Если я верую в Бога и жизнь вечную, а Бога нет, то я ничего не теряю. Но если я не верую в Бога и жизнь вечную, а Бог есть, то я теряю всё!
Луи Паскаль
Восстань же, русский человек!
Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время. Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою добродетелью?.. Все дремлет и спит... Воздремаша вся и спаху(Мф. 25: 5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится вокруг нас в обществе, в высших учебных заведениях, в печати, в законодательных учреждениях, и так далее. Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5: 14). Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Важные вопросы
Перед каждым человеком каждый день, каждый час стоят вопросы, на которые нужно найти ответ и принять какое-то решение. Нужно ответить на вопросы: ''Как мне поступить? Каким мне быть? К чему стремиться в жизни? Какое мое поведение? Какая окраска всей моей деятельности? Какое мое мировоззрение?'' Нужно также ответить на вопрос: ''Правильны ли мои ответы или нет, и почему?'' Когда человек живет среди своих, то многие из этих вопросов решаются сами собой. Мы поступаем так, как нас учили родители, семья и общество. Когда же мы попадаем в другую среду, где думают и поступают по-другому, где другое мировоззрение, где другая культура, и нашей старой мерки нет, то на эти вопросы очень важно ответить. В новых обстоятельствах на кого же нам равняться? Все поступают так, а как мне поступить, и почему? Но даже если человек живет среди ''своих'', и живет по их советам и правилам, то все равно у думающего человека рано или поздно появляются вопросы: ''Как мне поступить? Каким мне быть, и почему? К чему стремиться в жизни?''
О посещении храма в воскресенье
В Ветхом Завете сказано: Помни день субботний, чтобы освятить его (Исх.20:8). ...Тех, кто нарушал четвертую заповедь и не приходил в храм три воскресенья подряд, ждала строгая епитимия - отлучение от Церкви! ''Если кто-нибудь, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, три воскресных дня на протяжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения'' (80-е правило Шестого Вселенского Собора).
О дурных детях
Вы жалуетесь на своих детей, на своих родных детей! Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2). Кроме обычной школы, Вы дополнительно нанимали учителей, чтобы обучить их игре на фортепиано и французскому языку. Теперь они надоедают Вам своей музыкой, а когда, смеясь, говорят меж собой по-французски, Вы чувствуете, что они говорят о Вас дурное. Однажды в субботу Вы собрались на кладбище, чтобы заказать панихиду по старшему сыну, погибшему на войне. Вы сообщили об этом своим детям, но они не обратили на это никакого внимания, а прямо из постели уселись за пианино и стали играть. «Детки, — сказали Вы, — сегодня не нужно веселиться, сегодня будет служба за упокой души нашего Мирко». «Так это мы играем ему похоронный марш!» — ответили они и расхохотались. И Вы ушли одна, как Вы сами выразились, «с одной могилы на другую», рыдая всю дорогу. Если бы Вы в свое время наняли своим детям такого воспитателя, который научил бы их вести себя по закону Божию, то имели бы детей, а не обезьяну и попугая. Ведь и обезьяну можно научить играть на пианино, а попугая говорить, но поведению в соответствии с законом Божиим можно научить только сынов и дочерей человеческих. Рассказывают, как некая дворянка пожаловалась святому Серафиму Саровскому, что учителя плохо учат ее детей французскому языку, и спрашивала: «Что же делать?» На это святой человек ответил ей: «Ты, матушка, лучше учи детей своих, как Богу молиться, а французский они позже легко выучат». Следовательно, детей нужно, в первую очередь, учить тому, что есть самое важное, ибо то, что учат в молодости, не так скоро забывается. Второстепенные вещи можно и потом выучить, а если они даже и забудутся, то невелика важность. Однако если важнейшие основы не усвоены, или плохо усвоены, тогда звук пианино заглушает молитву, а французские диалоги употребляются на высмеивание родителей! Да поможет Вам Всеблагий Господь. Сейчас трудно Вам что-то посоветовать. Когда помутится сердце, его труднее высветлить, чем мутнейший поток. Терпите и молитесь Богу за детей своих. Терпением своим Вы, может быть, мало-помалу устыдите их, а молитвой вымолите помощь Всемогущего, чтобы очистились сердца детей Ваших. Но, прежде всего, покайтесь пред Ним, что детей своих не научили прежде (всего) закону Его.
