Вторник, 23.04.2024, 14:50
М и р    В а м !
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Франсуа де Ларошфуко [1]
Сыны Царствия Христова. ПРОЛОГ. [14]
Программа передач православного телеканала "Союз" [0]
Душеполезное чтение [215]
Рассказы, новеллы [1]
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК [103]
Поиск


 Каталог статей
Главная » Статьи » Разное » Душеполезное чтение

Язык мой – враг мой
*СЛОВО О МНОГОГЛАГОЛАНИИ И МОЛЧАНИИ. Прп.Иоанн Лествичник
*О МНОГОГЛАГОЛАНИИ. Епископ Иеремия Затворник
*НАСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ГОВОРИТЬ О РЕЛИГИИ. Свт.Игнатий Брянчанинов
*ДОБРОЕ СЛОВО
*ПРОТИВ ЛЖИ
*БЛАГОДАРЕНИЕ БЛИЖНИХ
-------------------------------------------------------
Прп.Иоанн Лествичник

СЛОВО О МНОГОГЛАГОЛАНИИ И МОЛЧАНИИ

1. В предшествующем слове мы сказали кратко о том, сколь бедственно и вредно судить ближних, вернее же, самим судимыми быть и страдать от собственного языка, то случается и с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою он входит в нас, или, вернее, которою он из нас исходит.

2. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания (У Паисия Величковского: сетования.), истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

3. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, узилище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, неприметное преуспеяние, сокровенное восхождение.

4. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя как должно.

5. Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.

6. Молчание Иисусово постыдило Пилата, и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

7. Петр Апостол изрек слово и потом плакася горько, забыв изречение Псалмопевца: «Рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» (Пс. 38, 1); и слово другого мудрого мужа: «Лучше пасть с высоты на землю, нежели от языка» (Сирах. 20, 18).

8. Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей и побуждает меня к тому. Впрочем, скажу, что я узнал некогда от одного человека, который беседовал со мною о молчании уст. «Многоглаголание, — сказал он, — рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержанной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения». Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.

9. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания как огня.

10. Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келии, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания.

11. Познавший благоухание огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела — дыма. Ибо как дым отгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.

12. Немногие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержанные.
------------------------------------------------------

Епископ Иеремия Затворник

О МНОГОГЛАГОЛАНИИ

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

Эта молитва, к прискорбию, мало действующая в нас против многоглаголания — порока сколько гибельного, столько же обыкновенного и в мирских домах, и нередко в иноческих келлиях, когда сойдутся два-три брата. Побеседуем о многоглаголании: что оно есть?

ОТВЕТ. Многоглаголание отцы изображают кратко, но резко. Многоглаголание есть седалище тщеславия, знак невежества, дверь клеветы, суесловия, буесловия и лжи, истребление сердечного умиления, рассеяние мыслей, нехранение сердечной чистоты, погашение душевного усердия, расслабление в молитве, повод к непорядочным и скверным представлениям во сне.

ВОПРОС. От чего проистекает многоглаголание?

ОТВЕТ. Слышал я, говорит Лествичник, от одного достоверного человека, который, беседуя со мною о безмолвии, сказал, что многоглаголание проистекает от которого-либо из сих двух источников: или от худого и невоздержанного обращения и привычки, или, что более случается с подвижниками, от тщеславия, а иногда от пресыщения.

ВОПРОС. Чем побеждается многоглаголание?

ОТВЕТ. 1) Познавший свои грехопадения удерживает язык свой, а многоглаголивый не познал себя так, как должно. 2) Воспоминающий об исходе от жизни сей пресек свои речи, и стяжавший духовное рыдание отвратился от многоглаголания, как от огня. 3) Познавший сладость любви Божией от многолюдства и от многословия убегает, как пчела от дыма.

ВОПРОС. Что говорят отцы о важности и трудности обуздания языка?

ОТВЕТ. Обуздание языка сколько важно в деле иноческом, столько же и трудно: важно, ибо обуздавший язык одним ударом рассекает крепко сплетенный узел пороков многих; трудно, ибо редкие могут удержать воду без плотины, а еще реже такие, кои в состоянии обуздать уста невоздержанные.

ВОПРОС. Какие наипаче пороки происходят от многословия?

