|
|
Каталог статей |
|
«К» стр.6 (алфавитный раздел)
Коляденко Иоанн Лаврентьевич, протоиерей Родился 25-го мая 1873 года в селе Котово Саратовской губернии. В 1902 году окончил церковную школу в Житомире и с 12 марта 1903 года служил псаломщиком в Заславской церкви Волынской губернии. Был рукоположен во диакона и 9 июля 1904 года определен к Свято-Троицкой церкви села Дермано Дубенского округа. 19 февраля 1909 года был перемещен к церкви 3-го стрелкового полка Лейбгвардии Петрограда, а в феврале 1914 года – к Петроградской Синодальной Митрофановской церкви. В 1921 году окончил Петроградские пастырско-богословские курсы. В 1924 году рукоположен во священника к той же Митрофановской церкви. 27 января 1927 года был перемещен к Петроградской Владимирской церкви, 28 июля 1932 года – к Лаврской Александро-Невской церкви, 3 апреля 1937 года – к Царско-Сельской (город Пушкин) Екатерининской церкви, а 24 марта 1938 года – к Пушкинской Знаменской церкви. В 1941 году был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора Николая Чудотворца в Павловске и служил в соборе вплоть его закрытия в конце 1943 года, а с 15 декабря 1943 года и вплоть до своей кончины служил в Угаленской Свято-Сергиевской церкви. Скончался протоиерей Иоанн Лаврентьевич Коляденко 14-го сентября 1944 года, на 72-м году жизни. Похоронен на православном кладбище в Угале.
Источник: ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.204; http://necrotula.ru/; Личный архив.
Комаров Илья Калинович, дьячок С октября 1808 года Илья Калинович Комаров служил дьячком в Рижской Петро-Павловской соборной церкви, а в апреле 1809 года был перемещен к Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви, служил в которой до сентября 1810 года включительно. Был венчан с православной девицей Агрипиной Петровной.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Комаров Мефодий Фомич, священник Родился в 1871 году в семье псаломщика Ильинской церкви села Тиотче Лепельского уезда Фомы Комарова. В 1883 году окончил курс в Полоцком духовном училище по первому разряду, в 1889 году – курс в Витебской духовной семинарии по первому разряду и с октября того же года до марта 1892 года включительно служил псаломщиком в Придруйской (Пиедруя) Николаевской церкви Дриссенского уезда. Позднее был рукоположен во священника и на 1900 год служил в Евфросиниевской церкви села Соколище Дриссенского уезда, а на 1909 год – в приходе села Аннинское Себежского уезда.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Комаровский Геннадий Александрович, протоиерей Родился 26-го августа 1897 года в семье псковского чиновника. В 1916 году окончил Боровичское реальное училище Новгородской губернии, в 1917–1921 годах обучался в Петроградском электротехническом институте. Одновременно с 1918 года в работал учителем в средней школе. В сентябре 1921 года приехал в Латвию. 5-го мая 1924 года архиепископом Рижским и всея Латвии Иоанном (Поммером) рукоположен во диакона к Боровской (Силене) Богородице-Рождественской церкви и 12-го октября – во священника к этой церкви, а 1 июня 1938 года назначен ее настоятелем. Одновременно с 1926 года и до января 1929 года заведовал Хрщевским (Курцумс) Покровским приходом и преподавал Закон Божий в местных Боровских-Силенских школах. 18 сентября 1925 года награжден набедренником, 29 сентября 1927 года – скуфьею, 29 апреля 1932 года – камилавкою, 20 августа 1934 года – золотым наперсным крестом, а 13-го мая 1941 года был возведен в сан протоиерея. С 25 сентября 1943 года дополнительно обслуживал Фабиановский (Янюциемс) Георгиевский приход, а 22 мая 1944 года, распоряжением епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), перемещен к Яунскудренской Свято-Троицкой церкви. В 1944 году органами НКВД протоиерей Геннадий Александрович Комаровский был арестован по делу Псковской миссии. Из заключения не вернулся, и сведений о дальнейшей его судьбе нет.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1929, №1, с.15; 1938, с.185; ЛГИА, ф.1632, оп.1, д.10325; ф.7469, оп.1, д.341, л.293; оп.2, д.208; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.161–163; Dzīvības Vārds, 1943, №1, с.9; 1944, №5(8), с.9; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.143.
Конашенок Александр, псаломщик В 1904 году окончил курс в Юрьевской (Тарту) учительской семинарии и с 16 июля того же года служил псаломщиком в Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви. 25 января 1905 года был перемещен к Фабиановской (Янюциемс) Георгиевской церкви, а 11 октября того же года от службы по епархиальному ведомству был уволен за поступлением на учительскую службу. />
Источник: РЕВ, 1904, с.536; 1905, с.54; 901.
Конашенок Иван, псаломщик В 1906 году окончил курс в Юрьевской (Тарту) учительской семинарии и с 4 сентября 1906 года до 27 ноября 1907 года служил псаломщиком в Коплауской (Каплава) Покровской церкви, после чего от службы по Рижскому епархиальному ведомству был уволен за перемещением на службу по Министерству народного просвещения.
Источник: РЕВ, 1906, с.703; 1908, с.45.
