Суббота, 27.04.2024, 14:58
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

АРХИЕРЕИ стр.4
Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич)
МИТРОПОЛИТ

*С 24.02.1941 по 29.04.1944 – митрополит Виленский и Литовский, Патриарший Экзарх Прибалтики
        Родился 26-го октября 1897 года в Москве в семье священника и с ранних лет прислуживал в храме чтецом.
Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище, курс в духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию, окончить которую не смог по причине ее ликвидации в 1920 году. Однако после закрытия академии выдержал у соответствующих профессоров все необходимые испытания и получил неофициальный диплом об окончании академии. Тогда же, для получения более широких знаний, поступил на историко-филологический и юридический факультеты Московского университета, но через два года как «сын служителя культа» из университета был отчислен и за «антисоветскую агитацию и пропаганду» осужден.
Одновременно со стремлением к образованию молодой человек испытывал внутреннюю тягу к монашескому духовному служению. Перемещение бывшего ректора академии архиепископа Феодора (Поздеевского) настоятелем в Московский Свято-Данилов монастырь стало причиной тому, что Димитрий Воскресенский разорвал все связи с мирской жизнью и в 1922 году поступил в тот же монастырь послушником – кандидатом в монахи. Здесь, смиренно исполняя данные послушания, показал свои готовность и зрелость, достаточные для облечения в мантию, и в 1925 году был пострижен в монашество с именем Сергий, в том же году способный и пылкий духом монах Сергий был рукоположен во иеромонаха и вскоре после того – возведен в сан архимандрита.
В 1930 году был арестован и, претерпев наказание в Бутырской тюрьме, был на три года выслан из Москвы в Орехово-Зуево, где служил настоятелем собора. Одновременно исполнял поручения заместителя Патриаршего Местоблюстителя по Московской Патриархии, в частности, вел работу «по юридическим вопросам церковной жизни». Редактировал «Журнал Московской Патриархии» с №4 за 1931 год до прекращения его издания в 1935 году. В 1932–1933 годах служил настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках.
29-го октября 1933 года в Воскресенском храме архимандрит Сергий был хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов), епископ Орехово-Зуевский Иоанн (Соколов), епископ Волоколамский Иоанн (Широков) и епископ Каширский Иннокентий (Клодецкий). 10 мая 1934 года назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии. (По некоторым данным, в 1935 году был арестован, но, по ходатайству матери, освобожден). В середине 1936 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
8-го октября 1937 года возведен в сан архиепископа и назначен управляющим делами Московской Патриархии. С того же времени состоял членом Священного Синода.
К 1939 году архиепископ Сергий (Воскресенский) остался в числе четырех епископов Московского Патриархата на территории СССР, имеющих регистрацию в качестве «служителя культа». Еще около десяти епископов пребывали на покое или находились в ссылках. Остальные были расстреляны.
В 1940 году Владыка Сергий обеспечил воссоединение с Московской Патриархией епископов территорий, вошедших в состав СССР, согласно Пакту о ненападении между СССР и Германией и прилагаемому к нему тайному протоколу с разделением границ: сперва Литвы; затем командирован с той же целью в республики «советской Прибалтики» (Латвию и Эстонию).
24-го февраля 1941 года, после кончины митрополита Литовского Елевферия, указом митрополита Сергия (Страгородского), возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, Экзарха Латвии и Эстонии, и 11 апреля принял все дела по управлению Рижской епархией. В конце июня 1941 года находился в Риге и, при занятии германской армией Прибалтики, остался с рижской паствой. Своей ревностью и верностью Православной Церкви митрополит Сергий (Воскресенский) приобрел огромное признание широчайших народных масс, а своими ораторскими способностями и высокой эрудированностью завоевал сердца верующих не только красноречием, но особенно своими вдохновенными проникновенными проповедями.
Оказавшись на территории Рейхскомиссариата Остланд, укрепил структуру Московского Патриархата в Прибалтике: хиротонисал двух епископов – Даниила (Юзвьюка) и Иоанна (Гарклавса), открыл в Вильно пастырско-богословские курсы. Прекрасно зная положение религии и верующих в СССР, незамедлительно принял «под свое архипастырское покровительство» районы, оккупированные группой армий «Север».
В августе 1941 года организовал и направил во Псков православную миссию – группу священников, которые возглавили возрождение религиозной жизни на этих территориях. Советские репрессии привели к тому, что в Псковской и Новгородской епархиях практически все духовенство было уничтожено. Несмотря на неудовольствие немецких властей, митрополит Сергий сохранял номинальное каноническое подчинение Московскому Патриархату во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), с сентября 1943 года – Патриархом. К концу 1943 года из-за своей достаточно независимой политики поддержку оккупационных властей потерял.
В октябре 1943 года составил завещание с назначением трех кандидатов в заместители по управлению Прибалтийским Экзархатом и с указанием, при первой возможности, «представить на усмотрение Патриархии доклад о делах и всей жизни Экзархата».
       29-го апреля 1944 года по дороге из Вильнюса в Каунас митрополит Сергий (Воскресенский) был убит неизвестными, одетыми в немецкую военную форму. Отпевание Экзарха Сергия состоялось 4-го мая в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. Погребен Владыка на Рижском Покровском кладбище, по левую сторону от Покровской церкви.
Источник: Dzīvības Vārds, 1943, №2, с.11–15; http://ru.wikipedia. org/; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.8–32.

