|
|
"Каждый путник идет в Храм, чтобы утвердиться в христианском звании, укрепиться в вере и благочестии, увидеть, насколько далеко отстоит от Бога его обветшавшее человеческое естество. Созреть в желании исправить свою погрязшую в суете душу. Прийти к покаянию, сложить бремя грехов в покаянии и стать причастником Св. Христовых Тайн, облагодатствованным и примиренным возвратиться в свой дом, внести дух обновления в свою семью..."
Архимандрит Кирилл (Из проповеди)
Архимандрит Кирилл (Начис).
СОХРАНИМ ЛУЧШЕЕ НАШИХ ОТЦОВ
Жизнеописание.
Санкт-Петербург. Первоцвет. 2006.
ББК 86 372
К 43
Архимандрит Кирилл (Начис)
К 43 «Сохраним лучшее наших отцов»/ Сост. О.Т.Ковалевская. - СПб.: Первоцвет. 2006. - 208 с.:, 100 фтг. - Жизнеописание. Изд. 2-е переработанное и дополненное.
Современный священник. Кто он? В наше время Церковь может открыто осуществлять свое служение. Ею были пережиты трагические десятилетия гонений. Несмотря на жесточайшие, невиданные в истории Церкви репрессии, не пресеклась ее жизнь. Годы богоборчества не выжгли из памяти народа веру и любовь к Богу. Поколение новомучеников и исповедников Российских приняло на себя все главные удары безбожных времен. Живущий среди нас Духовник Санкт-Петербургской Епархии, первый наместник возрожденной после долгих лет запустения Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Архимандрит Кирилл (Начис) является представителем этого поколения. В его книге — время, люди, события — наша история и современность.
ISBN 5-87507-269-5
* Текст, Архимандрит Кирилл (Начис), 2006
* Редактор-составитель О. Т. Ковалевская, 2006
* Оригинал-макет, оформление Д. К. Ковалевский, 2006
Книга посвящена Архимандриту Кириллу (Начису), кандидату богословия, Духовнику Санкт-Петербургской Епархии, первому наместнику возрожденной после долгих лет запустения Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Он принадлежит к поколению Аристократов духа, исповедников и новомучеников Российских, принявших на себя все главные удары безбожных времен. В юности, учась в Латвийском Университете, Леонид Начис дал обет, который звучит как присяга на верность - «Сохраним лучшее наших отцов!». Это значит: сохраним веру, сохраним и другим поколениям передадим изученный опыт святых отцов Церкви, знание истории Отечества, понимание цены и важности культуры Человечества. Архимандрит Кирилл - связующее звено между поколением «отцов», которых стали истреблять сразу после октябрьского переворота, и поколением, выросшим на выжженной богоборцами почве, долгие годы, как в шорах, смотревшим только в ту сторону, которую для их кругозора определила безбожная власть.
Он видел Иоанна Поммера, ныне причисленного к лику святых, которого на служение в Латвийскую церковь определил патриарх Тихон, он воспитывался в отрочестве деятелями Русского Студенческого Христианского Движения, его наставниками были школьные учителя и священники, принявшие за свое служение Церкви Христовой мученический венец, прошедшие через горнило испытаний ГУЛАГа. Он еще в Псковской Миссии был знаком с семьей Гарклавсов, молился в войну у Тихвинской иконы Божией Матери во Пскове, перед тем, как Святыня покинула пределы отечественных храмов. И вместе со всем народом вновь встретил Владычицу, нашу Небесную Покровительницу и хранителя иконы Сергея Гарклавса при возвращении Иконы Домой. Он окормлял духовных чад святого праведного Иоанна Кронштадского, которые именно его выбирали в духовные отцы.
Во время войны был угнан в Германию немцами; затем его арестовал СМЕРШ, долгое время «проверяя» на разных стройках страны - не шпион ли он иностранного государства. В ГУЛАГе ему пришлось отбыть годы. КГБ после освобождения несколько лет донимал слежкой, предложениями сотрудничать. Он как кремень невольно проверяет «на прочность» обстоятельства, события, людей, окружающих его. И, так, в невольном сопоставлении с судьбой и личностью этого необычайного священника проясняются обстоятельства, события, характеры, каждый отдельный человек, с которым сталкивает его жизнь и Божий промысел. Даже в немощи он делает очевидным сущность и мотивы поведения тех, кто решил быть в эти дни болезни около.