ОТВЕТ. Ложь, клевета и осуждение — пороки, которые, если войдут в келлию инока, делают ее отвратительною для Ангела. От древа и камня рождается огонь, от многословия происходит ложь, говорит Лествичник.

ВОПРОС. Как о важности греха сего говорят отцы?

ОТВЕТ. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех. Ибо Дух Святый страшнейшее паче всех пороков изрекает на нее определение. Аще погубиши, — глаголет Давид к Богу, — вся глаголющия лжу.., то чего надеяться тем, кои сшивают ложь с клятвопреступлением.

ВОПРОС. Во всех пороках мы примечаем различие и степени: какое различие и во лжи бывает?

ОТВЕТ. Есть ложь от страха наказания, и есть ложь без всякой опесности. Есть ложь злонамеренная, чтобы нанести вред ближнему. Та и другая приимут разные наказания. Иной лжет для веселости, чтоб в присутствующих смех возбудить. Видал я, говорит Лествичник, таких, кои ложь за честь себе поставляли и, пустословием своим производя смех, благоговейным людям плакать и духом сокрушаться не давали.

ВОПРОС. Какую хитрость при сем употребляют диаволы?

ОТВЕТ. Когда диаволы увидят, что мы с самого начала от слушания красных слов, скучным рассказчиком произносимых, хотим удалиться, то они стараются нас удержать, внушая нам сии два помысла: не опечаливай сего брата, чтобы не показаться благочестивее всех здесь находящихся. Или же сам один отойди; иначе при молитве твоей представятся тебе смешные воображения.

ВОПРОС. А отцы как советуют поступить?

ОТВЕТ. Не только сам, говорит Лествичник, бежи от злого сего собрания, но и всех собравшихся старайся разогнать напоминанием смерти и Страшного Суда Божия. Лучше тебе на сей раз показаться несколько тщеславным, чтоб делом самым доставить всем душевную пользу.

ВОПРОС. Чем можно предохранить себя от лжи?

ОТВЕТ. Стяжавший страх Божий чужд лжи, имея при себе беспристрастного судью — совесть. Правительство прогоняет ложь посредством истязаний; но обилие слез совершенно оную истребляет. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа незлобивая. Вином подвеселившийся и поневоле всегда говорит правду: так слезами умиления упившийся никогда не может солгать. Итак, видим, что требуется для сохранения себя от лжи, которая есть исчадие адское и отцом своим имеет сатану. — Требуется страх Божий, незлобие, чистосердечие, умиление, слезы.

Помолимся Духу Святому — Духу истины, да даст нам сии добродетели, всякую ложь и лицемерие из сердца и из келлии инока истребляющие.
------------------------------------------------------

Святитель Игнатий Брянчанинов

НАСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ГОВОРИТЬ О РЕЛИГИИ
(Из письма)

Вы пишите: «Очень рада, что приказали мне не говорить ни с кем о религии и проч.» Неправда! Вот, что Вам было написано от слова и до слова: «В преподавание «советов» не надо бы Вам очень пускаться, а со смирением от них отказаться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу и проч.»

Говорить о религии и преподавать советы — великая разница: поймите! И последнее я Вам не воспретил, а только сказал, чтоб Вы делали это со страхом Божиим, с крайнею осторожностию и умеренностию. Не доложить бремя на ближнего — не беда; переложить — и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему не способным. Говорю Вам это с сердечными слезами, от зрения и испытания многих горьких опытов! А сохрани меня Боже посоветовать Вам, в нынешнее скудное время, скрывать от ближних то малое, но превосходящее сокровище всего мира, знание о Боге, которое получено Вами не без подвига и страдания, по особой милости Божией. Ныне много разнородного знания, лишь знание истины ушло от людей. — Прекрасная русская пословица: «Недосол на столе, а пересол на спине». Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моем твоей спинке досталось несколько ударов от жезла — слова. Это было за пересол!
------------------------------------------------------

ДОБРОЕ СЛОВО

Исходит из уст ваших только доброе слово... (Еф. 4, 29).

К ряду слов христианину надо себя приучить и употреблять эти слова в разговоре как можно чаще. К таким словам относится, прежде всего, слово «прости». Преп.Антоний Великий учит: «Приучи, чтобы язык твой говорил при всех встречающихся случаях всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу — «прости меня». Слово «прости» сразу смиряет нас перед Богом и ближними, говорит о сознании своей вины, сожалении, раскаянии в ней.

При этом очень важно то чувство, с которым говорится слово «прости». Его можно произнести холодно, как бы вынуждено и без чувства вины и раскаяния. Тогда оно не имеет силы, не примиряет, не соединяет сердец, не очищает души. Поэтому оно должно быть непременно «осолено» (Мк. 9, 49), т.е. растворено любовью, смирением и кротостью. Тогда оно имеет полноту духовной силы.

Говорить надо «прости» не только тогда, когда вы сильно повредили ближнему или резко обидели его. В этих случаях уже мало говорить «прости», надо броситься перед ближним на колени. Нет, слово «прости» должно быть произносимо всегда, когда мы видим хотя бы малейший оттенок недовольства по отношению к себе, начало зарождения обиды, дымку нерасположения и т.п. Эту опасность по отношению ко взаимной любви надо устранять в самом начале и самому искать сближения и искренно просить прощения даже и тогда, когда нет сознания своей вины; вины можно и не заметить за собой, хотя она и была.

Как пишет схиархимандрит Софроний: «Всякий человек во всяком деле много может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегнет лукавства». Смущенная душа ближнего требует от нас действительной любви, которая, как говорит ап.Павел, «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), т.е. не ищет оправдания себя и осуждения ближнего, а с готовностью жертвует своим самолюбием и с легкостью принимает вину на себя, лишь бы вернуть мир и любовь ближнего.

Надо приучить себя и к слову «пожалуйста». С этим словом наши просьбы делаются смиоренными, вежливыми, лишаются оттенка требовательности и поэтому располагают ближнего к исполнению нашего желания.

Нам необходимо приучить себя и к наиболее почтительным и ласковым именам. Пусть слышат родители любовь к ним детей при словах «папочка» или «мамочка», а дети — ответную ласку при словах «сынок» или «дочка» и нежных названиях «Колюша», «Наташенька» и т.п.
------------------------------------------------------

ПРОТИВ ЛЖИ

Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21, 8).

Очевидно, что слова христианина должны быть правдивыми, отражать лишь истину и вызывать к себе полное доверие собеседников. По словам Господа, ложь — от лукавого, ибо «он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). А как говорит Св.Писание, «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

Сам Господь есть воплощение истины (Ин. 14, 6). А в христианине должен жить Христос. Поэтому христианин остается христианином лишь до тех пор, пока живет в истине и избегает лжи во всех ее проявлениях и видах. Ложь несвойственна душе человеческой как образу Божию. Ребенок, пока он не испорчен, не может и не умеет лгать. И если он сделает это, он покраснеет от стыда, как сделавший что-то в высшей степени скверное и пачкающее его душу. Так же будет реагировать всякая чистая душа, которой ложь претит. Если такой человек солжет, то он переживает это так, как быдто он запачкал грязью свою чистую и белоснежную до того одежду души.

Во всех народах, во всех слоях общества и во все времена лгуны вызывали и вызывают презрение. Но следует сказать, что если открытая ложь так всем претит, то различные виды тонкой, прикрытой лжи распространены всюду, и их не избегают и многие христиане. Такой малозаметной ложью является склонность приукрашивания в разговоре, преувеличение, предвзятая неточность в изложении фактов, одностороннее освещение вопроса и т.п. Пусть это не яркие черные пятна на нашей духовной одежде, а серые, но по большому количеству своему они также лишают чистоты одежду нашей души.

Разновидностью лжи является притворство, которое противоположно добродетели — искренности. Последняя будет прочно усвоена нами, если наше сердце будет открыто для всех и всем будет искренно желать добра, никого не будет судить и осуждать. Тогда как бы само собой исчезает и наше притворство, так как у нас не будет нужды словами скрывать от людей свои недоброжелательные чувства к ним.

Сильно распространено легкомысленное давание обещаний с последующим их невыполнением. Невыполнение обещаний считается каким-то пустяком, в то время как это является настоящим обманом. Христианин должен очень осторожно давать обещания, и то в условной форме с оговоркой — «если Бог даст», т.е. если не помешает что-либо, от человека не зависящее. Но уже если дано обещание, то все должно быть сделано, чтобы выполнить обещание точно и в срок: христианин должен быть духовно чистоплотным и щепетильным и в мелочах, ибо «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 23).

В старом христианском русском быту на точное выполнение обещанного обращалось большое внимание. Так, среди лучших представителей русского купечества было такое мнение. Если человек брал в долг и обещал вернуть деньги в 12 часов известного числа, то он должен их принести точно в 12 часов. А если он принесет их позднее, хотя бы и в назначенный день, то к нему пропадало уже всякое доверие.

Самым тяжким грехом против правды является нарушение клятвы — обещания, сделанного перед лицом святыни — креста и Евангелия. Страшно бывает наказание от Бога за этот грех и иногда падает не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков.
------------------------------------------------------

БЛАГОДАРЕНИЕ БЛИЖНИХ

За все благодарите (1 Фес. 5, 18).

Благодарность приемлющего побуждает дающего
давать дары больше прежних (прп.Исаак Сирианин).

Милость Божия часто проявляется к нам через посредство людей. Тогда нам необходимо проявить и к ним благодарность в самых больших, ярких и действенных ее формах.

Поэтому привычкой должно сделаться для нас и выражение постоянной нашей признательности к ближнему за его помощь и услуги нам, хотя бы и мелкие. Поэтому слово «спасибо» должно как можно легче и чаще сходить с нашего языка и быть растворено сердечным чувством.

За наиболее важные благодеяния пусть не стыдится христианин поклониться благодетелю в ноги, не стыдится целовать его щедрые руки и в горячих, от сердца идущих словах возблагодарить за оказанное им добро и почитать его с тех пор как своего благодетеля.

Конечно, не только внешнее благодарение должно иметь место в подобных важных случаях, но и искренняя, сердечная и постоянная молитва за своего благодетеля.

Что же касается более мелких случаев — услуги, помощи, оказания любезности и т.п., то и здесь мы должны также от всего сердца благодарить ближнего.

За всех же наших благодетелей, как живущих, так и почивших, нам следует усердно молиться и помещать их имена в записочках, подаваемых в Церкви на проскомидию, на молебны или на панихиды.

Постоянное чувство подобной признательности к Богу и к нашим ближним будет и облагораживать нашу душу, и приносить нам большую духовную пользу.

Об этом так пишет св.прав.Иоанн Кронштадтский: «Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей? Больше для нашей же пользы, чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви, и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей».

Само собой разумеется, что не только в словах благодарения и в молитвах за благодетелей мы должны воздавать всем делающим нам доброе, но, когда возможно и встретится к тому случай, мы должны и делом, и нашей помощью отблагодарить наших друзей: здесь опасен хотя бы и малейший оттенок проявления «черной неблагодарности».

Особенно опасна последняя в том случае, если мы после периода нашей слабости или бедности будем иметь и силу, и достаток и сами будем способны проявлять благотворительность. Тогда добродетель благодарности к Богу за все блага, щедро посылаемые нам от Бога, потребует от нас доказательства нашей признательности на деле, избегая той «ложной благодарности», о которой так пишет св.Иоанн Кронштадтский: «Что есть ложная благодарность к Богу? Ложная благодарность, когда, получая от Бога щедрые, незаслуженные дары духовные и вещественные, языком благодарят за оные Бога и употребляют только в свою пользу, не разделяя их с ближними; получают и скрывают их в своих сокровищницах, сундуках, книгохранилищах, лишая чрез то многих братий своих духовного просвещения, назидания, утешения или пищи, питья, одежды, жилища, врачевства в болезни или передвижения с места на место для добывания средств к продовольствию.

Такая благодарность есть ложная и богопротивная. Это значит: языком благодарить, а делом являть крайнюю неблагодарность и злонравие. А как много таких благодарных, или, вернее, неблагодарных».
------------------------------------------------------


<<К началу


Категория: Душеполезное чтение | Добавил: Феодоровна (07.02.2011)
Просмотров: 2378 | Теги: Празднословие, Язык мой – враг мой
Copyright MyCorp © 2024
При использовании любых материалов сайта «Мир Вам!» или при воспроизведении их в интернете обязательно размещение интерактивной ссылки на сайт:
 
Сегодня сайт
Форма входа