Среда, 23.05.2018, 23:26
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Латвия [33]
Архимандрит Кирилл (Начис) [5]
Протоиерей Георгий Тайлов [1]
Протоиерей Кирилл Зайц [3]
Поиск
 Каталог статей
Главная » Статьи » Православие. Личности. ХХ-XXI вв. » Архимандрит Кирилл (Начис)

Газета «Православный Санкт-Петербург» № 1(92), 2000 г.
ИСПОВЕДНИК
Званый гость
Давно нам хотелось встретиться с архимандритом Кириллом (Начисом). Но не пускало чувство огромной духов­ной дистанции — ведь батюшка един­ственный из ныне здравствующих в на­шей епархии исповедник Христов, про­шедший сталинские лагеря. Кроме того, несет он, несмотря на свой преклон­ный возраст, тяжелейшее послушание духовника всей Санкт-Петербургской епархии и ее Духовных школ. Не хоте­лось безпокоить старца своей надоед­ливостью.
 
Но когда стали появляться публика­ции об архимандрите Кирилле в раз­личных изданиях, мы поняли: можно и нужно нам обратиться к батюшке.
 
И вот мы в стенах Духовной Акаде­мии, где не только служит, но и живет отец Кирилл. Сразу же поразила про­стота и доступность старца, и великая скромность, которая, увы, уже не свой­ственна людям молодого поколения. Мелкая деталь, но так много говорящая о человеке: когда мы шли с о.Кириллом по длинным академическим коридорам, минуя множество дверей, батюшка все время старался пропустить меня впе­ред, хотя я все время возражала и сму­щалась этим. А когда уходила, батюш­ка сам проводил до самой двери, со­провождая многими благопожеланиями. Что греха таить — не часто встречаешь­ся с таким старинным благородством в нашей православной среде.
 
Отец Кирилл поначалу не хотел о себе рассказывать, согласился только ответить на вопросы. Но потом в не­спешной беседе мы узнали важнейшие моменты из жизни батюшки.
 
Родился в 1920 году в Латвии, в г.Даугавпилсе. Кончил там гимназию и два года проучился на богословском фа­культете Латвийского университета. После закрытия университета в 1940 году поступил учителем в одну из рус­ских школ Латвии. С января 1942 года служил псаломщиком в селе Выбор, потом в Псковском кафедральном со­боре, а позднее в церкви св.Ольги в г.Луге у брата священника Иакова. С осени 1943 года служил на приходе в г.Порхове. В феврале 1944 года был эвакуирован в Ригу, стал служить пса­ломщиком в Свято-Троицком соборе в г.Лиепае.
 
В декабре 1944 года был угнан в Гер­манию, в Кенигсберг. В 1945 году, пос­ле того, как город был завоеван совет­скими войсками, последовал арест, потом лагеря – Рязани и в Грозном. В конце 1946 года наступил короткий свободный период – до очередного ареста. 13 октября 1950 года о.Кирилл был арестован МГБ и обвинен в учас­тии в Псковской миссии. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых работ. Эти «анкетные данные» отец Кирилл диктовал мне из книги «Кровью убелен­ные. Мученики и исповедники северо-запада России и Прибалтики. Мартиролог», М: Палом­ник, 1999. А когда мы дошли до фра­зы о лагере, он вдруг сказал: «Хотите, я вам покажу мои награды?»
 
И вынес малую коробочку. Из нее он вынул свои нагрудные номера, которые были нашиты на его фуфайку «В-1758». Рука невольно сотворила крест­ное знамение, как перед святыней, и я приложилась к этой частице человечес­кого страдания.
 
Отец Кирилл пояснил: «В Интлаге было два отделения. Я был в особом: там у человека не было имени, только номер, мы работали по 10 часов в день, имели право получать только два пись­ма в год, свидания были запрещены, работали мы и жили за высоким забо­ром с колючей проволокой». Батюшка показал мне свое лагерное удостове­рение, которое он получил в 1955 году, когда было дано разрешение выходить за территорию лагеря, и он начал ра­ботать на стройке в городе. В этом же году, незадолго до освобождения, хотя Сталин уже лежал в мавзолее, о.Ки­риллу грозил очередной срок. Ему предложили перейти на стройку бара­ков на территории лагеря, но он отка­зался, ему угрожали, он отказался опять.
 
