместе с канцелярией выехал в Литву, недолго работал там, тяжело заболел тифом, чуть не умер. Но едва встав на ноги, вернулся в родные края и сразу же приступил к своей священнической деятельности в Илуксте.
В начале июля 1944 года, как свидетельствует его брат о.Иосиф, там его посетил бывший регент из Ленинграда. Говорливый человек, который в разговоре, между прочим, стал уверять бывшего секретаря Миссии, что организация её была пустой затеей, никому не нужным делом. Естественно, возник спор, и наивный о.Николай с полным доверием к тов.Шишкину – так звали регента-чекиста, стал доказывать ему, что было сделано и как это сделанное было принято местным населением.
Шишкин уехал, а через несколько дней туда же в Илуктсе пришли другие чекисты, принесли якобы повестку в военкомат, велели ехать за собственный счёт, но в сопровождении человека, в г.Ригу. «Дело было после Литургии, - дополняет рассказ о.Иосифа Надежда Александровна, - батюшка Николай был в рясе, В ней и ушёл. Увели. Больше мы никогда его не видели».
Конец истории обычный, трагический. Следствие, обвинение по статье 58-1а. Суд. Приговор: двадцать лет ИТЛ. Этап в самый холодный и страшный Красноярский край, в дагеря Дудинки с их вечной мерзлотой и полярными сияниями... Он умер в г.Красноярске, в тюремной больнице, от туберкулёза, о чём любезно и сочувственно сообщил семье брата Иосифа тюремный врач. Он умер 25 июля 1953 года, то есть, пережив свой день рождения всего на три дня и не дожив три года до дня реабилитации. Умер в сорок лет, в самом расцвете жизни.
29 июля 1953 года в Лудзенском соборе, где уже был настоятелем его брат – ученик и верный последователь, был совершён парастас, а 30 июля – Литургия и отпевание покойного.
1961 год. На одном из кладбищ г.Даугавпилса появилась условная могила, устроенная и ухоженная руками любящего брата, с портретом страдальца и мученика Божиего отца Николая Жунды.
Вечная ему память!
(Из свидетельства о.Иосифа Жунды
и прихожан Илукстской церкви).