Из писем святителя Николая Сербского
Во всяком возрасте о детях разные заботы и страхи, и многие труды. Блажен, кто воспитывает детей богоугодно.
Преподобный Ефрем Сирин
Худая та птица, которая гнездо свое марает.
Кто с радостью переносит страдания, тот делается смиренным.
Смиренный, когда появляются нехорошие мысли, укоряет себя.
Не уязвляй совести ближнего - и приобретешь смиренномудрие.
Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо.
Сила молитвы
Однажды, идя по пустыне, преподобный Макарий увидел на земле сухой человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, Макарий заметил, что череп как будто издавал звук. "Чей ты, череп?" - вопросил старец. И из черепа послышался такой ответ: "Я был начальником всех здесь обитавших жрецов, а ты, авва Макарий, исполненный духа Божия. Когда ты молишься о нас, сущих в муках, мы испытываем некоторую отраду. "Какая же бывает вам отрада и какая мука?" - вопросил старец. "Как небо отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучимся, опаляемые отовсюду, от ног до головы, - отвечал со стенанием череп, - и мы не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы отчасти видим друг друга, и это доставляет нам некоторую отраду". Слыша это, старец прослезился и сказал: "Несчастен тот день, в который человек преступил Заповедь Божию". Потом опять спросил: "Есть ли у вас и другие, большие муки?" Из черепа послышался голос: "Другие находятся еще глубже, под нами". "Кто же это?" - опять спросил старец. "Мы, не познавшие Бога, еще испытываем некоторое милосердие Божие, - продолжал голос из черепа, - а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не соблюдают Его Заповедей, те под нами испытывают еще тягчайшие, несказанные муки". Святой старец после того закопал череп в землю и ушел в глубоком раздумье.
Все мы под Богом ходим.
Старайся удерживать не только язык, но и мысль от осуждения.
Когда будут поносить и укорять, с молчанием отходите.
Следи за мыслями: здесь начало греха.
Не позволяй кому-либо говорить тебе похвалы.
Любящий молчание пребывает близ Бога.
Святыня просфоры
Преподобный Зосима Соловецкий в одно время дал приехавшим на остров купцам от своего священнодействия просфору; но они, идя из церкви, по неосторожности обронили ее. Инок Макарий, по случаю проходя мимо, увидел над просфорою стоящего пса, который всемерно старался схватить ее зубами, но при каждом покушении опаляем был огнем, от святого хлеба исходящим. Макарий приблизился... и огня не стало; перекрестившись, поднял он просфору и, принеся к преподобному Зосиме, рассказал о чудном видении. Все удивились столь поражающему уроку Христа Спасителя, в Его же славу совершившемуся. Из сего познайте святость хлебов, приемлемых вами от алтаря Господня, и вкушайте их с чистым сердцем с благоговением к Богу; в противном случае бойтесь: да огнь гнева Божия не опалит Вас!
Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей и всякого рода пристрастия к чему-либо чувственному.
А что ж наша доля, как не Божия воля!
Не тот богат, кто много милости творит, а тот богат, кто никого не обидит.
Люди радовались, когда ты родился; живи так, чтобы они плакали, когда ты умрешь.
В Неделю пятую Великого поста
... В ужасные часы крестного шествия в Своем уничижении, утомлении и падении под Крестом Спаситель изобразил судьбу грешников, если бы правосудный Господь вознамерился определить каждому из нас самому искупать свои грехи...
Человек нагрешил, а Бог заступил.