В этот последний год своей лагер­ной жизни отец Кирилл познакомился с будущим отцом Димитрием Дудко.
 
15 октября 1955 года о.Кирилл был освобожден из лагеря, а в мае 1957 года реабилитирован.
 
В 1960 году о.Кирилл был пострижен в рясофор. Окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кан­дидата богословия. В 1965 году пост­рижен в мантию и рукоположен. После этого начались обычные для священ­ства мытарства — перевод с прихода на приход, всего 8 приходов за 15 лет сменил батюшка. На первом приходе — это было в деревне Петрова Горка под Лугой — староста сказала ему: «Оклад вам — 100 рублей, из них 25 — налог государству. Если денег будет не хватать, можете подшивать вален­ки колхозникам, попросите разреше­ния у председателя». Ему довелось служить после лужской деревни в Сусанино, Гатчине, на Волховом кладби­ще, в Выборге, Мариенбурге, Духовных школах Санкт-Петербурга. В 1976 году о.Кирилл был возведен в сан архиман­дрита. С 1988 года на него возложено послушиние духовника СПб Духовных школ, позднее духовника епархии. С 25 ноября 1994 года по 11 марта 1996 года архимандрит Кирилл исполнял послушание наместника Александро-Невской лавры.
 
За долголетнее и безупречное слу­жение архимандрит Кирилл награжден орденом блгв.кн.Даниила 2 степени и орденом прп.Сергия Радонежского 3 степени, почетными грамотами. Надеемся, что наступит время, и будут собраны об отце Кирилле более пространные сведения: каждая деталь воспоминаний о том суровом и святом времени, которое одолели наши пред­ки, драгоценна. Отец Кирилл, несом­ненно, один из тех, чье имя уже вписа­но на страницы истории русской Правословной церкви в XX веке.
 
† † †
 
- Ваше послушание — духовник Епархии. Расскажите, пожалуйста, что это означает.
 
Архимандрит Кирилл (Начис)- На мне лежит обязанность испо­ведовать учащихся Духовных школ, свя­щеннослужителей епархии, ставленни­ков перед хиротонией. Перед рукопо­ложением в каждый сан проводится «ге­неральная исповедь», ставленник по­лучает справку, которая подшивается в его личное дело вместе с подписан­ной священнослужителем Присягой. В Присяге он обязуется быть верным в подчинении духовной власти (власти Патриарха, Митрополита, Епископа) и канонам Церкви, изложенным в «Книге правил». В епархии ставленники сда­ют экзамен - проходят собеседование.
 
- Как часто обязаны исповедовать­ся священнослужители?
 
- Если совесть священнослужителя не отягощают никакие тяжкие грехи, он может служить и без исповеди. Су­ществует старая традиция: обязатель­но исповедоваться раз в год. Но есть священнослужители, которые испове­дуются у меня каждую неделю. Есть те, которые у меня вообще не испове­дуются, потому что у них есть свои ду­ховники. В Духовных школах существу­ет такая традиция: все учащиеся ис­поведуются на первой неделе Вели­кого поста и на Страстной седмице. Я провожу исповедь также накануне каж­дого воскресного и праздничного дня. Послушание духовника не ограничено временем, я принимаю людей всегда, когда есть такая возможность. И не только на исповедь, но и для ду­ховной беседы.
 
- Не бывает ли так, что люди часто путают беседу с исповедью?
 
- Да, бывает, конечно. Об этом хоро­шо сказано у священника Александра Ельчанинова: «Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Духов­ная беседа может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассе­ять, расхолодить исповедующегося, вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь — не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление ду­ховника о себе».
 
- Чем отличается последование ис­поведи священнослужителя от испо­веди мирянина?
 
