|
|
Каталог статей |
|
«Ж» стр.1 (алфавитный раздел)
Жарков Тимофей Елисеевич, священник Родился в 1846 году. На епархиальной службе состоял с 1880 года. С марта 1880 года служил псаломщиком в Граверской Динабургского (Даугавпилс) уезда Михаило-Архангельской церкви, а в июле того же года был перемещен к Динабургскому Александро-Невскому собору, служил в котором до июня 1881 года включительно. В том же 1881 году был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Лутно благочиния единоверческих церквей Полоцкой епархии и служил в этой церкви по меньшей мере до конца 1884 года.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.87–88; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жданов Виктор Стефанович, протоиерей Родился в 1871 году в селе Полтеево Сиротинского уезда Витебской губернии. В 1886 году окончил курс в Витебском духовном училище по второму разряду, в 1892 году – курс в Витебской духовной семинарии по второму разряду и с 1893 года служил псаломщиком в Лепельском уезде, затем – в Велижском уезде той же губернии. В 1897 году рукоположен во священника к приходу села Кошелево Невельского уезда. В 1901 году был перемещен к приходу села Усмынь Велижского уезда, в 1905 году – к Невельскому Успенскому собору, с 1914 года служил в Двинском (Даугавпилс) Александро-Невском соборе, а осенью 1919 года был перемещен к приходу местечка Бешенковичи Витебской губернии. Отец Виктор трижды подвергся репрессиям советской власти. В первый раз за «неуплату налогов» 27 декабря 1929 года был приговорен к одному году лишения свободы и отбывал срок в Витебском исправдоме. После освобождения, в январе 1931 года был возведен в сан протоиерея и служил в Витебской Иоанно-Крестительской (Задуновской) церкви, а 24 апреля того же года был вновь арестован, 14 июля 1932 года осужден за «призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти» и приговорен к трем годам высылки. По окончании высылки вернулся в Витебск, а 19 сентября 1937 года был арестован в третий раз, 28 сентября Особой тройкой при УНКВД БССР за «антисоветскую агитацию» приговорен к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. 7-го октября 1937 года в Витебске приговор был приведен в исполнение. Похоронен протоиерей Виктор Стефанович Жданов в Витебске.
Источник: http://kuz3.pstbi.ccas.ru/; Личный архив.
Жегалов Герман Васильевич, протоиерей Родился 11-го сентября 1884 года в семье рижских купцов – выходцев из Ярославля (в семье была схимонахиня Вриена). В пятилетнем возрасте остался сиротой и воспитывался родной тетей – набожной, благочестивой женщиной, заложившей в мальчике зачатки глубокой веры, любовь к Церкви и стремление стать священником. В 1894 году окончил Образцовую школу при Рижской духовной семинарии, затем один год обучался в Рижском духовном училище. В 1897 году окончил министерскую школу в Риге на Матвеевской улице; в 1908 году – Рижские общеобразовательные и коммерческие курсы ведомства Министерства народного просвещения. В 1897–1915 годах работал в частных предприятиях Риги: торговым учеником, продавцом, конторщиком фирмы Ф.Максимова, бухгалтером в конторе табачной фабрики И.Гусева. В 1915 году переехал в Петроград и в 1916–1921 годах работал бухгалтером в товариществе «Петропром», на лесозаготовках в Петрозаводске, в Петроградском гублескоме. Одновременно в 1919–1920 годах служил псаломщиком в Покровской церкви в Петроградской области. В 1920 году в Петрограде женился на русской православной девице Татьяне Васильевне Дмитриевой. В мае 1921 года семья вернулась в Ригу, и с августа того же года Герман Васильевич прислуживал иподиаконом в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. Одновременно в 1922–1932 годах работал бухгалтером нефтяной фирмы Г.Фридлендер в Риге, в 1930–1932 годах – бухгалтером на фабрике пианино АО «Клявиньш» в Засулауксе. Одновременно с сентября 1930 года обучался, в 1934 году окончил курс в Рижской духовной семинарии и был аттестован Законоучителем. 24-го апреля 1932 года архиепископом Рижским и всея Латвии Иоанном (Поммером) рукоположен во диакона к церкви Рижского женского монастыря и одновременно назначен Законоучителем в Рижскую 12-ю русскую основную школу. 3-го марта 1935 года в Псково-Печерском Успенском монастыре епископом Печерским Николаем (Лейсманом) рукоположен во священника к Алойской Христо-Рождественской церкви с обслуживанием Скулбергского прихода в Мазсалаце, а в сентябре 1936 года был перемещен к Салдусской Богоявленской церкви с обслуживанием с 1937 года Айзпутской Николаевской церкви. 5 ноября 1939 года, ко дню торжественного освящения обновленного Рижского кафедрального собора, митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном) награжден набедренником. После присоединения в 1940 году Латвии к СССР, в конце года от должности настоятеля Салдусской и Айзпутской церквей освобожден, переехал в Ригу и с февраля 1941 года до августа 1942 года работал бухгалтером в тресте мясной промышленности. В июне 1942 года определен настоятелем к Рижской Болдерайской Преображенской церкви. Одновременно с августа 1942 года и до апреля 1943 года исполнял обязанности секретаря Рижского епархиального управления, в 1942–1944 годах состоял заведующим его хозяйственной частью. С 16 июля 1943 года и до 12 ноября 1944 года обслуживал Алойский и Мазсалацский приходы. В конце 1944 года был интернирован на Запад и служил: с апреля 1945 года и до июля 1946 года – вторым священником в Петро-Павловском храме в Карловых-Варах; с июля 1946 года – настоятелем православной церкви в Чехословацком городе Франтишкови Лазни; с мая 1946 года – настоятелем Свято-Владимирской церкви в Марианских-Лазни и за пятилетнее усердное служение Церкви за границей был удостоен нескольких наград, а к празднику Св. Пасхи 1948 года Экзархом митрополитом Чехословацкой епархии Елевферием возведен в сан протоиерея. В 1949 году вернулся в Латвию и служил в Кулдигской Покровской церкви, а 1-го февраля 1950 года назначен ее настоятелем с обслуживанием Салдусского прихода. 4-го ноября 1952 года в Риге о.Герман был арестован, осужден по ст.58-2, 58-3а, 58-10 УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим.сост.] за «монархический образ мыслей, добровольное вступление в 1941 году во Внутреннюю православную миссию» и приговорен к 25 годам лишения свободы. 4 мая 1955 года был амнистирован без права служить в Церкви. Скончался протоиерей Герман Васильевич Жегалов в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28-го августа 1955 года, на 71-м году жизни. В этот день архиепископ Рижский и Латвийский Филарет (Лебедев) благословил о.Германа совершить в Рижском Христо-Рождественском соборе таинство Крещения. Накануне праздника о.Герман исповедался у своего духовного отца протоиерея Иоанна Журавского, в самый праздник причастился в алтаре, спустился в крестильню в подвале собора, совершил Крещение и во время чтения молитвы над новокрещенными «Крестился еси, просветился еси...» пред алтарем Божиим упал и отошел ко Господу. Похоронен о.Герман за алтарем Рижской Иоанно-Предтеченской церкви. Не Промысел ли это Божий? Ибо сказано: «Честна пред Господем смерть преподобных Его». Отец Герман необыкновенно трепетно, благоговейно относился к Дому Божию, любил богослужение, в церковь приходил задолго до начала службы, служил со страхом Божиим, в алтаре пребывал в молчании и молитве. После службы долго задерживался в храме, до блеска вычищал сосуды, умел золотить иконы, доводил состояние храма до абсолютной чистоты. Отличался строгостью к себе и верующим в соблюдении канонов и Устава. А в конце жизни стяжал и еще одну добродетель – смертную память. Задолго до смерти приготовил себе облачение для погребения и говорил дочери: «Это положите мне в гроб». Вдова о.Германа в 1956 году приняла монашеский постриг с именем Татьяна, а их дочь Людмила, рожд.26.06.1921, с 1936 года исполняла обязанности псаломщицы при Салдусской Богоявленской церкви; с 1942 года – при Болдерайской церкви; одновременно состояла на службе при немецком приходе Рижского кафедрального собора; в 1952 году принята послушницей в Рижский Троице-Сергиев женский монастырь; 24 августа 1953 года пострижена в рясофор с наречением имени Магдалина; 21 августа 1958 года – в мантию с тем же именем; в монастыре проходила послушания певчей, регента хора, счетовода; 1 января 1976 года назначена старшей монахиней Спасо-Преображенской пустыни Рижского женского монастыря; 28 марта 1977 года – заместительницей настоятельницы монастыря; 4 мая 1977 года – настоятельницей монастыря с возведением в сан игумении и возложением наперсного креста, в каковом сане пребывала до своей кончины; скончалась 10 октября 1996 года; похоронена на кладбище Валгундской Спасо-Преображенской пустыни.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1930, с.160; 1935, с.70; 1936, с.227; 1939, с.265; ЛГА, ф.1452, оп.1, д.11, л.1–20; оп.3, д.2, л.49-57; д.7, л.21; 21а; 21б; ЛГИА, ф.7469, оп.1, д.1096, л.272; оп.2, д.389; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., с.205–209 ЖМП, 1978, №4, с.23–24; ПЦК, 2012, с.133–135; Личные воспоминания игум.Магдалины (Жегаловой); Личный архив.
Жегалов Иван Андреевич, псаломщик Родился в 1886 году. Родом из духовенства Смоленской епархии. В 1901 году окончил курс в Смоленском духовном училище по второму разряду, в 1907 году – курс в Смоленской духовной семинарии со званием студента и с января 1908 года служил псаломщиком в Иллукстской (Илуксте) монастырской Богородице-Рождественской церкви, а в октябре того же года перемещен, по прошению, к Иллуксто-Гринвальдской (в 7 верстах или 7,42 км от Илуксте) Николаевской церкви. Одновременно по меньшей мере до 1913 года включительно состоял учителем русского языка во 2-м и 3-м классах Иллукстского епархиального женского духовного училища.
Источник: РЕВ, 1908, с.104; 716; 1914, с.285; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Жеглов Василий Иванович, диакон Родился в 1751 году. Был венчан с девицей Анной Петровной и рукоположен во диакона. В 1778–1781 годах служил в Рижской Алексиевской церкви, а с 1782 года и вплоть до своей кончины – в Митавской (Елгава) Симеоно-Аннинской церкви. Скончался диакон Василий Иванович Жеглов от горячки 25-го ноября 1789 года, на 39-м году жизни. Отпевание почившего было совершено в той же Митавской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.1.