В Лазареву субботу ...Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин.11; 39)
Слушатели христиане! От грешника смердит, слышен бывает гнилой запах, подобный тому, как смердит от умершего на четвертый день после его смерти. От всякого ли грешника смердит? От всякого нераскаянного. Кто слышит, что от грешника смердит? Слышат люди, слышат особенно Ангелы Хранители, и всех явственнее слышит смрад греховный Господь Иисус Христос; но Он не удаляется, не бежит от грешника, а подходит, и подходит как можно ближе к нему, чтобы его, умершего от грехов, воскресить, чтобы отнять от него смрад греховный. Подходит и стоит, и ждет, чтобы грешник открыл свой грех, который как камень, лежит на нем и давит его душу. Но не забудем, какое долготерпение нужно безгрешному Богу, чтобы подойти к грешнику, от которого смердит! Помните, как Он прослезился, как восскорбел, возмутился... духом (Ин. 11; 33, 35), когда желал воскресить Лазаря? А отчего? От смрада греховного, от того зла, которое грех делает людям, от тех слез и скорбей, которых причиной грех. Итак, не будем держать греховного камня на душе нашей, будем скорее открывать грехи свои Богу. Тяжело это до слез, до скорби тяжко; но слезы о грехах и скорби пред Богом непродолжительны. Иисус Христос при нас, и тотчас умершую нашу от грехов душу, как Лазаря умершего, воскресит, и слезы, и скорбь, и смрад греховный отгонит, и мы оживем, успокоимся. О Господи, сердце чисто созижди во мне и уста мои отверзи мне, чтобы я могла плакать преж Тобой о грехах моих и открывать Тебе согрешения мои. Аминь.
Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся.
Самый короткий путь ко спасению, без поста, без бдения, без молитвы – путь неосуждения. ”В чем кого осудишь, - говорит пословица, - в том и сам побудешь”.
Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым.
Язык осуждающего хуже ада. Ад берет только злых, а он забирает злых и добрых.
Не осуждай ближнего. Тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.
Мы должны видеть свою греховность, свою духовную нищету.
С Бога начинай и Господом кончай.
Не откладывай служить Господу и помогать ближнему
...Трудись, пока силы есть. Готовься, чтобы спокойно встретить зиму свою – неизбежную смерть – и радостно, без трепета покрыться белым саваном. Аминь.
Слава Богу за все!
Господь мне помощник: не убоюся никаких бед, не предамся унынию, не погружусь в глубокое море печали. За все слава Богу! Слава Богу! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, виесто ропота должно принудить себя к частому, неспешному и внимательному повторению слов: слава Богу! Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету, и при встретившейся нужде испытает его самим делом, тот узрит чудную силу славословия Бога, тот возрадуется о приобретении нового, столь полезного знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, такого сильного и удобного. От одного шума этих слов, даже произносимых с понуждением, как бы одними устами, как бы только на воздух, - содрогаются, обращаются в бегство князи воздушные, развеиваются, как прах от сильного ветра, все помышления мрачные, отступают тягость и скука от души, к ней приходит легкость, в ней водворяются спокойствие, мир, утешение, радость. Слава Богу!
Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих. А свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.
Авва Исаия
Кто отвалит нам камень греховный? ...грех есть яд безконечный, огорчающий безконечное Божие милосердие...
...Скажи духовнику только одно слово: „Согрешил я”, - и он скажет тебе только одно слово: „Чадо, отпущаются тебе грехи твои”, - и тотчас ты почувствуешь облегчение и будешь прощен. О чудо! – лишь только отец духовный скажет это здесь, на земле, - то же самое говорит и на небе Сам Спаситель! „Прощаю тя”, - говорит здесь на земле священник. „Прощаю тя”, - ответствует и на небе Сам Христос. Здесь произносит разрешение священник, а там подтверждает его Сам Дух Святый. Какое дивное чудо! От одного слова зло исчезло, безконечная тяжесть спала, неисцельный яд исцелился, грех разрешился! Мы, расслабленные, восстали, мы, прокаженные, очистились, мы мертвые воскресли! Из врагов Божиих стали чадами Божиими, из грешников, вечной муки достойных, стали вдруг праведниками, достойными Небесного Царствия.
Святитель Илия Минятий
Пищи вкушать должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе к совершению добродетели; иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре постных периода, по примеру отцов, пищу принимай однажды в день, - и Ангел Господень прилепится к тебе.
Преподобный Серафим Саровский
Кто правды желает, тому Бог помогает.
Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В чем нам каяться? Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам, - и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее...
Святитель Иоанн Златоуст
Смех до плача доводит.
Лучше свое отдать, нежели чужое взять.
Меньше сулить – меньше грешить.
Мы не видим вражеской деятельности глазами, но зато он на нас действует невидимо: на ум – богопротивными помыслами, а на волю богопротивными желаниями. В согласии человека или несогласии с такими помыслами и желаниями и заключается союз и общение человека или с падшими духами, или с добрыми Ангелами. Для истинного христианина вся жизнь проходит в непрерывной брани, в постоянных падениях и восстаниях. Но как понять эту брань? С кем она? С помыслами и желаниями.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Святитель Филарет Московский советует, еще не вставая с постели, прочесть тотчас же несколько кратких молитв для освящения дня. Такими молитвами мы сразу же отгоняем того лукавого духа, который всегда стережет наше пробуждение.
О молитве
Старец Паисий Афонский говорил: "Молясь, вы должны стоять со смирением и простотой маленького ребенка, дабы удостоиться отеческой заботы. Признавайте свою немощь и ничтожество, чтобы вас покрыла милость Божия, потому что как тень следует за предметом, так и милость Божия – за простотой и смиренномудрием. Тот, кто чувствует свою греховность и воздыхает из глубины души, выше того, кто может воскресить мертвого и своим учением помогать всему миру. Кто достиг познания своей духовной немощи, тот достиг совершенного смирения". В книге о святогорских подвижниках старец писал: "Спокойная ночная молитва приносит большую пользу своим безмятежием и очень полезна для нашего духовного возрастания, подобно тому, как тихий ночной дождь много помогает всходу растений. Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и была принята Богом? Сделай страдание ближнего своим страданием. Даже одно сердечное воздыхание о своем ближнем приносит реальные плоды. Божественное извещение о принятии молитвы есть божественное уиешение, которое человек чувствует после молитвы".
Чего Бог не дал, того и не домогайся.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Некоторые из нас, иногда думая, что Бог их не услышит, или полагая, что желание их не сбудется, Богу вовсе не молятся, не просят Его о том, чего им хочется, что им нужно, чего им недостает; Богу не молятся, Его не просят, а скорбят, сокрушаются, безпокоятся, досадуют, даже ропщут иногда, что у них нет того или другого. (Вспомним святых родителей Пресвятой Девы Богородицы Иоакима и Анну просивших себе детей и в преклонном возрасте получивших от Бога по просьбам!) ...Обо всем Бога проси. Да чем скорбеть, сокрушаться, досадовать, безпокоиться, лучше молись... Просите, и дано будет вам (Мф. 7; 7), - говорит Господь. Тебе кажется это невозможным, но для Бога нет ничего невозможного. Бога надобно просить смелее, просить со дерзновением. Когда просишь Бога, помни одно: для Бога все возможно.
Протоиерей Родион Путятин
Не бойся никого, кроме Бога одного.
Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.
С поклона голова не заболит.
Диавол гордился, да с неба свалился.
Бог по силе крест налагает.
Своего „спасибо” не жалей, а на чужое не напрашивайся.
Воскресный день – не наш, а Господень.
...Молитесь и Вы Богу за родителей племянницы. Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грех не ляжет тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших – чтобы Господь простил им грехи и чтобы, следовательно, наказание не пало бы на их потомков.
Из писем святителя Николая Сербского
Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
Преподобный Амвросий Оптинский
Нищета, скорбь и рассуждение – вот работные орудия духовной жизни. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем.
Авва Пимен
Хорошо благовременное молчание, оно не что иное есть, как мать мудрейших мыслей.
Авва Диодох
Повиниться – что Богу помолиться.
За все браться – ничего не сделать.
Простачкам Бог опекун.
Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хеб-соль помнит.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Праздник на небе, когда грешник плачет.
...Но не предавайся излишней скорби и при несчастье. Всякое несчастье, малое и великое, посылается нам от Бога в наказание за наши грехи, малые и великие. А если Бог наказывает нас чем-нибудь здесь, то это явный знак, что Он хочет нас там помиловать. Тут потерпим временно за грехи, зато будем там покойны, вечно покойны! Аминь.
Протоиерей Родион Путятин
Бог долго терпит, да больно бьет.
Видение убитых детей
На третий день после Пасхи 1984 года Афонский старец Паисий во время молитвы увидел ужасное видение. Перед ним простиралось большое поле, засеянное пшеницей, которая только начала всходить. Он стоял у стены, обнесëнной вокруг поля. Зажигая свечи, он прилеплял их к стенке. Это он делал в память усопших, как в действительности у него был обычай возжигать свечи за весь страдальческий мир – за живых и за усопших. Слева от поля было дикое и пустое место, тëмное, без следов растительности, полное скал и камней. Его потрясало непрерывное землетрясение, и повсюду разносился сильный рëв. Старец прислушался повнимательнее к этому вою и различил, что он образовался от тысяч душераздирающих криков. Он не знал их происхождения, но сильно страдал при слышании их. Там, где он находился, недоумевая о смысле видения, он услышал голос, объяснявший ему, что засеянное поле пшеницы, которая ещë не созрела, символизировало усыпальницу душ умерших, которые воскреснут. А страшное место слева – было местом, где собираются души детей, убитых при абортах. Старец настолько страдал от увиденного, что после окончания видения, несмотря на то, что очень устал, не мог прилечь, чтобы уснуть немного.
Добрые наставления
Позднее наставление редко бывает успешно. Вороны рады трупу, а лукавые люди – падению брата. Пчела летит прочь от дыма, а Бог удаляется от гордой души. Кто ленив к трудам, тот не знает и настоящего покоя. Ленивый хуже больного; больной, если уж не может дело делать и лежит, то и не ест; а ленивый, хотя и лежит и ничего не делает, а все же ест. Жернова меняют имя пшенице, которая после них уже называется мукой; а человеку меняет имя Святое Крещение.
Изречения Варнавы Неподобного
Те, кто сильнее налегают на молитву, подвергаются более страшным и свирепым искушениям.
Ничто из вещей человеческих не может утешить скорби так, как чтение Божественных Писаний.
Седмица 3-я Великого поста Христос грешную душу к Себе призывает
Почто ты, человече, Меня оставил? Почто Возлюбившего тебя отвратился? Почто паки пристал к врагу Моему?
Помяни, что Я ради тебя с небес сошел. Помяни, что Я ради тебя воплотился. Помяни, что Я ради тебя от Девы родился. Помяни, что Я ради тебя Младенцем был. Помяни, что Я ради тебя смирился. Помяни, что Я ради тебя обнищал. Помяни, что Я ради тебя на земле жил. Помяни, что Я ради тебя гонение потерпел. Помяни, что Я ради тебя принял злословие, поношение, поругание, безчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки и позорные страсти. Помяни, что Я ради тебя со беззаконными вменился. Помяни, что ради тебя Я умер позорною смертию. Помяни, что ради тебя Я погребен был.
Я сошел с небес, чтобы тебя на небо возвести. Я смирился, чтобы тебя возвысить. Я обнищал, чтобы тебя обогатить. Я понес безчестие, чтобы тебя прославить. Я был изранен, чтобы тебя исцелить. Я умер, чтобы тебя оживить.
Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь приял. Ты должник, а Я долг за тебя заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.
И ко всему этому – любовь Моя, милосердие Мое Меня привлекло. Не мог Я терпеть, чтобы ты страдал в таком злополучии. Ужели ты сию любовь Мою пренебрегаешь?
Вместо любви – платишь ненавистью! Вместо Меня – любишь грех! Вместо Меня – работаешь страстям!
Но что же ты нашел во Мне, достойное отвращения? Ради чего не хочешь придти ко Мне?
Добра ли себе хочешь?.. Всякое добро у Меня. Блаженства ли хочешь?.. Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь?.. Что прекраснее, паче Меня? Благородства ли хочешь?.. Что благороднее Сына Божия и Сына Девы? Высоты ли хочешь?.. Что выше Царя Небесного? Славы ли хочешь?.. Кто славнее Меня? Богатства ли хочешь?.. У Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь?.. Я – Премудрость Божия! Дружества ли хочешь?.. Кто любвеобильнее Меня, Который душу Свою за всех положил?
Помощи ли ищешь?.. Кто поможет, кроме Меня? Врача ли ищешь?.. Кто исцелит, кроме Меня? Веселия ли ищешь?.. Кто увеселит, кроме Меня? Утешения ли в печали ищешь?.. Кто утешит, кроме Меня? Покоя ли ищешь?.. У Меня обретешь покой душе своей! Мира ли ищешь?.. Я – мир душевный! Жизни ли ищешь?.. У Меня источник жизни! Света ли ищешь?.. Аз есмь Свет миру! Истины ли ищешь?.. Аз есмь Истина! Пути ли ищешь?.. Аз есмь Путь! Вождя ли к небеси ищешь?.. Аз есмь Вождь верный!
Приступить ли не смеешь?.. Но к кому доступ удобнее Меня? Что же, почему же не хочешь придти ко Мне? Просить ли опасаешься?.. Но кому, просящему с верою, Я отказал? Грехи ли не допускают тебя?.. Но Я за грешников умер! Смущает ли тебя множество грехов?.. Но милосердия у Меня еще больше!
Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).
Из творений святителя Тихона, епископа Задонского
Пресыщение – начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью, пьянством и всякого рода лакомством тотчас возникают все виды скотской невоздержанности.
При нечувствии лучше молиться краткими молитвами.
В обращении с людьми не должно показывать себя унылым.
Подающий соблазны к осуждению также виновен.
Худые мысли не должно разбирать и обращать на них особое внимание.
Диавол, имея среди людей много своих слуг, живущих под его влиянием, именуется потому в Писании князем мира и богом века сего (см.: Ин. 12, 31; 2 Кор. 4, 4).
Мало пользы для христианина знать душеполезное только самому и не сообщить незнающим.
Нужно много трудиться каждому, чтобы увидеть в себе нерадение, неведение и расслабление, кои ослепляют очи сердца.
Мудрому человеку плач приятнее смеха.
Для чего нам язык? Среди многих чудотворений Господа хочется отметить исцеление немого.
Ведь мы тоже часто немы. Немы на исповеди, когда не знаем, что говорить, и оставляем за собой нераскаянные грехи. Немы, когда хулят веру, Церковь, молчим, не защищаем Славу Божию. Ближнего оскорбляют - молчим. Когда вразумить надо, неназойливо поучить мастерству, поделиться знанием духовным, как часто мы бываем немы! Но зато когда нам надо смолчать, т.е. если нас обижают, оскорбляют, вот тогда мы не молчим, а ведь это необходимо для нашей кротости и смирения...
Протоиерей Валентин Мордасов
Молчание - ограда мудрости.
Кто сердит, тот сам себе вредит.
Смущение, недоумение - это верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она - дело действующего в сердце диавола. Возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. Та беда, что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна. Тем же руководствуйся и относительно других; когда видишь, что кто-либо злобится на тебя, не считай его злобы прямым его делом; нет, он только страдательное орудие всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и обманывается от него. Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь просветил его сердечные очи, помраченные ядовитым, тлетворным дыханием духа злобы. Надо сердечно молиться Богу о всех людях, подверженных страстям: в них действует враг.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Самооправдание внушает диавол, а кто говорит "простите", тот опаляет демонов.
Не помышляй ни о ком зла: через сие сам делаешься злым, ибо злое помышляет злой, а доброе - добрый.
Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.
Дай Бог – хорошо, а слава Богу - лучше.
Как врачи дают нам разные лекарства, так и Господь дает нам кресты, согласно немощи нашей.
Доброе дело на два века: на тот и на этот.
При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. Ибо сказано: "Сыне, даждь Ми сердце твое" (см. Притч. 23, 26), а не ноги. Лучше сидя думать о Боге, чем о ногах, стоя.
За неблагодарных Бог благодарит.
Воздерживайтесь от смеха. Если и рассмешите всех - предоставите утешение сатане, а Господь со святыми Ангелами устыдятся.
Не давай слуха твоего речам суетным и бегай от вестей праздношатающихся старух.
По постигающим людей несчастиям еще нельзя делать заключения об их греховности.
Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги, Россия, и возжигай сильнее твой домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю, и мрак на языки (Ис. 60, 2).
Святитель Филарет Московский
Пустыней может быть и малая комната, удаленная от шума и не имеющая ничего соблазнительного и приводящего ко греху.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
В сороковой день по рождестве Господа нашего Иисуса Христа, Он был принесен Матерью Своей и Иосифом в храм Иерусалимский. ...Тут же была одна восьмидесятичетырехлетняя вдова Анна, дочь Фануилова. Подошла и она, стала благословлять Господа и говорить, что все ожидающие избавления в Иерусалиме найдут Избавителя в этом Младенце.
Если тебя поносят, и ты скорбишь от этого, нет в тебе истинного плача.
Живший в V веке преподобный Венедикт (память 27-го марта по н.ст.) знал двух девиц знатного рода, отличавшихся скромностью и невиноостью. Один за ними был недостаток: те девицы любили пересуживать и укорять других, то есть весьма злоупотребляли даром слова. Преподобный предостерегал их, говоря: "Оставьте дурную привычку, иначе я вас отлучу от Святого Причастия". Но девицы не исправлялись, так и умерли; похоронили их с честью, в храме. Впоследствии некоторые из предстоявших в том храме монахинь видели следующее: при возглашении "Елицы оглашеннии, изыдите" девицы выходили из гробов и из храма. И только по молитвам преподобного Венедикта, подавшего за упокой их просфору, девицы более не являлись. Этот рассказ из жизни преподобного Венедикта дает нам повод побеседовать об осторожном обращении с человеческим словом.
Душа наша - пустыня, не плодящая добрых дел; от Тебя, Господи, да примет она силу плодоношения.
Бог наложил на человека труд не для наказания, но для вразумления и научения его. Возлюби труд, и Бог скоро пошлет тебе спокойствие.
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешающего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой. Бог не примет тебя.
Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные - духовным, а духовные - богопознанию.
Кто, смиряясь, скажет "Прости меня", тот опаляет демонов-искусителей.
Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого.
Если мы не простим ближних, то этим не причиним им никакого вреда, а себе приготовим невыносимую гееннскую муку.
Осуждение есть признак самолюбия, а самолюбие присуще плотской мудрости и есть тьма душевная.
Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом. Не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха.
Какая ученость нам полезна?
Действительно хороша и необходима ученость, но только та, которая годна для той цели, для которой мы сотворены и живем. Всякая же иная ученость, как пузыри мыльные, блестящие разноцветно на одно мгновение, потом исчезающие, как бы не существовавшие. Вся и самая долголетняя жизнь человека со всевозможными благами в сравнении с вечностью - ничто. Святые отцы говорят, что диавол трясет людей, как в решете пшеницу, и не дает им одуматься, постоянно держа в головокружении. Ничто столько не принесло зла на свет, как разум. У человека не облагодатствованного, а, следовательно, находящегося еще с разумом, поврежденным в падении, все мудрствования его превратны и богопротивны.
Из книги протоиерея Валентина Мордасова
Священников всех почитай, к добрым же прибегай.
Малый пожар легче потушить, нежели как дать ему время усилиться; так-то и враждебные мысли сначала удобнее удержать. Одному монаху показалось, что в монастыре его не любит один брат; он пошел в другой монастырь. Там не полюбили трое; он и оттуда ушел. А в третьем еще больше. Тогда он возвратился в первый монастырь и написал записочку: "Терплю, Бога ради!" Как его оскорбят в чем, он вынет записочку и прочитает: "Терплю, Бога ради!"
Архимандрит Феофан Новоезерский
Чтобы не соблазняться делами ближнего и не осуждать его, надо молиться: "Господи, его святыми молитвами помилуй мя, грешного!" Тут мы себя ставим грешником, а ближнего - святым. Такая молитва избавляет от соблазна и осуждения.