- Многие молодые батюшки, даже кон­чившие Духовную Акдемию, не знают некоторых моментов пастырской прак­тики. Существует специальное изда­ние, в котором изложены те вопросы, которые задают священнику на испо­веди. Ныне это — библиографическая редкость: книга о.Григория Дьяченко «Вопросы на исповеди взрослых хрис­тиан».
 
Нам удалось добыть эту книгу. Приво­дим список основных вопросов на ис­поведи священников:
 
- Всегда ли имеешь в твоих желани­ях данную тобою пред Богом присягу при вступлении в сан священника?
- Не отказывал ли находящимся в смертной опасности — в исповеди, при­частии или крещении?
- Не разрешил ли на исповеди и не допустил ли до причастия св.Таин тех, которые оказались неверующими, упор­ными и нераскаянными грешниками?
- Не обличал ли в проповедях грехи чьи-либо так, что можно узнать в них лицо, о котором говорил?
- Не оставлял ли ты, по небрежению, в воскресные и праздничные дни при­хожан без поучения в храме?
- Занимаешься ли чтением Св.Писа­ния и книг св.отцов?
- Не вводил ли в богослужение ка­ких-либо произвольных изменений?
- Не распространял ли строго не проверенных чудес? - Не любишь ли следовать в твоей жизни моде и пустым обычаям мирс­ким?
- Не совершал ли Таинства, особен­но литургии, по содеянии греха смертнаго и не раскаясь в нем?
- Не подавал ли в чем-либо соблаз­на прихожанам?
 
Есть еще машинописная книга покойного отца Ростислава Лозинского «Мост в Вечность». В ней приводится 20 вариан­тов общей исповеди. Вообще, всевозможных книжек-рекомендаций о том, как правильно исповедоваться, сейчас из­дано и переиздано немало. Но углуб­ляться в их изучение мирянам не так уж полезно.
 
- Какие епитимьи накладываются на священнослужителей и за что?
 
- Самое страшное наказание — из­вержение из сана, следующее — зап­рещение в служении. Иногда раньше времени отправляют за штат. «Правила об епитимье» тоже изложены в книге священника Григория Дьяченко, которая, надо сказать, составлена на основе Предания, первоисточник ее — «Номоканон», собрание канонов Церкви, т.е. правил святых апостолов, св.Василия Великого и Святых Соборов.
 
Приведем опять отрывок из «Вопро­сов на исповеди»: «Епитимья, состоя­щая в отлучении от причастия св.Таин, назначается за грехи явные, такие, как: убийство, прелюбодейство, еретиче­ство и увлечение в раскол. Для свя­щенников — второбрачие, пьянство, непослушание духовной власти. Ука­зание срока, на который должны быть отлучаемы кающиеся, не имеет обяза­тельного значения, должно определять­ся индивидуально».
 
На священнослужителей налагает епитимью архиерей. Если человек ис­кренне раскаивается, то срок епити­мьи сокращается до минимума.
 
Мне приходилось бывать в западных епархиях. Там соблюдают католическую традицию: каждому, кто приходит на исповедь, дается епитимья. За этим стоит католическое учение о «сатисфакции Богу» — юридическое учение о том, что мы должны Богу заплатить ка­ким-то действием за наши грехи. У нас такого нет, епитимьи хотя и использу­ются как воспитательное средство, но не так уж часто.
 
- Может ли внести свою лепту в дело духовного просвещения право­славная газета, которую делают миряне?
 
- Да, конечно. Если редактор строго придерживается церковной традиции, живет активной приходской жизнью, не только поучает, но учится сам. И слу­шается духовника.
 
Людмила ИЛЬЮНИНА
 
† † †
 
9 января 2000 года исполнилось 80 лет старейшему клирику и духовнику Санкт-Петербургской епархии — архи­мандриту Кириллу (Начису). Духов­ные дети — те, кого согревает он сво­ей любовью, советом, состраданием и молитвой, — поздравляют его и жела­ют ему благоденствия на многие лета.
 
Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» сердечно присоединяется к этому поздравлению.

Категория: Архимандрит Кирилл (Начис) | Добавил: Феодоровна (01.10.2010)
Просмотров: 1028 | Теги: Кирилл Начис
Copyright MyCorp © 2018
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа