|
|
Каталог статей |
|
Духовное утешение на пути ко спасению. Часть 7.
16. Чтобы исполнять заповеди Божий и стараться сохранять себя от грехов, недостаточно иметь только решимость в душе и, что называется, силу воли, хотя и то и другое необходимо, чтобы было налицо с твоей стороны, — но тебе необходима для спасения помощь свыше, то есть — благодать Святого Духа, без которой спастись невозможно, потому что твоя борьба — это не борьба человека с человеком, а борьба смертного со смертью, плоти — с бесплотными злыми силами, немощного — с князем мира сего; и только благодатию Святого Духа ты силен одолеть твоих супостатов. В семя заложена сила произрастать, то есть как бы его воля произрасти; но если не будет земли, если не будет солнечных лучей, семя не прозябнет; а если не будет влаги, оно погибнет. Разумей это в духовном смысле: «земля» — это данная тебе Богом благая возможность делать добро пока ты находишься в этой жизни; «Солнце Правды», просвещающее всякого человека, грядущего в мир (Ин.1,9) — это Господь наш Иисус Христос; «напоение» же семени влагой — это действие благодати Святого Духа. Вот и молись Богу в день Пятидесятницы, молись Духу Святому, чтобы и тебе в духовном смысле быть древом, насажденным при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое (Пс.1,3).
17. Затем, брат, скажу тебе, что диавол влагает в наши сердца и чувство безнадежия, дабы ослабить все наши силы и волю к спасению. Он нам внушает, что все равно мы не можем спастись; что это посильно только для святых, пустынников, мучеников, исповедников и великих подвижников, но не для нас, грешных, которые и каяться даже не умеем, как должно. Знай, брат, что эти же чувства безнадежия и бессилия он внушал и помянутым святым, стараясь внушить им мысль, что их жизнь течет бесполезно, и подвиг их не нужен, да и слишком незначителен, чтобы быть принятым Богом во спасение их душ. Но они отвергли прилоги искусителя и вышли, как ты знаешь, победителями. Так и ты далеко отбрось от себя эти мысли и будь благонадежен. Святые, конечно, по своей любви к Богу и за свои великие подвиги наследуют великое; но и тебе, спасающемуся, уготовано спасение, и знай, что если ты получишь самое малое в сравнении с великим воздаянием святых, то и это малое в Царстве Небесном будет огромным и превосходящим все твои ожидания и возможности твоего ожидания и представления, и то настолько, что это и выразить и задумать нельзя, ибо не в меру Бог дает Духа (Ин.3,34) и милостив и щедр Господь (Пс.110,4), благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив Дародатель (Иоиль 2,13).
18. Действительно, диавол нанес человеческому роду страшное поражение; мы, даже и не оказав ему какого-либо сопротивления, утеряли рай и радость, и бессмертие, и без боя сдали врагу все наши крепости. Но на войне не первая битва решает исход войны, и даже не вторая и не третья, а именно — последняя; вот она-то и решает все. Не часто ли бывало в истории, что государства и великие армии терпели поражения, испытывали потери, оставались без военного снаряжения, отступали и вообще терпели лишения, страдания, потери и бесславие?! И, однако, опытные полководцы не сдавались и не позволяли себе приходить в отчаяние, а продолжали войну и, несмотря на все прежние испытанные ими поражения, внезапно наносили врагу решительный удар в конечной битве и выходили победоносцами. Так и ты, брат, не сомневайся в победе. Если ты продолжишь борьбу и не бросишь оружия, и не побежишь с поля брани, а, несмотря на все прежние поражения, будешь крепко держать щит веры, не обнажишь голову от шлема спасения и не выпустишь из рук меча духовного, то есть слова Божия (Еф.6,16—17) [А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6,16—17)], то ты одержишь победу и возьмешь трофеи над врагом. Я обещаю тебе это, потому что знаю, что ты не один будешь бороться с врагом. Есть, Кто будет споборствовать с тобою, и, если хочешь знать, Он уже одержал для тебя победу над твоим врагом, а также и Его врагом: Сам Бог — с тобою; Он — твой Союзник, твой Защитник; твое — ВСЕ. С Его именем, с надеждой на Него и любовью к Нему иди и борись. Будешь ли ранен, то есть так или иначе согрешишь, поскольку борьба нелегкая и враг твой искусен нанести тебе раны, — не унывай; для христианина никакая рана не может быть смертельной; но приди в, так сказать, фронтовой госпиталь, то есть в Церковь Божию, и здесь покайся в своих грехах и слабостях, и вот раны твои уже зажили. Стрела греха, ранившая тебя, изъята, и раны от нее уже нет. Итак, иди и воюй с врагом дальше. Но вот враг выбил из рук твоих меч, то есть поверг тебя в душевное бессилие чрез жизненные скорби, огорчения и тревоги, которые как бы обезоружили тебя. Склонись смиренно пред волей Божией; согнись и подними упавший из твоих рук меч, упрекни себя за малодушие и отражай нападения врага. И если ты будешь так поступать, то вот и выйдешь победителем и, как победитель, будешь увенчан. О, христианин, ты — воин Христов в этой жизни и призван ты не на мирное и обывательское спокойное существование, а на войну, и то — лютую войну; будь же и победителем в ней и насладишься в будущем веке покоем и честью, и радостью.