Желнеронок [Желвнерович] Михаил Феодорович, протоиерей Родился 12-го июня 1909 года в семье православных крестьян усадьбы Михалишки Солонайской (Салиена) волости Иллукстского (Илуксте) уезда, прихожан Солонайской Иоанно-Предтеченской церкви Феодора Михайловича и Елены Антоновны Желвнеровичей. Его дед Михаил Ефремович в 1880-х годах состоял Солонайским церковным старостой. Начальное образование Михаил получил дома. Затем в 1922 году поступил в Салиенскую основную школу и в 1924 году перевелся в 3-ю русскую основную школу в Даугавпилсе. В 1927 году поступил и в 1933 году окончил Даугавпилсскую государственную русскую гимназию, после чего до августа 1934 года проходил воинскую службу, а по окончании службы был зачислен на второй курс Рижской духовной семинарии. Одновременно с учебой прислуживал в Рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. В 1936 году семинарский курс окончил, правлением семинарии признан кандидатом священства, 9-го сентября того же года в Даугавпилсском Александро-Невском соборе венчался с девицей Серафимой Ивановой, 14-го сентября назначен на диаконское место к Лиепайской Свято-Троицкой церкви и митрополитом Августином (Петерсоном) рукоположен во диакона к этой церкви. В 1937 году выдержал при Министерстве образования испытание на владение государственным языком, аттестован Законоучителем и с мая того же года преподавал Закон Божий в государственных средних и основных школах Лиепаи. В 1939 году посещал методические курсы православных законоучителей и 11 августа был аттестован Законоучителем. 15 февраля 1940 года, распоряжением Синода, получил место священника при Кульневской Скорбященской церкви Резекненского уезда и 18-го февраля в Рижском кафедральном соборе епископом Елгавским Иаковом (Карпом) рукоположен во священника к этой церкви, а 3 октября 1941 года Экзаршим управлением временно назначен вторым священником Коровской Богородице-Рождественской церкви. 16 апреля 1943 года перемещен вторым священником к Аугшпилсскому Борисо-Глебскому приходу и 29 декабря награжден набедренником, а 15 июля 1944 года, в связи с приближением линии фронта и начавшейся эвакуацией латгальских приходов, выбыл в Ригу и 3-го августа определен священником к Рижской Иоанновской церкви. Эвакуация населения продолжалась, и в августе того же года семья Желнеронка оказалась в Германии, в лагере для перемещенных лиц. Служил на приходах в Лауингене, Диллингене и Нордлингене в Баварии. 20 апреля 1946 года епископом Иоанном (Гарклавсом) был награжден скуфьею, а в 1948 году за усердные многообразные труды в Клейн-Кетцской православной общине возведен в сан протоиерея. В 1949 году обслуживал пять лагерных приходов, а в июне 1950 года с семьей эмигрировал в США, в Калифорнию, где в местечке Сокэл работал на птицеферме. 1 августа того же года Большой Архиерейский Собор удовлетворил прошение о.Михаила о принятии его в клир Северо-Американской митрополии и зачислил в клир Сан-Франциского Свято-Троицкого собора. С мая 1951 года служил в Свято-Николаевском приходе в Саратоге, считавшемся одним из лучших православных приходов Америки. В Саратоге построил храм и приходской дом со школой, окрестил 91 человека; при о.Михаиле в воскресной школе ежегодно занималось около 50 детей, а прихожан было от 100 до 150 человек. 16 ноября 1954 года решением Собора епископов САМ награжден Благословенной грамотой; 11 сентября 1956 года – палицею; в июне 1961 года – золотым крестом с украшениями. В 1971 году был перемещен в Сан-Диего настоятелем Свято-Николаевской церкви, в июле 1976 года награжден митрою, а 30 августа 1987 года уволен, по прошению, за штат. 13 декабря 1995 года о.Желнеронок овдовел и переехал к сыну Николаю в Кристал-Ривер, где в греческой Михаило-Архангельской церкви изредка служил на церковно-славянском языке. 8-го сентября 2003 года, в понедельник, в своем доме протоиерей Михаил Феодорович Желнеронок, на 95-м году жизни, мирно почил. Похоронен на местном кладбище в Crystal River.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1936, с.227; с.228; 1940, с.49–50; А.В.Гаврилин. Латвийские православные священнослужители на Американском континенте. М., 2013, с.319–343; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.390.
Жемчужин Александр Матфеевич, пономарь Родился в семье священно-церковно-служителя Псковской епархии Матфея Жемчужина. С декабря 1824 года и до декабря 1825 года включительно Александр Матфеевич Жемчужин служил пономарем в Рижской Петро-Павловской соборной церкви и одновременно в марте–августе 1825 года участвовал в совершении треб в Старой Рижской Троице-Задвинской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жемчужин Илья Иванович, причетник Родился в 1836 году. В 1869–1870 годах Илья Иванович Жемчужин служил причетником в приходе Якобштадтской (Екабпилс) Свято-Духово-Покровской церкви, а затем выбыл во Львов.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жемчужин Матфий Тимофеевич, священник Родился в 1825 году в семье церковнослужителя Псковской епархии Тимофея Жемчужина. Получил духовное образование. Был венчан с православной девицей Ольгой Александровной, рукоположен во священника и с сентября 1847 года служил первым настоятелем вновь открытого в Лезерне (Лидере) Венденского (Цесис) уезда православного латышского прихода, а в июле 1848 года перемещен к Зербенской (Дзербене, Банужи) Успенской церкви. Одновременно с июля 1848 года и до июля 1849 года совершал все богослужения и требы в Зербен-Эшенгофской (Эжи, Мали) Вознесенской церкви. В октябре 1851 года был перемещен к Гензельсгофской (Эндзелини) Николаевской церкви, а в июле 1856 года – к Качановской (Кацени) Николаевской церкви, служил в которой вплоть до своей кончины. Скончался священник Матфий Тимофевич Жемчужин 27-го июля 1859 года, на 35-м году жизни. Незадолго до кончины был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин. Отпевание почившего в Качановской церкви и его погребение на старинном кладбище при церкви было совершено 30-го июля приходским священником Матфием Савицким при дьячке Тимофее Яновском и пономаре Николае Каменоградском.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жемчужный Роман Никифорович, пономарь Родился в 1821 году в семье церковнослужителя Полоцкой епархии. Не позднее чем с января 1838 года служил причетником в Михаловской (Пудиново) Покровской церкви, в январе 1843 года был назначен на должность пономаря и служил в Михаловской церкви вплоть до своей кончины. Одновременно в 1842–1843 годах участвовал в богослужениях и требах в Бродайжской Иоанно-Предтеченской церкви, а в 1844 году – в Ильзенбергской (Илзескалнс, Кульнево) Скорбященской церкви Режицкого (Резекне) уезда. Скончался Роман Никифорович Жемчужный от холеры 31-го июля 1853 года, на 33-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин Михаловским приходским священником Феодором Заволоцким. Отпевание почившего в Михаловской церкви и его погребение на Михаловском кладбище было совершено 1-го августа тем же священником о.Феодором Заволоцким при дьячке Иване Нейланде.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жиглевич Иоанн Косьмич, священник Родился в 1862 году. Родом из духовенства Полоцкой епархии. В 1884 году окончил курс в Витебской духовной семинарии по первому разряду. Был венчан с дочерью священника Полоцкой епархии Александра Тимофеевича Збрадовского девицей Анной Александровной и рукоположен во священника. С февраля 1886 года и до августа 1894 года включительно служил в Режицком (Резекне) Богородице-Рождественском соборе. Позднее был перемещен в Могилевскую губернию и в 1898–1904 годах служил в латышском приходе Велешковичской Николаевской церкви. На 1912 год служил в Витебско-градской Иоанно-Крестительской церкви и состоял членом Витебского епархиального попечительства. Одновременно на 1912 год преподавал Закон Божий во 2-м Витебском женском двухклассном приходском училище, а на 1914 год – в Витебском 9-м мужском приходском училище.
Источник: Памятная книжка Витебской губернии на 1912 год, с.14–15; 26–27; на 1914 год, с.37–48; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; Личный архив.
Жигунов Тимофей Павлович, псаломщик С ноября 1903 года псаломщик Полоцкой епархии Тимофей Павлович Жигунов служил в Шкельтовской Николаевской церкви Двинского (Даугавпилс) уезда. С июля 1905 года одновременно участвовал в требах, совершаемых в Рыбинишкской (Риебини) того же уезда Николаевской церкви, а в октябре того же года к Рыбинишкской церкви был перемещен и служил здесь по меньшей мере до конца 1909 года.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жуков Павел, псаломщик С января 1913 года лемзальский (Лимбажи) мещанин Павел Жуков служил псаломщиком в Фестенской (Вестиена, Толка) Венденского (Цесис) уезда Кресто-Воздвиженской церкви, а в феврале 1915 года был перемещен к Кюльцемской (Кюльциемс) Арсениевской церкви Тальсенского (Талси) уезда.
Источник: РЕВ, 1913, с.63; 1914, с.30; 164; 1915, с.169; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жуков Феодор Павлович, диакон Родился в 1847 году. На епархиальной службе состоял с 1868 года. С июля 1868 года служил пономарем в Граверской Динабургского (Даугавпилс) уезда Михаило-Архангельской церкви. В марте 1869 года в том же качестве был перемещен к Динабургской Александро-Невской церкви, служил в которой до апреля 1871 года включительно. В 1880 году в Полоцкой епархии был рукоположен во диакона. С 1882 года и по меньшей мере до 1884 года включительно служил в Витебском кафедральном Николаевском соборе. С июня 1902 года служил в Креславской (Краслава) Двинского (Даугавпилс) уезда Покровской церкви, а в феврале 1904 года был перемещен к Николаевской церкви села Сволна Дриссенского уезда, в которой служил вплоть до своей кончины. Скончался диакон Феодор Павлович Жуков от водянки 28-го апреля 1904 года, на 57-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин священником Креславской Покровской церкви Александром Петровским. Отпевание почившего в Креславской церкви и его погребение на Креславском кладбище было совершено 30-го апреля тем же священником о.Александром Петровским при псаломщике Викторе Родкевиче.
Источник: Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии, Витебск, Типо-Литография Г.А.Малкина, 1884, с.1–2; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жуков Феодор, диакон В 1943 году диакон Феодор Жуков прибыл в Латвию и 11-го октября назначен к церкви Валгундского Спасо-Преображенского мужского монастыря с прохождением испытания в послушании, а 10 мая 1944 года из монастыря отчислен и запрещен в священнослужении.
Источник: Dzīvības Vārds, 1943, №2, с.9; 1944, №5(8), с.9–10.
Жунда Иосиф Иосифович, протоиерей Родился 6-го февраля 1924 года в семье православных крестьян Иосифа Михайловича и Евы Стефановны Жундов. С осени 1942 года исполнял обязанности псаломщика в Краславской Покровской церкви, с мая 1943 года служил штатным псаломщиком в этой церкви, а 3 мая 1944 года, распоряжением епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), от должности псаломщика был освобожден. 30-го сентября 1945 года рукоположен во диакона, 14-го апреля 1946 года – во священника. На 1 января 1952 года и по меньшей мере до 1965 года включительно служил в Лудзенском Успенском соборе. Был возведен в сан протоиерея. В 1965 году дополнительно обслуживал Бродайжский Иоанновский и Слободзинский (Криванда) Михаило-Архангельский приходы. С 1973 года состоял благочинным Даугавпилсского округа. С 1975 года и по меньшей мере до 1978 года включительно служил настоятелем Даугавпилсского Петро-Павловского прихода, что на Старом Форштадте, а в 1980-х годах – настоятелем Даугавпилсского Борисо-Глебского собора. В 1990-х годах вышел за штат, но продолжал обслуживать небольшие сельские приходы вокруг Даугавпилса и на небольшие средства умудрялся производить ремонты храмов. Был награжден двумя Патриаршими грамотами, грамотой местного Преосвященного, а также орденом прп.Сергия Радонежского 3-й степени. Скончался протоиерей Иосиф Иосифович Жунда 28-го апреля 2002 года, на 79-м году жизни, после смерти своей нежно любимой матушки Раисы. Похоронен на Даугавпилсском городском кладбище, недалеко от Николаевской церкви. Отец Иосиф принадлежал к числу правдолюбцев, часто обличал пороки и грехи людей и недостатки общества, поэтому по характеру был неуживчив и многими непонимаем, но в душе был искренен, ибо стремился, в меру своих сил и возможностей, к осуществлению правды Божией.
Источник: Dzīvības Vārds, 1944, №5(8), с.7–8; ЛГА, ф.1452, оп.1, д.11, л.1–20; д.52, л.188–193; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ЖМП, 1974, №4, с.26; 1978, №12, с.26; Личный архив.
Жунда Николай Иосифович, священник Родился 21-го мая 1913 года в семье крестьян усадьбы Калнишки Коплауской (Каплава) волости Иллукстского (Илуксте) уезда, прихожан Коплауской Покровской церкви Иосифа Михайловича и Евы Стефановны Жундов. В 1932 году окончил Карсавскую государственную гимназию; в 1933 году – курс в Рижской духовной семинарии и был включен в Список кандидатов священства. В мае 1934 года, по избранию прихожан, определен на место священника Салдусской Богоявленской церкви и 29-го июля того же года одним из последних, рукоположенных архиепископом Рижским и всея Латвии Иоанном (Поммером), рукоположен во священника к этой Салдусской церкви, а в сентябре 1936 года перемещен к Даугавпилсской гарнизонной церкви с обслуживанием латышского прихода Даугавпилсского Борисо-Глебского собора. Дополнительно с января 1938 года обслуживал религиозные нужды заключенных в Даугавпилсской тюрьме и 15 мая того же года, ко дню праздника, митрополитом Рижским и всея Латвии Августином (Петерсоном) награжден набедренником. В 1942–1944 годах принял участие в деятельности Псковской миссии и служил в соборе города Остров; с 1943 года состоял благочинным 1-го Псковского округа и младшим ревизором в управлении миссией. В 1944 году вернулся в Даугавпилс и 8 мая 1944 года, распоряжением епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), утвержден настоятелем Даугавпилсского Борисо-Глебского собора. Отец Николай чрезвычайно серьезно и с полной отдачей своих сил относился к церковной службе, старался служить подробно и без сокращений, был требователен к себе, клиру и прихожанам. За служение Церкви Христовой подвергся репрессиям советской власти. В июле 1944 года в Илукстской церкви, сразу после Литургии, был арестован. Осужден по ст.58-1а УК РСФСР [Статья 58 УК РСФСР «Контрреволюционные преступления» – прим. сост.] и приговорен к 20 годам лишения свободы в ИТЛ. В конце жизни, находясь в заключении в лагере, о.Николай скорбел и страдал: от него отреклась жена, он тяжело болел. Скончался священник Николай Иосифович Жунда 25-го июля 1953 года в 10.20 час. в лагере в Красноярском крае, на 41-м году жизни, от туберкулеза легких, находившихся в стадии распада. Брат о.Николая протоиерей Иосиф Жунда на городском кладбище Даугавпилса, около Николаевской церкви, устроил условную могилу страдальца о.Николая Жунды.
Источник: Вѣра и Жизнь, 1934, с.127; 1935, с.69; 1936, с.227; 1938, с.2; 161; Dzīvības Vārds, 1944, №5(8), с.8; Свящ.Андрей Голиков. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг., М., 1999, с.109–112; http://feodorovna.ucoz.lv/; Письмо лечащего врача от 27.06.1953 на имя прот.Иосифа Жунды; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.7469, оп.2, д.398.
Жунин Андрей Петрович, причетник Родился в семье принявших Православие крестьян деревни Жагар мызы Лоденгоф Венденского (Цесис) уезда – позднее прихожан Гравендаль-Керстенбемской (Карздаба) Знаменской церкви. С января 1848 года служил первым причетником во вновь открытом в Оппекальне (Вецлайцене) Валкского уезда православном Покровском приходе, а в феврале 1851 года был перемещен причетником к Мариенбургской (Алуксне) Свято-Троицкой церкви Валкского уезда, служил в которой до 1859 года включительно. Был венчан с православной девицей Екатериной Ермолаевной. В феврале–марте 1854 года командировался ко вновь открытому в Малупе Валкского уезда православному приходу для участия в требах, совершаемых в местной Спасо-Преображенской церкви, а с 1860 года и по меньшей мере до конца 1863 года служил причетником в Эрлааской (Эргли) Венденского (Цесис) уезда Богоявленской церкви.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жунин Иван Иванович, псаломщик Родился в семье православных крестьян мызы Лоденгоф Венденского (Цесис) уезда. В июне 1895 года окончил курс в Прибалтийской учительской семинарии и в июле определен учителем в Лоденгофскую вспомогательную школу Керстенбемского (Карздаба) прихода. 21 марта 1897 года перемещен псаломщиком к Зербенской (Дзербене, Банужи) Успенской церкви, в июне 1899 года – к Фестенской (Вестиена, Толка) Кресто-Воздвиженской церкви Венденского уезда, в 1902 году – к Саусенской (Сауснея) Николаевской церкви, а в мае 1905 года – к Старо-Пебальгской (Вецпиебалга) Петро-Павловской церкви того же уезда, служил в которой до 1 августа 1905 года. Затем с 23 марта 1906 года служил псаломщиком в Гросс-Юнгфернгофской (Лиелварде) Николаевской церкви, а 1-го января 1911 года был перемещен к Либавской (Лиепая) Алексиевской церкви.
Источник: РЕВ, 1895, с.819; 1897, с.330; 1899, с.546; 1900, с.458; 1905, с.392; 595; 1906, с.297; 1911, с.73; Latvijas Vēstures institūta Žurnāls 2017., Nr.1(102), с.139; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Жунин Карп Иванович, псаломщик Родился в 1875 году в семье православных крестьян мызы Лоденгоф Венденского (Цесис) уезда. В 1898 году окончил курс в Прибалтийской учительской семинарии и с 5 октября того же года состоял помощником учителя Лидернской (Лидере) приходской школы. 24 февраля 1899 года определен псаломщиком к Домеснесской (Колка, Колкасрагс) Христо-Рождественской церкви, 11 июня 1900 года перемещен ко вновь открытому Дондангенскому (Дундага) православному приходу, а 1 марта 1911 года – к Тальсенской (Талси) Свято-Троицкой церкви.
Источник: РЕВ, 1898, с.706–707; 1899, с.213; 1900, с.458; 1911, с.193; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.185.
Жунин Павел Андреевич, псаломщик Родился 10-го марта 1857 года в семье причетника Мариенбургской (Алуксне) Валкского уезда Свято-Троицкой церкви Андрея Петровича Жунина и 25-го марта был крещен в этой церкви. В 1878 году окончил курс в Рижской духовной семинарии со званием студента и с 11 августа того же года служил псаломщиком в Уббенормской (Умурга, Поциемс) Успенской церкви Вольмарского (Валмиера) уезда, а в марте 1881 года был перемещен к Рижской Алексиевской церкви, в которой служил до октября 1884 года включительно. Кроме того, с октября 1880 года и по меньшей мере до 1910 года включительно преподавал латышский язык в Рижской духовной семинарии. 6-го мая 1902 года статский советник Павел Андреевич Жунин за отлично-усердную службу по ведомству православного исповедания был Высочайше награжден орденом св.Станислава 2-й степени, а 12 октября 1903 года удостоен Архипастырской благодарности с призыванием Божия благословения.
Источник: РЕВ, 1899, Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Рижской епархии; 1902, с.361; 1903, с.849; 1911, с.158; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Журавский Алексей Симеонович, дьячок Не позднее чем с января 1844 года и по меньшей мере до конца 1846 года Алексей Симеонович Журавский служил дьячком в Старослободской (Вецслабада) Преображенской церкви Люцинского (Лудза) уезда и благочиния. Был венчан с православной девицей Евфросинией Васильевной.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Журавский Иоанн Петрович, протоиерей Родился 12-го сентября 1867 года в семье потомственного священнослужителя Полоцкой епархии священника Лаудонской (Ляудона) Иоанно-Предтеченской церкви Венденского (Цесис) уезда Петра Стефановича Журавского и 5-го октября был крещен в этой церкви. Однажды взору Ванечки Журавского предстали ангелы, и это таинственное видение отметило душу ребенка особой Божественной печатью. С малолетства он ходил с отцом на службы в церковь, помогал петь на клиросе и полюбил церковное пение и молитву. В 1884 году, после окончания школы, поступил в Рижскую духовную семинарию. В свободное от учебы время пел в кафедральном Христо-Рождественском соборе в Рижском Архиерейском хоре, в результате чего получил хорошие знания церковного пения на латышском языке по нотами, которыми пользовались верующие латышских приходов при общенародном пении. Позднее священник Иоанн Журавский говорил своим прихожанам, что молитва – это пение души Богу, «молиться надо нараспев», «церковные певцы – это светильники дома Божия». Сам же особенно любил Херувимскую, Милость Мира из церковного обихода. Заботясь об общенародном пении в храмах, об общей молитве, о том, чтобы священник молился «вместе с народом, а не вместо народа», он во время Второй Мировой войны подготовил к изданию карманный Песнослов (Всенощное бдение, Литургия, Великий пост) для единообразного пения в православных церквях, школах и семьях. В июне 1890 года курс 6-ти классов в Рижской духовной семинарии окончил по 2-му разряду и 22 августа определен псаломщиком к Виндавской (Вентспилс) Замковой Всехсвятской церкви, а 10 июля 1891 года перемещен сверх штата к Рижскому Вознесенскому латышскому приходу. 9-го февраля 1892 года в Рижской Алексиевской церкви был венчан с дочерью секретаря канцелярии епископа Рижского и Митавского Арсения (Брянцева) надворного советника Юлиана Лосского 19-летней православной девицей Верой Юлиановной и 19-го февраля в Рижском кафедральном соборе рукоположен во диакона к Якобштадтской (Екабпилс) Свято-Духовской церкви. 12-го февраля 1895 года в Рижской Алексиевской церкви был рукоположен во священника к Марценскому (Марциена) Алексиевскому приходу. На этом приходе стараниями о.Иоанна в 1898 году отреставрирован иконостас церкви, в 1897 г. на православном кладбище выстроена часовня во имя св.Александра Невского, в 1899 г. построено здание приходского духовного училища. О годах служения о.Иоанна в Марцене известно, что он был прекрасным Законоучителем – добрым, мягким, приветливым. Его душа доносила до учеников слово Божие в неискаженном виде, в свете любви и молитвы. В мае 1897 года, ко Дню рождения Его Императорского Величества, был награжден набедренником, в январе 1901 г. – скуфьею, а в сентябре 1902 г. перемещен к Всехсвятской церкви вновь открытого в Виндаве латышского прихода. В свое время о.Иоанн встретился с о.Иоанном (Сергиевым) Кронштадтским (будущим святым) и получил от него духовные заветы и его рясу. Позднее об этом событии в народе говорили: «Дар от Иоанна к Иоанну перешел». Рясу о.Иоанна Кронштадтского о.Иоанн Журавский хранил до последних лет своей жизни, и на жертвеннике в алтаре всегда стояла фотография святого отца. Заветы же святого о бессребренничестве и кротости старался неукоснительно исполнять – раздавал свой заработок бедным, отказался от выгодного места в кафедральном соборе и принял на себя крест служения в церкви Рижской Центральной тюрьмы, в церкви прп.Сергия в пересыльной тюрьме на станции Браса и в церкви св.Фирса в Рижской Садовниковой богадельне. Терпел многие скорби от ближних и от супруги, с которой жил, как брат с сестрой. 30 мая 1906 года был перемещен к Виндавской Николаевской церкви. Ко дню Св. Пасхи 1907 года за усердную службу по епархиальному ведомству удостоен Архипастырского благословения со внесением о сем в формулярный список. Свят. Правит. Синодом, за заслуги по гражданскому и военному ведомствам, ко Дню рождения Его Императорского Величества, награжден: по определению от 29.03.1908 за №2268,2269 – камилавкою; по определению от 01.04.1913 за №3045 – наперсным крестом, от Свят. Синода выдаваемым; по определению от 28–29.03.1916 за №№2307,2354 – саном протоиерея. Во время германской оккупации Латвии в 1916 году был эвакуирован за ее пределы, и есть свидетельства, что до 1918 года включительно он был в Киеве. По возвращении из эвакуации в 1919 году подвергся репрессиям советской власти: 52-летнего батюшку большевики мобилизовали на принудительные работы и заставили в Задвинье Риги копать землю. С 1 января 1920 года о.Иоанн служил священником-лектором в Николаевской церкви Рижской Центральной тюрьмы, а также в Фирсовской церкви Рижской Садовниковской богадельни, приходил в которые с карманами, полными подарков. В тюрьме создал четыре хора, две духовные библиотеки. После закрытия органами советской власти церквей в рижских тюрьмах и богадельне, 25 сентября 1940 года назначен настоятелем к Рижской Скорбященской церкви и служил в ней до выхода за штат. Во время Второй Мировой войны, с приходом немцев, массово расстреливавших евреев, милосердный о.Иоанн, стараясь спасти их от гибели, многих крестил в Православие. 6 декабря 1941 года Экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) награжден митрою. С сентября 1945 года до мая 1946 года дополнительно служил в Рижской Благовещенской церкви. Одновременно со служением на приходах в 1918–1945 годах состоял Законоучителем, преподавал латышский язык в рижских частных гимназиях А.Корти, Л.Полуэктовой, В.Блюм, Плотишенской. Стараниями прот.Иоанна Журавского были переведены и напечатаны на латышском языке Божественная литургия, всенощное бдение, требник и переложены на ноты песнопения Православной Церкви. 24 сентября 1957 года Рижско-градское духовенство чествовало старейшего священника Рижской епархии настоятеля Рижской Скорбященской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Журавского с исполнением 90-летия со дня рождения и 65-летия служения в священном сане. Юбиляр ко дню знаменательных дат Его Святейшеством Патриархом Алексием был награжден правом ношения второго наперсного креста. После Литургии, от лица Высокопреосвященного архиепископа Филарета, юбиляра поздравил настоятель кафедрального собора прот.С.Варфоломеев, представители епархиального совета – прот.Н.Смирнов, прот.П.Берзинь и другие. Протоиерей Иоанн Журавский сердечно благодарил всех за молитвы и добрые пожелания. Отец Иоанн Журавский был удивительным молитвенником и совершителем Божественной литургии, которую совершал истово и по полному чину. В алтаре часто стоял на коленях. Во время службы иногда сподоблялся зреть мир невидимый, души усопших. Поминание о здравии живых и упокоении душ усопших читалось дважды вслух на проскомидии и на Литургии. Скорбященский храм во время его служений был всегда переполнен, а другие, находившиеся рядом, пустовали. Служба в Скорбященской церкви начиналась в 8 утра, а заканчивалась в 3 часа дня. Потом все шли к нему, как к старцу, за советом и благословением. Отец Иоанн обладал даром исцеления и прозорливости, а молитва старца хранила и оберегала его духовных чад. 1 марта 1962 года ввиду преклонности лет о.Иоанн вышел за штат и проживал в Риге в Старом Городе. Перед смертью о.Иоанна его духовные чада спрашивали: «Что же мы будем делать без Вас?» Батюшка говорил то же, что и святой Серафим: «Приходите ко мне на могилку помолиться, цветов не нужно, а свечечку и только молитву. Приходите, когда служба отошла: на службе я – в церкви». Этот завет о.Иоанна до сих пор исполняется почитателями батюшки. Скончался протоиерей Иоанн Петрович Журавский 31-го марта 1964 года, на 97-м году жизни. Отпевали почившего старца 4-го апреля в белом гробике в Рижской Иоанно-Предтеченской церкви при большом стечении народа. В отпевании приняли участие 20 священников Рижской епархии во главе с епископом Рижским и Латвийским Никоном (Фомичевым). Погребен о.Иоанн на Ивановском кладбище с правой стороны от алтаря Иоанно-Предтеченской церкви, напротив входа в бывшую Казанскую Божией Матери церковь. На его могиле совершаются панихиды, и множество людей приходят помолиться. Известны случаи исцелений и различной помощи народу Божьему по молитвам батюшки, которого многие рижане почитают как старца.
Источник: РЕВ, 1890, с.426–428; 498; 1891, с.503–504; 1892, с.122; 201; 240; 1895, с.205; 247; 1897, с.479; 1901, с.90; 1902, с.650; 1906, с.481–482; 1907, с.410–411; 1908, с.377–378; 1913, с.285–286; 1916, с.135–136; ЛГА, ф.1452, оп.1, д.11 л.1–20; оп.3, д.4, л.145-151; д.7, л.22; ЖМП, 1958, №1, с.26; 1964, №10, с.15–16; Иеромонах Сергий (Ситиков). Тайна Царствия Божия. М., 2008, с.295-358; Из разных источников, сост.свящ.Андрей Голиков; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Журавский Михаил, псаломщик С февраля до июня 1909 года включительно псаломщик Полоцкой епархии Михаил Журавский служил в Михаловской (Пудиново) Покровской церкви Люцинского (Лудза) уезда.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Журавский Петр Стефанович, священник Родился 28-го сентября 1826 года в семье священника Полоцкой епархии. В детстве лишился отца, замученного раскольниками при совершении требы на дому. Окончил курс в Полоцком духовном училище и в 1847 году – курс в Петербургской Образцовой духовной семинарии. Венчался с православной девицей Меланией Семеновной. 7-го марта 1848 года рукоположен во священника к Боловской (Балви) Тихвинской Богородицкой церкви Люцинского (Лудза) уезда и благочиния Полоцкой епархии, а в октябре 1853 года был перемещен в Рижскую епархию к Скрудалинской (Скрудалиена) Покровской церкви Зельбургского (Селпилс) уезда и благочиния. В это время в Прибалтийском крае было движение латышей и эстов из Лютеранства в Православие, для них открывались новые приходы и вызывались священники из соседних епархий, и о.Петр Журавский, по прошению, в июле 1856 года был определен священником к Кальценауской (Калснава, Янюкалнс) Иоанно-Богословской церкви Венденского (Цесис) уезда. Одновременно с марта 1859 года и до конца 1860 года заведовал Марценским (Марциена) Николаевским приходом, а с февраля 1861 года и до сентября 1863 года совершал богослужения и требы в Марценской церкви. С сентября 1864 года, за кончиной приходского священника Ляудонской Иоанно-Предтеченской церкви Давида Андреевича Баллода, совершал в этом приходе богослужения и требы, а в октябре того же года к этой Лаудонской церкви перемещен, но до декабря 1864 года одновременно совершал требы в той же Кальценауской церкви. В марте 1872 года от Лаудонской церкви был перемещен к Голгофской (Галгауска) Иоанно-Предтеченской церкви Керстенбемского (Карздаба) благочиния, служил в которой до ноября 1881 года. Одновременно с апреля 1876 года и до июля 1877 года включительно совершал богослужения и требы в Буцковской (Бучауска) Ильинской церкви, а в ноябре 1881 года был перемещен к Лидернской (Лидере) Сретенской церкви и служил в этой церкви вплоть до своей кончины. Скончался священник Петр Стефанович Журавский после долгой тяжкой болезни 10-го июня 1892 года, на 66-м году жизни. Перед смертью был исповедан и приобщен Св. Христовых Таин Керстенбемским благочинным священником Василием Покровским. Погребение почившего состоялось 15-го июня. На отпевание своего духовника прибыли почти все настоятели Керстенбемского благочиния. Заупокойная литургия на латышском языке была совершена соборне пятью священниками тех приходов, в которых покойный служил. Пел местный хор. На отпевание на славянском языке вышло 8 священников во главе с Керстенбемским благочинным о.Василием Покровским. Народу было очень много, в церкви поместилась лишь незначительная его часть. Из церкви гроб вынесли священники, и после литии пред домом покойного гроб понесли прихожане. Из церкви на Лидернское приходское кладбище гроб провожало более 2000 народа. Отец Петр Журавский прослужил в священном сане 44 года. Был одним из старейших священников в латышских приходах Прибалтийского края. Был простым, общительным человеком и был предан делу служения Богу. Где бы он ни служил, везде оставлял о себе добрую память. В последнее время обрел у Бога дар чистой и сильной молитвы. К нему помолиться о своих несчастиях приезжали издалека крестьяне как православные, так и лютеране. Не только при полном здравии, но и в болезни, во всякое время и при любой погоде он отправлялся по первому зову в дома своих прихожан для совершения треб. В своей жизни испытал много скорбей, неся служение в иноверческом крае. Двое сыновей о.Петра Стефановича и матушки Мелании Семеновны служили на приходах Рижской епархии: Иоанн Петрович – в сане протоиерея, а Симеон Петрович – в сане священника. Отец Иоанн Петрович не раз молитвенно обращался к своему отцу после его смерти за помощью и получал ее.
Источник: РЕВ, 1890, с.506–518; 1892, с.475; 1893, с.20–21; с.606–608; МГИА, ф.549, оп.2, д.30; Иеромонах Сергий (Ситиков). Тайна Царствия Божия. М., 2008, с.297-298; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии.
Журавский Симеон Петрович, священник Родился 2-го февраля 1858 года в семье священника Кальценауской (Янюкалнс) Иоанно-Богословской церкви Петра Стефановича Журавского и 6-го апреля апреля был крещен в этой церкви. В 1876 году окончил курс в Витебском духовном училище, в 1882 году – курс в Витебской духовной семинарии по второму разряду и с того же года служил псаломщиком в Марценской (Марциена) Алексиевской церкви. Венчался с православной девицей Ольгой Иоанновной. 6-го августа 1884 года рукоположен во священника к Кольценской (Ледурга) Иоанно-Предтеченской церкви, а в 1887 году перемещен к Тальсенской (Талси) православной церкви Венденского (Цесис) уезда. Одновременно состоял Законоучителем в Тальсенском уездном училище. В феврале 1889 года был перемещен к Газенпотской (Айзпуте) Николаевской церкви, а 24 мая того же года – к Фестенской (Вестиена, Толка) Кресто-Воздвиженской церкви, в которой служил до июля 1892 года включительно. В январе 1890 года награжден набедренником. С мая 1892 года, за кончиной своего отца – приходского священника Лидернской (Лидере) Сретенской церкви Петра Стефановича Журавского, о.Симеон Петрович одновременно заведовал Лидернским приходом, а 12-го июля к Лидернской церкви был перемещен. В сентябре 1896 года был перемещен к Эйхенангернской (Алоя) Христо-Рождественской церкви, а в сентябре 1899 года – к Гензельсгофской (Эндзелини) Николаевской церкви, служил в которой по меньшей мере до 1903 года включительно.
Источник: РЕВ, 1889, с.33; 361; 1890, с.66; 506–518; 1892, с.474; 834–835; 1899, с.670; 1905, с.136; ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.1, д.180; http://familytree.ru/; Личный архив.
Журавский Феодор Львович, священник Родился в 1873 году в семье псаломщика села Глобай Невельского уезда Витебской губернии. В 1895 году окончил курс в Витебской духовной семинарии и до октября того же года включительно служил псаломщиком в Придруйской (Пиедруя) Николаевской церкви Дриссенского уезда. Затем служил в Вировлянской церкви Городокского уезда, в Кабищенской церкви Витебского уезда. Венчался с православной девицей Ниной Васильевной, 21-го февраля 1899 года рукоположен во священника к Тискадской Свято-Троицкой единоверческой церкви Режицкого (Резекне) уезда и служил в этой церкви по меньшей мере до февраля 1902 года включительно.
Источник: ЛГИА, ф.232, Метрические книги православных приходов Латвии; ф.4754, оп.2, д.187.
Журба Михаил, священник
|
Не позднее чем с 1990 года и до октября 1991 года священник Михаил Журба служил в Кулдигской Покровской церкви. Скончался в 1992 году.
Источник: Личный архив.
|
|
Категория: БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК | Добавил: Феодоровна (20.06.2020) |
Просмотров: 515 | |
|
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
|
| |
|