Понедельник, 29.04.2024, 21:12
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

«П» стр.8 (алфавитный раздел)
Онисим (Пылаев Михаил Владимирович)
ЕПИСКОП
Священномученик Онисим, епископ Тульский.
Дни памяти: 14(27) февраля; в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских – воскресение 25 января (7 февраля) или первое воскресение после этой даты; в Соборе Новомучеников и Исповедников Соловецких – 10(23) августа; в соборе Тульских святых – 22 сентября (5 октября).

 Родился 5-го сентября 1872 года в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом.
В 1896 году окончил курс в Новгородской духовной семинарии по второму разряду и определен псаломщиком к Новогеоргиевскому военно-крепостному собору. В 1898 году перемещен в том же качестве к Двинскому (Даугавпилс) военно-крепостному Свято-Троицкому собору, а в 1899 году – к Карскому крепостному собору.
В 1903 году был рукоположен во священника к 4-му Стрелковому полку. Когда в 1904 году началась война России с Японией, полк отправился на фронт в действующую армию и со своим священником принял участие в военных действиях. Однако о.Михаил, отрицательно относившийся к начавшейся войне, считал, что для народа непонятны смысл и задачи войны, и уже поэтому последствия ее могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство в 1905 году отозвало его с фронта, а 4 апреля 1905 года он был награжден орденом св.Анны 3-й степени и 8 апреля – орденом св.Анны 2-й степени с мечами. С 1906 года о.Михаил служил священником при управлении 1-й стрелковой бригады; с 1906 года – при 37-м Пехотном Екатеринбургском полку. 1 ноября 1906 года был награжден камилавкою, а в 1913 году – благословением Св. Синода с грамотою. Когда же началась Мировая война 1914 года, о.Михаил вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну, вплоть до 1917 года. Одновременно состоял благочинным 10-й пехотной дивизии. 3 марта 1915 года был награжден наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, 2 июля 1915 года – золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, 24 февраля 1916 года – Священной Библиею, от Св. Синода выдаваемой, а определением Святейшего Синода от 29.07–24.08.1916 за №5421 священник 37-го пехотного Екатеринбургского полка Михаил Пылаев был возведен в сан протоиерея. В январе 1918 года приехал в Нижний Новгород. С началом гражданской войны был мобилизован в Красную армию, где состоял письмоводителем 1-й бригады, затем казначеем 11-й Нижегородской дивизии, которая сначала была отправлена на Южный фронт, а затем на Северный; здесь пробыл до августа 1919 года, а в 1919 году был назначен председателем ликвидационной комиссии 11-й Нижегородской стрелковой дивизии и выбыл к месту ее формирования в Нижний Новгород. По окончании дел, связанных с роспуском дивизии, поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами.
В 1920 году протоиерей Михаил подал Нижегородскому архиепископу Евдокиму (Мещерскому) прошение, в котором писал: «Получив приглашение от приходского совета Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви занять место священника Верхне-Посадской церкви, оставшееся вакантным после смерти протоиерея Николая Фаминского, я согласился, а потому прошу Ваше Высокопреосвященство, если с Вашей стороны не встречается препятствий, назначить меня на указанное место». Далее в прошении в.Михаил объяснил, что поскольку он и живет в районе этого прихода, и ему часто приходилось служить в этой церкви, то и с приходом он немного знаком, и в результате был назначен священником в эту Свято-Троицкую церковь. Во время возникновения в 1922 году обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя активными противниками Православия, причем одним из центров раскола стал Нижний Новгород, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество, протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев. В декабре 1924 года некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться и обсудить, что возможно здесь сделать. 10 декабря несколько священников собралось в квартире у протоиерея Михаила Пылаева. Обсудив положение, они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся священникам. Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и дело довольно быстро дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря сообщил в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом»; с этого времени за участниками кружка было установлено наблюдение. Второй раз священники собрались 5 января 1925 года, на этой встрече присутствовали также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов).
Прихожанин храма, в котором служил о.Михаил, преподаватель техникума, окончивший Санкт-Петербургский университет, прочел присутствующим лекцию на тему «Марксистский материализм». 15 января священники собрались на квартире автора лекции, и он здесь прочел ее вторично. В следующий раз священники собрались 5 февраля, и была прочитана лекция о происхождении мира. Следующая встреча состоялась 26 февраля. Здесь священники читали лекции на темы: «Религия и нравственность», «Спор о Боге», «Буддизм и христианство». Среди других присутствовали митрополит Сергий и епископ Макарий (Знаменский). Митрополит Сергий высказал пожелание, чтобы на основе этих лекций устроить курсы для духовенства, а вечером того же дня все участники лекций были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в Нижегородскую тюрьму. 28-го февраля следователь допросил протоиерея Михаила. Отвечая на вопросы, отец Михаил сказал: – 10 декабря прошлого года у меня на квартире собралось несколько человек духовенства и за стаканом чая беседовали о способах борьбы с безбожием, о необходимости духовенству высказываться на диспутах и как это делать и что для этого необходимо. – Какая цель ваших собраний? – спросил его следователь. – Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным антирелигиозным движением, – ответил священник. – Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный нелегальный характер? – Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские беседы не носят характера собраний. 3-го марта отец Михаил был снова допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Инициатором или побуждающим началом наших товарищеских бесед по вопросам антирелигиозным были верующие миряне. После каждого антирелигиозного диспута ко мне приходили верующие с вопросом, почему духовенство не выступает на диспутах в защиту религии. Это же я слышал и от других священников. Все это и побуждало нас собраться для беседы по означенным вопросам. После беседы мы пришли к заключению, что духовенству нужно выступать на диспутах в защиту религии. Никаких планов на будущее не составлялось».
В марте 1925 года сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию церковного кружка, а 18 марта находившиеся под стражей священнослужители написали заявление Нижегородскому губернскому Прокурору: «Все обвиняемые чистосердечно показали, что, действительно, они собирались друг к другу. Характер собраний был случайный, причем состав разнообразный, и некоторые из участников аресту подвергнуты не были. За стаканом чая беседы были разнообразного характера: о пассиях, церковных службах, современном безбожии и маловерии, о церковных диспутах... На всех допросах и речи не было о контрреволюционности наших бесед и собраний, – допрашивавшим был очевиден только религиозный характер наших бесед. Никаких оснований для 62-й статьи не было указано... О чудовищности настоящей статьи в применении к нашему проступку мы смело можем говорить потому, что не только на инкриминируемых собраниях, но и ранее мы никогда, ни в отдельности, ни вместе, не занимались политическими вопросами и не сделали ни одного жеста, враждебного рабоче-крестьянской власти. Находя новые несоответствия совершенного нами проступка (случайные беседы на религиозные темы без разрешения власти) с 62-й статьей уголовного кодекса, а также принимая во внимание высказанное нам, что наше дело не будет передано в губернский суд, а будет направлено в Москву для судебного рассмотрения в Коллегии, мы просим Вас передать наше дело в следственную часть Нижегородского губернского суда, дабы последний мог беспристрастно рассмотреть его и вынести справедливое решение». 27 марта 1925 года все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода.
К 1925 году о.Михаил уже овдовел, и 26-го марта был пострижен в монашество с именем Онисим, а 28-го марта хиротонисан во епископа Красно-Бакинского. Чин хиротонии совершали митрополит Сергий (Страгородский), епископ Дамиан (Воскресенский) и епископ Макарий (Знаменский).
В марте 1926 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором было написано, что «священник Пылаев... виновен в том, что, являясь руководителем тихоновщины в 1922 году и поэтому пользуясь популярностью среди тихоновщины за свою стойкость и верность этому течению.., организовал нелегальный кружок духовенства. На его квартире было устроено первое собрание кружка...» 26 марта Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Владыку к лишению права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года. Епископ Онисим избрал местом жительства Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода, и 26 апреля 1926 года митрополитом Сергием был назначен епископом Воткинским. В 1927 году временно управлял Вятской епархией. 23 декабря 1927 года в связи с 10-летним юбилеем революции срок ограничения прав для епископа был сокращен на одну четверть.
В 1927 году Сарапульское ОГПУ произвело массовые обыски у духовенства в Воткинске в поисках послания, которое распространялось от имени архиепископа Сарапульского Алексия (Кузнецова). 30 декабря того же года в доме священника Александра Бирюкова, секретаря епископа Онисима, был произведен обыск, во время которого было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. Журналы были посланы по почте неким священником из Латвии в Москву и, в конце концов, попали к отцу Александру на прочтение. 27 января 1928 года отец Александр был вызван в Сарапул в ОГПУ и арестован. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима, он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 5 февраля епископ отправил прокурору письмо, в котором писал, что считает обвинение «безосновательным, потому что журналы прошли через таможню, следовательно, допущены к хранению и чтению в СССР... В силу означенных обстоятельств, прошу товарища прокурора затребовать в порядке надзора дело, рассмотреть его и, если нельзя будет совершенно прекратить дело до окончания расследования и до получения справки из московской таможни, то, во всяком случае, изменить меру пресечения до суда на время следствия... В крайнем случае, если даже это мое деяние (...просмотр журналов, хотя и заграничных, но все же легальных, как прошедших через таможню) все же составляет почему-либо преступное деяние, то оно, как совершенное в июле прошлого года, когда была получена в Воткинске посылка, подходит под амнистию по случаю 10-летнего юбилея Октябрьской революции, и дело должно быть на основании 4-й статьи УПК прекращено». 17 марта следствие было закончено, и следователь в составленном им обвинительном заключении написал: «Обнаруженные журналы и анонимное обращение носят ярко выраженный антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью оклеветать Советский Союз, который якобы, несмотря на существующие изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на религию вплоть до полного ее разгрома и заполнения тюрем служителями религиозного культа без всяких на то оснований... и в настоящее время создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом священников – агентов ОГПУ».