Конашенок Савелий Фомич, псаломщик Родился в семье крестьян местечка Скрудалина (Скрудалиена) Иллукстского (Илуксте) уезда. С июля 1854 года служил причетником в Скрудалинской Покровской церкви. В июле 1864 года был перемещен пономарем к Солонайской (Салиена, Тартак) Кресто-Воздвиженской церкви Иллукстского уезда, а в сентябре 1865 года – причетником к той же Скрудалинской Покровской церкви, служил в которой по меньшей мере до 1872 года включительно. Позднее и по меньшей мере в 1905–1906 годах Савелий Фомич Конашенок служил псаломщиком в Гринвальдской (в 7 верстах или 7,42 км от Иллуксте) Николаевской церкви. Был венчан с православной девицей Марией Осиповной.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Конашенок Фома Николаевич, псаломщик Родился в 1836 году в семье крестьян Иллукстского (Илуксте) уезда Курляндской губернии. Три года обучался в Иллукстском монастырском училище. С 1853 года служил причетником в Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Иллукстского уезда, а в июле 1861 года перемещен дьячком к Фабиановской (Янюциемс) Свято-Георгиевской церкви того же уезда. В феврале 1867 года был перемещен пономарем к Солонайской (Салиена, Тартак) Кресто-Воздвиженской (с сентября 1895 года – Иоанно-Предтеченской) церкви Иллукстского уезда, в январе 1874 года назначен причетником, в октябре 1885 года – псаломщиком и прослужил в этой Солонайской церкви беспрерывно более 42-х лет. 24 июня 1903 года, в день храмового праздника Солонайской церкви, торжественно праздновался 50-летний юбилей служения Церкви Божией уважаемого и любимого приходом псаломщика Фомы Николаевича Конашенка. Беспорочное 50-летнее служение псаломщика Фомы Конашенка при церквах Скрудалинской, Фабиановской и Солонайской не могло не обратить на себя внимание всех знавших его как человека и, в частности, как псаломщика, а потому и в чествовании юбиляра приняло участие не только все духовенство Зельбургского (Селпилс) благочиния, но и прихожане Солонайской церкви. 50-летие службы псаломщика Фомы Николаевича завершилось собственно в январе 1903 года, тогда же чрез местный причт и почтен он был поднесением ему скромного подарка – иконы св.Апостола Фомы – от лица Зельбургского духовенства, товарищей по службе и его почитателей. Празднество же было перенесено на день местного храмового праздника 24-го июня. Исправляющий должность Зельбургского благочинного священник Павел Тычинин в слове, обращенном к народу, отметил, что 50 лет тому назад, совсем еще молодым юношей юбиляр вступил в свое псаломщическое служение. За выполнение обязанностей в 1888 году удостоился получить Архипастырское одобрение. В начале 1903 года ему была поднесена св.Икона от его почитателей, товарищей по службе и духовенства благочиния. Теперь благословением Преосвященного ему дано право облачаться при богослужениях в стихарь – церковное одеяние, присвоенное диаконам и полноправным псаломщикам. 21-го февраля 1904 года за 50-летнюю службу Фома Николаевич Конашенок был Высочайше пожалован золотой медалью с надписью «За усердие», для ношения на шее на Аннинской ленте, а 1-го июля 1909 года, по личному прошению, уволен за штат.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1903, с.757–764; 1904, с.242; 1909, с.430; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.180; 185.
Кондратов Илья Корнилиевич, дьячок Родился 19-го июля 1787 года в семье дьячка Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви Корнилия Кондратова и в тот же день был крещен в этой церкви. В 1801–1803 годах в этой же Благовещенской церкви служил дьячком.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Кондратов Корнилий, дьячок Родился в 1735 году в семье мещан. С января 1757 года и до декабря 1759 года включительно служил пономарем в Рижской Алексиевской церкви. 16-го августа 1759 года в Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви был венчан с дочерью к тому времени умершего диакона Санкт-Петербургской Николаевской церкви Алексия Алексеева 21-летней девицей Марфой Алексеевной (†20.03.1811). В 1760 году от Алексиевской церкви перемещен дьячком к Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви, служил в которой до конца 1804 года, а с 1805 года более не служил и до кончины состоял за штатом упомянутой Благовещенской церкви. Скончался Корнилий Кондратов с покаянием 15-го ноября 1806 года, на 72-м году жизни. Отпевание почившего в Рижской Благовещенской церкви совершил священник этой церкви Лука Горностаев при диаконе Иакове Иванове и дьячке Семене Новоржевском.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.1,2,3,4.
Кондратович Нил Савватиевич, священник Родился в 1850 году в семье церковнослужителя (позднее – священника) Савватия Кондратовича. На епархиальной службе состоял с 1868 года. С 1877 года служил псаломщиком в Динабургском (Даугавпилс) Александро-Невском соборе. В ноябре 1890 года перемещен к Ляудерской Николаевской церкви Люцинского (Лудза) уезда. Венчался с православной девицей Надеждой Венедиктовной. В ноябре 1900 года был рукоположен во диакона и служил в Ляудерской церкви до июня 1906 года включительно. Позднее был рукоположен во священника. По меньшей мере в 1909–1912 годах служил настоятелем церкви в селе Старое Лядно Лепельского уезда Витебской губернии.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.30–31; Памятная книжка Витебской губернии на 1912 год, с.151 [327]; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Кондратьев Гавриил Максимович, псаломщик С июня 1903 года и до января 1904 года включительно Гавриил Максимович Кондратьев служил псаломщиком в Граверской Двинского (Даугавпилс) уезда Михаило-Архангельской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Кондратьев Иван, дьячок В 1828–1832 годах Иван Кондратьев, служивший дьячком в Николаевской церкви Староовсищского погоста Островского уезда Псковской губернии, одновременно участвовал в требах, совершаемых в Верхнеовсищской (Аугшиене) Вознесенской церкви того же уезда.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Кондратьев Петр Васильевич, диакон Родился в 1876 году. Окончил Фридрихсгофскую народную школу. С 1899 года состоял учителем пения в детском приюте при Двинской (Даугавпилс) крепости и регентом крепостного соборного хора. Затем был принят на службу по военно-духовному ведомству и с 1902 года служил псаломщиком в Двинском Свято-Троицком военно-крепостном соборе. В 1905 году Петр Васильевич Кондратьев был рукоположен во диакона к Скорбященской церкви Двинского военного госпиталя, а в 1908 году перемещен к уже упомянутому Двинскому военно-крепостному собору, служил в котором по меньшей мере до 1912 года включительно. Одновременно состоял учителем пения в Двинской частной женской гимназии П.К.Броерской.
Источник: Список священно-церковно-служителей ведомства ВМД, 1909, с.21–22; Памятная книжка Витебской губернии на 1912 год, с.117–118 [293–294].
Кондрашов Иоанн Афанасьевич, протоиерей Родился 27-го декабря 1918 года в семье русских крестьян Бригской волости Лудзенского уезда. В 1933 году окончил основную 6-классную школу и работал у отца в хозяйстве. 1 ноября 1938 года назначен исполняющим должность псаломщика к Бродайжской Иоанно-Предтеченской церкви, а 9 сентября 1939 года перемещен псаломщиком к Ледургской Иоанно-Предтеченской церкви. 18 ноября 1939 года поступил и в 1940 году окончил Рижский богословский институт. В 1941 году венчался с Тамарой Петровной Пурвинь, 30-го ноября того же года Экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) рукоположен во диакона, принял участие в деятельности Псковской миссии в регионах России и с марта до 24 декабря 1942 года служил в Псковском Троицком соборе, а с 21 января 1943 года и до 30 апреля 1944 года состоял воспитанником пастырско-богословских курсов в Вильнюсе. 1-го ноября 1943 года епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом) рукоположен во священника. 15 мая 1944 года, распоряжением Владыки, назначен настоятелем Калснавской (Янюкалнс) Иоанно-Богословской церкви с обслуживанием Вестиен-Толкского Кресто-Воздвиженского прихода, а 15 ноября того же года перемещен к Ляудерской Николаевской церкви. 11 марта 1946 архиепископом Корнилием (Поповым) награжден набедренником. В 1949 году окончил курс в Ленинградской духовной семинарии и служил в Павловском соборе в городе Гатчина и в 1956 году был назначен настоятелем этого собора. Одновременно обучался и в 1957 году окончил Ленинградскую духовную академию. Был возведен в сан протоиерея. В 1960–1962 и 1981–1988 годах исполнял обязанности благочинного храмов Гатчинского округа. В 1971–1980 годах состоял преподавателем, а с 1975 года – и духовником Ленинградских духовных школ. В 1973 году назначен настоятелем Смоленского храма, в 1975 году – Князь-Владимирского собора в Ленинграде. С 1976 года и вплоть до своей кончины служил настоятелем Гатчинского Павловского собора и исполнял обязанности духовника епархии. В 1988 году принял участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Отец Иоанн был ревностным пастырем, душу полагавшим за пасомых. Опытный духовник, он многим помог мудрым советом, наставил на спасительный путь. Богослужения совершал истово, с вдохновенной сердечной молитвой. Проповеди его были глубоки и доступны. За долголетнее безупречное служение Церкви Христовой удостоен права ношения второго креста с украшениями. Также был награжден орденами св.Владимира 2-й степени и прп.Сергия Радонежского 2-й степени. Скончался протоиерей Иоанн Афанасьевич Кондрашов скоропостижно 19-го июля 1989 года, на 71-м году жизни. Чин отпевания в Павловском соборе совершил епископ Тихвинский Прокл в сослужении клириков Ленинградской епархии. Надгробное слово произнесли Преосвященный Прокл и ректор Ленинградских духовных школ протоиерей Владимир Сорокин. Была оглашена телеграмма митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия с выражением соболезнования родным и прихожанам усопшего пастыря. Похоронен о.Иоанн в ограде Гатчинского Павловского собора.
Источник: ЛГА, ф.1452, оп.3, д.1, л.26-30; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.209; Вѣра и Жизнь, 1938, с.308; 1939, с.266; Dzīvības Vārds, 1944, №5(8), с.8–9; ЖМП, 1990, №8, с.43.
Коновалов Петр Ксенофонтович, причетник Родился в семье валкских мещан. Проживал в имении Вилькенгоф (Вилькене) Вольмарского (Валмиера) уезда. С июня 1860 года исправлял должность причетника в Пернигельской (Лиепупе, Вилькене) Одигитриевской церкви, в сентябре того же года был перемещен причетником к Эйхенангернской (Алоя) Христо-Рождественской церкви, в декабре 1862 года – к Пальцмарскому (Палсмане) Благовещенскому приходу, а в 1867 году – вновь к Пернигельской церкви, служил в которой до ноября 1872 года включительно. Затем до 1876 года включительно состоял учителем в Церпенской вспомогательной школе Залисского (Салацгрива) прихода, с декабря 1881 года и до марта 1882 года включительно служил причетником в Залисской Покровской церкви, а на октябрь 1889 года валкский мещанин Петр Ксенофонтович Коновалов был исправным прихожанином Пернигельской Одигитриевской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Коновалов Феодор, псаломщик До августа 1900 года Феодор Коновалов состоял певчим в Рижском Архиерейском хоре, а с августа 1900 года служил псаломщиком в Газенпотской (Айзпуте) Николаевской церкви. 25 июля 1906 года был перемещен к Раксольской (Раксала) Кресто-Воздвиженской единоверческой церкви, в которой служил до 1 апреля 1907 года, после чего от службы по епархиальному ведомству был уволен.
Источник: РЕВ, 1900, с.545; 1906, с.557; 1907, с.524.
Конокотин Павел Васильевич, протоиерей Родился в 1826 году в семье диакона церкви села Спасского Сычевского уезда Смоленской губернии Василия Конокотина. В 1849 году окончил курс богословского отделения Смоленской духовной семинарии по первому разряду. В 1853 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и венчался с православной девицей Анной Петровной. Был рукоположен во священника и с марта 1854 года служил настоятелем Мариенбургской (Алуксне) Свято-Троицкой церкви. В сентябре 1859 года был перемещен к Вольмарской (Валмиера) Сергиевской церкви и назначен Вольмарским благочинным. Одновременно с октября 1862 года и до февраля 1863 года включительно заведовал Пальцмарским (Палсмане) Благовещенским приходом. После 1865 года был возведен в сан протоиерея и служил настоятелем Вольмарской церкви до июля 1870 года включительно. С марта 1871 года и по меньшей мере до конца 1879 года служил в Рижской Замковой Успенской церкви, а не позднее чем с апреля 1886 года не служил и вплоть до своей кончины состоял за штатом Замковой церкви. Скончался протоиерей Павел Васильевич Конокотин от паралича 25-го июня 1887 года, на 61-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин священником Иоанном Левитским. Отпевание почившего в Рижской Покровской церкви и его погребение на Рижском Покровском кладбище было совершено 28-го июня протоиереем Покровской церкви Капитоном Васильковым при диаконе Василии Иеропольском и псаломщике Илье Савицком. Вдова о.Павла Конокотина матушка Анна Петровна скончалась 27-го февраля 1905 года, будучи 69-ти лет от роду, и похоронена рядом с супругом на Рижском Покровском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с.501–505; 1892, с.24; 28; 1897, с.532–556; Личный архив; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Кононов Иларион, дьячок В 1765–1768 годах дьячок Иларион Кононов служил в Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Конопацкий Лавр Венедиктович, протоиерей Родился в 1840 году. Окончил курс в духовной семинарии. В 1863 году был рукоположен во священника и служил в Могилевской епархии. В 1869 году был принят на службу по военно-духовному ведомству и назначен к 64-му пехотному Казанскому полку. В 1875 году перемещен к Киевской военно-исправительной роте, в 1878 году к Киевскому военному госпиталю, а в 1884 году – к 41-му Селенгинскому полку в Киеве и назначен благочинным 11-й пехотной дивизии. С 1888 года служил в Херсонском дисциплинарном батальоне. В 1889 году был возведен в сан протоиерея. В 1890–1894 годах состоял благочинным неподвижных церквей Одесского военного округа. С 1894 года протоиерей Лавр Венедиктович Конопацкий служил настоятелем Двинского (Даугавпилс) военно-крепостного Свято-Троицкого собора. В 1899 году вышел в отставку, а с 1904 года служение по военно-духовному ведомству возобновил и служил в 1-м Закаспийском стрелковом батальоне, а с 1905 года и по меньшей мере до 1913года включительно – в церкви 13-го Уланского Владимирского полка в Ново-Минске Варшавской губернии и состоял благочинным 13-й кавалерийской дивизии. К 6-му мая 1907 года был награжден палицею. 22-го декабря 1913 года за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией Высочайше награжден орденом св.Владимира 3-й степени. На 1916 год протоиерей Лавр Конопацкий служил в Люблинском местном лазарете.
Источник: Список священно-церковно-служителей ведомства ВМД, 1909, с.398; Вестник Военного Духовенства, 1914, №3, с.129; 1916, №15–16, с.453–454; №19, с.575.
Константинов Иоанн Иоаннович, священник Был венчан с православной девицей Анастасией Петровной, рукоположен во диакона и в 1756–1758 годах служил в Рижской Русско-рынкской Благовещенской церкви. Был рукоположен во священника и с 1760 года служил в Рижском Петро-Павловском соборе. В 1762 году был перемещен к Рижской Алексиевской церкви, а в 1764 году – к Динаминдской (Рижской Даугавгривской крепости) Преображенской церкви, служил в которой до 1771 года включительно. Затем не позднее чем с 1776 года и по меньшей мере до 1778 года включительно священник Иоанн Иоаннович Константинов служил в Рижской Свято-Троицкой госпитальной церкви.
Источник: РЕВ, 1901, с.916; 1902, с.5; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Константинов Феодор Константинович, диакон Родился в 1885 году. В детстве любил посещать церковные богослужения. Позднее некоторое время подвизался в монастыре Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа на Ладожском озере, где хорошо изучил искусство иконописи. Служил псаломщиком в Вороничской Воскресенской церкви Опочецкого уезда, затем – в приходе погоста Великие Пустыни Псковского уезда. 13-го декабря 1914 года в Крестовой церкви этого погоста рукоположен во диакона к церкви погоста Качанова Слобода (Кацени) и служил в этой церкви вплоть до своей кончины. До прибытия в Качаново любимым местом молитв о.Феодора была Никандрова пустынь в Псковской губернии, и плодами его любви к преподобному Никандру стали многочисленные иконы Псковского чудотворца прп.Никандра, пустынножителя, написанные о.Феодором для Качановского прихода. Его же трудами Качановская Николаевская церковь в 1930-х годах украсилась оригинальной росписью снаружи и внутри и приняла вид монастырского храма. Скончался диакон Феодор Константинович Константинов от крупозного воспаления легких в 7 часов утра 28-го ноября 1935 года, на 51-м году жизни. Отпевание почившего в Качановской церкви состоялось 1-го декабря. Перед отпеванием надгробную речь сказал священник Павел Панфилов, отметивший, что молодой диакон о.Феодор Константинов 20 лет назад приехал в Качаново и с течением времени сделался близким, своим, родным человеком для причта и прихожан церкви. После прощания гроб на руках священников (из-за отсутствия в благочинии диаконов) был перенесен на местное старинное кладбище около Качановской церкви, и в 4 часа пополудни останки почившего были преданы земле.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1936, с.19–22; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939, с.41; 42; Православие в Латвии. Р., 2010, №8, с.57; http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/.
Концевич Николай, протоиерей В 1820–1830-х годах протоиерей Николай Концевич служил в Рижской военно-госпитальной Свято-Троицкой церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Конюшевский Игнатий Гавриилович, дьячок С июля 1840 года служил пономарем в Рижском Петро-Павловском соборе. В октябре 1843 года в том же качестве был перемещен к Аренсбургской (Курессааре, Эстония) Николаевской церкви Эзельского (Сааремаа) благочиния, в январе 1844 года назначен дьячком и служил в Аренсбургской церкви до 1846 года включительно. На приходах Эзельского благочиния Игнатий Гавриилович Конюшевский служил до 10 июня 1855 года.
Источник: http://ais.ra.ee/; http://petergen.com/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Коов Александр Георгиевич, псаломщик До мая 1900 года Александр Георгиевич Коов состоял учителем в школе при Рижском Мариинском детском приюте, а с мая 1900 года и до сентября 1901 года служил псаломщиком в Рижской Петро-Павловской церкви, после чего от службы по Рижскому епархиальному ведомству был уволен.
Источник: РЕВ, 1900, с.417; 1901, с.665; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Копецкий Иустин Иоаннович, дьячок С апреля 1849 года и до июля 1853 года включительно Иустин Иоаннович Копецкий служил дьячком в Лявдерской (Ляудери) Николаевской церкви Люцинского (Лудза) уезда. В марте–ноябре 1852 года одновременно участвовал в совершении треб в Бродайжской Иоанно-Предтеченской церкви. Был венчан с православной девицей Анной Димитриевной.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Копецкий Симеон Иаковлевич, священник Родился в 1868 году в семье священника Михаило-Архангельской церкви местечка Ветрино Лепельского уезда Иакова Копецкого. В 1884 году окончил курс в Полоцком духовном училище по второму разряду, в 1891 году – курс в Витебской духовной семинарии по второму разряду. Был венчан с православной девицей Ольгой Иоанновной, рукоположен во священника и по меньшей мере с января 1895 года и вплоть до кончины служил настоятелем Рыбинишской (Риебини) Николаевской церкви Режицкого (Резекне) уезда. Скончался священник Симеон Иаковлевич Копецкий от воспаления мозговой оболочки 28-го июля 1897 года, на 30-м году жизни. Отпевание почившего в Рыбинишской Николаевской церкви и его погребение в ограде этой церкви было совершено 30-го июля соборне священниками Креславской (Краслава) Покровской церкви о.Алексием Доновым, Малиновской (Авенаи) Ильинской церкви о.Савватием Хлудком, Двинской (Даугавпилс) Успенской единоверческой церкви о.Иоанном Шитиковым при диаконе Двинского Александро-Невского собора Иоанне Фащевском и местном псаломщике Александре Носевиче.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.39–49; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Коптеев Николай, псаломщик До декабря 1904 года состоял учителем в Коддиакской вспомогательной школе, а с 1 декабря 1904 года служил псаломщиком в Буртнекской (Буртниеки) Вознесенской церкви Валкского уезда и по меньшей мере до марта 1912 года включительно одновременно состоял учителем в Буртнекской школе.
Источник: РЕВ, 1904, с.961; 1912, с.262–265.
Корейша Тимофей, протоиерей С 1711 года и по меньшей мере до 1723 года включительно протоиерей Тимофей Корейша служил в соборной Петро-Павловской церкви в Рижской цитадели. Эта маленькая деревянная церковь была построена Шведским правительством для находившегося в цитадели войска и освящена во имя св.Наталии. Когда Император Петр I Великий в 1710 году отнял Ригу у Шведов, он повелел освятить эту церковь в Православную и наименовать Петро-Павловской, что в том же 1710 году было исполнено. Эта церковь в последующих актах называется церковью соборной. При Петре Великом, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан (Яворский), которому были подчинены все Рижские православные церкви, надзор за ними и духовенством вверил Петро-Павловскому протоиерею Тимофею Корейше.
Источник: РЕВ, 1893, с.69; 1894, с.13.
Королев Алексей Иванович, дьячок Родился в 1815 году. С октября 1835 года и вплоть до своей кончины служил дьячком в Рижском Петро-Павловском соборе. Скончался Алексей Иванович Королев от чахотки 27-го января 1837 года, на 22-м году жизни. Отпевание почившего в Рижском Петро-Павловском соборе и его погребение на Рижском Покровском кладбище совершил соборный протоиерей Симеон Поспелов.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Королев Матфий Петрович, протоиерей Родился в 1823 году в семье диакона Псковской епархии. В 1845 году окончил курс в Псковской духовной семинарии со званием студента и 4-го ноября того же года в Рижской Алексиевской церкви был венчан с дочерью диакона этой церкви Петра Ивановича Попова 16-летней девицей Александрой Петровной (†31.17.1878). В апреле 1846 года епископом Рижским Филаретом (Гумилевским) рукоположен во священника к Знаменской церкви вновь открытого Гравендаль-Керстенбемского (Карздаба) православного прихода. В связи с начавшимся в здешней местности массовым переходом населения из Лютеранства в Православие только в апреле–декабре 1846 года о.Матфием с дьячками было присоединено к Православию через Св. Миропомазание 977 душ, в основном окрестных крестьян-латышей. В 1871 году о.Королев был перемещен к Гольдингенской (Кулдига) Покровской церкви. В июле 1878 года был возведен в сан протоиерея и перемещен к Либавской (Лиепая) Свято-Троицкой церкви, настоятелем которой служил до выхода в 1897 году за штат. 6 мая 1895 года был Высочайше награжден орденом св.Анны 2-й степени 17-го марта 1896 года праздновался юбилей 50-летнего служения в священническом звании настоятеля Либавской Свято-Троицкой церкви протоиерея Королева, и 13 июля 1896 года, по случаю исполнившегося 50-летия служения в священном сане, протоиерей Матфий Королев Государем Императором был Высочайше сопричтен к ордену св.Владимира 4-й степени. Прибывший в Прибалтийский край в трудное время, когда для Православия здесь «Жатва была многа, а делателей мало», о.Матфий много сделал для его распространения и укрепления своими ревностными трудами по обращению иноверцев и неизменно добрым влиянием на присоединенных к Православной Церкви. Много потрудился в деле перевода духовных книг с русского языка на латышский, проходил должность благочинного в разных местах служения, участвовал в заведовании церковно-строительным делом, был духовником в Венденском благочинии, Законоучителем в Гольдингенской гимназии и различных Либавских школах, состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях в Либаве. Отличался глубокою пастырскою искренностью: с необыкновенным благоговением и любовию совершал богослужение, находя в нем для себя высшую отраду, вел жизнь строгого постника, и на всем его служении лежит печать строгого величия долга. Всецело отдаваясь исполнению долга служения, был таким же и в житейском быту, чувствовал глубоко, отличался прямотою, был добр и сердечен. Отец Матфий был уважаем и любим не только пасомыми, но и иноверцами. 1 октября 1897 года по слабости здоровья уволен за штат. Скончался протоиерей Матфий Петрович Королев тихо, 18-го ноября 1897 года, на 75-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин Либавским приходским священником Владимиром Поповым. 21-го ноября в 3 часа дня настоятелем местной церкви о.Петром Карелиным, благочинным о.Максимианом Златинским, Законоучителем гимназии о.Сергием Верещагиным, о.Владимиром Поповым и священником Венденского (Цесис) полка о.Владимиром Архангельским был совершен вынос тела почившего из его Либавской квартиры в храм. 22-го ноября, после Заупокойной литургии, соборне отслуженной о.Карелиным, о.Златинским и о.Поповым, священниками был совершен торжественный чин священнического погребения. На погребение вышли, кроме участвовавших в выносе, прибывшие на похороны Газенпотский (Айзпуте) священник Павел Янкович и Фрауэнбургский (Салдус) священник Андрей Стипрайс. Над гробом усопшего говорили речи о.Карелин, о.Златинский, о.Попов и о.Архангельский. Храм был полон молящимися, а за гробом до могилы, точно так же, как и при выносе тела, шло множество народа, среди которого было немало иноверцев, почитателей покойного. Погребение почившего на Либавском приходском кладбище совершили местный священник о.Петр Карелин при диаконе Симеоне Смолинском и псаломщиках Августине Петерсоне и Димитрии Полулихове. На погребении присутствовали представители Русского общества и правительственных учреждений, а также пастор Лютеранской Св.-Троицкой церкви госп.Клуге, всегда питавший добрые чувства к своему православному сослужителю о Господе. Отец Матфий был поистине «пастырем добрым». Это была натура цельная, глубокая и прямая. Двое сыновей о.Матфия Королева – Николай Матфиевич и Сергий Матфиевич, стали священниками и служили на приходах Рижской епархии. Но обоих сыновей, равно как и супруги своей о.Матфий лишился еще при своей земной жизни.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1895, с.530; 1896, с. 517–522; 903; 1897, с.806; 1010; 1898, с.75–77; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; Вѣра и Жизнь, 1936, с.184; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Мелитон (Королев Михаил Сергеевич), иеромонах Родился в 1837 году в семье крестьян села Волчихино Мотовиловской волости Нижегородской губернии. До 1869 года Михаил подвизался послушником в Высокогорской Вознесенской пустыни, а в апреле 1869 года был пострижен в монашество с наречением имени Мелитон и рукоположен во иеродиакона, а в марте 1871 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, где некоторое время состоял казначеем, был рукоположен во иеромонаха. Епископ Полоцко-Витебский Викторин (Любимов), бывший викарий Казанской епархии, хорошо знавший о.Мелитона и ценивший его, после своего назначения в Витебск вызвал последнего в 1876 году в Полоцкую епархию и назначил на должность эконома Архиерейского дома, затем – священником Клясицкой церкви Полоцкого уезда, а в декабре того же года – командировал в Режицу (Резекне) помощником настоятеля Богородице-Рождественского собора. Когда среди Тискадских старообрядцев возникло движение к единоверию, в апреле 1878 года был командирован для заведования Тискадской Свято-Троицкой единоверческой церковью, но до конца 1878 года продолжал совершать требы в Режицком соборе. Возникновение единоверия в Тискадах – большом старообрядческом селе, где имелась старинная моленная и при ней многотысячный приход беспоповцев Федосеевского согласия – дело апостольских трудов замечательного подвижника о.Мелитона, обратившего здесь в единоверие около 200 человек старообрядцев. За время своего семилетнего пребывания в Тискадах о.Мелитон построил церковь, дом для священника и два школьных здания в Тискадах и дер.Штыканах. Укрепил единоверие в Тискадском приходе и своей добродетельной жизнью подвижника, молитвенника, бескорыстного труженика и милостивца, отдававшего рубашку (буквально) неимущему и делившегося последним куском с голодным, стяжал себе большую любовь и доверие местного населения. Был награжден набедренником. В ноябре 1885 года, когда о.Мелитон сильно простудился и заболел, провожать его в Витебскую больницу собралась не одна сотня народу из Тискад и окрестных деревень. И православные, и старообрядцы плакали, провожая «милостивца» далеко за село. Скончался иеромонах Мелитон (Королев) 20-го ноября 1885 года, на 49-м году жизни, в Витебске. К сожалению, не все преемники о.Мелитона следовали его примеру, и потому движение к единоверию среди тискадских старообрядцев впоследствии значительно ослабло, чему весьма способствовало пренебрежительное отношение к единоверию и его укладу некоторых настоятелей Тискадской церкви, стремившихся вводить новые порядки в церковное богослужение и изменять унаследованные от предков обычаи. В Тискадском храме на память об о.Мелитоне остались его железные вериги с тремя железными крестами и двумя замками, которые он носил на себе, и икона Преподобного Мелитона, перед которой постоянно возжигается лампада.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.88; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.151–153; Подвижники веры и благочестия Даугавпилсско-Резекненской кпархии ЛПЦ. Брошюра, с.6–15; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Королев Николай Матфиевич, священник Родился 10-го ноября 1857 года в семье священника Керстенбемской (Карздаба) Знаменской церкви Матфия Петровича Королева и 14-го ноября был крещен в этой церкви. Окончил курс в Рижском духовном училище, в 1877 году – курс в Рижской духовной семинарии со званием студента и 15 июля того же года определен псаломщиком к Буртнекской (Буртниеки) Вознесенской церкви Валкского уезда. 12-го октября 1879 года в Рижской Благовещенской церкви был венчан с дочерью протоиерея этой церкви Алексия Иоанновича Вельдемановского 19-летней девицей Анной Алексеевной и 28-го октября епископом Рижским и Митавским Филаретом (Филаретовым) рукоположен во священника к Фестенской (Вестиена, Толка) Кресто-Воздвиженской церкви Венденского (Цесис) уезда. 24 мая 1889 года епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) был перемещен к Тальсенской (Талси) Свято-Троицкой церкви и определен Законоучителем в Тальсенское городское училище. Одновременно в январе–сентябре 1890 года о.Николай Королев, за болезнью приходского священника Сасмакенской (Валдемарпилс) Тальсенского уезда Иоанно-Предтеченской церкви Михаила Николаевича Любимова, совершал богослужения и требы в этой церкви, а 1 января 1894 года был перемещен к Эрлааской (Эргли) Богоявленской церкви Венденского уезда и служил настоятелем этого прихода вплоть до своей кончины. Во все время своего пастырского служения о.Николай Королев ревностно заботился о благосостоянии своих приходов: неопустительно при всех удобных случаях проповедовал Слово Божие, вел религиозно-нравственные беседы, всеми силами старался искоренять в заведываемых им приходах лютеранских обычаев и с успехом вел преподавание Закона Божия в школах. Своим простым и задушевным обращением с прихожанами, без различия их происхождения, заслужил их любовь. 17 декабря 1882 года за усердную службу награжден набедренником. 12 июля 1884 года за преподавание Закона Божия в приходских школах удостоен Архипастырской благодарности. 14 декабря 1885 года за прекращение в Фестенской церкви пения лютеранских гимнов вторично удостоен Архипастырской благодарности. 9-го ноября 1890 года о.Николаю за заботливое отношение к преуспеянию школ прихода и усердное в них преподавание училищным советом выражено одобрение. Скончался священник Николай Матфиевич Королев после тяжкой и продолжительной болезни 16-го декабря 1895 года, на 39-м году жизни. 20-го декабря, в среду, в присутствии большого количества прихожан, собравшихся, несмотря на будний день, состоялось скромное погребение почившего на том месте, которое при жизни он избрал для себя, а именно около того храма, в котором он возносил молитвы к престолу Всевышнего. Литургию на латышском языке совершали Кокенгузенский (Кокнесе) священник Иаков Карп и Фестенский священник Николай Даукш, который на «буди имя Господне» сказал поучение на латышском языке о неизбежности смерти и покорности воле Божией, а в заключение пригласил прихожан усердно помолиться об упокоении души усопшего их пастыря. К отпеванию прибыли Саусенский (Сауснея) священник Петр Гринвальд, Пебалгский (Пиебалга) священник Алексий Литвинский и Рижско-градский протоиерей Василий Преображенский. Во время Литургии и отпевания пел хорошо организованный хор из учеников и учениц приходской школы. Отпевание при установленном перезвоне было совершено на латышском и отчасти на русском языках. После отпевания гроб с телом почившего священнослужителями был вынесен из храма, почетными прихожанами с крестным ходом обнесен вокруг церкви и после краткой литии при пении «Вечная память» опущен в могилу. Во время отпевания по 6-й песни канона и пения «со святыми упокой» Кокенгузенский священник Иаков Карп сказал на латышском языке прочувствованное слово. Прихожане Фестенской церкви, не раз посещавшие его во время болезни, изъявляли желание, в случае смерти, перевезти останки любимого пастыря в Фестен, и таким образом навсегда оставить его у себя. Такой же любовью пользовался он и в последнем месте своего служения в Эрлаа. Здесь представитель прихожан, староста, выражая скорбь свою и всего прихода по случаю смерти их священника, изъявлял желание от лица прихожан иметь в их приходе такого же священника, каким был для них о.Николай Королев.
Источник: РЕВ, 1889, с.361; 1890, с.506–518; 1894, с.42; 1896, с.2; 96-101; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Королев Сергий Матфиевич, священник Родился 22-го сентября 1852 года в семье священника Керстенбемской (Карздаба) Знаменской церкви Матфия Петровича Королева и 13-го октября был крещен в этой церкви. Окончил курс в Рижской духовной семинарии, в 1877 году – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Астраханскую духовную семинарию. Был венчан с православной девицей Клавдией Васильевной, рукоположен во священника, в 1879 году определен преподавателем Закона Божия в Рижские Александровскую и Ломоносовскую гимназии и состоял в этих должностях вплоть до своей кончины. Со времени устроения и освящения в 1894 году домовой церкви при Александровской гимназии нес обязанности ее настоятеля. Кроме того, 1880 году совершал требы в Рижской Благовещенской церкви, в 1885–1887, 1889–1892 и 1894 годах – в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе, в 1889 году – в Рижской Всехсвятской церкви, в 1891 и 1893 годах – в Рижской Алексиевской церкви, в 1893 году – в Рижской Иоанновской церкви. Был награжден: набедренником; скуфьею; камилавкою; в мае 1891 года – наперсным крестом. Скончался священник Сергий Матфиевич Королев неожиданно и внезапно от паралича сердца в ночь на 8-е декабря 1894 года, на 43-м году жизни. Кончина глубоко поразила его товарищей-сослуживцев и учеников. Ничто не предвещало такого горестного события: всегда бодрый, деятельный, он обещал, по-видимому, долгое служение Церкви и просвещению. Только в день перед кончиной, во время первого своего урока в VIII классе Александровской гимназии, заявил, что ему надо сходить к доктору, так как у него появилась из горла кровь. Возвратившись, сказал, что все пустяки, и продолжил уроки, только попросил учеников сидеть потише, потому что он не может громко говорить. Остальную часть дня провел довольно спокойно и в 10 часов вечера лег спать, но в первом часу ночи вдруг встал, разбудил семейство и сказал, что он задыхается. Через 5 минут его уж не было. Врачи констатировали паралич сердца. Ежедневно в 6 час. вечера и в 9 час. утра при гробе о.Сергия в церкви Александровской гимназии совершались панихиды. В воскресенье, 11-го декабря, в той же церкви было совершено отпевание почившего. На Заупокойной литургии, во время причастна, второй Законоучитель Ломоносовской женской гимназии священник Александро-Невской церкви Василий Березский сказал глубоко прочувствованное надгробное слово. Чин священнического погребения совершил архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) при сонме священников. Было множество учеников и учениц почившего, их родителей, почитателей и духовных чад о.Сергия, и гимназическая церковь с примыкающим к ней обширным залом, коридоры и даже лестницы были переполнены молящимися. В 12.30 часов дня началось при преднесении святого креста, священной хоругви Петро-Павловского братства и двух церковных хоругвей, торжественно-печальное погребальное шествие с останками почившего, в котором приняло участие многочисленное духовенство во главе с ректором семинарии архимандритом Иоакимом, в сопровождении начальствующих, учащих и учащихся Александровской и Ломоносовской гимназий и многочисленного народа. После краткой остановки для Заупокойной литии у Ломоносовской женской гимназии шествие направилось по бульвару Наследника–Цесаревича и Александровской улице на Покровское кладбище. Погребение почившего на кладбище совершили ключарь Христо-Рождественского собора протоиерей Фома Варницкий при диаконе Павле Скворцове и псаломщике Павле Ковалеве. Перед опущением гроба в могилу сказал краткую речь ученик гимназии, в которой указал на любвеобильное заботливое пастырско-отеческое отношение о.Сергия к учащимся и пригласил бывших учеников о.Сергия твердо запечатлеть добрый образ Законоучителя в своем сознании и сердце, следовать неуклонно в жизни его заветам и не забывать его в молитвах своих. Почивший был превосходным учителем Закона Божия, учил не только словом, но и своею жизнью, являя собою высокий пример чистой, христианской жизни, пример доброго семьянина, пример точного и аккуратного труженика на службе, пример незлобия и любви ко всем. Его сердечное, искреннее, всегда понятное и доступное слово глубоко проникало в души учеников. В лице о.Сергия две старейшие в Прибалтийском крае русские гимназии, Александровская и Ломоносовская, понесли трудно заменимую утрату. После кончины о.Сергия его вдова матушка Клавдия Васильевна осталась с пятью малолетними детьми.
Источник: РЕВ, 1891, с.737; 802–805; 1894, с.1007; 1895, с. 41–51; http://www.petergen.com/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
|
Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (20.06.2020) |
Просмотров: 548 | |
|
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
|
| |
|