19. Сердце твое — маленькое. Не допускай же ничего лишнего в него. Пусть в нем будет место только для Бога и для любви к Нему. Брат, для того Бог и привел тебя в эту жизнь, и наделил разумной душой, чтобы ты спасся и навеки пребывал с ним в бессмертной жизни и радости. Знай это и люби Его, и будь верен Ему до смерти (Откр.2,10) [Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2,10)], и будь уверен в Его сильном желании спасти тебя и помочь тебе во всем и знай, что тебе НЕВОЗМОЖНО не спастись, если только ты позаботишься о том, чтобы на мощно протянутую к тебе десницу Божию и самому протянуть к ней свою немощную руку. Божия «десница» — это благодать Божия, призывающая тебя к спасению и простирающая тебе мощную помощь для осуществления сего, а твоя «рука» — это сильное и действенное желание быть спасенным и любовь к Богу, и вера. Всецело отдай себя Богу, смирись пред Ним и перед братьями твоими — людьми. Презри себя и сочти себя за ничто, как оный евангельский мытарь (Лк.18) [Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18,1—14)], и вот ты — спасешься. Потому что только смиренный спасается и получает благодать Божию.
20. Итак, в день праздника Святой Пятидесятницы, когда, брат, в тот день ты будешь с благоговением и коленопреклонно внимать молитвам, возносимым священником от лица и ради своей паствы, тогда определенно знай, о ЧЕМ тебе молиться. В этот день Святой Дух так явственно, так благоуханно и божественно находится в Церкви и услышит твои молитвы. Поэтому, брат, сосредоточься, взвесь заранее и подумай, о чем ты будешь просить Бога. Возможно, у тебя на сердце лежит много печалей и забот, и тягостей, и ты хочешь просить Бога разрешить все невзгоды и помочь тебе. Молись о сем. НО, первое и основное, и бесконечно более преимущественное, и важное, твое прошение должно быть о том, чтобы Бог тебе дал благодать Святого Духа и исполнил им твое сердце до преизбытка, до изнеможения, то есть, иными словами, уже на земле принял тебя в Царство Небесное, дал залог и начаток будущего вечного наслаждения. Даже скажу тебе: это-то единственное и должно было бы быть твоим прошением в этот день. Но плоть — немощна; и по немощи твоей проси у Бога, если хочешь, и о житейских твоих делах. Бог услышит, по написанному: Услышит тя Господь в день печали (Пс.19,2). Но не забудь, ни в коем случае не забудь, что важнейшее твое прошение да будет о получении благодати Святого Духа. Знай, брат, что если ты получишь этот Дар, то ничего большего и не потребуется тебе, и даже и не пожелаешь, потому что Дух Святый есть Сокровище, преисполненное благ. — Но как же мои нужды и тяготы? — О, не волнуйся о сем: о них чудесно позаботится Господь. Доверь Ему все. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54,23). Помни всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся (то есть все ваши мирские потребности) приложатся вам (Мф.б,33). Усвой эти слова и верой, и образом жизни: и в Бога верь, и Богу доверься. Знай еще и то, что Бог знает, что твое сердце томится от житейских невзгод, и уголек любви в нем, на котором возгорается и клубится фимиам твоей молитвы и веры, может совсем потухнуть, если скорби усыпят твою духовную энергию. Бог знает, что твое сердце — маленькое, и Он хочет, чтобы оно всецело принадлежало Ему, по написанному: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч.23,26). Итак, если ты дашь Ему твое сердце, то Бог позаботится о том, чтобы оно и оставалось Его и не допустит великим скорбям и демонам, действующим прикровенно за скорбями и возбуждающими бурю с той целью, чтобы отнять твое сердце от Бога и как бы некими устремляющимися водными потоками угасить всякую твою любовь к Богу и помыслы о вечной жизни, обессилить твою душу и привести в полное изнеможение. Итак, брат, отдай Богу твое сердце и после сего будь беспечальным, и имей только одну заботу, чтобы сердце твое непрестанно оставалось в руках Божиих. Таким образом, в день Святой Пятидесятницы, в день памятования Сошествия Святого Духа на Церковь, молись усердно о том, чтобы Дух Святый сошел и на тебя, а прежде этого приготовь себя молитвой и чтением Святых Книг.
21. Представь себе, что некий великий царь пришел в город, который он весьма возлюбил. И вот через глашатаев он милостиво приглашает к себе каждого гражданина этого города с позволением и даже поощрением, чтобы каждый просил у него той милости, которую пожелает. Для этого он и дает всем аудиенцию, чтобы каждый гражданин приблизился к нему и просил о том, что у него — на сердце. И вот представь себе далее: в назначенный день к сему царю, восседающему в великолепных царских одеждах на престоле возвышенном и золотом, окруженному сановниками в великолепных придворных одеждах, пришли граждане сего города, и каждый невозбранно изложил свою просьбу. И что же? — Один просил у царя, чтобы тот ему дал некую малую суму денег. И царь соизволил. Другой просил у царя, чтобы он повелел построить изгородь вокруг его небольшого имения, и царь на это кивнул головой. Третья, некая женщина, просила у царя, чтобы сын ее получил место при дворе, и царь, вздохнув, ответил: «Это — возможно». И секретарь записывал царские милости для приведения их в действие. Некто, пожаловавшись на болезнь, просил царя послать ему своего дворцового врача, на что царь дал соизволение. Все прошения были невеликими и были исполнены царем; и царь был прискорбен. И вот последним к царю пришел некий нищий. Он был убог и беден, но, как мог, он очистил свои одежды и привел их в порядок и, при всей своей бедности, постарался предстать пред царем в возможном для него благолепном виде. И, припав к ногам царя и со многими слезами, он взмолился царю: «Великий Царь, я молю тебя, чтобы ты дал мне участие в твоем царстве, в Твоем сиянии блеска и величествия; и прошу тебя, дай мне обитать в твоем дворце и дай мне светлые, достойные пребывания с тобою одежды, и дай также мне светлый венец на голову, и дай мне радость нескончаемо в вечной любви пребывать с тобою и наслаждаться лицезрением тебя, и прими меня в твои сыны». — Вокруг поднялся ропот: «Как смеет этот нищий обращаться к Царю с такими дерзкими требованиями? Царь несомненно накажет его». Но Царь, встав с престола, покрыл этого нищего своей порфирой и надел ему на голову золотой венец, украшенный драгоценными камнями. И сказал всем: «Этот человек поступил правильно. Я пришел сюда, чтобы оказать вам милость, А вы просили от меня вещи до такой степени маловажные, до такой степени незначительные... Что же, получите их. Ибо я — щедр и человеколюбец. А этот нищий был мудрее всех вас: он познал, что Я — истинно щедр и богат, и всемогущ, и для того и пришел к вам, чтобы дать вам весьма, весьма великое, и он просил от меня это великое; и вот он получит это все. Я даю ему мою благодать».
Так подражай этому благоразумному нищему и проси у Царя Небесного даровать тебе эту милость: БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА.
22. Дух Святый всегда был, есть и будет; моли же Его снизойти к тебе, чтобы и тебе всегда быть в Его благодати. Дух Святый есть Жизнь всего сущего, Дух животворящий; моли же Его оживить твою душу для вечной жизни. Дух Святый есть Огонь; моли же Его испепелить все недостойное в тебе и зажечь в тебе светильник твоего сердца во веки, дабы никакая тьма не объяла его. Дух Святый есть Свет; моли же Его просветить тебя, чтобы тебе воссиять, как звезда, в духовном небе Царства Божиего. Дух Святый есть Бог; моли же Его освятить тебя и дать тебе участие в Нем во веки. Дух Святый есть ВСЕ; моли же Его, чтобы, как Сокровище благ, Он излился в твое сердце и исполнил его до краев, до изливания, нескончаемым счастьем, чтобы тебе быть богатым во веки. Дух Святый есть бессмертный дух; молись, чтобы и тебе быть духом, потому что плоть и кровь немощны для того, чтобы наследовать вечную жизнь, и им надлежит чудесным образом, еще в земной жизни стать духовными. Скажи твоему сердцу: «Сердце мое, что ты делаешь здесь на земле? зачем томишься и не хочешь подняться выше праха? Зачем скорбишь о земных тяготах и неудачах: ведь на земле все — непохоже на Небо и его правду, а ты должно принадлежать Небу».
Дух Святый зовет тебя на Небо. О, поспеши, поспеши же откликнуться на Его зов! Дух Святый есть Утешитель. Приди же и мысленно припади к Нему на грудь и восплачься пред Ним; скажи Ему все твои огорчения и все твои неудачи и проси, чтобы, как дитя, Он взял тебя на Свои руки, и плачь пред Ним, и не стыдись своей немощи, потому что Он — твой Отец и не устыдит тебя, не оттолкнет, а, напротив, Он — единый благий, Он все поймет, утешит утешением божественным, беспредельным и неиссякающим и отрет всякую слезу от очей твоих (Откр.7,16,17,21,4) [Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр.7,16—17); И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21,4)].
О, Душе Святый, даруй нам служить Тебе в духе и истине и прииди и вселися в нас! Не так жаждущая пустыня томится по капле дождевной, как наше сердце томится, ожидая Твоего Пришествия! Прииди к нам, наш Боже, наше Радование, наше ВСЕ! Ты — вечный Бог, и мы — по любви Твоей — пребудем во веки, а все остальное — лишь сон и мимотекущая река.
На этом кончается рукопись.
|
Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (28.05.2012) |
Просмотров: 1435 | |
|
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
|
| |
|