|
|
Каталог статей |
|
«Н» стр.1 (алфавитный раздел)
Набург Андрей Иванович, псаломщик Родился 21-го сентября 1889 года в семье православных крестьян Фестенской (Вестиена, Толка) волости. До 1906 года занимался крестьянским трудом. Затем поступил в Вольмарскую (Валмиера) учительскую семинарию, по окончании которой в 1912 году выдержал испытание на псаломщика и с 1 октября служил псаломщиком в Лемзальской (Лимбажи) Александро-Невской церкви, а 1 января 1915 года от епархиальной службы был, по прошению, уволен. Позднее и по меньшей мере на 1918 год Андрей Иванович Набург проживал в Латвии и был приписан к Вестиенской волости.
Источник: РЕВ, 1912, с.627; 1915, с.37; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Набург Антон Иванович, псаломщик Родился в 1882 году в семье православных крестьян Фестенской (Вестиена, Толка) волости. В 1903 году окончил курс в Прибалтийской учительской семинарии и с 25 июля того же года служил псаломщиком в Сайковской (Сайкава) Покровской церкви Венденского (Цесис) уезда. 18-го февраля 1905 года в этой Сайковской церкви был венчан с крестьянкой Сайковской волости 20-летней православной девицей Ольгой Андреевной Берзинь, а в сентябре 1907 года перемещен к Берзонской (Берзауне) Венденского уезда Свято-Троицкой церкви, служил в которой до увольнения 1 декабря 1910 года от службы за переходом на службу по Министерству народного просвещения.
Источник: РЕВ, 1903, с.634; 1910, с.760; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Набург Петр Иванович, псаломщик Родом из православных крестьян Фестенской (Вестиена, Толка) волости. В 1904 году окончил курс в Вольмарской (Валмиера) учительской семинарии и с 22 июня служил псаломщиком в Сасмакенской (Валдемарпилс) Иоанно-Предтеченской церкви Тальсенского (Талси) уезда, а 23 октября того же года от службы по епархиальному ведомству был, по прошению, уволен и по меньшей мере до июня 1907 года состоял учителем в Ремерсгофском министерском училище. Был венчан с девицей лютеранского вероисповедания Анной Петровной.
Источник: РЕВ, 1904, с.472; 811; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Навродский Григорий Александрович, протоиерей <br /> Родился в 1844 году. Окончил курс в духовной семинарии со званием студента. 26-го августа 1868 года рукоположен во священника и служил в Харьковской епархии. В 1870 году был принят на службу по военно-духовному ведомству и назначен к 21-му Кавказскому линейному батальону. В мае 1871 года перемещен к 79-му Курильскому полку, в 1875 году – к Константиновской военно-исправительной роте, а в 1877 году – к 11-му драгунскому Рижскому полку, священником в котором служил до 1886 года включительно. В 1877–1878 годах в составе действующей армии вместе с 11-м драгунским Рижским полком принял участие в военных действиях за Дунаем, за что был награжден медалью, а 22 сентября 1896 года – орденом св.Владимира 4-й степени с бантом. Был также награжден набедренником и скуфьею. В 1886 году был назначен к 8-му Эстляндскому полку и 12-го апреля того же года награжден камилавкою. В сентябре 1889 года перемещен к Скорбященской церкви Динабургского (Даугавпилс) военного госпиталя. 15 мая 1892 года награжден наперсным крестом. В 1896 году был перемещен к 47-му драгунскому Татарскому полку и благочинным 15-й кавалерийской дивизии, а 31 января 1899 года – к Асхабадской (Ашхабад) военно-местной церкви и назначен благочинным духовенства военных церквей Закаспийской области. Позднее о.Григорий Александрович Навродский был перемещен к Варшавскому крепостному собору и возведен в сан протоиерея. 18 ноября 1901 года был перемещен настоятелем к Двинскому (Даугавпилс) крепостному Свято-Троицкому собору, а 5 ноября 1902 года уволен, по прошению, в отставку.
Источник: ЦГИА, ф.806; Список священно-церковно-служителей ведомства ВМД, 1891, с.348 –349; 1893, с.256; 1899, с.255; Вестник Военного Духовенства, 1902, №3, с.69; №5, с.132; 136; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Навысоцкий Александр Иоасафович, протоиерей Родился в 1881 году в семье священно-церковно-служителя Полоцкой епархии. В 1897 году окончил курс в Витебском духовном училище по второму разряду, до 1899 года обучался в Витебской духовной семинарии, а 25 января 1899 года, по прошению, назначен на должность псаломщика при Суражской церкви Витебского уезда впредь до усмотрения. Венчался с православной девицей Агафией Ивановной. В сентябре 1904 года перемещен псаломщиком к Бриговской Кресто-Воздвиженской церкви Люцинского (Лудза) уезда и благочиния, а в ноябре того же года – к Голышевской Свято-Троицкой церкви того же уезда и благочиния. В июне 1905 года был рукоположен во диакона и служил в Голышевской церкви до декабря 1907 года включительно, когда получил место священника при Соколищенской Свято-Евфросиниевской церкви Дриссенского уезда и в январе 1908 года рукоположен во священника к этой церкви. 30 октября 1911 года перемещен настоятелем к Корсовскому (Карсава) Свято-Евфросиниевскому приходу Люцинского уезда, 2 декабря 1912 года – вторым священником к Вировлянской церкви Городокского уезда, а 8 ноября 1913 года – священником к Начской Свято-Троицкой церкви Лепельского уезда. 30 марта 1914 года награжден набедренником, был возведен в сан протоиерея и служил настоятелем Начской церкви до 1918 года. В 1917–1918 годах о.Александр тяжело заболел нервным расстройством, служить более не мог, и семья, в которой было шестеро детей в возрасте от 4 до 15 лет, в основном существовала за счет сдачи в аренду церковной земли – при советской власти отданной крестьянам, а при польской власти возвращенной священнику. Кроме того, не получив нового настоятеля, местный приход по-прежнему должен был заботиться о семье священника-инвалида, который уже не мог служить. Все это послужило причиной недоброжелательности со стороны местных жителей. Формальным поводом для преследования семьи священника стал факт гибели в селе Нача нескольких раненых красноармейцев, оставшихся там после отступления войск Красной армии и выданных польским легионерам кем-то из местных жителей. Красноармейцев взяли в плен, били прикладами, и они погибли. Местные жители, собираясь их похоронить, пришли к священнику с просьбой совершить их отпевание, однако о.Александр сделать это отказался, сказав, что не знает их вероисповедания и, возможно, они были коммунистами или же нехристианской веры. В 1920 году протоиерей Александр Иоасафович Навысоцкий из прифронтовой зоны был выслан в Витебск, где за укрывательство раненых белогвардейцев в селе Нача был советскими репрессивными органами в 1921 или 1922 году расстрелян.
Источник: С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Издание автора. Рига, 1939, с.110–111; http://familytree.ru/; http://kuz3.pstbi.ru/; http://www.petergen.com/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Нагла Александр, протоиерей Родился 16-го февраля 1967 года в Риге в интеллигентной латышской семье. Был наделен красивым голосом, хорошим музыкальным слухом, любил пение. Учился в Рижской музыкальной школе им.Эмиля Дарзиня и в Латвийской музыкальной академии им.Язепа Витола и свой талант певца посвятил Богу и Его Святой Церкви. С молодости служил псаломщиком и пел в хоре Рижской Александро-Невской церкви. В 1991 году был рукоположен во диакона и в 1993 году – во священника к той же церкви с обслуживанием латышских приходов в Заубе – с марта 1995 года, в Адеркашах, Косе и Нитауре. Много лет в этих приходах совершал богослужения, налаживал приходскую жизнь и занимался хозяйственными делами. Под пастырским руководством о.Наглы началось возобновление латышского прихода Рождества Христова в Нитауре. Старинный каменный храм в Нитауре, в советское время закрытый, совершенно разоренный и обращенный в склад, со временем был приведен в порядок, на приходе возобновились богослужения, и о.Александр стал его первым постоянным священником. При о.Александре в 2004 году в храме был установлен новый иконостас. В 1999 году за усердное служение Церкви Христовой возведен в сан протоиерея. В 2001 году удостоен права ношения палицы и, указом митрополита Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова), переведен в Рижский кафедральный Христо-Рождественский собор, в котором служил вплоть до своей кончины. Будучи клириком кафедрального собора, продолжал служить в латышских приходах, а также исполнял обязанности секретаря Синода ЛПЦ. В 2006 году, по представлению митрополита Рижского и всея Латвии Александра, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения креста с украшениями. Усердный и скромный пастырь о.Александр тщательно исполнял любые, возложенные на него послушания, отличался отзывчивостью и доброжелательностью. Скончался протоиерей Александр Нагла после непродолжительной болезни 7-го мая 2010 года, на 44-м году жизни.
Источник: http://www.pravoslavie.lv/; Альманах XL. Русский мир и Латвия. Рига, 2015, с.129–135.
Назаревский Василий Стефанович, диакон Родился в 1880 году в семье диакона Стефана Яковлевича Назаревского. В июне 1899 года окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по третьему раряду и до 1907 года работал в Риге учителем. В 1901–1907 годах посещал Рижскую школу художественного рисунка Блума. С ноября 1907 года до ноября 1908 года временно исполнял обязанности псаломщика Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Иллукстского (Илуксте) уезда. С 1909 года до 27 января 1914 года служил псаломщиком в Солонайской (Салиена, Тартак) Иоанно-Предтеченской церкви, а с марта 1914 года и по меньшей мере до 12 декабря 1916 года включительно – в Коплауской (Каплава) Покровской церкви. С 1922 года состоял учителем в школах Каплавского прихода, а с 1926 года служил псаломщиком в той же Скрудалинской церкви и летом за личную работу по капитальному ремонту Скрудалинской Покровской церкви и бескорыстное отношение к делу был удостоен особой благодарности архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера). 5-го декабря 1926 года был рукоположен во диакона и служил в Скрудалинском приходе по меньшей мере до 1942 года. В 1938 году, по случаю праздника 20-летия свободы и независимости Латвийской Республики, митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном) диакон Василий Стефанович Назаревский был награжден благодарственной грамотой.
Источник: РЕВ, 1899, с.591–595; 1907, с.870; 1908, с.758; 1914, с.92; 164; 1917, с.39; Вѣра и Жизнь, 1926, №12, с.24; 1938, с.307–308; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.164–165; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.273.
Назаревский Василий Феодорович, священник Родился в 1846 году в городе Козлов Тамбовской губернии в семье священника. В 1867 году окончил курс в Смоленской духовной семинарии по второму разряду и состоял Законоучителем в народных училищах: со 2 января 1868 года – Войханского Городокского уезда; с 21 октября 1870 года – Митковского, а с 24 декабря 1871 года – Королевского Витебского уезда. Венчался с православной девицей духовного сословия Анастасией Петровной. 9-го мая 1874 года рукоположен во диакона к Шкельтовской Николаевской церкви Динабургского (Даугавпилс) уезда, 11-го мая, в день равноапостольных первоучителей славянских свв.Кирилла и Мефодия, в церкви Витебской духовной семинарии епископом Полоцким и Витебским Саввою рукоположен во священника к той же Шкельтовской церкви и посвятил этой церкви все свое 35-летнее самоотверженное и беспорочное пастырское служение. Помимо настоятельства в Шкельтовском приходе о.Василий Назаревский в январе–апреле 1875 года, в ноябре–декабре 1876 года, в мае 1878 года – марте 1880 года, в марте–октябре 1883 года, в апреле–сентябре 1905 года и в апреле–октябре 1908 года заведовал приходом Граверской Динабургского уезда Михаило-Архангельской церкви; в октябре 1875 года – феврале 1876 года и в октябре–ноябре 1881 года заведовал приходом Липинишкской того же уезда Константиновской церкви; а в январе–марте 1895 года за болезнью и последующей кончиной приходского священника Малиновской (Авенаи) Двинского уезда Ильинской церкви Иакова Онуфриевича Захаревича, совершал богослужения и требы в Малиновском приходе. Посылая о.Василия на Шкельтовский приход, Преосвященный Савва в напутствие сказал: «В Шкельтовском приходе мало православных, а много старообрядцев, и во время крестных ходов некому нести даже хоругви. Послужи там хотя один год, и я переведу тебя на лучший приход». Приход села Шкельтова, в котором православных прихожан обоего пола числилось 100 душ, был самым бедным в епархии. Священнику пришлось самому на личные средства покупать для церкви свечи, елей, ладан, вино и муку для печения просфор. Но о.Василий не искал лучших мест, а решил до самой смерти служить в одном приходе села Шкельтова. Своим положением о.Василий был доволен и, имея пропитание и одежду, всегда помнил изречение апостола Павла: «Желающие обогащаться впадают в искушение и сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» [1Тим.6, 9–10]. С первых же дней поступления на приход о.Василий завел у себя в доме определенный порядок: день начинался и оканчивался совершением по особому чину домашней молитвы. Вечерняя молитва у него начиналась с 10–11 часов вечера и продолжалась до 1–2 часов ночи, когда в доме все засыпали и давали ему возможность свободно побеседовать с Богом и ночными молитвами преклонить на милость Господа. Поистине он мог сказать вместе с царем Давидом: «Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой... Молился я Тебе всем сердцем: помилуй мя по слову Твоему. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим. Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои... В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» [Псал.118,55–62], и от этого порядка о.Назаревский за всю свою жизнь ни разу не отступил. В храме богослужение совершал с глубокою верою и благоговением к святыням храма. Войдя в дом Господень, о.Василий поклонялся святому храму в страхе Божием [Псал.5,8], целовал святые иконы, долго молился пред св. Престолом и потом уже начинал службу, строго придерживаясь церковного Устава и памятуя изречение ветхозаветного пророка: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» [Иерем.48,10]. Проскомидию совершал в продолжение 2–3 часов, поминая о здравии и упокоении всех своих прихожан, жертвователей, благодетелей и знакомых, и причем за каждую помянутую душу вынимал отдельную частицу. Поминал и всех святителей Русской Церкви, епископов, о смерти которых узнавал из газет и «Церковных Ведомостей». Ввиду продолжительности проскомидии, он разрешал псаломщикам по прочтении часов уходить домой и являться к началу Литургии. Совершение Литургии шло обычным порядком. В конце Литургии говорилось обязательно поучение. В первые годы священства поучение говорилось редко, но Преосвященный епископ Маркелл во время ревизии церкви посоветовал о.Василию говорить поучение за каждой службой, и о.Василий взял за правило говорить поучение каждую службу, даже в том случае, когда в церкви, кроме поющего на клиросе псаломщика, никого не было. По окончании Литургии он еще в продолжение часа оставался в храме, со вниманием читая благодарственные молитвы и размышляя в безмолвии пред престолом Господа о Святых Христовых небесных Тайнах Тела и Крови, принятых во исцеление души и тела для соединения с Самим Иисусом Христом и получения жизни вечной. Добродетельная жизнь о.Василия, его уставные, полные молитвенного подвига, службы привлекали в православный храм старообрядцев и даже католиков. Старообрядцы у о.Василия пели и читали на клиросе, во время крестных ходов на иордань несли хоругви. Однажды один из православных во время посещения церкви епископом Тихоном пожаловался ему на о.Василия за его продолжительные богослужения. Старообрядец же сказал: «Владыка, не слушай его, православного: он неправду говорит; батюшка у нас хороший и службу Божию правит по уставу». От епархиального начальства, Св. Синода и дирекции народных училищ за свою примерную службу неоднократно получал благодарности и имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест и орден св.Анны 3-й степени. Состоял духовником Динабургского благочиния. Был Высочайше награжден званием Личного почетного гражданина. Жизнь о.Василия, исполненная пастырской ревности и подвигов, была лучшей защитой православной истины. Однако непосильные труды изнурили организм и расстроили здоровье. Болезнь легких, катар желудка и ревматические боли подтачивали жизненные силы. Отец Василий, как свеча предыконная, сгорал на своем подвиге. Кончина священника Василия Феодоровича Назаревского, как и его жизнь, была необычайной. Он скончался внезапно от разрыва сердца 6-го января 1909 года, после совершения им Крещенского водосвятия, в церкви при раскрытых вратах, в полном священническом облачении и в присутствии православных и многих старообрядцев. Накануне Крещения Господня батюшка совершил в церкви чин освящения воды, провел сочельник в посте и молитве и только вечером перед службой всенощного бдения позволил себе выпить чаю. Ночь провел в молитве и только с двух часов ночи прилег отдохнуть. С 3 часов ночи и до 8 утра готовился к совершению Божественной литургии, прочитывал положенные и даже не положенные по церковному Уставу правила, акафисты, каноны, молитвы. Утром отправил свою престарелую матушку с двумя младшими сыновьями в село Граверы помолиться там в храме и побывать у священника, а сам в девятом часу отправился в церковь совершать Литургию. В Шкельтовский храм в этот день собралось особенно много православных и старообрядцев. Во втором часу пополудни окончилась Литургия, и о.Василий с крестным ходом отправился на иордань на озеро, отстоящее от приходского храма в пол-версты. Дорóгой о.