Иоанн (Гарклавс Иоанн Иаковлевич)
АРХИЕПИСКОП

*С 28.02.1943 по 09.1944 – епископ Рижский
        Родился 13-го августа 1898 года в семье православных латышских крестьян Уббенорм-Сармской волости Вольмарского (Валмиера) уезда Иакова Александровича и Анны Данииловны Гарклавов и 6-го сентября был крещен в Лемзальской (Лимбажи) Александро-Невской церкви.
В 1907–1912 годах учился в Лемзальской церковно-приходской школе.
В 1915–1921 годах служил добровольцем в отряде Латышских стрелков в составе Российской Армии. В 1921 вернулся в Латвию.
26 марта 1924 года определен псаломщиком к уже упомянутой Лемзальской Александро-Невской церкви. В мае 1929 года удостоен Архипастырского благословения и благодарности Синода.
С 1933 года обучался в Рижской духовной семинарии, полный курс которой окончил в июне 1936 года и стал новым кандидатом для получения священнического сана.
В 1936 году рукоположен во диакона и 27-го сентября того же года в Рижском кафедральном Христо-Рождественскои соборе новохиротонисанным епископом Иаковом (Карпом) – во священника к Христо-Рождественской церкви Колкасрагсского латышско-эстонского прихода, окормлял который до февраля 1942 года. Одновременно обслуживал Кюльциемский Свято-Арсениевский, Дундагский Константино-Еленинский и Талсенский Свято-Троицкий приходы.
Был возведен в сан протоиерея. Во время Второй Мировой войны активно помогал митрополиту Сергию (Воскресенскому), добился от немецких властей права служить в лагерях советских военнопленных.
В июле 1942 года перемещен к Виленскому (Вильнюс) Свято-Духовскому мужскому монастырю и 26-го ноября принял монашеский постриг с прежним именем Иоанн, а 3-го января 1943 года возведен в сан архимандрита.
28-го февраля 1943 года в Рижском кафедральном соборе Экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) архимандрит Иоанн (Гарклавс) хиротонисан во епископа Рижского. После покушения в 1944 году на Экзарха Сергия руководил Внутренней православной миссией.
22 сентября 1944 года был эвакуирован из Риги в Лиепаю, затем – в Германию. Жил в Баварии в лагере для перемещенных лиц. В 1949 году переселился в США и перешел под юрисдикцию Американской Православной Митрополии. Был епископом Детройтским и Кливлендским, с 1955 года одновременно управлял Чикагской и Миннеаполисской епархией ПЦА. С 1957 года – архиепископ Чикагский и Миннеаполисский. В период правления Владыки Иоанна было открыто несколько новых приходов. Владыка пользовался уважением и любовью паствы. 1 сентября 1978 года вышел на пенсию.
Отец Иоанн спас икону Тихвинской Божией Матери от атеистической советской власти. При эвакуации из Латвии он вывез ее с собою и в 1944–1982 годах был ее хранителем. Для православных чад, эвакуировавшихся в Германию, а затем – в Америку, сия икона была «Апостолом». Завещал своему приемному сыну о.Сергию Гарклавсу, после восстановления Тихвинского монастыря возвратить икону в Россию, и в июне 2004 года это завещание было исполнено.
       Скончался архиепископ Иоанн (Гарклавс) 11-го апреля 1982 года, на 84-м году жизни, в Чикаго.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1929, №3, с.80; 1936, с.157–158; 220–224; 228; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.1452, оп.3, д.4, л.197-226; Шкаровский М.В. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике //Нестор. СПб.; Кишинев, 2000, №1, с.396; 400; А.В.Гаврилин Под покровом Тихвинской иконы, Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009; Православная энциклопедия, т.23 (Шкаровский М.В., Гаврилин А.В. ); Kaljukosk.

Корнилий (Попов Константин Константинович)
МИТРОПОЛИТ

*С 07.1945 по 24.02.1948 – в сане архиепископа Литовского и Виленского управлял Рижской епархией
        Родился 7-го августа 1874 года в селе Никольском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье служащего.
По окончании в 1894 году курса в Вологодской духовной семинарии по первому разряду определен псаломщиком и одновременно учителем церковно-приходской школы в селе Черевково.
В 1896 году рукоположен во диакона и в том же году – во священника.
В 1897 году овдовел. В том же году определен миссионером Пермской епархии и наблюдателем церковно-приходских школ Пермского уезда.
В 1902 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия и получил назначение на должность миссионера Ярославской епархии.
12-го сентября 1909 года принял монашеский постриг с именем Корнилий, в честь святого преподобного Корнилия Комельского.
27-го сентября 1913 года за особые труды на поприще миссионерского служения возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Ростовского Троице-Сергиева Варницкого монастыря Ярославской епархии с оставлением в должности епархиального миссионера.
5-го июля 1915 года хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии, с назначением настоятелем Ярославского Афанасьевского монастыря. С 28 февраля 1921 года – епископ Сумский, викарий Харьковской епархии.
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол, но потом принес покаяние и 4 декабря 1943 года был принят в общение с Матерью-Церковью.
В феврале 1945 года возведен в сан архиепископа, 13 апреля назначен архиепископом Виленским и Литовским и поставлен священно-архимандритом Виленского Свято-Духова монастыря.
С июля 1945 года и по 24-е февраля 1948 года архиепископ Виленский и Литовский Корнилий (Попов) управлял Рижской епархией. В 1946 году награжден правом ношения креста на клобуке.
24 февраля 1948 года состоялось торжественное заседание епархиального совета под председательством Высокопреосвященного архиепископа Корнилия, временно управлявшего Рижской епархией, в присутствии вновь назначенного в Ригу Высокопреосвященного митрополита Вениамина. На этом заседании состоялась передача и прием управления Рижской епархией митрополитом Вениамином, о чем и было доложено рапортом Святейшему Патриарху Алексию.
25 февраля, в день тезоименитства Патриарха Алексия, в Рижском кафедральном соборе было совершено богослужение. Божественную литургию и молебен совершали митрополит Вениамин и архиепископ Корнилий в сослужении всего Рижско-градского духовенства. В конце молебна был прочитан и поднесен от рижского духовенства и епархиального совета бывшему управляющему Рижской епархией архиепископу Корнилию адрес и художественной работы икона Божией Матери Иверской, празднование которой совершалось в этот день. Владыка Корнилий произнес прочувствованное ответное слово и в тот же день вечером отбыл в свою Виленскую епархию в Вильно.
В 1949 году Владыка Корнилий назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским и 28 ноября того же года, после трех с половиной лет святительства в Виленской епархии, отбыл из Вильно в Горький к месту своего нового служения.
25-го февраля 1955 года возведен в сан митрополита.
14 августа 1961 года, по преклонности лет и старческим немощам, от управления епархией освобожден и проживал на покое в городе Горьком.
       Скончался бывший Горьковский и Арзамасский митрополит Корнилий (Попов) 27-го октября 1966 года, на 93-м году жизни. 28-го октября гроб с телом почившего был перевезен из его квартиры в Горьковский кафедральный собор. Вечером того же дня в соборе епископом Горьковским и Арзамасским Флавианом было совершено заупокойное богослужение по почившем иерархе. Святейший Патриарх Алексий прислал телеграмму с выражением скорби по случаю кончины старца-митрополита и благословил совершить его отпевание епископу Горьковскому Флавиану. 30-го октября, в воскресенье, состоялось погребение почившего. Литургию и накануне заупокойное всенощное бдение в кафедральном соборе совершил епископ Флавиан. В отпевании архипастыря приняли участие 16 священников и 4 диаконов. После отпевания гроб с телом почившего при перезвоне колоколов и пении ирмосов «Помощник и Покровитель» духовенством был обнесен вокруг собора и захоронен, согласно завещанию почившего, в каменной часовенке на погосте собора за алтарем.
Источник: ЖМП, 1948, №7, с.67–68; 1949, №1, с.78; №3, с.6; 1967, №1, с.36–38; http://www.nne.ru/bishops/.

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич)
МИТРОПОЛИТ

*С 24.02.1948 по 26.02.1951 – митрополит Рижский и Латвийский
        Родился 2-го сентября 1880 года в семье безземельного крестьянина села Вяжли Кирсановского уезда Тамбовской губернии Афанасия Ивановича.
Окончил курс в Тамбовской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил которую в 1907 году со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом; затем состоял преподавателем академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия.
В том же 1907 году в Петербургской духовной академии принял монашеский постриг с именем Вениамин. Постриг совершил ректор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров). Вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем – иеромонаха.
26-го декабря 1911 года возведен в сан архимандрита. В 1910–1918 годах занимался воспитательной и преподавательской деятельностью в духовных учебных заведениях. Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917/1918 годов.
10-го февраля 1919 года в Симферопольском кафедральном соборе хиротонисан в архиерейский сан и назначен викарием Таврической епархии с титулом епископа Севастопольского.
С 1920 года епископ Вениамин в течение более четверти века был оторван от своего Отечества. В 1923–1924 годах духовно окормлял православное население Закарпатской Руси (в пределах Чехословакии); в 1925–1927 и 1929–1931 годах состоял инспектором и профессором Русского богословского института в Париже; в 1931–1933 годах служил настоятелем Патриаршего Трехсвятительского подворья в том же Париже.
В 1932 году возведен в сан архиепископа. В первые годы пребывания за рубежом Преосвященный Вениамин был вне общения с законным руководством Русской Православной Церкви, но скоро, осознав ошибку и неканоничность своего положения, возвратился в лоно Матери-Церкви. В 1933 году назначен на кафедру архиепископа Алеустского и Северо-Американского и Экзархом Московской Патриархии по Америке с местом пребывания в Нью-Йорке.
В 1938 году возведен в сан митрополита. В начале 1945 года приезжал в СССР и присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от августа 1947 года, Экзарх Московской Патриархии в Америке Вениамин (Федченков), митрополит Алеутский и Северо-Американский, получил назначение на Рижскую и Латвийскую кафедру.
19 февраля 1948 года Рижская епархия встречала своего нового архипастыря. Владыка митрополит, после завершения дел по Экзархату в Америке, прибыл воздушным путем из Америки через Хельсинки (Финляндия) сперва в Ленинград, а затем по железной дороге – в Ригу. На вокзале Владыку встретили представители епархиального совета и Рижско-градского духовенства. Владыка в сопровождении встречавшего его духовенства отбыл на автомашине в Троице-Сергиев женский монастырь, где ему были приготовлены покои. Встреченный в ограде монастыря настоятельницей игуменией Тавифой с сестрами обители Владыка митрополит с духовенством вошел в монастырский храм, где был встречен монастырским священником и духовником протоиереем Н.Барановичем, обратившимся к Владыке с приветственным словом от лица настоятельницы и сестер святой обители, в котором выразил искреннюю радость насельниц монастыря по случаю благополучного прибытия дорогого Архипастыря в Ригу и поселения на место жительства в ограде обители.
24-го февраля того же 1948 года состоялось торжественное заседание епархиального совета под председательством архиепископа Корнилия (Попова), временно управлявшего Рижской епархией, в присутствии вновь назначенного в Ригу митрополита Вениамина. На этом заседании состоялась передача архиепископом Корнилием и прием митрополитом Вениамином управления Рижской епархией, что и было доложено рапортом Святейшему Патриарху Алексию.
25-го февраля, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия, в кафедральном соборе было совершено богослужение. Божественную литургию и молебен совершали митрополит Вениамин и архиепископ Корнилий в сослужении всего Рижско-градского духовенства. В конце молебна был прочитан и поднесен от Рижского духовенства и епархиального совета бывшему управляющему Рижской епархией архиепископу Корнилию адрес и художественной работы икона Божией Матери Иверской, празднование которой совершается в этот день. Владыка Корнилий произнес прочувствованное ответное слово.
На Рижской кафедре митрополит Вениамин (Федченков) прославился как выдающийся проповедник и пастырь-миссионер. Его духовные беседы, носившие катехизический характер, собирали тысячи верующих. Он начал издавать в Риге «Церковный Вестник», активно помогал бедным приходам, особенно латышским, вдохновлял и объединял пастырей. Однако именно эта активная деятельность Владыки в Риге привела к тому, что Совет по делам РПЦ принял все меры к быстрому переводу его в Ростов-на-Дону.
27-го февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод на заседании Синода вынесли постановление о назначении митрополита Рижского и Латвийского Вениамина митрополитом Ростовским и Новочеркасским. Его преемником назначен архиепископ Рязанский Филарет (Лебедев), а 28 ноября 1955 года, решением Святейшего Патриарха и Священного Синода, Владыка Вениамин перемещен на Саратовскую кафедру в сане митрополита Саратовского и Вольского.
20 февраля 1958 года, постановлением заседания Священного Синода под председательством Патриарха Алексия, было удовлетворено прошение митрополита Вениамина об увольнении его на покой, и он был освобожден от управления Саратовской епархией с благословением пребывать на покое в Псково-Печерском монастыре. Последние годы жизни Владыка, немощный телом, но бодрый духом, провел как христианский отшельник в подвигах поста, молитвы и духовного делания.
Митрополит Вениамин, помимо прекрасного исполнения своих архипастырских обязанностей, был деятельным духовным писателем. Более пятнадцати исторических, богословских, агиографических и душеполезных книг принадлежит его блестящему перу.
       Скончался митрополит Вениамин (Федченков) 4-го октября 1961 года, на 82-м году жизни. Отпевание почившего иерарха совершил архиепископ (позднее митрополит) Псковский и Порховский Иоанн с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря. Погребен Владыка в пещерах этого монастыря.
Источник: ЖМП, 1947, №11, с.6; 1948, №7, с.67–68; 1951, №4, с.3; 1961, №11, с.47–50; 1981, №7, с.10–13; Личный архив.

Филарет (Лебедев Александр Михайлович)
АРХИЕПИСКОП

*С 27.02.1951 по 24.05.1958 – архиепископ Рижский и Латвийский
        Родился 9-го июня 1887 года в Рязани в семье псаломщика.
Окончил Рязанскую Спасоярскую церковно-приходскую школу, затем – Рязанское духовное училище, в 1908 году – курс в Рязанской духовной семинарии и до мая 1909 года состоял учителем в церковно-приходской школе села Льгов Рязанской губернии и уезда.
1 мая 1909 года определен псаломщиком к Рижской Благовещенской церкви и одновременно членом-проповедником религиозно-просветительного общества при кафедре Рижского епископа, а также преподавателем русского языка в рижских школах.
20-го октября 1914 года рукоположен во священника к Воронейской (Варнья, Эстония) церкви.
С 1915 года служил в действующей армии полковым священником 2-го конного Прибалтийского полка, после расформирования которого в мае 1918 года вернулся в Рязань и служил в церкви села Стенькино Рязанской губернии, затем – в Рязанской Никольской церкви, а в 1922 году был перемещен к Рязанскому кафедральному собору и назначен благочинным церквей Рязанского уезда. В 1923 году возведен в сан протоиерея и служил настоятелем собора города Михайлова Рязанской области.
В 1930 году арестован и обвинен по ст.58-10 УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим.сост.]. С октября 1932 года вновь служил настоятелем Михайловского собора; в 1935–1940 годах – в церкви поселке Тум Рязанской области.
В 1940–1941 годах находился в заключении в ИТЛ. С апреля 1941 года работал в Мичуринском горкомхозе. В октябре 1943 года назначен настоятелем вновь открытой Мичуринской Скорбященской церкви Тамбовской епархии. С 1944 года состоял благочинным церквей Мичуринского округа. В 1945 году принял участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
В 1946 году о.Александр овдовел.
20-го апреля 1948 года пострижен в монашество с наречением имени Филарет, возведен в сан архимандрита, вскоре Святейшим Патриархом и Священным Синодом признан достойным епископского сана, 7-го мая того же 1948 года состоялось наречение архимандрита Филарета во епископа Рязанского и Касимовского, а 9-го мая в Патриаршем Богоявленском соборе – хиротония, которую совершали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий и епископ Можайский Макарий.
25-го февраля 1951 года, за плодотворную деятельность в Рязанской епархии, Преосвященный Филарет был удостоен сана архиепископа.
27-го февраля, постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, архиепископ Рязанский Филарет (Лебедев) назначен архиепископом Рижским и Латвийским, в каковом сане пребывал до своей кончины. Одновременно с 27 декабря 1951 года по 1955 год временно управлял вдовствующей Литовской епархией.
7 июня 1951 года, в День Вознесения Господня – престольный праздник Рижской Вознесенской церкви, православные латыши принимали в стенах своего Вознесенского храма недавно прибывшего в Ригу архиепископа Филарета. Храм был украшен зеленью и цветами. Вступившего в храм Преосвященного Филарета встретило духовенство во главе с настоятелем протоиереем Александром Лисманом. Какова же была радость молившихся, когда на Божественной литургии, совершавшейся на латышском языке, после «Верую» из уст Владыки Филарета раздался возглас: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...» – не на церковно-славянском языке, как ждали все, а на латышском! На том же языке произнесены были Владыкой и последующие возгласы!
На 1957 год в Рижской епархии насчитывалось свыше 60 православных латышских приходов, разбросанных по всей территории Латвийской ССР. В заботах о поддержании и укреплении православного духа своей латышской паствы, Высокопреосвященный Филарет благословил по средам в Рижском кафедральном соборе совершать богослужения на латышском языке. А в первое воскресенье каждого месяца он сам совершал богослужения на латышском языке в старейшем латышском приходе Риги – Вознесенском. Кроме того, Владыка часто посещал провинциальные латышские приходы, совершая и там богослужения на латышском языке и проводя архипастырские беседы. За лето 1956 года архиепископ Филарет посетил свыше 15 латышских и смешанных приходов, почти всюду совершал Литургии и, поучая верующих, призывал их подражать вере своих наставников и строго соблюдать православное благочестие.
23 июня 1957 года клир и паства Рижской епархии отметили 70-летие со дня рождения своего Архипастыря архиепископа Филарета. На молебне, совершенном после вечернего богослужения в Рижском кафедральном соборе, архиепископа Филарета приветствовали председатель епархиального совета протоиерей Николай Смирнов и настоятель Рижского кафедрального собора протоиерей Симеон Варфоломеев. От имени духовенства латышской национальности сказал приветствие и преподнес адрес художественной работы протоиерей Петр Берзинь. Затем с приветствиями выступали благочинные и другие представители от приходов. На юбилейном торжестве присутствовал глава Евангелическо-Лютеранской Церкви в Латвии архиепископ Густав Турс, в сердечных словах приветствовавший юбиляра. Церковное торжество закончилось провозглашением многолетий на церковно-славянском и латышском языках.
25 февраля 1958 года, указом Святейшего Патриарха Алексия, Владыка Филарет удостоен права ношения креста на клобуке.
К марту 1958 года, после случившегося в феврале 1957 года частичного паралича левой стороны организма, здоровье Владыки ухудшилось. Болезнь он переносил мужественно, продолжал принимать посетителей и управлять епархией, но здоровье стремительно ухудшалось.
       Вечером в субботу 24-го мая 1958 года архиепископ Рижский и Латвийский Филарет (Лебедев) тихо и при полном сознании скончался на 71-м году жизни. Через час тело почившего было перевезено в кафедральный собор, где после облачения над ним была совершена первая панихида. Для совершения погребения в Ригу прибыл епископ Таллинский и Эстонский Иоанн, совершивший в понедельник 26-го мая в сослужении 20 священников и 8 продиаконов и диаконов заупокойное всенощное бдение и парастас, а во вторник 27-го мая – Божественную литургию, после чего началось отпевание почившего архипастыря. За отпеванием Преосвященному Иоанну сослужило 60 священников и 10 протодиаконов и диаконов. Большой собор смог вместить лишь малую часть верующих, пришедших на отпевание своего Архипастыря. На отпевании присутствовала делегация от Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви во главе с архиепископом Густавом Турсом. После отпевания гроб с телом почившего был обнесен вокруг собора и, согласно завещанию, перевезен в Мичуринск, где 30-го мая предан земле на семейном кладбище, у алтаря Скорбященской церкви. В лице Владыки Филарета Русская Православная Церковь понесла тяжелую утрату. Упокоился от дел своих неутомимый труженик на ниве Христовой, строгий и честный архиерей, мудро управлявший вверенной ему паствой, талантливый проповедник и пламенный молитвенник.
Источник: РЕВ, 1909, с.328; 1914, с.570; 603; ЖМП, 1951, №4, с.3; №7, с.58; 1952, №5, с.4; 1957, №2, с.11; №10, с.5; 1958, №3, с.5; №7, с.24–26; ЛГА, ф.1452, оп.3, д.3, л.7-116; л.21; л.54-62; л.66-88; л.95-113; д.7, л.35.

Иоанн (Алексеев Георгий Михайлович)
АРХИЕПИСКОП

*С 25.05.1958 по 13.08.1961 – в сане епископа Таллинского и Эстонского исполнял обязанности епископа Рижского и Латвийского
        Родился 8-го января 1892 года в Гатчине Петербургской губернии в семье происходившего из крестьян служащего Гатчинского дворца.
В 1910 году окончил Гатчинское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт, однако любовь к храму Божию и призвание к служению Церкви повлияли на дальнейшую судьбу Георгия.
В 1914 году институт он оставил, поступил в Петроградскую духовную академию, в 1918 году успешно ее окончил со степенью кандидата богословия и с правом соискания магистерской степени без дополнительных испытаний и преподавал в средних учебных заведениях Таллина.
В 1922–1927 годах служил псаломщиком и регентом в Ныммеской (Эстония) церкви. В 1926 году награжден орденом Платона 3-й степени. В 1929 году был членом Нарвского епископского совета.
25-го марта 1931 года рукоположен во диакона, 28-го марта митрополитом Таллиннским Александром – во священника и назначен священником, а позднее – настоятелем Таллинского кафедрального Александро-Невского собора. Одновременно руководил работой епархиального совета. В 1931 году награжден набедренником и скуфьею; в 1932 году – камилавкою и золотым наперсным крестом.
В 1937 году возведен в сан протоиерея. В 1943–1944 годах состоял помощником председателя и председателем правления Эстонского епископского совета. В 1952 году о.Георгий овдовел.
17-го декабря 1955 года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Иоанн и 22-го декабря митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем возведен в сан архимандрита.
25-го декабря того же 1955 года в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве состоялась хиротония архимандрита Иоанна во епископа Таллинского и Эстонского. Чин хиротонии совершили Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиепископ Алеутский и Северо-Американский Борис (Вик) и епископ Лужский, викарий Ленинградской митрополии Роман (Танг).
С 25 мая 1958 года и по 13 августа 1961 года епископ Таллиннский и Эстонский Иоанн (Алексеев) исполнял обязанности епископа Рижского и Латвийского, а 14 августа 1961 года, постановлением Священного Синода, перемещен на Горьковскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В 1963 году здоровье Владыки Иоанна сильно пошатнулось, и в мае 1965 года он вынужден был выйти на покой.
       Скончался бывший архиепископ Горьковский и Арзамасский Иоанн (Алексеев) после продолжительной и тяжелой болезни 16-го июня 1966 года, на 75-м году жизни, в Горьком. Вечером 18-го июня в Троицком кафедральном соборе епископом Ивановским и Кинешемским Поликарпом было совершено заупокойное бдение. 19-го июня епископ Поликарп в сослужении одиннадцати священников и трех протодиаконов совершил Заупокойную литургию и отпевание усопшего иерарха. После отпевания гроб с телом почившего при траурном перезвоне колоколов и пении ирмосов «Помощник и Покровитель» был обнесен вокруг собора. Согласно завещанию Владыки Иоанна, его прах был перевезен для погребения в Таллин. 21-го июня в Казанском храме у гроба с телом почившего местным причтом была отслужена панихида, и 22-го июня, после торжественного заупокойного богослужения прах почившего предан земле на Таллинском Александро-Невском кладбище.
Источник: ЛГА, ф.1452, оп.3, д.4, л.13–22; ЖПМ, 1956, №2, с.24; 1961, №9, с.4; 1966, №9, с.9; 1966, №9, с.19–21; EAA.1655.2.2653, 2909; 2797; Kaljukosk.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ, ПЯТНАДЦАТЫЙ ПРЕДСТОЯТЕЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ВВЕДЕНИЯ В 1589 ГОДУ ПАТРИАРШЕСТВА НА РУСИ

*С 14.08.1961 по 11.01.1962 – в сане епископа Таллинского и Эстонского управлял Рижской епархией
        Родился 23-го февраля 1929 года в Таллине в глубоко верующей семье, в которой царил дух русской православной церковности, и для Алексея Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути.
Уже в 6-летнем возрасте он выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду и твердо знал, что станет только священником. В 9-летнем возрасте знал Литургию наизусть, и любимой его игрой было «служить». Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители брали сына с собой.
Духовным отцом Алексея был протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор.
С 1944 года Алексей был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского), затем – у епископа Исидора. Учился в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 года по октябрь 1946 года был алтарником и ризничим Таллинского Александро-Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года – в Казанской церквях Таллина.
В 1946 году сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но принят не был, поскольку не достиг 18-летнего возраста, а в 1947 году был зачислен сразу на третий курс семинарии, которую окончил в 1949 году по первому разряду.
15-го апреля 1950 года, будучи на первом курсе академии, рукоположен во диакона, 17-го апреля – во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. Обучение в академии продолжил заочно, в 1953 году академию окончил по первому разряду и за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист» удостоен степени кандидата богословия.
15 июля 1957 года назначен настоятелем Тартуского Успенского собора и благочинным Тартуского округа и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту прослужил четыре года.
17-го августа 1958 года возведен в сан протоиерея.
3-го марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры принял монашеский постриг, и 14-го августа, постановлением Священного Синода, иеромонаху Алексию (Ридигеру) было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.
21-го августа того же 1961 года возведен в сан архимандрита, 2-го сентября в Таллинском Александро-Невском соборе совершено наречение архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского и 3-го сентября в том же соборе состоялась его хиротония во епископа Таллинского и Эстонского, временно управляющего Рижской епархией. С 14 ноября того же года епископ Алексий состоял заместителем председателя Отдела внешних Церковных сношений Московского Патриархата. 12 января 1962 года определением Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и Священного Синода было постановлено освободить Преосвященного епископа Таллинского Алексия от порученного ему управления Рижской епархией.
25-го февраля 1968 года уже архиепископ Алексий (Ридигер) был возведен в сан митрополита. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года удостоен права ношения второй панагии. В 1984 году Владыке Алексию за труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» присвоено звание доктора богословия.
29 июня 1986 года Владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.
3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор, и 7-го июня колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха.
10-го июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась Интронизация Святейшего Патриарха Алексия.
В 2006 году Предстоятель Русской Православной Церкви Патриах Алексий II почтил своим трехдневным визитом, с 27-го по 29-е мая, Латвийскую Православную Церковь, которою управлял в сане епископа Таллинского и Эстонского с 14 августа 1961 года по 11 января 1962 года.
При Патриархе Алексии II было восстановлено каноническое общение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью За границей, прерванное в 1919 году, и 17-го мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром акт о восстановлении канонического общения Церквей был подписан.
4 декабря 2008 года, в Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий II совершил свою последнюю Божественную литургию.
       5-го декабря, около 11 часов дня, на 80-м году жизни, Святейший Владыка скончался в своей резиденции в Переделкино. Погребен в Благовещенском приделе Московского Богоявленского кафедрального собора.
Источник: ЖМП, 1961, №9, с.4; №10, с.10–14; 1962, №2, с.22–23; 1963, №6, с.10; 1990, №9, с.5; 40–43; 1994, №2, с.44; http://www. patriarchia.ru/.

Филарет (Денисенко Михаил Антонович)
БЫВШИЙ МИТРОПОЛИТ (В 1997 ГОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РПЦ ОТЛУЧЕН ОТ ЦЕРКВИ)

*С 12.01 по 15.06.1962 – в сане епископа Лужского, викария Ленинградской епархии, управлял Рижской епархией
       Родился 28-го января 1929 года в семье шахтера села Благодатное Амвросиевского района Донецкой области. В 1946 году, по окончании средней школы, поступил в 3-й класс Одесской духовной семинарии, которую закончил с отличием в 1948 году и в том же году поступил в Московскую духовную академию. 1-го января 1950 года, учась на втором курсе академии, принял монашеский постриг с именем Филарет и выполнял послушания в Троице-Сергиевой Лавре. 15-го января того же 1950 года Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона, а 18-го июня 1951 года, в день Святой Троицы – во иеромонаха. В 1952 году Московскую духовную академию окончил со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем в Московской духовной семинарии, с 1953 года – и в Московской духовной академии. Одновременно состоял благочинным Троице-Сергиевой Лавры. В 1953/54 учебном году Ученым советом Московской духовной академии присвоено звание доцента. В августе 1956 года назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 году переведен инспектором Киевской духовной семинарии. 12-го июля 1958 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии. В 1960 году назначен Управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Киевского кафедрального Владимирского собора. С июня 1961 по январь 1962 года служил настоятелем Александро-Невского храма Русской Православной Церкви в Александрии (ОАР). 12 января 1962 года, постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, архимандриту Филарету (Денисенко) определено быть епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией, 3-го февраля 1962 года он наречен, а 4-го февраля хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Рижской епархией управлял до 15 июня 1962 года. 16 июня от обязанностей викария Ленинградской епархии освобожден и исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, викария Средне-Европейского Экзархата. 16 ноября 1962 года на территории Австрии была образована самостоятельная епархия, входящая в состав Средне-Европейского Экзархата, и епископ Филарет назначен епископом Венским и Австрийским. 22 декабря 1964 года – ректором Московской духовной академии и семинарии с титулом епископа Дмитровского. 14 мая 1966 года – архиепископом Киевским и Галицким, Экзархом Украины, членом Священного Синода. 25-го февраля 1968 года возведен в сан митрополита. В связи с кончиной 3 мая 1990 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополит Филарет Священным Синодом избран Патриаршим Местоблюстителем.
11 июня 1992 года в Московском Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, созванный для соборного суждения об антицерковной деятельности митрополита Филарета (Денисенко) и ее последствиях. Осуществляя судебное разбирательство по делу митрополита Филарета, бывшего Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заслушал заявление епископата Украинской Православной Церкви, подписанное ее архиереями – участниками Собора. В заявлении обращено внимание на то, что митрополит Филарет: крайне жестоко и высокомерно относится к подведомственному духовенству и к своим братьям по епископскому служению. Вместо отеческой заботы, любви и сострадания к младшей братии он стал на путь диктата и шантажа, что совершенно недопустимо в поведении православного архиерея, ибо и он, по слову святого апостола Павла, должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит.1,7–8). Правило 27-е святых апостолов предписывает низвергать из священного чина тех епископов, пресвитеров или диаконов, которые совершают физическое и духовное насилие; своей личной жизнью вносит соблазн в среду верующих, а также дает повод для поношения и хулы на Православную Церковь со стороны внешнего мира, за что, согласно 3-му правилу Первого Вселенского Собора и 5-му правилу Пятого-Шестого (Трулльского) Собора, подлежит строжайшему каноническому наказанию, ибо, как говорит Священное Писание, горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф.18,7); давший на Архиерейском Соборе пред Крестом и Евангелием слово безотлагательно созвать в Киеве Собор украинских епископов и заявить на нем о своей отставке и невыполнивший его, совершил клятвопреступление, влекущее за собой, согласно 25-му правилу святых апостолов, извержение из священного сана; после завершения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта–5 апреля 1992 года злонамеренно, публично, через средства массовой информации пытался и пытается до сих пор извратить принятые на нем решения и тем самым явился клеветником и хулителем нашей Святой Православной Церкви и как таковой, по 6-му правилу Второго Вселенского Собора, несет строгую каноническую ответственность; проигнорировав решения Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 1992 года и потеряв совесть пастыря, святотатственно усвоил себе не принадлежащее право на священнодействия в качестве архиерея. В частности, он неоднократно совершал Божественную литургию и рукополагал диаконов, пресвитеров и даже епископов, не имея на то никакого полномочия со стороны Священного Синода. За такие действия ослушников канонической дисциплины 28-е правило святых апостолов подвергает полному отсечению от Православной Церкви: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения некогда ему порученного: таковый совсем да отсечется от Церкви». Василий Великий в послании к Григорию пресвитеру, вошедшем в канонический свод под названием 88-го правила, предупреждает временно запрещенного клирика, что если тот, пренебрегая запрещением, дерзнет «коснуться священнодействия», то будет «анафема пред всем народом»; своими действиями учинил раскол в Церкви, за который он подлежит лишению сана на основании 15-го правила Двукратного Собора.
Состоявшееся после этого судебное разбирательство засвидетельствовало о признании отцами Собора соответствующими истине обвинения, изложенные в Заявлении епископата Украинской Православной Церкви, и показания свидетелей. В результате проведенного голосования Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил лишить митрополита Филарета (Денисенко) всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; считать все рукоположения в сан диакона, священника или епископа, совершенные митрополитом Филаретом в еще ранее запрещенном состоянии (с 27 мая 1992 года), незаконными и недействительными. Собор также постановил лишить сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета.
Архиерейский Собор, строго руководствуясь священными канонами, постановил: 1) Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; 2) Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая 1992 года, незаконными и недействительными; 3) Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Филарета, лишив его всех степеней священства; 4) Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. Существует ложное мнение, будто церковный суд над бывшим митрополитом Филаретом может повлиять на решение вопроса о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической самостоятельности. Такие утверждения либо заблуждение, либо заведомая клевета. Вопрос этот должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласования его решений с волей всех братских Поместных Церквей. Если этого не произойдет, мы пожнем лишь новые и новые расколы, несущие гибель церковной жизни. Бывший митрополит Филарет и другие церковные преступники используют тему «автокефалии» исключительно в личных целях, создавая ложное впечатление, что они являются «жертвой» за свои якобы автокефальные убеждения. Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов.
В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО ФИЛАРЕТ, БЫВШИЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ, НЕ ВНЯЛ НЕОДНОКРАТНО ОБРАЩАЕМЫМ К НЕМУ СО СТОРОНЫ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ КАНОНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПРИЗЫВАМ ПОКАЯТЬСЯ И ПРЕКРАТИТЬ РАСКОЛЬНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 ГОДА В МОСКВЕ СВОИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОТЛУЧИЛ МОНАХА ФИЛАРЕТА ОТ ЦЕРКВИ И ПРЕДАЛ ЕГО АНАФЕМЕ.
Источник: ЖМП, 1950, №4, с.9; 1962, №2, с.22–23; №3, с.11–16; №11, с.9; 1965, №1, с.5; 1966, №7, с.9–11; 1968, №3, с.3; 1971, №7, с.1; 1987, №4, с.5; 1988, №10, с.7; 1989, №6, с.5; 1990, №7, с.5–6; 1992, №8, с.IV–XII; http://www.pravenc.ru/.




Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (19.06.2020)
Просмотров: 348
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа