С 16 июня (3 июня ст.ст.) в 2025 году по 11 июля (28 июня ст.ст.) – ПЕТРОВ ПОСТ
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:
«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 12 июля/29 июня, и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Петров, или Апостольский, пост менее строг, чем Великий. Во все дни этого поста, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло. Рыбу разрешается вкушать по субботам и воскресеньям. Для мирян правила менее строгие – рыба разрешается во все дни, кроме среды и пятницы, постное масло можно употреблять в течение всего поста.
«Подобает ведати: яко в пост святых апостол... во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа, и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели, ядим рыбы. Аще случится святый во вторник, или в четверток имеяй славословие, ядим рыбу: Аще в понедельник, подобне. Аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию: ядим же единою днем. Аще ли святый имеяй бдение, в среду, или пяток, разрешаем на елей и вино и рыбу. Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне» (Типикон. Глава 33. О разрешении всего лета).
В самый праздник свв.первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля/29 июня – разрешение поста.
Слово о посте преподобного Ефрема Сирина
Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное.
Пост – колесница, возносящая на небо.
Пост рождает пророков, умудряет законодателей.
Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу.
Пост – оружие доблестных, училище подвижников.
Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия.
Пост – доблесть во бранях.
Пост угашал силу огненную.
Пост заграждал уста львов.
Пост возводит молитву на небо.
Пост – матерь здравия.
Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам.
У постящихся тело честно и душа драгоценна.
Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.
Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно.
Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго.
Пост – благоустройство города, благочиние торжища.
Пост – мир в домах.
Пост – попечитель и предохранение девства.
Пост – путь к покаянию.
Пост – виновник слез.
Пост не любит мира, ни того, что в мире.
Посему не будем унывать, постясь; потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся.
Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя по видимому молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку.
Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.
Господу слава и держава во веки веков! Аминь. |