Василий громко пел: «Глас Господень на водах» и другие песнопения. Совершив чин освящения воды, о.Василий с крестным ходом возвращался обратно. Пришлось дорогой идти в гору. Молящиеся заметили, что о.Василий начал ослабевать и даже не окропил по обыкновению святой водой своего дома, а только благословил свое жилище. Когда крестный ход уже подходил к церкви, о.Василий вдруг почувствовал себя плохо и начал падать. Прихожане вовремя поддержали его, посадили в сани, подвезли к церкви, на руках внесли в церковь и посадили на стул. Здесь о.Василий очнулся и спросил: – Где я? – Вы, батюшка, в церкви, – был ответ прихожан. – Хорошо... теперь освободите меня, – сказал о.Василий, трижды вздохнул, закрыл глаза, опустил голову и тихо отошел ко Господу. Скончался о.Василий в храме на руках прихожан, одним из которых был тот самый православный жалобщик. Об этом дивном «совпадении» впоследствии тот часто рассказывал и горячо сокрушался в своем грехе непочтения к пастырю-молитвеннику. Через два часа после блаженной кончины о.Василия в храм прибыли извещенные нарочным матушка почившего с двумя сыновьями и священником села Гравер Иоакимом Лещинским, который совершил первую панихиду. После панихиды тело почившего было перенесено с Крестным ходом в его квартиру, где о.Лещинский совершил по чиноположению омовение тела, облачил усопшего во все священнические одежды и начал чтение Евангелия. 7-го января прибыл местный уездный благочинный священник Александр Петровский, который отслужил панихиду и известил уездное духовенство о кончине о.Василия и погребении его 10-го января, к каковому времени должны были прибыть дети покойного. 9-го января вечером тело почившего с Крестным ходом было перенесено в церковь. Утром 10-го января в церковь собрались дети почившего о.Василия числом в восемь человек. В 9 часов началась Заупокойная литургия, которую совершал о.благочинный с четырьмя священниками и двумя диаконами. Во время запричастного стиха речь сказал священник Двинской соборной Александро-Невской церкви о.Иларион Пирогов на текст: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох» [2 Тим. 4,7]. Перед отпеванием сказал речь священник Иоаким Лещинский на тропарь храмового праздника «Правило веры и образ кротости». По прочтении 3-го Евангелия уездный наблюдатель церковно-приходских школ священник Савватий Хлудок говорил речь, в которой отметил, что почившего о.Василия особенно любили духовенство уезда, прихожане и даже старообрядцы, собравшиеся на погребение отдать последний долг. По прочтении разрешительной молитвы, духовник почившего священник Стефан Купалов сказал следующую речь: «Дорогой о.Василий! По благости и власти, данной нам от Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его святых апостолов через архиерейское рукоположение, я в последний раз преподал тебе прощение и разрешение всех прегрешений вольных и невольных в мимошедшем житии тобою содеянных. А теперь все мы, присутствующие в этом храме, с невыразимою сердечною болью и леденеющими от скорби устами должны сказать тебе свое последнее «прости». Прощай, мой дорогой духовный отец! Прощай, мое милое дорогое чадо! В течение 22-х лет мы неизменно находились с тобою в тесных и неразрывных связях и духовном родстве, прощая и разрешая друг друга в Таинстве покаяния, и тем содевали свое душевное спасение. По учению Церкви, духовное родство почитается еще выше плотского, потому неудивительно, что и я, как и все твои бывшие духовные чада, ныне, при последнем прощании с тобою, испытываем ту же сердечную тугу, которая присуща и в настоящие минуты снедает сердца твоих родных домочадцев. Тяжело нам расставаться с тобою, ибо в тебе мы лишаемся своего духовного отца, руководившего нас не столько словом, сколько примером своей доброй христианской жизни. Некоторых твоих домочадцев и особенно любящую тебя и богобоязненную твою супругу сильно беспокоит то, что Господь призвал тебя из сей жизни так внезапно, что ты не успел даже напутствоваться Таинством исповеди. Но в утешение их и для общего назидания я, как бывший твой духовный отец, могу сказать, что мне хорошо памятны твои обычные двух- и трехчасовые исповедания своих грехов и покаянные чувства, свидетельствовавшие о твоем всегдашнем внимательном отношении к своей душе и твоем, как бы непрестанном, покаянии... Твоя жизнь во Христе, твое усердное пастырское служение, стяжавшее тебе всеобщее уважение и имя молитвенника, наконец, твоя умилительная кончина в этом храме, где столько лет молился и совершал бескровную жертву Тела и Крови Христовой, коими и в день смерти твоей напутствовал себя в жизнь вечную, служат ручательством, что наши духовные связи со смертию твоей не прекращаются. Последние предсмертные слова твои к окружающим тебя были: «освободите меня». Ну, вот, теперь ты свободен; свободен от всего суетного, земного, препятствовавшего тебе умом и сердцем возноситься к Богу, и мы уверены, что ты по смерти еще с бóльшим удобством продолжишь свои молитвы о нас пред Богом, а мы пред гробом твоим даем обещание всегда молиться о тебе на земле: да простит Господь все согрешения твоя вольная и невольная; да упокоит тебя в месте светле и красне, идеже праведнии упокоеваются, и да сподобит тебя в день страшного испытания Владычня услышать сладкий оный глас, глаголющий: «Добрый рабе, благий и верный, над малыми был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего» [из иерейской ставл.грамоты]. В заключение своей речи, земно кланяюсь и целую руку твою, прошу тебя, отче, простить меня и всех твоих духовных чад, если мы когда огорчили тебя каким-либо словом, делом или даже мыслью и не исполнили своих обязанностей по отношению к тебе, как бывшему своему духовному отцу». По окончании отпевания гроб с телом покойного шестью священниками был трижды обнесен вокруг храма, а затем опять внесен в храм для погребения. С разрешения епископа Полоцкого и Витебского Серафима, о.В.Назаревский погребен на месте своей блаженной кончины – в самом Шкельтовском храме, каковой чести, по церковной практике, удостаиваются лишь епископы. После речи и малой литии тело почившего было опущено в приготовленную могилу около левого клироса. На могиле детьми почившего поставлена белого мрамора плита с соответствующей надписью, а над плитой сооружена гробница с четырьмя иконами по сторонам, написанными сыном почившего: 1) св.чуд.Николай, в храме которого о.Василий служил 35 лет; 2) св.Василий Великий – день ангела о.Василия; 3) Крещение Господне – день смерти; 4) Положение Спасителя во гроб – день погребения о.Василия. На гробнице возложена плащаница, а по сторонам гробницы изображены восемь херувимов, все это сделано под стеклянным футляром. В память кончины о.Василия сыном почившего написана на белой мраморной доске икона св.Василия Великого, которая поставлена в стене по левую сторону гробницы.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.32; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.93–95; ЛГИА, ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.186; Вера и жизнь, 1995, №1, с.28–34.
Назаревский Владимир Васильевич, псаломщик Родился 8-го октября 1882 года в семье священника Шкельтовской Николаевской церкви Василия Феодоровича Назаревского и 17-го октября был крещен в этой церкви. В 1898 году уволен из 4-го класса Полоцкого духовного училища по малоуспешности и с февраля 1899 года и до августа 1901 года включительно служил псаломщиком в Липинишкской Двинского (Даугавпилс) уезда Константиновской церкви, а затем по меньшей мере до 1904 года включительно состоял учителем в Вяжищской церковно-приходской школе Лепельского уезда. Был венчан с православной девицей Елисаветой Михайловной.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.186; Личный архив.
Назаревский Владимир Григорьевич, протоиерей Родился в 1819 году в семье бедного священника Тульской епархии. В 1840 году окончил курс в Тульской духовной семинарии со званием студента, в 1844 году – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и с 12-го декабря состоял преподавателем во вновь открытом в октябре 1843 года Рижском Уездном духовном училище. В 1845 году в Московской духовной академии получил степень магистра, по просьбе епископа Рижского Филарета (Гумилевского), был направлен в Ригу для помощи в деле обращения латышей и эстов в Православие и исправлял должность смотрителя Рижского духовного училища. Здесь сделался самым близким и деятельным сотрудником, советником и «правой рукой» во всех делах Владыки Филарета, называвшего Владимира в своих письмах «преданным делу соработником», «другом своим», «другом скорбей своих, который всегда будет близок его сердцу, которого не заменят новые». 13-го ноября того же 1845 года в Рижском Петро-Павловском соборе был венчан с дочерью к тому времени умершего рижского бюргера 25-летней православной девицей Надеждой Петровной. Вскоре был рукоположен во священника и с января 1846 года служил ключарем Рижского кафедрального Петро-Павловского собора и неутомимо в нем проповедовал. Одновременно в июле–декабре 1846 года обслуживал приход Старой Рижской Троице-Задвинской церкви. В июле 1848 года был возведен в сан протоиерея. В июне 1847 года был избран и определением Св. Синода утвержден первым ректором открытого по повелению Императора Николая Павловича 1 сентября 1846 года в Риге 5-классного с 2-годичным курсом в каждом классе духовного (латышско-эстонского) училища, предназначенного для «взаимного сближения разноплеменных воспитанников при преподавательском языке русском». 15 января 1850 года в домовой церкви Рижского архиерейского дома совершал последнее богослужение в Риге, после чего переселился в Харьков. В феврале того же 1850 года отправлен в Спасо-Мирожский монастырь Псковской губернии, где провел более полугода, после чего получил дозволение служить приходским священником в родной Тульской епархии. И в Тульской, и в Харьковской епархии честным и ревностным исполнением пастырских обязанностей заслужил себе добрую славу. В 1861 году митрополитом Филаретом переведен на кафедру греческого языка в Московскую духовную семинарию и назначен личным переводчиком для переписки с Восточными патриархами. Одновременно, для обеспечения семьи, назначен настоятелем Трифоновской церкви и служил здесь вплоть до своей кончины. При скромном новом настоятеле безвестный дотоле Трифоновский храм стал переполняться молящимися, а 9 марта 1881 года в этой Московской церкви о.Назаревский совершал свою последнюю безкровную жертву по Царе-мученике. Скончался протоиерей Владимир Григорьевич Назаревский от быстрой остановки сердца в тот же день, 9-го марта 1881 года, на 62-м году жизни. Похоронен на Лазаревском кладбище Москвы Ученик и замечательный сотрудник епископа Филарета (Гумилевского) прот.В.Назаревский много послужил делу Православия в Прибалтийском крае.
Источник: РЕВ, 1888, с.155–160; 1893, с.587–609; 1894, с.352; 1901, с.515; 572; Прот.П.Синайский. Исторический очерк Рижского Кафедрального собора, Рига, 1910, с.26–32; Личный архив; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Назаревский Нил Яковлевич, диакон Родился в 1822 году. Окончил курс в Смоленской духовной семинарии, на 1846 год состоял в хоре епископа Рижского Филарета (Гумилевского) и 31-го мая того же года в Рижской Благовещенской церкви был венчан с дочерью к тому времени умершего шлокского (Слока) художника Иоганна Вильгельма Гоера 18-летней девицей лютеранкой Региной Марией Амалией Гоер, затем присоединенной к Православию с именем Мария Васильевна (ϯ20.10.1849 от чахотки). В июне того же 1846 года рукоположен во диакона к Рижской Благовещенской церкви, а в июле 1850 года перемещен к Рижскому Петро-Павловскому собору, служил в котором вплоть до своей кончины. Скончался диакон Нил Яковлевич Назаревский от чахотки 30-го сентября 1855 года, на 34-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин соборным священником Симеоном Беляевым. Отпевание почившего в Петро–Павловском соборе и его погребение на Рижском Всехсвятском кладбище было совершено 2-го октября кафедральным протоиереем Василием Князевым при протодиаконе Иоанне Волочкове, псаломщиках Семене Соколове и Петре Покровском и пономарях Василии Азелицком и Владимире Панове.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Назаревский Стефан Яковлевич, диакон Родился в 1839 году. В 1861 году окончил курс в Рижской духовной семинарии. 17-го сентября того же 1861 года в Лемзальской (Лимбажи) Александро-Невской церкви был венчан с дочерью священника этой церкви Стефана Матфеевича Меньшикова 20-летней девицей Надеждой Стефановной, а в ноябре рукоположен во диакона к Рижской Александро-Невской церкви, служил в которой по меньшей мере до конца 1863 года. Затем не позднее чем с января 1882 года и до ноября 1883 года включительно служил в Рижской Всехсвятской церкви, а по меньшей мере с января 1885 года – во Фридрихштадтской (Яунелгава) Спасо-Преображенской церкви. В июне 1889 года был перемещен к Рижской Троице-Задвинской церкви, в феврале 1890 года – к Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви, в ноябре 1892 года – к Коплауской (Каплава) Покровской церкви, а в августе 1894 года – к Двинской (Даугавпилс) Гривской Николаевской церкви, служил в которой до февраля 1899 года, после чего был уволен, по прошению, за штат и состоял заштатным диаконом в Рижской епархии по меньшей мере до 1904 года включительно.
Источник: РЕВ, 1889, с.396–397; 1890, с.162; 506–518; 1892, с.860; 1894, с.639; 1899, с.168; 1905, с.731; А.Канавин. История Рижской Троице-Задвинской церкви и прихода, построение новой церкви и ее освящение. Р., 1896; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Назаров Антон Федорович, диакон Родился 23-го апреля 1900 года в Новгородской губернии. С 1907 года обучался в приходской школе, из которой был принят в хор Варлаамо-Хутынского монастыря, а в 1908 году перешел в хор Новгородского Софийского кафедрального собора. Одновременно учился в школе, окончил духовное училище и определен к Петроградской духовной консерватории, которую через год, по болезни, оставил. В 1915 году окончил сельскую школу и занимался сельским хозяйством. С 1918 года служил в Красной Армии, а по демобилизации работал в Латвии: в 1921 году – на военном строительстве, с 1927 года – рабочим на заводе. В 1930 году определен на Петроградские Военные десантные курсы. С 1933 года вновь работал на заводе, с 1938 года – разнорабочим в психиатрической больнице, а в 1941 году вновь призван в Красную Армию, в том же году попал в немецкий плен, был отправлен в трудовой лагерь, из которого дважды бежал, во второй раз – успешно. В 1943 году прибыл в Латвию и проживал в Вентспилсе. В 1944 году был определен псаломщиком к Вентспилсской Николаевской церкви, а в 1946 году перемещен к Тукумскому приходу. 21-го января 1949 года митрополитом Рижским и Латвийским Вениамином (Федченковым) Антон Федорович Назаров был рукоположен во диакона к Даугавпилсскому Александро-Невскому собору, а в ноябре того же года выбыл в Великолукскую епархию.
Источник: ЛГА, ф.1452, оп.1, д.56, л.4; оп.3, д.1, л.111–114; ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.274.
Назаров Владимир Иоаннович, пономарь Родился 11-го июля 1847 года в семье дьячка Рижской Михаило-Архангельской единоверческой церкви Иоанна Иоанновича Назарова и 20-го июля был крещен в этой церкви. С августа 1861 года и до декабря 1863 года исправлял должность пономаря в Иллукстской (Илуксте) Сретенской единоверческой церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Назаров Георгий Иоаннович, священник Родился 25-го мая 1843 года в семье дьячка Рижской Михаило-Архангельской единоверческой церкви Иоанна Иоанновича Назарова и 6-го июня был крещен в этой церкви. В 1865 году окончил курс в Рижской духовной семинарии. 20-го мая 1866 года в Фабиановской (Янюциемс) Иллукстского (Илуксте) уезда Свято-Георгиевской церкви был венчан с дочерью священника этой церкви Макария Ефремовича Пищера 18-летней девицей Марией Макариевной, в июле того же 1866 года рукоположен во священника к упомянутой Фабиановской церкви и служил ее настоятелем вплоть до своей кончины. 12-го июня 1875 года, в день памяти воссоединения униатов с Православною Церковью, о.Георгий совершал последнюю Литургию в старой церкви, которая затем была разобрана, и на ее месте начата постройкою новая каменная церковь. В 1877 году церковь была построена и 6-го июня 1878 года освящена во имя святого великомученика Георгия. Скончался священник Георгий Иоаннович Назаров 10-го сентября 1887 года, на 45-м году жизни. Похоронен на Фабиановском приходском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с.501–505; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Р., 1939, с.166–167; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Назаров Евгений Георгиевич, псаломщик Родился в 1885 году в семье священника Фабиановской (Янюциемс) Свято-Георгиевской церкви Иллукстского (Илуксте) уезда Георгия Иоанновича Назарова. Окончил курс в Посвольском народном училище, в июне 1899 года – курс 1-го класса в Рижском духовном училище. С марта 1903 года служил псаломщиком в Коплауской (Каплава) Покровской церкви, в июне 1906 года был перемещен псаломщиком к Хрщевской (Курцумс) Покровской церкви и учителем в приходскую школу и с 15 июня до 20 июля того же года занимался на временных курсах для учителей православных начальных училищ Прибалтийского края, устроенных в Риге Советом по делам православных сельских народных училищ Прибалтийских губерний, возглавляемым архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским). В сентябре 1912 года был перемещен псаломщиком к Двинской (Даугавпилс) Гривской Николаевской церкви.
Источник: РЕВ, 1899, с.591–595; 1903, с.152; 1906, с.481–482; 585–589; 1912, с.590–591; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Назаров Иоанн Иоаннович, священник Родился в 1812 году в семье рижских старообрядцев. Был большим знатоком церковного Устава и состоял канонархом Рижской Гребенщиковской старообрядческой моленной. 10-го января 1837 года епископом Рижским Иринархом (Поповым) был присоединен к Православию на началах единоверия и в феврале того же года назначен причетником ко вновь устраиваемой из означенной моленной Рижской Михаило-Архангельской единоверческой церкви. С января 1838 года служил в этой церкви дьячком и 23-го июля 1839 года в этой же церкви был венчан с дочерью новозыбковского мещанина Артемия Ивановича Стельмакова 20-летней православной девицей Марией Артемьевной. 31-го августа 1848 года епископом Рижским Филаретом (Гумилевским) рукоположен во священника к Раксольской (Раксала) Кресто-Воздвиженской единоверческой церкви и 5-го октября того же года отправлен в деревню Раксолы для открытия в доме крестьянина Симеона Филаретова домашнего богослужения по старопечатным книгам и присоединения к единоверию изъявивших на то желание крестьян. В декабре 1857 года был перемещен к Иллукстской (Илуксте) Сретенской единоверческой церкви, в которой служил до 1863 года включительно, после чего служение в Раксольской церкви возобновил и служил здесь вплоть до своей кончины. Скончался священник Иоанн Иоаннович Назаров 5-го февраля 1880 года, на 68-м году жизни. Похоронен возле Раксольской церкви, против ее алтаря.
Источник: РЕВ,1890, с.501–505; 1894, с.59–61; 1913, с.464–475; 1914, 214–223; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; МГИА, ф.549, оп.2, д.30.
Назаров Михаил Михайлович, регент
|
Родился 1-го января 1896 года в Москве. Некоторое время состоял регентом хора Рижского кафедрального Христо-Рождественского собора и много сделал для развития духовного песнопения. Кроме того, во второй половине 1930-х годов создал женский хор Рижского Просветительного общества и был его регентом. Состоявший из 50 человек хор, благодаря умелому руководству и организаторским способностям М.М.Назарова, пользовался успехом и концертировал в Латвии и за рубежом. Скончался Михаил Михайлович Назаров в 1949 году, на 54-м году жизни. Похоронен на Рижском Покровском кладбище слева от Покровской церкви.
Источник: Покровское кладбище. Слава и забвение. Рига, 2004, С.Видякина, с.75–76; Личный архив.
|
Назаров Петр Васильевич, псаломщик Родился 3-го июля 1898 года в семье домовладельца города Остров. В 1916 году окончил Островское реальное училище. С 1921 года проживал в Латвии и работал в Ливанской частной школе. В сентябре 1928 года выдержал испытание на звание псаломщика и определен псаломщиком к Ново-Муравейскому (Яунскудрене) Свято-Троицкому приходу. В 1931 году был перемещен к Верхне-Овсищскому (Аугшиене) Вознесенскому приходу, затем – к Коровскому (Гавры) Богородице-Рождественскому приходу Яунлатгальского (Абрене) уезда и одновременно до весны 1940 года учительствовал в Пущевской (Палея) и Наливайковской (Лейниеки) русских основных школах. В 1940 году от должности Коровского псаломщика уволен и далее работал учителем, с 1941 года преподавал немецкий язык в основной школе в Гаврах.
Источник: ЛГИА, ф.1632, оп.1, д.14780; ф.7469, оп.2, д.275.
Назаровский Петр Григорьевич, причетник Родился в 1822 году. С ноября 1842 года служил пономарем в Рижской Александро-Невской церкви и 30-го мая 1845 года в этой церкви был венчан с дочерью митавского (Елгава) мещанина Григория Ивановича Быстрова 19-летней православной девицей Вассой Григорьевной. В июле 1845 года был перемещен пономарем к Альт-Гринвальдской (в 7 верстах или 7,42 км от Илуксте) Николаевской церкви, в октябре того же года – первым дьячком к новоустроенной в Виндаве (Вентспилс) православной Всехсвятской церкви, в ноябре 1847 года – к Икскюльской (Икшкиле) Рижского уезда Михаило-Архангельской церкви, а в мае 1848 года – пономарем к Рижской Алексиевской церкви. В декабре 1848 года одновременно в качестве дьячка участвовал в совершении треб в Рижской Покровской церкви, в мае 1855 года был перемещен причетником к уже упомянутой Альт-Гринвальдской Николаевской церкви, в сентябре того же года – к Гросс-Юнгфернгофской (Лиелварде) Рижского уезда Николаевской церкви, а в марте 1856 года - к Мариенбургской (Алуксне) Свято-Троицкой церкви Валкского уезда, служил в которой вплоть до своей кончины. Скончался Петр Григорьевич Назаровский внезапно 7-го апреля 1856 года, на 34-м году жизни. Отпевание почившего в Рижской Покровской церкви и его погребение Рижском Покровском кладбище было совершено 12-го апреля священником Иаковом Михайловым при диаконе Михаиле Цветикове, дьячке Луке Безценном и причетнике Николае Успенском.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Наматев Петр Ананиевич, священник Родился 21-го декабря 1878 года в семье православных крестьян Берзонской (Берзауне) волости. По меньшей мере с декабря 1901 года состоял помощником учителя Буцковского (Бучауска) православного приходского училища, а с ноября 1902 года – учителем в Нейгофском (Яунгулбене) вспомогательном училище Голгофского (Галгауска) прихода. С 25 августа и до 24 ноября 1907 года служил псаломщиком в Берзонской (Берзауне) Свято-Троицкой церкви, после чего от службы по епархиальному ведомству был, по прошению, уволен. Позднее Петр Ананиевич Наматев был рукоположен во священника и в 1920–1929 годах служил в Галгауской Иоанно-Предтеченской церкви.
Источник: РЕВ, 1902, с.861–862; 1907, с.614; 870; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.1, д.219; 222; 1034; 1035; Ticība un Dzīve, 1929, №1, с.16; №3, с.48; №5, с.80; №11, с.138; Личный архив.
Намниек [Намнек] Иоанн Иоаннович, протоиерей Родился 8-го сентября 1881 года в семье православных латышских крестьян усадьбы Киркенос Медзульской волости Венденского (Цесис) уезда Ивана Петровича и Мелании Алексеевны Намнеков. В 1899 году окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по второму разряду, в мае 1905 года – курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии со званием студента и в июне того же года определен псаломщиком к Сиссегальской (Мадлиена, Адеркаши) Марие-Магдалининской церкви Рижского уезда. В апреле 1906 года был включен в Список кандидатов священства по Рижской епархии и 7-го мая в Сиссегальской церкви был венчан с крестьянкой Медзульской волости 18-летней православной девицей Валентиной Ивановной Заринь, а 9-го июня перемещен, по прошению, к Якобштадтской (Екабпилс) Свято-Духовской церкви. В июне 1907 года получил место диакона при Иллукстской (Илуксте) монастырской Богородице-Рождественской церкви и 15-го июля рукоположен во диакона к этой церкви, а 17-го августа 1912 года рукоположен во священника к Ляудонской Иоанно-Предтеченской церкви Венденского уезда. В 1917–1918 годах был делегатом от Рижской епархии на Всероссийском Поместном Соборе. 28 сентября 1919 года прихожанами Рижского Вознесенского латышского прихода был избран своим пастырем и 5-го октября вступил в должность второго священника этого прихода. В 1920–1922 годах обучался на медицинском факультете Латвийского университета, но за недостатком денежных средств учебу оставил. Не позднее июня 1924 года, по избранию прихожан Карздабской Богородице-Рождественской церкви Цесисского уезда, перемещен к этой церкви и назначен ее настоятелем. Одновременно в 1919–1938 годах обслуживал Марциенский Алексиевский и Ливанский приходы; в 1924–1928 годах – Бучауский Ильинский и Галгауский Иоанно-Предтеченский приходы; с 1936 года – Лидерский Сретенский приход, а в сентябре 1937 года совершил закладку церкви в Ливанах и в том же году был возведен в сан протоиерея. В январе 1938 года от прежних должностей был освобожден, перемещен вторым священником к Рижскому кафедральному Христо-Рождественскому собору и назначен его ключарем. С 1 февраля 1938 года дополнительно обслуживал религиозные нужды православных воинов Рижского гарнизона. Одновременно исправлял должность администратора собора; работал в издательстве церковных и духовных книг; работал по воспитанию молодежи, руководил кружком молодежи при соборе и преподавал в местных школах. В 1938 году, по случаю праздника 20-летия свободы и независимости Латвийской Республики, награжден орденом Трех Звезд 4-й степени, а 25 сентября 1940 года под давлением органов НКВД от церковного служения был отстранен, 16 июня 1941 года года арестован, осужден по ст.121 УК РСФСР «Разглашение государственной тайны» и приговорен к лишению свободы в ИТЛ. Скончался протоиерей Иоанн Иоаннович Намниек от туберкулеза легких 8-го мая 1942 года, на 61-м году жизни, в Северо-Уральском лагере. (В 1990 году был реабилитирован).
Источник: РЕВ, 1899, с.591–595; 1905, с.433; 475–479; 1906, с.347–353; 481–482; 1907, с.486; 566; 1912, с.483; Вѣра и Жизнь, 1937, с.259; 1938, с.1; 34; 307–308; С.П.Сахаров. Православные церкви в Латгалии. Издание автора. Рига, 1939, с.91–82; Свящ. Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.95–96; Сегодня, №15 от 01.10.1919; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.271; Личный архив.
Нарамовский Евстафий Иоаннович, диакон Не позднее чем с января 1834 года Евстафий Иоаннович Нарамовский служил дьячком в Динабургской (Даугавпилс) крепостной военно-соборной Спасо-Рождественской церкви (с 1841 года – собор). Венчался с православной девицей Марией Иосифовной. В июле 1839 года был рукоположен во диакона и служил в этом военно-крепостном соборе по меньшей мере до июля 1847 года включительно. Одновременно в январе–июле 1841 года участвовал в богослужениях, совершаемых в новоустрояемой на Динабургском форштадте приходской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
|
Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (21.06.2020) |
Просмотров: 447 | |
|
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
|
| |
|