И тогда становится очевидным, где «медь звенящая или кимвал бряцающий», хотя будто и говорят «языками ангельскими» и «горы переставляют», но какая польза в том без любви!
И тогда еще яснее осознается редкий дар Любви, которым он одаривает своих чад.
Он не пророчествует, не обличает, не считает себя видным деятелем или Старцем. Всегда старался избегать шумных торжеств. Он очень скромен и смиренен. И ярким пламенем горит в его сердце Любовь. Та самая, о которой сказал апостол Павел, которая не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего. Которая никогда не перестает. Духовная дочь батюшки - писатель Лидия Сергеевна Запарина перед кончиной сказала автору этих строк: «Мне почти девяносто, я давно не выхожу за пределы своей квартиры, не пишу писем - не вижу, давно не слышала батюшкиного голоса, не получала от него писем, но я живо и горячо ощущаю его любовь, она поддерживает меня и согревает, хотя живу так далеко от него в другом городе». Этот дар Любви не смог загасить ГУЛАГ, пережитые испытания и жизненные тяготы. Что этой Любви расстояния, колючая проволока, разлука!? Она согревает всех, приходящих к нему, всех, кто соединен с ним молитвой, общими воспоминаниями и надеждой. Согревает и наделяет Благодатью.
Как бы тяжело ни складывалась его жизнь, никогда обстоятельства не могли заставить его поступить против совести. Смиренный, он может возвысить свой голос, нарушая все субординации, если ему мешают выполнять заповеди Христовы. Подневольный заключенный ГУЛАГа, он наотрез отказывается строить тюрьму - «не убий!» Будучи зависимым от тюремщиков, не позволяет им воровать, и еще выставляет на показ их холуйство и жадность - «не укради!». Находясь во власти церковных уполномоченных, чьи распоряжения равносильны были приказу, он никогда не подчинялся их указаниям, - кого-то уволить или дать на кого-то нужные «товарищам» сведения - «не лжесвидетельствуй!». Меняя приход за приходом, по какому-то не ведомо кем составленному плану, он не мог должным образом организовать уход за больной, престарелой незрячей матерью и тогда, невзирая на лица, он пишет твердо и требовательно: «Прошу позволить мне выполнять пятую заповедь!» И его переводят служить в храм недалеко от дома - наконец имеет возможность досмотреть за немощной матерью, выполняя заповеданное Спасителем - «почитай отца и мать!».
У него множество духовных чад. Это люди, которым он помог по жизни обрести Путь к Храму, прихожане всех возрожденных им к духовной жизни приходов. Простые верующие люди, и художники, студенты, скульпторы, музыканты, деятели культуры, педагоги, журналисты, врачи... Все те, кто стремится в своей деятельности привнести, одухотворить, оцерковить ту маленькую часть «своей планеты», где судил действовать им Господь. И они действуют во славу Божию и идут по жизни с Батюшкиным благословением - «достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных!».
Составитель
Составитель благодарит Юлию Николаевну Архипову, члена Союза художников, Марину Ивановну Бенину, Татьяну Николаевну Варванину, Бориса Гесселя (Париж), Александра Дмитриевича Калякина, Ирину Георгиевну Коровай, члена Союза художников (Москва); Валентину Петровну Иванову, Маргариту Константиновну Ковалеву, Андрея Васильевича Панова, Владимира Викторовича Пагольского; племянника архимандрита Кирилла, Дмитрия Александровича Начиса (Рига), за оказанную помощь при подготовке ряда материалов к печати.
Архимандрит Кирилл (Начис). Сохраним лучшее наших отцов. Жизнеописание.
В книге использованы фотографии из архива Архимандрита Кирилла.
Редактор-составитель О.Т.Ковалевская
Корректоры: Н.Ю.Жуланова, В.Л.Нимбуев
Оригинал-макет, оформление Д.К.Ковалевский
Книга размещена с разрешения редактора-составителя Ольги Тимофеевны Ковалевской.