22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим, зажигать огонь на маяке и возвращаться. Перед окончанием срока заключения в лагере – 3 января 1931 года, Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков он сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. 7 мая 1933 года, епископ Онисим направил митрополиту Сергию письмо, в котором описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 25 мая это письмо попало к одному из начальников ОГПУ. 10 августа 1933 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа.
В том же 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. Епископ Онисим деятельно приступил к управлению Тульской епархией, принимая священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и епархиальным управлением; узнав, что где-то в приходе нет священника, Владыка сразу же направлял туда священника, только чтобы храм не был закрыт; в тех случаях, когда власти не давали регистрации священнику или забирали ее, требуя, чтобы тот покинул приход, он находил другого священника, лишь бы не допустить закрытия храмов. Бывали случаи, когда руководство колхоза, не закрывая формально храм, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял священника совершать богослужения на паперти. Но, несмотря на все эти меры, храмы закрывались один за другим, и Владыка прикреплял священников к еще остающимся открытыми храмам, решив, что оставит всех священников в епархии, даже если из всех храмов в епархии власти оставят один. Священников, оставшихся без приходов, епископ благословил совершать по возможности богослужения в домах прихожан. Всем возвращающимся из лагерей и ссылок священникам Владыка старался дать место в храме, но когда это было по каким-либо причинам невозможно, он давал рекомендательные письма к архиепископу Рязанскому Иувеналию (Масловскому) или епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому) с просьбой принять священника к себе и дать приход. Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно. Владыка уговаривал священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом, так как при отсутствии религиозного образования народ все более погружался во тьму невежества.
18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано духовенство, служившее как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне. Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству. «Архиерейские службы, – показал один из священников, – по указанию епископа Онисима совершались в строго монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий. Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились по указанию Архиерея. Я лично сам неоднократно говорил епископу Онисиму, что надо прекратить проповеди, но он настаивал, чтобы говорить их. Сам лично он также говорил проповеди. Так, например, в апреле 1935 года Пылаев за вечерним богослужением в церкви Ильи Пророка говорил: «Евреи, как дикие звери, набросились на Христа и кричали «распни, распни Его», евреи своими дикими криками требовали от Пилата, чтобы он предал Христа смерти. Христос, окровавленный, стоял перед толпой. Кого же вы выберете – Христа или Варавву, куда вы пойдете?» Кроме того, епископ Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает по старой монархической форме: «на брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших».
Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста. – Какие цели вы преследовали, организуя тайные богослужения на квартирах верующих и духовенства? – Я как епископ разрешил подведомственному мне духовенству совершать на квартирах верующих и в квартирах духовенства всевозможные требы и богослужения. – Следствию известно, что в городе Туле существует контрреволюционная организация духовенства и церковников, в составе которой были и Вы. Объясните, в чем выражалась Ваша непосредственная контрреволюционная организационная деятельность? – Никакого участия в организационной и вообще в контрреволюционной деятельности я не принимал и о том, что существовала контрреволюционная организация, не знал. – Следствию известно, что Вами лично и священнослужителями с Вашего разрешения производились нелегальные богослужения у прихожан на квартирах. Вами лично с участием других священнослужителей проводились нелегальные пострижения в монашество. Считаете ли Вы, что все эти факты нарушают существующие советские законы? – Лично мною были совершены два водосвятных молебна на квартирах верующих, но я их нелегальными не считаю. Священнослужители совершают богослужения и требы на квартирах у верующих самостоятельно, не спрашивая на это разрешения моего как епископа. Все эти богослужения, которые проводились мною или священнослужителями с моего разрешения, я не считаю противоречащими советским законам, так как они совершаются везде и всюду. Что касается пострижения в монашество, то я его действительно совершил, но я не считаю это противоречащим советским законам. – Следствие располагает данными о том, что Вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского характера. Когда это было и каково содержание этих проповедей? – Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера. – Следствием установлено, что Вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылки, разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли Вы, что этим нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования вокруг Вас контрреволюционного элемента? – Никакой концентрации вокруг меня духовенства, прибывающего из ссылки, не было. Ко мне как к епископу обращались многие возвратившиеся из ссылки за получением места, и по мере возможности я их удовлетворял, давая места в сельских приходах. Было несколько случаев, что я разрешал служить вместе со мною прибывшим из ссылки, которые не имели разрешения на службу в Туле от культкомиссии и не были последней зарегистрированы. Однако же, несмотря на то, что я разрешил служить вместе со мною духовенству, прибывшему из ссылки, которое не имело на это право, я не считаю, что этим я нарушил советские законы. – Какие указания Вы давали обращавшимся к Вам священникам по поводу отношения их к верующим колхозникам? – Никаких специальных поручений приходившим ко мне священникам по отношению к верующим колхозникам я не давал. Но были случаи, что приходившие из сел Тульской епархии священники докладывали мне, что большинство прихожан вступило в колхоз, что они теперь не имеют возможности посещать церковь, а вследствие этого доходы священников сократились, стало трудно жить, нечем платить налоги; при этом просили перевести их в более доходные приходы, и, если была возможность, я их переводил, а если не было возможности, то я советовал подать мне заявление и ждать, пока освободится место. – Изложите содержание антисоветских разговоров, происходивших между Вами и приходившими к Вам священниками. – Я лично антисоветских разговоров никогда не проводил, также не было антисоветских разговоров и со стороны приходивших ко мне священников, но бывали случаи, когда священники жаловались на незаконные, по их мнению, действия местных властей, на обложение их налогами, на неправильное закрытие церквей, без соблюдения соответствующих законов, и просили моих советов. В большинстве случаев я советовал им на неправильные действия местных властей жаловаться в культкомиссию Мосисполкома.
1 апреля 1936 года следствие было закончено. Епископ Онисим был обвинен в том, что, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью – подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную деятельность...» 16 апреля 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором устроил домашнюю церковь. Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя ссыльное духовенство, и бывало, что здесь сразу жило по нескольку священников, которым хозяева отводили отдельную комнату. Давая приют ссыльному духовенству, принимая исповедников Христовых и праведников, они, не будучи ссыльными сами, получали награду исповедников Христовых. Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке. Поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. Через все годы заключения и ссылок он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Епископ Онисим». За обедом он всегда пользовался ею и всегда брал ее с собой в предвидении нового следствия и заключения. Но на этот раз он не стал брать эту ложку с собой, так как понял, что конца этому следствию не будет, не будет ни заключения в лагере, ни ссылки, а будет сразу Царствие Небесное – оставалось всего лишь в последний раз потрудиться и пострадать со Христом, чтобы навечно быть с Ним. Допрос состоялся на следующий день после ареста в самый день празднования Рождества Христова. – Расскажите подробно следствию о Вашей практической контрреволюционной деятельности. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался и не намерен заниматься. Я был судим за рассказ о своей жизни в Соловецком лагере. В этом никакого преступления я не усматриваю, тем более что плохого я об этой жизни не говорил. Вызванные в последуюшие дни свидетели – священник и мирянин, показали: «В ноябре 1937 года в газете «Известия» была помещена статья под заглавием «Церковники и сектанты на службе у фашистов». По этому поводу Пылаев заявил, что газетам современным верить нельзя, пишут разную чепуху и ложь, никаких шпионов в нашей среде нет. Все эти шпионы и диверсанты выдуманы для того, чтобы оправдать поголовные аресты населения и священнослужителей. В том же месяце Пылаев говорил, что сейчас везде советская власть проводит аресты, скоро вся Россия превратится в концлагеря, и везде подбирают нашего брата. Пылаев заявил, что у большевиков вообще антирелигиозная пропаганда характеризуется жестокостями: схватить, посадить, сослать и так далее. Пылаев по случаю награждения товарища Ежова орденом Ленина заявил, что Ежова наградили за то, что он давит нашего брата». 11 января 1938 года следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в город Архангельск, а 13 января тройка НКВД приговорила Владыку к расстрелу.
27-го февраля 1938 года епископ Онисим (Пылаев), 65-ти лет от роду, был расстрелян в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17-го июля 2001 года епископ Тульский Онисим (Пылаев) включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Празднование памяти священномученика Онисима, епископа Тульского, совершается также в Соборе Тульских святых и в Соборе Новомучеников и Исповедников Соловецких.
Источник: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь, 2005, с.269–282; http://ugo10.narod.ru/; http://drevo-info.ru/; Вестник Военного Духовенства, 1917, №9–10, с.198 –200.

Пырк (Пэрк) Михаил Антонович, священник
Родился 25-го декабря 1860 года в семье эстонских крестьян волости Выйзику Феллинского уезда.
Окончил курс в Рижском духовном училище, в 1881 году – курс четырех классов в Рижской духовной семинарии и в сентябре того же года назначен псаломщиком к Рижской Благовещенской церкви. В ноябре 1886 года был перемещен к Рижской Петро-Павловской церкви, а в апреле 1896 года получил место священника при Пюхалепской (Эстония) церкви.
12-го апреля 1896 года в Рижской Петро-Павловской церкви был венчан с дочерью диакона Рижского кафедрального Христо-Рождественского собора Павла Николаевича Скворцова 20-летней девицей Анной Павловной, 17-го апреля того же года в Рижской Благовещенской церкви рукоположен во диакона и 21-го апреля в Рижском кафедральном соборе – во священника к означенной Пюхалепской церкви. В январе 1902 года за усердную службу награжден набедренником, а 22 января 1904 года перемещен к Сааренгофской (Сааре, Эстония) церкви, служил в которой до выхода 15 апреля 1936 года за штат. В 1908 году был награжден камилавкою, в 1915 году – скуфьею.
Скончался священник Михаил Антонович Пырк 11-го января 1940 года, на 80-м году жизни, в Ухмарду волости Сааре Тартуского уезда Эстонии. Похоронен на Ухмардуском кладбище.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1896, с.339; 387; 430; 1902, с.83; 1904, с.89; 201; EAA.1655.1.140; 180; Kaljukosk; http://www.eoc. ee/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Пытель Константин Васильевич, псаломщик
В 1944 году окончил Виленские (Вильнюс) пастырско-богословские курсы, в составе Псковской миссии служил в Ионишках (Литва), с того же 1944 года служил псаломщиком в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе, затем – в Болдерайском приходе, а в 1945 году был перемещен в Эстонскую епархию.
Источник: ЛГИА, ф.7469, оп.2, д.301; Личный архив.

Виктор (Пьянков Виктор Владимирович)
Б.ЕПИСКОП ПОДОЛЬСКИЙ

 Родился 19-го октября 1944 года в семье служащих Первоуральска Свердловской области.
В 1960 году окончил среднюю школу, в 1962 году – монтажный техникум, после чего работал и продолжал учебу заочно. С января 1971 года состоял сторожем в Валгундской Спасо-Преображенской пустыни.
В 1971 году архиепископом Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым) пострижен в монашество с тем же именем Виктор, в июле того же года рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха и 22 сентября определен к Елгавской Успенской церкви. Одновременно до ноября 1972 года обслуживал по будням церковь Спасо-Преображенской пустыни. С 26 ноября 1976 года служил настоятелем Валмиерской Сергиевской церкви с обслуживанием Смилтенской Николаевской церкви. В 1977 году заочно окончил курс в Московской духовной семинарии и 1 апреля 1978 года перемещен настоятелем к Тукумской Николаевской церкви с обслуживанием Рижской Иоанно-Предтеченской церкви.
В 1980 году возведен в сан игумена и с 10 июня того же года служил настоятелем Рижской Преображенской церкви. Принимал участие в приеме посещавших Ригу иностранных церковных делегаций. Был ответственным за издание ежегодного православного церковного календаря на латышском языке. Одновременно в 1980–1983 годах состоял благочинным Мадонского округа; в 1982–1983 годах – секретарем Рижского епархиального управления, а 4 сентября 1983 года от всех должностей был уволен с правом перехода в другую епархию и в том же году принят в число братии Московского Свято-Данилова монастыря, где до 1986 года нес послушание эконома.
В 1986 году возведен в сан архимандрита. В 1986–1987 годах был начальником управления по строительству и реставрации Данилова монастыря; с 1987 года – начальником реставрации и строительства Ленинградского епархиального управления; с августа 1988 года – настоятелем Таллинского Александро-Невского собора.
Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 20 февраля 1990 года клирику Таллинской епархии архимандриту Виктору (Пьянкову) определено быть епископом Тапаским, викарием Таллинской епархии. 24-го марта того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершено наречение архимандрита Виктора (Пьянкова) во епископа Тапаского и 25-го марта – самая хиротония. 20 июля 1990 года, на первом заседании Свящ. Синода при новоизбранном Патриархе Алексии II, Владыка был назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, и председателем хозяйственного управления Московской Патриархии. 1 октября 1990 года вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности; с 22 ноября того же года состоял членом комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви; с 18 февраля 1992 года – членом комиссии по подготовке и проведению в 1992 году празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, а 21 апреля 1994 года от должности, по состоянию здоровья, был освобожден и 19 июля 1999 года, решением Священного Синода Русской Православной Церкви, почислен по пpошению по состоянию здоровья на покой.
С 1999 года бывший епископ Подольский Виктор (Пьянков) проживал в США, штат Флорида. С 2011 года местом его постоянного служения был храм святого мученика Андрея Стратилата в Санкт-Петербурге штата Флорида.
Источник: ЖМП, 1990, №10, с.19–21; ЛГА, ф.1419, оп.2, д.19, л.170–206; http://drevo-info.ru/.

Пясковский Василий Васильевич, псаломщик
Родился в семье священника Покровской церкви села Ракитино Невельского уезда Витебской губернии Василия Пясковского. Потомственный почетный гражданин Витебской губернии.
В 1901 году окончил курс в Витебской духовной семинарии по первому разряду. С мая 1902 года до марта 1906 года включительно служил псаломщиком в Двинском (Даугавпилс) Александро-Невском соборе. Был венчан с православной девицей Евфросинией Иларионовной (р.1881–†26.09.1908).
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.

Пятницкий Алексей Иванович, псаломщик
Родился в 1874 году в семье священника Стомерзейской (Стамериена) Александро-Невской церкви Иоанна Петровича Пятницкого.
В 1888 году окончил курс 4-х классов в Рижском духовном училище по второму разряду, в июне 1895 года – курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по второму разряду и с 4 сентября служил псаломщиком в Залисской (Салацгрива) Покровской церкви. 4 апреля 1896 года был перемещен к новооткрытому Валкскому Исидоровскому русскому приходу, в сентябре 1899 года – к Юрьевской (Тарту) Успенской церкви, а в июне 1901 года от службы по Рижскому епархиальному ведомству был уволен. На 1903 год потомственный почетный гражданин Алексей Иванович Пятницкий числился в Рижской епархии как бывший псаломщик.
Источник: РЕВ, 1888, с.395–396; 1895, с.692–694; 913; 1896, с.339; 1899, с.786; 1901, с.467; 1905, с.334; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.

Пятницкий Василий диакон
Родился 1792 году.
Был рукоположен во диакона и с декабря 1816 года и вплоть до своей кончины служил в Рижской Петро-Павловской соборной церкви.
Скончался диакон Василий Пятницкий после непродолжительной болезни 30-го июля 1818 года, на 27-м году жизни. Отпевание почившего было совершено в Петро-Павловском соборе соборным причтом.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.

Пятницкий Иоанн Петрович, протоиерей
 Родился в 1839 году в Псковской губернии.
В 1859 году окончил курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии по второму разряду и определен столоначальником в Рижскую духовную консисторию. 4-го ноября 1862 года в Икскюльской (Икшкиле) Михаило-Архангельской церкви был венчан с дочерью рижского бюргера Андрея Долголикова 17-летней православной девицей Еленой Андреевной.
В январе 1863 года рукоположен во священника к Вольмарской (Валмиера) Сергиевской церкви. С марта того же года в составе второго причта этой церкви совершал богослужения и требы в Пальцмарском (Палсмане) православном приходе. В сентябре 1864 года был перемещен к Стомерзейской (Стамериена) Александро-Невской церкви, а в октябре 1877 года – к Лемзальской (Лимбажи) Александро-Невской церкви и Законоучителем в сельское уездное училище, в каковых должностях состоял до октября 1881 года включительно. В 1879 году о.Иоанн Петрович овдовел. Матушка Елена Андреевна скончалась 28-го июля 1879 года, будучи 34-х лет от роду, и похоронена на Лемзальском приходском кладбище.
С ноября 1881 года о.Иоанн Пятницкий служил настоятелем Голгофской (Галгауска) Иоанно-Предтеченской церкви. В октябре 1883 года был перемещен к Венденской (Цесис) Спасо-Преображенской церкви, назначен благочинным Венденского округа и состоял в этих должностях до августа 1887 года включительно. Одновременно преподавал Закон Божий в Венденском уездном и других городских училищах, а в сентябре 1887 года был перемещен к Руенской (Руиена) Свято-Троицкой церкви, настоятелем которой служил до октября 1892 года. Дополнительно в январе–июне 1890 года, за болезнью приходского священника Сасмакенской (Валдемарпилс) Иоанно-Предтеченской церкви Михаила Николаевича Любимова, о.Иоанн Пятницкий совершал богослужения и требы в этой Сасмакенской церкви.
В октябре 1892 года был перемещен к Рижской Всехсвятской кладбищенской церкви и в мае 1893 года, ко дню Священного Коронования Их Императорских Величеств, за заслуги по духовному ведомству награжден наперсным крестом, а в феврале 1895 года перемещен к Рижской Покровской кладбищенской церкви, настоятелем которой служил вплоть до своей кончины. Состоял членом комитетов по постройке Всехсвятского церковно-приходского и школьно-причтового дома при Покровской церкви. В 1897 году избирался членом правления Рижского духовного училища. С 1898 года состоял духовником Рижско-градского благочиния. 14-го мая 1898 года возведен в сан протоиерея. Государь Император Всемилостивейше соизволил удостоить протоиерея Рижской Покровской церкви Иоанна Пятницкого: в 6-й день мая 1909 года за службу по епархиальному ведомству награждения орденом св.Анны 2-й степени; во 2-й день апреля 1910 года за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией сопричисления к ордену св.Владимира 4-й степени. Отцу Иоанну выпала участь пройти свое пастырское служение в кладбищенских церквах. Это особенно тяжелое служение. Приходится иметь дело со скорбящими, иногда приходящими в отчаяние от потери близких сердцу людей, и в то же время с мертвым покоем. Только при сильном чувстве любви к пастве можно умерять скорбь и указывать христианскую середину между этими двумя сторонами. Кроме того, батюшка, благодаря своей незаурядной личности, являлся объединительным звеном между русскими и людьми других национальностей
Скончался протоиерей Иоанн Петрович Пятницкий после продолжительной болезни 10-го марта 1911 года, на 72-м году жизни. 13-го марта 1911 года, в воскресенье, в Покровской кладбищенской церкви епископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) в сослужении многочисленного духовенства совершил отпевание и погребение почившего о.Пятницкого. На могилу на Рижском Покровском кладбище было возложено много венков. Но бросался в глаза скромный веночек от детворы церковно-приходской школы с надписью: «Любимому духовному отцу и наставнику»...
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1892, с.777; 1893, с.330; 1895, с.258; 1898, с.370; 497; 1909, с.325–326; 1910, с.282; 1911, с.193; 231; http://www.russkije.lv/; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.1, д.180; МГИА, ф.549, оп.2, д.30.

Пятницкий Николай Иоаннович, протоиерей
 Родился 14-го ноября 1866 года в семье священника Стомерзейской (Стамериена) Александро-Невской церкви Венденского (Цесис) уезда Иоанна Петровича Пятницкого.
В 1887 году окончил курс в Рижской духовной семинарии по первому разряду со званием студента и до 1891 года состоял учителем в Образцовой школе при той же семинарии.
В 1891 году был венчан с православной девицей духовного сословия Серафимой Васильевной Павской, 1-го октября того же года в Рижской Покровской церкви рукоположен во диакона и 6-го октября в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе – во священника к Лаудонской (Ляудона) Иоанно-Предтеченской церкви Венденского уезда. Одновременно с октября 1894 года и до января 1908 года состоял Законоучителем в Пебальге (Пиебалга). В мае 1894 года награжден набедренником, в декабре 1898 года – скуфьею, а 18 марта 1904 года перемещен к Старо-Пебальгской (Вецпиебалга) Петро-Павловской церкви того же Венденского уезда. Определением Святейшего Правительствующего Синода от 12.04.1906 за №1906, за заслуги по духовному ведомству награжден камилавкою. В 1906–1907 годах исправлял должность Керстенбемского (Карздаба) благочинного. 1 января 1908 года от службы по Рижскому епархиальному ведомству был уволен и назначен Законоучителем в Гольдингенскую (Кулдига) учительскую семинарию.
За заслуги по гражданскому ведомству Святейшим Правительствующим Синодом, по определению от 30.03.1910 за №2415,2416, к 6-му мая – Дню рождения Его Императорского Величества, награжден наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, а по определению от 27.03.1914 за №2796, ко Дню рождения Его Императорского Величества был награжден саном протоиерея. В 1915 году вместе с учительской семинарией был эвакуирован в Чистополь, затем, спасаясь от большевиков, бежал далее в Омск и Иркутск. В конце 1920 года вернулся в Ригу и с 25-го декабря служил настоятелем Салдусского Богоявленского прихода с обслуживанием Айзпутского Николаевского прихода, 26-го мая 1922 года перемещен настоятелем к Елгавскому Симеоно-Аннинскому собору с преподаванием Закона Божия в Елгавской основной школе, а в августе 1936 года протоиерей Николай Иоаннович Пятницкий был уволен, по прошению, за штат с правом получения пенсии.
Источник: РЕВ, 1891, с.697; 733; 1893, с.285–286; 1894, с.342; 1898, с.890; 1904, с.243; 1906, с.435–436; 1908, с.105; 1910, с.315–317; 1914, с.307–308; Вѣра и Жизнь, 1936, с.179; Альманах Русский мир и Латвия, вып.14, Рига, 2008, с.51; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.1632, оп.1, д.16336; 16337; ф.4754, оп.1, д.180; ф.7469, оп.2, д.302.

Пятницкий Петр Алексеевич, диакон
Родился в 1828 году.
В 1851 году окончил курс обучения во Псковской духовной семинарии, 19-го августа того же года в Якобштадтской (Екабпилс) Свято-Духовской церкви был венчан с дочерью к тому времени умершего диакона этой церкви Стефана Никитовича Невдачина 23-летней девицей Александрой Стефановной, рукоположен во диакона и с октября того же года служил в Виндавской (Вентспилс) Всехсвятской церкви. В феврале 1855 года был перемещен к Либавской (Лиепая) подвижной Николаевской церкви, а в мае – к Рижской Замковой Успенской церкви, служил в которой до мая 1857 года включительно. С августа того же 1857 года служил в Старой Рижской Троице-Задвинской церкви, а в ноябре перемещен к Рижской Покровской церкви. В июле–декабре 1858 года одновременно обслуживал Рингенбергский (Ремберги) Свято-Троицкий приход, а 14 января 1860 года перемещен вновь к Рижской Троице-Задвинской церкви, служил в которой до августа того же года. Позднее и вплоть до своей кончины служил вновь в Рижской Троице-Задвинской церкви.
Скончался диакон Петр Алексеевич Пятницкий в 1867 году, на 40-м году жизни.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; РЕВ, 1890, с.501–505; А.Канавин. История Рижской Троице-Задвинской церкви и прихода, построение новой церкви и ее освящение. Р., 1896.

Пятницкий Петр Даниилович, священник
Был венчан с православной девицей Ольгой Ильиничной, рукоположен во диакона и с апреля 1847 года служил в Нитау-Морицбергском (Нитауре) Рижского уезда православном приходе, а в августе того же года был рукоположен во священника ко вновь устроенной в Эрлаа (Эргли) Венденского (Цесис) уезда Богоявленской церкви и служил ее настоятелем по меньшей мере до 1851 года включительно.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.

Пяхкель Петр Михайлович, протоиерей
 Родился 19-го декабря 1875 года на острове Даго в семье эстонских крестьян.
В 1891 году окончил курс в Рижском духовном училище по первому разряду, в 1897 году – курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии со званием студента и 30 июня определен псаломщиком к Иллуксто–Гринвальдской (в 7 верстах или 7,42 км от Илуксте) Николаевской церкви. Одновременно состоял преподавателем в Иллукстском (Илуксте) женском примонастырском училище. Был венчан с дочерью священника Ниггенской (Ныо, Эстония) Свято-Троицкой церкви Максима Георгиевича Рудакова девицей Ольгой Максимовной, рожд.1875 года.
В феврале 1901 года получил место священника при Кароленской (Карула, Эстония) церкви, 4-го марта в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе рукоположен во диакона, 11-го марта – во священника к означенной Кароленской церкви и служил в эстонских приходах: с апреля 1903 года – в Ниггенской церкви, с февраля 1908 года – в Лаиской (Лайузе), с октября 1909 года до апреля 1911 года – в Мустельской (Мустьяла) церкви.
С 1914 года исполнял обязанности столоначальника Рижской духовной консистории, эвакуированной в Юрьев (Тарту). Вместе с консисторией был эвакуирован далее во внутренние губернии России. В 1918–1921 годах обучался на историко-филологическом факультете Варшавского университета, эвакуированного в Ростов-на-Дону. За отлично-усердную службу награжден: в январе 1904 года – набедренником, 11 февраля 1907 года – скуфьею, к 6-му мая 1916 года – Дню рождения Его Императорского Величества – камилавкою, а в 1920 году возведен в сан протоиерея и служил на приходах юга России, был Азовским благочинным.
С 1923 года служил на приходах Эстонии. Принял участие в деятельности Псковской миссии и с 25 июля до 7 августа 1943 года служил в Печорской Варваринской церкви. В 1944 году был Печорским благочинным. За работу в Псковской миссии о.Пяхкель 27-го июня 1945 года был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы в ИТЛ.
Скончался протоиерей Петр Михайлович Пяхкель 20-го августа 1948 года, на 73-м году жизни, в лагере Арлюки Кемеровской области. (31 октября 1996 года был реабилитирован).
Источник: РЕВ, 1891, с.469–472; 1897, с.639–641; 1901, с.131; 243; 252; 1903, с.429; 1904, с.88; 1907, с.197; 1908, с.192; 1909, с.617–618; 1911, с.266; 1916, с.136; ЛГИА, ф.4754, оп.2, д.185; EAA.1655.3.647; 2.3261; Новое Время, 1943, №83, с.4; http://www.mitropolia-spb; http://shh.neolain.lv/; http://www.eoc.ee/; Kaljukosk.




Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (22.06.2020)
Просмотров: 321
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа